Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском
                              Утверждено
                     постановлением Правительства
                         Кыргызской Республики
                      от 24 июля 1996 года N 340

                          ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
                  о беженцах в Кыргызской Республике

    Настоящее Временное  положение  (далее - Положение) разработано на
основе  Конституции  Кыргызской  Республики,   других  законодательных
актов  Кыргызской   Республики  и общепризнанных  норм  международного
права  и определяет правовой статус беженцев,  порядок признания  лица
беженцем    и   устанавливает  правовые,  экономические  и  социальные
гарантии защиты прав беженцев в Кыргызской Республике.
    1. Беженцем признается лицо,  не являющееся гражданином Кыргызской
Республики  и  вынужденное покинуть  страну   своего   гражданства   в
силу  вполне   обоснованных  опасений  стать жертвой преследований  по
признаку  расы,  религии,  национальности, принадлежности к конкретной
социальной группе  или  политических убеждений и которое не может  или
в силу таких опасений не желает пользоваться защитой этой страны;  или
которое,    не  имея   гражданства  страны  своего  прежнего  обычного
проживания и находясь за ее пределами в результате таких событий,   не
может или в силу  таких опасений не желает вернуться в эту страну.
    Беженцем не может быть  признано  лицо,  совершившее  преступление
против  мира,   человечества,  военное или  другое  тяжкое  умышленное
преступление неполитического характера.
    2. Органом,  уполномоченным  Правительством  Кыргызской Республики
принимать   решение   о  придании  лицу  статуса  беженца,    является
Управление  по  миграции  населения Министерства  труда  и  социальной
защиты   Кыргызской  Республики  (далее  -  Управление   по   миграции
населения).
    3.  Для   признания  лица  беженцем  оно  обязано  по  прибытии  в
Кыргызскую  Республику не позднее трех суток,  исключая   праздничные,
выходные  дни,   обратиться  лично либо через  уполномоченного  на  то
представителя  с ходатайством установленного образца в  Управление  по
миграции  населения,  которое  регистрирует ходатайство,   а  также  в
органы внутренних дел для регистрации.
    При наличии достаточных оснований, в случае прибытия на территорию
Кыргызской  Республики  группы лиц Управление  по  миграции  населения
может   принимать  групповые  ходатайства  о  предоставлении   статуса
беженцев.
    Это  положение  не  может  препятствовать  применению   Кыргызской
Республикой    любых  мер  по  защите  национальной   безопасности   и
общественного порядка, таких как закрытие границ и прекращение  приема
беженцев.
    4. Местные  государственные администрации и местное самоуправление
города   Бишкека   обязаны   оказывать   содействие    во    временном
размещении  лиц,   подавших ходатайство о признании  их  беженцами,  в
местах их прибытия.
    Размещение  беженцев   вблизи   государственных  границ  (в   зоне
пограничного контроля) должно осуществляться по согласованию с Группой
Пограничных войск Российской Федерации в Кыргызской Республике.
    Размещение  беженцев  в индивидуальном или  групповом  порядке  на
территории  международных  пунктов пропуска: аэродромах  (аэропортах),
автостанциях, железнодорожных вокзалах исключается.
    5. Ходатайство  лица,  претендующего на получение статуса беженца,
не принимается к рассмотрению:
    в  случае  получения отказа в признании лица беженцем в  любом  из
государств,  присоединившихся к Конвенции  ООН  1951  года  о  статусе
беженцев и к Протоколу 1967 года, касающемуся статуса беженцев;
    если лицо покинуло государство своей гражданской принадлежности по
экономическим причинам либо вследствие голода или эпидемии;
    при  наличии  у  лица  гражданства третьего  государства,  защитой
которого это лицо может воспользоваться;
    если   лицо   прибыло   непосредственно  с   территории    другого
государства, в котором оно имело возможность получить убежище;
    если  лицо  состоит  в  законном браке с  гражданином   Кыргызской
Республики  и  имеет  возможность в соответствии  с  законодательством
Кыргызской  Республики получить в установленном порядке разрешение  на
пребывание в Кыргызской Республике;
    в случае несвоевременного обращения  (по  истечении  трех  рабочих
дней   с  момента прибытия) в Управление по миграции населения  и  его
территориальные органы.
    6.  Лицу,   обратившемуся  в Управление по  миграции  населения  с
ходатайством   о   предоставлении  ему  статуса   беженца,    выдается
свидетельство, указывающее, что его ходатайство рассматривается.
    7. Лицо, подавшее ходатайство о признании его беженцем, обязано:
    соблюдать законы и другие нормативные акты Кыргызской Республики;
    сообщать соответствующим  территориальным  органам  Управления  по
миграции населения сведения, необходимые для рассмотрения ходатайства;
    сотрудничать    с    уполномоченными   органами   государственного
управления    в   установлении   истинности   фактов,   сообщаемых   в
ходатайстве,   и представлять всю доступную информацию, относящуюся  к
его личности;
    соблюдать  установленный  порядок проживания  в  месте  временного
поселения;
    проходить    медицинские     осмотры   по    требованию    органов
здравоохранения и получить соответствующую справку.
    8. Лицо,  ходатайствующее  о предоставлении статуса беженца себе и
сопровождающим  его  лицам  (включая  членов  семьи),   до   вынесения
окончательного решения о его статусе имеет возможность:
    проживать в месте временного поселения;
    получать медицинскую, лекарственную и иную помощь.
    9. Решение о признании лица беженцем  принимается  Управлением  по
миграции  населения  и его территориальными органами  в  течение  трех
месяцев со дня регистрации ходатайства о признании лица беженцем.
    10.  Порядок   взаимодействия Управления по миграции  населения  с
Министерством   национальной   безопасности   Кыргызской   Республики,
Министерством   внутренних дел,  Группой Пограничных войск  Российской
Федерации   в   Кыргызской   Республике  по   выяснению   соответствия
ходатайствующего   лица  критериям  беженца,  проведению  процедур  по
идентификации  личности  и проверке сообщаемых  ходатайствующим  лицом
сведений    определяется   Инструкцией   по   работе   с    беженцами,
разрабатываемой  Управлением по миграции населения и  согласованной  с
Министерством   национальной   безопасности   Кыргызской   Республики,
Министерством   внутренних   дел   Кыргызской   Республики,    Группой
Пограничных   войск  Российской  Федерации  в  Кыргызской  Республике,
Министерством юстиции Кыргызской Республики.
    11. Лицу,  признанному беженцем,  Управление по миграции населения
выдает   удостоверение  установленного образца,   служащее  основанием
для  выдачи  органами  внутренних дел  вида  на  жительство,   которое
выдается  в соответствии со статьей 18 Закона Кыргызской Республики "О
порядке  пребывания  иностранных граждан в Кыргызской  Республике"   и
постановлением Правительства Кыргызской Республики от  5  января  1993
года  N  2  "О выдаче иностранным гражданам вида на местожительство  в
Кыргызской Республике".
    12. При  отказе  в признании лица беженцем ему в недельный срок со
дня  принятия  решения  об  этом вручается  письменное  уведомление  с
указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения.
    13.  Решение  об  отказе  в  признании лица  беженцем  может  быть
обжаловано   в  суде  в течение 5 дней со дня получения  данным  лицом
уведомления об отказе.
    До  принятия  окончательного решения  по  жалобе  лицу,  подавшему
жалобу,   предоставляются  возможности,   предусмотренные  пунктом   8
настоящего Положения.
    14. Лица, получившее письменные уведомления согласно пункту 12 или
окончательное   решение   суда   об  отказе  в  придании  им   статуса
беженцев, обязаны покинуть пределы территории Кыргызской Республики  в
течение  3 суток.
    В случае невыезда они подлежат депортации.
    15. Депортация  лиц,  получивших отказ в признании их беженцами на
территории    Кыргызской    Республики,     осуществляется     Группой
Пограничных  войск   Российской  Федерации в Кыргызской  Республике  в
пунктах  пропуска  через государственную границу  и   соответствующими
органами  внутренних дел на административной границе по предоставлению
заключения   Управления  по  миграции  населения,   согласованного   с
Генеральной прокуратурой  Кыргызской Республики, в течение 15 дней  по
актам на депортацию.
    Финансирование этих мероприятий  осуществляется  за  счет  средств
республиканского бюджета.
    16. Беженец вправе:
    проживать в  течение  трех месяцев в месте временного поселения до
определения  места жительства в одном из предложенных ему  Управлением
по  миграции  населения  районов. Места  предпочтительного  размещения
беженцев   по  республике   определяются   Правительством   Кыргызской
Республики   по  представлению  предложений  Управлением  по  миграции
населения;
    осуществлять трудовую деятельность в  соответствии  со  статьей  7
Закона   Кыргызской  Республики   "О  правовом  положении  иностранных
граждан в Кыргызской Республике";
    получать при  содействии  соответствующих органов государственного
управления  сведения о родственниках,  проживающих в  стране,  которую
беженец покинул, а также об оставленном там имуществе;
    вступать на общих основаниях с гражданами Кыргызской Республики  в
общественные объединения, не преследующие политические цели;
    свободно обращаться в суд;
    получать образование  на тех же правах,  как и граждане Кыргызской
Республики;
    обращаться  с   ходатайством  о предоставлении ему  гражданства  в
порядке,    предусмотренном   Законом   Кыргызской    Республики    "О
гражданстве Кыргызской Республики";
    добровольно   вернуться  в  страну  своего  прежнего   постоянного
проживания.
    За исключением прав,  изложенных в настоящем Временном  положении,
беженцы   обладают  статусом  иностранных  граждан  в  соответствии  с
Законом   Кыргызской  Республики  "О  правовом  положении  иностранных
граждан в  Кыргызской Республике".
    17.  Лицо,   признанное  беженцем, обязано  соблюдать  Конституцию
Кыргызской   Республики   и  ее  законы,   с  уважением  относиться  к
традициям и обычаям народа Кыргызстана.
    18.  Лицо,   признанное беженцем, обязано проживать  в  местах  их
размещения.
    В исключительных случаях (для воссоединения семьи,  по медицинским
показаниям)  вопрос о возможности переезда решается  по   согласованию
с  Управлением  по  миграции населения,  Министерством внутренних  дел
Кыргызской   Республики,    Министерством  национальной   безопасности
Кыргызской Республики и местными госадминистрациями.
    19. Вопросы приема,  размещения, обустройства и занятости беженцев
решают    Управление  по  миграции  населения  совместно  с   местными
государственными администрациями, которые:
    представляют   беженцу   информацию   об  условиях  проживания   и
возможности  трудоустройства в населенных  пунктах,  предлагаемых  для
постоянного проживания;
    оказывают  содействие в устройстве детей беженца  в  дошкольные  и
общеобразовательные учреждения;
    предоставляют   престарелым  одиноким   беженцам   и    инвалидам,
нуждающимся  в  постороннем  уходе,  места  в  учреждениях  социальной
защиты населения;
    оказывают беженцу по его просьбе содействие в возвращении в страну
своего  прежнего  постоянного проживания или выезде в  другую  страну,
предоставившую ему такое право.
    20.    Расходы   органов   государственной   власти   и    местных
государственных  администраций, связанные с  приемом  и  обустройством
беженцев, возмещаются за счет средств соответствующих бюджетов.
    Вопросы возмещения  расходов  Кыргызской  Республики,  связанные с
приемом  и  обустройством беженцев, решаются  на  основании  договоров
(соглашений),    заключаемых   Кыргызской   Республикой   с    другими
государствами и международными организациями.
    21.  Органы   государственной  власти  и  местные  государственные
администрации   должны  содействовать  общественным   организациям   и
неправительственным  международным организациям в их  деятельности  по
осуществлению помощи беженцам, проживающим на их территории.
    Работа Управления  по  миграции  населения  в  осуществлении своих
функций   в   отношении  беженцев  должна  проводиться  на   принципах
сотрудничества с Верховным Комиссариатом ООН по делам беженцев.
    22.  Беженец  не  может быть возвращен против его воли  в  страну,
которую  он  покинул,   по причинам, указанным в пункте  1  настоящего
Положения.
    Законно проживающие  на  территории  Кыргызской Республики беженцы
могут   быть   высланы  только,   если   их   действия    противоречат
интересам   обеспечения   государственной   безопасности  или   охраны
общественного порядка.
    В этом случае до выезда в другую страну в отношении беженцев могут
быть  применены  меры,  предусмотренные статьей  9  Закона  Кыргызской
Республики   "О  порядке пребывания иностранных граждан  в  Кыргызской
Республике".
    Решения и  действия  органов  государственной власти и управления,
органов  местного  самоуправления и должностных лиц, ущемляющие  права
беженца,    могут    быть   обжалованы   в   порядке,    установленном
законодательством Кыргызской Республики.
    23.  Лицо   утрачивает   статус беженца на  территории  Кыргызской
Республики, если оно:
    приобрело   гражданство    Кыргызской   Республики   или   другого
государства;
    получило статус беженца на территории другого государства;
    выехало  на  постоянное  местожительство  за  пределы   Кыргызской
Республики;
    добровольно вновь  выехало  в  ту  страну,  которую  оно  покинуло
вследствие опасения преследования.
    24.  Лицо  лишается  Управлением  по  миграции  населения  статуса
беженца:
    если   оно   умышленно   сообщило  ложные  сведения,   послужившие
основанием для признания его беженцем. В этом случае с него могут быть
взысканы   по   решению  суда  все  расходы,   понесенные   Кыргызской
Республикой по  его приему, обустройству и другой поддержке;
    при устранении обстоятельств, послуживших основанием для признания
его  беженцем.  В  этом  случае лицо не может  более  отказываться  от
пользования защитой страны своей гражданской принадлежности  и  должно
вернуться   в  страну  своего  гражданства  или,  будучи   лицом   без
гражданства,   должно   вернуться   в   страну   своего    постоянного
местожительства.