Утверждено
постановлением Правительства
Кыргызской Республики
от 25 января 1995 года N 19
ПОЛОЖЕНИЕ
о государственном учете и контроле
использования вод в Кыргызской Республике
(В редакции постановлений Правительства КР от
4 ноября 1997 года N 643, 25 февраля 2002 года N 100)
1. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с водным,
природоохранным и другим законодательством Кыргызской Республики,
устанавливает порядок ведения государственного учета и контроля
использования вод, права и обязанности государственных органов и
водопользователей в сфере учета и контроля использования вод и
является обязательным для выполнения всеми министерствами,
госкомитетами, административными ведомствами, организациями,
предприятиями, учреждениями Кыргызской Республики и гражданами-
водопользователями.
2. Целью государственного учета и контроля использования вод
является:
- обеспечение рационального использования вод в интересах
населения Кыргызской Республики;
- установление данных о запасах вод и их использовании для нужд
населения и народного хозяйства;
- установление данных о количественных и качественных показателях
воды, водных объектов и водохозяйственных сооружений;
- надзор за соблюдением водного законодательства, планов
водопользования, норм потребления, норм сброса сточных вод и иных
нормативных требований в сфере использования и охраны вод;
- надзор за соблюдением мер по охране вод от загрязнения,
засорения и истощения;
3. Государственный учет вод осуществляется для:
- текущего и перспективного планирования использования вод и
проведения водоохранных мероприятий;
- планирования развития производительных сил на территории
Кыргызской Республики на основе прогноза запасов вод;
- составления схем комплексного использования и охраны вод и
водохозяйственных балансов;
- получения данных для проектирования и эксплуатации
водохозяйственных, промышленных, сельскохозяйственных, транспортных,
энергетических и иных мероприятий и сооружений, связанных с
использованием и охраной вод;
- прогнозирования изменений гидрологических условий и качества вод
в водных объектах и водохозяйственных системах;
- систематического учета формирования стока и использования водных
ресурсов;
- разработки мероприятий по обеспечению эффективной работы
водохозяйственных систем, сооружений и устройств;
- разработки норм потребления, сброса вод и показателей качества
вод;
- оперативного управления водохозяйственными системами,
сооружениями и устройствами;
- регулирования взаимоотношений между государственными органами и
водопользователями, иных нужд, предусмотренных законодательством
Кыргызской Республики.
2. Содержание государственной системы
учета и контроля использования водного фонда
4. Государственная система учета и контроля использования вод
предусматриваетя
- организацию систематических наблюдений и измерений параметров,
характеризующих количество и качество вод, включая мониторинг
водных объектов;
- создание и развитие инфраструктуры, включающей сеть стационарных
наблюдательных станций и постов, передвижные (переносные)
измерительные приборы и установки, линии связи, средства сбора,
обработки, накопления и хранения данных;
- осуществление функций государственного надзора за соблюдением
водного законодательства, иных норм и правил в сфере использования
и охраны вод;
- учет и регистрацию водных объектов на основе ведения
Государственного водного кадастра;
- учет и регистрацию водохозяйственных сооружений на основе
ведения Государственного реестра;
- учет и регистрацию водопользователей на основе лицензирования
водопользования;
- ведение государственной статистической отчетности в сфере
использования и охраны вод;
- нормативное обеспечение в сфере использования и охраны вод;
- метрологическое обеспечение методов и средств измерения
количества и качества вод;
- информационное обеспечение о состоянии, использовании и охране
вод.
5. Государственному учету подлежат все водные объекты и
сосредоточенные в них водные ресурсы, составляющие государственный
водный фонд Кыргызской Республики, а также воды, изъятые из водных
объектов и используемые для нужд населения и народного хозяйства с
помощью сооружений и технических устройств либо сбрасываемые в водные
объекты.
6. Государственная система учета и контроля использования вод
распространяется на:
- организации, учреждения, предприятия и граждан, использующих
воду для нужд сельского хозяйства, потребляющих воду из водных
объектов, государственных водохозяйственных систем, в том числе из
сбросных и дренажных систем или собственных водозаборных сооружений;
- организации, учреждения, предприятия и граждан, использующих
воду для промышленных, строительных, коммунально-бытовых и иных
целей, потребляющих воду питьевого, технического и иного качества, в
том числе очищенные сбросные (сточные) воды из коммунальных или
ведомственных водохозяйственных систем и собственных водозаборных
сооружений;
- прочих водопользователей, использующих воды природных водных
объектов;
- предприятия и организации, имеющие оборотные системы
водоснабжения общей мощностью не менее 5000 куб.м. в сутки вне
зависимости от величины суточного потребления свежей воды;
- предприятия и организации теплоэнергетики, осуществляющие
водозабор из любых видов источников и подачу технической воды для
заполнения и подпитки теплосети вне зависимости от величины суточного
водопотребления;
- предприятия, организации и граждан, использующих подземные
минеральные и термальные воды для лечебных, курортных,
оздоровительных и иных целей вне зависимости от величины
водопотребления;
- предприятия, осуществляющие попутный водозабор при добыче
полезных ископаемых и водоотливе;
- предприятия, организации, учреждения и граждан, систематически
передающих (сбрасывающих) сточные воды в водные объекты,
коммунальные или ведомственные системы канализации;
- предприятия, осуществляющие сброс воды в нижние бьефы гидроузлов
с целью санитарных пунктов и пропуска рыбы.
7. Не подлежат государственному учету и контролю использования:
- воды, циркулирующие внутри систем теплоснабжения и оборотного
водоснабжения с объемом менее 5000 куб.м.;
- воды, пропускаемые через водохозяйственные сооружения при
производстве электроэнергии и в иных случаях, не связанных с изъятием
вод из водных объектов;
- воды, изъятые из водных объектов без применения технических
устройств, или используемые периодически, в объеме 50 куб.м. в сутки.
8. Не относятся к сфере использования вод, но подлежат
государственному учету и контролю на основе лицензирования
строительные, дноуглубительные, взрывные, буровые, геологоразведочные
работы, а также работы по прокладке трубопроводов, линий
энергоснабжения и связи и т.п., осуществляемые в акватории водоемов и
руслах рек и на территории водоохранных зон и полос вокруг водных
объектов и водохозяйственных сооружений.
9. Подлежит государственному контролю использование водных
объектов и водохозяйственных сооружений для рекреационных,
транспортных, гидроэнергетических и иных нужд и целей в случаях,
вызывающих нарушение их технологического или естественного
гидрологического режима, условий обитания водной флоры и фауны,
загрязнения, засорения и истощения государственного водного фонда.
3. Порядок осуществления государственного учета
и контроля использования вод
10. Государственная система учета и контроля использования вод
включает в себя самостоятельные разделы (направления)
"Поверхностные воды", "Подземные воды", "Использование вод",
"Качество вод", ответственность за ведение которых возлагается на
специально уполномоченные государственные органы.
11. Порядок проведения систематических наблюдений за показателями
состояния и использования водных объектов регулируется Положением о
мониторинге водного фонда, утвержденным постановлением Правительства
Кыргызской Республики от 25 января 1995 года N 19, а также
ведомственными положениями и инструкциями, разработанными и
утвержденными органами, на которых возложена ответственность за
выполнение этих функций.
12. Порядок проведения государственного учета водных объектов,
водных ресурсов, а также контроля за их использованием
регулируется Положением о порядке ведения Государственного водного
кадастра, утвержденным постановлением Правительства Кыргызской
Республики от 25 января 1995 года N 19.
13. Порядок учета и регистрации водопользователей регулируется
Положением о порядке лицензирования водопользования,
утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от
25 января 1995 года N 19, а также инструкциями, утверждаемыми в
установленном порядке.
14. Порядок проведения государственного учета и регистрации
водохозяйственных сооружений и устройств регулируется Положением о
Государственном реестре водохозяйственных сооружений, утвержденным
постановлением Правительства Кыргызской Республики от 25 января 1995
года N 19.
15. Порядок проведения государственного контроля за соблюдением
норм и правил охраны вод регулируется положениями об охране
поверхностных вод и подземных вод, утверждаемыми государственным
органом охраны окружающей среды Кыргызской Республики.
16. Порядок ведения статистической отчетности регулируется Законом
Кыргызской Республики "О государственной статистике", Положением о
государственной статистической отчетности о состоянии и использовании
вод и Положением о порядке представления государственной
статистической отчетности, утвержденными постановлениями
Правительства Кыргызской Республики, а также инструкцией о порядке
составления и представления статистической отчетности.
17. Порядок осуществления ведомственного контроля показателей
количества и качества вод для технологических и иных целей, не
относящихся к сфере государственной системы учета и контроля
использования вод, устанавливается министерствами, госкомитетами,
ведомствами, организациями, учреждениями и предприятиями
самостотельно, с учетом требований водного законодательства и иных
действующих норм и правил.
4. Разграничение функций государственных органов и
водопользователей (водопотребителей) при осуществлении
государственного учета и контроля использования вод
18. Национальный статистический комитет Кыргызской Республики
утверждает:
- порядок и формы ведения государственной статистической
отчетности об использовании и охране вод, разработанные
заинтересованными министерствами и ведомствами;
- инструкции о порядке ведения государственной статистической
отчетности.
19. Государственный орган водного хозяйства Кыргызской Республики
ведет:
- государственный учет и контроль использования вод;
- учет и регистрацию водопользователей;
- реестр водохозяйственных сооружений;
- контроль за соблюдением условий водопользования, указанных в
лицензиях;
- контроль за соблюдением установленных лимитов водопотребления и
водоотведения из оросительных и коллекторно-дренажных систем;
- контроль за соблюдением норм и правил эксплуатации
водохозяйственных сооружений и устройств, кроме систем коммунального
водоснабжения и водоотведения в городах и районных центрах;
- учет водных ресурсов на государственных оросительных системах;
- контроль за потреблением норм и правил первичного учета
использования вод, осуществляемого водопользователями;
- государственный водный кадастр по разделу "Использование вод";
- принимает участие в ведении мониторинга водных объектов с
использованием ведомственной наблюдательной сети.
20. Государственный орган охраны окружающей среды Кыргызской
Республики:
- осуществляет комплексное управление водоохранной деятельностью,
контроль и координацию работ министерств, госкомитетов,
административных ведомств, организаций, предприятий и учреждений по
охране вод и соблюдению природоохранного законодательства;
- разрабатывает и согласовывает нормативные документы по разделу
"Охрана водного фонда";
- осуществляет государственный контроль за соблюдением норм и
правил сбросов сточных вод в водные объекты, естественные понижения
рельефа местности и т.д.;
- осуществляет анализ государственной статистической отчетности по
разделу "Охрана вод";
- осуществляет формирование государственного эколого-
информационного банка данных об охране вод;
- осуществляет государственный учет источников сбросов
загрязняющих веществ в водные объекты, а также контроль за иными
вредными воздействиями на государственный водный фонд;
- осуществляет государственный контроль за соблюдением водного и
природоохранного законодательства.
21. Государственное агентство по гидрометеорологии при
Правительстве Кыргызской Республики:
- осуществляет государственный учет вод на поверхностных водных
объектах в зоне формирования стока;
- осуществляет мониторинг поверхностных водных объектов на основе
систематических наблюдений на гидрометеорологических станциях и
постах;
- обеспечивает составление прогнозов изменения количественных
показателей вод;
- осуществляет ведение Государственного водного кадастра по
разделу "Поверхностные воды";
- обеспечивает составление и публикацию водных балансов.
22. Государственное агентство по геологии и минеральным ресурсам
при Правительстве Кыргызской Республики:
- осуществляет государственный контроль за охраной подземных вод
от истощения и загрязнения;
- осуществляет государственный учет запасов подземных вод;
- осуществляет мониторинг подземных водных объектов на основе
систематических наблюдений за режимом и качеством подземных вод;
- ведет раздел "Подземные воды" Государственного водного кадастра;
- осуществляет контроль за ведением гидрогеологических работ
другими министерствами, госкомитетами, административными ведомствами,
организациями и предприятиями.
23. Министерство здравоохранения Кыргызской Республики:
- осуществляет государственный контроль за соблюдением условий
водопользования для нужд питьевого и коммунально-бытового
водоснабжения, животноводства, рыболовства, а также для предприятий по
переработке и хранению продуктов и сырья животного происхождения;
- разрабатывает и согласовывает стандарты и другие нормативные
документы, устанавливающие требования к качеству вод, используемых
для хозяйственно-бытовых нужд;
- осуществляет государственный контроль за состоянием
поверхностных и подземных вод, используемых для хозяйственно-питьевых
нужд населения;
- осуществляет государственный надзор за соблюдением санитарных
правил содержания водных объектов и водохозяйственных сооружений,
используемых для питьевых, коммунально-бытовых и рекреационных нужд
населения.
24. Государственный союз предприятий, организаций, объединений
(управлений) и ассоциаций жилищно-коммунального хозяйства
Кыргызской Республики (кроме г.Бишкека) и Государственное управление
"Бишкекводоканал" (в г.Бишкеке):
- осуществляют контроль за использованием питьевой и технической
воды в городах и районных центрах Кыргызской Республики из
коммунальных систем водоснабжения;
- ведут учет водопотребления и контролируют установленные лимиты
потребления питьевой и технической воды из коммунальных систем
водоснабжения;
- осуществляют контроль за соблюдением норм и правил использования
и охраны вод в пределах коммунальных систем водоснабжения;
- осуществляют контроль за соблюдением норм и правил сброса
сточных вод в коммунальные системы водоснабжения и канализации.
25. Государственные, кооперативные, общественные и другие
организации, предприятия, учреждения, а также граждане-
водопользователи:
- ведут первичный учет забора, использования и сброса вод;
- обеспечивают систематические наблюдения количества и качества
забираемых и сбрасываемых вод на всех водозаборных и сбросных
сооружениях и технических устройствах с помощью стационарных или
переносных средств измерений, удовлетворяющих нормативным
метрологическим требованиям;
- обеспечивают систематический аналитический контроль используемых
и сбрасываемых вод собственными силами или с привлечением других
организаций и учреждений;
- своевременно представляют в установленном порядке
государственную статистическую отчетность об использовании вод.
5. Организационное и финансовое обеспечение
государственной системы учета и контроля использования вод
26. Мероприятия по реализации государственной системы учета и
контроля использования вод выполняются специалистами государственных
органов, указанных в разделе 4 настоящего Положения, а также силами
подведомственных организаций, предприятий, учреждений и
специализированных подразделений в установленных пределах их
компетенции.
27. Права и ответственность органов за обеспечение действия
государственной системы учета и контроля использования вод
регулируются положениями об этих органах, а также положениями,
перечисленными в разделе 3 настоящего Положения и утвержденными в
установленном порядке.
28. Финансирование государственной системы учета и контроля
использования вод осуществляется за счет средств государственного
бюджета Кыргызской Республики в пределах лимитов, выделяемых
Правительством Кыргызской Республики органам, ответственным за
выполнение мероприятий, предусмотренных настоящим Положением.
29. Издержки государственных органов в связи с осуществлением
государственной системы учета и контроля использования вод могут
частично покрываться за счет хоздоговорной деятельности,
поступлений денежных средств от представления платной информации,
штрафных санкций к нарушителям водного и природоохранного
законодательства, платных услуг водопользователям и в иных случаях и
порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.