Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском
                              Утверждено
                     постановлением  Правительства
                         Кыргызской Республики
                      от 25 января 1995 года N 19

                               ПОЛОЖЕНИЕ
                  о государственном учете и контроле
               использования вод в Кыргызской Республике

             (В редакции постановлений Правительства КР от
         4 ноября 1997 года N 643, 25 февраля 2002 года N 100)

                          1. Общие положения

    1.  Настоящее  Положение  разработано  в  соответствии  с  водным,
природоохранным  и  другим  законодательством  Кыргызской  Республики,
устанавливает   порядок  ведения  государственного  учета  и  контроля
использования  вод,  права  и обязанности  государственных  органов  и
водопользователей   в  сфере  учета  и  контроля использования  вод  и
является    обязательным   для   выполнения   всеми    министерствами,
госкомитетами,     административными    ведомствами,    организациями,
предприятиями,  учреждениями  Кыргызской  Республики   и   гражданами-
водопользователями.
    2.  Целью  государственного  учета и  контроля  использования  вод
является:
    -   обеспечение  рационального  использования  вод   в   интересах
населения Кыргызской Республики;
    - установление данных о запасах вод и их  использовании  для  нужд
населения и народного хозяйства;
    - установление данных о количественных и качественных  показателях
воды, водных объектов и водохозяйственных сооружений;
    -   надзор   за   соблюдением  водного  законодательства,   планов
водопользования,  норм  потребления, норм сброса сточных  вод  и  иных
нормативных требований в сфере использования и охраны вод;
    -  надзор  за  соблюдением  мер  по  охране  вод  от  загрязнения,
засорения и истощения;
    3. Государственный учет вод осуществляется для:
    -  текущего  и  перспективного планирования  использования  вод  и
проведения водоохранных мероприятий;
    -   планирования  развития  производительных  сил  на   территории
Кыргызской Республики на основе прогноза запасов вод;
    -  составления  схем комплексного использования  и  охраны  вод  и
водохозяйственных балансов;
    -    получения    данных   для   проектирования   и   эксплуатации
водохозяйственных,  промышленных, сельскохозяйственных,  транспортных,
энергетических   и   иных  мероприятий  и  сооружений,   связанных   с
использованием и охраной вод;
    - прогнозирования изменений гидрологических условий и качества вод
в водных объектах и водохозяйственных системах;
    - систематического учета формирования стока и использования водных
ресурсов;
    -   разработки  мероприятий  по  обеспечению  эффективной   работы
водохозяйственных систем, сооружений и устройств;
    - разработки норм потребления, сброса вод и  показателей  качества
вод;
    -    оперативного    управления   водохозяйственными    системами,
сооружениями и устройствами;
    - регулирования взаимоотношений между государственными органами  и
водопользователями,   иных  нужд,   предусмотренных  законодательством
Кыргызской Республики.

                 2. Содержание государственной системы
             учета и контроля использования водного фонда

    4.  Государственная  система  учета и контроля  использования  вод
предусматриваетя
    - организацию  систематических  наблюдений и измерений параметров,
характеризующих  количество  и  качество  вод,   включая    мониторинг
водных объектов;
    - создание и развитие инфраструктуры, включающей сеть стационарных
наблюдательных    станций    и   постов,   передвижные    (переносные)
измерительные  приборы  и  установки,  линии  связи,  средства  сбора,
обработки, накопления и хранения данных;
    - осуществление функций государственного  надзора  за  соблюдением
водного   законодательства,  иных  норм и правил в сфере использования
и охраны вод;
    -   учет    и   регистрацию  водных  объектов  на  основе  ведения
Государственного водного кадастра;
    -  учет  и  регистрацию  водохозяйственных  сооружений  на  основе
ведения Государственного реестра;
    - учет  и  регистрацию  водопользователей на основе лицензирования
водопользования;
    -  ведение  государственной статистической  отчетности   в   сфере
использования и охраны вод;
    - нормативное обеспечение в сфере использования и охраны вод;
    -   метрологическое   обеспечение  методов  и  средств   измерения
количества и качества вод;
    - информационное обеспечение о состоянии,  использовании и  охране
вод.
    5.   Государственному  учету  подлежат  все   водные   объекты   и
сосредоточенные  в  них  водные ресурсы, составляющие  государственный
водный   фонд Кыргызской  Республики,  а также воды, изъятые из водных
объектов  и  используемые для нужд населения и народного  хозяйства  с
помощью  сооружений и технических устройств либо сбрасываемые в водные
объекты.
    6.  Государственная  система  учета и контроля  использования  вод
распространяется на:
    -  организации,  учреждения, предприятия и  граждан,  использующих
воду   для  нужд  сельского  хозяйства, потребляющих  воду  из  водных
объектов, государственных водохозяйственных систем, в том   числе   из
сбросных  и дренажных систем или собственных водозаборных сооружений;
    -  организации,  учреждения, предприятия и  граждан,  использующих
воду   для   промышленных,  строительных, коммунально-бытовых  и  иных
целей,  потребляющих воду питьевого, технического и иного качества,  в
том  числе  очищенные  сбросные (сточные)  воды  из  коммунальных  или
ведомственных  водохозяйственных  систем  и  собственных  водозаборных
сооружений;
    -  прочих  водопользователей, использующих воды  природных  водных
объектов;
    -   предприятия   и   организации,   имеющие   оборотные   системы
водоснабжения  общей  мощностью  не менее  5000  куб.м.  в  сутки  вне
зависимости от величины суточного потребления свежей воды;
    -   предприятия   и  организации  теплоэнергетики,  осуществляющие
водозабор   из  любых видов источников и подачу технической  воды  для
заполнения и подпитки теплосети вне зависимости от величины  суточного
водопотребления;
    -  предприятия,  организации  и  граждан,  использующих  подземные
минеральные    и    термальные   воды   для   лечебных,     курортных,
оздоровительных    и   иных   целей  вне   зависимости   от   величины
водопотребления;
    -   предприятия,  осуществляющие  попутный  водозабор  при  добыче
полезных ископаемых и водоотливе;
    - предприятия,  организации,  учреждения и граждан, систематически
передающих    (сбрасывающих)   сточные   воды   в   водные    объекты,
коммунальные или ведомственные системы канализации;
    - предприятия, осуществляющие сброс воды в нижние бьефы гидроузлов
с целью санитарных пунктов и пропуска рыбы.
    7. Не подлежат государственному учету и контролю использования:
    - воды,  циркулирующие внутри систем теплоснабжения  и  оборотного
водоснабжения с объемом менее 5000 куб.м.;
    -   воды,  пропускаемые  через  водохозяйственные  сооружения  при
производстве электроэнергии и в иных случаях, не связанных с  изъятием
вод из водных объектов;
    -  воды,  изъятые  из  водных объектов без применения  технических
устройств, или используемые периодически, в объеме 50 куб.м. в сутки.
    8.   Не   относятся  к  сфере  использования  вод,   но   подлежат
государственному    учету   и   контролю  на   основе   лицензирования
строительные,  дноуглубительные, взрывные, буровые, геологоразведочные
работы,   а   также    работы   по  прокладке   трубопроводов,   линий
энергоснабжения и связи и т.п., осуществляемые в акватории водоемов  и
руслах  рек  и  на территории  водоохранных зон и полос вокруг  водных
объектов и водохозяйственных  сооружений.
    9.   Подлежит   государственному  контролю  использование   водных
объектов    и    водохозяйственных   сооружений   для   рекреационных,
транспортных,  гидроэнергетических и иных  нужд  и  целей  в  случаях,
вызывающих    нарушение   их   технологического   или    естественного
гидрологического  режима,   условий обитания  водной  флоры  и  фауны,
загрязнения, засорения и истощения государственного водного фонда.

            3. Порядок осуществления государственного учета
                     и контроля использования вод

    10. Государственная система учета  и  контроля  использования  вод
включает     в     себя     самостоятельные   разделы    (направления)
"Поверхностные   воды",   "Подземные  воды",    "Использование   вод",
"Качество  вод", ответственность  за  ведение которых  возлагается  на
специально уполномоченные государственные органы.
    11. Порядок  проведения систематических наблюдений за показателями
состояния  и  использования водных объектов регулируется Положением  о
мониторинге  водного фонда, утвержденным постановлением  Правительства
Кыргызской  Республики  от  25  января  1995  года  N  19,   а   также
ведомственными   положениями   и   инструкциями,   разработанными    и
утвержденными  органами,  на  которых  возложена  ответственность   за
выполнение этих функций.
    12. Порядок  проведения  государственного  учета  водных объектов,
водных   ресурсов,    а    также   контроля   за   их   использованием
регулируется  Положением  о порядке ведения  Государственного  водного
кадастра,   утвержденным   постановлением   Правительства   Кыргызской
Республики от 25  января 1995 года N 19.
    13. Порядок учета  и  регистрации  водопользователей  регулируется
Положением      о      порядке     лицензирования     водопользования,
утвержденным  постановлением Правительства Кыргызской  Республики   от
25   января  1995  года  N 19, а также инструкциями,  утверждаемыми  в
установленном порядке.
    14.   Порядок  проведения  государственного  учета  и  регистрации
водохозяйственных  сооружений  и  устройств регулируется Положением  о
Государственном  реестре  водохозяйственных сооружений,   утвержденным
постановлением  Правительства Кыргызской Республики от 25 января  1995
года N 19.
    15. Порядок проведения государственного  контроля  за  соблюдением
норм   и   правил  охраны  вод  регулируется  положениями  об   охране
поверхностных  вод  и  подземных  вод,  утверждаемыми  государственным
органом  охраны окружающей среды Кыргызской Республики.
    16. Порядок ведения статистической отчетности регулируется Законом
Кыргызской  Республики  "О государственной статистике",  Положением  о
государственной статистической отчетности о состоянии и  использовании
вод    и    Положением   о   порядке   представления   государственной
статистической     отчетности,      утвержденными      постановлениями
Правительства  Кыргызской Республики, а также  инструкцией  о  порядке
составления и представления статистической отчетности.
    17.  Порядок  осуществления  ведомственного  контроля  показателей
количества  и  качества  вод  для технологических  и  иных  целей,  не
относящихся   к  сфере  государственной  системы  учета   и   контроля
использования   вод,  устанавливается  министерствами,  госкомитетами,
ведомствами,    организациями,     учреждениями     и    предприятиями
самостотельно,  с  учетом требований водного законодательства  и  иных
действующих норм и правил.

          4. Разграничение функций государственных органов и
        водопользователей (водопотребителей) при осуществлении
          государственного учета и контроля использования вод

    18.  Национальный   статистический комитет  Кыргызской  Республики
утверждает:
    -   порядок   и   формы  ведения  государственной   статистической
отчетности    об    использовании   и   охране   вод,    разработанные
заинтересованными  министерствами и ведомствами;
    -  инструкции  о  порядке  ведения государственной  статистической
отчетности.
    19. Государственный  орган водного хозяйства Кыргызской Республики
ведет:
    - государственный учет и контроль использования вод;
    - учет и регистрацию водопользователей;
    - реестр водохозяйственных сооружений;
    -  контроль  за соблюдением условий водопользования,  указанных  в
лицензиях;
    - контроль за соблюдением установленных лимитов водопотребления  и
водоотведения из оросительных и коллекторно-дренажных систем;
    -   контроль   за   соблюдением  норм   и   правил    эксплуатации
водохозяйственных сооружений и устройств,  кроме систем  коммунального
водоснабжения и водоотведения в городах и районных центрах;
    - учет водных ресурсов на государственных оросительных системах;
    -   контроль  за  потреблением  норм  и  правил  первичного  учета
использования вод, осуществляемого водопользователями;
    - государственный водный кадастр по разделу "Использование вод";
    -  принимает   участие  в  ведении мониторинга водных  объектов  с
использованием ведомственной наблюдательной сети.
    20.  Государственный   орган  охраны окружающей  среды  Кыргызской
Республики:
    - осуществляет комплексное управление водоохранной  деятельностью,
контроль     и    координацию    работ   министерств,    госкомитетов,
административных ведомств, организаций, предприятий и  учреждений   по
охране  вод  и соблюдению природоохранного законодательства;
    - разрабатывает  и  согласовывает нормативные документы по разделу
"Охрана водного фонда";
    -  осуществляет  государственный контроль за  соблюдением  норм  и
правил  сбросов  сточных вод в водные объекты, естественные  понижения
рельефа местности и т.д.;
    - осуществляет анализ государственной статистической отчетности по
разделу "Охрана вод";
    -    осуществляет    формирование    государственного     эколого-
информационного банка данных об охране вод;
    -    осуществляет   государственный   учет   источников    сбросов
загрязняющих   веществ  в водные объекты, а также  контроль  за  иными
вредными воздействиями на государственный водный фонд;
    - осуществляет государственный контроль за соблюдением  водного  и
природоохранного законодательства.
    21.    Государственное    агентство   по   гидрометеорологии   при
Правительстве Кыргызской Республики:
    - осуществляет государственный учет вод  на  поверхностных  водных
объектах в зоне формирования стока;
    - осуществляет  мониторинг поверхностных водных объектов на основе
систематических  наблюдений  на  гидрометеорологических   станциях   и
постах;
    -  обеспечивает  составление  прогнозов  изменения  количественных
показателей вод;
    -   осуществляет  ведение  Государственного  водного  кадастра  по
разделу "Поверхностные воды";
    - обеспечивает составление и публикацию водных балансов.
    22. Государственное  агентство  по геологии и минеральным ресурсам
при Правительстве Кыргызской Республики:
    - осуществляет  государственный  контроль за охраной подземных вод
от истощения и загрязнения;
    - осуществляет государственный учет запасов подземных вод;
    -  осуществляет  мониторинг подземных водных  объектов  на  основе
систематических наблюдений за режимом и качеством подземных вод;
    - ведет раздел "Подземные воды" Государственного водного кадастра;
    -  осуществляет  контроль  за  ведением  гидрогеологических  работ
другими министерствами,  госкомитетами, административными ведомствами,
организациями и предприятиями.
    23. Министерство здравоохранения Кыргызской Республики:
    -  осуществляет  государственный контроль за  соблюдением  условий
водопользования     для    нужд   питьевого   и   коммунально-бытового
водоснабжения, животноводства, рыболовства, а также для предприятий по
переработке  и хранению продуктов и сырья животного происхождения;
    -  разрабатывает  и  согласовывает стандарты и другие  нормативные
документы,   устанавливающие  требования  к качеству вод, используемых
для хозяйственно-бытовых нужд;
    -    осуществляет   государственный   контроль    за    состоянием
поверхностных  и подземных вод, используемых для хозяйственно-питьевых
нужд населения;
    - осуществляет государственный надзор  за  соблюдением  санитарных
правил   содержания   водных объектов и водохозяйственных  сооружений,
используемых  для  питьевых, коммунально-бытовых и рекреационных  нужд
населения.
    24. Государственный  союз  предприятий,  организаций,  объединений
(управлений)     и    ассоциаций    жилищно-коммунального    хозяйства
Кыргызской  Республики (кроме г.Бишкека) и Государственное  управление
"Бишкекводоканал" (в г.Бишкеке):
    - осуществляют контроль за использованием питьевой  и  технической
воды   в   городах  и  районных  центрах  Кыргызской   Республики   из
коммунальных систем водоснабжения;
    - ведут учет водопотребления и контролируют  установленные  лимиты
потребления   питьевой   и  технической воды  из  коммунальных  систем
водоснабжения;
    - осуществляют контроль за соблюдением норм и правил использования
и охраны вод в пределах коммунальных систем водоснабжения;
    -  осуществляют  контроль  за соблюдением  норм  и  правил  сброса
сточных вод в коммунальные системы водоснабжения и канализации.
    25.   Государственные,   кооперативные,  общественные   и   другие
организации,    предприятия,    учреждения,    а    также    граждане-
водопользователи:
    - ведут первичный учет забора, использования и сброса вод;
    - обеспечивают систематические наблюдения  количества  и  качества
забираемых   и  сбрасываемых  вод  на  всех  водозаборных  и  сбросных
сооружениях  и  технических устройствах с помощью   стационарных   или
переносных     средств    измерений,    удовлетворяющих    нормативным
метрологическим требованиям;
    - обеспечивают систематический аналитический контроль используемых
и   сбрасываемых  вод  собственными силами или с  привлечением  других
организаций и учреждений;
    -    своевременно    представляют    в    установленном    порядке
государственную статистическую отчетность об использовании вод.

              5. Организационное и финансовое обеспечение
      государственной системы учета и контроля использования вод

    26.  Мероприятия  по реализации государственной  системы  учета  и
контроля  использования вод выполняются специалистами  государственных
органов,   указанных в разделе 4 настоящего Положения, а также  силами
подведомственных    организаций,    предприятий,     учреждений      и
специализированных   подразделений   в   установленных   пределах   их
компетенции.
    27.  Права  и  ответственность  органов  за  обеспечение  действия
государственной   системы   учета   и   контроля   использования   вод
регулируются  положениями  об  этих  органах,  а  также   положениями,
перечисленными  в  разделе 3 настоящего Положения  и  утвержденными  в
установленном порядке.
    28.  Финансирование  государственной системы  учета   и   контроля
использования  вод  осуществляется за  счет  средств  государственного
бюджета  Кыргызской   Республики   в   пределах   лимитов,  выделяемых
Правительством   Кыргызской  Республики  органам,   ответственным   за
выполнение мероприятий, предусмотренных настоящим Положением.
    29.  Издержки  государственных органов в  связи  с  осуществлением
государственной  системы  учета  и контроля  использования  вод  могут
частично    покрываться    за    счет    хоздоговорной   деятельности,
поступлений  денежных  средств  от представления  платной  информации,
штрафных    санкций   к   нарушителям   водного   и   природоохранного
законодательства, платных услуг  водопользователям  и в иных случаях и
порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.