Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском
                               Одобрена
                     постановлением Правительства
                         Кыргызской Республики
                       от 9 марта 1995 года N 66

                               КОНЦЕПЦИЯ
            "Образование через культуру" на 1995-2000 годы

                               Введение

    Непреложная  истина:  наиболее успешно учащаяся  страна  наилучшим
образом  подготавливает  плацдарм для будущего  развития  национальной
науки, культуры, техники и экономики. В общем и целом Кыргызстан  имел
довольно  высокие  количественные и качественные показатели в  области
образования   населения,    но   образованность   рассматривалась   до
недавнего    времени    в   рамках  ограниченного  интерпретированного
социалистического  типа  личности,  без  достаточно  серьезного  учета
особенностей национальной культуры, что привело к снижению или  утрате
нравственного  влияния  этнических  традиций,   нравов,   обычаев   на
воспитание   и  образование.  Между  тем,  основой  образованности   и
культурного  развития личности, принадлежащей к определенному  этносу,
должна  стать именно национальная культура,  выраженная через  уровень
высших достижений материального и духовного развития личности с учетом
специфики,     традиций,   обычаев,   быта,   языка,   этнопсихологии,
этнографии, этнопедагогики, религии и нравов.
    Реальное   осуществление  идеи  образования   через   культуру   в
Кыргызской  Республике  возможно при условии приоритета  культуры  над
стереотипом  технократического мышления, отдающего производству  вещей
первостепенное   значение   перед   производством   самого   человека.
Общественное  сознание  должно  быть  ориентированно   на   то,    что
отставание  в  культурном  строительстве личности непременно  скажется
на  экономике, социальном организме общества,  а это принесет  гораздо
большие потери, чем в любой другой области.
    Нынешнее состояние образования в республике,  в случае  сохранения
его  наличного  уровня, не вселяет оптимизма на  будущее.  Наблюдается
резкое  падение  престижа образованности;  невостребованными  остаются
интеллект   и  интеллигентность;  преподавательский  труд стремительно
теряет  свое  назначение в судьбе нации на фоне  обострившихся   таких
социальных  явлений,  как  преступность и обнищание  людей  не  только
материально,   но   и  духовно.   Преодолеть  нарастающий   культурно-
образовательный  кризис   возможно  только  путем  незамедлительных  и
решительных мер по глубокому реформированию образования через культуру
на  основе  Закона  Кыргызской Республики "Об образовании".
    Правительство Кыргызской Республики,
    руководствуясь  выраженной   в Конституции  Кыргызской  Республики
решимостью  развивать экономику,  политические и  правовые  институты,
культуру  и  образование,  как важнейших составных частей общественной
системы,   обеспечивающих связь поколений и  плацдарм   для   будущего
развития страны,
    исходя из положений стратегии  социально-экономического  развития,
предложенной Президентом Кыргызской Республики,
    учитывая огромное  значение  образования  в  реальном  обеспечении
стратегического развития страны,
    проявляя  волю  к  сохранению  и  развитию  достижений  в  области
образования,
    выражая озабоченность тенденциями ухудшения состояния  образования
и вместе с ним национальной духовной культуры,
    опираясь на уверенность в активной поддержке всех  групп  и  слоев
населения,
    считает   необходимым  и  безотлагательным  реализацию   Концепции
"Образование  через культуру", в рамках которой за период  с  1995  по
2000 годы должны быть решены первоочередные задачи переходного периода
переориентации образования на базе национальной и мировой культуры.
    Выполнение   Концепции  явится  конкретным   вкладом   в   решение
многоплановой задачи формирования государственной идеологии.

                         Обоснование Концепции

    Современное состояние образования в Кыргызской Республике вызывает
тревогу  по многим причинам: отмечается невостребованность образования
в  обществе,  недостаточное финансирование,  снижение статуса учителя;
не укрепляется материально-техническая база образования, многие здания
образовательных    учреждений    находятся    в   неудовлетворительном
состоянии,    особенно    сельские    школы;     усиливается     отток
квалифицированных  кадров; нарастает  процесс закрытия и  приватизации
детских школьных учреждений, баз летнего отдыха учащихся.
    Одновременно    образование    захватила    неудержимая     стихия
инновационных процессов, порой носящих сомнительный характер  и  никем
не  контролируемых,  в условиях, когда образование  и  образовательные
учреждения   стали   открытыми,  наметилась  тенденция  интеграции   в
образовательное   пространство  СНГ  и   в   мировое   образовательное
пространство,     возникла     угроза    бесконтрольного     внедрения
образовательных  систем,   не  учитывающих  своеобразие   национальной
культуры,  исторически сложившихся традиций образования,  общественную
психологию,  для  которой требуется длительный  период  переадаптации,
осмысливания и выбора общечеловеческих ценностей в образовании.
    В этой связи,  как и прежде,  может  возникнуть  ситуация  подмены
культурных   ценностей   псевдоценностями,    снижения   нравственного
влияния, а то и утраты этнических традиций,  обычаев и нравов, а также
современных достижений национальной и мировой культуры.
    Учитывая   эти   опасения,  представляется,  что   образовательная
политика  Кыргызстана  должна  предусмотреть,  прежде  всего  освоение
национальной  культуры  в  сопряжении с  культурами  других  наций   и
народностей   -   как  равноправного  диалога  разных  культур.   Ведь
воспитание в широком смысле слова, включающее образование,  с  раннего
детского возраста проходит через воздействие прежде всего национальной
культуры,  носителями которой являются люди, окружающие ребенка.
    Кыргызская   Республика  -  многонациональное   (мультиэтническое)
государство,   что  предполагает как  первоочередную   образовательную
задачу формирования у обучаемых культуры межэтнического общения.
    Предпосылкой реализации  этой задачи является развитие и внедрение
в  практику  образовательных учреждений  принципов   страноведения   и
его     разновидности,     разрабатываемой    педагогами-гуманитариями
Кыргызстана,    учебного   этнокультуроведения.    Этнокультуроведение
предполагает, наряду с приобщением учащихся к их материнской культуре,
также   и   систематическое  приобщение  к  культуре  другого   народа
(например, к культуре кыргызского народа в русских школах,  к культуре
русского  народа в кыргызских) через посредство ее образного  языка  и
именно в непрерывном сопряжении с родной культурой обучаемых.
    Этнокультуроведческий компонент  образования должен быть обеспечен
соответствующими       учебными       планами,        государственными
образовательными стандартами,  необходимыми материалами в  программах,
учебниках,   учебно-методических и научно-популярных  пособиях  прежде
всего  по  кыргызскому  языку  и  литературе,   по  русскому  языку  и
литературе,  по иностранным языкам.
    Важное    направление,    обеспечивающее   формирование   культуры
межэтнического общения,  - развитие школ с многонациональным  составом
учащихся  и  разными  языками обучения при обязательном условии  опоры
на   принципы   двустороннего  паритетного  речевого  и    культурного
двуязычия,    а    также  совместной  деятельности   учащихся   разных
национальностей.
    Приобщение к национальной культуре родного народа  и  к  культурам
других    народов   -   залог  перспективного  формирования   личности
выпускника  школ  республики в плане его культурного самосознания  как
кыргызстанца.

                        Образование и экономика

    Кризисное     состояние     экономики    Кыргызстана     оказывает
непосредственное    воздействие   на   ухудшающие   условия   развития
образовательной системы и ее вхождения в экономику рыночных отношений.
В  результате, работники образования оказались на положении  одной  из
самых  социально  не  защищенных групп населения и  постепенно  начали
превращаться  в  социальных  аутсайдеров, а  вместе  с  ними  в  таком
положении  оказывается вся система образования.  В  подобных  условиях
сложно и даже  невозможно  осуществлять культурную связь поколений,  а
тем  более работать на перспективу нации, что может привести к  потере
ее интеллектуального и общекультурного фонда.
    Между тем, как показывает международная практика, повышение уровня
образования    по    естественно-математическим,     техническим     и
гуманитарным  дисциплинам в значительной мере  способствует  повышению
уровня   жизни,    и   30-10  процентов  роста  национального   дохода
достигается  за  счет  вложения  капитала  в  сферу  образования.  Эти
вложения в конечном итоге оказываются экономически наиболее выгодными.
В     современном    мире    образование     стало    непосредственной
производительной силой общества,  возможно более мощной, чем наука, по
своему влиянию на экономику.

                          Международные связи

    По  признанию  международных  экспертов  система   образования   в
Кыргызстане   до  недавнего времени находилась на  достаточно  высоком
уровне.  Вместе  с  тем,   в  силу вхождения  Кыргызстана  в   мировое
образовательное  пространство,   требуется  определенная   координация
образовательных     стандартов,     учет     международного      опыта
координированного   образования,   ориентация    на    соответствующие
контакты  через  Всемирную организацию ЮНЕСКО, прямые контакты  внутри
СНГ,   а  также с отдельными странами  и  фондами, проявившими  добрую
волю в поддержке и организации образования в республике.
    Такие   гуманитарные   акции   и  культурные   контакты,    помимо
материальной   поддержки   образования   и   передачи   педагогических
технологий,   позволяют  обогатить содержание  образования  культурами
разных  народов,   что  в конечном результате обогащает  духовный  мир
личности.

                  Цель, принципы, приоритеты и задачи

    Целью Концепции "Образование через культуру" является  обеспечение
условий  для  развития  и  формирования личности,  сочетающей  в  себе
высокую  образованность  и  культуру,   освоившей  основы  не   только
национальной, но и мировой культуры через образование.
    Определяющими   принципами  мероприятия  Концепции  представляются
следующие:        научная      обоснованность,        преемственность,
последовательность и системность, доступность, равенство всех  граждан
Кыргызской   Республики,   сотрудничество,   демократизм,    гуманизм,
ориентация   через  собственную культуру на культуру  других  стран  и
народов,  комплексность при организации их учебного освоения.
    Приоритетами данной Программы являются:
    -   воспитание   в   семье  через  постижение   богатства   родной
национальной культуры в сопряжении с другими этнокультурами;
    -   образование   на   базе   культуры  во   всех   воспитательно-
образовательных учреждениях;
    - включение  среды в образовательный процесс как важной части всей
культурно-образовательной системы государства;
    - изучение  и включение в государственную образовательную политику
проблематики соотношения этноса и социума;
    -  творческое  использование опыта этнопедагогики,   этнографии  и
этнопсихологии,    учет  обычаев,  традиции,   нравов,   этических   и
эстетических представлений народа в воспитании ребенка;
    - моральная и материальная поддержка  образовательных  мероприятий
через   культуру,   совместные  усилия   образовательных   и   научных
учреждений,  творческих  объединений  и  общественности  по   созданию
системы  "Образование через культуру".
    Исходя  из  данных целей и приоритетов,  к 2000 году  должны  быть
решены следующие задачи:
    1.  Под  общим  руководством Министерства  образования   и   науки
Кыргызской  Республики  создать при Кыргызском  институте  образования
временные научные коллективы по переработке содержания  образования  в
свете  Концепции  "Образование через культуру" во всех звеньях системы
образования.
    2.  Завершить  полный  переход на новое содержание  образования  и
воспитания  через культуру во всех учебно-воспитательных   учреждениях
Кыргызской Республики.
    5.   Кыргызскому   институту  образования   разработать   методику
внедрения,   координации,   контроля  и  оценки  реализации  Концепции
"Образование через культуру" в системе образования.

            Основные направления образования через культуру
                  в системе непрерывного образования

    Образование   через  культуру  решается  всей  системой   развития
общества:  материальным базисом,  конкретной образовательной системой,
сетью общекультурных, научных, художественных организаций и средствами
массовой информации.  Все институты государственного, общественного  и
семейного   воспитания  должны образовать  единую,   непрерывную  цепь
последовательных  образовательно-воспитательных звеньев,  направленных
на  формирование  высококультурной личности, по мере ее  взросления  и
развития.
    1.  Основой  развития  личности  через  культуру  является  семья.
Поэтому   необходимо   больше   уделять внимания  проблемам  семейного
обучения  и  воспитания  через национальную культуру,  педагогического
всеобуча семьи.
    2. В  дошкольном  возрасте формируются ценностные основы отношения
детей  к  действительности:  к природе,  рукотворному миру,   явлениям
общественной   жизни,   обычаям,   нравам,   самому  себе.    Ведущими
средствами  формирования национального сознания в этот  период  должны
быть  отношения  в  системе  традиций,   обычаев,  нравов,  совместной
деятельности  родителей и детей,  воспитателей и  детей  с  окружающей
средой.  Это  -  период накопления ярких впечатлений  и  эмоциональных
оценок.
    5. Средняя общеобразовательная школа должна стать  ведущим  звеном
всей  системы  образования через культуру.  В ней должен  быть  создан
фундамент  образованности через национальную культуру,  формирующий  у
обучаемых способность и потребность к диалогу с другими культурами.
    4.  В  средних  профессиональных учебных  заведениях  продолжается
расширяться   и  углубляться осознание национальной культуры,   только
теперь  уже  на профессиональной основе,  в контексте производственных
отношений и  высокой культуры труда,  в сочетании с задачей сохранения
и  развития  народных ремесел и промысла,  прикладного  искусства,   а
также  дизайна современной промышленной продукции.
    5. Образование через культуру в высших учебных  заведениях  должно
преследовать   цель  систематического,   целенаправленного   овладения
системой  теоретических  знаний,  как  собственной  культуры,  так   и
мировой,  в  их взаимодействии, постоянном развитии и обогащении  друг
друга.

                  Мероприятия по реализации Концепции

    Создание необходимых предпосылок для приобщения учащейся  молодежи
к   национальным  культурам  народов  Кыргызстана,  СНГ   и   мирового
сообщества   является   одним  из  важнейших  условий   для   успешной
реализации  настоящей Концепции.
  --------------------------------------------------------------------
  ---
  |N  |             Мероприятия            |  Сроки   |    Исполнители
  |
  |           |                                           |исполнения|
  |
  |--|-----------------------------------|----------|-----------------
  --|
  |1  |                  2                  |     3      |           4
  |
  |--|-----------------------------------|----------|-----------------
  --|
  |1 |Разработать "Программу семейного   |1995 год  |Минобразования  и
  |
  |   |образования  и воспитания через     |           |науки  (МОиН),
  |
  |    |культуру",  с  обоснованием           |            |Кыргызский
  институт|
  |   |финансовых  затрат  на разработку  и   |           |образования
  (КИО), |
  |     |издание   методических   пособий,        |            |Минфин
  |
  |       |библиотеки     педагогического             |              |
  |
  |     |просвещения   родителей    и    на            |             |
  |
  |       |осуществление     общественных             |              |
  |
  |        |мероприятий                             |                |
  |
  |2 |Разработать "Программу развития    |1995 год  |МОиН, КИО, Минфин
  |
  |      |дошкольного    образования    через         |              |
  |
  |        |культуру"                               |                |
  |
  |3  |Разработать "Программу образования |1995 год  |МОиН, КИО, школы
  |
  |   |через  культуру в гимназиях и       |           |инновационного
  |
  |    |лицеях"                              |           |направления,
  Минфин|
  |4  |Разработать  "Программу  образования  |1995  год   |Минсоцтруд,
  Минфин |
  |     |через    культуру    в   профессиональных     |             |
  |
  |       |учебных     заведениях"                    |              |
  |
  |5 |Разработать "Программу образования |1995 год  |МОиН, КГНУ, КГПУ,
  |
  |   |через культуру в высших учебных    |          |БГУ, КИО, Минфин
  |
  |        |заведениях"                             |                |
  |
  |6  |Разработать  "Образовательно-       |1995  год   |МОиН,  Минфин
  |
  |      |воспитательную    программу    через        |              |
  |
  |     |культуру    во   внешкольных    учебно-       |             |
  |
  |       |воспитательных     учреждениях"            |              |
  |
  |7  |Разработать  "Программу физическая  |1995 год  |Госкомтурспорт,
  |
  |   |культура  в  системе образования (с  |          |КГИФК,  Минфин
  |
  |     |учетом   национальных   игр   и   видов       |             |
  |
  |        |спорта)"                                |                |
  |
  |8  |Разработать  "Программу по          |1995  год   |Минюст,  МВД,
  МОиН, |
  |     |целенаправленному   формированию        |             |Минфин
  |
  |     |правовой    культуры   молодежи"    в         |             |
  |
  |     |соответствии    с   Конституцией    и         |             |
  |
  |      |законами    Кыргызской    Республики        |              |
  |
  |9  |Разработать  "Программу по          |1995 год   |Гомкомприрода,
  |
  |  |формированию экологической культуры|          |Минюст, Минздрав,
  |
  |  |в образовательных и внешкольных    |          |МОиН, НАН, Минфин
  |
  |        |учреждениях"                            |                |
  |
  |10|Разработать  "Программу  комплексного|1995  год    |Минкультуры,
  МОиН, |
  |  |финансового и материально-         |          |творческие союзы,
  |
  |   |технического  обеспечения  программы  |           |национально-
  |
  |    |"Образование  через  культуру"        |            |культурные
  центры, |
  |  |                                   |          |благотворительные
  |
  |   |                                   |          |фонды содействия
  |
  |     |                                      |             |развитию
  |
  |   |                                    |           |образования  в
  |
  |    |                                     |           |Кыргызстане,
  Минфин|
  |11|Разработать "Программу             |1995 год  |МИД, Минкультуры,
  |
  |     |международных   культурных   связей       |             |МОиН
  |
  |     |учреждений    образования"   (с    ЮНЕСКО,    |             |
  |
  |     |Фондом   Сороса,   с   Корпусом   Мира   и     |            |
  |
  |     |др.,   а   также   с   соответствующими       |             |
  |
  |     |центрами    образования   и    культуры       |             |
  |
  |       |стран     СНГ)                             |              |
  |
  |12|Разработать "Программу подготовки, |1995 год  |МОиН, КИО,  ВУЗы,
  |
  |     |переподготовки   и   повышения           |            |Минфин
  |
  |      |квалификации    педагогических    кадров    |              |
  |
  |     |по    программе   "Образование    через       |             |
  |
  |        |культуру"                               |                |
  |
  |13|Разработать  "Мероприятия  по         |с  1995     |Кыргызкабар,
  |
  |  |пропаганде программы "Образование  |года      |Гостелерадиокомпа-
  |
  |   |через  культуру"                    |          |ния, Госконцерн
  |
  |   |                                    |           |"Акыл", Минфин
  |
  |14|Разработать  механизм  поэтапного     |с  1995     |МОиН,   КИО,
  Минкуль-|
  |   |внедрения,  координации, контроля    |года       |туры,  Минфин
  |
  |     |и   оценок   реализации   программы   во      |             |
  |
  |     |всей    системе   образования    и            |             |
  |
  |      |в    средствах    коммуникаций              |              |
  |
  |15|Обеспечить  издание  учебной          |1995  год   |МОиН,   КИО,
  |
  |    |и   учебно-вспомогательной  литературы|            |Госконцерн
  "Акыл", |
  |     |направленной   на   приобщение   учащихся|            |Минфин
  |
  |     |к    национальным   культурам    народов      |             |
  |
  |     |Кыргызстана    и   мировой    культуры        |             |
  |
  --------------------------------------------------------------------
  ---

                              Заключение

    Настоящая Концепция нацелена на создание условий  для  обеспечения
выполнения    поставленных  задач  в  системе  образования  Кыргызской
Республики.   Комплексное решение предложенных  мероприятий   позволит
добиться вывода  образования и вместе с ним состояния духовности людей
из  нарастающего кризиса,  а также сохранения и  дальнейшего  развития
культуры  кыргызского   и  других народов  Кыргызстана  с  выходом  на
мировой культурный уровень.