Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском
                            УТРАТИЛО СИЛУ
           в соответствии с постановлением Правительства КР
                      от 14 марта 2002 года N 142
                             Утверждено
                     постановлением Правительства
                         Кыргызской Республики
                     от 25 августа 1993 года N 395

                               ПОЛОЖЕНИЕ
                  о многоуровневой структуре высшего
                  образования в Кыргызской Республике

             (В редакции постановления Правительства КР от
                      14 августа 2001 года N 435)

                          I. Общие положения

    1.  Многоуровневая  структура  высшего  образования  вводится    в
соответствии с Законом Кыргызской Республики "Об образовании" с  целью
более полной реализации интеллектуального потенциала, повышения общего
уровня образованности населения Кыргызской Республики,  мобильности  и
гибкости   системы   общекультурной,    научной   и   профессиональной
подготовки     специалистов     применительно    к    быстроменяющимся
потребностям экономики и рынка труда,  расширения возможностей  высшей
школы  в  удовлетворении   многообразных  культурно-образовательных  и
профессиональных запросов личности с учетом зарубежного опыта развития
школы    и    международной   стандартной  классификации  образования,
принятой ЮНЕСКО.
    Многоуровневая структура функционирует параллельно с  существующей
системой      образовательно-профессиональных     программ     высшего
образования по специальностям.

                II. Характеристика высшего образования

    2.   Многоуровневая  структура  высшего  образования   реализуется
различными    по    содержанию   и  срокам   обучения   преемственными
образовательно-профессиональными программами трех уровней  (ступеней),
обеспечивающих незаконченное, базовое и полное высшее образование.
    3.  Основным  звеном  в  многоуровневой системе  является  базовое
высшее      образование.     Она     обеспечивается    образовательно-
профессиональными  программами по направлениям  обучения  (программами
второго   уровня),   соответствующим   перечню   направлений  базового
высшего   образования   в   Кыргызской  Республике,   разрабатываемому
центральным органом управления образованием (Министерством образования
и культуры).
    Базовое  высшее  образование  предоставляет  личности  возможность
овладеть  системой  научных  знаний  о  человеке,  обществе,  истории,
культуре,  получить  языковую, фундаментальную и  общепрофессиональную
подготовку,  а  также основы профессиональных знаний. Лица,  освоившие
программы  базового уровня,  подготовлены для продолжения  образования
по    образовательно-профессиональным  программам   третьего   уровня,
самостоятельного  овладения  профессиональными  знаниями  и  навыками,
необходимыми для адаптации и  трудовой деятельности или переподготовки
по  родственной  специальности.  Они  могут  работать  на  должностях,
требующих высшего образования.
    Срок обучения  по программам базового высшего образования до 4 лет
на основе среднего образования.
    Лицам, получившим  базовое  высшее образование,  выдается диплом о
базовом  высшем  образовании с присвоением степени бакалавра  наук  по
определенному направлению обучения.
    4.   Незаконченное  высшее  образование  предполагает   двухлетнее
обучение    по  образовательно-профессиональным  программам   базового
высшего образования. Лица, успешно завершившие двухлетнее обучение:
    -   имеют    право   продолжить  образование  по   образовательно-
профессиональным программам бакалавра наук;
    - могут  получить свидетельство о незаконченном высшем образовании
и  продолжить обучение по профессиональным программам (в  течение   до
2  лет)   с  получением  соответствующей  квалификации  по  конкретной
специальности и диплома.
    По результатам  итоговой аттестации и рекомендации государственной
экзаменационной     комиссии    выпускникам,    успешно     овладевшим
профессиональными программами, может присваиваться степень  "Бакалавра
технологии".
    5. Образовательно-профессиональные программы третьего уровня имеют
целью   подготовку  специалистов-профессионалов  высокой  квалификации
в конкретной области деятельности.
    Программы этого уровня могут быть реализованы в двух направлениях:
подготовка  магистров  наук  или   дипломированных   специалистов    с
полным высшим образованием.
    Подготовка  магистров  наук осуществляется по  профессиональным  и
научно-исследовательским  программам  и  предполагает  преимущественно
исследовательский характер их будущей деятельности.  Срок обучения 2-3
года.  По  окончанию учебы выдается диплом о полном высшем образовании
с присвоением степени магистра наук и указанием специальности.
    Лицам,   завершившим    программу    подготовки   дипломированного
специалиста, выдается диплом о полном высшем образовании с присвоением
квалификации  по  полученной  специальности.  Срок  реализации   такой
программы, в зависимости от специальности, получаемой выпускником,  от
одного до трех лет.
    6.    Лица,     завершившие   учебу   по   любой   образовательно-
профессиональной программе третьего уровня, имеют право на продолжение
образования и выполнение диссертационных работ.
    7. Прием на любой уровень (ступень) высшего образования проводится
в   установленном  Министерством  образования  и  культуры  Кыргызской
Республики  порядке  на  конкурсной основе по результатам  аттестации,
тестирования знаний и других форм определения рейтинга поступающих  на
учебу.
    8. Студентам,  не  поступившим на последующий уровень образования,
предоставляется  возможность  получения соответствующей  специальности
или профессии в профессиональных колледжах или училищах.
    9.    Перечень    направлений    и   специальностей    подготовки,
государственные    требования   к  содержанию   и   качеству   высшего
образования  (стандарты)  на  всех уровнях утверждаются  Министерством
образования и культуры  Кыргызской Республики.
    Профессиональные программы всех  уровней  разрабатываются  высшими
учебными заведениями по согласованию с заказчиками.
    10.  По  завершении  учебы  на любом уровне  высшего   образования
студент проходит государственную аттестацию и ему выдается документ об
образовании   установленного   образца   с   указанием   квалификации,
академической степени,  специальности или профессии.  Виды  и  порядок
выдачи  документов  определяются специальным Положением,  утверждаемым
Правительством Кыргызской Республики.

               III. Порядок реализации государственными
             высшими учебными заведениями образовательно-
               профессиональных программ разных уровней

    11. Все государственные высшие учебные заведения, осуществляющие в
настоящее время подготовку специалистов по действующим учебным  планам
и   перечню  специальностей,  считаются  реализующими  образовательно-
профессиональные программы полного высшего образования.
    12.   Переход  на  реализацию  в  государственных  высших  учебных
заведениях  образовательно-профессиональных программ базового  высшего
образования   осуществляется  по инициативе  учебного  совета  вуза  с
учетом   образовательных   запросов   общества   и   потребностей    в
специалистах    соответствующего  профиля   и   по   мере   готовности
педагогического  коллектива, материально-технической   базы,   научно-
методического   обеспечения  учебного процесса  на  уровне  требований
государственных стандартов.
    Переход    высшего   учебного   заведения   на     обучение     по
образовательно-профессиональным    программам     базового     высшего
образования оформляется приказом органа управления, в ведении которого
находится вуз.
    13.  Материалы,   предоставляемые  вузами  органу  управления  при
переходе на обучение по программам бакалавра, должны содержать:
    - решение  ученого совета (педагогического совета) вуза о переходе
на обучение по программам бакалавра;
    -   заявленные   направления  обучения  бакалавров,    численность
студентов, принимаемых на каждое направление;
    - список действующих в вузе специальностей, включаемых в каждое из
направлений;
    - учебные планы по направлениям обучения бакалавров, разработанные
в   соответствии   со  стандартными   образовательно-профессиональными
программами бакалавров по соответствующим направлениям;
    - справку по планам реализации в  вузе  программ  соответствующего
уровня высшего образования;
    -  сведения  о  создаваемых  в  вузе  организационных   структурах
(факультеты,     отделения,    колледжи   и    пр.),    обеспечивающих
функционирование многоуровневой системы;
    -   лицензию    Министерства  образования  и  культуры  Кыргызской
Республики  на  разрешение  реализации образовательно-профессиональных
программ бакалавра.
    14.    Введение    в   высшем   учебном   заведении   магистратуры
осуществляется  Министерством   образования   и   культуры  Кыргызской
Республики    по   результатам   аттестации   вуза   (или    отдельных
специальностей),   предполагает наличие  в  вузе  условий   реализации
научно-исследовательских программ подготовки магистров.
    15. Вузам предоставляется право по итогам завершения второго курса
базового   высшего   образования переводить  в  установленном  порядке
часть  студентов на обучение профессиональным  программам  с   выдачей
диплома  специалиста с незаконченным высшим образованием.   Реализация
профессиональных программ осуществляется в специальных  подразделениях
вуза   или  на   договорных  началах  в  других  учебных заведениях  и
учебно-научных комплексах.
    16.    Реализация     образовательно-профессиональных     программ
незаконченного    высшего    образования    в    колледжах     (высших
профессиональных  училищах) осуществляется на основании  лицензии  или
сертификатов   Министерства   образования   и   культуры    Кыргызской
Республики.
    17.  Переход   на  реализацию образовательных  программ  неполного
высшего   образования  в  существующих  средних  специальных   учебных
заведениях   и   соответствующая   их   реорганизация   осуществляется
Указом  Президента Кыргызской Республики по представлению Министерства
образования  и  культуры  Кыргызской Республики  и  органа  управления
учебным заведением.