Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

 

 

 

Приложение

Указу Президента Кыргызской Республики
от 11 марта 2019 года УП № 37)

КОНЦЕПЦИЯ
внешней политики Кыргызской Республики

1. Введение

Концепция внешней политики Кыргызской Республики (далее - Концепция) является основополагающим политическим документом в сфере внешней политики Кыргызской Республики, который содержит систему взглядов на содержание, принципы и основные направления внешнеполитической деятельности государства, определяет ее ключевые приоритеты.

Правовую основу внешней политики составляют Конституция Кыргызской Республики, общепризнанные принципы и нормы международного права, Закон Кыргызской Республики "О взаимодействии государственных органов в сфере внешней политики Кыргызской Республики", Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы и другие нормативные правовые акты Кыргызской Республики, а также вступившие в силу в установленном законом порядке международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика.

Принятие настоящей Концепции обусловлено динамикой международных и интеграционных тенденций, процессами глобализации, изменением ситуации в сфере безопасности и поиском новых возможностей для обеспечения устойчивого развития страны и эффективного противодействия современным вызовам и угрозам.

Кыргызская Республика привержена устойчивому развитию и построению правового государства с социально-ориентированной рыночной экономикой и парламентской демократией, уважению общепризнанных принципов и норм международного права и равноправному сотрудничеству.

Расположение Кыргызской Республики в Центральной Азии, которая является связующим мостом между Европой и Азией и где исторически проходили маршруты Великого Шелкового пути, создает благоприятные условия для развития транспортных и информационных коммуникаций, логистики, торговли, инвестиционного потенциала, туризма, культурного многообразия, образования, научного прогресса и других направлений.

При этом сложный горный рельеф Кыргызстана и отсутствие выхода к морю обуславливают необходимость расширения всего комплекса сотрудничества с международным сообществом, в том числе в области диверсификации торгово-экономических отношений, международных транспортных сообщений и развития цифровой экономики.

Рост напряженности в мире, расширение масштабов международного терроризма и экстремизма в различных их проявлениях, трансграничная преступность, незаконный оборот наркотиков и оружия, торговля людьми, угроза возникновения и эскалации конфликтов вблизи границ Кыргызской Республики и внешних границ государств Центральной Азии требуют проактивной внешней политики и принятия превентивных мер.

События в мире свидетельствуют о том, что ни одно государство не в состоянии исключительно собственными усилиями эффективно противостоять современным вызовам и угрозам. Обеспечение безопасности в стране и регионе определяет необходимость тесной координации, сотрудничества и обмена информацией со всеми заинтересованными государствами и международными организациями.

Вызовы в сфере безопасности, в том числе финансово-экономической, продовольственной, водно-энергетической, информационной, экологической, а также проблемы миграции требуют принятия Кыргызской Республикой соответствующих эффективных мер как на национальном уровне, так и путем продвижения активного сотрудничества с международными партнерами.

Кыргызская Республика выстраивает свой внешнеполитический курс, руководствуясь стратегическими целями развития страны, на основе анализа и прогнозирования международной обстановки, изменений и тенденций в мире для обеспечения и защиты своих национальных интересов.

Внешняя политика Кыргызской Республики направлена на создание и поддержание благоприятных условий для устойчивого развития государства, дальнейшего роста благосостояния народа, укрепления национальной и региональной безопасности, защиты прав и интересов граждан и юридических лиц Кыргызской Республики за рубежом, продвижения позитивного имиджа страны в международном сообществе.

Настоящая Концепция определяет принципы внешней политики, национальные интересы Кыргызской Республики, являющиеся основой для приоритетов внешнеполитической деятельности, а также вопросы формирования и реализации внешнеполитического курса страны.

2. Принципы внешней политики

Кыргызская Республика проводит прагматичную, сбалансированную, открытую, многовекторную и последовательную внешнюю политику.

Прагматичная внешняя политика ориентирована на формирование благоприятных внешних условий и возможностей для достижения стратегических целей развития государства.

Кыргызская Республика придерживается разумного баланса во взаимодействии с внешними партнерами с учетом национальных интересов и последовательно реализует свое неотъемлемое право на развитие.

Выстраивая открытую многовекторную внешнюю политику, Кыргызская Республика развивает сотрудничество со всеми государствами-членами Организации Объединенных Наций и международными организациями на основе доброй воли, взаимопонимания и взаимоуважения интересов.

Проводя последовательную внешнюю политику, Кыргызская Республика выступает за добросовестное выполнение принятых обязательств всеми субъектами международного права.

Международное сотрудничество осуществляется на основе общепризнанных принципов и норм международного права, закрепленных в Уставе Организации Объединенных Наций и других международных документах, участницей которых является Кыргызская Республика, включая суверенное равенство государств, неприменение силы и угрозы силой, невмешательство во внутренние дела, уважение территориальной целостности и разрешение международных споров мирными средствами.

Кыргызская Республика выступает за усиление международного сотрудничества, исходя из принципов многополярности, обеспечения всем государствам-членам Организации Объединенных Наций равных прав и возможностей в сферах международной политики, безопасности, экономики, торговли и по другим направлениям.

3. Национальные интересы Кыргызской Республики

Кыргызская Республика во внешней политике руководствуется своими национальными интересами, которые представляют собой совокупность внутренних и внешних потребностей государства, заложенных в стратегических документах Кыргызской Республики по обеспечению национальной безопасности и устойчивого развития.

Основными национальными интересами Кыргызской Республики во внешней политике являются:

- защита независимости, государственного суверенитета и территориальной целостности страны;

- сохранение мира и стабильности в Кыргызской Республике;

- построение правового государства с парламентской демократией;

- сохранение единства многонационального народа Кыргызстана;

- укрепление национальной и экономической безопасности;

- обеспечение безопасности в финансово-экономической, продовольственной, водно-энергетической, экологической, информационной и других сферах;

- продвижение устойчивого социально-экономического развития и роста благосостояния народа Кыргызской Республики;

- защита прав и интересов граждан и юридических лиц Кыргызской Республики за рубежом;

- обогащение духовности и культуры кыргызского народа;

- сохранение и развитие исторических, культурных ценностей и традиций многонационального народа Кыргызстана, основанных на толерантности, свободолюбии и открытости.

4. Приоритеты внешней политики

В целях обеспечения, продвижения и защиты национальных интересов Кыргызская Республика определяет следующие внешнеполитические приоритеты.

В политической сфере:

- обеспечение национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности Кыргызской Республики политико-дипломатическими средствами путем совершенствования механизмов международного сотрудничества;

- полное юридическое оформление государственной границы Кыргызской Республики, создание и укрепление мер доверия в приграничных зонах с сопредельными странами;

- формирование дружественного окружения и укрепление добрососедства с государствами Центрально-Азиатского региона на принципах взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности, нерушимости границ, равноправия и общей безопасности;

- укрепление и углубление взаимоотношений с союзниками и стратегическими партнерами, а также тесного взаимодействия в рамках глобальных, региональных организаций и интеграционных объединений;

- развитие всестороннего взаимовыгодного сотрудничества с государствами ближнего и дальнего зарубежья в двустороннем и многостороннем форматах.

Обеспечение национальной и региональной безопасности, а также своевременное реагирование на современные вызовы и угрозы требуют от Кыргызской Республики проведения активной внешней политики и объединения усилий с международными партнерами на глобальном и региональном уровнях, в том числе в рамках коллективной безопасности.

В современном мире в условиях глобализации повышается важность тесного сотрудничества Кыргызской Республики с мировыми и региональными державами, объединениями и активными игроками на международной арене. Внешняя политика Кыргызской Республики направлена на широкое, многоплановое и взаимовыгодное сотрудничество с основными центрами международной политики на принципах взаимного понимания и уважения интересов и максимальное использование достижений и ресурсов мировой экономики.

Подтверждая свою приверженность уважению прав и свобод человека, построению демократического общества и развитию парламентаризма, Кыргызская Республика продвигает международное сотрудничество и осуществляет обмен опытом со странами, разделяющими общие демократические ценности.

Организация Объединенных Наций, являясь единственной глобальной универсальной организацией, играет ключевую роль в обеспечении мира и международной безопасности. В целях усиления консолидирующей роли Организации Объединенных Наций и адаптации ее деятельности к современным реалиям Кыргызская Республика выступает за принятие необходимых мер по совершенствованию Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, которые будут учитывать интересы значительного большинства государств мира и базироваться на принципах универсальности, эффективности и широкого географического представительства.

В целях продвижения национальных интересов, содействия в обеспечении национальной и региональной безопасности и решении социально-экономических задач Кыргызская Республика активно взаимодействует в рамках Организации Объединенных Наций, Евразийского экономического союза, Организации Договора о коллективной безопасности, Шанхайской организации сотрудничества, Содружества Независимых Государств, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организации исламского сотрудничества, Совета сотрудничества тюркоязычных государств, Организации экономического сотрудничества и других международных организаций.

Кыргызская Республика активно продвигает инициативы по вопросам мира, безопасности, гуманитарного диалога и другим актуальным проблемам международной жизни, а также предлагает миротворческие площадки.

Важнейшим направлением внешней политики является защита прав и интересов граждан и юридических лиц Кыргызской Республики за рубежом и проведение эффективной миграционной политики с учетом национальной безопасности Кыргызской Республики.

С учетом национальных интересов страны расширяется география дипломатических представительств и консульских учреждений Кыргызской Республики, в том числе почетных консулов Кыргызской Республики и других институтов за рубежом.

В финансово-экономической и экологической сферах

С учетом национальных интересов Кыргызская Республика следует стратегическому курсу региональной и международной экономической интеграции в целях устойчивого развития страны и повышения уровня жизни населения.

Кыргызская Республика выстраивает всесторонние и взаимовыгодные торгово-экономические связи с иностранными государствами, международными и региональными экономическими и финансовыми организациями и институтами, руководствуясь стратегическими задачами и программными документами по конкретным направлениям.

Основным приоритетом внешней политики Кыргызской Республики в финансово-экономической сфере является создание благоприятных условий для:

- модернизации национальной экономики посредством инвестиционного и индустриально-инновационного развития с учетом современных тенденций мировой экономики;

- реализации потенциала страны по развитию промышленности, сельского хозяйства, торговли и логистики;

- содействия дальнейшей либерализации внешней торговли, повышения экспортных возможностей страны и свободного доступа отечественной продукции к мировым рынкам, в том числе используя членство во Всемирной торговой организации, Евразийском экономическом союзе и статус пользователя Всеобщей системы преференций (ВСП+) в рамках Европейского союза;

- привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику и их защиты;

- развития финансового сектора на основе передового опыта зарубежных стран;

- интеграции в региональные и международные транспортные и информационно-коммуникационные сети;

- реализации транспортно-транзитного потенциала страны;

- развития логистико-транспортных услуг в Кыргызской Республике;

- обеспечения энергетической безопасности и независимости путем диверсификации поставок энергоресурсов, развития возобновляемых источников энергии и продвижения проекта "CASA 1000";

- обеспечения продовольственной безопасности страны и развития зеленой экономики;

- продвижения программы "Таза суу", направленной на обеспечение населения Кыргызской Республики чистой питьевой водой;

- привлечения современных информационно-коммуникационных, инновационных и цифровых технологий для реализации программы "Таза коом";

- реализации туристического потенциала Кыргызской Республики, популяризации туризма и привлечения иностранных туристов;

- развития регионов Кыргызской Республики и продвижения взаимовыгодных межрегиональных связей с другими странами в различных сферах.

Являясь государством-членом Всемирной торговой организации, Евразийского экономического союза и участницей международных договоров по свободной торговле, Кыргызская Республика проводит активную политику по продвижению торгово-экономических интересов, а также выступает за совершенствование форм и механизмов полноформатного взаимодействия.

Кыргызская Республика использует свое суверенное право на собственные природные богатства и ресурсы. Рациональное их освоение, использование и сохранение осуществляется в целях благополучия нынешнего и будущих поколений, а также охраны окружающей среды.

Кыргызская Республика выступает за укрепление взаимовыгодного сотрудничества в различных сферах, продвижение интеграции и обеспечение условий для свободного передвижения людей, капитала, товаров и услуг в Центрально-Азиатском регионе.

Кыргызская Республика в целях обеспечения экологической безопасности, сохранения биоразнообразия и благоприятной окружающей среды осуществляет сотрудничество с иностранными государствами и международными организациями для принятия эффективных мер по адаптации к изменению климата и смягчению его последствий. Экологическая безопасность страны также включает сохранение зоны формирования водных ресурсов, решение проблем урановых хвостохранилищ на своей территории, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катастроф.

Обеспечение водно-энергетической безопасности страны является приоритетным направлением внешней политики. Водно-энергетическая дипломатия Кыргызской Республики направлена на продвижение диалога, формирование международно-правовой базы и выработку взаимовыгодного экономического механизма комплексного и рационального использования водно-энергетических ресурсов в регионе.

В целях поступательного развития страны Кыргызская Республика активно участвует в международных проектах по повышению уровня жизни и благосостояния народа, обеспечению экономического роста, инновации и модернизации инфраструктуры в соответствии с Целями устойчивого развития Организации Объединенных Наций до 2030 года.

В культурно-гуманитарной сфере

Культурно-гуманитарное сотрудничество, наряду с политическими и экономическими отношениями, является одним из составляющих в системе внешнеполитических приоритетов Кыргызской Республики, способствующих созданию атмосферы наибольшего благоприятствования для свободного развития личности и общества, а также реализации гражданами Кыргызской Республики своих возможностей.

Кыргызская Республика стремится в полной мере использовать международное сотрудничество для укрепления культурного, образовательного, научного и кадрового потенциала, системы здравоохранения, повышения качества медицинских услуг, а также для развития высоких технологий и инноваций.

Этнокультурная самобытность кыргызского народа, наряду с культурным многообразием и демократическими устоями государства, является источником позиционирования внешней политики Кыргызской Республики и формирования положительного имиджа страны на международной арене.

Основными приоритетами сотрудничества Кыргызской Республики с зарубежными странами и международными организациями в культурно-гуманитарной сфере являются:

- способствование развитию эффективной системы образования в целях развития человеческих ресурсов и интеллектуального потенциала страны;

- содействие обучению граждан Кыргызской Республики за рубежом и признанию на международном уровне отечественных дипломов с целью выхода на рынки труда и образовательных услуг иностранных государств;

- создание условий для сохранения и международной популяризации историко-культурного и духовного наследия кыргызского народа, являющегося одним из древнейших, а также для обогащения достижениями мировой культуры;

- продвижение активного международного взаимодействия в области образования, науки, культуры, искусства, спорта и оказание содействия в установлении тесных связей и обменов в этих сферах.

В целях развития межкультурного, межнационального и межконфессионального диалога Кыргызская Республика вносит свой вклад в укрепление мира и прогресса путем продвижения инициатив на международной арене, проведения конференций и форумов.

Кыргызская Республика, являясь основателем Всемирных игр кочевников, продолжит вносить свой вклад в возрождение и сохранение культуры, самобытности и уклада жизни кочевых народов мира.

Активное продвижение национальных брендов Кыргызской Республики за рубежом способствует привлекательности и узнаваемости страны на мировой арене и привлечению иностранных туристов.

Одним из важнейших приоритетов внешней политики Кыргызской Республики является позиционирование страны в качестве регионального образовательного центра на евразийском континенте.

Оказание всесторонней поддержки соотечественникам и кыргызам за рубежом для сохранения культурной, этнической и языковой самобытности и их связи с исторической родиной, а также консолидации диаспоры за рубежом в целях их активного вклада в устойчивое развитие Кыргызской Республики.

5. Вопросы формирования и реализации внешней политики Кыргызской Республики

Президент Кыргызской Республики определяет основные направления внешней политики государства, осуществляет общее руководство внешней политикой страны и представляет Кыргызскую Республику в международных отношениях.

Жогорку Кенеш Кыргызской Республики в пределах своих полномочий обеспечивает законодательную основу внешнеполитического курса, включая ратификацию международных договоров Кыргызской Республики, и осуществляет межпарламентское сотрудничество.

Правительство Кыргызской Республики реализует внешнюю политику страны и руководит деятельностью государственных органов по вопросам международного сотрудничества.

Министерство иностранных дел Кыргызской Республики в рамках своей компетенции осуществляет реализацию внешнеполитического курса Кыргызской Республики, разрабатывает и вносит предложения по концепции и основным направлениям внешней политики Кыргызской Республики Президенту Кыргызской Республики и Премьер-министру Кыргызской Республики.

В целях проведения единой внешней политики страны Министерство иностранных дел Кыргызской Республики осуществляет координацию и взаимодействие органов государственной власти Кыргызской Республики при разработке, принятии и реализации внешнеполитических решений, возглавляет единую систему органов дипломатической службы.

Органы исполнительной власти Кыргызской Республики, центральные органы государственной власти Кыргызской Республики и органы местного самоуправления осуществляют международное сотрудничество, включая официальные поездки, встречи с представителями иностранных государств и международных организаций, проведение официальных переговоров и консультаций в рамках делегированных полномочий и по предварительному согласованию с Министерством иностранных дел Кыргызской Республики.

С официальными заявлениями по вопросам внешней политики Кыргызской Республики выступают Президент Кыргызской Республики, Премьер-министр Кыргызской Республики и министр иностранных дел Кыргызской Республики. Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и председатель профильного комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики выступают с официальными заявлениями по вопросам межпарламентского сотрудничества и вопросам, входящим в компетенцию Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

Должностные лица государственных органов Кыргызской Республики могут выступать с официальными заявлениями, затрагивающими отдельные вопросы реализации внешней политики, в соответствии с согласованными с Министерством иностранных дел Кыргызской Республики позициями.

Официальная информация по вопросам, касающимся внешней политики Кыргызской Республики, распространяется уполномоченными на это государственными органами Кыргызской Республики по согласованию с Министерством иностранных дел Кыргызской Республики.

Дипломатические представительства и консульские учреждения Кыргызской Республики за рубежом, представительства Кыргызской Республики при международных организациях осуществляют свою деятельность, руководствуясь национальным законодательством, настоящей Концепцией, поручениями и указаниями Министерства иностранных дел Кыргызской Республики.

Важным является создание условий для развития ведомственного образования и обеспечение дипломатической службы Кыргызской Республики квалифицированными кадрами.

Настоящая Концепция подлежит актуализации и пересмотру по мере изменения внутренних и внешних условий.