ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ БАНК ДАННЫХ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ | |
Документ | Реквизиты | Ссылающиеся документы |
![]() |
Редакция: кыргызча | на русском |
УТРАТИЛ СИЛУ
в соответствии с Указом Президента КР от 4 февраля 2020 года УП №
19
Утверждена
Указом Президента
Кыргызской Республики
от 14 апреля 2006 года № 173
КОНЦЕПЦИЯ
развития государственной молодежной политики
Кыргызской Республики до 2010 года
I. Введение
II. Уровни реализации государственной молодежной политики
III. Основные цели государственной молодежной политики
IV. Приоритетные направления государственной молодежной политики
V. Основные принципы реализации государственной молодежной
политики
VI. Заключение
I. Введение
Наиболее остро проблемы молодежи проявляются во время общественных
переломов, смены направленности и темпов социального развития, измене-
ния общественного и государственного устройства. В этих условиях появ-
ляются изменения в характере межпоколенческих взаимодействий, в содер-
жании отношений в семьях и группах, в существе норм, регулирующих цен-
ностные ориентации, жизненные планы, поведение молодых людей. По новому
встают вопросы воспитания, социализации, становления и развития молодо-
го поколения.
В таких условиях молодежь недостаточно понимать в традиционном
смысле, только в качестве будущего общества. Важно рассматривать моло-
дежь как активную общественную силу и стратегический ресурс развития
страны.
Молодежь необходимо оценивать как органическую часть современного
общества, инновационный потенциал, который несет особую, незаменимую
другими социальными группами, функцию ответственности за сохранение и
развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры, жизнь
старших и воспроизводство последующих поколений, и в конечном итоге -
за выживание народов как культурно-исторических общностей.
Сегодня по данным Национального статистического комитета Кыргызс-
кой Республики численность молодежи от 14 до 34 лет составляет 1991279
чел. т.е. 39% от общей численности населения республики. Жизнь нашей
молодежи во многом обусловлена существующими социально-экономическими и
политическими условиями в стране. Они в соответствии с этим несут в се-
бе прошлое, настоящее и будущее.
На данный момент государственная молодежная политика в Кыргызстане
формируется и реализуется в сложных экономических и социальных услови-
ях. Наряду с определенными достижениями на пути реализации государс-
твенной молодежной политики существуют ряд проблем, решение которых яв-
ляется задачей как немедленного, так и стратегического характера.
В решении организационных и финансовых вопросов реализации госу-
дарственной молодежной политики на протяжении последних 15 лет сохраня-
лась тенденция крайней незаинтересованности власти, отбрасывания насущ-
ных задач в этой области на периферию внутренней политики страны.
Центральный орган по делам молодежи, осуществляющий государствен-
ную молодежную политику в Кыргызской Республике, многократно реформиро-
вался и ликвидировался с последующим восстановлением.
Остается слабо развитой инфраструктура, соответствующая потребнос-
тям учреждений по работе с молодежью. Также недостатки заключаются в
отсутствии на республиканском уровне системы диагностики и комплексного
социального исследования, мониторинга состояния молодежной сферы.
Важнейшей проблемой остается вопрос недостаточного и несвоевремен-
ного финансирования из республиканского и местных бюджетов. Выделяемых
средств на реализацию молодежных программ не хватает даже на ежегодно
проводимые мероприятия, не говоря уже о поддержке проектов молодежных
НПО, командировочных поездках, запланированных международных мероприя-
тиях и т.д.
Все это требует выделения молодежной политики в качестве одного из
основных общенациональных приоритетов. Формирование жизнеспособного
подрастающего молодого поколения должно стать одной из главных страте-
гических задач развития страны. В этом смысле молодежь является объек-
том национально-государственных интересов, одним из главных факторов
обеспечения развития общества.
Таким образом, государственная молодежная политика должна стать
деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономи-
ческих, организационных и иных условий и гарантий для самореализации
личности молодого человека и развития молодежных общественных организа-
ций, движений и инициатив. Она должна выражать в отношении к молодому
поколению стратегическую линию государства на обеспечение социаль-
но-экономического, политического и культурного развития Кыргызстана, на
формирование у молодых граждан чувства патриотизма, толерантности, ува-
жения к истории и культуре отечества, к другим народам и правам челове-
ка.
Настоящая Концепция развития государственной молодежной политики
Кыргызской Республики (далее - Концепция) представляет собой взаимосвя-
занную систему целей, задач, принципов, приоритетов реализации госу-
дарственной молодежной политики Кыргызской Республики, направленной на
обеспечение стратегии государства в формировании условий для реализации
социально-экономического, интеллектуального, культурно-творческого и
экономического потенциала молодого поколения. Она определяет государс-
твенное регулирование процессов, происходящих в молодежной среде с уче-
том современной ситуации в стране.
Эффективная реализация данной Концепции требует целенаправленной
деятельности органов государственной власти, общественных объединений и
иных социальных институтов, направленной на решение проблем молодежи во
всех сферах ее жизнедеятельности.
II. Уровни реализации государственной
молодежной политики
Государственная молодежная политика Кыргызской Республики предпо-
лагает возможность реализации на следующих четырех уровнях: республи-
канском, региональном, муниципальном, локально-территориальном.
На республиканском уровне - реализация молодежной политики предпо-
лагает взаимодействие с государственными структурами, иными институтами
гражданского общества республиканского и регионального уровней по дос-
тижению целей и решению задач молодежной политики Кыргызской Республи-
ки. Такое взаимодействие позволит сделать молодежную политику более
открытой, динамичной и эффективной.
На региональном уровне - определяются актуальные проблемы и стра-
тегические приоритеты молодежной политики каждого региона, разворачива-
ются проекты и программы регионального уровня. Ответственность за орга-
низацию эффективной деятельности в рамках молодежной политики берут на
себя органы исполнительной власти регионального уровня.
На муниципальном уровне - определяются актуальные проблемы и прио-
ритеты молодежной политики конкретного города или района, разворачива-
ются проекты и программы местного уровня. Ответственность за организа-
цию эффективной деятельности в рамках молодежной политики на муници-
пальном уровне берут на себя органы местного самоуправления.
На локально-территориальном уровне - определяются актуальные проб-
лемы для жителей отдельного села, молодежной группы, которые выступают
с инициативой, направленной на решение этих проблем. Такая инициатива
вправе получить поддержку государственных и местных органов власти, ко-
торые несут ответственность за целевой и продуктивный характер реализу-
емых инициатив.
III. Основные цели государственной
молодежной политики
Государственная молодежная политика в Кыргызской Республике осу-
ществляется в целях:
- воспитания и образования молодежи, защиты ее прав и законных ин-
тересов;
- создания правовых, социально-экономических и иных условий выбора
молодыми гражданами своего жизненного пути, социального становления,
самореализации, а также расширения возможностей достижения личного ус-
пеха;
- обеспечения условий для более полного и активного участия моло-
дежи в социально-экономической, политической и культурной жизни страны;
- реализации общественно значимых инициатив молодежи;
- содействия социальному, культурному, духовно-нравственному и фи-
зическому развитию молодежи;
- реализации инновационного потенциала молодежи в интересах об-
щественного развития и развития самой молодежи;
- возрождение и закрепление национальных духовно-нравственных и
культурных ценностей в сознании молодого поколения.
IV. Приоритетные направления государственной
молодежной политики
Достижение поставленных основных целей предполагает реализацию
следующих приоритетов в сфере государственной молодежной политики:
1. Духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание
молодежи:
- воспитание молодого поколения к уважению культурного наследия и
национальных традиций своего народа;
- поддержка общественно значимых инициатив и их практическая реа-
лизация, содействие общественно-политической деятельности молодежи, мо-
лодежных и детских общественных организаций;
- тесное сотрудничество со средствами массовой информации по прог-
раммам, формирующим и развивающим чувство патриотизма, любви к Родине и
родному краю, гордости за их историю, ответственности за их судьбу;
- воспитание гражданина и патриота путем изучения государственной
системы управления, истории, национальных традиций и духовных ценностей
Отечества, государственной символики, биографий выдающихся кыргызстан-
цев;
- содействие включению молодежи в программы военно-патриотического
воспитания, подготовки к службе в Вооруженных Силах;
- расширение сети образовательных учреждений, в том числе школ-ин-
тернатов, общественных военно-патриотических клубов и объединений, за-
нимающихся патриотическим воспитанием.
2. Государственная поддержка молодых семей:
- популяризация и пропаганда семейных ценностей в обществе;
- развитие и распространение форм семейного труда и досуга, созда-
ние рабочих мест на дому;
- разработка и принятие республиканских, региональных, целевых
программ (проектов) по поддержке молодых семей, в первую очередь малои-
мущих, оказавшихся в кризисной ситуации;
- разработка программы помощи молодежи в планировании семьи, помо-
щи в воспитании детей и гармонизации внутрисемейных отношений;
- формирование системы социальных служб в целях расширения сферы
образовательных, медико-социальных, социально-правовых, психолого-педа-
гогических, информационных, консультационных и других услуг молодым
семьям;
- содействие решению жилищных проблем молодых семей.
3. Охрана здоровья молодежи и формирование здорового образа жизни:
- разработка и развитие планов действий по защите здоровья и расп-
ространению обучающих программ о здоровом образе жизни среди молодежи;
- развитие служб здравоохранения, включая реабилитационные центры
для молодежи;
- постоянный мониторинг состояния здоровья молодежи.
4. Государственная поддержка в сфере образования, культуры, досу-
га, развития научно-технического и художественного творчества:
- информационное обеспечение и интеграция кыргызстанской молодежи
в международные культурные, экономические, научные и образовательные
процессы;
- улучшение доступности и качества образования;
- сокращение разрыва в уровне доступа к образовательным и культур-
ным программам между городской и сельской молодежью;
- приобщение молодежи к культурному наследию народов Кыргызстана и
общечеловеческим ценностям;
- противодействие распространению идей экстремизма, социальной,
национальной и религиозной нетерпимости, воспитание качеств толерант-
ности и разрешения конфликтов мирным путем;
- привлечение молодых ученых к решению экономических и социальных
проблем.
5. Обеспечение экономической самостоятельности, профессиональной
ориентации и реализации трудовых прав молодежи:
- содействие трудовой занятости, адаптации и повышению конкурен-
тоспособности молодежи на рынке труда;
- обеспечение финансовой поддержки мероприятий по созданию рабочих
мест для молодежи, в первую очередь для лиц, не достигших восемнадцати-
летнего возраста;
- реализация специальных программ трудоустройства молодых людей,
особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске
работы (дети-инвалиды, дети-сироты, дети оставшиеся без попечения роди-
телей, молодые граждане из числа бывших военнослужащих, проживающие в
сельской местности и отдаленных районах);
- введение в бюджеты разных уровней отдельного раздела, позволяю-
щего службам занятости реализовывать программы молодежной занятости;
- поддержка предпринимательской деятельности среди молодежи;
- формирование и реализация системы государственных мер по матери-
ально-технической и финансовой поддержке деятельности молодежных биз-
нес-инкубаторов, учебно-деловых центров, постоянно действующих выставок
для начинающих предпринимателей;
- популяризация успешного опыта молодых предпринимателей;
- привлечение молодежи к возрождению традиционных промыслов, реме-
сел, сельскохозяйственной деятельности.
6. Поддержка молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной си-
туации в их социальном обслуживании, реабилитации и адаптации:
- разработка и внедрение новых технологий реабилитации молодых лю-
дей, склонных к девиантному поведению, и их последующая интеграция в
общество;
- создание в регионах республики "трехуровневой" системы работы с
безнадзорными детьми: оперативная уличная работа и выявление, центры
кратковременного пребывания и определение в семью, коррекционные и реа-
билитационные учреждения длительного пребывания;
- развитие сети специализированных учреждений, способных обеспе-
чить полноценную социализацию детей и молодежи: интернаты, детские до-
ма, спортивные школы и т.д.;
- усиление административной и уголовной ответственности родителей,
взрослых и работников детских учреждений за нарушение прав детей или
скрытие фактов безнадзорности;
- обеспечение защиты прав несовершеннолетних в семьях, учебных за-
ведениях и судах;
- вовлечение молодежи и молодежных организаций в программы и про-
екты, направленные на профилактику, искоренение правонарушений и прес-
тупности;
- поддержка и поощрение исследований в области медицинского лече-
ния и реабилитации молодых наркоманов и лиц, склонных к алкоголизму.
Эффективной реализации вышеназванных приоритетных направлений го-
сударственной молодежной политики будет способствовать четкое определе-
ние роли, полномочий и функций государственных органов и органов мест-
ного самоуправления в планировании, организации, координации и контроле
исполнения настоящей Концепции и программных направлений в области мо-
лодежной политики.
V. Основные принципы реализации государственной
молодежной политики
Деятельность государственных органов по реализации государственной
молодежной политики основываются на конституционных положениях равенс-
тва прав и свобод человека, гражданина, государственной защиты указан-
ных прав и свобод, создания условий для достойной жизни и свободного
развития человека и гражданина.
Реализация положений основывается на следующих основных принципах:
- принцип законности - вся деятельность в сфере молодежной полити-
ки и по отношению к участникам молодежной политики строится в соответс-
твие с законодательством Кыргызской Республики и общепризнанными между-
народными нормами в отношении соблюдения прав и законных интересов че-
ловека;
- принцип открытости - все молодые граждане Кыргызской Республики
имеют право участвовать в реализации молодежной политики страны, высту-
пать с инициативными предложениями и конструктивной критикой в отноше-
нии предлагаемых и реализуемых проектов, программ и акций. Принцип отк-
рытости направлен на поддержку молодежных инициатив и включение различ-
ных слоев общества в решение молодежных проблем республики;
- принцип рациональности/реализуемости - все действия в сфере мо-
лодежной политики должны быть направлены на достижение сформулированных
целей и решение поставленных задач. Методы, технологии и процедуры
должны соответствовать поставленным целям и имеющимся ресурсам. Принцип
рациональности позволит более эффективно использовать государственные и
общественные ресурсы, концентрируемые для решения задач молодежной по-
литики;
- принцип ответственности - любой субъект молодежной политики,
включая государственные органы власти, выступая с инициативой или вклю-
чаясь в реализацию определенных программ и проектов в области молодеж-
ной политики несет ответственность за последствия своей деятельности.
Принцип ответственности направлен на повышение эффективности деятель-
ности власти, бизнеса и институтов гражданского общества при решении
социальных проблем затрагивающих интересы молодежи;
- принцип преемственности - при реализации молодежной политики
должна сохраняться преемственность стратегических целей, содержания и
методов реализации молодежной политики. Принцип преемственности позво-
ляет уменьшить риски связанные с организационными и личностными переме-
нами в органах государственной власти. С другой стороны этот принцип не
закрывает возможности нового понимания ситуации региона и формулирова-
ние других приоритетов молодежной политики;
- принцип социального партнерства - программы и проекты, реализуе-
мые в рамках молодежной политики и регионах республики должны учитывать
и способствовать реализации интересов и достижению целей, как молодежи,
так и других социальных субъектов и групп: бизнеса, общественных орга-
низаций, населения. Принцип социального партнерства позволяет сочетать
общественные интересы, концентрировать средства и ресурсы и уменьшать
риски неэффективного их использования;
- принцип толерантности - молодежные организации, объединения и
группы имеют право на выражение своих ценностей и интересов, если это
не противоречит Конституции и законодательству Кыргызской Республики и
не ущемляет ценностей, интересов и права на самовыражение других об-
щественных объединений и структур (конфессиональных, этнокультурных,
профессиональных и т.д.). Принцип толерантности позволяет снижать воз-
можные конфессиональные, этнокультурные, социальные напряжения и конф-
ликты и сохранять социальное и культурное разнообразие мира, что явля-
ется ресурсом для появления инноваций и создания новых возможностей со-
циального, экономического и культурного развития Кыргызской Республики;
- принцип целостности - государственная молодежная политика предс-
тавляет собой систему целенаправленной деятельности государства на ре-
шение проблем молодого поколения во всех сферах его жизнедеятельности.
VI. Заключение
Концепция развития государственной молодежной политики Кыргызской
Республики является документом, который декларирует цели и задачи, при-
оритеты молодежной политики в отношении будущего Кыргызстана до 2010
года и определяет позицию государства в отношении молодежи как одного
из базовых стратегических ресурсов развития страны. Она служит ориенти-
ром для взаимодействия органов власти, институтов гражданского общества
и молодежи.
Эффективная реализация положений данной Концепции будет осущест-
вляться в специальных целевых программах и проектах, которые являются
практической реализацией государственной молодежной политики. Эти прог-
раммы и проекты должны иметь государственно-общественный характер, а в
их разработку и реализацию включаются все заинтересованные социальные
службы.
В процессе реализации государственной молодежной политики предпо-
лагается подготовка ежегодного доклада о положении молодежи и реализа-
ции молодежной политики Кыргызской Республики, регулярное проведение
общереспубликанских социологических исследований, научно-практических,
учебно-методических конференций, семинаров, форумов по проблемам реали-
зации государственной молодежной политики.