Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

УТРАТИЛА СИЛУ
в соответствии с Указом Президента КР от 4 февраля 2020 года УП № 19

Описание: C:\Users\User\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\ef3a7abd-3c57-4ea2-91c0-94f32d136d43\document.files\image001.jpg

                                                    Утверждена
                                                 Указом Президента
                                               Кыргызской Республики
                                           от 14 апреля 2006 года № 173
 
                        НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
                "Кыргызстан жаштары" на 2006-2008 годы
 
 
                               Паспорт
 
     Наименование      Национальная программа "Кыргызстан  жаштары"  на
     Программы         2006-2008 годы.
     Наименование,
     номер и дата
     принятия решения
     о разработке
     Программы
     Государственный   Администрация президента Кыргызской  Республики,
     заказчик и        Министерство образования, науки и молодежной по-
     основной          литики Кыргызской Республики.
     разработчик
     Программы
     Цели Программы    Разработка и реализация комплекса мер по  созда-
                       нию  правовых,  экономических  и организационных
                       условий для воспитания у  молодежи  гражданского
                       сознания,  патриотизма,  духовного, культурного,
                       образовательного, профессионального становления,
                       физического  развития  и  самореализации молодых
                       людей  как  активных  участников  преобразований
                       современного  кыргызского общества,  а также со-
                       действие функционированию молодежных организаций
                       в республике.
     Сроки реализации  2006-2008 годы.
     Программы
     Задачи Программы  - формирование единой системы органов  по  делам
                         молодежи;
                       - создание условий по защите  прав  и  интересов
                         молодежи;
                       - разработка и реализация комплекса мер по  ока-
                         занию социальных услуг для молодежи;
                       - воспитание  гражданственности  и  патриотизма,
                         духовно-нравственное воспитание молодежи;
                       - обеспечение гарантий в системе образования;
                       - обеспечение занятости молодежи, снижение уров-
                         ня безработицы, создание рабочих мест для  мо-
                         лодежи и несовершеннолетних; рост деловой  ак-
                         тивности молодежи и поддержка молодых предпри-
                         нимателей;
                       - обеспечение гарантий в сфере  здравоохранения,
                         пропаганда здорового образа жизни;
                       - информационное обеспечение молодежной  полити-
                         ки;
                       - организация содержательного досуга молодежи;
                       - профилактика преступности и асоциальных  явле-
                         ний в молодежной среде;
                       - развитие массовых и национальных видов спорта,
                         создание условий для культурного,  творческого
                         и физического развития детей, подростков и мо-
                         лодежи;
                       - охрана окружающей среды;
                       - развитие международного сотрудничества  в  об-
                         ласти молодежной политики;
                       - поддержка  деятельности детских,  молодежных и
                         студенческих общественных объединений;
                       - укрепление института молодой семьи;
                       - содействие решению  жилищных  проблем  молодых
                         семей;
                       - подготовка специалистов в  области  молодежной
                         политики, coздания условий для повышения  ква-
                         лификации кадров в молодежной сфере.
     Основные          Министерство образования, науки и молодежной по-
     исполнители       литики Кыргызской Республики, Министерство труда
     Программы         и социальной защиты Кыргызской  Республики,  Ми-
                       нистерство культуры Кыргызской  Республики,  Ми-
                       нистерство обороны Кыргызской Республики, Минис-
                       терство внутренних  дел  Кыргызской  Республики,
                       Министерство иностранных дел Кыргызской  Респуб-
                       лики,  Министерство  здравоохранения  Кыргызской
                       Республики, Министерство  экономики  и  финансов
                       Кыргызской Республики,  Государственный  комитет
                       Кыргызской Республики по миграции  и  занятости,
                       Национальный статистический  комитет  Кыргызской
                       Республики, Государственное  агентство  по физи-
                       ческой культуре и спорту, Государственная  теле-
                       радиовещательная компания,  Местные госадминист-
                       рации Кыргызской Республики,  детские и молодеж-
                       ные общественные организации.
     Объемы и          Реализация  Программы  предполагает  затраты  из
     источники         республиканского бюджета и из других источников,
     финансирования    не противоречащих законам Кыргызской  Республики
     Программы         на сумму:
                       в 2006 году - 10 млн.сом;
                       в 2007 году - 10 млн.сом;
                       в 2008 году - 10 млн.сом.
                       Общая сумма - 30 млн.сом.
     Ожидаемые         В результате реализации Программы ожидается:
     конечные          - создание единой вертикальной структуры органов
     результаты          по делам  молодежи  и  полный  охват  молодежи
     реализации          программными мерами;
     Программы         - обеспечение  максимальной  правовой  защиты  и
                         снижение правовой уязвимости детей и молодежи;
                       - формирование структуры  социальных  служб  для
                         детей и молодежи, повышение адресности  инфор-
                         мационно-консультативной помощи;
                       - увеличение числа учреждений по paботе с  моло-
                         дежью, повышение деловой и  социальной  актив-
                         ности молодежи;
                       - совершенствование нормативно-правовой базы го-
                         сударственной молодежной политики;
                       - улучшение качества образования и доступа к об-
                         разовательным программам молодежи на селе;
                       - сокращение численности  безработной  молодежи,
                         поддержка молодых предпринимателей;
                       - повышение качества профилактических работ сре-
                         ди молодежи, укрепление их здоровья;
                       - сокращение численности преступлений  и  асоци-
                         альных явлений в молодежной среде;
                       - улучшение информационного обеспечения молодеж-
                         ной политики, расширение  доступа  молодежи  к
                         информации;
                       - культурное, творческое развитие молодежи,  ор-
                         ганизация содержательного досуга молодежи;
                       - повышение уровня гражданского и военно-патрио-
                         тического воспитания молодежи;
                       - укрепление физического здоровья молодого поко-
                         ления;
                       - закрепление достигнутых результатов и дальней-
                         шее развитие международного  сотрудничества  в
                         области молодежной политики;
                       - развитие детских,  молодежных  и  студенческих
                         общественных объединений;
                       - создание условий для решения  социально-эконо-
                         мических, бытовых и жилищных  проблем  молодой
                         семьи;
                       - создание системы подготовки и повышения квали-
                         фикации специалистов в сфере молодежной  поли-
                         тики, улучшение кадрового обеспечения государ-
                         ственной молодежной политики.
 
                              1. Введение
 
     Национальная программа "Кыргызстан жаштары" на 2006-2008 годы  яв-
ляется  продолжением основных программных мероприятий по реализации го-
сударственной молодежной политики,  направленных на создание  правовых,
экономических и организационных условий для развития личности, поддерж-
ки молодежных организаций.
     В период реализации, предыдущей Национальной программы "Жаштык" по
развитию молодежи Кыргызстана до 2010 года,  утвержденной Указом Прези-
дента Кыргызской Республики от 18 июня 2000 года УП № 152,  центральным
органом по делам молодежи совместно  с  министерствами  и  ведомствами,
местными  государственными  администрациями и региональными структурами
по делам молодежи, а также молодежными НПО и международными организаци-
ями,  при  основном  финансовом  обеспечении за счет республиканского и
местных бюджетов Кыргызской Республики  были  заложены  организационные
основы  государственной  молодежной  политики и отработаны механизмы ее
реализации.
     Одним из  конкретных результатов реализации данной программы стало
создание областных структур по делам молодежи и ряда центров молодежи в
пределах  республики,  формирование  нормативно-правовой базы.  В сфере
нормативно-правового обеспечения  государственной  молодежной  политики
действуют  Законы Кыргызской Республики "Об основах государственной мо-
лодежной политики", "Об образовании", "О начальном профессиональном об-
разовании" и целый ряд других законодательных актов, затрагивающих воп-
росы жизнедеятельности молодежи.
     По истечении  пятилетнего  этапа реализации Национальной программы
"Жаштык" и произошедших изменений в республике,  назрела  необходимость
проведения мониторинга и оценки реализации Программы "Жаштык",  в связи
с чем распоряжением Руководителя  Администрации  Президента  Кыргызской
Республики  от  13  декабря  2005  года № 305 создана рабочая группа из
представителей министерств, ведомств и молодежных НПО.
     Данной рабочей  группой был проведен мониторинг и оценка,  которая
выявила,  что основная часть программных мер отраженных в  Национальной
программе  "Жаштык" не выполнялась по следующим причинам:  - нечеткая и
неясная формулировка статей программы;  - неопределенность в финансиро-
вании программы; - частые организационные перемены в аппарате централь-
ного органа, отвечающего за реализацию государственной молодежной поли-
тики и др.
     В настоящее время актуальным является формирование государственной
молодежной политики социально ориентированной, направленной на расшире-
ние механизмов обеспечения гарантий молодежи и закрепление  достигнутых
результатов,  повышение адресности проводимых работ, решение конкретных
проблем молодежи.
     На современном  этапе развития нашего общества требуются все боль-
шее количество высококвалифицированных,  творческих и конкурентоспособ-
ных на рынке труда молодых людей. Развивающиеся рыночные отношения вно-
сят серьезные изменения в практическое решение вопросов молодежной  по-
литики.
     В связи с вышеизложенным, рабочей группой по проведению мониторин-
га  и оценки реализации Национальной программы "Жаштык",  в ходе прове-
денного анализа было принято решение о разработке принципиальной  новой
программы с учетом достигнутых, в ходе реализации Национальной програм-
мы "Жаштык",  результатов,  существующих проблем и реального  положения
молодежи в стране, а также представленных наработок и информации Минис-
терства образования, науки и молодежной политики Кыргызской Республики,
что  позволило  определить  приоритетные направления развития государс-
твенной молодежной политики Кыргызской Республики, на краткосрочный пе-
риод (2006-2008 годы).
 
               2. Анализ современного состояния проблемы
 
     Молодежь представляет собой социально-демографическую группу,  вы-
деляемую на основе совокупности возрастных характеристик,  особенностей
социального положения и обусловленных теми или другими социально-психо-
логическими свойствами, которые определяются общественным строем, куль-
турой, закономерностями социализации, воспитания данного общества.
     В Кыргызской Республике молодежью считаются люди в возрасте от  14
до 35 лет. По данным Национального статистического комитета численность
молодежи в структуре населения на начало 2005 года составила  39%,  что
составляет 1991279 человек.
     Демографические тенденции роста молодежи в республике сохраняются.
Молодежь  сегодня представляет собой стратегический ресурс развития го-
сударства, в котором заложен огромный социально-экономический, культур-
ный,  творческий и научный потенциал. Это в свою очередь определяет ос-
новную задачу государственной молодежной политики как деятельность  го-
сударства, направленную на создание правовых, экономических и организа-
ционных условий и гарантий для социального становления,  развития и са-
мореализации  молодежи  в  общественной  жизни.  При  этом она является
единственно возможным механизмом социальной интеграции молодого поколе-
ния в общественную жизнь страны.
     Реализация государственной молодежной политики в  Кыргызской  Рес-
публике осуществлялась в соответствии с основными направлениями,  опре-
деленными Национальной программой "Жаштык" по  развитию  молодежи  Кыр-
гызстана  до 2010 года,  утвержденной Указом Президента Кыргызской Рес-
публики от 18 июня 2000 года № 691.
     За прошедший период реализации государственной молодежной политики
большое внимание уделялось укреплению и  совершенствованию  институцио-
нального механизма в реализации государственной молодежной политики.  В
настоящее время структуры по делам молодежи созданы во  всех  областных
центрах, районах, айыл окмотах, ВУЗах, ССУЗах и в ряде министерств рес-
публики.
     В рамках  нормотворческой деятельности и в целях реализации Нацио-
нальной программы "Жаштык" разработаны ряд  проектов,  приняты  большое
количество нормативно-правовых документов различного ранга,  регулирую-
щие те или иные вопросы в сфере работы с молодежью.
     Проведены целый ряд мероприятий,  по направлениям: нравственно-ду-
ховное и патриотическое воспитание,  развитие сотрудничества с молодеж-
ными общественными организациями,  развитие национальной идеологии рес-
публики,  работа со студенческой молодежью и организация досуга молоде-
жи, здравоохранение, пропаганда здорового образа среди молодежи и охра-
на окружающей среды, работа с детьми и подростками.
     В области  международного  сотрудничества,  Департаментом по делам
молодежи налажены международные связи со следующими странами СНГ,  вхо-
дящих в "Совет министров по делам молодежи СНГ":  Россия, Грузия, Арме-
ния,  Узбекистан,  Таджикистан, Казахстан, Беларусь, Украина, Азербайд-
жан, Молдова.
     На данный момент действуют подписанные Соглашения о сотрудничестве
в  области  молодежной политики с органами по делам молодежи Республики
Таджикистан и Узбекистан.  Готовятся к совместному подписанию аналогич-
ные  Соглашения  с  Арменией,  Молдовой,  Казахстаном  и Правительством
г.Москва Российской Федерации.
     Вместе с тем, наряду с определенными достижениями на пути реализа-
ции государственной молодежной политики существуют ряд проблем, сдержи-
вающих  дальнейшие  темпы  развития молодежи и эффективность проведения
молодежной политики в различных регионах страны.
     Особенностью решения  организационных и финансовых вопросов реали-
зации государственной молодежной политики на протяжении 15 лет  остава-
лась  крайняя  незаинтересованность власти в продвижении вперед на этом
направлении,  отбрасывание насущных задач в этой области  на  периферию
внутренней  политики страны.  Определенные достижения были достигнуты в
результате упорной борьбы.
     Центральный орган  по  делам молодежи многократно реформировался и
ликвидировался с последующим восстановлением.
     На фоне происходящих социально-политических преобразований, значи-
тельной проблемой остается вопрос создания структур по  делам  молодежи
при  облрайгоргосадминистрациях и органах местного самоуправления,  при
ВУЗах, СПУЗах и ПТУ, финансируемых местными бюджетами и бюджетами учеб-
ных заведений.
     На сегодняшний день важнейшей проблемой остается  вопрос  недоста-
точного  и несвоевременного финансирования Национальной программы "Жаш-
тык" по развитию молодежи Кыргызстана до 2010 года из средств республи-
канского бюджета и местных бюджетов.
     В регионах республики в сфере финансирования Национальной програм-
мы  "Жаштык" сохраняется такая же плачевная ситуация.  Лишь с 2005 года
за исключением Нарынской области, закладываются определенные финансовые
средства на реализацию Национальной программы "Жаштык".
     Также, актуальной проблемой  остается  неразрешенность  социальных
проблем молодежи,  тогда как государственная политика, проводимая в от-
ношении молодежи, должна концентрировать свое внимание на таких важней-
ших сферах как труд, здоровье, образование и воспитание. При этом необ-
ходимо принимать во внимание ценности и образ жизни молодого поколения,
его потребности, интересы и др.
     Сегодня наша молодежь представляет собой незадействованные  трудо-
вые  ресурсы,  невостребованный  потенциал  со всеми вытекающими отсюда
последствиями.  В общей численности трудовых ресурсов  процентная  доля
молодежи составляет 60% всего трудоспособного населения, при этом среди
зарегистрированных безработных доля молодежи составляет,  с учетом  ре-
ального распространения безработицы почти 40%, то есть практически каж-
дый третий безработный - молодой человек,  а это означает потенциальное
пополнение за счет молодежи армии наркоманов и преступников.
     Анализ результатов последних  исследований  в  области  физической
культуры и спорта показывает,  что в республике до 80% детей, учащихся,
студентов имеют отклонения в состоянии здоровья,  a более чем у 50%  из
них  состояние  физического развития характеризуется неудовлетворитель-
ным.
     Число здоровых  детей  в школах к концу обучения не превышает 20%,
ежегодно медицинские комиссии военкоматов отчисляют по  состоянию  здо-
ровья 60%  призывников от общего числа подростков, которые имеют ту или
иную патологию.
     Эффективная реализация государственной молодежной политики во мно-
гом зависит от уделяемого внимания к  проблемам  студенчества,  числен-
ность которого превышает 200 тыс.  человек. Сегодня каждый 25-ый житель
нашей страны является студентом, это один из наиболее высоких показате-
лей  в мире.  Республика вошла в число наиболее "продвинутых" универси-
тетских сообществ в мире: у нас насчитывается 43 вуза.
     Высшие и  средние  профессиональные  учебные  заведения продолжают
ежегодно проводить набор без учета потребностей  рынка  труда.  Наличие
наряду с государственными учебными заведениями в республике большой се-
ти частных учебных заведений создают условия для увеличения  количества
невостребованных специалистов-выпускников.
     Сегодня на рынке труда существует переизбыток специалистов  в  об-
ласти экономики,  юриспруденции, туризма, международных отношений, эко-
логии,  выпуск которых превышает запросы рынка. Острая же нехватка кад-
ров  наблюдается  в сфере образования и медицины,  что связано,  прежде
всего,  с низкой оплатой труда.  Недостаток  компетентных  специалистов
наблюдается в области маркетинга,  архитектуры,  строительства (инжене-
ры-строители,  сметчики,  прорабы и т.д.), компьютерного программирова-
ния,  аграрного сектора. Практически невостребованными остаются выпуск-
ники,  профессиональная деятельность которых непосредственно связана  с
промышленным производством,  нетрадиционными специальностями или нераз-
витыми отраслями экономики. Это такие специалисты как инженеры-техноло-
ги, инженеры-экологи, химики-технологи, философы и др.
     В этой связи, одной из основных задач настоящей Программы является
не  столько поддержание и закрепление достигнутых результатов,  сколько
поиск новых путей и создание условий, направленных на эффективное реше-
ние вышеперечисленных проблем,  на обеспечение социальной саморегуляции
и регенерации поведенческих,  социально-политических и иных форм созна-
ния молодого поколения.
     Новый период реализации государственной молодежной политики должен
характеризироваться формированием системного подхода в решении наиболее
актуальных проблем отрасли и  осуществлением  социально-ориентированной
межсекторальной модели молодежной политики.
     Это требует,  в свою очередь, системной и скоординированной работы
всех органов государственной власти, в той или иной степени заинтересо-
ванных в решении насущных проблем молодого поколения Кыргызской Респуб-
лики.
 
                  3. Основные цели и задачи Программы
 
     Основными целями  Программы являются разработка и реализация комп-
лекса мер по созданию правовых, экономических и организационных условий
для воспитания у молодежи гражданского сознания,  патриотизма, духовно-
го, культурного, образовательного, профессионального становления, физи-
ческого развития и самореализации молодых людей как активных участников
преобразований современного кыргызского общества,  а  также  содействие
функционированию молодежных организаций в республике, создание и разви-
тие правовых, социально-экономических и организационных условий для са-
мореализации молодежи, духовно-нравственное воспитание молодежи.
     Для достижения основных целей требуется решение следующих задач:
     - формирование единой системы органов по делам молодежи;
     - создание условий защиты прав и интересов молодежи;
     - разработка и реализация комплекса мер по оказанию социальных ус-
луг для молодежи;
     - воспитание гражданственности и патриотизма, духовно-нравственное
воспитание молодежи;
     - обеспечение гарантий в системе образования;
     - содействие трудоустройству и занятости молодежи;
     - обеспечение гарантий в сфере здравоохранения;
     - информационное обеспечение молодежной политики;
     - организация содержательного досуга молодежи;
     - профилактика преступности и  асоциальных  явлений  в  молодежной
среде;
     - развитие массовых и национальных видов спорта,  создание условий
для культурного, творческого и физического развития детей, подростков и
молодежи;
     - охрана окружающей среды;
     - развитие международного сотрудничества в области молодежной  по-
литики;
     - содействие развитию детских и молодежных и студенческих  общест-
венных объединений;
     - укрепление института молодой семьи,  содействие решению жилищных
проблем молодежи и молодых семей;
     - развитие системы переподготовки и повышения квалификации специа-
листов по работе с молодежью.
 
             4. Основные направления реализации Программы
 
     I. Формирование единой системы органов по делам молодежи
 
     Анализ хода  осуществления  государственной  молодежной политики в
Кыргызской Республики показывает,  что на социальной эффективности этой
деятельности  негативно сказались организационные перемены в функциони-
ровании центрального органа,  отвечающего за реализацию государственной
молодежной  политики.  За последние 15 лет несколько раз осуществлялись
преобразования в структуре органа по делам молодежи.
     Частые смены  организационного механизма управления в сфере реали-
зации задач государственной  молодежной  политики  ведут  к  тому,  что
уменьшается  реальное  воздействие  государства  на  решение социальных
проблем молодежи.
     На региональном и местном уровнях мозаичность управленческих функ-
ций и структур объясняется слиянием органов по делам молодежи  с  иными
органами.  При этом,  после передачи функций молодежной политики Минис-
терству образования,  науки и молодежной политики Кыргызской Республики
важным  является сохранение и избежание реорганизации структур по делам
молодежи на региональном уровне.
     Сложившаяся практика  требует также разграничения полномочий орга-
нов по делам молодежи как межотраслевой сферы,  с одной  стороны,  и  с
другой стороны, как самостоятельной отрасли, имеющей свои организацион-
но-финансовые механизмы,  собственные кадровое,  информационное,  науч-
но-методическое обеспечение, стандарты деятельности.
     Особое внимание в новой системе управления  государственной  моло-
дежной  политикой должно быть уделено координации деятельности всех го-
сударственных структур и  взаимодействию  с  органами  здравоохранения,
труда, физической культуры и спорта, обороны, внутренних дел, иными со-
циальными,  политическими, общественными учреждениями по работе с моло-
дежью.
     Проведение конкретной,  практической молодежной политики,  направ-
ленной на создание условий для самореализации молодых граждан, является
компетенцией Министерства образования, науки и молодежной политики Кыр-
гызской Республики и региональных структур по делам молодежи и подразу-
мевает организацию  работы  в образовательных учреждениях,  учреждениях
социального обслуживания молодежи,  в трудовых коллективах,  среди всех
возрастных  групп  и категорий молодежи.  Наиболее эффективной системой
организации управления молодежной политикой на региональном  и  муници-
пальном уровне является самостоятельное структурное подразделение.
 
     II. Создание условий защиты прав и интересов молодежи, оказание
         социальных услуг для молодежи
 
     Молодежь являясь  одновременно многочисленной и динамичной стратой
общества, выступает наиболее уязвимой категорией населения.
     В этом отношении, молодежь представляя собой стратегический ресурс
государства, нуждается в его защите. Особой защитой должны пользоваться
такие категории детей и молодежи как сироты, инвалиды, беженцы, дети из
неполноценных и многодетных семей,  дети,  находящиеся в  зонах  боевых
действий и конфликтов.
     В целях создания условий социальной защиты и безопасной интеграции
молодого  поколения  в  общество,  в рамках Программы предусматривается
формирование сети социальных служб и центров правовой помощи для  детей
и молодежи. Данные центры будут оказывать помощь в информировании моло-
дых граждан об их правах и обязанностях, имеющихся возможностях получе-
ния образования,  воспитания и развития,  оказания медицинской помощи и
охраны здоровья,  социальной защиты и обслуживания, в выборе жизненного
пути,  в трудоустройстве, в организации досуга, реабилитации, преодоле-
нии трудной жизненной ситуации.
     Также будет  разработан законопроект о государственных минимальных
стандартах для детей и молодежи.
 
     III. Совершенствование законодательной, нормативной правовой базы
 
     Основополагающим фактором  при реализации государственной молодеж-
ной политики является  эффективно  функционирующая  нормативно-правовая
база.
     В целях существенного совершенствования нормативных правовых актов
в области государственной молодежной политики в рамках Программы требу-
ется организация и проведение комплексного анализа нормативных докумен-
тов и законодательной базы,  государственных и национальных программ по
направлениям: занятость, образование, жилье, здоровье, права, части со-
ответствия  положениям международного права в области защиты прав и ин-
тересов молодежи.
     Также предусматривается  совершенствование  действующей  норматив-
но-правовой базы по вопросам поддержки студенческой молодежи  и  разра-
ботка  нормативных документов по организации контроля за осуществлением
деятельности,  связанной с трудоустройством молодежи Кыргызстана за ру-
бежом.
 
     IV. Обеспечение гарантий в системе образования
 
     Национальная стратегия в области получения  образования  в  первую
очередь  определяется Конституцией Кыргызской Республики,  где в статье
32 устанавливается, что каждый гражданин Кыргызстана имеет право на об-
разование, а также Законом "Об образовании" и другими нормативными пра-
вовыми актами Кыргызской Республики.
     На данном этапе, важнейшим показателем в сфере образования являет-
ся тенденция возрастающего интереса кыргызстанской молодежи  к  высшему
образованию.  Это факт подтверждается результатами социологических исс-
ледований, проведенных среди молодежи в республике. В ходе данного исс-
ледования,  47%  опрошенных юношей и девушек отвечают, что будут посту-
пать в ВУЗы,  так как с получением высшего  образования,  у  них  будет
больше шансов найти хорошую работу и обустроить свою жизнь.  Также, 75%
опрошенной молодежи считают,  что для современной  молодежи  необходимо
получить высшее образование.
     Сегодня география размещения высших учебных заведений изменилась в
пользу регионов,  что соответствует возрастанию экономической самостоя-
тельности областей и необходимости создания условий для молодежи в  по-
лучении образования в привычных условиях,  где легче найти свое место в
жизни.
     В рамках Программы предусматривается дальнейшее улучшение качества
образования в профессионально-технических учебных  заведениях,  средних
школах,  сокращение уровня разрыва в доступе к образовательным програм-
мам между городской и сельской молодежью, расширение доступа к информа-
ционным технологиям.
     На современном этапе развития нашего общества необходимо развивать
информационное  и  техническое  сотрудничество с зарубежными странами в
сфере образования, реализовывать программы, содействующие одаренным де-
тям и талантливой молодежи в получении образования за рубежом.
 
     V. Содействие трудоустройству и занятости молодежи
 
     В настоящее  время  одна  из  актуальных  проблем среди молодежи -
проблема занятости и трудоустройства.  Согласно результатам проведенных
социологических исследований в республике,  эта проблема наиболее остро
стоит в регионах и отдаленных районах страны.
     С наибольшими  трудностями в поисках рабочих мест сталкивается мо-
лодежь,  имеющая низкий уровень общего и профессионального образования,
что  в  свою очередь требует проектирование соответствующей рынку труда
системы профессионально-технического образования.
     Сегодня, к сожалению,  реализуют свои профессиональные возможности
по избранной специальности менее половины  выпускников  образовательных
учреждений.  Остальные либо выбирают работу,  не связанную с полученной
специальностью,  либо регистрируются в качестве безработных,  при  этом
большинство  организаций  всех  секторов экономики испытывают серьезные
проблемы с нехваткой и обновлением кадров.
     В целях  улучшения  ситуации в сфере занятости,  необходимо в экс-
тренном порядке создание молодежных бирж труда во всех областях и горо-
дах  страны с предоставлением им организационной и финансовой поддержки
в их деятельности.  Открыть в каждом ВУЗе центры по трудоустройству вы-
пускников  и прохождению трудовой практики студентами,  налаживать сот-
рудничество и заключение договоров с потенциальными работодателями.
     Создание системы содействия трудоустройству выпускников профессио-
нальных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда  позво-
лит повысить уровень социально полезной отдачи системы профессионально-
го образования,  создаст условия для  профессионального  и  социального
развития молодых специалистов,  снизит уровень социальной напряженности
на рынке труда.
     Другим важным  аспектом  в решении социально-экономических проблем
является развитие и поддержка молодежного  предпринимательства.  Усилия
по  решению  данного вопроса будут способствовать решению проблем сель-
ской молодежи,  которая получит возможность частично решать собственные
социально-экономические проблемы. Развитие молодежного предприниматель-
ства также будет способствовать решению проблем подготовки молодых спе-
циалистов  посредством вовлечения их в деятельность студенческих строи-
тельных и трудовых отрядов.
     Данная программа  рассматривает  создание  Республиканского  фонда
развития Молодежного предпринимательства, студенческих и трудовых отря-
дов,  бизнес инкубаторов,  учебно-деловых центров,  организацию условий
для оказания информационной, консультативно-методической помощи.
 
     VI. Обеспечение гарантий в сфере здравоохранения
 
     В современных условиях,  здравоохранение и формирование  здорового
образа жизни у молодого поколения должно стать стратегическим направле-
нием государственной молодежной политики.
     В настоящее время, неблагополучной остается ситуация в сфере расп-
ространения туберкулеза, ВИЧ/СПИДа и венерических заболеваний среди мо-
лодежи.  Наблюдается недостаточная информированность по вопросам здоро-
вого репродуктивного поведения, недоступность качественных услуг по ох-
ране репродуктивного здоровья.
     Климатографическое расположение республики способствует  благопри-
ятному росту и распространению наркосодержащих растений (опийного мака,
дикорастущей конопли и др.).  Экономическая нестабильность, рост безра-
ботицы, снижение доходов населения, криминализация общества повлекли за
собой вовлечение в наркоманию все большего количества подростков и  мо-
лодежи. Кроме быстрого темпа роста алкоголизации и наркотизации отмеча-
ется также тенденция к их омоложению.  За последние 10-15 лет произошло
снижение  нижней  границы начала употребления спиртного и наркотиков до
12-15 лет.
     В этой связи,  предстоит провести большую и долгосрочную работу по
этим направлениям,  в которой должны принять участие все органы власти,
средства массовой информации и общественность.
     Необходимо разработать и провести целый  ряд  комплексных  мер  по
профилактике и раннему выявлению наиболее социально-опасных заболеваний
среди подростков и молодежи.
     Создать территориальные  реабилитационные центры выхода из алкого-
лизма и наркомании,  организовывать тематические  акции  (образователь-
но-просветительские караваны) в регионах,  направленные на профилактику
ВИЧ/СПИДа, наркомании, алкоголизма среди молодежи.
     Проводить систематическую  работу по формированию здорового образа
жизни и соответствующих навыков укрепления и сохранения здоровья  среди
молодежи.
 
     VII. Профилактика преступности и асоциальных явлений в молодежной
          среде
 
     Оздоровление криминогенной ситуации среди молодежи является  одной
из актуальных задач.
     В условиях социально-экономических преобразований и реформ  жизне-
деятельности  общества  в  новом качестве предстали проблемы молодежи в
республике,  в том числе их девиантное поведение. Доля молодежи, участ-
вовавшей в преступлениях,  к общему числу лиц, совершивших преступление
остается высокой.
     Анализ преступности среди молодежи показывает,  что наиболее остро
стоит проблема нигде не обучающихся и не работающих подростков.  Данная
категория несовершеннолетних составляет более 60%  от общего количества
детей и подростков, задержанных за преступления.
     Отдельной проблемой  остаются  преступления молодежи,  связанные с
распространением, изготовлением и потреблением наркотических веществ.
     В этом ключе,  настоящая Программа предусматривает усиление мер по
профилактике правонарушений подростков,  создание условий для  психоло-
го-педагогической реабилитации детей и подростков, социальной адаптации
несовершеннолетних.
     Необходима разработка  и реализация целевых программ по предупреж-
дению проституции,  алкоголизма, наркомании и преступности среди детей,
подростков и молодежи.
 
     VIII. Информационное обеспечение молодежной политики
 
     Для эффективного осуществления государственной молодежной политики
нужно обеспечить полноту,  достоверность и сопоставимость информации  о
различных категориях молодежи, об их социально-экономическом положении,
жизненных целях,  ценностных ориентациях и материально-духовных потреб-
ностях.
     В указанных  целях  представляется необходимым создать условия для
расширения информационного обслуживания  молодых  граждан,  обеспечение
доступа  к  разносторонней  информации,  поддержка молодежных и детских
электронных и печатных средств массовой информации и т.д.
     Состояние государственной молодежной политики во многом  определя-
ется информационным взаимодействием органов власти и молодежи. Динамич-
но развивающаяся молодежная политика предполагает интерактивный  харак-
тер  такого взаимодействия - доступность информации для молодежи и опе-
ративность информационного обеспечения государственной молодежной поли-
тики.
     Создание молодежного  информационного пространства может быть осу-
ществлено силами самой молодежи,  ее общественных  объединений,  однако
требуется  и  государственная  поддержка республиканских и региональных
информационных центров.
     В современных условиях молодежь практически не  имеет  возможности
широко выражать свое мнение,  влиять на социальные процессы.  Многочис-
ленные идеи и ценности, формирующиеся в молодежной среде, часто не име-
ют информационного выхода. В последние годы наблюдается, с одной сторо-
ны,  pocт изданий молодежной массовой культуры, с другой - снижение ко-
личества молодежных передач из-за ограниченности ресурсов государствен-
ного телевидения. В этой связи особый интерес представляет сеть "Интер-
нет", ее возможности для самовыражения и обмена информацией.
     Перспективным является создание молодежного Интернет  портала,  на
котором будут аккумулированы версии молодежных и детских изданий, ауди-
овизуальных программ, информация, в которой заинтересована молодежь. На
базе  создаваемых в регионах информационных центров возможно проведение
на сайте портала интерактивного обсуждения жизненно важных для молодежи
проблем.
     Для научной поддержки государственной молодежной политики  необхо-
димо расширение практики социологических исследований и мониторингов по
положению молодежи в Кыргызской Республике, регулярное проведение обще-
республиканских,  региональных научно-практических, учебно-методических
конференций, семинаров по проблемам реализации государственной молодеж-
ной политики.
 
     IX. Патриотическое и гражданское воспитание молодежи, возрождение
         национально-культурного наследия, формирование
         духовно-нравственных ценностей у молодого поколения
 
     Осуществление духовно-нравственного, гражданского и патриотическо-
го воспитания молодежи,  возрождение  национально-культурного  наследия
является  одним  из приоритетных направлений государственной молодежной
политики.
     Развитие патриотизма и гражданского самосознания - важный воспита-
тельный фактор,  которому необходимо уделять пристальное внимание.  По-
добного рода воспитание должно осуществляться совместно со всеми инсти-
тутами и агентами социализации (семья,  детские сады, школы, ВУЗы, кол-
лектив  и  др.),  где происходит становление личности,  формирование ее
гражданственности и правовой культуры.
     Немаловажным аспектом  является также военно-патриотическое воспи-
тание.  В этом направлении необходимо проведение работ по возрождению и
развитию оборонно-спортивных игр и их пропаганду среди подростков и мо-
лодежи.
     Практика сегодняшнего  дня  показывает,  что  формирование высокой
гражданственности и чувства патриотизма,  любви к Отечеству у  молодого
гражданина  требует  совершенствования  воспитания молодого поколения к
уважению национально-культурного наследия и традиций своего  народа,  к
культуре толерантного поведения, веротерпимости и миролюбия.
     Необходимо создать для молодого поколения все условия для изучения
государственного языка, символов государственности Кыргызской Республи-
ки, его истории и великого исторического наследия.
 
     X. Организация содержательного досуга молодежи, развитие массовых
        и национальных видов спорта, создание условий для культурного,
        творческого и физического развития детей, подростков и молодежи
 
     Необходимость особой политики в  отношении  молодежи  определяется
спецификой ее положения в обществе.  Молодежь не является саморазвиваю-
щейся системой.  Ее жизнь обусловлена существующими  социально-экономи-
ческими и политическими условиями в стране. Молодой человек в соответс-
твии с этим несет в себе прошлое, настоящее и будущее.
     В связи с чем, государство должно создать все условия для развития
индивидуальных способностей личности каждого молодого кыргызстанца, по-
вышения  творческой активности и способности к самореализации в различ-
ных областях науки, техники, культуры и искусства.
     Развитие массовых  видов  спорта,  в частности национальных видов,
среди широкого круга детей, подростков и молодежи является стратегичес-
ким направлением в формировании здорового образа жизни, укрепления здо-
ровья нации.
     Сегодня в  условиях разрушенности культурно-спортивной инфраструк-
туры в регионах республики,  важнейшей проблемой  является  обеспечение
содержательного досуга сельской молодежи.
     В рамках настоящей Программы по данному направлению будут осущест-
вляться ряд комплексных мер:
     - создание организационных и материально-технических  условий  для
обеспечения содержательного досуга молодежи в регионах республики;
     - реализация совместных международных проектов по организации  мо-
лодежного отдыха и т.д.
     В рамках интеллектуального и физического развития молодежи необхо-
дима поддержка талантливой молодежи. Значимость развития молодых талан-
тов в обеспечении конкурентоспособности нации и государства на  мировой
арене несомненна. Поэтому, целесообразно и важно усиливать в дальнейшем
paботу по организационной поддержке молодых людей, культурному воспита-
нию, а также выявления одаренных детей и молодежи.
 
     XI. Охрана окружающей среды
 
     В период  экономической нестабильности все увеличивающиеся потреб-
ности людей в природных ресурсах угрожают равновесию в экосистеме,  что
может привести к различным экологическим катастрофам.
     Учитывая специфическое климатографическое расположение,  географи-
ческий ландшафт Кыргызстана и ограниченность его естественных природных
ресурсов актуальной задачей является воспитание у подрастающего поколе-
ния чувства уважения и бережного отношения к окружающей среде.
     В рамках Программы предусматривается формирование у молодежи  пра-
вильного экологического мышления, привитие экологической культуры через
проведение целевых мероприятий.
     Необходимо оказывать  содействие развитию экологических молодежных
центров,  усиливать работу по выпуску и  распространению  материалов  о
проблемах  окружающей среды,  способствующих бережному отношению к при-
родным ресурсам.
 
     XII. Развитие международного сотрудничества в области молодежной
          политики
 
     Важным аспектом осуществления государственной молодежной  политики
Кыргызской  Республики является проведение открытой международной поли-
тики,  направленной на укрепление дружбы, сотрудничества и обмен опытом
между молодежными, детскими, общественными объединениями стран ближнего
и дальнего зарубежья,  а также проведение культурных и  образовательных
визитов и обменов между школьниками и студентами учебных заведений.
     Как свидетельствует международная практика,  международное сотруд-
ничество вносит определенный вклад во вмаимопонимание и  мирный  диалог
между народами, воспитывая молодежь в духе толерантности к другим наро-
дам.
     Поэтому одним  из  приоритетных  направлений в молодежной политике
является интеграция кыргызской  молодежи  в  международные  культурные,
экономические,  научные  и  образовательные  процессы путем закрепления
достигнутых успехов и дальнейшего развития  международного  молодежного
сотрудничества, обмена в сфере работы с молодежью.
     Большие возможности предполагают установление и дальнейшее  разви-
тие  молодежного сотрудничества со Странами СНГ.  Кыргызская Республика
является членом Совета руководителей государственных органов  по  делам
молодежи СНГ,  на заседаниях которого обсуждаются перспективные направ-
ления сотрудничества между государствами в области молодежной политики.
     В настоящее  время реализуются Соглашения в области молодежной по-
литики между Кыргызской Республикой и с Республиками Таджикистан и  Уз-
бекистан.  На стадии подписания находятся Соглашения с Молдовой и Арме-
нией.
     В целом,  укрепление и развитие международного молодежного сотруд-
ничества способствует созданию прочных межкультурных связей и  развитию
дружеских отношений между молодежью Кыргызстана и представителями моло-
дежи других государств мира.
 
     XIII. Содействие развитию детских, молодежных и студенческих
           общественных объединений
 
     В данный  период  исключительно  важна государственная поддержка и
создание условий для активного проявления созидательного потенциала мо-
лодежи во всех сферах государственной и общественной жизни.
     Важным шагом в процессе развития системы государственной поддержки
деятельности детских,  молодежных и студенческих общественных объедине-
ний является совершенствование законодательной и  нормативной  правовой
базы,  регулирующей деятельность общественных организаций. В этой связи
необходимо поддерживать инициативу молодежных объединений  по  созданию
системы общественной экспертизы в сфере молодежной политики, непосредс-
твенно направленной на  повышение  эффективности  молодежной  политики.
Развитие  экспертно-аналитической деятельности в сфере молодежной поли-
тики является условием осознания молодежью общности своих проблем, фор-
мой внеорганизационного объединения действий молодежных структур, осно-
ванной на оценке происходящих событий,  на  единстве  смыслового  поля,
стимулом развития гражданского самосознания молодежи,  способом привле-
чения к молодежной сфере внимания СМИ.
     Следует развивать и поддерживать молодежный парламентаризм,  прак-
тику создания общественных органов молодежи при органах законодательной
и исполнительной власти. Такие общественные формирования могут стать не
только ключевым органом молодежной политики,  эффективно влияющим на ее
формирование  и реализацию,  но и хорошим кадровым резервом для органов
государственной власти и местного самоуправления.
     Реализация настоящей  Программы предусматривает реализацию указан-
ных направлений в полной мере.
 
     XIV. Укрепление института молодой семьи, содействие решению
          жилищных проблем молодых семей
 
     В условиях  социально-политических  преобразований и экономической
нестабильности,  молодая семья - в социально-экономическом плане еще не
устоявшаяся, нуждается в помощи и поддержке со стороны государства.
     Наиболее острой проблемой является отсутствие жилья,  которое ока-
зывает отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи,
потому что основная доля рождений приходится на  первые  брачные  годы.
Неудовлетворительные жилищные условия, вынужденное проживание с родите-
лями одного из супругов снижают уровень рождаемости и увеличивают коли-
чество  разводов  среди молодых семей.  Отсутствие перспектив улучшения
жилищных условий сказывается также и на проблеме "утечки мозгов", когда
наиболее  способные  и высокообразованные молодые специалисты уезжают в
страны с развитой экономикой.
     В современных  экономических  условиях,  когда большинство молодых
семей не имеет возможности  решить  жилищную  проблему  самостоятельно,
требуется  продуманная  и  реалистичная политика по созданию механизмов
улучшения жилищных условий молодых семей,  оказания государственной по-
мощи молодым семьям в приобретении или строительстве жилья,  что в свою
очередь позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи, закреп-
ление молодых специалистов в различных секторах экономики,  учреждениях
науки, культуры, образования и здравоохранения.
     В указанных целях, Программа предусматривает разработку и внесение
предложений и изменений в законодательные и  нормативно-правовые  акты,
формирующие основы государственной жилищной политики, а также целый ряд
организационных и информационно-методических мероприятий  по  улучшению
жилищной ситуации  молодых семей.Также актуальной задачей является раз-
работка и реализация специальных программ ипотечного кредитования стро-
ительства жилья для молодежи и молодых семей.
 
     XV. Развитие системы переподготовки и повышения квалификации
         специалистов по работе с молодежью
 
     На данном этапе развития государственной молодежной  политики  нам
следует признать, что состояние и квалификация кадров, работающих с мо-
лодежью, не вполне соответствуют требованиям времени.
     Государственный заказ  на  подготовку специалистов для сферы моло-
дежной политики практически не сформирован.  Специальностями, в учебном
плане  которых  имеется  частичная специализация по работе с молодежью,
являются "Социальная работа" и "Государственное и муниципальное  управ-
ление".
     Необходимо сформировать систему довузовского, вузовского, послеву-
зовского уровней подготовки специалистов как республиканском,  так и на
уровне регионов республики на основе новых принципов и программ  кадро-
вого обеспечения.
     Для реализации данных целей в рамках Программы предполагается соз-
дание  учебного центра подготовки и повышения квалификации специалистов
в области работы с молодежью, который будет заниматься разработкой тео-
ретических  и  методических  основ развития и совершенствования системы
подготовки повышения квалификации и переподготовки кадров,  обеспечение
информационно-методическими  пособиями молодежных кадров,  организацией
ряда научно-практических конференций и семинаров по обмену опытом рабо-
ты.
 
            5. Ожидаемые результаты от реализации Программы
 
     В результате реализации Программы ожидается:
     - создание единой вертикальной структуры органов по делам молодежи
и наиболее полный охват молодежи программными мерами;
     - обеспечение максимальной правовой  защиты  и  снижение  правовой
уязвимости детей и молодежи;
     - формирование структуры социальных служб для  детей  и  молодежи,
повышение адресности информационно-консультативной помощи;
     - увеличение числа учреждений по paботе с молодежью, повышение де-
ловой и социальной активности молодежи;
     - совершенствование нормативно-правовой базы государственной моло-
дежной политики;
     - улучшение качества образования и доступа к образовательным прог-
раммам молодежи на селе;
     - сокращение численности безработной молодежи,  поддержка  молодых
предпринимателей;
     - повышение качества профилактических работ среди молодежи, укреп-
ление их здоровья;
     - сокращение численности преступлений и асоциальных явлений в  мо-
лодежной среде;
     - улучшение информационного обеспечения молодежной политики,  рас-
ширение доступа молодежи к информации;
     - культурное,  творческое развитие молодежи,  организация содержа-
тельного досуга молодежи;
     - повышение уровня гражданского и военно-патриотического  воспита-
ния молодежи;
     - укрепление физического здоровья молодого поколения;
     - закрепление достигнутых результатов и дальнейшее развитие между-
народного сотрудничества в области молодежной политики;
     - развитие детских, молодежных и студенческих общественных объеди-
нений;
     - создание условий для решения социально-экономических,  бытовых и
жилищных проблем молодой семьи;
     - создание  системы подготовки и повышения квалификации специалис-
тов в сфере молодежной политики,  улучшение кадрового обеспечения госу-
дарственной молодежной политики.
 
                             6. Заключение
 
     В соответствии с проводимой политикой государства, данная програм-
ма нацелена на создание социально-экономических, политико-правовых, ду-
ховно-культурных, образовательных и профессиональных условий и гарантий
для развития, самоопределения и самоутверждения личности молодых людей,
для достижения ими экономической самостоятельности, сохранения и укреп-
ления здоровья, рационального использования свободного времени. Эти ус-
ловия  отражены  в конкретных показателях,  достижение которых возможно
контролировать на каждом этапе выполнения Программы.
     При этом,  успешная  реализация  Программы  возможна при системной
скоординированной  системной  работе  соответствующих   государственных
структур,  структур  по делам молодежи в регионах и учебных заведениях,
органов местного самоуправления,  молодежных организаций  и  непосредс-
твенно самой молодежи на местах.
     Реализация Программы предусматривает финансирование планов  мероп-
риятий и их реализацию снизу, от органов местного самоуправления. Мест-
ные и районные звенья должны  стать  основными  в  процессе  реализации
Программы  при активной поддержке областных и республиканских структур,
а также других альтернативных источников финансирования. Также програм-
ма  предусматривает  возможность широкого варьирования объемами капита-
ловложений, сроками и другими факторами, учитывая возможности экономики
республики, а также в целях гарантии выполнимости Программы.
     Только при полноценном,  своевременном финансировании и  поддержки
со  стороны руководства государства возможно комплексное воплощение ме-
роприятий Программы,  которые позволят уже в  ближайшие  годы  добиться
улучшения  основных  показателей  государственной молодежной политики и
благоприятных изменений в сфере работы с молодежью в целом.
     В условиях  становления и укрепления государственности нашей стра-
ны, достижение активного включения молодого поколения в общественно-по-
литическую и социально-экономическую жизнь страны, реализация его твор-
ческого потенциала в интересах общества в целом, безопасности и улучше-
ния благосостояния его Родины - Кыргызской Республики - основа успешной
реализации общегосударственной политики.