ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ БАНК ДАННЫХ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ | |
Документ | Реквизиты | Ссылающиеся документы |
![]() |
Редакция: кыргызча | на русском |
УТРАТИЛА СИЛУ
в соответствии с Указом Президента КР от 4 февраля 2020 года УП №
19
Утверждена
Указом Президента
Кыргызской Республики
от 14 апреля 2006 года № 173
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"Кыргызстан жаштары" на 2006-2008 годы
Паспорт
Наименование Национальная программа "Кыргызстан жаштары" на
Программы 2006-2008 годы.
Наименование,
номер и дата
принятия решения
о разработке
Программы
Государственный Администрация президента Кыргызской Республики,
заказчик и Министерство образования, науки и молодежной по-
основной литики Кыргызской Республики.
разработчик
Программы
Цели Программы Разработка и реализация комплекса мер по созда-
нию правовых, экономических и организационных
условий для воспитания у молодежи гражданского
сознания, патриотизма, духовного, культурного,
образовательного, профессионального становления,
физического развития и самореализации молодых
людей как активных участников преобразований
современного кыргызского общества, а также со-
действие функционированию молодежных организаций
в республике.
Сроки реализации 2006-2008 годы.
Программы
Задачи Программы - формирование единой системы органов по делам
молодежи;
- создание условий по защите прав и интересов
молодежи;
- разработка и реализация комплекса мер по ока-
занию социальных услуг для молодежи;
- воспитание гражданственности и патриотизма,
духовно-нравственное воспитание молодежи;
- обеспечение гарантий в системе образования;
- обеспечение занятости молодежи, снижение уров-
ня безработицы, создание рабочих мест для мо-
лодежи и несовершеннолетних; рост деловой ак-
тивности молодежи и поддержка молодых предпри-
нимателей;
- обеспечение гарантий в сфере здравоохранения,
пропаганда здорового образа жизни;
- информационное обеспечение молодежной полити-
ки;
- организация содержательного досуга молодежи;
- профилактика преступности и асоциальных явле-
ний в молодежной среде;
- развитие массовых и национальных видов спорта,
создание условий для культурного, творческого
и физического развития детей, подростков и мо-
лодежи;
- охрана окружающей среды;
- развитие международного сотрудничества в об-
ласти молодежной политики;
- поддержка деятельности детских, молодежных и
студенческих общественных объединений;
- укрепление института молодой семьи;
- содействие решению жилищных проблем молодых
семей;
- подготовка специалистов в области молодежной
политики, coздания условий для повышения ква-
лификации кадров в молодежной сфере.
Основные Министерство образования, науки и молодежной по-
исполнители литики Кыргызской Республики, Министерство труда
Программы и социальной защиты Кыргызской Республики, Ми-
нистерство культуры Кыргызской Республики, Ми-
нистерство обороны Кыргызской Республики, Минис-
терство внутренних дел Кыргызской Республики,
Министерство иностранных дел Кыргызской Респуб-
лики, Министерство здравоохранения Кыргызской
Республики, Министерство экономики и финансов
Кыргызской Республики, Государственный комитет
Кыргызской Республики по миграции и занятости,
Национальный статистический комитет Кыргызской
Республики, Государственное агентство по физи-
ческой культуре и спорту, Государственная теле-
радиовещательная компания, Местные госадминист-
рации Кыргызской Республики, детские и молодеж-
ные общественные организации.
Объемы и Реализация Программы предполагает затраты из
источники республиканского бюджета и из других источников,
финансирования не противоречащих законам Кыргызской Республики
Программы на сумму:
в 2006 году - 10 млн.сом;
в 2007 году - 10 млн.сом;
в 2008 году - 10 млн.сом.
Общая сумма - 30 млн.сом.
Ожидаемые В результате реализации Программы ожидается:
конечные - создание единой вертикальной структуры органов
результаты по делам молодежи и полный охват молодежи
реализации программными мерами;
Программы - обеспечение максимальной правовой защиты и
снижение правовой уязвимости детей и молодежи;
- формирование структуры социальных служб для
детей и молодежи, повышение адресности инфор-
мационно-консультативной помощи;
- увеличение числа учреждений по paботе с моло-
дежью, повышение деловой и социальной актив-
ности молодежи;
- совершенствование нормативно-правовой базы го-
сударственной молодежной политики;
- улучшение качества образования и доступа к об-
разовательным программам молодежи на селе;
- сокращение численности безработной молодежи,
поддержка молодых предпринимателей;
- повышение качества профилактических работ сре-
ди молодежи, укрепление их здоровья;
- сокращение численности преступлений и асоци-
альных явлений в молодежной среде;
- улучшение информационного обеспечения молодеж-
ной политики, расширение доступа молодежи к
информации;
- культурное, творческое развитие молодежи, ор-
ганизация содержательного досуга молодежи;
- повышение уровня гражданского и военно-патрио-
тического воспитания молодежи;
- укрепление физического здоровья молодого поко-
ления;
- закрепление достигнутых результатов и дальней-
шее развитие международного сотрудничества в
области молодежной политики;
- развитие детских, молодежных и студенческих
общественных объединений;
- создание условий для решения социально-эконо-
мических, бытовых и жилищных проблем молодой
семьи;
- создание системы подготовки и повышения квали-
фикации специалистов в сфере молодежной поли-
тики, улучшение кадрового обеспечения государ-
ственной молодежной политики.
1. Введение
Национальная программа "Кыргызстан жаштары" на 2006-2008 годы яв-
ляется продолжением основных программных мероприятий по реализации го-
сударственной молодежной политики, направленных на создание правовых,
экономических и организационных условий для развития личности, поддерж-
ки молодежных организаций.
В период реализации, предыдущей Национальной программы "Жаштык" по
развитию молодежи Кыргызстана до 2010 года, утвержденной Указом Прези-
дента Кыргызской Республики от 18 июня 2000 года УП № 152, центральным
органом по делам молодежи совместно с министерствами и ведомствами,
местными государственными администрациями и региональными структурами
по делам молодежи, а также молодежными НПО и международными организаци-
ями, при основном финансовом обеспечении за счет республиканского и
местных бюджетов Кыргызской Республики были заложены организационные
основы государственной молодежной политики и отработаны механизмы ее
реализации.
Одним из конкретных результатов реализации данной программы стало
создание областных структур по делам молодежи и ряда центров молодежи в
пределах республики, формирование нормативно-правовой базы. В сфере
нормативно-правового обеспечения государственной молодежной политики
действуют Законы Кыргызской Республики "Об основах государственной мо-
лодежной политики", "Об образовании", "О начальном профессиональном об-
разовании" и целый ряд других законодательных актов, затрагивающих воп-
росы жизнедеятельности молодежи.
По истечении пятилетнего этапа реализации Национальной программы
"Жаштык" и произошедших изменений в республике, назрела необходимость
проведения мониторинга и оценки реализации Программы "Жаштык", в связи
с чем распоряжением Руководителя Администрации Президента Кыргызской
Республики от 13 декабря 2005 года № 305 создана рабочая группа из
представителей министерств, ведомств и молодежных НПО.
Данной рабочей группой был проведен мониторинг и оценка, которая
выявила, что основная часть программных мер отраженных в Национальной
программе "Жаштык" не выполнялась по следующим причинам: - нечеткая и
неясная формулировка статей программы; - неопределенность в финансиро-
вании программы; - частые организационные перемены в аппарате централь-
ного органа, отвечающего за реализацию государственной молодежной поли-
тики и др.
В настоящее время актуальным является формирование государственной
молодежной политики социально ориентированной, направленной на расшире-
ние механизмов обеспечения гарантий молодежи и закрепление достигнутых
результатов, повышение адресности проводимых работ, решение конкретных
проблем молодежи.
На современном этапе развития нашего общества требуются все боль-
шее количество высококвалифицированных, творческих и конкурентоспособ-
ных на рынке труда молодых людей. Развивающиеся рыночные отношения вно-
сят серьезные изменения в практическое решение вопросов молодежной по-
литики.
В связи с вышеизложенным, рабочей группой по проведению мониторин-
га и оценки реализации Национальной программы "Жаштык", в ходе прове-
денного анализа было принято решение о разработке принципиальной новой
программы с учетом достигнутых, в ходе реализации Национальной програм-
мы "Жаштык", результатов, существующих проблем и реального положения
молодежи в стране, а также представленных наработок и информации Минис-
терства образования, науки и молодежной политики Кыргызской Республики,
что позволило определить приоритетные направления развития государс-
твенной молодежной политики Кыргызской Республики, на краткосрочный пе-
риод (2006-2008 годы).
2. Анализ современного состояния проблемы
Молодежь представляет собой социально-демографическую группу, вы-
деляемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей
социального положения и обусловленных теми или другими социально-психо-
логическими свойствами, которые определяются общественным строем, куль-
турой, закономерностями социализации, воспитания данного общества.
В Кыргызской Республике молодежью считаются люди в возрасте от 14
до 35 лет. По данным Национального статистического комитета численность
молодежи в структуре населения на начало 2005 года составила 39%, что
составляет 1991279 человек.
Демографические тенденции роста молодежи в республике сохраняются.
Молодежь сегодня представляет собой стратегический ресурс развития го-
сударства, в котором заложен огромный социально-экономический, культур-
ный, творческий и научный потенциал. Это в свою очередь определяет ос-
новную задачу государственной молодежной политики как деятельность го-
сударства, направленную на создание правовых, экономических и организа-
ционных условий и гарантий для социального становления, развития и са-
мореализации молодежи в общественной жизни. При этом она является
единственно возможным механизмом социальной интеграции молодого поколе-
ния в общественную жизнь страны.
Реализация государственной молодежной политики в Кыргызской Рес-
публике осуществлялась в соответствии с основными направлениями, опре-
деленными Национальной программой "Жаштык" по развитию молодежи Кыр-
гызстана до 2010 года, утвержденной Указом Президента Кыргызской Рес-
публики от 18 июня 2000 года № 691.
За прошедший период реализации государственной молодежной политики
большое внимание уделялось укреплению и совершенствованию институцио-
нального механизма в реализации государственной молодежной политики. В
настоящее время структуры по делам молодежи созданы во всех областных
центрах, районах, айыл окмотах, ВУЗах, ССУЗах и в ряде министерств рес-
публики.
В рамках нормотворческой деятельности и в целях реализации Нацио-
нальной программы "Жаштык" разработаны ряд проектов, приняты большое
количество нормативно-правовых документов различного ранга, регулирую-
щие те или иные вопросы в сфере работы с молодежью.
Проведены целый ряд мероприятий, по направлениям: нравственно-ду-
ховное и патриотическое воспитание, развитие сотрудничества с молодеж-
ными общественными организациями, развитие национальной идеологии рес-
публики, работа со студенческой молодежью и организация досуга молоде-
жи, здравоохранение, пропаганда здорового образа среди молодежи и охра-
на окружающей среды, работа с детьми и подростками.
В области международного сотрудничества, Департаментом по делам
молодежи налажены международные связи со следующими странами СНГ, вхо-
дящих в "Совет министров по делам молодежи СНГ": Россия, Грузия, Арме-
ния, Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Беларусь, Украина, Азербайд-
жан, Молдова.
На данный момент действуют подписанные Соглашения о сотрудничестве
в области молодежной политики с органами по делам молодежи Республики
Таджикистан и Узбекистан. Готовятся к совместному подписанию аналогич-
ные Соглашения с Арменией, Молдовой, Казахстаном и Правительством
г.Москва Российской Федерации.
Вместе с тем, наряду с определенными достижениями на пути реализа-
ции государственной молодежной политики существуют ряд проблем, сдержи-
вающих дальнейшие темпы развития молодежи и эффективность проведения
молодежной политики в различных регионах страны.
Особенностью решения организационных и финансовых вопросов реали-
зации государственной молодежной политики на протяжении 15 лет остава-
лась крайняя незаинтересованность власти в продвижении вперед на этом
направлении, отбрасывание насущных задач в этой области на периферию
внутренней политики страны. Определенные достижения были достигнуты в
результате упорной борьбы.
Центральный орган по делам молодежи многократно реформировался и
ликвидировался с последующим восстановлением.
На фоне происходящих социально-политических преобразований, значи-
тельной проблемой остается вопрос создания структур по делам молодежи
при облрайгоргосадминистрациях и органах местного самоуправления, при
ВУЗах, СПУЗах и ПТУ, финансируемых местными бюджетами и бюджетами учеб-
ных заведений.
На сегодняшний день важнейшей проблемой остается вопрос недоста-
точного и несвоевременного финансирования Национальной программы "Жаш-
тык" по развитию молодежи Кыргызстана до 2010 года из средств республи-
канского бюджета и местных бюджетов.
В регионах республики в сфере финансирования Национальной програм-
мы "Жаштык" сохраняется такая же плачевная ситуация. Лишь с 2005 года
за исключением Нарынской области, закладываются определенные финансовые
средства на реализацию Национальной программы "Жаштык".
Также, актуальной проблемой остается неразрешенность социальных
проблем молодежи, тогда как государственная политика, проводимая в от-
ношении молодежи, должна концентрировать свое внимание на таких важней-
ших сферах как труд, здоровье, образование и воспитание. При этом необ-
ходимо принимать во внимание ценности и образ жизни молодого поколения,
его потребности, интересы и др.
Сегодня наша молодежь представляет собой незадействованные трудо-
вые ресурсы, невостребованный потенциал со всеми вытекающими отсюда
последствиями. В общей численности трудовых ресурсов процентная доля
молодежи составляет 60% всего трудоспособного населения, при этом среди
зарегистрированных безработных доля молодежи составляет, с учетом ре-
ального распространения безработицы почти 40%, то есть практически каж-
дый третий безработный - молодой человек, а это означает потенциальное
пополнение за счет молодежи армии наркоманов и преступников.
Анализ результатов последних исследований в области физической
культуры и спорта показывает, что в республике до 80% детей, учащихся,
студентов имеют отклонения в состоянии здоровья, a более чем у 50% из
них состояние физического развития характеризуется неудовлетворитель-
ным.
Число здоровых детей в школах к концу обучения не превышает 20%,
ежегодно медицинские комиссии военкоматов отчисляют по состоянию здо-
ровья 60% призывников от общего числа подростков, которые имеют ту или
иную патологию.
Эффективная реализация государственной молодежной политики во мно-
гом зависит от уделяемого внимания к проблемам студенчества, числен-
ность которого превышает 200 тыс. человек. Сегодня каждый 25-ый житель
нашей страны является студентом, это один из наиболее высоких показате-
лей в мире. Республика вошла в число наиболее "продвинутых" универси-
тетских сообществ в мире: у нас насчитывается 43 вуза.
Высшие и средние профессиональные учебные заведения продолжают
ежегодно проводить набор без учета потребностей рынка труда. Наличие
наряду с государственными учебными заведениями в республике большой се-
ти частных учебных заведений создают условия для увеличения количества
невостребованных специалистов-выпускников.
Сегодня на рынке труда существует переизбыток специалистов в об-
ласти экономики, юриспруденции, туризма, международных отношений, эко-
логии, выпуск которых превышает запросы рынка. Острая же нехватка кад-
ров наблюдается в сфере образования и медицины, что связано, прежде
всего, с низкой оплатой труда. Недостаток компетентных специалистов
наблюдается в области маркетинга, архитектуры, строительства (инжене-
ры-строители, сметчики, прорабы и т.д.), компьютерного программирова-
ния, аграрного сектора. Практически невостребованными остаются выпуск-
ники, профессиональная деятельность которых непосредственно связана с
промышленным производством, нетрадиционными специальностями или нераз-
витыми отраслями экономики. Это такие специалисты как инженеры-техноло-
ги, инженеры-экологи, химики-технологи, философы и др.
В этой связи, одной из основных задач настоящей Программы является
не столько поддержание и закрепление достигнутых результатов, сколько
поиск новых путей и создание условий, направленных на эффективное реше-
ние вышеперечисленных проблем, на обеспечение социальной саморегуляции
и регенерации поведенческих, социально-политических и иных форм созна-
ния молодого поколения.
Новый период реализации государственной молодежной политики должен
характеризироваться формированием системного подхода в решении наиболее
актуальных проблем отрасли и осуществлением социально-ориентированной
межсекторальной модели молодежной политики.
Это требует, в свою очередь, системной и скоординированной работы
всех органов государственной власти, в той или иной степени заинтересо-
ванных в решении насущных проблем молодого поколения Кыргызской Респуб-
лики.
3. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются разработка и реализация комп-
лекса мер по созданию правовых, экономических и организационных условий
для воспитания у молодежи гражданского сознания, патриотизма, духовно-
го, культурного, образовательного, профессионального становления, физи-
ческого развития и самореализации молодых людей как активных участников
преобразований современного кыргызского общества, а также содействие
функционированию молодежных организаций в республике, создание и разви-
тие правовых, социально-экономических и организационных условий для са-
мореализации молодежи, духовно-нравственное воспитание молодежи.
Для достижения основных целей требуется решение следующих задач:
- формирование единой системы органов по делам молодежи;
- создание условий защиты прав и интересов молодежи;
- разработка и реализация комплекса мер по оказанию социальных ус-
луг для молодежи;
- воспитание гражданственности и патриотизма, духовно-нравственное
воспитание молодежи;
- обеспечение гарантий в системе образования;
- содействие трудоустройству и занятости молодежи;
- обеспечение гарантий в сфере здравоохранения;
- информационное обеспечение молодежной политики;
- организация содержательного досуга молодежи;
- профилактика преступности и асоциальных явлений в молодежной
среде;
- развитие массовых и национальных видов спорта, создание условий
для культурного, творческого и физического развития детей, подростков и
молодежи;
- охрана окружающей среды;
- развитие международного сотрудничества в области молодежной по-
литики;
- содействие развитию детских и молодежных и студенческих общест-
венных объединений;
- укрепление института молодой семьи, содействие решению жилищных
проблем молодежи и молодых семей;
- развитие системы переподготовки и повышения квалификации специа-
листов по работе с молодежью.
4. Основные направления реализации Программы
I. Формирование единой системы органов по делам молодежи
Анализ хода осуществления государственной молодежной политики в
Кыргызской Республики показывает, что на социальной эффективности этой
деятельности негативно сказались организационные перемены в функциони-
ровании центрального органа, отвечающего за реализацию государственной
молодежной политики. За последние 15 лет несколько раз осуществлялись
преобразования в структуре органа по делам молодежи.
Частые смены организационного механизма управления в сфере реали-
зации задач государственной молодежной политики ведут к тому, что
уменьшается реальное воздействие государства на решение социальных
проблем молодежи.
На региональном и местном уровнях мозаичность управленческих функ-
ций и структур объясняется слиянием органов по делам молодежи с иными
органами. При этом, после передачи функций молодежной политики Минис-
терству образования, науки и молодежной политики Кыргызской Республики
важным является сохранение и избежание реорганизации структур по делам
молодежи на региональном уровне.
Сложившаяся практика требует также разграничения полномочий орга-
нов по делам молодежи как межотраслевой сферы, с одной стороны, и с
другой стороны, как самостоятельной отрасли, имеющей свои организацион-
но-финансовые механизмы, собственные кадровое, информационное, науч-
но-методическое обеспечение, стандарты деятельности.
Особое внимание в новой системе управления государственной моло-
дежной политикой должно быть уделено координации деятельности всех го-
сударственных структур и взаимодействию с органами здравоохранения,
труда, физической культуры и спорта, обороны, внутренних дел, иными со-
циальными, политическими, общественными учреждениями по работе с моло-
дежью.
Проведение конкретной, практической молодежной политики, направ-
ленной на создание условий для самореализации молодых граждан, является
компетенцией Министерства образования, науки и молодежной политики Кыр-
гызской Республики и региональных структур по делам молодежи и подразу-
мевает организацию работы в образовательных учреждениях, учреждениях
социального обслуживания молодежи, в трудовых коллективах, среди всех
возрастных групп и категорий молодежи. Наиболее эффективной системой
организации управления молодежной политикой на региональном и муници-
пальном уровне является самостоятельное структурное подразделение.
II. Создание условий защиты прав и интересов молодежи, оказание
социальных услуг для молодежи
Молодежь являясь одновременно многочисленной и динамичной стратой
общества, выступает наиболее уязвимой категорией населения.
В этом отношении, молодежь представляя собой стратегический ресурс
государства, нуждается в его защите. Особой защитой должны пользоваться
такие категории детей и молодежи как сироты, инвалиды, беженцы, дети из
неполноценных и многодетных семей, дети, находящиеся в зонах боевых
действий и конфликтов.
В целях создания условий социальной защиты и безопасной интеграции
молодого поколения в общество, в рамках Программы предусматривается
формирование сети социальных служб и центров правовой помощи для детей
и молодежи. Данные центры будут оказывать помощь в информировании моло-
дых граждан об их правах и обязанностях, имеющихся возможностях получе-
ния образования, воспитания и развития, оказания медицинской помощи и
охраны здоровья, социальной защиты и обслуживания, в выборе жизненного
пути, в трудоустройстве, в организации досуга, реабилитации, преодоле-
нии трудной жизненной ситуации.
Также будет разработан законопроект о государственных минимальных
стандартах для детей и молодежи.
III. Совершенствование законодательной, нормативной правовой базы
Основополагающим фактором при реализации государственной молодеж-
ной политики является эффективно функционирующая нормативно-правовая
база.
В целях существенного совершенствования нормативных правовых актов
в области государственной молодежной политики в рамках Программы требу-
ется организация и проведение комплексного анализа нормативных докумен-
тов и законодательной базы, государственных и национальных программ по
направлениям: занятость, образование, жилье, здоровье, права, части со-
ответствия положениям международного права в области защиты прав и ин-
тересов молодежи.
Также предусматривается совершенствование действующей норматив-
но-правовой базы по вопросам поддержки студенческой молодежи и разра-
ботка нормативных документов по организации контроля за осуществлением
деятельности, связанной с трудоустройством молодежи Кыргызстана за ру-
бежом.
IV. Обеспечение гарантий в системе образования
Национальная стратегия в области получения образования в первую
очередь определяется Конституцией Кыргызской Республики, где в статье
32 устанавливается, что каждый гражданин Кыргызстана имеет право на об-
разование, а также Законом "Об образовании" и другими нормативными пра-
вовыми актами Кыргызской Республики.
На данном этапе, важнейшим показателем в сфере образования являет-
ся тенденция возрастающего интереса кыргызстанской молодежи к высшему
образованию. Это факт подтверждается результатами социологических исс-
ледований, проведенных среди молодежи в республике. В ходе данного исс-
ледования, 47% опрошенных юношей и девушек отвечают, что будут посту-
пать в ВУЗы, так как с получением высшего образования, у них будет
больше шансов найти хорошую работу и обустроить свою жизнь. Также, 75%
опрошенной молодежи считают, что для современной молодежи необходимо
получить высшее образование.
Сегодня география размещения высших учебных заведений изменилась в
пользу регионов, что соответствует возрастанию экономической самостоя-
тельности областей и необходимости создания условий для молодежи в по-
лучении образования в привычных условиях, где легче найти свое место в
жизни.
В рамках Программы предусматривается дальнейшее улучшение качества
образования в профессионально-технических учебных заведениях, средних
школах, сокращение уровня разрыва в доступе к образовательным програм-
мам между городской и сельской молодежью, расширение доступа к информа-
ционным технологиям.
На современном этапе развития нашего общества необходимо развивать
информационное и техническое сотрудничество с зарубежными странами в
сфере образования, реализовывать программы, содействующие одаренным де-
тям и талантливой молодежи в получении образования за рубежом.
V. Содействие трудоустройству и занятости молодежи
В настоящее время одна из актуальных проблем среди молодежи -
проблема занятости и трудоустройства. Согласно результатам проведенных
социологических исследований в республике, эта проблема наиболее остро
стоит в регионах и отдаленных районах страны.
С наибольшими трудностями в поисках рабочих мест сталкивается мо-
лодежь, имеющая низкий уровень общего и профессионального образования,
что в свою очередь требует проектирование соответствующей рынку труда
системы профессионально-технического образования.
Сегодня, к сожалению, реализуют свои профессиональные возможности
по избранной специальности менее половины выпускников образовательных
учреждений. Остальные либо выбирают работу, не связанную с полученной
специальностью, либо регистрируются в качестве безработных, при этом
большинство организаций всех секторов экономики испытывают серьезные
проблемы с нехваткой и обновлением кадров.
В целях улучшения ситуации в сфере занятости, необходимо в экс-
тренном порядке создание молодежных бирж труда во всех областях и горо-
дах страны с предоставлением им организационной и финансовой поддержки
в их деятельности. Открыть в каждом ВУЗе центры по трудоустройству вы-
пускников и прохождению трудовой практики студентами, налаживать сот-
рудничество и заключение договоров с потенциальными работодателями.
Создание системы содействия трудоустройству выпускников профессио-
нальных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда позво-
лит повысить уровень социально полезной отдачи системы профессионально-
го образования, создаст условия для профессионального и социального
развития молодых специалистов, снизит уровень социальной напряженности
на рынке труда.
Другим важным аспектом в решении социально-экономических проблем
является развитие и поддержка молодежного предпринимательства. Усилия
по решению данного вопроса будут способствовать решению проблем сель-
ской молодежи, которая получит возможность частично решать собственные
социально-экономические проблемы. Развитие молодежного предприниматель-
ства также будет способствовать решению проблем подготовки молодых спе-
циалистов посредством вовлечения их в деятельность студенческих строи-
тельных и трудовых отрядов.
Данная программа рассматривает создание Республиканского фонда
развития Молодежного предпринимательства, студенческих и трудовых отря-
дов, бизнес инкубаторов, учебно-деловых центров, организацию условий
для оказания информационной, консультативно-методической помощи.
VI. Обеспечение гарантий в сфере здравоохранения
В современных условиях, здравоохранение и формирование здорового
образа жизни у молодого поколения должно стать стратегическим направле-
нием государственной молодежной политики.
В настоящее время, неблагополучной остается ситуация в сфере расп-
ространения туберкулеза, ВИЧ/СПИДа и венерических заболеваний среди мо-
лодежи. Наблюдается недостаточная информированность по вопросам здоро-
вого репродуктивного поведения, недоступность качественных услуг по ох-
ране репродуктивного здоровья.
Климатографическое расположение республики способствует благопри-
ятному росту и распространению наркосодержащих растений (опийного мака,
дикорастущей конопли и др.). Экономическая нестабильность, рост безра-
ботицы, снижение доходов населения, криминализация общества повлекли за
собой вовлечение в наркоманию все большего количества подростков и мо-
лодежи. Кроме быстрого темпа роста алкоголизации и наркотизации отмеча-
ется также тенденция к их омоложению. За последние 10-15 лет произошло
снижение нижней границы начала употребления спиртного и наркотиков до
12-15 лет.
В этой связи, предстоит провести большую и долгосрочную работу по
этим направлениям, в которой должны принять участие все органы власти,
средства массовой информации и общественность.
Необходимо разработать и провести целый ряд комплексных мер по
профилактике и раннему выявлению наиболее социально-опасных заболеваний
среди подростков и молодежи.
Создать территориальные реабилитационные центры выхода из алкого-
лизма и наркомании, организовывать тематические акции (образователь-
но-просветительские караваны) в регионах, направленные на профилактику
ВИЧ/СПИДа, наркомании, алкоголизма среди молодежи.
Проводить систематическую работу по формированию здорового образа
жизни и соответствующих навыков укрепления и сохранения здоровья среди
молодежи.
VII. Профилактика преступности и асоциальных явлений в молодежной
среде
Оздоровление криминогенной ситуации среди молодежи является одной
из актуальных задач.
В условиях социально-экономических преобразований и реформ жизне-
деятельности общества в новом качестве предстали проблемы молодежи в
республике, в том числе их девиантное поведение. Доля молодежи, участ-
вовавшей в преступлениях, к общему числу лиц, совершивших преступление
остается высокой.
Анализ преступности среди молодежи показывает, что наиболее остро
стоит проблема нигде не обучающихся и не работающих подростков. Данная
категория несовершеннолетних составляет более 60% от общего количества
детей и подростков, задержанных за преступления.
Отдельной проблемой остаются преступления молодежи, связанные с
распространением, изготовлением и потреблением наркотических веществ.
В этом ключе, настоящая Программа предусматривает усиление мер по
профилактике правонарушений подростков, создание условий для психоло-
го-педагогической реабилитации детей и подростков, социальной адаптации
несовершеннолетних.
Необходима разработка и реализация целевых программ по предупреж-
дению проституции, алкоголизма, наркомании и преступности среди детей,
подростков и молодежи.
VIII. Информационное обеспечение молодежной политики
Для эффективного осуществления государственной молодежной политики
нужно обеспечить полноту, достоверность и сопоставимость информации о
различных категориях молодежи, об их социально-экономическом положении,
жизненных целях, ценностных ориентациях и материально-духовных потреб-
ностях.
В указанных целях представляется необходимым создать условия для
расширения информационного обслуживания молодых граждан, обеспечение
доступа к разносторонней информации, поддержка молодежных и детских
электронных и печатных средств массовой информации и т.д.
Состояние государственной молодежной политики во многом определя-
ется информационным взаимодействием органов власти и молодежи. Динамич-
но развивающаяся молодежная политика предполагает интерактивный харак-
тер такого взаимодействия - доступность информации для молодежи и опе-
ративность информационного обеспечения государственной молодежной поли-
тики.
Создание молодежного информационного пространства может быть осу-
ществлено силами самой молодежи, ее общественных объединений, однако
требуется и государственная поддержка республиканских и региональных
информационных центров.
В современных условиях молодежь практически не имеет возможности
широко выражать свое мнение, влиять на социальные процессы. Многочис-
ленные идеи и ценности, формирующиеся в молодежной среде, часто не име-
ют информационного выхода. В последние годы наблюдается, с одной сторо-
ны, pocт изданий молодежной массовой культуры, с другой - снижение ко-
личества молодежных передач из-за ограниченности ресурсов государствен-
ного телевидения. В этой связи особый интерес представляет сеть "Интер-
нет", ее возможности для самовыражения и обмена информацией.
Перспективным является создание молодежного Интернет портала, на
котором будут аккумулированы версии молодежных и детских изданий, ауди-
овизуальных программ, информация, в которой заинтересована молодежь. На
базе создаваемых в регионах информационных центров возможно проведение
на сайте портала интерактивного обсуждения жизненно важных для молодежи
проблем.
Для научной поддержки государственной молодежной политики необхо-
димо расширение практики социологических исследований и мониторингов по
положению молодежи в Кыргызской Республике, регулярное проведение обще-
республиканских, региональных научно-практических, учебно-методических
конференций, семинаров по проблемам реализации государственной молодеж-
ной политики.
IX. Патриотическое и гражданское воспитание молодежи, возрождение
национально-культурного наследия, формирование
духовно-нравственных ценностей у молодого поколения
Осуществление духовно-нравственного, гражданского и патриотическо-
го воспитания молодежи, возрождение национально-культурного наследия
является одним из приоритетных направлений государственной молодежной
политики.
Развитие патриотизма и гражданского самосознания - важный воспита-
тельный фактор, которому необходимо уделять пристальное внимание. По-
добного рода воспитание должно осуществляться совместно со всеми инсти-
тутами и агентами социализации (семья, детские сады, школы, ВУЗы, кол-
лектив и др.), где происходит становление личности, формирование ее
гражданственности и правовой культуры.
Немаловажным аспектом является также военно-патриотическое воспи-
тание. В этом направлении необходимо проведение работ по возрождению и
развитию оборонно-спортивных игр и их пропаганду среди подростков и мо-
лодежи.
Практика сегодняшнего дня показывает, что формирование высокой
гражданственности и чувства патриотизма, любви к Отечеству у молодого
гражданина требует совершенствования воспитания молодого поколения к
уважению национально-культурного наследия и традиций своего народа, к
культуре толерантного поведения, веротерпимости и миролюбия.
Необходимо создать для молодого поколения все условия для изучения
государственного языка, символов государственности Кыргызской Республи-
ки, его истории и великого исторического наследия.
X. Организация содержательного досуга молодежи, развитие массовых
и национальных видов спорта, создание условий для культурного,
творческого и физического развития детей, подростков и молодежи
Необходимость особой политики в отношении молодежи определяется
спецификой ее положения в обществе. Молодежь не является саморазвиваю-
щейся системой. Ее жизнь обусловлена существующими социально-экономи-
ческими и политическими условиями в стране. Молодой человек в соответс-
твии с этим несет в себе прошлое, настоящее и будущее.
В связи с чем, государство должно создать все условия для развития
индивидуальных способностей личности каждого молодого кыргызстанца, по-
вышения творческой активности и способности к самореализации в различ-
ных областях науки, техники, культуры и искусства.
Развитие массовых видов спорта, в частности национальных видов,
среди широкого круга детей, подростков и молодежи является стратегичес-
ким направлением в формировании здорового образа жизни, укрепления здо-
ровья нации.
Сегодня в условиях разрушенности культурно-спортивной инфраструк-
туры в регионах республики, важнейшей проблемой является обеспечение
содержательного досуга сельской молодежи.
В рамках настоящей Программы по данному направлению будут осущест-
вляться ряд комплексных мер:
- создание организационных и материально-технических условий для
обеспечения содержательного досуга молодежи в регионах республики;
- реализация совместных международных проектов по организации мо-
лодежного отдыха и т.д.
В рамках интеллектуального и физического развития молодежи необхо-
дима поддержка талантливой молодежи. Значимость развития молодых талан-
тов в обеспечении конкурентоспособности нации и государства на мировой
арене несомненна. Поэтому, целесообразно и важно усиливать в дальнейшем
paботу по организационной поддержке молодых людей, культурному воспита-
нию, а также выявления одаренных детей и молодежи.
XI. Охрана окружающей среды
В период экономической нестабильности все увеличивающиеся потреб-
ности людей в природных ресурсах угрожают равновесию в экосистеме, что
может привести к различным экологическим катастрофам.
Учитывая специфическое климатографическое расположение, географи-
ческий ландшафт Кыргызстана и ограниченность его естественных природных
ресурсов актуальной задачей является воспитание у подрастающего поколе-
ния чувства уважения и бережного отношения к окружающей среде.
В рамках Программы предусматривается формирование у молодежи пра-
вильного экологического мышления, привитие экологической культуры через
проведение целевых мероприятий.
Необходимо оказывать содействие развитию экологических молодежных
центров, усиливать работу по выпуску и распространению материалов о
проблемах окружающей среды, способствующих бережному отношению к при-
родным ресурсам.
XII. Развитие международного сотрудничества в области молодежной
политики
Важным аспектом осуществления государственной молодежной политики
Кыргызской Республики является проведение открытой международной поли-
тики, направленной на укрепление дружбы, сотрудничества и обмен опытом
между молодежными, детскими, общественными объединениями стран ближнего
и дальнего зарубежья, а также проведение культурных и образовательных
визитов и обменов между школьниками и студентами учебных заведений.
Как свидетельствует международная практика, международное сотруд-
ничество вносит определенный вклад во вмаимопонимание и мирный диалог
между народами, воспитывая молодежь в духе толерантности к другим наро-
дам.
Поэтому одним из приоритетных направлений в молодежной политике
является интеграция кыргызской молодежи в международные культурные,
экономические, научные и образовательные процессы путем закрепления
достигнутых успехов и дальнейшего развития международного молодежного
сотрудничества, обмена в сфере работы с молодежью.
Большие возможности предполагают установление и дальнейшее разви-
тие молодежного сотрудничества со Странами СНГ. Кыргызская Республика
является членом Совета руководителей государственных органов по делам
молодежи СНГ, на заседаниях которого обсуждаются перспективные направ-
ления сотрудничества между государствами в области молодежной политики.
В настоящее время реализуются Соглашения в области молодежной по-
литики между Кыргызской Республикой и с Республиками Таджикистан и Уз-
бекистан. На стадии подписания находятся Соглашения с Молдовой и Арме-
нией.
В целом, укрепление и развитие международного молодежного сотруд-
ничества способствует созданию прочных межкультурных связей и развитию
дружеских отношений между молодежью Кыргызстана и представителями моло-
дежи других государств мира.
XIII. Содействие развитию детских, молодежных и студенческих
общественных объединений
В данный период исключительно важна государственная поддержка и
создание условий для активного проявления созидательного потенциала мо-
лодежи во всех сферах государственной и общественной жизни.
Важным шагом в процессе развития системы государственной поддержки
деятельности детских, молодежных и студенческих общественных объедине-
ний является совершенствование законодательной и нормативной правовой
базы, регулирующей деятельность общественных организаций. В этой связи
необходимо поддерживать инициативу молодежных объединений по созданию
системы общественной экспертизы в сфере молодежной политики, непосредс-
твенно направленной на повышение эффективности молодежной политики.
Развитие экспертно-аналитической деятельности в сфере молодежной поли-
тики является условием осознания молодежью общности своих проблем, фор-
мой внеорганизационного объединения действий молодежных структур, осно-
ванной на оценке происходящих событий, на единстве смыслового поля,
стимулом развития гражданского самосознания молодежи, способом привле-
чения к молодежной сфере внимания СМИ.
Следует развивать и поддерживать молодежный парламентаризм, прак-
тику создания общественных органов молодежи при органах законодательной
и исполнительной власти. Такие общественные формирования могут стать не
только ключевым органом молодежной политики, эффективно влияющим на ее
формирование и реализацию, но и хорошим кадровым резервом для органов
государственной власти и местного самоуправления.
Реализация настоящей Программы предусматривает реализацию указан-
ных направлений в полной мере.
XIV. Укрепление института молодой семьи, содействие решению
жилищных проблем молодых семей
В условиях социально-политических преобразований и экономической
нестабильности, молодая семья - в социально-экономическом плане еще не
устоявшаяся, нуждается в помощи и поддержке со стороны государства.
Наиболее острой проблемой является отсутствие жилья, которое ока-
зывает отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи,
потому что основная доля рождений приходится на первые брачные годы.
Неудовлетворительные жилищные условия, вынужденное проживание с родите-
лями одного из супругов снижают уровень рождаемости и увеличивают коли-
чество разводов среди молодых семей. Отсутствие перспектив улучшения
жилищных условий сказывается также и на проблеме "утечки мозгов", когда
наиболее способные и высокообразованные молодые специалисты уезжают в
страны с развитой экономикой.
В современных экономических условиях, когда большинство молодых
семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно,
требуется продуманная и реалистичная политика по созданию механизмов
улучшения жилищных условий молодых семей, оказания государственной по-
мощи молодым семьям в приобретении или строительстве жилья, что в свою
очередь позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи, закреп-
ление молодых специалистов в различных секторах экономики, учреждениях
науки, культуры, образования и здравоохранения.
В указанных целях, Программа предусматривает разработку и внесение
предложений и изменений в законодательные и нормативно-правовые акты,
формирующие основы государственной жилищной политики, а также целый ряд
организационных и информационно-методических мероприятий по улучшению
жилищной ситуации молодых семей.Также актуальной задачей является раз-
работка и реализация специальных программ ипотечного кредитования стро-
ительства жилья для молодежи и молодых семей.
XV. Развитие системы переподготовки и повышения квалификации
специалистов по работе с молодежью
На данном этапе развития государственной молодежной политики нам
следует признать, что состояние и квалификация кадров, работающих с мо-
лодежью, не вполне соответствуют требованиям времени.
Государственный заказ на подготовку специалистов для сферы моло-
дежной политики практически не сформирован. Специальностями, в учебном
плане которых имеется частичная специализация по работе с молодежью,
являются "Социальная работа" и "Государственное и муниципальное управ-
ление".
Необходимо сформировать систему довузовского, вузовского, послеву-
зовского уровней подготовки специалистов как республиканском, так и на
уровне регионов республики на основе новых принципов и программ кадро-
вого обеспечения.
Для реализации данных целей в рамках Программы предполагается соз-
дание учебного центра подготовки и повышения квалификации специалистов
в области работы с молодежью, который будет заниматься разработкой тео-
ретических и методических основ развития и совершенствования системы
подготовки повышения квалификации и переподготовки кадров, обеспечение
информационно-методическими пособиями молодежных кадров, организацией
ряда научно-практических конференций и семинаров по обмену опытом рабо-
ты.
5. Ожидаемые результаты от реализации Программы
В результате реализации Программы ожидается:
- создание единой вертикальной структуры органов по делам молодежи
и наиболее полный охват молодежи программными мерами;
- обеспечение максимальной правовой защиты и снижение правовой
уязвимости детей и молодежи;
- формирование структуры социальных служб для детей и молодежи,
повышение адресности информационно-консультативной помощи;
- увеличение числа учреждений по paботе с молодежью, повышение де-
ловой и социальной активности молодежи;
- совершенствование нормативно-правовой базы государственной моло-
дежной политики;
- улучшение качества образования и доступа к образовательным прог-
раммам молодежи на селе;
- сокращение численности безработной молодежи, поддержка молодых
предпринимателей;
- повышение качества профилактических работ среди молодежи, укреп-
ление их здоровья;
- сокращение численности преступлений и асоциальных явлений в мо-
лодежной среде;
- улучшение информационного обеспечения молодежной политики, рас-
ширение доступа молодежи к информации;
- культурное, творческое развитие молодежи, организация содержа-
тельного досуга молодежи;
- повышение уровня гражданского и военно-патриотического воспита-
ния молодежи;
- укрепление физического здоровья молодого поколения;
- закрепление достигнутых результатов и дальнейшее развитие между-
народного сотрудничества в области молодежной политики;
- развитие детских, молодежных и студенческих общественных объеди-
нений;
- создание условий для решения социально-экономических, бытовых и
жилищных проблем молодой семьи;
- создание системы подготовки и повышения квалификации специалис-
тов в сфере молодежной политики, улучшение кадрового обеспечения госу-
дарственной молодежной политики.
6. Заключение
В соответствии с проводимой политикой государства, данная програм-
ма нацелена на создание социально-экономических, политико-правовых, ду-
ховно-культурных, образовательных и профессиональных условий и гарантий
для развития, самоопределения и самоутверждения личности молодых людей,
для достижения ими экономической самостоятельности, сохранения и укреп-
ления здоровья, рационального использования свободного времени. Эти ус-
ловия отражены в конкретных показателях, достижение которых возможно
контролировать на каждом этапе выполнения Программы.
При этом, успешная реализация Программы возможна при системной
скоординированной системной работе соответствующих государственных
структур, структур по делам молодежи в регионах и учебных заведениях,
органов местного самоуправления, молодежных организаций и непосредс-
твенно самой молодежи на местах.
Реализация Программы предусматривает финансирование планов мероп-
риятий и их реализацию снизу, от органов местного самоуправления. Мест-
ные и районные звенья должны стать основными в процессе реализации
Программы при активной поддержке областных и республиканских структур,
а также других альтернативных источников финансирования. Также програм-
ма предусматривает возможность широкого варьирования объемами капита-
ловложений, сроками и другими факторами, учитывая возможности экономики
республики, а также в целях гарантии выполнимости Программы.
Только при полноценном, своевременном финансировании и поддержки
со стороны руководства государства возможно комплексное воплощение ме-
роприятий Программы, которые позволят уже в ближайшие годы добиться
улучшения основных показателей государственной молодежной политики и
благоприятных изменений в сфере работы с молодежью в целом.
В условиях становления и укрепления государственности нашей стра-
ны, достижение активного включения молодого поколения в общественно-по-
литическую и социально-экономическую жизнь страны, реализация его твор-
ческого потенциала в интересах общества в целом, безопасности и улучше-
ния благосостояния его Родины - Кыргызской Республики - основа успешной
реализации общегосударственной политики.