Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском
УТРАТИЛА СИЛУ
в соответствии с Указом Президента КР от 11 марта 2019 года УП № 37
 
                                                     Утверждена
                                                  Указом Президента
                                                Кыргызской Республики
                                             от 10 января 2007 года № 2
 
                               КОНЦЕПЦИЯ
                внешней политики Кыргызской Республики
 
     
 
     Концепция внешней политики Кыргызской Республики (далее -  Концеп-
ция) является основополагающим политическим документом, в котором отра-
жена система взглядов на содержание и основные приоритеты внешнеполити-
ческой деятельности Кыргызстана,  методологию ее реализации в новых ус-
ловиях.
     Принятие настоящей  Концепции продиктовано целесообразностью уско-
рения происходящих преобразований в стране после революционных  событий
24 марта 2005 года, динамикой международных и интеграционных тенденций,
глобализацией и регионализацией общемировых процессов,  а также необхо-
димостью  поиска  новых адекватных возможностей развития и противодейс-
твия угрозам.
     Изменения, произошедшие в республике, привели к необходимости фор-
мирования внешней политики,  которая отражала бы интересы и ответствен-
ность всех сторон: государства, его органов управления на всех уровнях,
органов местного самоуправления, предпринимателей, гражданского общест-
ва,  способствовала  бы обеспечению их максимального вклада в ее эффек-
тивную реализацию.  В этой области государственной деятельности  важным
элементом представляется прагматизм и он должен быть направлен,  прежде
всего, на решение задач достижения устойчивого развития государства.
     В качестве  основы  Концепции  признается необходимость укрепления
региональных позиций,  повышения конкурентоспособности на международной
арене,  укрепления привлекательного имиджа республики, закрепления меж-
дународного признания Кыргызстана как страны, идущей по пути позитивных
реформ.
     Концепция выделяет следующие основные приоритеты:
     1. Укрепление  национальной безопасности внешнеполитическими мето-
дами.
     2. Формирование благоприятных внешних условий для реализации наци-
ональных приоритетов развития.
     3. Укрепление положительного международного имиджа Кыргызстана.
     4. Формирование эффективной системы внешнеполитической деятельнос-
ти  во  главе с Министерством иностранных дел Кыргызской Республики и в
партнерстве с другими заинтересованными ведомствами и институтами граж-
данского общества.
 
                   I. Пространство внешней политики
                         Кыргызской Республики
 
     Кыргызская Республика выстраивает собственный международный курс в
зависимости от изменений и тенденций в окружающем мире, исходя из свое-
го потенциала и роли в мировых процессах. В то же время, образ Кыргызс-
кой Республики в плане готовности соблюдения всех ранее достигнутых до-
говоренностей и обязательств во всех форматах сотрудничества должен ас-
социироваться с надежностью и стабильностью.
     Внешнеполитическая активность  сосредоточена  в  следующих  кругах
взаимодействия: региональном, континентальном и глобальном.
 
     1. Региональный
 
     Общие границы с Республикой Казахстан,  Китайской Народной Респуб-
ликой,  Республикой Таджикистан и  Республикой  Узбекистан  исторически
обусловили тесные политические, социально-экономические и культурно-гу-
манитарные связи.  Формирование дружественного окружения  и  укрепление
добрососедства на принципах уважения суверенитета,  территориальной це-
лостности и общей безопасности имеет ключевое значение во внешнеполити-
ческой деятельности Кыргызстана.
     Республика привержена идее интеграции, создание дружественного ок-
ружения и укрепление традиционного добрососедства носит ключевой харак-
тер во внешнеполитической деятельности Кыргызстана в отношении соседних
государств.  Совокупность государств региона рассматривается как значи-
мый компонент в рамках Организации Договора о коллективной  безопаснос-
ти,  Евразийского  экономического  сообщества  и Шанхайской организации
сотрудничества.
     Внешнеполитические ресурсы  Кыргызстана  сосредоточены на жизненно
важных для государства областях.  Кыргызстан в тесном союзе с соседними
братскими  республиками противостоит глобальным вызовам,  возникающим в
современном динамично меняющемся мире, придавая важное значение обеспе-
чению  коллективной безопасности региона,  прежде всего в партнерстве с
Российской Федерацией и соседними государствами.
     Договорно-правовое пространство,  созданное в отношениях с Респуб-
ликой Казахстан,  Республикой Узбекистан и Республикой Таджикистан, за-
ложило позитивную основу сотрудничества с ними.
     Углубление доверительности с динамично  развивающимся  Казахстаном
является  важным условием для развития и укрепления позиций Кыргызстана
в регионе.
     Соседство Кыргызстана  с  Китайской  Народной  Республикой создает
благоприятные условия для широкомасштабного сотрудничества  в  наиболее
выгодных областях развития,  диверсификации и модернизации транспортной
инфраструктуры и преодоления изолированности от внешнего  мира.  Китай,
обладая большой демографической массой,  существенным политическим, во-
енным и экономическим потенциалом, имеет достаточное влияние в регионе.
     Центральная Евразия  рассматривается  в  качестве связующего моста
трансконтинентального  сотрудничества  между  динамично  развивающимися
центрами: Европейским Союзом и Юго-Восточной Азией.
 
     2. Континентальный (Евразийский)
 
     Внешняя политика Кыргызстана направлена на выработку мер доверия в
структуре многопланового и взаимовыгодного сотрудничества  с  основными
центрами международной политики континента:  Российская Федерация,  Ки-
тайская Народная Республика, Соединенные Штаты Америки, Европейский Со-
юз, Федеративная Республика Германия, Япония, Республика Индия и Турец-
кая Республика.
     Сотрудничество с  Российской  Федерацией  направлено на укрепление
стратегического партнерства, и рассматривается как одно из важных усло-
вий  мирного  и перспективного развития республики и реализации долгос-
рочных интересов Кыргызстана в  военно-политическом  взаимодействии,  в
области экономики, энергетической, транспортно-коммуникационной и соци-
альной сфере.  Весомый авторитет Российской Федерации на  международной
арене,  ее  прагматичная и принципиальная внешняя политика является су-
щественной опорой в области взаимодействия во  внешнеполитическом  нап-
равлении,  что  предполагает поднять на новый уровень двустороннее сот-
рудничество в сфере обеспечения безопасности и политического  партнерс-
тва.
     Кыргызстан намерен продолжать активное сотрудничество с  Соединен-
ными Штатами Америки в борьбе с международным терроризмом, а также рас-
ширять торгово-экономическое и военно-техническое сотрудничество.
     Продвижение связей  с Европейским Союзом,  особенно с Федеративной
Республикой Германия как ведущим партнером и донором, остается выгодным
направлением внешней политики страны.
     Возрастающая активность Японии в региональных делах выводит  ее  в
число наиболее влиятельных партнеров республики.
     Кыргызстан активно взаимодействует в рамках авторитетных  междуна-
родных  и  региональных  организаций,  таких как Организация Договора о
коллективной безопасности,  Содружество Независимых  Государств,  Евра-
зийское экономическое сообщество,  Шанхайская организация сотрудничест-
ва,  Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организация
экономического сотрудничества и Организация исламская конференция.
     В интересах Кыргызстана приумножение единого гуманитарного,  науч-
но-технического  и  образовательно-культурного пространства со странами
Содружества Независимых Государств.
     Задачи повышения потенциала безопасности Кыргызстана предопределя-
ют активизацию ее участия в Организации Договора о  коллективной  безо-
пасности и Шанхайской организации сотрудничества.
     Важную роль играет развитие интеграционных процессов в рамках  Ев-
разийского экономического сообщества.
     Взаимодействие с Организацией по безопасности и  сотрудничеству  в
Европе осуществляется в области обеспечения безопасности,  решения эко-
логических проблем и устойчивого  экономического  развития,  соблюдения
прав человека, демократии в рамках целевых программ и проектов.
 
     3. Глобальный
 
     В условиях  глобализации ведущие международные организации и стра-
ны-лидеры приобретают все большее значение. Внешняя политика Кыргызста-
на направлена на укрепление доверия в международном сообществе и макси-
мальном использовании возможностей глобализации.
     Ключевым инструментом  решения проблем глобального мира и междуна-
родной безопасности является коллективная воля Организации Объединенных
Наций.  В целях усиления консолидирующей роли Организации, адаптации ее
деятельности к реалиям 21 века Кыргызская Республика поддерживает  идею
реформирования ее системы,  включая Совет безопасности,  при неуклонном
соблюдении основополагающих принципов Устава  Организации  Объединенных
Наций.
     Важнейшими приоритетами своей внешней политики в рамках  Организа-
ции  Объединенных Наций Кыргызстан считает сферу разоружения и усиления
режима нераспространения оружия массового поражения, Зону, свободную от
ядерного оружия в регионе, борьбы с терроризмом, наркотрафиком, торгов-
лей людьми и участие в операциях по поддержанию мира, приобщение к опы-
ту устойчивого развития.
     Эффективное использование Кыргызстаном возможностей,  заложенных в
"Повестке дня на 21 век", "Декларации Тысячелетия", Программе Организа-
ции Объединенных Наций "Международное горное партнерство" и других, со-
действует поиску путей снижения бремени внешней задолженности и решению
проблем экономического развития и экологической безопасности.
     Кыргызстан намерен продолжать курс на сближение со странами "Боль-
шой восьмерки" и участие в  реализации  двусторонних  и  многосторонних
экономических проектов.
     Обеспечение эффективного развития Кыргызстана обусловлено  необхо-
димостью  проведения  наступательного курса в сотрудничестве с междуна-
родными и региональными финансовыми институтами: Международный валютный
фонд, Всемирный банк, Азиатский банк развития, Европейский банк реконс-
трукции и развития, Исламский банк развития.
     Кыргызстан придает  большое  значение  возможностям,  заложенным в
транснациональных корпорациях (ТНК) и международных неправительственных
организациях (НПО).
     Процессы глобализации и регионализации в мире объективно  ведут  к
усилению приоритета развития и безопасности за счет атрибутов суверени-
тета и государственности.
 
               II. Принципы внешней политики Кыргызстана
 
     Кыргызстан осуществляет внешнюю политику в соответствии с  Консти-
туцией  Кыргызской  Республикой,  общепризнанными  принципами и нормами
международного права.  Международные договоры Кыргызской Республики яв-
ляются частью ее законодательства.
     Внутриконтинентальное расположение,  сохраняющиеся   потенциальные
очаги терроризма, религиозного экстремизма и напряженности в регионе, а
также высокая степень зависимости от внешних источников  энергоресурсов
свидетельствуют  об  уязвимости Кыргызстана и вытекающей из этого неод-
нозначности внешнеполитических проблем.
     Кыргызстан, как развивающаяся страна, продолжает находиться на пе-
реходной стадии своего развития.  Удаленность центров политической  ак-
тивности  от Кыргызстана и внутренняя изолированность обуславливают не-
обходимость привлечения дополнительных ресурсов в решении задач внешней
политики.
     Кыргызстан руководствуется приоритетом национальных  интересов  во
внешней политике. Вместе с тем не исключается возможность делегирования
части полномочий наднациональным органам в рамках осознанно  выбранного
интеграционного процесса.
     При формировании нового  миропорядка,  основанного  на  механизмах
коллективного решения ключевых проблем и верховенстве права, Кыргызстан
стремится к "демонополизации" внешнеполитических приоритетов,  диверси-
фикации связей с партнерами, равноудаленности или равноприближенности к
глобальным политическим странам-лидерам.
     Стремясь полноценно участвовать в приоритетных международных орга-
низациях, Кыргызская Республика проводит многовекторную, сбалансирован-
ную и прагматичную внешнюю политику,  исходя из реальных внутренних ре-
сурсов и возможностей,  используя потенциал внешних ресурсов (гражданс-
кое общество,  возможности других стран,  транснациональных корпораций,
неправительственных организаций, средств массовой информации и т.д.), и
стремится  возвести национальные интересы Кыргызстана в часть интересов
мирового и регионального сообществ.
 
                   III. Приоритеты внешней политики
 
     1. Национальная безопасность
 
     Национальная безопасность Кыргызской Республики обеспечивается  не
только силовыми ведомствами.  Важнейшей задачей в современных условиях,
где стоит необходимость совместного противостояния возникающим глобаль-
ным вызовам,  является активное использование дипломатических усилий по
обеспечению безопасности Кыргызской Республики.
     Важным компонентом в этом процессе является завершение юридическо-
го оформления делимитации и демаркации государственной границы  с  Рес-
публикой Казахстан, Республикой Узбекистан и Республикой Таджикистан.
     Кыргызская Республика стремится к поддержанию и развитию со  стра-
нами  региона дружественных отношений на основе взаимопонимания и взаи-
мовыгодного сотрудничества. Сотрудничество с Российской Федерацией, ор-
ганизациями Договора о коллективной безопасности и Шанхайской организа-
ции сотрудничества,  определяющими безопасность в регионе и  в  стране,
должно  быть нацелено также и на поступательное экономическое развитие,
интеграцию в континентальную и мировую инфраструктуру.
     Расположение военных баз Российской Федерации и Соединенных Штатов
Америки на территории страны создает уникальные геостратегические  воз-
можности.  Это обстоятельство выдвигает перед системой внешней политики
республики особую ответственность.
     Кыргызстан видит  значительные возможности обеспечения своего раз-
вития и безопасности в укреплении и расширении сотрудничества со  стра-
нами Антитеррористической коалиции.
     Интеграция в рамках евразийского пространства предусматривает  де-
легирование определенных полномочий наднациональным структурам по обес-
печению безопасности и экономического развития.
 
     2. Обеспечение национальных приоритетов развития
 
     Создание благоприятной международно-правовой базы для деятельности
субъектов  внешнеэкономической деятельности,  защита их интересов и со-
действие в расширении экспорта,  а также экономических и инвестиционных
условий  в  соответствии с международными стандартами является одной из
основ внешнеэкономической политики.
     Содействие привлечению иностранных инвестиций, интеграции Кыргызс-
кой Республики в региональные и мировые экономические  связи,  а  также
обеспечение национальной безопасности являются важнейшими направлениями
внешней политики.
     Долгосрочным интересам Кыргызстана отвечает поэтапное формирование
общего рынка товаров,  услуг, капитала и рабочей силы в регионе, в рам-
ках организаций - Евразийское экономическое сообщество,  Шанхайская ор-
ганизация сотрудничества и Организация экономического сотрудничества.
     Кыргызская Республика  придерживается  основных принципов междуна-
родного экономического сотрудничества,  заложенных в Хартии экономичес-
ких  прав и обязанностей государств-членов Организации Объединенных На-
ций,  других общепризнанных норм международного права, выступает за ак-
тивное приобщение к мировой и региональным валютным системам.
     Проблемы внешнего долга,  его реструктуризация, полное или частич-
ное  списание имеют большое значение в международной активности респуб-
лики.  Механизм обмена внешнего долга на устойчивое  развитие  является
одним из действенных инструментов снижения внешней задолженности.
     Программы и проекты внешнеэкономической деятельности не должны на-
носить ущерб безопасности страны.
     Кыргызстан развивает транзитный потенциал в  глобальных  и  регио-
нальных потоках Запад-Восток, Север-Юг как авиакарго-терминал Евразии и
центр экспорта,  реэкспорта товаров, стремится получить статус "свобод-
ной страны" с рыночной экономикой в международных рейтингах.
     Для преодоления внутриконтинентальной изолированности важно разви-
тие торговли и предоставление услуг через Интернет.
     Членство во Всемирной торговой организации является важным  потен-
циалом и механизмом реализации национальных интересов.
     Кыргызстан продвигает себя как туристически и рекреационно-привле-
кательную  страну для всего региона и придает большое значение ускорен-
ному развитию и использованию телекоммуникаций. Богатое культурное нас-
ледие народа Кыргызстана должно быть активно включено в развитие туриз-
ма, в процесс вовлечения инвестиций в туристическую отрасль.
     Столица Кыргызстана  - город Бишкек развивается как один из между-
народных банковских и финансовых центров.
     Достижение более дифференцированной и благоприятствующей визовой и
миграционной политики является важным внешнеполитическим резервом. Вве-
дение  институтов  двойного и упрощенного гражданства - значимый фактор
развития экспорта труда.
 
     3. Содействие укреплению положительного имиджа Кыргызстана
        на международной арене
 
     Кыргызстан позиционирует  себя  как правовое демократическое госу-
дарство и использует все возможности для обеспечения своего позитивного
имиджа  и  дружественного отношения со стороны мировой общественности и
политических кругов.
     Важнейшим направлением внешней политики является защита прав,  ин-
тересов и достоинства граждан Кыргызстана за рубежом,  а также  содейс-
твие в создании благоприятных условий пребывания и транзита иностранных
граждан.
     Позитивным ресурсом  укрепления  внешней политики страны служат ее
этническое разнообразие,  межэтническое и межконфессиональное согласие.
Наличие этнических сообществ и их связи с исторической родиной являются
дополнительной инвестиционной площадкой.
     Содействие развитию трехъязычия - кыргызского, русского и английс-
кого - важный фактор успешной интеграции кыргызских граждан в  междуна-
родное сообщество.
     Кыргызстан стремится стать страной,  удобной для расположения меж-
дународных  организаций,  проведения международных и региональных фору-
мов,  а также региональным культурно-образовательным центром. Использо-
вание национальных брэндов:  Иссык-Куль, Ч.Айтматов, эпос "Манас", "Ве-
ликий Шелковый путь" и других, является одним из факторов повышения уз-
наваемости Кыргызстана в мировом сообществе.
 
     4. Основы системы внешней политики
 
     Основу системы  внешней политики и реализации ее принципов состав-
ляют Конституция и законодательство Кыргызской Республики во взаимосвя-
зи с нормами международного права.
     Жогорку Кенеш Кыргызской Республики в рамках своих конституционных
полномочий осуществляет международно-правовое обеспечение внешнеполити-
ческого курса и межпарламентских связей,  выполнение международных обя-
зательств Кыргызской Республикой. Согласованные действия органов испол-
нительной и законодательной ветвей власти обеспечивают соблюдение прин-
ципа  единства  внешней политики.  Координацию работы министерств и ве-
домств от имени Правительства Кыргызской Республики обеспечивает Минис-
терство иностранных дел Кыргызской Республики.
     С официальными заявлениями и инициативами по вопросам внешней  по-
литики Кыргызской Республики выступают Президент, Премьер-министр и ми-
нистр иностранных дел Кыргызской Республики,  а другие официальные лица
исполнительной  власти - лишь по их соответствующему поручению и согла-
сованию.
     Органы местной  государственной  власти  и местного самоуправления
осуществляют внешние экономические,  общественные и культурные связи  в
рамках делегированных полномочий.
     Бизнес-структуры признаются  субъектами  внешнеэкономической  дея-
тельности в рамках существующего законодательства.
     При подготовке важных решений в сфере внешней политики государства
мнение  гражданского  общества учитывается через механизм Общественного
совета по внешней политике при Министерстве иностранных дел  Кыргызской
Республики и иные формы взаимодействия.
     Настоящая Концепция подлежит пересмотру по мере изменений внутрен-
них или внешних условий.