Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

 

Одобрена

Указом Президента

Кыргызской Республики

от 24 сентября 2008 года № 339

 

КОНЦЕПЦИЯ
введения накопительной части в пенсионную систему Кыргызской Республики

(В редакции Указа Президента КР от 15 июля 2009 года УП № 310, 18 ноября 2010 года № 287)

Глоссарий

1. Потребность и цели введения накопительной пенсионной системы

2. Предлагаемая схема перехода к накопительной части в

пенсионной системе

3. Администрирование накопительной части пенсионной системы

Глоссарий

БП Базовая часть пенсии

ИТ Информационные технологии

КР Кыргызская Республика

МОТ Международная организация труда

НПС Накопительные пенсионные счета

НПФ Негосударственный пенсионный фонд

ПИН Персональный идентификационный номер гражданина

Соцфонд Социальный фонд Кыргызской Республики

СП1 Первая страховая часть пенсии

СП2 Вторая страховая часть пенсии

УК Управляющая компания

УНС Условно-накопительные счета

ФОТ Фонд оплаты труда

IT Information technology (англ. Информационные технологии)

1. Потребность и цели введения

накопительной пенсионной системы

1.1. Потребность введения накопительной пенсионной системы

В настоящее время в Кыргызстане работает распределительная пенсионная схема, которая базируется на принципе солидарности.

В ходе реформы середины девяностых годов прошлого столетия по введению страховых принципов были проведены структурные преобразования, в результате которых изменены законодательные основы пенсионного обеспечения, возрастные границы выхода на пенсию, ликвидированы льготы, введены базовая и страховые части пенсии, определены условия страховых перерасчетов, принципы государственного социального страхования и социальной помощи. Следствием этого стали институциональное укрепление системы социального страхования, всеобъемлющий контроль над страховыми взносами, укрепление связи между заработной платой застрахованного лица и выплатой средств, укрепление основ и повышение статуса органов социального страхования, что в свою очередь повлияло на положительную динамику роста страховой базы, поэтапное повышение выплачиваемых пенсионных средств и достижение стабилизации финансового состояния Социального фонда Кыргызской Республики (далее - Соцфонд).

Пенсионная система финансируется за счет страховых взносов в солидарную систему. Это означает, что взносы текущего года должны покрыть пенсии в текущем году, и средства не аккумулируются для обеспечения начисленных пенсий, которые должны будут выплачены в будущем.

Основными компонентами системы государственного пенсионного страхования являются пенсии по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, получателями которых являются 10% населения республики. В Кыргызстане действует распределительная пенсионная система, основанная на принципе солидарности.

Солидарная пенсионная система подвержена постоянным изменениям и требует особой поддержки в виде перерасчетов, выравниваний, увеличений, что снижает ее стабильность и повышает подверженность политическим манипуляциям. Так,Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О государственном пенсионном социальном обеспечении» от 18 апреля 2007 года № 43 регламентировал снижение пенсионного возраста в совокупности со снижением ставок страховых взносов и оказывал негативное влияние на финансовую устойчивость Соцфонда.

С изменением демографической ситуации в стране возникает необходимость дальнейшего совершенствования пенсионной системы с целью исключения возможных проблем вследствие неблагоприятного дисбаланса количества работающего населения и пенсионеров, который может привести к дефициту пенсионного фонда.

В настоящее время число работающих, с учетом оттока рабочей силы в другие страны, и уплачивающих страховые взносы - не многим больше числа пенсионеров. При таком положении дел содержание пенсионеров становится непосильным бременем для занятых, и работающее население уже не в состоянии обеспечивать постоянно растущее число пенсионеров. К концу 2007 года на одного пенсионера приходилось 1,8 плательщиков страховых взносов, а с учетом того, что фермеры и самозанятые лица не вносят большого вклада в общий объем взносов, реальное соотношение составит 1,2 плательщиков на одного пенсионера. При этом в соответствии с рекомендациями МОТ, на одного пенсионера должно приходиться не менее трех плательщиков.

Кроме того, в рамках действующей пенсионной системы подавляющее большинство работающих не смогли получить достойное пенсионное обеспечение. Размер пенсий по отношению к среднему размеру заработной платы не соответствует нормам, установленным Конвенцией МОТ (№ 102), о минимальных стандартах социальной защиты. Коэффициент замещения (отношение среднего размера пенсии к среднему размеру заработной платы) в настоящее время составляет 27-28%. Это ниже минимальных международных стандартов. Размер средней пенсии почти в 2 раза меньше минимального потребительского бюджета для пенсионеров.

Проблема низкого размера пенсий в большей степени является следствием общих экономических условий в стране и в меньшей степениследствием структуры или функционирования самой пенсионной системы. Базой для начисления страховых взносов является заработная плата, которая у большинства работающих является низкой.

Значительный объем финансовых ресурсов пенсионной системы направляется на выплаты базовой части пенсии, которая ежегодно требует около трех миллиардов сомов, и в дальнейшем будет только увеличиваться. Эти средства используются для перераспределения с целью поддержания минимального уровня доходов малообеспеченных групп населения, в то время как страховые взносы должны формировать страховую часть пенсии.

При сохранении условно-распределительной системы сохраняются проблемы эквивалентности доходов и обязательств в долгосрочной перспективе, защиты от инфляции уплаченных взносов. Суммы, отраженные на личных страховых счетах, не накапливаются и не инвестируются, а направляются на текущее финансирование пенсий. Условно-накопительная система характеризуется накоплением пенсионных обязательств, но не самих пенсионных активов.

В сегодняшних условиях требуется переход к новой модели отношений субъектов пенсионной системы, основанной на накопительных методах финансирования, которая основывается на создании долгосрочных накопительных капитализируемых ресурсов, что связано с долгосрочным по времени нахождением средств (до 40 и более лет) после их внесения.

1.2. Цели введения накопительной части в пенсионную систему

Основными целями введения накопительной части в пенсионную систему являются:

- повышение уровня пенсионного обеспечения в Кыргызстане;

- достижение финансовой стабильности пенсионного фонда в среднесрочной и долгосрочной перспективе;

- привлечение пенсионных «длинных денег» в качестве инвестиций в экономику страны, и, как следствие, - обеспечение связи более высоких темпов экономического роста;

- развитие фондового рынка и финансовой инфраструктуры.

Введение накопительной части в действующую пенсионную систему поможет решить проблему прямой зависимости пенсионной системы от проблем политического и демографического плана, которым подвержена распределительная система.

Накопительная пенсионная система в долгосрочной перспективе может снять напряжение и возрастающее давление на перераспределительную пенсионную систему.

Пенсионные накопления могут приносить инвестиционный доход, равный доходам от инвестиций. При накопительной пенсионной системе средства на индивидуальных пенсионных счетах вкладываются в различные инвестиционные портфели, в том числе и через управляющие компании (далее - УК), частные пенсионные фонды, банки и т.д. Управление операциями накопительной пенсионной системы будет организовано специальным депозитарием, частными УК, уполномоченным органом финансового контроля и Соцфондом.

Введение элементов накопительной системы предполагает возможность получения более высоких размеров пенсий при выходе на пенсию, повышение доли сбережений в экономике, формирование и стабилизацию рынков капитала, а также экономический рост за счет инвестиций пенсионных активов. Обладая рыночными свойствами капитала, накопление пенсионных средств поможет увеличить уровень сбережений в экономике, послужит толчком к развитию финансового рынка, будет способствовать росту долгосрочных национальных сбережений, стимулировать создание финансовых учреждений (управляющие компании, банки), которые необходимы для экономического развития.

Предлагаемая система повысит ответственность финансовых структур страны за создание, сохранение и рост пенсионных активов, что отвечает требованиям рыночных принципов. Накопительный механизм вполне сочетается с системой конкурирующих между собой пенсионных фондов, что позволит внедрить рыночные начала в само пенсионное страхование. Конкурентное управление даст возможность размещать пенсионные накопления в соответствии с экономическими критериями, получать максимальную отдачу от сбережений для пенсионного фонда, снизить риски посредством диверсификации инвестиций.

Настоящая концепция введения накопительной части в пенсионную систему разработана на основе предложений министерств и ведомств и рекомендаций проектов по накопительной системе.

1.3. Риски и проблемы

В настоящее время существуют следующие основные проблемы при введении накопительной части в пенсионную систему Кыргызской Республики:

- отсутствие макроэкономической стабильности, которая оказывает существенное влияние на систему социальной защиты населения; наличие разных взглядов на реформирование пенсионной системы может препятствовать или же свернуть любую реформу пенсионной системы. Внедрение накопительной части сможет существенно изменить систему социальной защиты, схему финансирования административных расходов, введет новые рыночные формы взаимоотношений, увеличит число субъектов взаимоотношений. Предстоящий период введения накопительной части в пенсионную систему потребует выдержки и терпения в непростой переходный период;

- отсутствие достаточной готовности основных участников накопительной пенсионной системы - государства, бизнеса и населения в плане предоставления защиты, финансовых услуг, важных для пенсионного обеспечения;

- слабый инвестиционный рынок;

- отсутствие возможности покрытия средствами республиканского бюджета финансового разрыва доходной части бюджета пенсионной системы при отвлечении средств в накопительную систему.

При накопительной части существуют определенные риски для ее участников. К ним относятся:

- риск, связанный с состоянием рынка: стоимость инвестиций на индивидуальном счете может колебаться и значительно падать при неблагоприятных рыночных условиях;

- экономический риск: реальная прибыль от инвестирования капитала может оказаться ниже ожидаемой из-за сложности экономических условий (высокого уровня инфляции, низкого экономического роста);

- риск из-за невыплаты по инвестициям: инвестиции могут частично или полностью обесцениться при условии неплатежеспособности компании.

Есть и другие виды рисков, которые связаны с некомпетентным руководством и управлениями активами, со сбоями в операционных системах, с изменениями фискальной политики и другие.

При введении накопительной части в пенсионную систему необходимо решить ряд следующих задач:

- обеспечение нормативной правовой базой и необходимыми правовыми рычагами для сохранности и доходности пенсионных активов и для создания механизмов саморегулирования накопительной части пенсионной системы;

- обеспечение полноценного подготовительного периода и выполнение всех необходимых для этого мер, в том числе изыскание финансовых источников;

- финансирование разрыва бюджета Соцфонда, образующегося при отвлечении страховых взносов в накопительную часть пенсионной системы;

- обеспечение доходности и сохранности накапливаемых средств;

- покрытие административных расходов на управление пенсионных накоплений;

- обеспечение раскрытия информации: о доходности накопительного пенсионного фонда (УК и другими участниками), по инвестиционным вложениям из средств пенсионных накоплений;

- обеспечение информированности населения.

(В редакции Указами Президента КР от 15 июля 2009 года УП № 310), от 18 ноября 2010 года № 287)

 

2. Предлагаемая схема перехода к накопительной части в пенсионной системе

 Условия, при которых рассматривается возможность введения накопительной части в пенсионную систему, не являются достаточными для ее внедрения. Прежде всего, необходимо решить самую главную задачу укрепления финансовой устойчивости в среднесрочном периоде. В этих целях необходимо:

- увеличить сбор страховых взносов путем расширения страховой базы, оптимизации администрирования сборов;

- сохранять общеустановленный Законом Кыргызской Республики «О государственном пенсионном социальном страховании» возраст выхода на пенсию на уровне 63 лет для мужчин и 58 лет для женщин;

- снизить ставки тарифов страховых взносов в 2009 году на 2 процента с работодателя (с 19 на 17 процентов). Увеличить размер ставки для работника с 8 до 10 процентов, при этом сохранить размер ставки, направляемой в совокупности в солидарную и условно-накопительную части, а 2 процента направить на формирование накопительной части пенсии. Дальнейшее сокращение ставок тарифов страховых взносов создаст угрозу подрыва баланса государственных пенсионных обязательств и его финансового обеспечения;

- для сохранения покупательской ценности страховых взносов на личных страховых счетах отработать соответствующий механизм их индексации;

- разработать налоговые льготы, поощряющие добровольные накопительные схемы.

Только после выполнения условий достижения финансовой устойчивости, которые могут быть достигнуты вышеперечисленными мерами, и принимая во внимание некоторые положительные условия, декларируемые в стратегических документах страны, Кыргызстан может внедрить накопительную часть в пенсионную систему по предлагаемой ниже схеме.

Будущая пенсионная система будет состоять из трех компонентов:

- государственная обязательная солидарная пенсионная система;

- обязательная накопительная пенсионная система;

- добровольная профессиональная и индивидуальная накопительная система.

Первый компонент состоит из нынешней перераспределительной пенсионной схемы, которая включает базовую пенсию, первой и второй страховой частей пенсий. Пенсия состоит из базовой, первой (СП1) и второй (СП2) страховой частей пенсий. Размер базовой пенсии приравнивается к 12% от размера средней заработной платы по республике за предыдущий год. Первая страховая часть пенсии рассчитывается на основании среднемесячной заработной платы за 60 месяцев за период до 1996 года и трудового стажа. Размер второй страховой части пенсии зависит от уплаченных страховых взносов после 1996 года. Тенденция развития страховой части предполагает постепенное увеличение второй страховой части пенсии, основанной на условно-накопительных счетах граждан. Соцфонд будет постоянно работать над совершенствованием солидарной системы.

Второй компонент обязателен для граждан Кыргызской Республики старше установленного законом возраста, с которого разрешается трудовая деятельность в Кыргызской Республике, работающих в организованном секторе (в государственных учреждениях, частных компаниях различной организационно-правовой формы). Первоначально граждане перечисляют страховые взносы на накопление 2% от фонда заработной платы. Тариф для обязательного государственного накопительного пенсионного фонда будет рассматриваться и утверждаться каждый год. В целом будет поддержана тенденция к увеличению ставки тарифов страховых взносов в накопительную часть и постепенному переходу на накопление всех отчислений от работника.

Третий, «добровольный», накопительный компонент состоит из добровольной профессиональной и индивидуальной накопительных схем. Профессиональная накопительная пенсионная схема позволит крупным работодателям или объединениям по отраслевому или профессиональному признаку организовать собственную накопительную пенсионную схему, включающую различные корпоративные общие или специальные накопительные тарифы. Индивидуальная накопительная пенсионная схема предполагает индивидуальные накопительные взносы в пределах ставки тарифов страховых взносов для работника. Минимальные отчисления страховых взносов для добровольного накопительного пенсионного фонда будут рассматриваться и утверждаться каждый год. При этом предполагается для работодателя и работника, уплачивающих страховые взносы в добровольную накопительную систему, предусмотреть льготное налогообложение при уплате налога на прибыль и подоходного налога.

В начальный период введения накопительной пенсионной системы Соцфонд организует и администрирует государственный накопительный пенсионный фонд, позволяющий обеспечить «безболезненный» переход на новую систему. Соцфонд будет центральным распределительным звеном пенсионных накопительных потоков. В последующем целесообразно проводить децентрализацию управления пенсионными средствами, с переводом части потока непосредственно под управление УК, негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Такая конкурентная среда окажет положительное влияние на качество управления активами в целом. Для администрирования государственного накопительного пенсионного фонда Соцфонд использует долю от инвестиционного дохода от размещения пенсионных активов.

Взносы, предназначенные для вложения в накопительную часть, будут собираться Соцфондом ежемесячно.

Учет пенсионных накоплений Соцфонд будет вести на накопительных пенсионных счетах граждан.

Участники накопительной пенсионной системы имеют право выбора различных инвестиционных портфелей, представляемых Соцфондом, УК, а в перспективе - НПФ для размещения пенсионных накоплений. При этом они могут только один раз в год выбирать инвестиционный портфель.

Предусматривается ежегодное информирование застрахованного лица о размерах его пенсионных накоплений.

Пенсионные накопления будут размещаться в соответствии с договором о доверительном управлении и передаваться частным УК, которые должны выбираться на конкурсной основе и получать лицензию уполномоченного органа. Необходимо предусмотреть дополнительные требования к их деятельности (требования к составу и структуре инвестиционного портфеля, ликвидность собственного капитала, отделение имущества участников пенсионного накопления от собственного имущества УК). Пенсионными активами должны управлять профессиональные участники. В соответствии с Гражданским кодексом Кыргызской Республики и Законом Кыргызской Республики «О рынке ценных бумаг» управление инвестиционными средствами является профессиональной деятельностью, к которой предъявляются пруденциальные требования: достаточность собственных средств, финансовое состояние и наличие квалифицированных специалистов, - т.е. средства пенсионной накопительной системы необходимо передавать в управление профессиональных участников рынка ценных бумаг, имеющих лицензию на право осуществления деятельности по доверительному управлению инвестиционными средствами и соответствующим пропорциональным размером собственных средств.

Порядок и сроки перечисления средств пенсионных накоплений Соцфондом УК устанавливаются договором доверительного управления средствами пенсионных накоплений. Типовой договор на такое управление утверждается Правительством Кыргызской Республики.

По мере развития накопительной части в пенсионной системе предполагается по выбору работника перевод пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды.

Хранение и учет активов, в которые инвестируются пенсионные накопления, а также контроль за соблюдением УК правил и ограничений по инвестированию пенсионных накоплений будет осуществлять депозитарий, имеющий соответствующую лицензию. Депозитарий заключает договор с Соцфондом на депозитарное обслуживание в соответствии с Типовым договором.

Чистый финансовый результат, полученный от временного размещения средств страховых взносов отчетного года, будет рассчитан на дату полной реализации Соцфондом ценных бумаг, приобретенных на указанные средства, для последующей передачи в выбранные УК и отражен в накопительном счете гражданина пропорционально сумме страховых взносов, поступивших в Соцфонд в отчетном году в пользу гражданина.

Инвестирование средств пенсионных накоплений будет регулироваться специальным законом об инвестировании пенсионных накоплений, являющимся инструментом защиты и безопасности пенсионных активов.

Пенсионные накопления инвестируются в государственные ценные бумаги (наибольшая доля), ценные бумаги Национального банка Кыргызской Республики, обеспеченные залогом корпоративные облигации, банковские депозиты, в сектор ипотечного кредитования и ценные бумаги зарубежных эмитентов.

Сохранность пенсионных накоплений обеспечивается посредством:

- лицензирования деятельности УК и депозитария;

- установления требования УК по диверсификации, снижению риска при размещении пенсионных накоплений и к структуре их инвестиционного портфеля и собственных средств, к учредителям, руководителям и специалистам управляющих компаний;

- обязательного проведения ежегодных аудиторских проверок годовых финансовых отчетов УК;

- регулярной финансовой и статистической отчетности УК перед Соцфондом и другими государственными органами;

- ведения раздельного учета собственных средств и пенсионных накоплений;

- введения ограничения на административные расходы;

- страхования риска ответственности УК и депозитария при инвестировании пенсионных накоплений.

Основным контролирующим органом является уполномоченный государственный орган, осуществляющий регулирование, контроль и надзор за формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений.

Средства пенсионных накоплений являются собственностью работников, не подлежат изъятию в бюджете других уровней, не могут являться предметом залога или иного обеспечения обязательств субъектов и участников процесса по формированию и инвестированию пенсионных накоплений.

При выполнении надлежащих подготовительных работ в установленные Планом мероприятий сроки (прилагается), ввод накопительной части в пенсионную систему Кыргызской Республики предусматривается с 1 января 2010 года. При этой схеме перехода ожидаемый бюджет накопительной части пенсионной системы в 2010 году будет равняться 693,3 млн. сомов, и в дальнейшем необходимо обеспечить плавный рост накопительной пенсионной системы для «безболезненной» адаптации этой системы к условиям рынка Кыргызстана. В свою очередь новая пенсионная система может регулировать уровень пенсионных накоплений в сторону увеличения при удовлетворительных результатах первых лет реформы.

С годами доля вкладчиков в накопительную часть будет увеличиваться, а в солидарной системе будет резко снижаться.

Первые выплаты накопительных пенсий начнутся через три года после ввода системы. Благодаря накопительной части пенсионной системы, начиная с 2030 года начнется тенденция к резкому сокращению количества пенсионеров, которые должны получать пенсию только из солидарной системы, что позитивно повлияет на общее финансовое состояние пенсионного фонда в целом. Структура самой пенсии тоже претерпит заметные изменения. Доля пенсионных выплат по СП1 (которая рассчитывается исходя из средней заработной платы и стажа до 1996 года) сократится и доля СП2 (которая рассчитывается по условно-накопительным счетам граждан) увеличится заметно, а в период с 2040 года по 2050 год выплата пенсий по СП1 прекратится полностью.

Пенсионная система Кыргызстана будет функционировать в достаточно напряженном ритме. И в солидарной и в смешанной системе пенсионные фонды будут сопровождать дефициты. Но, несмотря на это, весомым преимуществом накопительной части пенсионной системы является снижение нагрузки на предыдущее поколение работающих, постепенный перевод ответственности за старость непосредственно бенефициару этой системыгражданину, и, следовательно, накопительная часть пенсионной системы позволит в долгосрочной перспективе достичь финансовой устойчивости. Большим недостатком солидарной системы является его привязка к демографической ситуации, которая меняется периодически. Так, в период с 2012 года по 2030 год и, начиная с 2040 года, ожидается наихудший баланс работающего населения и пенсионеров, и это отразится на состоянии пенсионного фонда.

Накопительная часть пенсионной системы будет зависеть от величины пенсионных накоплений и инвестиционного дохода, а не демографичес

 (В редакции Указами Президента КР от 15 июля 2009 года УП № 310), от 18 ноября 2010 года № 287)

3. Администрирование накопительной части пенсионной системы

Исходя из предыдущих глав, предлагается следующая административная структура накопительной части в пенсионной системе Кыргызской Республики (см. схему).

 

┌──────────────┐         ┌─────────────────┐       ┌───────────────┐

│Уполномоченный│         │Социальный фонд и   │         │  Депозитарий  │

│    орган     │<───────>│ Государственный ├──────>│               │

│              │         │  накопительный  │       │               │

│              │         │ пенсионный фонд │       │               │

└─────┬┬─┬─────┘         └────────┬────────┘       └───────────────┘

││ │                        │

││ │   ┌────────────────────┼─────────────────┐

││ └───┼────────────────────┼─────────────────┼───┐

│└─────┼─────────────────┐  │                 │   │

│      │                 │  │                 │   │

v v v v v v

┌───────────────────┐   ┌────────────────┐   ┌───────────────────┐

│Частные управляющие│   │  Накопительные │   │Частные управляющие│

│     компании      │   │пенсионные фонды│   │     компании      │

└─────────┬─────────┘   └────────┬───────┘   └──────────┬────────┘

│                       │                      │

v v v

┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│                     Инвестиционные портфели                    │

└────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

На первоначальном переходном этапе, который продлится три-пять лет, инвестирование средств в основном будет осуществляться Соцфондом. Организация работ будет проводиться через администрирование накопительными пенсионными счетами граждан.

Функции участников накопительной части пенсионной системы приводятся ниже.

(В редакции Указа Президента КР от 15 июля 2009 года УП № 310)

Социальный фонд Кыргызской Республики

На начальном этапе перехода к накопительной части пенсионной системы, учитывая наличие развитой системы персонифицированного учета в Соцфонде, наличие административного аппарата для регистрации финансовой информации на персонифицированных счетах, отсутствие широкого круга финансовых инструментов для инвестирования, следует временно, в целях повышения надежности создаваемой системы, наделить Соцфонд функциями администрирования накопительным пенсионным фондом. В этой связи наиболее эффективным будет наделение Соцфонда функциями организации системы индивидуального накопительного пенсионного обеспечения и перевода средств пенсионных накоплений в частные УК, распределения инвестиционного дохода и выплаты накопительных пенсий.

В перспективе, когда схема накопительной части пенсионной системы будет отлажена в процессе практической деятельности, возможно предоставление гражданам права выбора негосударственного пенсионного фонда.

Государственный накопительный пенсионный фонд создается Соцфондом как целевой страховой фонд.

Административное управление накопительным пенсионным фондом осуществляет Соцфонд.

Источниками формирования средств государственного накопительного пенсионного фонда являются:

а) суммы страховых взносов на финансирование накопительной части пенсии, поступившие в Соцфонд на счет накопительного пенсионного фонда;

б) доходы от инвестирования, которые получают после размещения и инвестирования средств пенсионных накоплений в установленном законом порядке;

в) пени, иные поступления в соответствии с договорами.

Средства государственного накопительного пенсионного фонда (пенсионные накопления) используются на:

1) инвестирование с целью получения дохода в пользу застрахованных лиц;

2) оплату услуг депозитария;

3) оплату услуг Соцфонда, связанных с административным управлением государственного накопительного пенсионного фонда.

Средства государственного накопительного пенсионного фонда (пенсионные накопления) не подлежат изъятию в бюджеты всех уровней, не могут являться предметом залога или иного обеспечения обязательств собственника указанных средств и субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также других участников процесса инвестирования средств пенсионных накоплений.

Учет поступлений и расходов средств государственного накопительного пенсионного фонда осуществляется на уровне центрального аппарата Соцфонда.

В накопительной части пенсионной системы Соцфонд будет выполнять следующие функции:

1) использование средств пенсионных накоплений исключительно в целях, установленных законом об инвестировании пенсионных накоплений;

2) создание и управление государственным накопительным пенсионным фондом;

3) сбор страховых взносов в накопительную часть пенсии;

4) передача УК средств пенсионных накоплений в порядке и сроки, которые будут установлены Правительством Кыргызской Республики в соответствии с договорами доверительного управления средствами пенсионных накоплений;

5) оплата расходов, связанных с инвестированием средств пенсионных накоплений;

6) осуществление обособленного учета средств пенсионных накоплений, их размещения, полученного инвестиционного дохода;

7) отражение результатов инвестирования средств пенсионных накоплений, порядок расчета которых устанавливается уполномоченным государственным органом исполнительной власти, и средств пенсионных накоплений в накопительных пенсионных счетах застрахованных лиц в порядке и сроки, которые установлены законом Кыргызской Республики;

8) направление в уполномоченный государственный орган исполнительной власти отчетов по формам, установленным им в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

9) обеспечение застрахованных лиц информацией о состоянии накопительной части их личных страховых счетов и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений;

10) рассмотрение заявлений застрахованных лиц о выборе инвестиционного портфеля (УК) в срок до 1 марта года, следующего за годом подачи заявления;

11) письменное уведомление заявителя об удовлетворении или отказе его заявления не позднее 31 марта года, следующего за годом подачи застрахованным лицом заявления о выборе инвестиционного портфеля (УК);

12) осуществление выплаты накопительной части пенсии согласно пенсионным схемам, установленным законодательством Кыргызской Республики.

Уполномоченный орган

Уполномоченный орган - это государственная организация, которая контролирует инвестиционный рынок.

Уполномоченный орган осуществляет следующие функции:

1) обеспечение контроля за соблюдением субъектами отношений законодательства Кыргызской Республики о формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений;

2) принятие в пределах своей компетенции нормативных правовых актов по вопросам регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;

3) проведение в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики, конкурсов по отбору депозитария для заключения с ним Соцфондом договора об оказании услуг депозитария;

4) проведение в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики, конкурсов по отбору УК для заключения с ними Соцфондом договоров доверительного управления средствами пенсионных накоплений;

5) направление в пределах своей компетенции субъектам отношений запросов о предоставлении информации, связанной с осуществлением ими деятельности по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также иной информации;

6) оценка стабильности финансового положения и платежеспособности УК, депозитария и при необходимости выдача указаний по улучшению положения и устранению выявленных нарушений;

7) рассмотрение отчетов и информации Соцфонда о поступлении страховых взносов на финансирование накопительной части пенсии и направлении на инвестирование средств пенсионных накоплений, о средствах, учтенных в накопительной части застрахованных лиц, выплатах за счет средств пенсионных накоплений, а также о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление УК;

8) рассмотрение аудиторских заключений на отчетность субъектов отношений;

9) установление в пределах своей компетенции надзора и контроля за деятельностью соответствующих субъектов отношений, порядка, формы и сроков их отчетности;

10) осуществление иных действий, предусмотренных законом об инвестировании пенсионных средств, другими законами и положением об уполномоченном государственном органе исполнительной власти, утверждаемым Правительством Кыргызской Республики;

11) обращение в суд с исками о защите прав и законных интересов собственника средств пенсионных накоплений, об устранении последствий нарушений законодательства Кыргызской Республики и о возмещении вреда, причиненного субъектами отношений в результате нарушений законодательства Кыргызской Республики.

Негосударственные накопительные пенсионные фонды (НПФ)

В Кыргызстане до настоящего времени не удалось создать полноценные системы негосударственного пенсионного обеспечения, поскольку не созданы соответствующие экономические условия, не в достаточной степени развиты финансовые рынки, велик уровень миграции рабочей силы, а у населения нет доверия к частным пенсионным системам. Кроме того, низкий уровень заработной платы не дает возможности образовать добровольные пенсионные схемы.

В перспективе, по мере развития экономики, увеличения размера заработной платы в реальном выражении НПФ будут вовлечены в качестве страховщиков в систему обязательного пенсионного страхования, они смогут проводить операции с обязательными государственными накопительными пенсионными активами. НПФ сможет заниматься инвестированием пенсионных накоплений через управляющую компанию или сам при условии наличия лицензии уполномоченного органа. При этом НПФ должны будут отвечать определенным требованиям:

- иметь:

опыт работы по осуществлению негосударственного пенсионного обеспечения не менее двух лет;

опыт одновременного введения определенного количества именных пенсионных счетов;

определенную величину денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности;

- не иметь:

актуарного дефицита по результатам актуарного оценивания в течение не менее двух последних лет деятельности;

не иметь фактов приостановления действия лицензии в течение двух последних лет деятельности.

НПФ заключает договор с Соцфондом об обслуживании вкладчиков.

Также НПФ заключает трехсторонний договор с УК, депозитарием.

Управляющие компании

УК - операторы паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов. К таким организациям предъявляются жесткие требования по размеру собственных средств, принципам работы и отчетности перед контролирующими органами. УК занимается тем, что привлекает средства частных инвесторов, аккумулирует их в фонды, а затем в соответствии с заявленной инвестиционной декларацией покупает на средства фонда различные финансовые активы. В зависимости от ситуации на рынках УК принимает решения о перераспределении средств фондов для максимально возможного увеличения доходности фондов и, соответственно, каждого вкладчика.

УК - организация, которая управляет средствами инвестиционных фондов и обеспечивает инвестирование накопительной части пенсий. Успех УК во многом зависит от работающих в ней профессиональных трейдеров, финансовых аналитиков и других специалистов, принимающих решения о наиболее выгодном размещении средств фондов с учетом рыночной ситуации.

УК обязана:

1) инвестировать средства пенсионных накоплений исключительно в интересах застрахованных лиц;

2) нести установленную договором доверительного управления средствами пенсионных накоплений ответственность за соответствие инвестирования пенсионных накоплений требованиям законодательства;

3) осуществлять инвестирование средств пенсионных накоплений исходя из необходимости обеспечения принципов надежности, ликвидности, доходности и диверсификации;

4) заключить договор со депозитарием и осуществлять под его контролем операции со средствами пенсионных накоплений, переданными в управление Соцфондом;

5) рассчитывать регулярно текущую рыночную стоимость и стоимость чистых активов, находящихся в управлении, в соответствии с нормативными правовыми актами Службы надзора и регулирования финансового рынка Кыргызской Республики;

6) перечислять в Соцфонд средства для выплаты накопительной части пенсии в порядке и сроки, установленные законодательством и договором доверительного управления средствами пенсионных накоплений;

7) страховать риск своей ответственности;

8) поддерживать достаточность собственных средств (капитала) по отношению к общей сумме активов, находящихся в управлении, в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики;

9) в порядке и сроки, которые установлены уполномоченным государственным органом исполнительной власти, раскрывать информацию о структуре и составе акционеров (участников);

10) не являться аффилированным лицом депозитария либо его аффилированных лиц;

11) в порядке и сроки, которые установлены договором доверительного управления средствами пенсионных накоплений, представлять в Соцфонд и уполномоченный государственный орган исполнительной власти отчет об инвестировании средств пенсионных накоплений, а также отчет о доходах от инвестирования;

12) в порядке и сроки, которые установлены договором доверительного управления средствами пенсионных накоплений, информировать Соцфонд и уполномоченный государственный орган исполнительной власти об отзыве или о приостановлении лицензии, о существенных изменениях в учредительных документах управляющей компании;

13) обособить средства пенсионных накоплений, находящиеся в управлении, на отдельном банковском счете в кредитной организации, вести учет для осуществления операций со средствами пенсионных накоплений;

14) соблюдать иные требования, предусмотренные законодательством, другими нормативными правовыми актами и договорами с Соцфондом и депозитарием.

Депозитарий

Одним из основных контролирующих органов по размещению пенсионных накоплений УК является депозитарий.

Соцфонд заключает договор по хранению накопительных пенсионных активов и осуществлению контроля за деятельностью УК по распоряжению средствами пенсионных накоплений. Депозитарий осуществляет учет прав на ценные бумаги и хранение сертификатов документарных ценных бумаг, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений.

Депозитарий обязан:

1) нести солидарную ответственность с УК, заключившей договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений;

2) открыть отдельный счет на имя каждой УК, с которой заключен договор об оказании услуг депозитария, для учета прав на ценные бумаги, приобретенные на средства пенсионных накоплений;

3) осуществлять учет ценных бумаг и учет перехода прав на ценные бумаги, приобретенные в результате инвестирования средств пенсионных накоплений, а также хранение сертификатов ценных бумаг;

4) принимать и хранить копии всех первичных документов в отношении средств пенсионных накоплений, переданных Соцфондом в доверительное управление УК;

5) уведомлять уполномоченный государственный орган исполнительной власти, Службу надзора и регулирования финансового рынка Кыргызской Республики, Соцфонд, соответствующую УК о выявленных в ходе осуществления контроля существенных нарушениях не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их выявления;

6) представлять субъектам отношений отчетность о выполнении операций, видах и стоимости ценных бумаг, учитываемых в соответствии с договорами по формам и в сроки, которые установлены уполномоченным государственным органом исполнительной власти;

7) в порядке и сроки, установленные договором об оказании услуг депозитария, информировать Соцфонд и уполномоченный государственный орган исполнительной власти об отзыве или о приостановлении лицензии и других изменениях в учредительных документах;

8) в порядке и сроки, установленные договором об оказании услуг депозитария, предоставлять Соцфонду и уполномоченному государственному органу исполнительной власти информацию о сделках, совершаемых со средствами пенсионных накоплений, а также информацию о стоимости чистых активов, находящихся в управлении по договорам доверительного управления средствами пенсионных накоплений;

9) регистрировать в Службе надзора и регулирования финансового рынка Кыргызской Республики регламент депозитария и все вносимые в него изменения;

10) страховать риск своей ответственности, который может наступить вследствие нарушения договора об оказании услуг депозитария;

11) поддерживать достаточность собственных средств (капитала) относительно объема обслуживаемых активов в порядке, устанавливаемом Правительством Кыргызской Республики;

12) раскрывать в сроки и порядке, установленные уполномоченным государственным органом исполнительной власти, информацию о структуре и составе акционеров (участников);

13) не являться аффилированным лицом ни одной из УК, осуществляющих доверительное управление средствами пенсионных накоплений, либо аффилированных лиц указанных УК.

Депозитарий не является аффилированным лицом ни Соцфонда, ни одной из УК, осуществляющих доверительное управление средствами пенсионных накоплений.