Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

УТРАТИЛ СИЛУ
в соответствии с Указом Президента КР
от 9 июня 2012 года УП № 120

 

Утверждена

Указом Президента

Кыргызской Республики

от 18 февраля 2009 года № 115 

 

КОНЦЕПЦИЯ

национальной безопасности Кыргызской Республики

I. Кыргызстан в современном мире

II. Национальные интересы Кыргызской Республики

III. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности

Кыргызской Республики

IV. Обеспечение национальной безопасности

Концепция национальной безопасности Кыргызской Республики - официально принятая система взглядов и идей по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности на длительный период.

Национальная безопасность - гарантированное состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Правовую основу Концепции национальной безопасности составляют Конституция Кыргызской Республики, Закон Кыргызской Республики "О национальной безопасности Кыргызской Республики", законы и другие нормативно-правовые акты Кыргызской Республики, а также вступившие в силу в установленном законом порядке международные договоры об обеспечении национальной безопасности.

I. Кыргызстан в современном мире

При формировании нового миропорядка, основанного на механизмах коллективного решения ключевых проблем и верховенстве права, Кыргызстан стремится к "демонополизации" внешнеполитических приоритетов, диверсификации связей с партнерами, равноудаленности или равноприближенности к глобальным политическим странам-лидерам. Стремясь полноценно участвовать в международных отношениях, Кыргызская Республика проводит многовекторную, сбалансированную и прагматичную внешнюю политику, направленную на формирование внешних условий для реализации национальных приоритетов развития и обеспечения национальной безопасности.

При формировании отношений с другими государствами и международными институтами, а также расширении участия в интеграционных процессах ключевое значение для национальной безопасности Кыргызстана имеет сохранение суверенитета и территориальной целостности на основе универсальных принципов международного права.

Для поддержания международной безопасности Кыргызская Республика проводит политику недопущения использования своей территории против других государств. Обеспечение безъядерного статуса страны является важным элементом совершенствования системы национальной безопасности. Кыргызстан намерен продолжать политику утверждения Центральной Азии как зоны, свободной от ядерного оружия.

Участие в международном сотрудничестве по проблемам международной безопасности, включая противодействие международному терроризму, сепаратизму и религиозному экстремизму, борьбу с наркобизнесом и международной организованной преступностью, решение экологических вопросов глобального характера, противодействие распространению оружия массового поражения является приоритетным направлением сотрудничества с международными институтами. Кыргызстан стремится расширять свое участие в Организации Объединенных Наций, которая остается универсальным форумом многосторонней дипломатии, СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, ШОС, ОБСЕ, ОЭС, ОИК, Евросоюз и других международных структурах, деятельность которых направлена на развитие дружественных отношений между нациями и совершенствование сотрудничества в решении проблем устойчивого развития.

Как в рамках двухсторонних, так и многосторонних отношений Кыргызская Республика стремится к эффективному решению трех взаимосвязанных задач по обеспечению энергетической и экологической безопасности, а также экономического роста.

Реализация энергетического и экономического потенциала республики призвана стать основой для интеграции, в первую очередь, Центральноазиатского региона. Кроме того, направлениями регионального сотрудничества являются завершение процесса делимитации и демаркации государственной границы, правоохранительная деятельность, решение социальных вопросов, противодействие нелегальной миграции, вывозу и торговле людьми. Кыргызская Республика продолжит претворять в жизнь механизм контроля для предотвращения незаконного проживания или нахождения на территории государства иностранных граждан.

Важным элементом национальной безопасности Кыргызстана и в дальнейшем остается реализация прав и свобод человека, активное участие в процессах демократизации как на региональном, так и на международном уровне.

Решение вопросов национальной безопасности в контексте региональной, континентальной и глобальной ситуаций должно обеспечить своевременную и законную реакцию на действия, способные негативно воздействовать или противоречить национальным интересам Кыргызской Республики.

II. Национальные интересы Кыргызской Республики

Национальные интересы - это совокупность потребностей, удовлетворение которых прочно обеспечивает существование и прогрессивное развитие личности, общества и государства.

Концепция национальной безопасности Кыргызстана представляет собой совокупность взаимосвязанных взглядов и идей по защите национальных интересов. Отдельные идеи или положения Концепции могут со временем терять свою актуальность ввиду изменения внутренней и внешней обстановки, однако это не касается национальных интересов. Национальные интересы, которые неизменны в течение исторически длительного периода времени, являются основой выработки Концепции. На ее основе - краткосрочной национальной программы их защиты и продвижения как за пределы страны, так и внутри общества на определенный период - Стратегии национальной безопасности - конкретной программы действий по преодолению внешних и внутренних угроз. Национальными интересами Кыргызстана в современный период, а также на длительную перспективу являются:

- территориальная целостность страны;

- экономическая самостоятельность и достойная жизнь граждан;

- культурная самобытность;

- постоянно развивающийся интеллект нации;

- система управления, соответствующая мировой и локальной ситуации;

- здоровая и образованная нация.

III. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности Кыргызской Республики

Угрозы национальной безопасности Кыргызстана в различных сферах жизнедеятельности обуславливаются экономическими и политическими противоречиями в регионе и в мире, нерешенностью внутренних проблем, военными, информационными, экологическими и другими факторами. Все эти факторы создают в совокупности широкий спектр внешних и внутренних угроз национальной безопасности страны. На каждом этапе исторического развития на первый план, в зависимости от реальности угроз и разрушительных последствий их осуществления выдвигаются те или иные из них. Наиболее реальными угрозами, требующими адекватной реакции со стороны государства, являются следующие:

Внешние угрозы:

1. Расширение масштабов международного терроризма и религиозного экстремизма.

2. Обострение водноэнергетических проблем в регионе на фоне топливно-энергетической зависимости Кыргызстана.

3. Деятельность международной наркомафии в центральноазиатском регионе.

4. Незавершенность международно-правового оформления государственной границы.

Внутренние угрозы:

1. Ухудшение образовательного и культурного потенциала населения, напряженная демографическая ситуация и недостаточный контроль над внутренней и внешней миграцией.

2. Состояние развития экономики и уязвимость системы энергообеспечения страны.

3. Наркомания и преступность.

4. Рост радикальных религиозных течений и межконфессиональных противоречий в Кыргызстане.

5. Коррупция и теневая экономика

6. Отставание в области создания и внедрения современных информационно-коммуникационных технологий и защиты информационного пространства страны.

7. Экологические проблемы, недостаточная эффективность существующей системы предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Внешние угрозы

1. Расширение масштабов международного терроризма и религиозного экстремизма

В современных условиях международный терроризм и религиозный экстремизм трансформировались в сложное социально-политическое явление и представляют собой многоплановую угрозу глобального масштаба. Базируясь на проблемах политического, экономического, территориального, духовно-нравственного и религиозного характера, терроризм и религиозный экстремизм претерпевают изменения в сторону транснационализации, возрастания масштабности и жестокости своих акций с расширением степени посягательств на национальные интересы различных государств и народов.

Для безопасности Кыргызстана формирование террористических угроз во многом обусловлено сохраняющейся неблагоприятной обстановкой в отдельных странах мира и распространением проявлений терроризма по всему миру.

После распада СССР в Центральной Азии образовался социально-духовный вакуум. Этот вакуум заполняют различного рода религиозные и политические экстремисты, распространяющие идеи воинствующего национализма, фундаментализма, шовинизма, ксенофобии и агрессивного сепаратизма. Их идеология способствует формированию нового поколения боевиков террористических и религиозно-экстремистских организаций, начисто отрицающих любые политические методы борьбы за свои идеалы. Эти боевики будут признавать только террор и другие силовые акты устрашения в сочетании с применением новейших научно-технических достижений в области военных и компьютерных технологий.

В этой связи проблема борьбы с международным терроризмом и религиозным экстремизмом для Кыргызской Республики имеет долговременный и значимый характер.

2. Обострение водноэнергетических проблем в регионе на фоне топливно-энергетической зависимости Кыргызстана

Потребности Центральноазиатского региона в энергоресурсах огромны и продолжают неуклонно увеличиваться по мере роста потребления топлива и энергии, роста экономики и населения Центральной Азии.

Обострение водноэнергетических проблем в регионе может быть усугублено глобальными процессами изменения климата. В Кыргызстане уже начали проявляться основные движущие факторы регресса, связанные с изменением климата - снижение производительности в сельском хозяйстве, рост необеспеченности водой, повышенная опасность экстремальных метеорологических явлений, разрушение экосистем и повышение угрозы для здоровья населения.

Особую тревогу вызывают прогнозы по состоянию ледников республики. На территории Кыргызской Республики насчитывается 8208 ледников, имеющих общую площадь оледенения 8076,9 кв.км, с общим объемом 494,7 куб.км. На сегодняшний день площадь оледенения уже снизилась на 20%.

В Кыргызской Республике основной проблемой в обеспечении энергетической безопасности, кроме снижения водности территории, является ограниченность финансовых возможностей республиканского бюджета и хозяйствующих субъектов. В то же время, соседние государства, которым Кыргызстан регулярно предоставляет услуги в сфере водных отношений, сдержанно относятся к долевому участию в финансировании водохозяйственных и водоохранных мероприятий.

Сложившаяся ситуация в ТЭК свидетельствует, что угрозы энергетической безопасности носят реальный характер. Имеет место значительное техническое и технологическое отставание в топливодобывающих секторах, сопровождаемая резким падением производства угля, нефти и газа и устойчивой зависимостью от импорта углеводородного сырья. В электроэнергетике наблюдается диспропорция в структуре и размещении генерирующих мощностей, недостаточное развитие системообразующих электрических сетей, ограничивающие их пропускную способность и повышающие риски ограничения потребителей.

Серьезным внешним дестабилизирующим фактором является зависимость энергообеспечения республики от других стран. Так, практически все объемы потребляемых в республике нефтепродуктов, природного газа и 70% угля поставляются из-за рубежа.

Нынешнее состояние и сложившиеся в последние годы тенденции развития энергетической отрасли с опорой в основном на использование гидро-электроэнергетики не вполне отвечают современным вызовам и стоящим перед государством задачам и потому не могут не вызывать обоснованную тревогу за судьбу ныне живущих и будущих поколений.

3. Деятельность международной наркомафии в Центральноазиатском регионе

 

Транснациональные масштабы незаконного оборота наркотиков (наркотрафика) представляют серьезную внешнюю угрозу для стран Центральноазиатского региона. Наркотрафик способен оказывать разрушительное воздействие на государственный суверенитет, стабилизацию общественно-политической ситуации, и он все теснее связывается с другими формами организованной преступности, финансирует терроризм, способствует коррупции, негативно влияет на ход социально-демократических преобразований.

Немалая часть производимых в Афганистане наркотиков поступает на рынки сбыта через Центральноазиатские страны. Через Кыргызстан проходят основные региональные маршруты транспортировки наркотиков и, несмотря на последовательную антинаркотиковую стратегию, которой придерживается республика в течение всего периода независимости, минимизировать афганский наркотрафик не удалось. Благодаря целому ряду превентивных мер Кыргызстану удалось сформировать систему противодействия незаконному обороту наркотиков, которая, тем не менее требует постоянного совершенствования на концептуальном, правовом, программном и организационном уровнях.

Важной задачей в сфере противодействия наркотрафику является концентрация усилий правоохранительных органов именно на его пресечении. Необходим ряд мер, направленных на борьбу с "отмыванием" преступных доходов от наркобизнеса, выявление и конфискацию финансовых источников наркотрафика и связанных с ним терроризма и коррупции. В целях оперативного реагирования на изменения в структуре, динамике и тенденциях наркотрафика организуется непрерывный ее мониторинг, дается анализ и прогноз наркоситуации.

Неотъемлемой составной частью государственной политики в области борьбы с наркотрафиком является участие Кыргызской Республики в международном сотрудничестве на двусторонней и многосторонней основе. При этом исключительное значение отводится развитию и совершенствованию международных связей и сотрудничества в рамках ООН, ОБСЕ, Европейского Союза, Организации Экономического Сотрудничества, ШОС, с другими международными организациями и зарубежными странами.

4. Незавершенность международно-правового оформления государственной границы

Появление на карте мира новых независимых государств Центральной Азии поставило на повестку дня вопрос утверждения общепризнанных границ между ними. Нерешенность вопросов делимитации и демаркации государственных границ лежит в основе сохраняющейся здесь политической нестабильности.

Кыргызская Республика граничит с четырьмя государствами. От отношения Кыргызстана с каждым из сопредельных государств зависит очень многое как внутри страны, так и ее положение на международной арене.

Прозрачность границ, либеральность нормативно-правовых актов и отсутствие соответствующего механизма контроля за режимом въезда-выезда и пребывания иностранных граждан на нашей территории позволяют беспрепятственно проникать в Кыргызстан членам экстремистских организаций и деструктивных религиозных течений. Поэтому государство должно применять самые жесткие меры по противодействию этим явлениям.

На сегодняшний день государственная граница с республиками Узбекистан и Таджикистан не оформлена в международно-правовом отношении. Продолжается делимитационная работа.

Негативные тенденции, затрагивающие национальные интересы Кыргызской Республики, с различной интенсивностью проявляются на всех участках государственной границы и к настоящему времени сплелись в тугой узел угроз безопасности личности, общества и государства. В пограничной зоне республики концентрируются чрезвычайно опасные политические, экономические, криминальные и иные невоенные по характеру угрозы.

Одним из регионов с высоким конфликтным потенциалом является Ферганская долина, где соприкасаются территории трех государств - Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Здесь при населении 11,2 млн. человек наблюдается очень высокая плотность населения на земле - 600-700 человек на 1 кв.км. Уровень рождаемости чрезвычайно высок, в связи с чем население долины уже к 2010 г. может достигнуть 15 млн. человек.

Незавершенность юридического оформления государственной границы Кыргызской Республики с сопредельными странами, наличие анклавов Сох, Шахимардан, Ворух на территории Кыргызской Республики, эксклава Кыргызской Республики Барак на территории Республики Узбекистан, сложности в переговорном процессе по отдельным участкам, прохождение стратегически необходимой Кыргызстану транспортной инфраструктуры через территории Узбекистана и Таджикистана негативно влияют на обеспечение национальной безопасности и являются прямой угрозой территориальной целостности республики.

Внутренние угрозы

1. Ухудшение образовательного и культурного потенциала населения, напряженная демографическая ситуация и недостаточный контроль над внутренней и внешней миграцией

В настоящее время человеческий капитал превращается в главный ресурс общественного развития.

Человеческий капитал включает в себя накопленный населением запас физического и нравственного здоровья, общекультурной и профессиональной компетентности, творческой, предпринимательской и гражданской активности, реализуемый в разнообразных областях деятельности и в сфере потребления.

Снижение качества образования ведет к ослаблению человеческого капитала, к снижению конкурентоспособности страны, что является актуальной угрозой национальной безопасности.

Основными причинами, приведшими к возникновению подобной угрозы, являются недостаточно эффективное использование имеющихся финансовых и кадровых ресурсов, разрыв между ступенями и уровнями системы образования, разрыв в возможности получения и качестве предоставляемого школьного образования между городом и селом, недостаточный уровень компетентности специалистов, являющихся выпускниками организаций профессионального образования, нехватка педагогических кадров, невозможность для системы образования в ее настоящем состоянии успевать за требованиями более динамичного рынка труда.

Культурно-образовательная база, включающая в себя сети сельских библиотек, домов культуры, музеев, музыкальных школ и других учреждений, могла бы стать альтернативным источником информирования и повышения образовательного уровня жителей регионов.

На деле в сфере культурного обслуживания населения в силу ряда объективных причин пока не воссоздана целостная система сельских домов культуры.

Библиотеки, которые, по сути, являются единственными социальными институтами, обеспечивающими свободный (бесплатный) доступ к информации и знаниям для всех граждан страны, находятся в сложном положении. Около 40% библиотек нуждаются в капитальном и текущем ремонте, лишь 20% имеют телефоны.

Скудность местных бюджетов, слабая информированность, а иногда и пассивность местных властей, недостаточное знание правовых норм провоцируют стремление сэкономить на учреждениях культуры, сократив до минимума их финансирование, что негативно сказывается на их деятельности.

На сегодняшний день регулирование миграционных процессов в Кыргызстане является одним из основных вопросов обеспечения национальной безопасности.

Основными причинами, вызвавшими стихийные внутреннюю миграцию и отток населения за пределы республики, являются ошибки государства в проведении экономических реформ. Преобразования на селе в начале 90-х годов не обеспечили эффективность использования земельных наделов, имущества и развития региональной экономики, в том числе переработки сельхозпродукции. А промахи в реструктуризации и приватизации промышленных предприятий повлекли за собой повсеместное падение производства и безработицу среди городского населения.

В результате внутренней миграции продолжает сокращаться население стратегически важных приграничных районов, увеличивается нагрузка на инфраструктуру агломераций крупных городов и растет дисбаланс в развитии регионов республики.

Внешняя трудовая миграция, кроме положительных последствий в виде смягчения ситуации на рынке труда и создания дополнительного источника поступления валюты от работающих за рубежом граждан, имеет и немало негативных последствий для страны. Это выражается в выезде за рубеж квалифицированной и наиболее активной части населения, ухудшении демографической ситуации, снижении рождаемости и темпов роста населения. Существуют опасения по поводу окончательного невозвращения многих мигрантов в Кыргызстан, поскольку идет процесс массового принятия гражданства стран пребывания. Складывающаяся обстановка в совокупности с фактами организации незаконного вывоза и торговли людьми наносит ущерб национальным интересам.

Существует ряд проблемных аспектов, связанных с прибытием и пребыванием в Кыргызстане определенной категории иностранных граждан, число которых в республике увеличивается высокими темпами. Либеральное миграционное законодательство и несовершенство иммиграционного контроля создают условия для вытеснения местных трудовых ресурсов и расширения масштабов использования неквалифицированной иностранной рабочей силы.

Таким образом, решение проблем внешних и внутренних перемещений населения необходимо рассматривать как один из важнейших элементов обеспечения национальной безопасности Кыргызстана. Разработка миграционной политики государства без учета стратегических аспектов местоположения нашей республики в системе международных и региональных отношений может нанести непоправимый ущерб безопасности страны.

2. Состояние развития экономики и уязвимость системы энергообеспечения страны

В условиях трансформируемой экономики, актуальное значение приобретают проблемы экономической безопасности, механизм ее обеспечения на разных уровнях и определяющие их факторы.

Все большее значение для Кыргызстана приобретает негативное воздействие внешней экономической обстановки. Нарушения в сфере международных финансовых отношений, повлекшие за собой проявления мирового экономического кризиса, особенно в России, Китае и Казахстане, прямо угрожают экономической безопасности страны через сокращение внешних инвестиций и уменьшение зарубежного спроса на продукцию и трудовые ресурсы Кыргызстана.

Угрозы безопасности и меры по ее обеспечению напрямую связаны также с тем или иным состоянием отечественной экономики с необходимостью изменения ее характеристик в том или ином желаемом направлении. Одним из важных элементов национальной безопасности является экономическая ее составляющая, которая учитывает и состояние внешнего государственного долга. Существует определенная критическая черта объема государственного долга, превышение которой прямо влияет на экономическую безопасность.

Состояние финансового и банковского сектора не способствует инвестированию в экономику внутренних свободных ресурсов, повышению инвестиционной и инновационной активности, а также выводу средств из теневого оборота.

Внедрение обязательного обращения акций крупнейших предприятий на фондовом рынке станет важнейшим инструментом аккумулирования инвестиций. Кроме того, необходимо все, без исключения, государственные предприятия перевести в форму акционерных обществ с открытым публичным предложением их акций на фондовом рынке. Требуют постоянного анализа вопросы управления государственным пакетом акций приватизированных предприятий, повышения его эффективности.

Одним из ключевых элементов укрепления финансовой привлекательности экономики станет дальнейшая капитализация банков. Решая вопросы капитализации банков, необходимо расширять возможности их участия в экономике, в частности разрешить коммерческим банкам инвестировать в ликвидные корпоративные ценные бумаги.

Устойчивая деградация инфраструктуры. Изношенность и аварийная опасность коммуникационных систем. В частности, 80-процентный износ системы жилищно-коммунального хозяйства в крупных городах, угрожающий уровень износа оборудования и линий электропередач в энергетических компаниях. Частично износ дорог, который ежегодно выводит из строя около 100 км автомобильных дорог.

Важным моментом является требование по принятию мер снижения энергозатрат и энергосбережения в стране, что становится особо актуальным в условиях зависимости республики от завозимых энергоресурсов, в частности от углеводородного сырья.

В целях обеспечения энергетической безопасности Кыргызской Республики требуется разработка и внедрение технологий получения энергии за счет альтернативных источников энергии, развитие угольной и нефтегазовой промышленности, а также эффективное управление водноэнергетическими ресурсами.

Обеспечение энергетической безопасности Кыргызской Республики должно стать важной составляющей энергетической политики страны, направленной на соответствующую структурную перестройку топливно-энергетического комплекса, реализацию специальных мер. Реализация мер по обеспечению энергетической безопасности страны и ее регионов и их эффективное использование при угрозе энергетической безопасности должны регламентироваться нормативно-законодательной базой, подкрепленной организационными мероприятиями.

Большинству производств без поддержки государства сегодня самостоятельно приобрести современные технологии и технику из-за их дороговизны не представляется возможным. Поддерживающим механизмом должно стать создание системы государственных кредитов, предназначенных для обновления и модернизации предприятий, содействие формированию новых лизинговых компаний.

Нехватка квалифицированных кадров, ухудшение состояния научно-технического потенциала.

Невозможно решить задачи инновационного развития и повышения конкурентоспособности отечественной промышленности без обеспечения ее квалифицированными кадрами. Назрел вопрос о формировании государственной политики в сфере труда, человеческих ресурсов, ориентированной на текущий и перспективный спрос на трудовые ресурсы.

Обострение региональных проблем развития. Региональный дисбаланс в развитии регионов стал определяющим фактором внутренней и внешней миграции, а порой и причиной деградации отдельных районов республики.

Новая экономическая политика должна сделать особый акцент на реализацию региональной политики. Без местного развития невозможно развитие страны. В вопросах развития нельзя ограничиваться только отраслевой и секторальной приоритезацией проектов. Необходимо сделать так, чтобы каждый проект, решая какой-то конкретный вопрос, их комплексная реализация в целом должна решать вопросы оживления целых регионов и кластеров страны. В этом плане одной из первоочередных задач должно стать формирование национального реестра национальных инвестиционных проектов.

Производство сельскохозяйственной продукции, продуктов питания и их потребление свидетельствует о серьезной проблеме обеспечения продовольственной безопасности в республике. Цены на продукты увеличиваются как с мировым ростом, так и в результате деятельности многочисленных посредников. Обобщающим показателем национальной продовольственной безопасности является производство зерна на душу населения. В 2008 году пшеницы в Кыргызстане было произведено 746,2 тыс. тонн, или 141,0 кг на человека. Минимальная норма потребления на душу населения 207 кг, следовательно, республика не удовлетворяет свои потребности в продовольственном зерне. Продовольственная безопасность поставлена в зависимость от импорта, политической и экономической конъюнктуры, качества импортируемых продуктов питания.

Износ сельскохозяйственной техники достиг угрожающего уровня, 95% из них используются более 15-20 лет, а из-за недостаточного применения минеральных удобрений вынос питательных веществ из почвы превышает их внос в 4 раза.

3. Наркомании и преступность

Национальные интересы Кыргызстана требуют проведения активной, комплексной и сбалансированной политики в сфере противодействия наркомании - реальной угрозе генофонду и в целом будущему страны. Кыргызстан в полной мере испытывает на себе отрицательные последствия этого социального явления.

До восьмидесяти пяти процентов наркозависимых сегодня - потребители инъекционных наркотиков. Кроме известных ранее угроз национальной безопасности, связанных с наркотизацией населения, (ослабление генофонда; снижение рождаемости; рост смертности; социальное расслоение общества и других), внутривенное потребление наркотиков несет угрозу распространения ВИЧ-инфекций и других неизлечимых болезней.

Кроме традиционных методов профилактики наркопотребления Кыргызстан апробирует новые формы наркопревенции - такие как "Снижение спроса", "Стратегия снижения вреда", используемые как государственными, так и неправительственными организациями, лечебно-профилактическими учреждениями. При этом Кыргызстан последовательно проводит политику отказа от уголовного преследования наркопотребителей.

Особую актуальность приобретает поиск новых методов лечения наркозависимости с использованием позитивного международного опыта. В этой связи Кыргызстан тесно сотрудничает с авторитетными международными организациями и, в первую очередь, со Всемирной Организацией здравоохранения и ООН.

Прослеживается устойчивая связь между незаконным оборотом наркотиков и связанными с ним различными формами организованной преступности.

Высокая прибыльность незаконных операций с наркотиками, кроме подрыва законной торговой и финансовой деятельности, влечет за собой еще одну проблему - коррумпированности государственных служащих и сотрудников правоохранительных ведомств и их объединения с представителями криминального мира, что создает угрозу для стабильности, безопасности и суверенитета государства.

4. Рост радикальных религиозных течений и межконфессиональных противоречий в Кыргызстане

О росте религиозности общества в целом свидетельствует факт регистрации в Кыргызской Республике после обретения независимости более 2000 религиозных организаций, включая мечети, молельные дома, фонды, религиозные учебные заведения и другие религиозные учреждения.

Эти религиозные организации (учреждения) превратились в мощные центры духовного притяжения. Активизировались процессы создания духовных образовательных учреждений, включая несколько высших духовных заведений, в том числе университетов.

При существующей ситуации в религиозной сфере особую опасность представляет распространение и укрепление идей религиозного экстремизма и фундаментализма, а также активизация радикально-экстремистских религиозных образований, миссионерская работа различных деструктивных сектантских течений. Относительная прозрачность границ, либеральность нормативно-правовых актов и отсутствие действенного контроля за пребыванием иностранных граждан на нашей территории создают условия для проникновения в Кыргызстан членов экстремистских организаций и деструктивных религиозных течений.

Нарастают противоречия между многочисленными конфессиями и их приверженцами на почве борьбы за расширение сфер влияния в обществе, что может дестабилизировать внутриполитическую обстановку в стране и будет иметь непосредственное влияние на духовную безопасность страны.

Вызывает серьезную озабоченность деятельность целого ряда новых религиозных движений, которые, под прикрытием различных фондов и общественных организаций, создают нелегальные религиозные миссионерские центры. Используя крупные иностранные финансовые средства, они проводят активную пропагандистскую деятельность по приобщению молодежи к реакционным и оккультным учениям в регионах республики. Анализ распространяемой ими литературы показывает, что бесконтрольная деятельность этих групп, имеющих характер неприкрытой экспансии, наносит непоправимый вред здоровью людей, нарушая фундаментальные права человека, создает угрозу семье, обществу и государству.

5. Коррупция и теневая экономика

Коррупция и теневая экономика, нанося ущерб экономической безопасности, нарушая основные принципы деятельности государственного аппарата, представляют серьезную угрозу национальной безопасности и суверенитету Кыргызской Республики.

Будучи направленной на подрыв экономических, правовых и социальных основ общества, коррупция представляет реальную опасность не только для каждого гражданина страны, но и для конституционного строя в целом.

Коррупция подрывает авторитет государства, нарушает установленный порядок осуществления полномочий его должностными лицами, наносит ущерб утверждению демократических основ руководства обществом и развитию рыночных отношений, способствует криминализации и оттоку капитала в теневую экономику, питает организованную преступность. Существенно ограничивает конституционные права и свободы человека и гражданина, усложняет отношения с иностранными государствами и международным сообществом.

Коррупция стала серьезно угрожать верховенству закона, подрывая доверие к власти, принципам государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствовать конкуренции, затруднять экономическое развитие и угрожать моральным устоям общества.

Коррупция создает основу для формирования теневой экономики, которая стала серьезным препятствием для развития легального бизнеса, создавая неравные условия конкуренции.

Теневая экономика оказывает существенное влияние на легальный сектор, снижая налогооблагаемую базу, способствуя дестабилизации бюджетной сферы. Она может существовать и развиваться лишь в условиях коррумпированности госчиновников.

Представители теневой экономики, действуя через коррумпированных чиновников, препятствуют проведению экономической политики в интересах общества, вступая тем самым в открытую конфронтацию с государством. В связи с этим борьба с коррупцией и теневой экономикой имеет не только правовой, но и политический характер.

Таким образом, проблемы нейтрализации этих негативных социально-экономических явлений в Кыргызстане и выработка основ государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике должны рассматриваться как одна из главных задач обеспечения национальной безопасности.

6. Отставание в области создания и внедрения современных информационно-коммуникационных технологий и защиты информационного пространства страны

Несмотря на высокие темпы развития информационно-коммуникационных технологий в последнее десятилетие, Кыргызская Республика не смогла в достаточной мере сократить отставание от промышленно развитых стран по уровню информатизации деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, экономики и общества. Отчасти такое положение вызвано общеэкономическими причинами (длительный кризис в экономике, низкий уровень материального благосостояния большинства населения).

В информационной инфраструктуре Кыргызской Республики эксплуатируются устаревшие технические устройства и оборудование, приобретаются импортные технические и программно-аппаратные средства, средства защиты информации, что в свою очередь привело к невостребованности и простаиванию специализированных производств электронной промышленности.

Также остается открытым вопрос обеспечения доступа населения к информации, ряд населенных пунктов Кыргызской Республики не охвачены ТВ и радиовещанием, государственная сеть радиомониторинга развита слабо.

Не контролируется ввоз, производство и реализация в КР несертифицированного (зачастую контрафактного) телекоммуникационного оборудования, оргтехники, средств связи, программного обеспечения, специальных технических средств съема информации, а также ее защиты.

Недостаточное внимание уделяется вопросам формирования и реализации единой государственной политики по обеспечению информационной безопасности, координации деятельности органов власти и управления Кыргызской Республики по укреплению информационной безопасности. Мероприятия, нацеленные на защиту информационной сферы, недостаточно обеспечены финансовыми ресурсами.

Вследствие вышеназванных причин в Кыргызской Республике наблюдается усиление угроз национальной безопасности Кыргызской Республики в информационном пространстве страны по следующим направлениям:

- стремление сопредельных государств к доминированию в информационном пространстве Кыргызской Республики (включая получение доступа к информации с ограниченным доступом) и как следствие вытеснение его из внутреннего рынка;

- увеличение технологического отрыва от ведущих мировых держав, усиливающее зависимость Кыргызской Республики от закупок зарубежной техники для обеспечения важных национальных информационных инфраструктур;

- деятельность международных экстремистских, террористических и других преступных сообществ, антиобщественных организаций и групп в информационной сфере Кыргызской Республики, их интерес к обладанию информационным оружием и его применению.

В этой связи государство обязано защищать информационное пространство страны.

7. Экологические проблемы, недостаточная эффективность существующей системы предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

Для Кыргызстана угрозы экологической безопасности обусловлены особой уязвимостью горной среды обитания от природного и антропогенного воздействия, ресурсно-затратной хозяйственной деятельностью, отсутствием или ограниченностью использования природосберегающих технологий, низкой экологической культурой.

На территории Кыргызской Республики расположено 92 объекта с токсичными и радиоактивными отходами горнорудного производства, что представляет высокий риск возникновения радиационно-опасных трансграничных экологических катастроф, в зону которых подпадают территории Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана, где проживает свыше 5 миллионов человек.

Деградация почв, загрязнение воздуха и ухудшение качества воды все это приводит к увеличивающимся рискам заболевания населения, к ухудшению качества и количества сельскохозяйственной продукции.

Угрозу национальной безопасности Кыргызстана представляет рост количества и масштабов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при недостаточно эффективных механизмах реагирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

IV. Обеспечение национальной безопасности

Эффективность противодействия существующим угрозам безопасности Кыргызстана зависит от консолидированных усилий и организации комплексных мер, охватывающих вопросы как межгосударственного взаимодействия с соседями по региону и мировыми державами, так и определение приоритетов деятельности всех государственных органов, включение в систему обеспечения безопасности гражданского населения. Особое внимание должно быть уделено реформированию спецслужб и правоохранительных структур, направленных, прежде всего, на упреждение и пресечение угроз и вызовов безопасности, особенно со стороны террористических и религиозных экстремистских организаций.

Учитывая географию международного терроризма и экстремизма, возникает необходимость расширения сотрудничества как со странами СНГ и ШОС, так и НАТО. Кыргызстан плодотворно сотрудничает в деле борьбы с терроризмом и экстремизмом в рамках СНГ, ОДКБ и ШОС. Необходимо предпринять определенные шаги по нейтрализации террористических и экстремистских угроз для Кыргызстана в таких направлениях, как углубление сотрудничества в рамках АТЦ СНГ, РАТС ШОС и ОДКБ, привлечь для ресурсного обеспечения страны Евросоюза и НАТО, а также создать специальный антитеррористический орган для противодействия международному терроризму и экстремизму.

Военная политика Кыргызской Республики основана на принципах мирного сосуществования и направлена на формирование военной организации, строительство, подготовку и применение вооруженных сил Кыргызской Республики в зависимости от существующих и потенциальных внешних военных угроз. Обеспечение их боевой и мобилизационной готовности в степени, гарантирующей неприкосновенность границ, а также защиту государственного строя, суверенитета и территориальной целостности на основе собственных возможностей и систем коллективной безопасности.

Обеспечение военной безопасности Кыргызской Республики является важнейшим направлением деятельности государства.

Главная цель обеспечения безопасности - защита территориальной целостности и суверенитета, а также населения страны от негативного воздействия внешних и внутренних угроз.

В Концепции нашли отражение в обобщенном виде основные направления обеспечения национальной безопасности, которые будут реализованы в виде комплекса практических мер внешней и внутренней политики в Стратегии национальной безопасности.

Основные направления предупреждения и нейтрализации внешних и внутренних угроз:

в сфере международных отношений:

- создание системы безопасности по периметру границ Кыргызстана на принципах равной безопасности, уважения суверенитета, территориальной целостности в существующих границах;

- формирование необходимой международной нормативно-правовой базы и сотрудничество с международными организациями и государствами мирового сообщества в области борьбы с международным терроризмом, экстремизмом и наркобизнесом;

- создание системы международно-правовых гарантий безопасности страны;

- интеграция национальной безопасности Кыргызстана в систему региональной и глобальной безопасности, при сохранении независимой внешней политики;

- расширение и укрепление сотрудничества с региональными и международными организациями в деле обеспечения безопасности страны;

- развитие внешнеполитических связей с государствами мирового сообщества в целях поддержания стабильности в Центральноазиатском регионе;

в пограничной сфере и миграции населения:

- урегулирование погранично-территориальных и водных проблем со странами Центральноазиатского региона;

- совершенствование системы иммиграционного, пограничного, таможенного и санитарного контроля;

- установление оптимального пограничного режима и режима государственной границы, направленных на развитие приграничных отношений с соседними государствами и на защиту национальных интересов;

- совершенствование миграционного законодательства и института иммиграционного контроля, направленного на борьбу с незаконной миграцией и защиту внутреннего рынка труда;

- разграничение функций между органами исполнительной власти и улучшение межведомственного взаимодействия в вопросах борьбы с нелегальной миграцией;

в военной сфере:

- поддержание оборонного потенциала Кыргызстана на уровне, обеспечивающем оборонную достаточность;

- усиление всесторонней подготовки государственных органов, организаций, населения страны к решению задач по обеспечению военной безопасности, к участию в гражданской защите и территориальной обороне;

- расширение и укрепление мер доверия в военной области, участие в реализации контроля над вооружением;

- установление и развитие равноправных партнерских отношений с международными военно-политическими организациями и государствами на глобальном и региональном уровнях;

- расширение военного сотрудничества с сопредельными государствами;

- реализация единой государственной политики, создание системы вооруженной защиты, соответствующей условиям ведения боевых действий в горной местности и экономическим возможностям страны, на основе эффективного проведения военной реформы;

в экономической сфере:

- совершенствование системы рыночных отношений в целях стабилизации и подъема экономики;

- мобилизационная подготовка экономики, создание запасов материальных средств в интересах обеспечения национальной безопасности;

- активная промышленная политика, расширение внутреннего товарного рынка, повышение качества и конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке;

- обеспечение непрерывной транспортной связи между регионами и транспортной независимости республики;

- обеспечение сбалансированности в развитии регионов, формирование реестра национальных инвестиционных проектов;

- поддержание покупательской способности национальной валюты, обеспечение эффективности, безопасности и надежности банковской и платежной системы республики;

- совершенствование системы контроля за валютными, кредитными и экспортно-импортными операциями;

- повышение эффективности внешнеэкономической деятельности государства;

- обеспечение эффективного контроля над уровнем внешнего долга;

- осуществление перевода кыргызской экономики из потребительской в формат инвестиционной экономики;

- создание механизмов государственной поддержки обновления и модернизации производственного аппарата;

- создание реально привлекательного инвестиционного климата для прямых иностранных инвестиций;

в водноэнергетической сфере:

- дальнейшее развитие гидроэнергетики;

- строительство генерирующих мощностей на базе угольных месторождений;

- строительство и реконструкция инфраструктуры по транспортировке энергии;

- принятие мер по энергосбережению и снижению зависимости от внешних поставок углеводородов;

- повышение эффективности управления водноэнергетическими ресурсами;

- приватизация объектов энергетики и районных распределительных энергокомпаний;

- создание внутренних водохранилищ для рационального использования водных ресурсов;

- развитие технологий использования возобновляемых источников энергии (малые ГЭС, ветроэнергоустановки, солнечные батареи, термальные воды и др.);

- разработка и реализация национального плана по адаптации к климатическим изменениям;

в сфере государственного и общественного развития:

- совершенствование и укрепление системы государственного управления;

- разработка и внедрение эффективной государственной кадровой политики, создание квалифицированного потенциала государственных служащих;

- реорганизация системы образования в направлении подготовки кадров технических специальностей;

- укрепление многопартийности и развитого гражданского общества как основы устойчивой политической системы и стабильного развития;

- развитие научного, образовательного и культурного потенциала страны;

- повышение эффективности механизма социальной защиты и преодоление имущественной дифференциации населения;

- повышение эффективности квалифицированной медико-санитарной помощи для обеспечения безопасности жизни людей и защиты их здоровья;

в сфере общественной и государственной безопасности:

- разработка комплекса профилактических мероприятий по предотвращению возможных противоправных проявлений на религиозной основе;

- активизация работы по выявлению, предупреждению и пресечению радикально-экстремистских проявлений;

- разработка стратегии государственной политики в религиозной сфере;

- усиление разъяснительной и профилактической работы в вузах, средних школах и среди населения по религиозным вопросам;

- разработка системы мероприятий на радио и телевидении по разъяснению сути нетрадиционных форм религий и течений экстремистского толка;

- борьба с экономической преступностью, контрабандой и иными проявлениями криминализации экономики;

- ужесточение борьбы с организованной преступностью, наркомафией, коррупцией и теневой экономикой;

- пресечение подрывной деятельности спецслужб иностранных государств и используемых ими организаций;

- ужесточение ответственности и активизация борьбы с проявлениями политического и религиозного экстремизма в обществе;

в культурно-образовательной и информационной сфере:

- разработка государственной программы развития библиотечно-информационной деятельности в Кыргызской Республике на период до 2015 года;

- усиление мер по организации досуга населения;

- создание условий для укрепления и развития материально-технической базы учреждений культуры;

- расширение спектра информационных услуг, оказываемых библиотеками с широким применением новых информационных технологий;

- повышение качества управления и изменение принципов финансирования сектора образования;

- расширение возможностей трудоустройства и профессиональной самореализации молодежи;

- повышение устойчивости системы образования за счет закрепления и повышения квалификации работников системы образования;

- улучшение оплаты труда педагогических кадров и укрепление материальной базы сферы образования, развитие различных организационно-правовых форм образовательных организаций;

- снижение уровня коррупции в образовательных учреждениях;

- формирование национальной информационной политики и разработка национальной стратегии по информационным технологиям, совершенствование системы информационного обеспечения во всех сферах жизнедеятельности страны;

- усиление координации деятельности органов власти и управления Кыргызской Республики по укреплению информационной безопасности;

- формирование системы лицензирования деятельности в области обеспечения информационной безопасности и системы сертификации средств информатизации и защиты информации;

- развитие государственной сети радиомониторинга;

в сфере экологии и использования природных ресурсов:

- рациональное использование природных ресурсов путем внедрения экологически малоотходных, безотходных и ресурсосберегающих технологий;

- предотвращение загрязнения окружающей среды путем использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии, безопасных и экологически чистых технологий;

- сохранение биоразнообразия путем расширения и развития сети особоохраняемых природных территорий;

- принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах республики;

- создание эффективной системы предупреждения, профилактики и ликвидации природных, техногенных и экологических катастроф с их правовым и финансовым обеспечением;

- создание единой системы Гражданской защиты Кыргызской Республики в целях предупреждения и ликвидации природных, техногенных и экологических катастрофах;

- развитие межгосударственной системы раннего предупреждения о возможных опасных природных явлениях и техногенных катастроф;

- привлечение дополнительных международных инвестиций для решения экологических проблем.

Система обеспечения национальной безопасности

Реализация и защита национальных интересов осуществляется системой обеспечения национальной безопасности.

Задача системы обеспечения национальной безопасности заключается в создании механизмов выработки оптимальных решений в области национальной безопасности и их практической реализации, а также в разработке правовых основ и формировании организационной структуры системы и ее органов, всестороннем обеспечении и управлении деятельностью структурных элементов системы.

Система обеспечения национальной безопасности представляет собой совокупность органов управления, сил обеспечения национальной безопасности и средств реализации национальных интересов и целей.

Органами управления национальной безопасности Кыргызской Республики являются органы государственной власти.

Руководство системой обеспечения военной безопасности в Кыргызской Республике осуществляется Президентом - Главнокомандующим Вооруженными Силами Кыргызской Республики, другими государственными органами.

Силами обеспечения внешней безопасности являются: Вооруженные Силы, правоохранительные и другие органы Кыргызской Республики.

Силами обеспечения внутренней безопасности являются органы и подразделения министерств внутренних дел, чрезвычайных ситуаций, Государственного комитета национальной безопасности, Государственный таможенный комитет, Служба финансовой полиции, Национальная гвардия, Служба государственной охраны Кыргызской Республики, а также специальные органы и службы других министерств и ведомств.

Силы обеспечения внутренней безопасности привлекаются для обеспечения внешней безопасности.

Контроль за использованием сил обеспечения национальной безопасности осуществляется Президентом Кыргызской Республики и Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.

Система обеспечения национальной безопасности Кыргызской Республики основывается на принципах:

- верховенства законов (система национальной безопасности основана на Конституции Кыргызской Республики, Законе Кыргызской Республики "О национальной безопасности", нормативных актах Кыргызской Республики и международных договорах, вступивших в силу в установленном законом порядке);

- транспарентности (максимальная информированность общественности об угрозах национальной безопасности и проводимых мероприятиях по их нейтрализации, широкое привлечение средств массовой информации, организаций и граждан к формированию политики национальной безопасности);

- необходимой достаточности (система национальной безопасности содержит силы и средства, необходимые для обеспечения достаточного уровня безопасности личности, общества и государства, отражения реальных угроз национальной безопасности).

Система обеспечения национальной безопасности должна надежно и непрерывно выполнять свои функции в любых условиях и обстановке, оперативно и эффективно реагировать на возникающие угрозы, своевременно восстанавливать свою способность к нейтрализации угроз.

Условиями эффективного функционирования системы обеспечения национальной безопасности являются: нацеленность на предупреждение угроз национальной безопасности, разграничение функций, непрерывное взаимодействие и согласованность усилий всех элементов системы, подконтрольность Президенту Кыргызской Республики, органам законодательной, исполнительной власти и обществу.

Организационное обеспечение системы национальной безопасности основывается на установлении горизонтальных и вертикальных интеграционных связей между элементами системы обеспечения национальной безопасности.

Ресурсное обеспечение заключается в рациональном использовании выделяемых ресурсов, в первую очередь финансовых и материальных, в подготовке научного и кадрового управленческого потенциала, соответствующего международному уровню.

Идеологическое обеспечение предусматривает формирование общественного интереса к проблемам обеспечения национальной безопасности.

Нормативно-правовой основой регулирования системы обеспечения национальной безопасности являются Конституция Кыргызской Республики, Закон Кыргызской Республики "О национальной безопасности", законы Кыргызской Республики, указы Президента Кыргызской Республики, международные договора, вступившие в силу в установленном законом порядке и иные нормативно-правовые акты.

Военно-экономическое обеспечение осуществляется на основе выделения Вооруженным Силам финансовых, материально-технических и других ресурсов, их оснащение вооружением, военной и специальной техникой в количествах, необходимых для гарантированного обеспечения военной безопасности Кыргызской Республики.

Механизм обеспечения национальной безопасности

Обеспечение национальной безопасности Кыргызстана - это комплекс мер и целенаправленной деятельности государственных и общественных институтов, а также граждан, принимающих участие в выявлении, предупреждении различных угроз безопасности и в противодействии им.

Президент Кыргызской Республики в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики принимает решения в сфере обеспечения национальной безопасности. Общее управление системой обеспечения национальной безопасности осуществляется через Совет безопасности. В соответствии с Законом Кыргызской Республики "О военном положении" при введении военного положения в целях обеспечения военной безопасности создается Совет обороны Кыргызской Республики во главе с Главнокомандующим - Президентом Кыргызской Республики.

Совет безопасности Кыргызской Республики:

- обсуждает и одобряет основные направления стратегии обеспечения национальной безопасности республики;

- рассматривает стратегические проблемы внутренней и внешней политики;

- координирует деятельность системы национальной безопасности;

- контролирует через свои структуры реализацию органами исполнительной власти Концепции и Стратегии национальной безопасности республики.

Совет обороны Кыргызской Республики:

- оценивает военно-политическое положение страны и военно-стратегическую обстановку, вырабатывает меры по их стабилизации и улучшению;

- осуществляет общее руководство вооруженными силами, обороной и ее финансовым, материально-техническим обеспечением.

В условиях военного положения в целях четкого и эффективного управления и обеспечения военной безопасности Президент Кыргызской Республики осуществляет руководство Вооруженными Силами через Совет обороны Кыргызской Республики.

Жогорку Кенеш Кыргызской Республики формирует законодательную базу в области национальной безопасности, принимает решения по вопросам использования сил и средств национальной безопасности за пределами государства; определяет финансирование системы национальной безопасности за счет средств государственного бюджета Кыргызской Республики.

Правительство Кыргызской Республики обеспечивает реализацию Концепции национальной безопасности и разработанной на ее основе Стратегии национальной безопасности Кыргызской Республики, выполнение доктрин, целевых программ, планов и директив в области обеспечения национальной безопасности; принимает меры по обеспечению обороны страны; руководит и координирует деятельность органов исполнительной власти, подчиненных Правительству в области обеспечения национальной безопасности.

Министерства, ведомства и органы местной государственной власти в пределах своей компетенции, на основе действующего законодательства, в соответствии с решениями Президента Кыргызской Республики и постановлениями Правительства Кыргызской Республики обеспечивают реализацию государственных программ защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. Проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и иных организаций к оказанию содействия в обеспечении национальной безопасности согласно законодательству. Вносят предложения по совершенствованию системы обеспечения национальной безопасности.

Суды отправляют правосудие в области обеспечения национальной безопасности; осуществляют судебную защиту конституционных прав и свобод граждан, интересов организаций и государственных органов.

Средства массовой информации обеспечивают объективное освещение и способствуют открытому обсуждению проблем национальной безопасности; формируют общественное мнение по проблемам обеспечения национальной безопасности.

Организации и граждане участвуют в выявлении, предупреждении и нейтрализации угроз национальной безопасности, обсуждении вопросов практического обеспечения национальной безопасности; осуществляют общественный контроль за деятельностью системы обеспечения национальной безопасности.

В случае возникновения непосредственной угрозы национальной безопасности Совет безопасности Кыргызской Республики вырабатывает необходимые предложения для их предотвращения.

Концепция национальной безопасности Кыргызской Республики одобряется Советом безопасности и утверждается Президентом Кыргызской Республики.

Закон о национальной безопасности Кыргызской Республики является основой для разработки Концепции и Стратегии национальной безопасности.

Стратегия национальной безопасности Кыргызской Республики разрабатывается на основе Концепции национальной безопасности Кыргызской Республики, рассчитана на среднесрочный период и включает в себя комплекс практических мер, направленных на нейтрализацию и предупреждение угроз национальной безопасности. Стратегия также предусматривает разработку ведомственных и региональных программ и планов, конкретизирующих задачи и направления деятельности по обеспечению национальной безопасности, в том числе в области внешней и внутренней политики, обороны. Стратегия национальной безопасности Кыргызской Республики утверждается Указом Президента Кыргызской Республики и может быть изменена или дополнена, в связи с быстрыми переменами внешней и внутренней обстановки, появлением тех или иных новых опасностей и угроз национальной безопасности