ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ БАНК ДАННЫХ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ | |
Документ | Реквизиты | Ссылающиеся документы |
![]() |
Редакция: кыргызча | на русском |
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 2 июля 1997 года № 41
О государственном регулировании внешнеторговой деятельности в Кыргызской Республике
(В редакции Законов КР от 24 декабря 2003 года №
239, 5 октября 2011 года №161,
4 ноября 2011 года № 201, 10 июня
2015 года № 128 , 29 марта 2019 года N 40, 23 марта 2021 года N 39)
Настоящий Закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществление лицами Кыргызской Республики и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти Кыргызской Республики в области внешнеторговой деятельности.
Статья 1. Цели настоящего Закона
Целями настоящего Закона являются защита экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности Кыргызской Республики, стимулирование развития внешнеторговой деятельности и обеспечение условий эффективной интеграции экономики Кыргызской Республики.
Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие понятия:
Внешнеторговая деятельность - предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, услугами, информацией, также результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).
Внешняя торговля товарами - импорт и (или) экспорт товаров.
Товар - любое движимое имущество (включая все виды энергии) и отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, являющиеся предметом внешнеторговой деятельности. Транспортные средства, используемые при договоре о международной перевозке, товаром не являются.
Товар двойного назначения - сырье, материалы, оборудование, технологии и научно-техническая информация, оказание услуг, которые имеют мирное назначение, но могут быть использованы при создании вооружений и военной техники.
Услуги - предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений.
Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность) - исключительные права на литературные, художественные и научные произведения, программы для электронно-вычислительных машин и базы данных; смежные права; на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, а также приравненные к результатам интеллектуальной деятельности средства индивидуализации юридического лица (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, охрана которых предусмотрена законом.
Экспорт - вывоз товара, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с территории Кыргызской Республики за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром государственной границы Кыргызской Республики, предоставления прав на результаты интеллектуальной деятельности. К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза с территории Кыргызской Республики за границу, в частности при закупке иностранным лицом товара у лица Кыргызской Республики и передаче его другому лицу Кыргызской Республики для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу.
Импорт - ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на территорию Кыргызской Республики из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром государственной границы Кыргызской Республики, получения услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Лицензия на осуществление внешнеторговой деятельности - документ, удостоверяющий право на экспорт и (или) импорт отдельных специфических видов товаров в определенном количестве.
Наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров - временная мера, устанавливаемая в целях мониторинга динамики экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров.
Кыргызские участники внешнеторговой деятельности (лица Кыргызской Республики) - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, имеющие постоянное место нахождения на ее территории, а также физические лица, являющиеся гражданами Кыргызской Республики, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории Кыргызской Республики и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Иностранные участники внешнеторговой деятельности (иностранные лица) - юридические лица и организации в иной правовой форме, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены; иностранные лица - иностранные граждане, гражданская правоспособность и дееспособность которых определяются по праву иностранного государства, гражданами которого они являются, и лица без гражданства, гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства.
Система экспортного контроля - совокупность мер по реализации государственными органами исполнительной власти установленного настоящим Законом, другими законами и иными правовыми актами Кыргызской Республики порядка вывоза за пределы Кыргызской Республики вооружений и военной техники, а также отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники (далее - товары двойного назначения), при недопущении вывоза оружия массового уничтожения и иных видов оружия и технологий их создания, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.
Экономическая безопасность - состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Кыргызской Республики, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.
(В редакции Законов КР от 10 июня 2015 года N 128, 29 марта 2019 года N 40)
Статья 3. Законодательство Кыргызской Республики о внешнеторговой деятельности
Внешнеторговая деятельность в Кыргызской Республике регулируется Конституцией Кыргызской Республики, настоящим Законом, другими законами и иными правовыми актами Кыргызской Республики, а также международными договорами Кыргызской Республики.
Статья 4. Принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности
Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности Кыргызской Республики являются:
1) единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Кыргызской Республики;
2) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;
3) единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств Кыргызской Республики по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных видов оружия;
4) (утратил силу в соответствии с Законом КР от 29 марта 2019 года N 40)
5) приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
6) равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;
7) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;
8) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Кыргызской Республики в целом.
(В редакции Закона КР от 29 марта 2019 года N 40)
Статья 5. Внешнеторговая политика Кыргызской Республики
Отношения Кыргызской Республики с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности строятся на основе соблюдения обязательств, вытекающих из международных договоров Кыргызской Республики.
В целях интеграции экономики Кыргызской Республики в мировую экономику Кыргызская Республика участвует в международных договорах о таможенных союзах и зонах свободной торговли, основанных на установлении единой таможенной территории без применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования торговли между странами-участницами этих союзов и странами-участницами деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли. При этом у стран-участниц таможенных союзов устанавливается единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими странами, если иное не предусмотрено межгосударственными таможенными соглашениями.
(В редакции Закона КР от 29 марта 2019 года N 40)
Статья 6. Полномочия государственных органов Кыргызской Республики в отношении внешнеторговой деятельности
В ведении государственных органов Кыргызской Республики находятся:
1) формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов внешнеторговой политики Кыргызской Республики;
2) обеспечение экономической безопасности, защита экономического суверенитета, экономических интересов Кыргызской Республики;
3) государственное регулирование внешнеторговой деятельности, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, в случаях, предусмотренных законами, вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика, а также государственное регулирование деятельности в области подтверждения соответствия товаров обязательным требованиям в связи с их ввозом в Кыргызскую Республику и вывозом из Кыргызской Республики;
4) установление обязательных на всей территории Кыргызской Республики стандартов и критериев безопасности и (или) безвредности для человека при ввозе товаров и правил контроля за ними;
5) определение порядка ввоза и вывоза вооружений, военной техники и имущества военно-технического назначения, оказание технического содействия в создании объектов военного назначения за рубежом, передача технической документации, организация лицензионного производства, модернизации и ремонта военной техники, а также оказание других услуг в области военно-технического сотрудничества;
6) определение порядка экспорта и импорта расщепляющихся материалов, отравляющих, взрывчатых, ядовитых, психотропных веществ, сильнодействующих наркотических средств, биологически активных материалов (донорской крови, внутренних органов и других материалов), генетически активных материалов (культур грибов, бактерий вирусов, семенного материала животных и человека и иных материалов), животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, а также порядка их использования;
7) определение порядка ввоза и вывоза опасных отходов, а также их использования;
8) определение порядка вывоза отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и оказания услуг, применяющихся при создании вооружений и военной техники, а также тех из них, которые имеют мирное назначение, но могут быть использованы при создании ядерного, химического и других видов оружия массового уничтожения и ракетных средств его доставки;
9) определение порядка вывоза отдельных видов стратегически важных сырьевых товаров, связанных с выполнением международных обязательств Кыргызской Республики, ввоза сырья для переработки на таможенной территории Кыргызской Республики и вывоза продуктов его переработки;
10) определение в соответствии с вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика, порядка ввоза и вывоза драгоценных металлов, драгоценных камней, изделий из них, лома драгоценных металлов и драгоценных камней, отходов их переработки и химических соединений, содержащих драгоценные металлы;
11) установление показателей статистической отчетности внешнеторговой деятельности обязательных на всей территории Кыргызской Республики;
12) предоставление государственных кредитов и иной экономической помощи иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям; заключение международных договоров о внешних заимствованиях Кыргызской Республики и государственных кредитах, предоставленных Кыргызской Республике иностранными государствами; установление предельного размера государственных кредитов Кыргызской Республики, внешних заимствований Кыргызской Республики;
13) формирование и использование официальных золотовалютных резервов Кыргызской Республики;
14) разработка платежного баланса Кыргызской Республики;
15) привлечение государственных, банковских и коммерческих кредитов под гарантии Правительства Кыргызской Республики, контроль за их использованием;
16) установление лимита внешнего государственного долга Кыргызской Республики и управление этим долгом, организация работы по погашению долгов иностранных государств перед Кыргызской Республикой;
17) заключение международных договоров Кыргызской Республики в области внешних экономических связей;
18) участие в деятельности международных экономических и научно-технических организаций, реализация решений, принимаемых этими организациями;
19) создание и функционирование торговых представительств Кыргызской Республики за рубежом, а также представительств Кыргызской Республики при международных экономических и научно-технических организациях;
20) владение, пользование и распоряжение государственной собственностью Кыргызской Республики за рубежом.
(В редакции Закона КР от 10 июня 2015 года № 128)
Статья 7. Лица Кыргызской Республики и иностранные лица как участники внешнеторговой деятельности
Правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают все лица Кыргызской Республики, в соответствии с налоговым и таможенным законодательством Кыргызской Республики и вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республикаи.
Иностранные лица осуществляют внешнеторговую деятельность в Кыргызской Республике в соответствии с налоговым и таможенным законодательством Кыргызской Республики и вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.
(В редакции Закона КР от 23 марта 2021 года N 39)
Статья 8. Участие государственных органов Кыргызской Республики и органов местного самоуправления в непосредственном осуществлении внешнеторговой деятельности
(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 23 марта 2021 года N 39)
Статья 9. Органы исполнительной власти Кыргызской Республики, ответственные за государственное регулирование внешнеторговой деятельности
Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономического и административного методов регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии с настоящим Законом и вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.
Правительство Кыргызской Республики:
1) обеспечивает проведение в Кыргызской Республике единой государственной внешнеторговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает их выполнение;
2) разрабатывает программу развития внешнеторговой деятельности;
3) принимает меры по защите внутреннего рынка Кыргызской Республики в соответствии с законами и вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика;
4) устанавливает ставки вывозных таможенных пошлин в соответствии с законами и вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика;
5) вводит количественные ограничения экспорта и импорта в соответствии с законами и вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика;
6) принимает в пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных договоров Кыргызской Республики;
7) осуществляет управление собственностью Кыргызской Республики за рубежом;
8) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Кыргызской Республики и законами Кыргызской Республики, указами Президента Кыргызской Республики, в области государственного управления внешнеторговой деятельностью.
Разработка предложений по государственной внешнеторговой политике Кыргызской Республики, регулированию внешнеторговой деятельности ее участников, заключению международных договоров Кыргызской Республики осуществляется органом исполнительной власти Кыргызской Республики, на который Правительством Кыргызской Республики непосредственно возложены координация и регулирование внешнеторговой деятельности.
Орган исполнительной власти Кыргызской Республики, указанный в части третьей настоящей статьи, обеспечивает непосредственную реализацию задач государственной внешнеторговой политики по защите экономических интересов Кыргызской Республики, а также разработку и проведение мер, связанных с регулированием внешнеторговой деятельности.
Органы, уполномоченные осуществлять лицензирование экспорта и (или) импорта товаров, в отношении которых установлены количественные ограничения или введен разрешительный порядок, определяются Правительством Кыргызской Республики.
(В редакции Законов КР от 10 июня 2015 года N 128, 29 марта 2019 года N 40, 23 марта 2021 года N 39)
Статья 10. Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности
Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (применения ввозных и вывозных таможенных пошлин) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, настоящим Законом, другими законами и иными правовыми актами Кыргызской Республики.
Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти Кыргызской Республики.
Регулирование других видов внешнеэкономической деятельности, в частности международного инвестиционного сотрудничества, производственной кооперации валютных и финансово-кредитных операций, осуществляется соответствующими законами и иными правовыми актами Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 29 марта 2019 года N 40)
Статья 11. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности
В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка Кыргызской Республики и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике Кыргызской Республики, в соответствии с законами и международными договорами Кыргызской Республики устанавливаются импортные и экспортные таможенные пошлины.
Статья 11-1. Лицензирование при осуществлении внешнеторговой деятельности
Лицензирование экспорта и (или) импорта товаров не должно иметь более ограничивающего или искажающего воздействия на экспорт или импорт товаров, чем цели, во исполнение которых были введены ограничения.
Порядок и условия выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт регулируются законами и вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.
Основанием для выдачи лицензий является заключение специализированной организации-эксперта о возможности и целесообразности экспорта и (или) импорта товара, исходя из экономических интересов, национальной и экологической безопасности Кыргызской Республики.
Специализированные организации-эксперты, осуществляющие согласование решения о выдаче лицензий на экспорт и (или) импорт товаров, в отношении которых установлены количественные ограничения или введен разрешительный порядок, определяются Правительством Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 10 июня 2015 года № 128)
Статья 12. Количественные ограничения экспорта и импорта
Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством Кыргызской Республики в целях:
1) обеспечения национальной безопасности Кыргызской Республики;
2) выполнения международных обязательств Кыргызской Республики с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;
3) защиты внутреннего рынка Кыргызской Республики в соответствии со статьей 15 настоящего Закона.
См.:
постановление Правительства КР от 7 апреля 2009 года № 221 Об установлении квоты на ввоз сахара белого в Кыргызскую Республику"
Распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляется в соответствии с законодательством, как правило, путем проведения конкурса или аукциона или в порядке фактического проведения операций по экспорту и/или импорту до суммарного исполнения квоты с предоставлением органом исполнительной власти, указанным в части третьей статьи 9 настоящего Закона, преимущественного права организациям-изготовителям.
При проведении конкурса или аукциона не допускается ограничение числа участников такого конкурса или аукциона и их дискриминация по признакам формы собственности, места регистрации, положения на рынке.
Статья 13. Экспортный контроль
В целях защиты национальных интересов Кыргызской Республики при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, а также соблюдения международных обязательств Кыргызской Республики по нераспространению оружия массового уничтожения и иных видов оружия, технологий их создания в Кыргызской Республике действует система экспортного контроля.
Номенклатура подпадающих под экспортный контроль вооружений, военной техники, отдельных видов, сырья, материалов, оборудования, технологии, научно-технической информации и услуг, которые применяются или могут быть применены при создании оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных видов оружия, определяется списками и перечнями, утверждаемыми Правительством Кыргызской Республики по согласованию с профильным комитетом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
Кыргызская Республика проводит единую политику экспортного контроля, определяемую исключительно на основе обеспечения безопасности страны, ее политических, экономических и военных интересов.
Вывоз товара, работ, услуг, а также результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, экспорт которых контролируется согласно части первой настоящей статьи, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.
(В редакции Законов КР от 24 декабря 2003 года № 239, 5 октября 2011 года №161)
Статья 14. Государственная монополия на экспорт и/или импорт отдельных видов товаров
Перечни отдельных видов товаров, на экспорт и/или импорт которых устанавливается государственная монополия, определяются законами Кыргызской Республики.
Государственная монополия на экспорт и/или импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензирования деятельности по экспорту и/или импорту товаров. Лицензии на осуществление этой деятельности выдаются органом исполнительной власти, указанным в части третьей статьи 9 настоящего Закона, исключительно государственным предприятиям, которые в соответствии с законодательством Кыргызской Республики обязаны совершать сделки по экспорту и/или импорту товаров, на основе принципов недискриминации и добросовестной коммерческой практики.
Сделки по экспорту и/или импорту отдельных видов товаров, совершенные в нарушение государственной монополии, являются ничтожными.
Орган исполнительной власти Кыргызской Республики, указанный в части третьей статьи 9 настоящего Закона, вправе предъявить требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Кыргызской Республики.
Статья 15. Защитные меры в отношении импортных товаров
В соответствии с законами и вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика, могут вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при импорте товаров для защиты экономических интересов отечественных производителей.
(В редакции Закона КР от 10 июня 2015 года № 128)
Статья 16. Запреты и ограничения экспорта и/или импорта исходя из национальных интересов
В соответствии с законами Кыргызской Республики и международными договорами в республике могут устанавливаться запреты и ограничения экспорта и/или импорта товара, работ, услуг, а также результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, исходя из национальных интересов, включающих:
1) соблюдение общественной морали и правопорядка;
2) охрану жизни и здоровья людей, охрану животного и растительного мира и окружающей среды в целом;
3) сохранение культурного наследия народов Кыргызской Республики;
4) защиту культурных ценностей от незаконных вывоза, ввоза и передачи прав собственности на них;
5) необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов, если меры, связанные с этим, проводятся одновременно с ограничениями соответствующего внутреннего производства и потребления;
6) обеспечение национальной безопасности Кыргызской Республики;
7) защиту внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса Кыргызской Республики;
8) выполнение международных обязательств Кыргызской Республики.
Законы о запретах и ограничениях экспорта и/или импорта товаров, принимаемые исходя из национальных интересов, вступают в силу не ранее 15 дней со дня их официального опубликования.
(В редакции Закона КР от 4 ноября 2011 года № 201)
Статья 17. Технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические стандарты и требования в отношении ввозимых товаров, контроль за их качеством
Ввозимые на территорию Кыргызской Республики товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в Кыргызской Республике.
Порядок сертификации ввозимых товаров регулируется законодательством Кыргызской Республики и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
Ввоз экологически опасной продукции подлежит специальному контролю в порядке, определяемом законами и иными правовыми актами Кыргызской Республики.
Запрещается ввоз на территорию Кыргызской Республики товаров, которые:
1) не соответствуют стандартам и требованиям, указанным в части первой настоящей статьи;
2) не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях, предусмотренных законами и иными правовыми актами Кыргызской Республики;
3) запрещены к использованию как опасные потребительские товары;
4) имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей.
Указанные товары должны быть вывезены обратно или уничтожены на основании акта, составленного независимыми экспертами Торгово-промышленной палаты Кыргызской Республики, в порядке, определяемом законодательством Кыргызской Республики в сфере таможенного дела.
(В редакции Закона КР от 29 марта 2019 года N 40)
Статья 17-1. Наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров
Наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров осуществляется посредством выдачи разрешений в соответствии с вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.
(В редакции Закона КР от 10 июня 2015 года № 128)
Статья 18. Участие Кыргызской Республики в международных экономических санкциях
Участие Кыргызской Республики в международных экономических санкциях в отношении одного государства или ряда государств и введение этих санкций в действие определяются вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.
Лица Кыргызской Республики имеют право на возмещение в судебном порядке убытков, связанных с участием Кыргызской Республики в международных экономических санкциях, за счет средств республиканского бюджета.
(В редакции Закона КР от 23 марта 2021 года N 39)
Статья 19. Свободные экономические зоны
Особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности на территории свободных экономических зон устанавливается Законом о свободных экономических зонах, другими законами и иными правовыми актами Кыргызской Республики.
Статья 20. Программы развития внешнеторговой деятельности
В целях стимулирования роста национальной экономики Правительство Кыргызской Республики и органы местного самоуправления способствуют развитию внешнеторговой деятельности, в том числе через осуществление республиканской, региональных программ развития внешнеторговой деятельности.
Республиканская программа развития внешнеторговой деятельности ежегодно разрабатывается Правительством Кыргызской Республики одновременно с проектом республиканского бюджета.
Указанная республиканская программа содержит:
1) прогноз торгового баланса как составную часть платежного баланса Кыргызской Республики;
2) оценку современного состояния и проблем торгово-экономических отношений Кыргызской Республики с иностранными государствами;
3) план внешних заимствований Кыргызской Республики с детальным описанием целевого использования иностранных кредитов;
4) план экспортных кредитов, предоставляемых с использованием средств республиканского бюджета или под гарантии Правительства Кыргызской Республики;
5) план обслуживания внешнего долга Кыргызской Республики;
6) план поступлений от обслуживания долгов иностранных государств перед Кыргызской Республикой;
7) перечень мер государственного внешнеторгового регулирования, принимаемых или намечаемых в соответствующем году, ставки пошлин таможенного тарифа и пределы их возможного изменения, количественные ограничения экспорта и импорта, а также перечень мер по защите внутреннего рынка и валютного регулирования;
8) перечень мер стимулирования промышленного экспорта на соответствующий год;
9) реестр случаев дискриминации и нарушений двусторонних и многосторонних обязательств, допущенных в отношении кыргызских лиц на рынках отдельных государств, и перечень принятых или намечаемых мер по защите законных торгово-экономических интересов Кыргызской Республики.
Органы местного самоуправления в пределах их компетенции совместно с органом исполнительной власти, указанным в части третьей статьи 9 настоящего Закона, разрабатывают программу развития внешнеторговой деятельности на своих территориях.
Статья 21. Информационное обеспечение внешнеторговой деятельности
В целях развития и повышения эффективности внешнеторговой деятельности на территории Кыргызской Республики действует система внешнеторговой информации, финансируемая за счет средств республиканского бюджета и управляемая органом исполнительной власти Кыргызской Республики, указанным в части третьей статьи 9 настоящего Закона.
Внешнеторговая информация содержит сведения:
1) о республиканской и региональных программах развития внешнеторговой деятельности;
2) о кыргызских и иностранных лицах, осуществляющих внешнеторговую деятельность на рынке Кыргызской Республики;
3) о кыргызских и иностранных лицах, получивших квоты и лицензии;
4) о кыргызском и иностранном законодательствах в сфере внешнеторговой деятельности;
5) о деятельности торговых представительств Кыргызской Республики за рубежом;
6) о деятельности государственного специализированного кыргызского экспортно-импортного банка и других организаций, представляющих услуги по кредитованию и страхованию в области внешнеторговой деятельности;
7) о таможенной статистике в Кыргызской Республике;
8) о конъюнктуре на зарубежных рынках по основным товарным группам;
9) о правовых актах Кыргызской Республики по стандартизации и сертификации;
10) о правонарушениях в сфере внешнеторговой деятельности;
11) о перечне товаров, запрещенных для ввоза на территорию Кыргызской Республики и вывоза с ее территории;
12) другие сведения, полезные для ведения внешнеторговой деятельности.
Орган исполнительной власти Кыргызской Республики, указанный в части третьей статьи 9 настоящего Закона, обязан в разумный срок предоставить необходимую внешнеторговую информацию кыргызскому или иностранному лицу - участнику внешнеторговой деятельности за плату.
Статья 22. Мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности
Правительство Кыргызской Республики в рамках своей компетенции и в лице своего уполномоченного органа осуществляет в соответствии с международными обязательствами Кыргызской Республики мероприятия, включая необходимое их финансирование, по содействию развития внешнеторговой деятельности, в том числе:
1) разработку программ развития внешнеторговой деятельности, предусмотренных статьей 20 настоящего Закона;
2) обеспечение кредитования участников внешнеторговой деятельности;
3) обеспечение функционирования систем гарантий и страхования экспортных кредитов;
4) организацию торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них;
5) проведение рекламных кампаний и кампаний по развитию экспорта товаров и услуг;
6) создание системы внешнеторговой информации и информационных консультативных служб, а также реализацию иных форм стимулирования и поощрение внешнеторговой деятельности.
Статья 23. Страхование во внешнеторговой деятельности
Услуги по страхованию во внешнеторговой деятельности на территории Кыргызской Республики осуществляются в соответствии с Законом о страховой деятельности Кыргызской Республики.
Государство в целях стимулирования экспорта может участвовать в системе страхования экспортных кредитов.
Страхование от коммерческих рисков во внешнеторговой деятельности осуществляется на добровольной основе по договорам страхования кыргызскими или иностранными страховщиками (юридическими лицами).
Статья 24. Внешнеторговая статистика
Правительство Кыргызской Республики, Национальный статистический комитет Кыргызской Республики совместно с Национальным банком Кыргызской Республики обеспечивают создание системы статистической отчетности, сборов и разработку по единой методологии сопоставимых на международном уровне статистических данных:
1) по внешней торговле Кыргызской Республики на основе государственной статистической отчетности и таможенной статистики Кыргызской Республики, включая торговые балансы Кыргызской Республики;
2) по платежному балансу Кыргызской Республики, включая статистику ввоза, вывоза товаров, услуг, капитала, ценных бумаг, получение, обслуживание кредитов.
Правительство Кыргызской Республики, Национальный статистический комитет Кыргызской Республики совместно с Национальным банком Кыргызской Республики обеспечивают ежемесячное, ежеквартальное и ежегодное официальное опубликование статистической информации, указанной в пункте 1 части первой настоящей статьи.
Статья 25. Объединение, содействующее развитию внешнеторговой деятельности
Юридические лица Кыргызской Республики - участники внешнеторговой деятельности могут на добровольной основе объединяться в ассоциации и другие союзы по отраслевому, территориальному и иным принципам.
Объединения юридических лиц Кыргызской Республики - участников внешнеторговой деятельности создаются для обеспечения защиты интересов членов объединений, представления их общих интересов, повышения эффективности и упорядочения экспорта и импорта, избежания недобросовестной конкуренции, развития и укрепление внешнеторговых связей с иностранными лицами и их объединениями.
Не допускаются использование объединений для монополизации и раздела внутреннего рынка, ограничения условий конкуренций для не входящих в них участников внешнеторговой деятельности, дискриминация в любой форме кыргызских и иностранных лиц в зависимости от участия в объединениях, а также использование таких объединений для ограничения деловой практики на внешнем рынке.
Создание и деятельность указанных объединений осуществляются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Кыргызской Республики.
Статья 26. Представительства иностранных юридических лиц в Кыргызской Республике
Иностранные юридические лица вправе открывать на территории Кыргызской Республики представительства для ведения внешнеторговой деятельности от имени только этих иностранных юридических лиц с соблюдением законов и иных правовых актов Кыргызской Республики.
Статья 27. Обеспечение благоприятных условий для доступа на внешние рынки
Правительство Кыргызской Республики принимает меры по созданию благоприятных условий для доступа кыргызских лиц на рынки других государств, вступая, в частности, в этих целях в двусторонние договоры, а также участвуя в создании и деятельности международных организаций и межправительственных комиссий, призванных содействовать развитию торгово-экономических связей Кыргызской Республики с иностранными государствами.
Статья 28. Представительства Кыргызской Республики по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах
Представительства Кыргызской Республики по торгово-экономическим вопросам (далее - торговые представительства Кыргызской Республики) в иностранных государствах действуют на основе международных договоров Кыргызской Республики.
Торговые представительства Кыргызской Республики являются государственными органами, представляющими в странах их пребывания интересы Кыргызской Республики по вопросам внешнеторговой деятельности и обеспечивающими их защиту.
Не допускается отказ в предоставлении торговыми представительствами Кыргызской Республики информационных и консультационных услуг кыргызским участникам внешнеторговой деятельности, в частности, по мотивам форм собственности, места регистрации, размеров уставного капитала.
Статья 29. Представительства иностранных государств по торгово-экономическим вопросам в Кыргызской Республике
Представительства иностранных государств по торгово-экономическим вопросам учреждаются в Кыргызской Республике на основе международных договоров, заключаемых Кыргызской Республикой с соответствующими иностранными государствами.
Статья 30. Ответные меры в области внешнеторговой деятельности по защите экономических интересов Кыргызской Республики, местных образований и лиц Кыргызской Республики
В случае принятия иностранным государством мер, нарушающих экономические интересы Кыргызской Республики, местных образований или лиц Кыргызской Республики либо политические интересы Кыргызской Республики, а также в случае невыполнения этим государством принятых им по международным договорам обязательств перед Кыргызской Республикой Правительство Кыргызской Республики вправе вводить ответные меры в области внешнеторговой деятельности в пределах, необходимых для эффективной защиты экономических интересов Кыргызской Республики, местных образований и лиц Кыргызской Республики.
Статья 31. Контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности
Контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется соответствующими органами государственной власти Кыргызской Республики в пределах своей компетенции в целях обеспечения соблюдения положений настоящего Закона, других законов и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики о внешнеторговой деятельности, обеспечения и защиты экономических и политических интересов Кыргызской Республики, а также защиты экономических интересов местных образований Кыргызской Республики.
Статья 32. Ответственность лиц, виновных в нарушении законодательства о внешнеторговой деятельности
Лица, виновные в нарушении законодательства Кыргызской Республики о внешнеторговой деятельности, несут ответственность в соответствии с гражданским и уголовным законодательством Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 23 марта 2021 года N 39)
Статья 33. О введении в действие настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней с момента опубликования.
Опубликован в газете "Эркин-Тоо" от 9 июля 1997 года № 52-53.
2. Признать утратившим силу Закон Республики Кыргызстан "Об общих началах внешнеэкономической деятельности Республики Кыргызстан" (Ведомости Верховного Совета Республики Кыргызстан, 1991 г., № 8, ст.251).
3. Правительству Кыргызской Республики привести свои решения в соответствие с настоящим Законом.
Президент Кыргызской Республики |
А.Акаев |