Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском
                              Утверждено
                     постановлением Правительства
                         Кыргызской Республики
                      от 3 февраля 2004 года N 53
  
                               ПОЛОЖЕНИЕ
             о дополнительном профессиональном образовании
                        в Кыргызской Республике
  
  
                          I. Общие положения
  
  1.1.  Дополнительное профессиональное образование - это образование,
направленное  на непрерывное повышение квалификации и профессиональную
переподготовку лиц, имеющих профессиональное образование, за пределами
основной  образовательной профессиональном программы в соответствии  с
квалификационными   требованиями   к   профессиям   и   должностям   и
способствующие развитию деловых и творческих способностей этих лиц,  а
также повышению их культурного уровня.
  1.2.  Программы  дополнительного  профессионального  образования   в
зависимости   от   требований   к   уровню   подготовки   обучающегося
подразделяются  на  дополнительные образовательные  программы  высшего
профессионального    образования,    дополнительные    образовательные
программы  среднего  профессионального  образования  и  дополнительные
образовательные программы начального профессионального образования.
  К программам дополнительного профессионального образования относятся
программы  профессиональной переподготовки, повышения  квалификации  и
стажировка работников квалифицированного труда и специалистов с высшим
и     средним     профессиональным    образованием.     Дополнительные
образовательные   программы  всех  уровней  могут   быть   программами
дополнительного образования взрослых и дополнительного образования лиц
независимо от возраста.
  1.3.   Профессиональная   переподготовка  осуществляется   в   целях
приобретения    дополнительных   знаний,   умений   и    навыков,    и
предусматривает изучение отдельных учебных дисциплин, разделов техники
и   новых   технологий,   необходимых  для  выполнения   нового   вида
профессиональной  деятельности  в пределах  имеющегося  у  обучающихся
профессионального образования.
  Профессиональная   переподготовка  также  осуществляется   в   целях
расширения  квалификации специалистов для обеспечения их  адаптации  к
изменившимся экономическим и социокультурным условиям и ведения  новой
профессиональной    деятельности    с    присвоением    дополнительной
квалификации   на   базе   имеющегося  образования.   Профессиональная
переподготовка  для  получения дополнительной квалификации  проводится
путем   освоения   дополнительных   профессиональных   образовательных
программ, в том числе с учетом международных требований и стандартов.
  1.4.   Порядок   и   условия  реализации  программ  профессиональной
переподготовки специалистов определяются Министерством  образования  и
культуры   Кыргызской   Республики  совместно   с   другими   органами
государственного  управления  соответствующего  профиля.   Направление
профессиональной    переподготовки    определяется     образовательной
организацией   дополнительного   профессионального   образования    по
согласованию с заказчиком.
  1.5.   Профессиональная  переподготовка  и  повышение   квалификации
государственных служащих государственных органов исполнительной власти
осуществляются  в  порядке,  установленном  Правительством  Кыргызской
Республики.
  1.6.  Повышение  квалификации специалистов  осуществляется  с  целью
повышения  уровня  их  профессиональных знаний,  совершенствования  их
деловых   качеств,   а   также  обновления  теоретических   знаний   и
практических  навыков в связи с повышением требований  к  квалификации
специалистов  и  необходимостью освоения современных способов  решения
профессиональных задач.
  Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не  реже
одного  раза  в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников.
Периодичность   прохождения   специалистами   повышения   квалификации
устанавливается работодателем.
  При   прохождении   повышения   квалификации   слушателями   системы
здравоохранения  со стажем до 5 лет, первичным повышением  обязательно
должно   быть   общее  усовершенствование,  а  последующие   циклы   -
тематическое усовершенствование.
  1.7. Стажировка осуществляется в целях формирования и закрепления на
практике  профессиональных  знаний, умений  и  навыков,  полученных  в
результате  теоретической  подготовки,  а  также  изучение  передового
опыта,  приобретение  профессиональных и организационных  навыков  для
выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.
  Стажировка  может  быть  как самостоятельным  видом  дополнительного
профессионального образования, так и одним из разделов учебного  плана
при   повышении   квалификации   и   профессиональной   переподготовке
специалистов.    Стажировка   специалистов   может   проводиться    на
предприятиях,   объединениях,   в   ведущих   научно-исследовательских
организациях,  консультационных фирмах и государственных организациях.
Продолжительность стажировки устанавливается работодателем  исходя  из
ее  целей  и по согласованию с руководителем предприятия, объединения,
организации, учреждения, где она проводится.
  1.8.  Получение  второго (и более) профессионального образования  не
является  программой дополнительного профессионального  образования  и
осуществляется  в  рамках  основной  образовательной  профессиональной
программы  в соответствии с государственным образовательным стандартом
по   специальности   (направлению)  в   образовательных   организациях
соответствующего уровня.
  1.9. Главными задачами дополнительного профессионального образования
являются:
  - удовлетворение потребностей личности в получении знании о новейших
достижениях  в соответствующих отраслях науки, техники, технологиях  и
экономики, а также о передовом отечественном и зарубежном опыте;
  -   расширение  и  углубление  профессионального  образования  путем
освоения  программ  дополнительного  профессионального  образования  в
рамках полученной специальности;
  -  обеспечение  условий  для непрерывного  образования  специалистов
предприятий,  объединений, организаций и других учреждений  независимо
от    организационно-правовых    форм,    государственных    служащих,
высвобождаемых   работников,  незанятого   населения   и   безработных
специалистов.
  
           II. Организации дополнительного профессионального
                              образования
  
  2.1.  Организациями  дополнительного  профессионального  образования
являются    образовательные   организации,    реализующие    программы
дополнительного      профессионального      образования      различной
направленности,     которые    могут    быть    государственными     и
негосударственными.
  В   зависимости   от  уровня  реализуемых  программ  дополнительного
профессионального     образования     образовательные      организации
подразделяются на:
  - организации дополнительного высшего профессионального образования;
  -    организации    дополнительного    среднего    профессионального
образования;
  -    организации    дополнительного   начального   профессионального
образования.
  2.2.   Организацией  дополнительного  профессионального  образования
могут быть:
  - академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
  - институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
  -   отраслевой   (ведомственные)  центр  повышения  квалификации   и
профессиональной переподготовки;
  -   учебный   центр   повышения  квалификации   и   профессиональной
переподготовки (учебные центры обучения работников на производстве);
  - курсы повышения квалификации (школы технического обучения);
  -    иные   образовательные   организации,   реализующие   программы
дополнительного профессионального образования.
  2.3.  Академии и институты повышения квалификации и профессиональной
переподготовки    могут   реализовывать   образовательные    программы
послевузовского профессионального образования в порядке, установленном
законодательством Кыргызской Республики.
  2.4.  Программы дополнительного профессионального образования  могут
осуществляться   также  структурными  подразделениями  образовательных
организаций,  реализующих  основные  профессиональные  образовательные
программы (институты, факультеты, центры, отделения, курсы и другие).
  Создаваемые     в    образовательных    организациях     структурные
подразделения, реализующие программы дополнительного профессионального
образования,    имеют   статус   юридического   лица   или    филиала,
взаимоотношения    и    полномочия   которых   определяются    в    их
правоустанавливающих (учредительных) документах и уставах.
  2.5.  Государственные  органы управления и организации  (учреждения)
независимо    от   их   организационно-правой   формы   имеют    право
самостоятельно  создавать  курсы  (школы,  центры  и  др.)   повышения
квалификации   и   профессиональной  переподготовки   специалистов   с
последующим    уведомлением   центрального   органа   государственного
управления образованием.
  2.6.   Порядок   приема   граждан   в  организации   дополнительного
профессионального образования устанавливается этими  организациями  по
согласованию с их учредителями и закрепляется в уставах.
  При приеме образовательные организации обязаны ознакомить граждан  с
уставом,  соответствующей программой дополнительного профессионального
образования,  лицензией на ведение образовательной  деятельности  и  с
другими   регламентирующими   организацию  образовательного   процесса
документами.
  
             III. Управление организацией дополнительного
                     профессионального образования
  
  3.1.   Управление   организацией  дополнительного  профессионального
образования   осуществляется   в  соответствии   с   законодательством
Кыргызской  Республики,  нормативными  правовыми  актами   в   области
дополнительного профессионального образования и его уставом.
  3.2.  Устав  образовательной  организации  утверждается  учредителем
(учредителями).  Регистрация  устава  осуществляется  в  установленном
законодательством порядке.
  3.3.  Общее руководство образовательной организацией дополнительного
профессионального  образования в части учебной, методической,  научно-
исследовательской   работы,  комплектования   и   подготовки   научно-
педагогических  кадров осуществляет выборный орган  -  совет  (ученый,
педагогический, попечительский).
  Порядок   формирования  органов  соуправления   и   их   компетенции
определяются   уставом   образовательной  организации   на   основании
соответствующих типовых положений.
  3.4.   Непосредственное  управление  деятельностью   образовательной
организации   осуществляет   его  руководитель   (президент,   ректор,
директор, начальник).
  Порядок   занятия   вакантной  должности,   полномочия   и   функции
руководителя  образовательной организации  определяются  уставом  этой
организации.
  3.5.     Деятельность    структурных    подразделений    организации
дополнительного профессионального образования и условия назначения  их
руководителей    определяются    в    порядке,    установленном    для
соответствующих структурных подразделений образовательных организаций,
реализующих основные профессиональные образовательные программы.
  
         IV. Слушатели и работники организации дополнительного
                     профессионального образования
  
  4.1.   Слушателями   образовательной  организации   являются   лица,
зачисленные   на   обучение   приказом  руководителя   образовательной
организации.
  4.2. Слушатели образовательной организации имеют право:
  -    участвовать    в    формировании   содержания    дополнительных
профессиональных  образовательных программ и выбирать  дисциплины  для
факультативной и индивидуальной формы обучения;
  -   пользования   имеющейся  на  факультетах,  кафедрах   и   других
структурных  подразделениях образовательной  организации  нормативной,
инструктивной,  учебной  и  методической  документацией  по   вопросам
профессиональной  деятельности,  а также  библиотекой,  информационным
фондом,  услугами других подразделений в порядке, определяемом уставом
этой организации;
  -  принимать  участие  в  конференциях и семинарах,  представлять  к
публикации в изданиях учреждения свои рефераты, аттестационные  работы
и другие материалы.
  Слушатели  имеют  также другие права, определенные законодательством
Кыргызской    Республики   и   уставом   организации   дополнительного
профессионального образования.
  4.3.  Оценка уровня знании слушателей, освоивших программы повышения
квалификации,  проводится по результатам текущего  контроля  знаний  и
итоговой аттестации. Аттестация осуществляется специально создаваемыми
комиссиями,   составы   которых   утверждаются   руководителем    этой
образовательной организации.
  4.4.  Освоение программ профессиональной переподготовки специалистов
завершается  обязательной  государственной итоговой  аттестацией.  Для
проведения   итоговой   аттестации  по   программам   профессиональной
переподготовки  создается  государственная  аттестационная   комиссия,
председатель    которой   утверждается   учредителем   образовательной
организации  по  согласованию с Министерством образования  и  культуры
Кыргызской Республики.
  4.5.  Слушателям,  успешно прошедшим итоговую  аттестацию,  выдаются
документы   государственного   образца  об   освоении   дополнительной
профессиональной  образовательной  программы  соответствующего   вида.
Формы  документов  государственного образца  о  прохождении  повышения
квалификации  или  профессиональной переподготовки  разрабатываются  и
утверждаются   Министерством   образования   и   культуры   Кыргызской
Республики.
  4.6. Работники образовательной организации имеют право:
  -  повышать профессиональную и педагогическую квалификацию  за  счет
средств образовательной организации;
  - избирать и быть избранным в органы самоуправления организацией;
  -  пользоваться  в  установленном уставом порядке информационными  и
методическими  фондами, а также услугами учебных, научных,  социально-
бытовых, лечебных и других его подразделений.
  Работники  имеют  также другие права, определенные законодательством
Кыргызской  Республики,  уставом этой  образовательной  организации  и
трудовыми договорами (контрактами).
  4.7.   Преподаватели   образовательного   учреждения   имеют   право
участвовать   в  формировании  содержания  образовательных   программ,
выбирать  методы  и  средства обучения, наиболее полно  отвечающие  их
индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного
и научного процессов.
  4.8.  Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава
и  научных  работников  образовательной организации  осуществляется  в
порядке,    установленном    для    соответствующих    образовательных
организаций.
  
       V. Реализация программ дополнительного профессионального
                              образования
  
  5.1.   Повышение   квалификации  и  профессиональная  переподготовка
специалистов проводится с отрывом от работы, без отрыва от  работы,  с
частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения. Сроки
и  форма  повышения  квалификации  и  профессиональной  переподготовки
устанавливаются  образовательными  организациями  в   соответствии   с
потребностями заказчика на основании заключенного с ним договора.
  5.2.   Дополнительные  профессиональные  образовательные   программы
разрабатываются,    утверждаются   и   реализуются    образовательными
организациями  с  учетом потребностей заказчика,  а  также  требований
соответствующих   государственных   образовательных   стандартов    по
направлению подготовки или специальности.
  Содержание дополнительных профессиональных образовательных программ,
формы   их   освоения   и   продолжительность  обучения   определяются
образовательными  организациями  с  учетом  требований  к   содержанию
дополнительного профессионального образования.
  Требования  к  минимуму  содержания  дополнительных  образовательных
профессиональных  программ  и  уровню профессиональной  переподготовки
устанавливаются   центральным   органом  государственного   управления
образованием,  совместно с соответствующими органами  государственного
управления в пределах их компетенции.
  5.3.   Организации  дополнительного  профессионального  образования,
имеющие    государственную    аккредитацию    (аттестацию),     вправе
самостоятельно разрабатывать и утверждать учебные планы, в  том  числе
учебные   планы   индивидуального  обучения.  Порядок   разработки   и
утверждения учебных планов определяется уставом.
  5.4. Дополнительные образовательные программы повышения квалификации
реализуются  в объеме от 72 до 100 часов с целью обновления  знаний  и
навыков   в   соответствии  с  постоянно  повышающимися   требованиями
образовательных  стандартов  через  краткосрочные  тематические  курсы
обучения  или  участие  в работе тематических и проблемных  семинаров.
Программы повышения квалификации более длительного обучения  в  объеме
свыше  100  часов реализуются с целью углубленного изучения актуальных
проблем или приобретения профессиональных навыков.
  Дополнительные     образовательные    программы     профессиональной
переподготовки  реализуются  и  объеме  свыше  500  часов  по  учебным
программам, дающим необходимые знания, умения и навыки специалисту для
выполнения  нового  вида  профессиональной  деятельности  в   пределах
имеющегося   профессионального   образования.   В   целях   расширения
квалификации и осуществления нового вида профессиональной деятельности
реализуются  учебные программы дополнительно к высшему  образованию  с
присвоением    дополнительной   квалификации   на   базе    полученной
специальности в объеме свыше 1000 часов.
  Дополнительные  образовательные программы могут реализовываться  как
по  индивидуальным учебным программам, так и в форме  самостоятельного
обучения.
  5.5.    Организации    высшего   дополнительного   профессионального
образования   ведут   научно-исследовательскую  и  научно-методическую
работу  в  порядке,  предусмотренном  для  высших  учебных  заведений.
Тематика  научных  исследований утверждается  ученым  (попечительским)
советом образовательной организации.
  
       VI. Финансово-хозяйственная и международная деятельность
       организации дополнительного профессионального образования
  
  6.1.  Основной финансово-хозяйственной деятельностью образовательной
организации являются его договоры с юридическими и физическими  лицами
и  иными  заказчиками  (включая иностранных юридических  и  физических
лиц).
  6.2.    Источниками   формирования   имущества   и    финансирования
образовательной организации являются:
  - материальные и финансовые средства учредителя (учредителей);
  - средства, получаемые от выполнения уставной деятельности;
  - кредиты банков и иных кредиторов;
  -   добровольные  пожертвования  и  целевые  взносы  юридических   и
физических лиц, в том числе зарубежных, и другие законные источники.
  6.3.  Образовательная организация вправе вести  предусмотренную  его
уставом  предпринимательскую  деятельность  в  порядке,  установленном
законодательством Кыргызской Республики, если это осуществляется не  в
ущерб его основной уставной деятельности.
  6.4.   Организация  дополнительного  профессионального   образования
осуществляет   международное  сотрудничество   в   области   повышения
квалификации    и   профессиональной   переподготовки    специалистов,
педагогической  и  научной  деятельности, а также  внешнеэкономическую
деятельность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
  6.5.   Повышение   квалификации  и  профессиональная  переподготовка
специалистов  из  числа граждан иностранных государств  в  организации
дополнительного профессионального образования, а также педагогическая,
научно-исследовательская   работа  и   стажировка   преподавателей   и
слушателей  этой  организации  за  рубежом  осуществляются  на  основе
международных соглашений и договоров.