Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском
                              Одобрена
                     постановлением Правительства
                         Кыргызской Республики
                      от 23 июля 1998 года N 487

                               КОНЦЕПЦИЯ
                развития образования, науки и культуры
                         Кыргызской Республики

    В  государственной   политике  суверенного  Кыргызстана  одним  из
приоритетных     направлений     является     подготовка       нового,
высокообразованного,   культурного   поколения   граждан   республики,
способного  иметь  четкие ориентиры в эпоху рыночных отношений,  умело
адаптироваться в них.
    Образование,  наука  и  культура основываются  на  гуманистических
ценностях  народа  и  мировой культуры,   на  принципах  демократии  и
общепризнанных правах и свободах человека.
    Государство должно обеспечить каждому гражданину республики равные
права  и  возможности, сохранение доступности образования  и  духовных
ценностей,    внедряя   и  развивая  при  этом   институт   рынка    и
законодательную базу в этих направлениях.

                            1. Образование

    Основные  принципы   организации   и   управления  образовательной
деятельностью  в Кыргызской Республике, структура системы  образования
определяются   Законом   Кыргызской   Республики   "Об   образовании",
Президентской    программой   "Кадры   XXI   века"   и    Национальной
образовательной   программой  "Билим".  Целевые  задачи  на  ближайший
период  развития системы образования определены в Послании  Президента
Кыргызской   Республики  Акаева   А.А.  Жогорку    Кенешу   Кыргызской
Республики  и  народу  Кыргызстана "Модель развития  социальной  сферы
Кыргызстана  в  XXI  веке"  -  сохранение доступности  образования   и
интеграция   в   мировое  образовательное  пространство,    для   чего
необходимо    совершенствовать   правовую   и    нормативную    основу
образования,   разрабатывать   и   интенсивно   внедрять   в   процесс
обучения  новые  технологии,  повышать квалификацию и  профессионализм
преподавательского  состава,   которое  является   гарантией  высокого
качества образования на современном этапе его развития.

    Механизмы достижения поставленных целей

    Доступность образования для населения предполагает:
    -  свободное   развитие  учреждений образования  в  рамках  Закона
Кыргызской   Республики   "Об  образовании"   по   уровням   и   видам
образовательных    программ,    видам   учебных   заведений,    формам
финансирования образовательной деятельности;
    - всемерное  развитие рынка образовательных услуг в соответствии с
потребностями в них;
    - многообразие образовательных программ,  обеспечивающее получение
каждым  гражданином Кыргызской Республики образования в   соответствии
с интересами  и возможностями.  Многообразие должно обеспечиваться как
по  установленным  ступеням образования (общее  начальное,   основное,
полное   среднее;    профессиональное  начальное,    среднее   высшее,
послевузовское),  так  и  в  пределах  этих  ступеней  и  обязательных
общегосударственных   требований к содержанию  образования  на  каждой
ступени;
    - сохранение бюджетного финансирования общего среднего образования
и    государственного   заказа  на  профессиональное  образование   (в
пределах требований государственных образовательных стандартов);
    - свободное  конкурсное  зачисление на высшие уровни образования и
обучение за счет средств бюджета;
    -  поэтапное   введение  системы личного  кредитования  высшего  и
среднего профессионального образования из государственного бюджета.
    Высокое  качество   образования,  образованность   -  непреходящее
богатство народа, общества, государства.
    Достижение    устойчивого     повышения    качества    образования
предполагает:
    - своевременное  и  полномасштабное  обеспечение учебного процесса
правовой, нормативной и информационной базой;
    - фундаментализацию  образования,  особенно на высших его уровнях,
ориентацию   образовательных   программ   на   усвоение   обучающимися
общекультурных,    философских,  экономических  знаний,   выработанных
человечеством,   изучение   фундаментальных,   естественно-научных   и
специальных дисциплин;
    - изыскание  и  внедрение эффективных стимулов повышения мотивации
получения  высококачественного образования на  всех  ступенях  общего,
профессионального и послевузовского образования;
    -   компьютеризацию  учебного  процесса,  разработку  и  внедрение
обучающих    компьютерных   технологий   на   всех   этапах   освоения
образовательных  и  профессиональных  программ,  стимулирование  этого
процесса;
    - стимулирование процесса непрерывного повышения профессионального
и   научного   уровня    педагогического   и    научно-педагогического
состава,  разработку   и  внедрение  эффективных  критериев  оценки  и
механизмов мотивации педагогического труда;
    - введение  мобильной системы формирования педагогического состава
с сочетанием открытых конкурсов и контрактов;
    - приоритетную  государственную политику послевузовской подготовки
и  профессиональной  переподготовки  педагогических  кадров  в  рамках
государственного   заказа,    а  также  внебюджетное   финансирование,
привлечение инвестиций и грантов;
    - приоритетный  учет  качества оказываемых образовательных услуг в
проведении   государственной  кадровой  политики   на   всех   уровнях
образования;
    - разработку и внедрение эффективных критериев оценки деятельности
учебных заведений;
    - поэтапное перенесение центра тяжести  государственного  контроля
на оценку результатов деятельности учебных заведений;
    - поэтапное введение государственного контроля (тестирования) всех
выпускников   на   завершающих  этапах  обучения  и  совершенствования
технологии   контроля  (тестирования)  в  направлении   повышения   их
надежности;
    -    совершенствование   технологий   проведения,    эффективность
государственной   аттестации   учебных   заведений,     введение    их
государственной аккредитации.
    Интеграция  образования  в  мировое  образовательное  пространство
имеет  в качестве исходной платформы сформированную на настоящее время
образовательную  базу,  которая оказалась  наиболее  адаптированной  к
условиям  свободного  рынка. Дальнейшее развитие  в  этом  направлении
предполагает:
    -  создание  условий  для  поэтапного  перехода  на  международные
нормативные сроки общего среднего образования;
    -   поэтапный   переход  на  международную  систему  классификации
образования и специальностей профессионального образования;
    - развитие  и расширение обучения по экспериментальным программам,
учитывающим  международный опыт в формировании содержания  образования
и    на    этой    основе    -    совершенствование    государственных
образовательных стандартов;
    - обеспечение  эквивалентности  образования  в  рамках подписанных
Кыргызской Республикой договоров и соглашений;
    -  усиление  и  совершенствование  программ  языковой  подготовки,
стимулирование   изучения  иностранных  языков   на    всех    уровнях
образования;  свободное  владение  иностранными  языками  выпускниками
магистратуры и аспирантуры;
    - создание условий и стимулирование общественно-профессиональной и
международной   аккредитации  учебных  заведений   и   образовательных
программ.

            2. Наука и научно-технологическая деятельность

    Стратегической  целью  государственной  политики  в  сфере  науки,
научно-исследовательской  и  технологической  деятельности    является
создание  научно-технологической базы для формирования  прогрессивной,
восприимчивой    к    нововведениям    производственно-технологической
структуры  отраслей хозяйства,  обеспечивающей оптимальное соотношение
экономических  и  экологических  интересов  общества,   энергетическую
независимость  и  технологическую безопасность,   устойчивое  развитие
экономики  на  базе  технического  и  технологического  перевооружения
производства. Эти задачи сформулированы в Законе Кыргызской Республики
"О  науке  и об основах государственной научно-технической  политики",
докладе    Президента   Кыргызской  Республики   на   общем   собрании
Национальной академии наук Кыргызской Республики (1998 год),  Послании
Президента   Кыргызской   Республики    Жогорку   Кенешу    Кыргызской
Республики  и  народу  Кыргызстана "Модель развития  социальной  сферы
Кыргызстана в XXI веке".
    Достижение поставленных целей предполагает:
    -   создание  нормативно-правовой  базы,   стимулирующей   процесс
технического    и   технологического   перевооружения    производства,
активизацию   инновационно-предпринимательской  деятельности,   выпуск
конкурентоспособной продукции;
    - ориентацию,  прежде всего,  на собственный научно-технический  и
технологический  потенциал,  собственные сырьевые ресурсы  и,   только
затем, на технологии международного рынка и внешние сырьевые ресурсы;
    - формирование  научно-технических и технологических инновационных
программ   по   программно-целевому  принципу,  охватывающему   стадии
планирования,   проведения   тендера,   финансирования,    управления,
экспертизы, контроля и внедрения;
    -    создание   государственной   системы   научно-технической   и
промышленной  информации  на основе сети региональных   информационно-
аналитических центров, проблемно-ориентированных информационных баз  и
банков данных;
    -   максимальное  использование  рыночных  механизмов  активизации
инновационно-предпринимательской деятельности;
    - усиление инновационного потенциала научно-технической  сферы  за
счет   ее  структурного реформирования,  частичного разгосударствления
и приватизации, создания эффективных инновационных структур;
    - мотивацию  интересов  разработчиков,  производителей продукции и
инвесторов,   признание  объектов  интеллектуальной  собственности   в
качестве   источников   доходов,   снятие   ограничений   на   размеры
вознаграждения за прибыльные разработки, защиту прав авторов;
    - ориентацию  инновационных  технологий на социально-экономические
приоритеты;
    -  создание  равных  стимулов  в инновационной  деятельности  всем
субъектам хозяйствования независимо от форм собственности;
    -   мотивацию   привлечения  средств  отечественных   предприятий,
предпринимателей и банков для реализаций инновационно-производственных
проектов;
    -   стимулирование   зарубежных   инвестиций    в    инновационно-
производственные проекты;
    -  проведение  активной  государственной политики  по  объединению
научного,     научно-технического   и   технологического    потенциала
Национальной академии наук Кыргызской Республики,  отраслевых  научных
учреждений    и  высших  учебных  заведений,   созданию  инновационно-
производственных   центров  и  технопарков,    в   том   числе   путем
акционирования,  передачи  площадей и  оборудования  предпринимателям,
банкам,   иным инвесторам на условиях долгосрочной аренды (лизинга)  в
установленном законодательством республики порядке.

                        3. Культура и искусство

    Основные цели,  принципы организации и управления сферой культуры,
искусства  и  архивного дела изложены в Законе Кыргызской   Республики
"О  культуре",   в   Государственной  целевой  программе  "Развитие  и
сохранение культуры и искусства Кыргызской Республики "Маданият" (1997-
2000  годы).  Новые  подходы  в организации  деятельности  этой  сферы
изложены  в  Послании  Президента Кыргызской  Республики  Акаева  А.А.
Жогорку  Кенешу   и   народу Кыргызстана  "Модель развития  социальной
сферы   Кыргызстана  в  XXI  веке".  Они  основываются  на   принципах
состязательности,   конкурентности  и  самоокупаемости.    Для   этого
необходимо трансформировать сферу культуры и искусства,  адаптируя  ее
к деятельности в рыночных условиях,  что в  свою очередь требует:
    -   создание  нормативно-правовой  базы  по  вопросам   охраны   и
использования историко-культурного наследия, защиты авторских  прав  в
искусстве,  внедрения  стимулирующих  форм  оплаты  труда  деятелей  и
учреждений   культуры   и   искусства   по   вопросам   международного
сотрудничества;
    - государственную поддержку сохранения и использования культурного
наследия,   развития   сферы  культуры и  искусства,   самодеятельного
художественного творчества;
    -  подготовку  в  соответствии с требованиями  рыночных  отношений
специалистов-менеджеров,    продюсеров,   антрепренеров    и    других
организаторов   коммерческой    деятельности    учреждений   культуры,
искусства и архивного дела;
    -  поэтапный  переход учреждений культуры, искусства  и  архивного
дела   на   самоокупаемость  и  самофинансирование  за  счет  создания
внебюджетных  фондов,   привлечения  грантов,  инвестиций   и   других
источников финансирования;
    -  государственную  поддержку развития рыночных  структур  и  форм
оказания  услуг в области культуры и искусства (проведение  аукционов,
ярмарок, выставок и т.д.);
    - повышение качества подготовки  специалистов  по  направлениям  и
специальностям  культуры  и  искусства,   стимулирование   конкурсного
отбора   при  приеме  в  высшие  и  средние  профессиональные  учебные
заведения   Кыргызской  Республики,  а  также  стран  СНГ  и  дальнего
зарубежья;
    -  внедрение  принципов состязательности,   конкурсного  отбора  в
процессе  формирования  творческих кадров  государственных  учреждений
культуры  и  искусства,   творческих групп и коллективов,  организации
зарубежных стажировок и гастрольных поездок;
    - стимулирование и государственную поддержку творческих обменов со
странами    СНГ   и   дальнего   зарубежья,   привлечения   зарубежных
деятелей культуры и искусства, организации их гастролей, выставок.

                      4. Источники финансирования

    Основой  государственной  гарантии развития  и  доступности  сферы
образования,    науки,    культуры    и   архивного   дела    является
государственное финансирование на основе государственных нормативов.
    Учреждения образования,  науки,  культуры  и архивного дела вправе
привлекать  внебюджетные средства за счет создания  фондов   поддержки
и  развития  образования, науки, культуры и архивного дела, банковских
кредитов,   инвестиций,   а  также за счет  платы  за  предоставляемые
услуги  и других источников.
    В   сфере   образования,   науки,  культуры   и   архивного   дела
предусматривается     льготное    налогообложение,     государственная
поддержка и создание условий для самофинансирования их деятельности  и
стимулирования  инвестиций.

          5. Управление в сфере образования, науки и культуры

    Управление   сферой   образования,   науки    и   культуры   носит
государственный  и  общественный  характер,   осуществляется  органами
государственной   власти,    государственного   управления,   местного
управления   и   самоуправления,   независимо  от  форм  собственности
учреждений   образования,    на  основе  законодательства   Кыргызской
Республики.
    Государственное управление дает возможность  выбора  содержания  и
форм    организации   учебного   процесса,   определения   приоритетов
научных   исследований   и  воспроизводства  творческого    потенциала
общества,  осуществления  кадровой  политики,  расходования бюджета (в
соответствии с Уставом),  формирования внебюджетных средств  за   счет
создания  фондов поддержки  и  развития образования,  науки,  культуры
и архивного дела, оказания платных услуг.
Развиваются  институты   автономности  и  самостоятельности   во  всех
сферах    образования,    науки,   культуры    и    архивного    дела,
совершенствуется  деятельность Национальной общественной  комиссии  по
образованию,  науке, культуре и кадрам,  экспертных комиссий,