Одобрена
постановлением Правительства
Кыргызской Республики
от 23 июля 1998 года N 487
КОНЦЕПЦИЯ
развития образования, науки и культуры
Кыргызской Республики
В государственной политике суверенного Кыргызстана одним из
приоритетных направлений является подготовка нового,
высокообразованного, культурного поколения граждан республики,
способного иметь четкие ориентиры в эпоху рыночных отношений, умело
адаптироваться в них.
Образование, наука и культура основываются на гуманистических
ценностях народа и мировой культуры, на принципах демократии и
общепризнанных правах и свободах человека.
Государство должно обеспечить каждому гражданину республики равные
права и возможности, сохранение доступности образования и духовных
ценностей, внедряя и развивая при этом институт рынка и
законодательную базу в этих направлениях.
1. Образование
Основные принципы организации и управления образовательной
деятельностью в Кыргызской Республике, структура системы образования
определяются Законом Кыргызской Республики "Об образовании",
Президентской программой "Кадры XXI века" и Национальной
образовательной программой "Билим". Целевые задачи на ближайший
период развития системы образования определены в Послании Президента
Кыргызской Республики Акаева А.А. Жогорку Кенешу Кыргызской
Республики и народу Кыргызстана "Модель развития социальной сферы
Кыргызстана в XXI веке" - сохранение доступности образования и
интеграция в мировое образовательное пространство, для чего
необходимо совершенствовать правовую и нормативную основу
образования, разрабатывать и интенсивно внедрять в процесс
обучения новые технологии, повышать квалификацию и профессионализм
преподавательского состава, которое является гарантией высокого
качества образования на современном этапе его развития.
Механизмы достижения поставленных целей
Доступность образования для населения предполагает:
- свободное развитие учреждений образования в рамках Закона
Кыргызской Республики "Об образовании" по уровням и видам
образовательных программ, видам учебных заведений, формам
финансирования образовательной деятельности;
- всемерное развитие рынка образовательных услуг в соответствии с
потребностями в них;
- многообразие образовательных программ, обеспечивающее получение
каждым гражданином Кыргызской Республики образования в соответствии
с интересами и возможностями. Многообразие должно обеспечиваться как
по установленным ступеням образования (общее начальное, основное,
полное среднее; профессиональное начальное, среднее высшее,
послевузовское), так и в пределах этих ступеней и обязательных
общегосударственных требований к содержанию образования на каждой
ступени;
- сохранение бюджетного финансирования общего среднего образования
и государственного заказа на профессиональное образование (в
пределах требований государственных образовательных стандартов);
- свободное конкурсное зачисление на высшие уровни образования и
обучение за счет средств бюджета;
- поэтапное введение системы личного кредитования высшего и
среднего профессионального образования из государственного бюджета.
Высокое качество образования, образованность - непреходящее
богатство народа, общества, государства.
Достижение устойчивого повышения качества образования
предполагает:
- своевременное и полномасштабное обеспечение учебного процесса
правовой, нормативной и информационной базой;
- фундаментализацию образования, особенно на высших его уровнях,
ориентацию образовательных программ на усвоение обучающимися
общекультурных, философских, экономических знаний, выработанных
человечеством, изучение фундаментальных, естественно-научных и
специальных дисциплин;
- изыскание и внедрение эффективных стимулов повышения мотивации
получения высококачественного образования на всех ступенях общего,
профессионального и послевузовского образования;
- компьютеризацию учебного процесса, разработку и внедрение
обучающих компьютерных технологий на всех этапах освоения
образовательных и профессиональных программ, стимулирование этого
процесса;
- стимулирование процесса непрерывного повышения профессионального
и научного уровня педагогического и научно-педагогического
состава, разработку и внедрение эффективных критериев оценки и
механизмов мотивации педагогического труда;
- введение мобильной системы формирования педагогического состава
с сочетанием открытых конкурсов и контрактов;
- приоритетную государственную политику послевузовской подготовки
и профессиональной переподготовки педагогических кадров в рамках
государственного заказа, а также внебюджетное финансирование,
привлечение инвестиций и грантов;
- приоритетный учет качества оказываемых образовательных услуг в
проведении государственной кадровой политики на всех уровнях
образования;
- разработку и внедрение эффективных критериев оценки деятельности
учебных заведений;
- поэтапное перенесение центра тяжести государственного контроля
на оценку результатов деятельности учебных заведений;
- поэтапное введение государственного контроля (тестирования) всех
выпускников на завершающих этапах обучения и совершенствования
технологии контроля (тестирования) в направлении повышения их
надежности;
- совершенствование технологий проведения, эффективность
государственной аттестации учебных заведений, введение их
государственной аккредитации.
Интеграция образования в мировое образовательное пространство
имеет в качестве исходной платформы сформированную на настоящее время
образовательную базу, которая оказалась наиболее адаптированной к
условиям свободного рынка. Дальнейшее развитие в этом направлении
предполагает:
- создание условий для поэтапного перехода на международные
нормативные сроки общего среднего образования;
- поэтапный переход на международную систему классификации
образования и специальностей профессионального образования;
- развитие и расширение обучения по экспериментальным программам,
учитывающим международный опыт в формировании содержания образования
и на этой основе - совершенствование государственных
образовательных стандартов;
- обеспечение эквивалентности образования в рамках подписанных
Кыргызской Республикой договоров и соглашений;
- усиление и совершенствование программ языковой подготовки,
стимулирование изучения иностранных языков на всех уровнях
образования; свободное владение иностранными языками выпускниками
магистратуры и аспирантуры;
- создание условий и стимулирование общественно-профессиональной и
международной аккредитации учебных заведений и образовательных
программ.
2. Наука и научно-технологическая деятельность
Стратегической целью государственной политики в сфере науки,
научно-исследовательской и технологической деятельности является
создание научно-технологической базы для формирования прогрессивной,
восприимчивой к нововведениям производственно-технологической
структуры отраслей хозяйства, обеспечивающей оптимальное соотношение
экономических и экологических интересов общества, энергетическую
независимость и технологическую безопасность, устойчивое развитие
экономики на базе технического и технологического перевооружения
производства. Эти задачи сформулированы в Законе Кыргызской Республики
"О науке и об основах государственной научно-технической политики",
докладе Президента Кыргызской Республики на общем собрании
Национальной академии наук Кыргызской Республики (1998 год), Послании
Президента Кыргызской Республики Жогорку Кенешу Кыргызской
Республики и народу Кыргызстана "Модель развития социальной сферы
Кыргызстана в XXI веке".
Достижение поставленных целей предполагает:
- создание нормативно-правовой базы, стимулирующей процесс
технического и технологического перевооружения производства,
активизацию инновационно-предпринимательской деятельности, выпуск
конкурентоспособной продукции;
- ориентацию, прежде всего, на собственный научно-технический и
технологический потенциал, собственные сырьевые ресурсы и, только
затем, на технологии международного рынка и внешние сырьевые ресурсы;
- формирование научно-технических и технологических инновационных
программ по программно-целевому принципу, охватывающему стадии
планирования, проведения тендера, финансирования, управления,
экспертизы, контроля и внедрения;
- создание государственной системы научно-технической и
промышленной информации на основе сети региональных информационно-
аналитических центров, проблемно-ориентированных информационных баз и
банков данных;
- максимальное использование рыночных механизмов активизации
инновационно-предпринимательской деятельности;
- усиление инновационного потенциала научно-технической сферы за
счет ее структурного реформирования, частичного разгосударствления
и приватизации, создания эффективных инновационных структур;
- мотивацию интересов разработчиков, производителей продукции и
инвесторов, признание объектов интеллектуальной собственности в
качестве источников доходов, снятие ограничений на размеры
вознаграждения за прибыльные разработки, защиту прав авторов;
- ориентацию инновационных технологий на социально-экономические
приоритеты;
- создание равных стимулов в инновационной деятельности всем
субъектам хозяйствования независимо от форм собственности;
- мотивацию привлечения средств отечественных предприятий,
предпринимателей и банков для реализаций инновационно-производственных
проектов;
- стимулирование зарубежных инвестиций в инновационно-
производственные проекты;
- проведение активной государственной политики по объединению
научного, научно-технического и технологического потенциала
Национальной академии наук Кыргызской Республики, отраслевых научных
учреждений и высших учебных заведений, созданию инновационно-
производственных центров и технопарков, в том числе путем
акционирования, передачи площадей и оборудования предпринимателям,
банкам, иным инвесторам на условиях долгосрочной аренды (лизинга) в
установленном законодательством республики порядке.
3. Культура и искусство
Основные цели, принципы организации и управления сферой культуры,
искусства и архивного дела изложены в Законе Кыргызской Республики
"О культуре", в Государственной целевой программе "Развитие и
сохранение культуры и искусства Кыргызской Республики "Маданият" (1997-
2000 годы). Новые подходы в организации деятельности этой сферы
изложены в Послании Президента Кыргызской Республики Акаева А.А.
Жогорку Кенешу и народу Кыргызстана "Модель развития социальной
сферы Кыргызстана в XXI веке". Они основываются на принципах
состязательности, конкурентности и самоокупаемости. Для этого
необходимо трансформировать сферу культуры и искусства, адаптируя ее
к деятельности в рыночных условиях, что в свою очередь требует:
- создание нормативно-правовой базы по вопросам охраны и
использования историко-культурного наследия, защиты авторских прав в
искусстве, внедрения стимулирующих форм оплаты труда деятелей и
учреждений культуры и искусства по вопросам международного
сотрудничества;
- государственную поддержку сохранения и использования культурного
наследия, развития сферы культуры и искусства, самодеятельного
художественного творчества;
- подготовку в соответствии с требованиями рыночных отношений
специалистов-менеджеров, продюсеров, антрепренеров и других
организаторов коммерческой деятельности учреждений культуры,
искусства и архивного дела;
- поэтапный переход учреждений культуры, искусства и архивного
дела на самоокупаемость и самофинансирование за счет создания
внебюджетных фондов, привлечения грантов, инвестиций и других
источников финансирования;
- государственную поддержку развития рыночных структур и форм
оказания услуг в области культуры и искусства (проведение аукционов,
ярмарок, выставок и т.д.);
- повышение качества подготовки специалистов по направлениям и
специальностям культуры и искусства, стимулирование конкурсного
отбора при приеме в высшие и средние профессиональные учебные
заведения Кыргызской Республики, а также стран СНГ и дальнего
зарубежья;
- внедрение принципов состязательности, конкурсного отбора в
процессе формирования творческих кадров государственных учреждений
культуры и искусства, творческих групп и коллективов, организации
зарубежных стажировок и гастрольных поездок;
- стимулирование и государственную поддержку творческих обменов со
странами СНГ и дальнего зарубежья, привлечения зарубежных
деятелей культуры и искусства, организации их гастролей, выставок.
4. Источники финансирования
Основой государственной гарантии развития и доступности сферы
образования, науки, культуры и архивного дела является
государственное финансирование на основе государственных нормативов.
Учреждения образования, науки, культуры и архивного дела вправе
привлекать внебюджетные средства за счет создания фондов поддержки
и развития образования, науки, культуры и архивного дела, банковских
кредитов, инвестиций, а также за счет платы за предоставляемые
услуги и других источников.
В сфере образования, науки, культуры и архивного дела
предусматривается льготное налогообложение, государственная
поддержка и создание условий для самофинансирования их деятельности и
стимулирования инвестиций.
5. Управление в сфере образования, науки и культуры
Управление сферой образования, науки и культуры носит
государственный и общественный характер, осуществляется органами
государственной власти, государственного управления, местного
управления и самоуправления, независимо от форм собственности
учреждений образования, на основе законодательства Кыргызской
Республики.
Государственное управление дает возможность выбора содержания и
форм организации учебного процесса, определения приоритетов
научных исследований и воспроизводства творческого потенциала
общества, осуществления кадровой политики, расходования бюджета (в
соответствии с Уставом), формирования внебюджетных средств за счет
создания фондов поддержки и развития образования, науки, культуры
и архивного дела, оказания платных услуг.
Развиваются институты автономности и самостоятельности во всех
сферах образования, науки, культуры и архивного дела,
совершенствуется деятельность Национальной общественной комиссии по
образованию, науке, культуре и кадрам, экспертных комиссий,