Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

УТРАТИЛО СИЛУ

в соответствии с постановлением Правительства КР

от 28 марта 2016 года N 151

 
 
                                                     Утверждена
                                постановлением Правительства
                                        Кыргызской Республики
                                      от 19 октября 2006 года № 737
 
                       ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
             "Кайрылман" по оказанию содействия этническим
           кыргызам, возвращающимся на историческую родину,
                           на 2006-2008 годы
 
     Государственная программа "Кайрылман" по оказанию содействия этни-
ческим  кыргызам,  возвращающимся на историческую родину,  на 2006-2008
годы, (далее - Программа) определяет основные меры реализации государс-
твенной  миграционной политики по созданию условий приема и легализации
иммигрантов-кыргызов по происхождению на территории Кыргызской  Респуб-
лики.
     Реализация Программы предполагает упорядочение процесса  возвраще-
ния  этнических кыргызов на историческую родину,  изменение нормативной
правовой базы Кыргызской Республики с определением статуса  "кайрылман"
для переселенцев - этнических кыргызов,  создание для них условий упро-
щенного порядка регистрации,  приобретения гражданства и документирова-
ния,  а  также рациональное их расселение на территории Кыргызской Рес-
публики и создание им условий для социально-экономической адаптации.
     Особую озабоченность  вызывает положение вынужденных переселенцев.
Подвергаясь угрозам и вытеснению с прежних мест проживания, они выезжа-
ют в страны с более благоприятными условиями для жизни. Прибывая на но-
вое место жительства и испытывая сложности,  связанные  с  определением
правового статуса и изменением гражданства,  иммигранты не могут устро-
иться на работу,  иметь полноценный доступ к образованию,  медицинскому
обслуживанию  и получению гарантированных государством социальных посо-
бий.
     В аналогичных  условиях оказались также и кыргызы,  проживавшие на
момент приобретения Кыргызстаном независимости за ее  пределами.  Граж-
данская  война  в Таджикистане и желание многих некоренных жителей вые-
хать из Узбекистана привели к массовым  переселениям  кыргызов  преиму-
щественно в Ошскую, Джалал-Абадскую и Чуйскую области республики.
 
                      Анализ современной ситуации
 
     По результатам республиканской переписи этнических кыргызов,  про-
веденной весной-летом 2005 года по инициативе Иммиграционного фонда при
поддержке  Международной Организации по миграции,  выполненной неправи-
тельственными организациями,  осуществляющими свою деятельность в сфере
оказания  поддержки иммигрантам - этническим кыргызам,  в республику на
постоянное место жительства прибыло 22805 переселенцев,  из  них  граж-
данство  Кыргызской  Республики получили 2034 человека.  Основной поток
переселенцев прибывает из  Республики  Таджикистан  и  Узбекистан.  При
этом, процесс переселения этнических кыргызов из-за рубежа не прекраща-
ется и имеет устойчивую тенденцию к увеличению. Вместе с тем, переселе-
ние происходит неорганизованно и, зачастую, имеет стихийный характер. В
большинстве случаев этнические кыргызы прибывают в Кыргызстан с  нераз-
решенными вопросами выхода из прежнего гражданства. Нарушая порядок пе-
ресечения государственной границы и постановки на учет, этнические кыр-
гызы автоматически переходят в категорию лиц, пребывающих в Кыргызстане
с нарушениями существующих правил пребывания на территории  республики.
Как  следствие,  порядка  двадцати  тысяч соотечественников не имеют на
территории Кыргызстана легального статуса,  и  испытывают  сложности  в
приобретении  гражданства  Кыргызской Республики и интеграции в местное
сообщество.
     Отсутствие механизмов социальной и экономической адаптации пересе-
ленцев и несовершенство законодательной базы в этой области не позволя-
ют  в полной мере гарантировать переселенцам - этническим кыргызам бла-
гоприятные условия проживания в Кыргызской  Республике.  В  этой  связи
Программа  предполагает создание для переселенцев - этнических кыргызов
благоприятного режима пребывания, с приданием статуса "кайрылман".
     Главным содержанием  статуса  "кайрылман"  является предоставление
переселенцам - этническим кыргызам  временного  легального  статуса  до
приобретения гражданства Кыргызской Республики, что позволит решить ос-
новные задачи по их документированию,  регистрации и учету, а также га-
рантирует реализацию права на труд, образование, свободу передвижения.
 
                 Цели и механизмы реализации Программы
 
     Цели и  задачи Программы направлены на упорядочение процесса возв-
ращения этнических кыргызов на территорию Кыргызской Республики, их до-
кументирования и рационального расселения по регионам республики.
     Основной целью Программы является создание  благоприятных  условий
для интеграции этнических кыргызов, прибывающих из-за рубежа, в местное
сообщество. Основными задачами Программы являются:
     1. Совершенствование национального миграционного законодательства.
     2. Введение статуса "кайрылман" для переселенцев - этнических кыр-
гызов и осуществление комплексных мероприятий на законодательном уровне
по вопросам, связанным с ведением данного статуса.
     3. Определение ежегодных иммиграционных квот для лиц, имеющих ста-
тус "кайрылман",  с предоставлением земельных участков для индивидуаль-
ного жилищного строительства, а также созданием в местах их компактного
размещения центров по обучению,  культурной, социальной и экономической
адаптации.
     4. Осуществление информационной кампании в местах компактного про-
живания этнических кыргызов за рубежом, с разъяснением порядка надлежа-
щего оформления документов по выходу из прежнего гражданства, условий и
порядка легального въезда и последующего документирования на территории
Кыргызской Республики,  в соответствии с ежегодно устанавливаемыми  им-
миграционными квотами, а также повышение правовой грамотности иммигран-
тов,  создание обучающих центров,  проведение семинаров,  опубликование
справочных материалов, проведение информационной кампании через телеви-
дение и СМИ.
     5. Определение  помещений для создания центров временного размеще-
ния этнических кыргызов, их ремонт, оснащение и укомплектование штатны-
ми единицами.
     6. Содействие в подготовке переселенцами - этническими  кыргызами,
необходимого пакета документов для легализации на территории Кыргызской
Республики.
     7. Оказание  правовой  и  социально-экономической поддержки лицам,
имеющим статус "кайрылман".
 
                       Финансирование Программы
 
     Финансирование Программы будет осуществляться за счет  привлечения
донорских и других финансовых средств, не запрещенных законодательством
Кыргызской Республики. Объемы бюджетного финансирования Программы будут
уточняться ежегодно при формировании бюджетного законодательства на со-
ответствующий финансовый год.
 
                          Ожидаемый результат
 
     Реализация Программы позволит на законодательном уровне  закрепить
условия по реализации прав переселенцев - этнических кыргызов,  или лиц
без гражданства кыргызской национальности,  а также позволит выработать
действенные  механизмы регулирования переселения этнических кыргызов на
историческую родину.