Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском
                        УТРАТИЛ СИЛУ
     в сответствии с Законом КР от 30 апреля 2003 года № 92
г.Бишкек 
от 29 ноября 1997 года N 84

                   ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

            О внесении изменений и дополнений в Закон
             Кыргызской Республики "Об образовании"

Принят Законодательным собранием
Жогорку  Кенеша  Кыргызской Республики       13  ноября  1997 года

    Статья 1.

    Внести   в  Закон  Кыргызской  Республики  "Об   образовании"
(Ведомости Верховного Совета Республики Кыргызстан, 1993 г., N 2,
ст.53) следующие изменения и дополнения:
    1.   По    всему    тексту  Закона  слова    "образовательные
учреждения"  и  "Республики Кыргызстан" заменить   соответственно
словами  "учреждения образования" и "Кыргызской Республики".
    2.   В  статье  1  слова   ",   другими  законодательными   и
подзаконными" заменить словами  "и принимаемыми в соответствии  с
ним другими законами, иными нормативными правовыми".
    3. В статье 3:
    абзацы первый и второй изложить в следующей редакции:
    "Основными принципами организации образования являются:
    -  равенство  прав  всех  граждан Кыргызской  Республики   на
получение образования;
    -    бесплатное   образование   в   государственных   учебных
заведениях    всех    типов     в    пределах    государственного
образовательного  стандарта,   а  также  создание   условий   для
функционирования платного образования;";
    статью  после   абзаца   третьего   дополнить  новым  абзацем
следующего содержания:
    "-  возможность      функционирования      подразделений,
осуществляющих  обучение  на платной  основе,  в  государственных
учреждениях образования;";
    абзацы    третий-одиннадцатый    данной    статьи     считать
соответственно абзацами пятым-тринадцатым.
    4.  Статью   4  после  части третьей дополнить  новой  частью
следующего содержания:
    "В   отдельных   случаях   в   установленном   Правительством
Кыргызской     Республики    порядке    могут     реализовываться
образовательные  программы  вне государственного образовательного
стандарта.".
    5.   В   абзаце   третьем   статьи   6   слова    "основного,
профессионального  и  на  конкурсной основе  бесплатного  полного
среднего   и  высшего  образования"  заменить  словами  "среднего
(полного)   общего  образования  и  на  конкурсной    основе    -
бесплатного      начального     профессионального,       среднего
профессионального и высшего профессионального образования".
    6. Дополнить Закон статьей 9-1 следующего содержания:
    "Статья 9-1. Устав учреждения образования

    Устав  учреждения  образования  принимается  общим  собранием
коллектива  учреждения  образования  и регистрируется центральным
органом   государственного  управления  образованием  в  процессе
лицензирования и  аттестации  учреждения  образования.   В  части
коммерческой деятельности учреждение образования регистрируется в
порядке,    определяемом   законами  Кыргызской   Республики   "О
государственной     регистрации     юридических     лиц",      "О
лицензировании".
    В  уставе   учреждения  образования  в  обязательном  порядке
указываются:
    -  наименование,  местонахождение  (юридический,  фактический
адреса), статус учреждения образования;
    - учредитель;
    - организационно-правовая форма учреждения образования;
    -  цели  образовательного процесса,  типы и виды  реализуемых
образовательных программ;
    -   основные   характеристики  организации   образовательного
процесса, в том числе:
    а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;
    б) порядок приема обучающихся, воспитанников;
    в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;
    г)    порядок    и    основания    отчисления    обучающихся,
воспитанников;
    д)  система  оценок  при промежуточной  аттестации,  формы  и
порядок ее проведения;
    е) режим занятий обучающихся, воспитанников;
    ж)   наличие  платных  образовательных  услуг  и  порядок  их
предоставления (на договорной основе);
    з)  порядок  регламентации и оформления отношений  учреждения
образования   и   обучающихся,   воспитанников   и    (или)    их
родителей (законных представителей);
    -   структура   финансовой   и   хозяйственной   деятельности
учреждения образования, в том числе:
    а)   использование   объектов  собственности,    закрепленных
учредителем за учреждением образования;
    б)  финансирование   и   материально-техническое  обеспечение
деятельности учреждения образования;
    в)  источники и порядок формирования собственности учреждения
образования;
    г) порядок осуществления предпринимательской деятельности;
    - порядок управления учреждением образования, в том числе:
    а) компетенция учредителя;
    б)   структура,   порядок  формирования  органов   управления
учреждением  образования, их компетенция  и  порядок  организации
деятельности;
    в)  порядок  комплектования работников учреждения образования
и  условия оплаты их труда;
    г) порядок изменения устава учреждения образования;
    д)    порядок    реорганизации   и   ликвидации    учреждения
образования;
    - права и обязанности участников образовательного процесса;
    -  перечень  видов локальных актов (приказы,  распоряжения  и
другие    акты),    регламентирующих   деятельность    учреждения
образования".
    7. Статью 11 изложить в следующей редакции:
    "Статья 11. Образовательные программы

    В    Кыргызской    Республике   реализуются   образовательные
программы,   которые  подразделяются  на  общеобразовательные   и
профессиональные.
    Общеобразовательные  программы направлены  на  решение  задач
формирования  общей культуры,  интеллекта, адаптации  личности  к
жизни  в  обществе, на создание основы для осознанного  выбора  и
освоения профессиональных образовательных программ.
    К общеобразовательным относятся программы:
    - дошкольного образования;
    - начального общего образования;
    - основного общего образования;
    - среднего (полного) общего образования.
    Профессиональные  образовательные  программы   направлены  на
решение   задач   последовательного  повышения  профессионального
уровня,  подготовку специалистов соответствующей квалификации.
    К профессиональным относятся образовательные программы:
    - начального профессионального образования;
    - среднего профессионального образования;
    - высшего профессионального образования;
    -  послевузовского профессионального образования (ординатура,
адъюнктура, аспирантура и т.п.).
    Обязательный     минимум    содержания    каждой     основной
общеобразовательной   программы   или  основной  профессиональной
образовательной    программы   устанавливается    соответствующим
государственным  образовательным  стандартом.
    Общеобразовательные и профессиональные программы строятся  на
принципах многоуровневости,  дифференциации,  преемственности  на
базе государственных образовательных стандартов.
    За  пределами   государственных  образовательных   стандартов
на    всех    уровнях    могут   иметь    место    дополнительные
общеобразовательные   и   (или) профессиональные  образовательные
программы.".
    8. В части первой статьи 12:
    абзац  пятый после слова "профессиональные" дополнить словами
"начальные, средние и высшие";
    абзац шестой исключить.
    9. В статье 13:
    в    части   второй   слово   "учителями"   заменить   словом
"учредителями";
    дополнить статью частью третьей следующего содержания:
    "Государственные   высшие    профессиональные    и    средние
профессиональные  учебные заведения создаются,  реорганизуются  и
ликвидируются Правительством Кыргызской Республики.".
    10. В статье 16:
    в  части  третьей предложение "Образование в объеме  основной
ступени  является обязательным." заменить предложением   "Среднее
(полное) общее образование является обязательным и бесплатным.";
    часть четвертую исключить;
    дополнить статью новой частью следующего содержания:
    "Нормативная  учебная  нагрузка для учителей  первой  ступени
образования составляет 16 часов в неделю,  для учителей второй  и
третьей ступени образования - 18 часов.".
    11. Статью 17 изложить в следующей редакции:
    "Статья 18. Начальное профессиональное образование

    Начальное    профессиональное   образование    имеет    целью
удовлетворение потребностей экономики в квалифицированных рабочих
кадрах  путем  профессионального  обучения,   составными  частями
которого   могут   быть  подготовка,  повышение  квалификации   и
переподготовка рабочих.
    Начальное   профессиональное   образование   базируется    на
основном   общем   образовании.  По определенным  профессиям  оно
может  базироваться  на  среднем (полном) общем  образовании  или
осуществляться  по  единой  интегрированной  программе  общего  и
профессионального образования.  В необходимых случаях  лицам,  не
имеющим  основного  общего  образования,  создаются  условия  для
получения профессии.
    Начальное   профессиональное  образование  осуществляется   в
профессиональных    учебных   заведениях,    в    образовательных
подразделениях предприятий, учреждений и организаций,  в  учебных
заведениях   для   особого  контингента,   а   также   в   других
специализированных учебных учреждениях, прошедших  лицензирование
и аттестацию в установленном порядке.".
    12. Статью 18 считать статьей 17.
    13. В статье 19:
    название статьи изложить в следующей редакции:
    "Среднее    профессиональное   и   высшее    профессиональное
образование";
    часть   первую   после   слова  "Высшее"   дополнить   словом
"профессиональное";
    в  части   второй   слова  "доктор  и доктор  наук"  заменить
словами "кандидат наук и доктор наук";
    часть третью изложить в следующей редакции:
    "Доступ  к  высшему профессиональному  образованию   возможен
только   при    наличии  аттестата  о  среднем   (полном)   общем
образовании или диплома о среднем профессиональном образовании.";
    дополнить   статью   частями  первой  и   второй   следующего
содержания:
    "Среднее    профессиональное   образование    имеет     целью
удовлетворение   потребностей   личности    в    профессиональной
подготовке по определенной специальности.
    Учебные   заведения  среднего  профессионального  образования
реализуют  профессиональные программы на базе среднего  (полного)
общего  образования и присваивают квалификацию по соответствующей
специальности.";
    части  первую,   вторую   и  третью  соответственно   считать
частями третьей, четвертой и пятой.
    14. Часть первую статьи 21 изложить в следующей редакции:
    "Учреждения   образования,    кроме   дошкольных,   прошедшие
лицензирование и последующую государственную аттестацию,   выдают
выпускникам и соискателям,  прошедшим государственную аттестацию,
документ   об   образовании  (квалификации)  общегосударственного
образца.".
    15.  В части второй статьи 22 слова "учебных планов" заменить
словами "образовательных программ".
    16.  Часть  третью статьи 23 после слова "ребенком" дополнить
словами "среднего (полного) общего".
    17.  Статью  24  после  части второй дополнить  новой  частью
следующего содержания:
    "Лица,    не    имеющие   педагогического    образования    и
квалификации,  имеют право на  педагогическую   деятельность   по
решению  педагогического (ученого)  совета учреждения образования
или после прохождения переподготовки.".
    18. В части первой статьи 25:
    дополнить  часть  после  абзаца  второго   новыми    абзацами
следующего содержания:
    "-  создание  авторских школ,  классов,   проведение  научно-
педагогического      эксперимента,      внедрение      передового
педагогического  опыта в практику;
    - на защиту своего достоинства и профессиональной чести;";
    абзацы  третий,   четвертый  и пятый  соответственно  считать
абзацами пятым, шестым и седьмым.
    19.  Статью  26 после части третьей дополнить новыми  частями
следующего содержания:
    "Для  организации социальной поддержки студентов, обучающихся
в    учреждениях    начального    профессионального,     среднего
профессионального и высшего профессионального образования,  может
быть  создана   специальная система кредитования в  виде  личного
социального образовательного кредита.
    Положение   о   личном  социальном  образовательном   кредите
разрабатывается   и   утверждается   Правительством    Кыргызской
Республики.";
    части   четвертую-восьмую    данной   статьи   соответственно
считать частями шестой-десятой.
    20.  Предложение  второе части второй статьи  27  после  слов
"могут проводиться также" дополнить словами "на дому,".
    21. В статье 28:
    после   части   первой   дополнить  статью   новыми   частями
следующего  содержания:
    "Установить    научным,   научно-педагогическим   работникам,
профессорско-преподавательскому  составу  ежемесячные надбавки  к
заработной плате за ученую степень:  докторам наук - в размере не
менее шестикратной минимальной заработной платы; кандидатам  наук
- в размере не менее трехкратной минимальной заработной платы.
    Профессорско-преподавательскому  составу   учебных  заведений
высшего  профессионального образования  установить   надбавки   в
соответствии  со стажем в размере:
    -  за  пять  лет  работы  -  не  менее  десяти  процентов  от
основного  оклада;
    -  за  десять  лет  работы - не менее двадцати  процентов  от
основного оклада;
    -  за  пятнадцать  и  более лет работы - не  менее   тридцати
процентов от основного оклада.";
    части  вторую  и  третью данной статьи считать соответственно
частями четвертой и пятой;
    дополнить статью частью шестой следующего содержания:
    "Работникам образования,  проживающим в сельской местности  и
в  поселках  городского типа, предоставляется право на  земельные
наделы,   недвижимость   и  иное  имущество  наравне  с   членами
крестьянских  и фермерских хозяйств в соответствии с  действующим
законодательством.".
    22. В статье 29:
    статью  после части второй дополнить новой частью  следующего
содержания:
    "Открытие    и    ликвидация    учреждений    данного    типа
осуществляются Правительством Кыргызской Республики";
    в  части  пятой слово "основного" заменить словами  "среднего
(полного) общего";
    части    третью,     четвертую   и   пятую   данной    статьи
соответственно считать частями четвертой, пятой и шестой.
    23. В части первой статьи 31:
    абзац пятый изложить в следующей редакции:
    "-   обеспечивает   информационное,   научно-методическое   и
нормативное   обслуживание  системы  образования,    осуществляет
информационное обслуживание населения по вопросам образования;";
    в абзаце десятом слово "отдельными" заменить словом "всеми";
    абзацы   двенадцатый  и  тринадцатый  изложить  в   следующей
редакции:
    "-     устанавливает     порядок    аттестации    выпускников
государственных  и негосударственных учреждений  образования,   а
также   совместно   с   Высшей  аттестационной    комиссией   при
Правительстве Кыргызской Республики - порядок аттестации  научно-
педагогических кадров;
    -  регистрирует  уставы государственных  и  негосударственных
учреждений образования;";
    после  абзаца  тринадцатого  дополнить  часть  новым  абзацем
следующего содержания:
    "-  проводит   лицензирование   и  аттестацию  (аккредитацию)
государственных и негосударственных учреждений образования;";
    абзац четырнадцатый считать абзацем пятнадцатым.
    24. Часть вторую статьи 32 изложить в следующей редакции:
    "Органы    местного     управления    и   самоуправления    в
установленном  порядке  за счет средств  местного  бюджета  могут
создавать  учреждения образования,  обеспечив их соответствующими
педагогическими (научно-педагогическими) кадрами  и  материально-
технической базой.".
    25. Часть вторую статьи 33 изложить в следующей редакции:
    "Учреждениям образования предоставляется самостоятельность  в
организации    учебного   процесса,   выборе    форм    обучения,
осуществлении    кадровой    политики,    финансово-хозяйственной
деятельности   и  право  участвовать  совместно   с   центральным
государственным  органом  управления  образованием  в  разработке
положений по приему и отчислению контингента обучающихся.".
    26. Статью 34 изложить в следующей редакции:
    "Статья 34. Управление учреждениями образования

    Непосредственное    руководство    учреждением    образования
осуществляет его руководитель (ректор, директор, начальник).
    Руководители  государственных дошкольных  учреждений,   школ,
внешкольных    учреждений,     учебных    заведений    начального
профессионального   образования,   учебных  заведений    среднего
профессионального       образования      назначаются      органом
государственного управления учреждением образования по контракту.
    Руководители  всех   видов государственных учебных  заведений
высшего  профессионального образования  избираются  профессорско-
преподавательским    составом,    студентами    старших    курсов
государственного    учебного    заведения    и    уполномоченными
представителями центрального органа управления  образованием.
    Порядок  избрания  и  отзыва  руководителя   государственного
учебного    заведения   высшего   профессионального   образования
определяется Правительством Кыргызской Республики.
    Руководители   структурных    подразделений   государственных
учреждений   образования  назначаются  на   контрактно-конкурсной
основе в порядке,  установленном уставами учреждений образования.
    Руководители  негосударственных учреждений образования  и  их
структурных       подразделений     назначаются      учредителями
(руководителями     учреждений)     из     числа     специалистов
соответствующего профиля и квалификации. При этом  руководителями
высших  учебных заведений могут быть только специалисты,  имеющие
ученые   звания  и  степени.   Процедура  назначения,   а   также
правомочия    руководителей    определяются    учредителями     в
соответствии   с   настоящим  Законом  и   другими   нормативными
правовыми  актами  Кыргызской Республики и фиксируются  в  уставе
учреждения.
    Взаимоотношения  негосударственных учреждений  образования  с
обучающимися,     их   родителями   (законными   представителями)
регулируются договорами.".
    27.  Статью   36  после слов  "настоящим  Законом"  дополнить
словами "и другими законодательными актами об образовании".
    28. Статью 37 дополнить частью второй следующего содержания:
    "Учреждения  образования начинают реализацию  образовательных
профессиональных программ только после получения  соответствующих
лицензий.
    Документы   об   образовании   общегосударственного   образца
выдаются  учреждениями  образования,  прошедшими  государственную
аттестацию   и  в  соответствии  с  полученными  по   результатам
аттестации сертификатами.".
    29. В статье 38:
    часть   вторую   после   слов   "специальности   (профессии)"
дополнить словами "второго (и более) образования соответствующего
уровня";
    часть третью изложить в следующей редакции:
    "В  негосударственных  учреждениях образования,   а  также  в
подразделениях    государственных   учреждений,    осуществляющих
обучение   на    платной  основе,  может   взиматься   плата   за
образовательные  услуги, которые проводятся во внеурочное  время,
в  том  числе  за обучение в пределах требований  государственных
стандартов.   При  этом  в смету расходов на  обучение  не  могут
включаться прибыль и отчисления учредителю.".
    30. В статье 39:
    после  части первой дополнить статью новой частью  следующего
содержания:
    "Заработная    плата   учителей   общеобразовательных    школ
финансируется из республиканского бюджета.";
    части    вторую,    третью   и   четвертую   данной    статьи
соответственно считать частями третьей, четвертой и пятой.
    31. Дополнить Закон статьей 39-1 следующего содержания:
    "Статья 39-1. Права учреждения образования на пользование
             финансовыми и материальными средствами

    Учреждение     образования    самостоятельно     осуществляет
финансово-хозяйственную деятельность.  Оно имеет  самостоятельный
баланс  и  расчетный счет, в том числе валютный, в  банковских  и
иных кредитных организациях.
    Финансовые  и  материальные средства учреждения  образования,
закрепленные  за  ним  учредителем или являющиеся  собственностью
данного   учреждения  образования,   используются  им  по  своему
усмотрению в соответствии с уставом учреждения образования  и  не
подлежат изъятию,  если  иное  не предусмотрено законодательством
Кыргызской Республики.
    Финансовые  средства,   не  использованные  в  текущем   году
(квартале,   месяце),    не  могут  быть  изъяты   у   учреждения
образования или зачтены учредителем в объем финансирования  этого
учреждения образования на следующий год (квартал, месяц).
    Учреждение  образования вправе участвовать в уставных  формах
товариществ  (акционерных  обществ) и других  организаций  только
своими средствами.".
    32.  Статью  41  после  слов "отдельным гражданам"  дополнить
словами "и их гарантам".
    33. В статье 42:
    после   части   первой   дополнить  статью   новыми   частями
следующего  содержания:
    "Учреждение   образования   обязано   обеспечить   содержание
закрепленных   за  ним  и  (или)  принадлежащих  ему   на   праве
собственности   зданий,   сооружений,  оборудования   и   другого
имущества  социального, культурного и иного назначения на  уровне
не   ниже  определяемого  нормативами,  действующими  на   данной
территории.
    Развитие   материально-технической    базы   государственного
учреждения    образования   осуществляется   самим    учреждением
образования    в   пределах  закрепленных  за  ним  бюджетных   и
собственных средств.
    Развитие   материально-технической  базы   негосударственного
учреждения    образования   осуществляется    самим   учреждением
образования за счет средств учредителя и собственных средств.
    Государственные   и    местные  органы   управления   обязаны
оказывать  помощь  подведомственным  учреждениям  образования   в
решении вопросов содержания и развития их материально-технической
базы.";
    часть вторую исключить.
    34. В статье 43:
    в части пятой слова "в некоторых случаях" исключить;
    часть шестую изложить в следующей редакции:
    "Здания   и   материально-техническая  база   государственных
учреждений образования не подлежат приватизации.";
    дополнить статью частью седьмой следующего содержания:
    "Негосударственное   учреждение    образования     пользуется
преимущественным правом на приобретение ранее закрепленной за ним
или    арендуемой   им   отчуждаемой  государственной   и   (или)
муниципальной собственности.".
    35.   Статьи   сорок  пятую   -   сорок    девятую    считать
соответственно статьями сорок четвертой - сорок восьмой.

    Статья 2.

    Правительству    Кыргызской    Республики    привести    свои
нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

    Статья 3.

    Настоящий  Закон  вступает  в  силу  с  момента опубликования
    ("Эркин-Тоо" от 10 декабря 1998 года N 110).

    Президент Кыргызской Республики                А.Акаев