УТРАТИЛ СИЛУ
с 1 декабря 2004 года
в соответствии с Законом КР от 22 мая 2004 года N 67
г.Бишкек от 2 апреля 1996 года N 8
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
О стандартизации
(В редакции Закона КР от 8 июня 1998 года N 76)
Раздел I. Общие положения
Раздел II. Нормативные документы по стандартизации и их
применение
Раздел III. Государственный контроль и надзор за соблюдением
требований государственных стандартов
Раздел IV. Ответственность за нарушение положений настоящего
Закона
Раздел V. Финансирование работ по государственной стандартизации,
государственному контролю и надзору, стимулирование
применения государственных стандартов
Настоящий Закон устанавливает правовые основы стандартизации в
Кыргызской Республике, обязательные для органов государственной
власти и местного самоуправления, а также юридических и физических
лиц (далее - хозяйствующие субъекты), определяет меры правовой
защиты интересов потребителей и государства посредством разработки
и применения нормативных документов по стандартизации.
Раздел I
Общие положения
Статья 1. Понятие стандартизации
Стандартизация - это деятельность по установлению норм, правил и
характеристик (далее - требования) в целях обеспечения:
безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни,
здоровья и имущества;
технической и информационной совместимости, а также
взаимозаменяемости продукции;
качества продукции, работ и услуг;
единства измерений;
экономии всех видов ресурсов;
безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения
природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
обороноспособности и мобилизационной готовности Кыргызской
Республики.
Статья 2. Законодательство Кыргызской Республики о стандартизации
Отношения в области стандартизации регулируются настоящим Законом
и издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства
Кыргызской Республики.
Настоящий Закон не регулирует отношения, связанные с
государственными образовательными стандартами.
Статья 3. Международные договоры
Если международным договором, в котором участвует Кыргызская
Республика, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в
законодательстве Кыргызской Республики о стандартизации, то
применяются правила международного договора.
Статья 4. Организация работ по стандартизации
Государственное управление стандартизацией в Кыргызской
Республике, включая координацию деятельности по стандартизации
органов государственного управления Кыргызской Республики,
взаимодействие с органами местного самоуправления Кыргызской
Республики, общественными объединениями, в том числе с техническими
комитетами по стандартизации, хозяйствующими субъектами осуществляет
Государственная инспекция по стандартизации и метрологии при
Правительстве Кыргызской Республики (далее - Кыргызстандарт).
Кыргызстандарт и иные специально уполномоченные органы
государственного управления формируют и реализуют государственную
политику в области стандартизации, устанавливают в государственных
стандартах Государственной системы стандартизации Кыргызской
Республики общие правила проведения работ по стандартизации, формы и
методы взаимодействия хозяйствующих субъектов друг с другом, с
органами государственного управления, проводят научные исследования в
области стандартизации, организуют профессиональную подготовку и
переподготовку кадров в области стандартизации, осуществляют
государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных
требований стандартов, устанавливают правила применения международных
(региональных) стандартов и национальных стандартов других государств,
правил и норм, рекомендаций по стандартизации на территории Кыргызской
Республики.
Другие органы государственного управления, хозяйствующие субъекты,
включая общественные объединения, организуют и проводят работы по
стандартизации в соответствии с настоящим Законом и в пределах их
компетенции, создают для выполнения этих работ соответствующие
подразделения (службы).
Статья 5. Международное сотрудничество в области стандартизации
Кыргызстандарт и иные специально уполномоченные органы
государственного управления вправе представлять Кыргызскую Республику
в международных (региональных) организациях, осуществляющих
деятельность по стандартизации.
Раздел II
Нормативные документы по стандартизации
и их применение
Статья 6. Нормативные документы по стандартизации и требования
к ним
К нормативным документам по стандартизации, действующим на
территории Кыргызской Республики, в случаях, порядке и на условиях,
установленных настоящим Законом, относятся:
государственные стандарты Кыргызской Республики (далее -
государственные стандарты);
международные (региональные) стандарты, правила, нормы и
рекомендации по стандартизации, применяемые в установленном порядке;
государственные классификаторы технико-экономической информации;
отраслевые стандарты;
стандарты предприятий;
стандарты научно-технических, инженерных обществ и других
общественных объединений;
технические условия.
Требования, устанавливаемые нормативными документами по
стандартизации, должны основываться на современных достижениях науки,
техники и технологии, международных (региональных) стандартах,
правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, прогрессивных
национальных стандартах других государств, учитывать условия и режимы
труда и не должны нарушать положений, установленных актами
законодательства Кыргызской Республики.
Требования, устанавливаемые нормативными документами по
стандартизации, для импортируемой продукции и продукции
отечественного производства должны быть идентичными.
Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы и
услуги, имеющие межотраслевое значение, и не должны противоречить
законодательству Кыргызской Республики.
Государственные стандарты должны содержать:
требования к продукции, работам и услугам по их безопасности для
жизни, здоровья и имущества людей, охраны окружающей среды, животного
и растительного мира, а также требования техники безопасности и
производственной санитарии;
требования по технической и информационной совместимости, а также
взаимозаменяемости продукции;
основные потребительские (эксплуатационные) характеристики
продукции, методы их контроля, требования к упаковке, маркировке,
транспортированию, хранению, применению и утилизации продукции и
другие требования в соответствии с государственной системой
стандартизации Кыргызской Республики.
Для обеспечения государственной защиты интересов Кыргызской
Республики и конкурентоспособности отечественной продукции (услуг) в
государственных стандартах в обоснованных случаях устанавливаются
предварительные требования на перспективу, опережающие возможности
традиционных технологий.
Требования, устанавливаемые государственными стандартами для
обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для жизни,
здоровья и имущества людей, охраны окружающей среды, животного и
растительного мира, технической и информационной совместимости,
взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и
маркировки, а также иные требования, установленные законодательством
Кыргызской Республики, являются обязательными для соблюдения органами
государственного управления, хозяйствующими субъектами.
Соответствие продукции и услуг указанным требованиям
государственных стандартов определяется в порядке, установленном
законодательством Кыргызской Республики об обязательной сертификации
продукции и услуг.
Иные требования государственных стандартов к продукции, работам и
услугам подлежат обязательному соблюдению хозяйствующими субъектами
в силу договора либо в том случае, если об этом указывается в
технической документации изготовителя (поставщика) продукции,
исполнителя работ или услуг. При этом соответствие продукции и
услуг требованиям государственных стандартов может подтверждаться
декларацией производителя или третьей стороной.
В соответствии с настоящим Законом государственные стандарты
принимаются Кыргызстандартом, в области строительства и
промышленности строительных материалов - Государственной инспекцией по
архитектуре и строительству при Правительстве Кыргызской Республики,
в области охраны окружающей среды - Министерством охраны окружающей
среды Кыргызской Республики.
Отраслевые стандарты могут разрабатываться и приниматься другими
органами государственного управления в пределах их компетенции в
целях обеспечения требований, указанных в статье 1 настоящего Закона,
применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения.
На продукцию, работы и услуги, применяемые только на данном
предприятии (объединении предприятий), могут разрабатываться
стандарты предприятий.
Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других
общественных объединений разрабатываются и принимаются этими
общественными объединениями для распространения и применения
достигнутых результатов научных исследований, технических разработок
и технологий в различных областях знаний. Необходимость применения
этих стандартов хозяйствующие субъекты определяют самостоятельно.
Технические условия - нормативный документ по стандартизации,
устанавливающий требования к конкретной продукции (моделям, маркам) и
регулирующий отношения между поставщиком (изготовителем,
разработчиком) и потребителем продукции.
Государственные и отраслевые стандарты, стандарты научно-
технических, инженерных обществ и других общественных объединений,
технические условия вводятся в действие после их государственной
регистрации в Кыргызстандарте, а технические условия в области
строительства и промышленности строительных материалов вводятся в
действие после их государственной регистрации в Государственной
инспекции по архитектуре и строительству при Правительстве Кыргызской
Республики.
Требования отраслевых стандартов, стандартов научно-технических
инженерных обществ и других общественных объединений, а также
технических условий не должны противоречить обязательным требованиям
государственных стандартов Кыргызской Республики и могут дополнять и
ужесточать установленные в них требования.
Ответственность за соответствие требований указанных стандартов и
технических условий обязательным требованиям государственных
стандартов несут принявшие их организации (предприятия).
Порядок разработки, принятия, регистрации, применения и контроля
за соблюдением требований, а также изменения и отмены стандартов и
технических условий устанавливается в соответствии с настоящим
Законом, государственными стандартами государственной системы
стандартизации Кыргызской Республики.
Государственные и отраслевые стандарты, государственные
классификаторы технико-экономической информации не являются объектами
авторского права.
Государственные классификаторы технико-экономической информации
принимает Национальный статистический комитет Кыргызской
Республики (далее - Нацстаткомитет).
Порядок разработки, принятия, введения в действие, применения и
ведения государственных классификаторов технико-экономической
информации устанавливает Нацстаткомитет по согласованию с
Кыргызстандартом.
Нормативные документы по стандартизации не должны являться
техническим препятствием в производстве и торговле с другими
государствами.
Статья 7. Применение нормативных документов по стандартизации
Применение нормативных документов по стандартизации, содержащих
рекомендуемые требования, становится обязательным, если ссылки на
него имеются в технических регламентах Кыргызской Республики,
содержащих требования, нормы и правила технического характера.
К техническим регламентам относятся: законодательные акты или
решения Правительства Кыргызской Республики в соответствии с
Соглашением по техническим барьерам в торговле Всемирной
торговой организации (ВТО), нормы и правила, устанавливаемые
органами государственного управления в соответствии с
законодательством Кыргызской Республики, государственные стандарты в
части устанавливаемых в них обязательных требований, нормы и правила
органов государственной власти и местного самоуправления, в
компетенцию которых в соответствии с законодательством Кыргызской
Республики входит установление обязательных требований. Технический
регламент содержит технические требования либо непосредственно
(например, обязательные требования государственных стандартов),
либо путем ссылки на стандарт или включения в себя содержания
стандарта.
Нормативные документы по стандартизации должны применяться
органами государственного управления, хозяйствующими субъектами на
стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее
изготовления, реализации (поставки, продажи), использования
(эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации при
выполнении работ и оказании услуг, при разработке технической
документации (конструкторской, технологической, проектной), в том
числе каталожных листов на поставляемую продукцию (оказываемые
услуги).
Заказчик и исполнитель обязаны включать в договор условие о
соответствии продукции, выполняемых работ и услуг обязательным
требованиям государственных стандартов и уточнять условия
соответствия иных требований стандартов.
Международные, межгосударственные, региональные стандарты,
стандарты других государств, их правила, нормы и рекомендации по
стандартизации применяются в Кыргызской Республике в соответствии с
договорами (соглашениями) в порядке, установленном Кыргызстандартом и
другими органами государственного управления в пределах их
компетенции.
Необходимость применения нормативных документов по стандартизации
в отношении продукции (услуг), производимой (оказываемых) на
территории Кыргызской Республики с целью вывоза ее с территории,
определяется контрактом (договором), за исключением случаев,
установленных законодательством Кыргызской Республики.
Ввоз продукции и услуг на таможенную территорию Кыргызской
Республики, а также подтверждение их соответствия техническим
регламентам и обязательным требованиям государственных стандартов
осуществляются в порядке, установленном законодательством Кыргызской
Республики об обязательной сертификации.
Статья 8. Информация о нормативных документах по стандартизации и
технических регламентах, их издание и реализация
Официальная информация о проектах разрабатываемых и принятых
государственных стандартах, технических регламентах, государственных
классификаторах технико-экономической информации, а также сами
государственные стандарты, технические регламенты и классификаторы
должны быть доступны для пользователей, в том числе зарубежных, в той
части, в которой они не составляют государственную тайну.
Кыргызстандарт:
организует публикацию и распространение официальной информации о
полугодовых планах государственной стандартизации, проектах
государственных стандартов с целью их обсуждения, о государственных
стандартах, международных (региональных) стандартах, правилах, нормах
и рекомендациях по стандартизации, национальных стандартах других
государств, международных договорах в области стандартизации и
правилах их применения;
создает и ведет государственный фонд стандартов, технических
регламентов, а также международных (региональных) стандартов, правил,
норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов
зарубежных стран. Порядок создания и правила пользования этим фондом
устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.
Органы государственного управления, принявшие нормативные
документы по стандартизации и технические регламенты, формируют и
ведут информационные фонды этих документов, а также обеспечивают
пользователей информацией о них и самими документами на договорной
основе.
Исключительное право официального опубликования государственных
стандартов, технических регламентов и государственных
классификаторов технико-экономической информации принадлежит органам
государственного управления, принявшим эти документы, в порядке,
установленном законодательством Кыргызской Республики.
Раздел III
Государственный контроль и надзор за соблюдением
требований государственных стандартов
Статья 9. Государственный контроль и надзор
Государственный контроль и надзор за соблюдением хозяйствующими
субъектами обязательных требований государственных стандартов
осуществляется на стадиях разработки, подготовки продукции к
производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи),
использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и
утилизации, а также при выполнении работ (процессов) и оказании услуг.
Порядок осуществления государственного контроля и надзора за
соблюдением обязательных требований государственных стандартов
устанавливает Кыргызстандарт и иные специально уполномоченные органы
государственного управления в пределах их компетенции в соответствии
q законодательством Кыргызской Республики.
Должностные лица хозяйствующих субъектов обязаны создавать все
условия, необходимые для осуществления государственного контроля и
надзора за соблюдением обязательных требований государственных
стандартов.
Статья 10. Органы государственного контроля и надзора
Осуществление государственного контроля и надзора проводится
Кыргызстандартом и иными специально уполномоченными органами
государственного управления и их должностными лицами в пределах их
компетенции.
Статья 11. Государственные инспекторы, их права, обязанности
и ответственность
Государственные инспекторы, осуществляющие государственный
контроль и надзор за соблюдением обязательных требований
государственных стандартов находятся под защитой государства.
Государственный инспектор имеет право:
свободного доступа в служебные и производственные помещения
хозяйствующих субъектов;
получать от хозяйствующих субъектов документы и сведения,
необходимые для проведения государственного контроля и надзора за
соблюдением обязательных требований государственных стандартов;
использовать технические средства и специалистов хозяйствующего
субъекта при проведении государственного контроля и надзора за
соблюдением обязательных требований государственных стандартов;
проводить в соответствии с действующими нормативными документами
по стандартизации отбор проб и образцов продукции и услуг для
контроля их соответствия обязательным требованиям государственных
стандартов с отнесением стоимости израсходованных образцов и
затрат на проведение испытаний (анализов, измерений) на издержки
производства проверяемых хозяйствующих субъектов;
выдавать предписания об устранении выявленных нарушений
обязательных требований государственных стандартов на стадиях
разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления,
реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации),
хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ
(процессов) и оказании услуг;
выдавать предписания о запрете и приостановке выпуска, поставки,
реализации, использования (эксплуатации) проверенной продукции, а
также выполнения работ (процессов) и оказания услуг в случаях
несоответствия их обязательным требованиям государственных
стандартов и стандартов других государств;
запрещать реализацию продукции, выполнение работ (процессов) и
оказание услуг в случае уклонения хозяйствующего субъекта от
предъявления продукции, работ (процессов) и услуг для проверки;
выдавать предписания о применении к хозяйствующим субъектам
штрафов за нарушение обязательных требований государственных
стандартов;
составлять протоколы о применении к хозяйствующим субъектам
штрафов за нарушение обязательных требований государственных
стандартов.
Государственный инспектор обязан:
предотвращать и пресекать нарушение государственных стандартов,
устанавливающих обязательные требования к продукции всеми
хозяйствующими субъектами;
представлять органам государственного управления и общественным
организациям достоверную информацию о фактическом состоянии
соблюдения хозяйствующими субъектами установленных требований к
продукции, обеспечивающих безопасность жизни, здоровья и охраны
окружающей среды;
осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением
обязательных требований государственных стандартов на стадиях
разработки, подготовки продукции, ее изготовления, реализации
(поставки, продажи), ремонта, использования (эксплуатации),
хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении
работ (процессов) и оказании услуг.
Государственные инспекторы в случае невыполнения хозяйствующими
субъектами выданных предписаний направляют необходимые материалы в
суд, органы прокуратуры, налоговую инспекцию, административные
комиссии для принятия мер, установленных законодательством Кыргызской
Республики.
Государственные инспекторы при осуществлении возложенных на них
обязанностей должны защищать интересы потребителей, хозяйствующих
субъектов и государства, руководствуясь законодательством Кыргызской
Республики.
Государственные инспекторы несут установленную законодательством
Кыргызской Республики уголовную, административную, гражданско-
правовую ответственность за:
невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них
обязанностей;
превышение полномочий;
разглашение государственной или коммерческой тайны.
Раздел IV
Ответственность за нарушение положений
настоящего Закона
Статья 12. Уголовная, административная, гражданско-правовая
ответственность
Юридические и физические лица, а также органы государственного
управления, виновные в нарушении положений настоящего Закона, несут
ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской
Республики.
Статья 13. Ответственность хозяйствующих субъектов
За выпуск, поставку и реализацию (продажу) продукции, выполнение
работ (процессов) и оказание услуг, не соответствующих
обязательным требованиям стандартов, хозяйствующие субъекты
уплачивают штраф в размере до 50 процентов стоимости реализованной
продукции, выполненных работ и оказанных услуг, а если нарушены
требования по безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан,
окружающей среды - 100 процентов стоимости реализованной продукции,
выполненных работ и оказанных услуг.
За нарушение предписаний государственных инспекторов о запрете или
приостановке реализации (поставки, продажи) продукции, выполнения
работ (процессов) и оказания услуг хозяйствующие субъекты уплачивают
экономические санкции в размере двукратной стоимости реализованной
продукции, выполненных работ (процессов) и оказанных услуг. В
исключительных случаях, если стоимость реализованной продукции,
выполненных работ (процессов) и оказанных услуг определить невозможно,
то к юридическим лицам применяются экономические санкции в размере 250
минимальных ставок, а к физическим лицам штраф - до 20 минимальных
ставок.
Экономические санкции, применяемые к юридическим лицам,
исполняются ими в тридцатидневный срок со дня получения предписания.
При уклонении от уплаты экономических санкций в установленный срок
или неуплате их в полном размере органы государственного контроля и
надзора вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании
с юридических лиц соответствующих сумм, а также пени в размере одного
процента налагаемой суммы или ее неуплаченной части за каждый день
просрочки.
Штрафы, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи и
применяемые к физическим лицам, исполняются ими в тридцатидневный
срок со дня получения предложения о наложении штрафа. При уклонении
их от уплаты штрафа органы государственного контроля и надзора вправе
предъявить иск в судебные органы.
60 процентов от примененной санкции вносятся в республиканский
бюджет, 30 процентов - в местный бюджет, а остальные -
территориальному органу, осуществляющему надзор, на совершенствование
его работ и развитие материально-технической базы.
Раздел V
Финансирование работ по государственной
стандартизации, государственному контролю и
надзору, стимулирование применения
государственных стандартов
Статья 14. Финансирование работ по государственной стандартизации,
государственному контролю за соблюдением требований
государственных стандартов
Государственному финансированию подлежат:
разработка стандартов, устанавливающих обязательные требования в
соответствии с законодательством Кыргызской Республики,
классификаторов технико-экономической информации, подготовка и
издание официальной информации о них, а также опубликование
информации об издании этих документов для ее рассылки всем
заинтересованным пользователям;
разработка и (или) участие в разработке международных
(региональных), межгосударственных стандартов, правил, норм и
рекомендаций по стандартизации;
разработка проектов законов и других нормативных актов Кыргызской
Республики по конкретным объектам стандартизации, а также
обеспечение функционирования основополагающих организационно-
технических и общетехнических комплексов стандартов;
проведение научно-исследовательских работ в области
стандартизации, имеющих общегосударственное значение;
проведение государственного контроля и надзора за соблюдением
требований стандартов и технических условий;
формирование и ведение государственного фонда стандартов,
классификаторов технико-экономической информации, международных
(региональных), межгосударственных стандартов, правил, норм и
рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов других
стран, государственного каталога продукции и услуг;
внесение членских взносов по участию Кыргызской Республики в
международных (региональных) и межгосударственных организациях по
стандартизации в пределах квот, установленных уставами и положениями
этих организаций;
другие работы по государственной стандартизации, определяемые
Правительством Кыргызской Республики.
Источниками финансирования работ по стандартизации и
государственному контролю и надзору за соблюдением требований
стандартов, технических условий могут быть:
средства, получаемые в установленном порядке от реализации
изданных (переизданных) государственных, международных
(региональных), межгосударственных стандартов, правил, норм и
рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов других стран,
классификаторов технико-экономической информации, государственного
каталога продукции и услуг;
средства, полученные от взимания штрафов за нарушения положений
настоящего Закона (при этом конкретный размер устанавливается
актами законодательства Кыргызской Республики);
средства от прибыли (дохода), образующиеся от оказания услуг
Кыргызстандартом, других органов государственного управления,
осуществляющих государственный контроль и надзор, хозяйствующих
субъектов;
кредиты, инвестиции.
При разработке государственных программ, финансируемых полностью
или частично из средств бюджета, в том числе программ создания и
развития производства оборонной продукции, должны быть предусмотрены
разделы нормативного обеспечения качества продукции (работ, услуг).
Статья 15. Стимулирование применения государственных стандартов
Государство гарантирует экономическую поддержку и стимулирование
хозяйствующих субъектов, производящих конкурентоспособную
продукцию, маркированную знаком соответствия государственным
стандартам.
Меры экономической поддержки и стимулирования хозяйствующих
субъектов определяются в порядке и на условиях, установленных
законодательными актами Кыргызской Республики.
Президент Кыргызской Республики А.Акаев