Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

 

Утверждена

Указом Президента Кыргызской Республики

от 12 июля 2013 года УП № 162

 

 

ПРОГРАММА

развития системы обучения государственных и муниципальных

служащих Кыргызской Республики на 2013-2017 годы

 

Глава 1

Общие положения

 

1. Программа развития системы обучения государственных и муниципальных служащих Кыргызской Республики на 2013-2017 годы (далее - Программа) является документом, определяющим цели, задачи и основные направления развития и совершенствования системы переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, занимающих административные государственные и муниципальные должности.

Программа разработана в соответствии с указами Президента Кыргызской Республики "О Концепции модернизации государственной службы Кыргызской Республики" от 20 июня 2011 года № 146 и "О Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы" от 21 января 2013 года № 11 и направлена на повышение профессионализма и компетентности государственных служащих Кыргызской Республики.

Программа также охватывает вопросы обучения муниципальных служащих, так как Указом Президента Кыргызской Республики "О некоторых вопросах реализации государственной политики в сфере местного самоуправления" от 17 февраля 2012 года № 44 в ведение Государственной кадровой службы Кыргызской Республики передан ряд функций в сфере муниципальной службы.

Кроме того, в Программе изложены новые подходы к обучению, которые включают в себя виды, направления, вопросы сертификации обучения; определены и разграничены роли и функции всех элементов системы обучения; определены основные пути финансового, кадрового и научно-методического обеспечения системы. Система обучения базируется на четком разделении задач и ответственности на различных уровнях координации.

2. Программа будет реализовываться поэтапно в соответствии с Планом ее реализации. Мониторинг и оценку реализации Программы обеспечивает Государственная кадровая служба Кыргызской Республики (далее - ГКС).

Глава 2

Основные понятия, применяемые в настоящей Программе

 

3. Обучение - целенаправленный, систематический и планомерно организованный процесс овладения знаниями, умениями, навыками для работы на государственной и муниципальной службе, осуществляемый в соответствии с потребностями государственных органов и органов местного самоуправления, а также государственных и муниципальных служащих.

4. Переподготовка государственных и муниципальных служащих - обучение, осуществляемое в целях приобретения дополнительных знаний, умений и навыков, изучения отдельных учебных дисциплин, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, расширения квалификации государственных и муниципальных служащих для обеспечения их адаптации к изменившимся экономическим и социальным условиям.

5. Повышение квалификации государственных и муниципальных служащих - обучение, осуществляемое в целях обновления теоретических и практических знаний, умений и навыков в сфере деятельности государственных и муниципальных служащих для эффективного выполнения ими своих должностных обязанностей, освоения дополнительных профессиональных образовательных программ, в том числе с учетом международных требований и стандартов.

6. Государственный заказ на обучение государственных и муниципальных служащих (далее - Госзаказ) - представляет собой план обучения государственных и муниципальных служащих на календарный год в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на эти цели. Госзаказ включает в себя все программы для различных категорий государственных и муниципальных служащих, курсы повышения квалификации преподавателей, научные исследования и учебно-методические разработки.

Глава 3

Текущее состояние системы обучения государственных и муниципальных служащих

 

7. Сложившаяся за последние годы и действующая в настоящее время система обучения слабо учитывает потребности и ожидания государственной и муниципальной службы, недостаточно направлена на профессиональное развитие государственных и муниципальных служащих.

8. В нынешней системе обучения государственных и муниципальных служащих существуют следующие проблемы:

1) нерационально расходуются материальные, финансовые, кадровые и другие ресурсы;

2) не проводится оценка результативности обучения, а также отсутствуют показатели, оценивающие влияние обучения на профессиональный рост служащих и отражающие рост кадрового потенциала государственных органов и органов местного самоуправления;

3) недостаточны объемы финансовых средств, выделяемых на обучение государственных и муниципальных служащих. Норма Закона Кыргызской Республики "О государственной службе" о выделении на обучение государственных служащих не менее одного процента средств, предусмотренных для финансирования деятельности государственных органов, практически не исполняется;

4) недостаточны масштабы обучения. При численности государственных служащих, достигающей порядка 16 тысяч человек и муниципальных служащих - 10 тысяч человек, ежегодно различные формы обучения проходят около 3-х тысяч человек. В соответствии с современными требованиями каждый государственный и муниципальный служащий должен проходить курсы повышения квалификации не менее одного раза в три года. Следовательно, ежегодно обучение должны проходить около 5 тысяч государственных служащих и 3 тысячи муниципальных служащих;

5) нерешенность проблем языковой политики создает трудности в повышении качества владения государственным языком до уровня, соответствующего эффективному исполнению должностных обязанностей, в том числе в работе с документами и делопроизводстве;

6) отсутствует необходимый пакет единых унифицированных требований и условий организации процесса обучения государственных и муниципальных служащих по различным программам повышения квалификации и для разных категорий государственных и муниципальных служащих;

7) наблюдается недостаточный уровень участия профессорско-преподавательского состава в научной разработке проблем развития системы обучения государственных и муниципальных служащих;

8) отсутствует необходимое количество преподавателей и экспертов для обучения государственных и муниципальных служащих;

9) ГКС не в полной мере осуществляет мониторинг на всех этапах обучения государственных и муниципальных служащих (набор, обучение и оценка результативности обучения);

10) отсутствует разработанная система мотивации государственных и муниципальных служащих к повышению своего профессионального уровня;

11) проводимые обучающие курсы не в полной мере основываются на реальных потребностях в обучении, задачах государственных органов и органов местного самоуправления, а также квалификационных требованиях к должностям.

9. Академия государственного управления при Президенте Кыргызской Республики (далее - АГУПКР) начала работу по становлению АГУПКР как ведущего учебного заведения по профессиональному развитию государственных и муниципальных служащих, а также научного, методического центра по вопросам обучения государственных и муниципальных служащих.

10. В интересах обеспечения профессионализации государственных и муниципальных служащих необходимо тесное взаимодействие ГКС, государственных органов и органов местного самоуправления, АГУПКР и иных учебных заведений, предоставляющих образовательные услуги.

За истекший период усилиями международных организаций, в рамках различных проектов, было проведено большое количество тренингов по темам, касающимся профессионального развития государственных и муниципальных служащих.

11. Таким образом, несмотря на наличие нормативной правовой базы, существующая система обучения государственных и муниципальных служащих сформирована не в полной мере, а главное, отсутствует ее единое управление и координация. Необходимыми условиями решения указанных проблем являются:

1) политическая воля руководства страны к модернизации государственной и муниципальной службы Кыргызской Республики;

2) активная позиция ГКС;

3) усовершенствование института статс-секретарей;

4) усиление потенциала АГУПКР, выведение ее на новый качественный уровень образовательной деятельности;

5) наличие других вузов, сети ведомственных учебных центров при государственных органах, а также частных образовательных организаций;

6) заинтересованность доноров в укреплении кадрового потенциала органов государственного управления и местного самоуправления.

Глава 4

Цель и задачи Программы

 

12. Основной целью Программы является формирование и развитие гибкой и действенной системы обучения государственных и муниципальных служащих, отвечающей требованиям эффективного государственного и муниципального управления, соответствующей задачам Концепции модернизации государственной службы Кыргызской Республики и Национальной стратегии устойчивого развития страны на 2013-2017 годы.

13. Анализ текущей ситуации, проблем и возможностей системы обучения, ее базовых и вспомогательных процессов и соотнесение этих данных с поставленной целью позволили обозначить следующие стратегические задачи:

1) нормативно-правовое обеспечение системы обучения;

2) формирование эффективной системы управления;

3) укрепление институциональных возможностей системы обучения;

4) обновление подходов к обучению;

5) создание устойчивого механизма адекватного ресурсного обеспечения.

Глава 5

Принципы развития системы обучения

 

14. Система обучения государственных и муниципальных служащих должна основываться на следующих принципах:

1) единое управление и координация работы всех элементов системы обучения;

2) регулярность обучения;

3) функционирование системы обучения на основе государственного заказа за счет средств республиканского и местного бюджетов, а также за счет привлечения других средств (платное обучение и т.д.);

4) обязательность обучения для служебного продвижения и перемещения государственных и муниципальных служащих;

5) соответствие программ обучения квалификационным требованиям, предъявляемым к группам должностей;

6) разграничение программ обучения на общие и ведомственные программы;

7) обязательность изучения государственного языка в целях эффективного исполнения должностных обязанностей;

8) обеспеченность высококвалифицированным педагогическим и научным потенциалом, развитой методической и информационно-аналитической базой;

9) создание конкурентной среды в сфере обучения государственных и муниципальных служащих;

10) формирование опережающего характера обучения на основе соответствия профессиональной компетентности государственных и муниципальных служащих современным требованиям государственного и муниципального управления;

11) широкое использование отечественного и зарубежного опыта обучения государственных и муниципальных служащих, новых образовательных методик и технологий.

Глава 6

Стратегические задачи Программы

 

§1. Нормативное правовое обеспечение системы обучения

15. Для решения стратегических задач Программы, прежде всего, следует внести изменения в существующие нормативные правовые акты или принять новые акты, регламентирующие следующие вопросы:

1) организация и управление системой обучения, виды, формы, программы и документы о прохождении обучения;

2) порядок формирования, размещения, финансирования и исполнения Госзаказа;

3) процедуры определения потребностей в обучении государственных и муниципальных служащих;

4) разработка и введение в действие системы мониторинга и оценки эффективности системы обучения государственных и муниципальных служащих;

5) ведение статистической отчетности в системе обучения государственных и муниципальных служащих;

6) порядок реализации зарубежных программ обучения государственных и муниципальных служащих;

7) финансирование системы обучения государственных и муниципальных служащих;

8) установление нормативов стоимости обучения для реализации Госзаказа;

9) установление адекватной оплаты труда преподавателей;

10) установление преимущества государственных и муниципальных служащих, повысивших свою квалификацию и представивших соответствующий документ государственного образца, при аттестации, оценки деятельности и конкурсном отборе на административные государственные и муниципальные должности;

11) определение условий и требований к повышению квалификации государственных и муниципальных служащих, занимающих политические должности, впервые поступивших на государственную либо муниципальную службу, и лиц, зачисленных в резерв кадров государственной или муниципальной службы;

12) усиление кадрового потенциала ГКС, государственных органов и органов местного самоуправления (далее - МСУ) для реализации Программы и организационного обеспечения системы обучения.

§2. Формирование эффективной системы управления

16. Система управления процессом обучения включает в себя:

1) Правительство Кыргызской Республики:

- ежегодно утверждает Госзаказ на обучение государственных и муниципальных служащих;

- обеспечивает своевременное финансирование Госзаказа на обучение государственных и муниципальных служащих для его реализации;

- обеспечивает финансирование реализации ведомственных программ обучения государственных и муниципальных служащих;

- обеспечивает финансирование АГУПКР для реализации программ дополнительного образования государственных и муниципальных служащих вне государственного заказа;

2) Государственная кадровая служба Кыргызской Республики:

- разрабатывает и реализует государственную политику обучения государственных и муниципальных служащих;

- обеспечивает государственные органы и органы МСУ методологией по определению потребностей в обучении;

- формирует и размещает Госзаказ среди образовательных учреждений путем конкурсного отбора и контролирует его исполнение;

- осуществляет мониторинг системы обучения, включая ведомственные программы обучения, зарубежные программы обучения государственных органов и органов МСУ;

- проводит оценку эффективности обучения государственных и муниципальных служащих;

- координирует донорскую помощь в сфере обучения государственных и муниципальных служащих;

- участвует в реализации всех зарубежных программ обучения государственных и муниципальных служащих, осуществляемых государственными органами и органами МСУ;

- взаимодействует с гражданским обществом и неправительственными организациями, ассоциациями органов МСУ (Союза муниципалитетов) в сфере обучения государственных и муниципальных служащих;

- проводит работу по организации кадрового, научного и учебно-методического обеспечения системы обучения государственных и муниципальных служащих;

3) Академия государственного управления при Президенте Кыргызской Республики:

- осуществляет обучение государственных и муниципальных служащих в соответствии с Госзаказом путем участия в конкурсе среди образовательных организаций;

- осуществляет обучение государственных и муниципальных служащих на основании двухсторонних договоров с государственными и муниципальными органами за счет средств, выделяемых АГУПКР на эти цели из республиканского бюджета, и за счет средств, выделяемых государственным и муниципальным органам на обучение их сотрудников, из республиканского и местного бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики;

- обеспечивает необходимой учебно-методической базой;

- создает научную, исследовательскую и аналитическую базы;

- проводит повышение кадрового потенциала системы обучения государственных и муниципальных служащих;

- ежегодно совместно с ГКС проводит изучение потребностей в обучении государственных и муниципальных служащих;

4) статс-секретари и руководители аппаратов государственных органов, ответственные лица в органах МСУ:

- организуют работу по изучению потребностей в обучении государственных и муниципальных служащих и вносят соответствующие заявки на обучение в ГКС для включения в Госзаказ;

- участвуют в разработке программ обучения для различных групп;

- организуют процесс обучения ведомственным программам;

- организуют проведение оценки результативности деятельности государственных и муниципальных служащих, прошедших обучение;

5) кадровые службы государственных органов и органов местного самоуправления:

- проводят изучение потребностей в обучении;

- реализуют программы и меры по профессиональному развитию и повышению кадрового потенциала.

§3. Укрепление институциональных возможностей системы обучения

17. Система обучения государственных и муниципальных служащих должна опираться на потенциал сети государственных и негосударственных высших учебных заведений, ведомственных учебных центров, а также частных консалтинговых и образовательных компаний. АГУПКР должна стать ведущим научно-методическим центром в системе обучения государственных и муниципальных служащих, разрабатывать необходимые методические материалы.

АГУПКР должна играть ведущую роль в реализации Госзаказа, стать основным исполнителем Госзаказа, а также ведущим образовательным учреждением по повышению кадрового потенциала системы обучения государственных и муниципальных служащих, разработке учебных и методических материалов, выполнению научных, исследовательских и аналитических работ по дополнительному заказу ГКС, других государственных органов и органов МСУ.

18. Укрепление институциональных возможностей системы обучения также включает:

- повышение потенциала региональных образовательных организаций;

- обязательный выбор поставщиков образовательных услуг через проведение конкурса.

§4. Обновление подходов к обучению

19. Виды обучения. В системе обучения государственных и муниципальных служащих будут практиковаться два вида обучения - переподготовка и повышение квалификации.

Переподготовка, подтвержденная соответствующим документом, является обязательным условием продвижения в следующую группу должностей в соответствии с реестрами государственных и муниципальных должностей.

Повышение квалификации, подтвержденное соответствующим документом, является одним из условий аттестации, оценки деятельности, занятия новой должности и получения классного чина в рамках одной группы государственных и муниципальных должностей.

20. Направления обучения. Система обучения государственных и муниципальных служащих будет включать два направления - общее и ведомственное.

Общее направление обучения реализуется с целью усовершенствования и обновления управленческих знаний и умений по различным направлениям профессиональной деятельности государственного и муниципального служащего на должностях соответствующей категории, независимо от сферы деятельности. Это направление должно реализовываться преимущественно АГУПКР, а также другими образовательными организациями.

Ведомственное (отраслевое) направление обучения реализуется с целью усовершенствования и обновления профессиональных знаний и умений в соответствии с квалификационными требованиями определенных должностей государственной и муниципальной службы, с учетом отрасли их деятельности и иной специфики. Это направление должно реализовываться на базе ведомственных учебных центров и иных образовательных организаций в соответствии со спецификой обучения.

21. Формы обучения. Обучение государственных и муниципальных служащих должно осуществляться современными формами обучения с использованием всех инновационных технологий.

Необходимо внедрение дистанционного обучения, которое обеспечит больший доступ государственным и муниципальным служащим к обучению, гибкость, непрерывность профессионального развития. Также необходимо использовать возможности информационной системы управления человеческими ресурсами (ИСУЧР) ГКС и в дальнейшем развивать ее потенциал в целях обеспечения условий для самостоятельного обучения государственных и муниципальных служащих.

Для обучения государственных и муниципальных служащих следует активно использовать такие формы обучения, как обучение на рабочем месте, наставничество, стажировки и другие.

22. Техническое задание. В целях обеспечения качества обучения необходимо сопровождать Госзаказ техническим заданием на дополнительное обучение государственных и муниципальных служащих. В нем должны быть определены формы, виды и уровни обучения; какие знания и навыки должен получить государственный и муниципальный служащий.

23. Сертификация обучения. Прохождение обучения государственными и муниципальными служащими должно подтверждаться соответствующим документом государственного образца. Обязательным условием получения документа о прохождении переподготовки по Госзаказу является прохождение слушателями итогового контроля в Центре тестирования ГКС.

Все государственные и муниципальные служащие, прошедшие обучение, должны быть внесены в ИСУЧР ГКС и соответствующие базы данных государственных органов и органов МСУ.

§5. Создание устойчивого механизма адекватного ресурсного обеспечения

24. Финансовое обеспечение. Основными источниками финансирования обучения государственных и муниципальных служащих будут: республиканский и местные бюджеты; контрактные средства обучающихся; гранты, предоставляемые международными донорскими организациями; иные источники, не запрещенные законодательством.

Формирование бюджета Госзаказа на обучение основывается на нормативах расчета стоимости обучения с учетом инфляции.

Для проведения обучения по общим направлениям в бюджет ГКС должны выделяться финансовые средства отдельной строкой в бюджетной классификации расходов в соответствии с потребностями в обучении, а также для финансирования кадрового, научного и учебно-методического обеспечения системы обучения.

Для проведения обучения по ведомственным направлениям необходимо выделение финансовых средств государственным органам и органам МСУ отдельной защищенной строкой в бюджетной классификации расходов в соответствии с потребностями в обучении.

АГУПКР на реализацию собственных программ обучения государственных и муниципальных служащих финансируется из средств республиканского бюджета.

Органы МСУ могут выделять средства из местных бюджетов на обучение.

25. Кадровое обеспечение. Для развития потенциала преподавателей и экспертов, привлекаемых к обучению государственных и муниципальных служащих, необходимы: разработка и реализация специальных программ обучения преподавателей и экспертов; повышение мотивации преподавателей и экспертов посредством изменения системы оплаты труда и создания необходимых условий; внедрение сертификации преподавателей и экспертов.

Для реализации Программы и организационного обеспечения системы обучения необходимо усиление кадрового потенциала ГКС, государственных органов и органов МСУ.

26. Научное обеспечение. Система обучения государственных и муниципальных служащих должна основываться на современной научной базе. Для этого необходимо:

1) определение основных направлений научных исследований для решения различных проблем в сфере обучения государственных и муниципальных служащих;

2) выделение бюджетного финансирования для проведения научных исследований в рамках Госзаказа;

3) размещение заказа на исследования через конкурс;

4) проведение научно-практических конференций, семинаров и других мероприятий.

27. Учебно-методическое обеспечение. Эффективное функционирование системы обучения государственных и муниципальных служащих предполагает:

1) разработку унифицированных программ по видам обучения (переподготовки и повышения квалификации) для лиц, впервые замещающих должности различных групп государственной и муниципальной службы;

2) разработку унифицированных программ обучения в рамках различных групп должностей;

3) разработку методологии организации ведомственного направления обучения;

4) разработку учебных модулей для программ дистанционного обучения;

5) создание учебно-методического ресурсного центра.

Глава 7

Мониторинг и оценка реализации Программы

 

28. Государственным органом, ответственным за реализацию Программы, является ГКС.

В реализации Программы также примут участие государственные органы и органы МСУ, образовательные организации, неправительственные, международные и донорские организации.

Реализация Программы будет осуществляться поэтапно в соответствии с Планом мероприятий.

Первый (переходный) этап: 2013-2014 гг. - гармонизация нормативных правовых актов, обеспечивающих устойчивое функционирование системы обучения.

Второй этап: 2015-2017 гг. - институционализация системы обучения в соответствии со всеми положениями Программы.

29. Для осуществления эффективного мониторинга реализации Программы необходимо:

1) разработка системы мониторинга и оценки системы обучения государственных и муниципальных служащих;

2) создание актуальной базы данных о государственных и муниципальных служащих, прошедших обучение;

3) организация контроля за процессом обучения государственных и муниципальных служащих;

4) разработка методики оценки эффективности и результативности обучения государственных и муниципальных служащих;

5) составление и обсуждение ежегодного отчета о состоянии дел в системе обучения государственных и муниципальных служащих;

6) в соответствии с данными мониторинга необходимо проведение оценки эффективности реализации Программы, принятие решения по внесению изменений в Программу и План ее реализации.