Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском
                          
                          Утратил силу 
   в соответствии с Законом КР от 13 августа 2004 года № 117


г.Бишкек 
от 19 октября 1996 года N 55

                      ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

                О Счетной палате Кыргызской Республики

         (В редакции Закона КР от 29 декабря 1998 года N 159 )

 Принят Законодательным собранием
 Жогорку Кенеша Кыргызской Республики          15 октября 1996 года

    Глава I.   Общие положения
    Глава II.  Состав и порядок образования Счетной палаты
    Глава III. Полномочия Счетной палаты
    Глава IV.  Порядок организации деятельности Счетной палаты
    Глава V.   Ревизии и проверки
    Глава VI.  Права и ответственность аудиторов Счетной палаты
    Глава VII. Заключительные положения

                                Глава I
                            Общие положения

    Статья 1. Статус Счетной палаты Кыргызской Республики

    Счетная  палата  Кыргызской Республики (далее  -  Счетная  палата)
является    постоянно   действующим  высшим  органом  государственного
финансово-экономического контроля, образуемым  Президентом  Кыргызской
Республики,    Законодательным    собранием   и   Собранием   народных
представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, и подотчетна им.
    В своей  деятельности  Счетная палата руководствуется Конституцией
Кыргызской   Республики,    настоящим   Законом,    другими   законами
Кыргызской   Республики,   а  также  нормативными   правовыми   актами
Президента   Кыргызской  Республики,   Законодательного   собрания   и
Собрания народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
    Счетная  палата  является  юридическим  лицом,   имеет  печать   с
изображением   Государственного герба Кыргызской  Республики  и  своим
наименованием.

    Статья 2. Задачи Счетной палаты

    Задачами Счетной палаты являются:
    -   организация    и   осуществление   контроля   за   исполнением
республиканского  и  местных бюджетов,  а также внебюджетных  доходов,
определение     эффективности    и    целесообразности    расходования
государственных средств и использования государственной собственности;
    -  контроль  за  законностью и своевременностью  движения  средств
республиканского бюджета и средств внебюджетных фондов в  Национальном
банке  Кыргызской Республики,  уполномоченных банках и иных финансово-
кредитных учреждениях Кыргызской Республики;
    - контроль  за  расходами  на  содержание  органов государственной
власти Кыргызской Республики;
    -    контроль    за   своевременным   и   полным   финансированием
государственных целевых социальных программ,  использованием  средств,
выделяемых  из  республиканского  бюджета  на  ликвидацию  последствий
стихийных бедствий, распределением гуманитарной помощи;
    -  контроль   за   использованием  золотых  запасов  Правительства
Кыргызской Республики и Национального банка Кыргызской Республики;
    -   контроль   за   законным  и  рациональным  ведением   процесса
разгосударствления  и  приватизации государственной  собственности   в
Кыргызской Республике;
    -  контроль  за  использованием кредитных ресурсов  и  иностранных
инвестиций,    полученных  Правительством  Кыргызской  Республики   от
иностранных государств и международных финансовых организаций;
    - контроль за использованием государственных средств, направляемых
на финансирование мероприятий, имеющих неотложный характер;
    - проверка  и оценка деятельности органов,  осуществляющих функции
финансового контроля;
    -  анализ   выявленных   отклонений от  установленных  показателей
республиканского   бюджета  и  внебюджетных   фондов   и    подготовка
предложений,   направленных   на   их   устранение,    а   также    на
совершенствование бюджетного процесса в целом.

    Статья 3. Принципы осуществления контроля

    Счетная палата осуществляет свою деятельность на основе  принципов
законности, объективности, независимости и гласности.

                               Глава II
              Состав и порядок образования Счетной палаты

    Статья 4. Состав Счетной палаты

    Счетная палата состоит из председателя Счетной палаты и двенадцати
аудиторов Счетной палаты. Счетная палата имеет свой аппарат.

    Статья 5. Председатель Счетной палаты

    Председатель Счетной  палаты  назначается на должность Президентом
Кыргызской Республики сроком на пять лет.
    Председателем  Счетной   палаты может  быть  гражданин  Кыргызской
Республики,   имеющий  высшее  образование  и  опыт   профессиональной
деятельности   в   области  государственного  управления,    контроля,
экономики и финансов.
    Председатель Счетной палаты:
    -   осуществляет   руководство   деятельностью   Счетной   палаты,
организует ее работу, утверждает годовой и текущие планы;
    - ведет заседания Счетной палаты и подписывает его решения;
    - представляет  Счетную  палату  в  органах государственной власти
Кыргызской Республики и за рубежом;
    - представляет Президенту Кыргызской Республики,  Законодательному
собранию   и   Собранию   народных  представителей   Жогорку    Кенеша
Кыргызской Республики ежегодный отчет о работе Счетной палаты;
    - во исполнение возложенных на него полномочий  издает  приказы  и
распоряжения,    осуществляет   прием   и    увольнение    сотрудников
аппарата Счетной палаты, заключает хозяйственные и иные договоры.
    Председатель  Счетной   палаты имеет  право  принимать  участие  в
заседаниях  Законодательного  собрания  и  сессиях  Собрания  народных
представителей   Жогорку   Кенеша Кыргызской  Республики,   заседаниях
Правительства Кыргызской Республики и его Президиума.
    Председатель Счетной палаты не может быть депутатом Жогорку Кенеша
и   местных   кенешей  Кыргызской  Республики,   членом  Правительства
Кыргызской   Республики,   заниматься   предпринимательской  и  другой
оплачиваемой деятельностью,  кроме преподавательской, научной  и  иной
творческой деятельности.
    Председатель   Счетной   палаты  Кыргызской    Республики    несет
ответственность  за деятельность Счетной палаты и может быть  досрочно
отстранен от должности в случае неудовлетворительного исполнения своих
должностных  обязанностей,  нарушения законодательства или  совершения
злоупотреблений  по  службе.   Решение по  данному  вопросу  принимает
Президент  Кыргызской   Республики по собственной  инициативе  или  по
ходатайству одной из палат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
    Председатель Счетной  палаты  в случае невозможности исполнения им
своих  служебных полномочий имеет право возложить свои  полномочия  на
одного из аудиторов Счетной палаты сроком не более трех месяцев.

    Статья 6. Аудиторы Счетной палаты

    Аудиторы Счетной  палаты  назначаются  из числа граждан Кыргызской
Республики,   имеющих  высшее  образование  и  опыт   профессиональной
деятельности   в  области  государственного  контроля,   экономики   и
финансов,  сроком  на  период  действия  Законодательного  собрания  и
Собрания    народных   представителей    Жогорку   Кенеша   Кыргызской
Республики,  назначивших их на эту должность.
    При формировании  Счетной  палаты Президент Кыргызской Республики,
Законодательное  собрание и Собрание народных  представителей  Жогорку
Кенеша Кыргызской Республики назначают по четыре аудитора.
    Законодательное   собрание  и  Собрание  народных   представителей
Жогорку    Кенеша   Кыргызской  Республики  назначают   аудиторов   по
предложению депутатов соответствующих палат Жогорку Кенеша  Кыргызской
Республики.
    Аудиторы    Счетной   палаты   в   пределах   своей   компетенции,
устанавливаемой  настоящим Законом, решают все вопросы  организации  и
проведения ревизий и проверок.
    Аудиторы Счетной палаты не могут быть депутатом Жогорку  Кенеша  и
местных  кенешей Кыргызской Республики, заниматься предпринимательской
и   другой   оплачиваемой  деятельностью,   кроме   преподавательской,
научной и иной творческой деятельности.
(В редакции Закона КР от 29 декабря 1998 года N 159 )


    Статья 7. Аппарат Счетной палаты

    Счетная палата  имеет  аппарат,  обеспечивающий  ее  деятельность.
Структура   и   численность   работников   аппарата   Счетной   палаты
утверждается   Президентом  Кыргызской  Республики  по   представлению
председателя Счетной палаты.

                               Глава III
                       Полномочия Счетной палаты

    Статья 8. Область действия контрольных полномочий Счетной палаты

    Контрольные  полномочия   Счетной палаты распространяются  на  все
государственные органы и учреждения в Кыргызской Республике.
    Контрольные   полномочия   Счетной  палаты   распространяются   на
общественные  объединения  и  негосударственные  фонды,   а  также  на
предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-
кредитные учреждения,  их союзы,  ассоциации и иные объединения,  если
они   получают,   перечисляют,  используют  средства  республиканского
бюджета или государственную собственность либо управляют ею.

    Статья 9. Контроль за исполнением государственного бюджета

    Счетная палата  в  процессе  исполнения  республиканского  бюджета
контролирует   полноту   и   своевременность   денежных   поступлений,
фактическое   расходование  бюджетных  ассигнований  в   сравнении   с
утвержденными  показателями  республиканского  бюджета,  проводит   их
анализ, выявляет нарушения и вносит предложения по их устранению.
    В необходимых случаях осуществляет контроль за исполнением местных
бюджетов в областях, городах и районах республики.

    Статья 10. Контроль за состоянием государственного внутреннего и
         внешнего долга Кыргызской Республики и использованием
                          кредитных ресурсов

    Счетная палата осуществляет контроль за:
    -  управлением  и  обслуживанием  государственного  внутреннего  и
внешнего долга Кыргызской Республики;
    - законностью,   рациональностью  и  эффективностью  использования
иностранных  кредитов,   займов  и  гуманитарной  помощи,   получаемых
Правительством   Кыргызской  Республики,    а   также   хозяйствующими
субъектами под гарантию Правительства Кыргызской Республики;
    - эффективностью  размещения централизованных финансовых ресурсов,
выдаваемых на возвратной основе;
    -    предоставлением    государственных    кредитов,    а    также
предоставлением   средств   на   безвозмездной   основе    иностранным
государствам и  международным организациям.

    Статья 11. Контроль за расходованием средств представительствами,
                 учреждениями, действующими за рубежом

    Счетная палата осуществляет контроль за расходами  государственных
организаций,  представительств  и учреждений,  действующих за  рубежом
и  финансируемых  из республиканского бюджета, по объемам,  структуре,
целевому назначению и целесообразности их расходования.
(В редакции Закона КР от 29 декабря 1998 года N 159 )


    Статья 12. Контроль за инвестиционной деятельностью

    Счетная палата контролирует:
    -  целевое  использование органами государственного  управления  и
хозяйствующими     субъектами     средств,     предусмотренных     для
инвестирования экономики;
    - использование государственных инвестиционных средств, выделяемых
на    создание   и   развитие   предприятий   негосударственных   форм
собственности.

    Статья 13. Контроль за внебюджетными фондами

    Счетная   палата   контролирует   формирование   и   эффективность
использования средств республиканских и местных внебюджетных   фондов,
а   также  валютных   средств,  находящихся  в  ведении  Правительства
Кыргызской Республики.

    Статья 14. Контроль за поступлением в республиканский бюджет
                 средств от распоряжения и управления
                    государственной собственностью

    Счетная   палата   осуществляет  контроль   за   поступлениями   в
республиканский бюджет средств, полученных:
    - от распоряжения и управления государственным имуществом  (в  том
числе его приватизации, продажи и аренды);
    - от использования природных ресурсов.

    Статья 15. Контроль за банковской системой

    Счетная палата осуществляет контроль за:
    - деятельностью  Национального  банка  Кыргызской Республики,  его
структурных  подразделений, коммерческих банков в  части  обслуживания
ими средств республиканского бюджета;
    -  деятельностью  Национального  банка  Кыргызской  Республики  по
обслуживанию государственного долга Кыргызской Республики.

    Статья 16. Предоставление информации по запросам Счетной палаты

    Все органы  государственной власти Кыргызской Республики,  местные
государственные   администрации  и  органы  местного   самоуправления,
Национальный  банк  Кыргызской Республики,   предприятия,  учреждения,
организации  и их должностные лица обязаны предоставлять  по  запросам
Счетной  палаты информацию, необходимую для выполнения возложенных  на
нее задач.
    По   запросам   Счетной   палаты  Национальный   банк   Кыргызской
Республики,   коммерческие    банки    и    иные   финансово-кредитные
учреждения   обязаны   предоставлять  ей  необходимые   документальные
подтверждения   операций   и  состояния счетов  проверяемых  объектов.
Остальные предприятия, учреждения и организации обязаны  предоставлять
по  запросам  Счетной  палаты справки  и копии документов по операциям
и расчетам с проверяемыми объектами.
    Отказ   или    уклонение   должностных  лиц   указанных   органов,
предприятий,     учреждений    и   организаций    от    своевременного
предоставления необходимой информации или документации  по  требованию
Счетной  палаты,  а также предоставление ложной информации  влечет  за
собой   ответственность,  установленную  законодательством  Кыргызской
Республики.

    Статья 17. Взаимодействие Счетной палаты с другими контрольными
                    органами Кыргызской Республики

    Министерство  национальной  безопасности  Кыргызской   Республики,
Министерство  внутренних дел Кыргызской Республики, Национальный  банк
Кыргызской   Республики,    Контрольно-ревизионное   управление    при
Министерстве    финансов   Кыргызской   Республики,    Государственная
таможенная  инспекция при Министерстве финансов Кыргызской Республики,
Государственная   налоговая   инспекция  при   Министерстве   финансов
Кыргызской  Республики  и  иные государственные   контрольные   органы
обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты.
    При проведении  контрольно-ревизионной деятельности Счетная палата
вправе   привлекать   к   участию   в   проводимых   ею   мероприятиях
представителей  государственных органов, а также на договорной  основе
негосударственные аудиторские службы, отдельных специалистов.
    Все  государственные  органы,  осуществляющие  проверки  бюджетных
организаций по финансовым вопросам,  обязаны согласовывать со  Счетной
палатой годовые и текущие планы проверок и ревизий.
(В редакции Закона КР от 29 декабря 1998 года N 159 )


                               Глава IV
            Порядок организации деятельности Счетной палаты

    Статья 18. Планирование работы Счетной палаты

    Счетная палата  строит  свою  работу  на основе годового и текущих
планов,   которые  формируются  исходя  из  необходимости  обеспечения
всестороннего  системного  контроля  за  исполнением  и   рациональным
использованием республиканского бюджета  с  учетом  всех   направлений
деятельности Счетной палаты.
    План  работы  утверждается на заседании Счетной палаты.   В  планы
работы  Счетной   палаты  включаются поручения  Президента  Кыргызской
Республики,     Законодательного   собрания   и   Собрания    народных
представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

    Статья 19. Заседания Счетной палаты

    Заседания  Счетной  палаты  созываются по  мере  необходимости  ее
председателем или по требованию одной трети ее состава.
    Заседания  Счетной  палаты  являются  правомочными,   если  в  них
принимает  участие  большинство  состава  Счетной  палаты.  В   случае
невозможности прибытия  на заседание аудитор заблаговременно  сообщает
об этом председателю Счетной палаты.
    В случае отсутствия председателя аудиторы имеют право большинством
голосов  присутствующих  на заседании избирать  на  период  проведения
заседаний председателя заседания.
    Председатель заседания ведет заседание и подписывает его решения.

    Статья 20. Порядок принятия решений Счетной палаты

    Решения Счетной палаты принимаются большинством голосов от состава
Счетной палаты в виде постановления.
    Члены Счетной палаты, не согласные с ее решением, вправе высказать
особое мнение, которое в письменной форме прилагается к протоколу.
    В  случае  равенства  голосов принятым считается  то  решение,  за
которое проголосовал председательствующий.

    Статья 21. Регламент Счетной палаты

    Вопросы  внутренней  деятельности аудиторов,  а  также  работников
аппарата  Счетной  палаты  регулируются  Регламентом  Счетной  палаты,
принимаемым Счетной палатой на ее заседании.

                                Глава V
                          Ревизии и проверки

    Статья 22. Ревизии и проверки

    Ревизии и проверки проводятся по  месту  расположения  проверяемых
объектов.   Объекты,   сроки,  объемы  и   участники   их   проведения
устанавливаются приказом председателя Счетной палаты в соответствии  с
утвержденным  планом,   который   служит  основанием  для   проведения
проверки.  По итогам ревизии или проверки составляется акт.
    При   несогласии   с  содержанием  акта  руководители   и   другие
должностные лица проверяемых объектов подписывают его с приложением  к
нему своих замечаний, объяснений или справочных материалов.
    Председатель и аудиторы Счетной палаты,  а также привлеченные к ее
работе  специалисты  могут  использовать  данные,  полученные  в  ходе
ревизий  и  проверок, только при выполнении работ, поручаемых  Счетной
палатой.
(В редакции Закона КР от 29 декабря 1998 года N 159 )


    Статья 23. Представления и предписания Счетной палаты

    По результатам  проведенных контрольных мероприятий Счетная палата
своим   постановлением   направляет  органам  государственной   власти
Кыргызской  Республики  представления,   а  руководителям  проверяемых
предприятий,  учреждений и организаций - предписания для принятия  мер
по    устранению  выявленных   нарушений,   возмещению    причиненного
государству  ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц.
    В случаях  выявления при проведении проверки или ревизии признаков
преступления   Счетная  палата  незамедлительно   передает   материалы
проверки или ревизии в правоохранительные органы.
    Представления и предписания Счетной палаты должны быть рассмотрены
в  указанные  в них сроки или,  если сроки не указаны,  в  течение  20
дней  со  дня их получения.  О принятых мерах по их реализации Счетная
палата уведомляется незамедлительно.
    При неисполнении предписаний Счетной палаты  председатель  Счетной
палаты    вправе   принять  решение  о  приостановлении   всех   видов
финансовых,  платежных  и  расчетных операций  по  счетам  проверяемых
предприятий,  учреждений и организаций.
    Предписание  Счетной  палаты  может  быть  обжаловано  в  судебном
порядке.
    В  случае  установления  неправомерности действий  Счетной  палаты
компенсация  понесенных  прямых убытков,   включая  упущенную  выгоду,
производится за счет республиканского бюджета.

                               Глава VI
           Права и ответственность аудиторов Счетной палаты

    Статья 24. Полномочия аудиторов Счетной палаты

    Аудиторы Счетной  палаты  при  проведении ревизий и проверок имеют
право:
    - беспрепятственно посещать государственные органы, воинские части
и  подразделения,  а также по вопросам встречной проверки  -  банки  и
иные    финансово-кредитные   учреждения,    территорию   и    объекты
предприятий,  учреждений и организаций,  входить в склады,  хранилища,
производственные здания и другие помещения, если иное не предусмотрено
законодательством Кыргызской Республики;
    -   требовать   представления  первичных  документов,   отражающих
хозяйственную и финансовую деятельность,  счетных регистров,  балансов
и   счетов,  статистических  материалов,  смет,  договоров,  приказов,
распоряжений   и   иных  правовых  актов,   переписки   и   документов
делопроизводства по данному делу, в том числе секретных документов,  а
также материалов проверки органов, осуществивших финансовый контроль;
    -   опечатывать  дела  и  места  хранения  документов,   денег   и
материальных ценностей,  получать копии и выписки документов,   а  при
обнаружении  подделок, подлогов, хищений и злоупотреблений  -  изымать
необходимые  документы, оставляя в делах акты изъятия и копии  изъятых
документов;
    - получать  в  необходимых  случаях  от руководителей и других лиц
проверяемого  предприятия,  учреждения и  организации,   а  также   от
лиц,   осуществивших   предыдущие   проверки,   устные   и  письменные
объяснения и справки по вопросам, связанным с настоящей проверкой.
    Аудиторы Счетной  палаты  вправе  вносить  предложение о наложении
штрафов   на   руководителей   и  главных   бухгалтеров   предприятий,
организаций  и    учреждений,  допустивших   нецелевое   использование
государственных      средств,      в     порядке,      предусмотренном
законодательством Кыргызской Республики.
    Решение  о  наложении  штрафов утверждается на  заседании  Счетной
палаты и подписывается ее председателем.
(В редакции Закона КР от 29 декабря 1998 года N 159 )


    Статья 25. Обязательность исполнения требований аудиторов
                            Счетной палаты

    Требования аудиторов Счетной палаты,  связанные с исполнением  ими
своих    служебных    обязанностей,    являются   обязательными    для
государственных  органов,  а  также  для  предприятий,  учреждений   и
организаций  в  части,  связанной  с  получением,   перечислением  или
использованием  ими средств республиканского бюджета,   использованием
государственной собственности и управлением ею.
    Руководители  проверяемых  объектов обязаны  создавать  нормальные
условия для работы аудиторам Счетной палаты,  проводящим проверку  или
ревизию.
    Должностные лица, препятствующие проведению проверок и ревизий, не
обеспечивающие  необходимых  условий для  работы  сотрудников  Счетной
палаты   Кыргызской  Республики,   несут  ответственность  в  порядке,
установленном законодательством Кыргызской Республики.

    Статья 26. Ответственность аудиторов Счетной палаты

    Аудиторы  Счетной  палаты  несут персональную  ответственность  за
достоверность   результатов    проверок,    ревизий,    экспертиз    и
заключений,  а также за разглашение государственной и иной  охраняемой
законом тайны  в соответствии с действующим законодательством.
(В редакции Закона КР от 29 декабря 1998 года N 159 )


                               Глава VII
                       Заключительные положения

    Статья 27. Гарантии правового статуса сотрудников Счетной палаты

    Аудиторы  Счетной   палаты   могут быть  досрочно  освобождены  от
должности решением того органа, который их назначил, лишь в случаях:
    а) нарушения ими законодательства Кыргызской Республики;
    б) совершения злоупотреблений по службе;
    в) личного заявления об отставке;
    г) достижения пенсионного возраста;
    д) ненадлежащего исполнения служебных обязанностей;
    е)  после  вступления  в  силу  обвинительного  приговора  суда  в
отношении их;
    ж) признания их судом недееспособными;
    з) перехода их на работу,  не совместимую с выполнением полномочий
аудитора Счетной палаты;
    и) отзыва органом, который их назначил;
    к)   выезда   на  постоянное  жительство  за  пределы   Кыргызской
Республики;
    л) утраты гражданства Кыргызской Республики;
    м) объявления  гражданина,  являющегося  аудитором Счетной палаты,
умершим вступившим в законную силу решением суда;
    н) его смерти.
    Вопрос   об   освобождении  аудиторов  Счетной   палаты   вносится
председателем  Счетной палаты и депутатами Жогорку  Кенеша  Кыргызской
Республики.

    Статья 28. Средства на содержание Счетной палаты

    Средства на  содержание Счетной палаты предусматриваются отдельной
строкой  республиканского бюджета,  а также  за  счет  отчислений   от
сумм  взысканного  и  возмещенного в бюджет  ущерба  и  дополнительных
поступлений в бюджет в размере до 10 процентов.
(В редакции Закона КР от 29 декабря 1998 года N 159 )


    Статья 29. Оплата труда сотрудников Счетной палаты

    Условия оплаты труда  работников  Счетной  палаты  устанавливаются
Президентом Кыргызской Республики.

    Статья 30. Международные связи

    Счетная   палата   вправе  поддерживать  связь   со   счетными   и
контрольными палатами и органами государственного контроля иностранных
государств  и   их  международными объединениями,   заключать  с  ними
соглашения о сотрудничестве.

    Статья 31. Информация о деятельности Счетной палаты

    Счетная   палата  регулярно  предоставляет  информацию   о   своей
деятельности  средствам массовой информации, подлежащую  обязательному
опубликованию.

    Статья 32. О введении в действие настоящего Закона

    1. Настоящий Закон вступает в силу со дня подписания.
    2. Признать утратившими силу:
    - Закон Республики Кыргызстан  "О  Контрольной  палате  Республики
Кыргызстан"  N   869   от   6  марта 1992 года  (Ведомости  Верховного
Совета Республики Кыргызстан, 1992 г., N 4/2, ст.194);
    -   Постановление   Верховного  Совета  Республики  Кыргызстан  "О
введении в действие Закона Республики Кыргызстан "О Контрольной палате
Республики  Кыргызстан"   N   870  от 6  марта  1992  года  (Ведомости
Верховного Совета Республики Кыргызстан, 1992 г., N 4/2, ст.195).

    Президент Кыргызской Республики               А.Акаев