Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

 

 

Утверждено
постановлением Правительства Кыргызской Республики от 24 января 2000 года N 40

ПОЛОЖЕНИЕ
о биосферной территории "Ысык-Кель"

(В редакции постановлений Правительства КР от 5 ноября 2002 года N 738, 28 июня 2005 года N 263, 19 сентября 2006 года N 682, 13 марта 2013 года N 131, 23 мая 2013 года N 279, 15 декабря 2016 года № 681)

I. Общие положения

1. Биосферная территория "Ысык-Кель" - особо охраняемая природная территория, образованная постановлением Правительства Кыргызской Республики от 25 сентября 1998 года N 623 "О биосферной территории Ысык-Кель" в целях:

- сохранения, восстановления и использования естественных территорий с богатым природным и культурным наследием;

- поддержки долговременного, устойчивого экономического и социального развития территорий, в том числе рекреационного использования их с учетом сохранения и восстановления природных ресурсов;

- долгосрочного экологического контроля, мониторинга и экологических исследований, а также экологического просвещения и воспитания.

2. Биосферная территория "Ысык-Кель" располагается в пределах административно-территориальных границ Иссык-Кульской области Кыргызской Республики в координатах 42 град., 59-1, 00" - 41 град., 08-1, 30" с.ш. и 75 град., 38-1, 00" - 80 град., 18-1, 00" в.д., занимает общую площадь 43,1 тыс. кв.км (4314400 га) и представляет в международном биогеографическом районировании горную Памиро-Тянь-Шаньскую провинцию с типами биомов - горные и высокогорные геосистемы со сложной зональностью.

3. Земли биосферной территории находятся в государственной, коммунальной, частной и иных формах собственности. Изменения структуры владения, а также переделы и порядок осуществления собственниками земли своих прав и гарантии их защиты определяются законодательством Кыргызской Республики.

4. Изменение границ территории, функциональной структуры, установленного зонирования, режима пользования в ядре и буферной зоне, а также упразднение биосферной территории "Ысык-Кель" производится решением Правительства Кыргызской Республики по предложению государственного органа по охране окружающей среды, других заинтересованных министерств, государственных комитетов, административных ведомств и государственной администрации Иссык-Кульской области.

II. Функции и задачи

5. В соответствии с Законом Кыргызской Республики "О биосферных территориях в Кыргызской Республике" и международными стандартами в рамках Программы ЮНЕСКО "Человек и биосфера" (МАБ), биосферная территория "Ысык-Кель" обеспечивает выполнение следующих функций:

- сохранение природных ландшафтов, экосистем, видов и генетического разнообразия;

- содействие экономическому и культурному развитию региона, обеспечение связи окружающей среды с экологически безопасным устойчивым человеческим развитием;

- проведение долговременных исследований и мониторинга состояния окружающей среды и содействие региону в экологическом воспитании, повышении квалификации специалистов - менеджеров природопользования и служение базой для апробации, стандартизации и передачи новых технологий в регион.

6. На биосферную территорию в соответствии с его функциями, возлагается выполнение следующих задач:

- обеспечение сохранения на длительную перспективу биологического, ландшафтного разнообразия региона и охрана уникальной экосистемы, а также озера Иссык-Куль;

- разработка и совершенствование планирования и координация управления системой охраны и контроля окружающей среды региона;

- развитие системы долговременного мониторинга динамики природных процессов и исследований взаимодействия между человеком и окружающей средой с целью разработки концепции долгосрочного использования ресурсов и устойчивого человеческого развития;

- обеспечение гармоничного сосуществования и взаимодействия между режимами различных зон и экологически ориентированной системой природопользования как основы устойчивого человеческого развития;

- сохранение природных ресурсов, совершенствование системы экологически безопасного природопользования посредством внедрения и развития практических моделей экологически ориентированного землепользования в традиционных видах хозяйствования с учетом типичных форм поселений и устойчивого природопользования;

- обеспечение кооперации с местными и республиканскими организациями в области планирования и управления природопользованием с целью создания благоприятных условий для жизни людей;

- разработка и внедрение экологически перспективных новых технологий природопользования с целью формирования модели гармоничного сосуществования природы и человека с учетом местных, хозяйственных, культурных и этнических особенностей, свойственных региону;

- содействие и обеспечение участия местных жителей и представителей заинтересованных групп в принятии экологически важных решений в области планирования и управления природопользованием и экономическим развитием;

- привлечение инвестиций и грантов для реализации научно-обоснованных проектов социально-экономического развития на основе экологических критериев;

- разработка мер стимуляции для охраны и долговременного использования природных ресурсов;

- использование биосферной территории для разработки индикаторов долговременности в производственной деятельности, проводимой в буферной и переходной зонах;

- развитие базы междисциплинарных исследований, в особенности для проектов, решающих местные проблемы, включающих восстановление разрушенных экосистем, охраны почв и воды;

- экологическое воспитание населения, разработка совместно с региональными учебными заведениями обучающих программ по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;

- обеспечение посетителей биосферной территории информацией, отражающей важность охраны природных ресурсов, ее социально-культурные аспекты, рекреационные и обучающие программы;

- участие в информационном обмене и международных программах Всемирной сети биосферных резерватов, в том числе по апробации и внедрению новых технологий и кооперации в области развития международной системы информационного менеджмента;

- мобилизация частных фондов, общественных и неправительственных организаций на поддержку биосферной территории.

III. Территориальное устройство и зонирование

7. В соответствии с Законом Кыргызской Республики "О биосферных территориях в Кыргызской Республике" и согласно международным стандартам биосферная территория "Ысык-Кель" разделяется на зоны с различными режимами охраны и использования.

8. Зона ядра общей площадью 141022 га включает в себя следующие участки:

- водно-болотные угодья, имеющие международное значение в качестве местообитания водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция) в границах участков территории и акватории Иссык-Кульского заповедника, 19842 га, в том числе береговая зона 3164 га, акватория озера Иссык-Куль 16678 га;

- заповедная зона Национального природного парка "Кара-Кол" площадью 8600 га, представленная склоновыми экосистемами лесного пояса хребта Терскей Ала-Тоо;

- территория государственного заповедника "Сарычат-Эрташ" площадью 72080 га, представленная экосистемами сыртовых нагорий;

- территория субальпийского, альпийского и нивального поясов хребта Терскей Ала-Тоо площадью 59 тыс.га.;

- северная - на северных склонах хребта Терскей Ала-Тоо выше границ государственного лесного фонда от вершины Джылисуу (3985 м) на водоразделе верховий рек Чон-Кызыл-Суу и Кичине-Кызыл-Суу до перевала Текеле на водоразделе рек Джеты-Огуз и Каракол;

- восточная - по водоразделу рек Каракол и Джеты-Огуз от перевала Текеле до вершин Терскей Ала-Тоо (5216 м) и далее до границ государственного заповедника "Сарычат-Эрташ";

- западная - от вершины Джылисуу по водоразделу рек Чон-Кызыл-Суу и Кичине-Кызыл-Суу до вершины Терскей Ала-Тоо Кызыл-Суу (4590) и границы государственного заповедника "Сарычат-Эрташ";

- южная - северная граница Сарычат-Эрташского государственного заповедника.

9. Буферная зона общей площадью 3501516 га включает в себе следующие участки:

- охранную зону Иссык-Кульского государственного заповедника, исключая населенные пункты, пансионаты и пахотные угодья;

- акваторию озера Иссык-Куль, исключая 1-километровую зону у портов и причалов пансионатов;

- территорию государственного лесного фонда на хребтах Терскей-Ала-Тоо и Кюнгей-Ала-Тоо;

- территорию государственного земельного запаса и сельхозугодий, расположенную выше государственного лесного фонда до вершин хребтов Кюнгей-Ала-Тоо и Терскей-Ала-Тоо;

- территории Иссык-Кульской области юго-восточнее хребта Терскей-Ала-Тоо до государственной границы Кыргызской Республики, исключая земли населенных пунктов, участки промышленности, энергетики и площади залегания полезных ископаемых.

10. Переходная зона общей площадью 688540 га, включающая сельскохозяйственные угодья и земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения, а также территории населенных пунктов, пансионатов и остальную территорию Иссык-Кульской котловины, не вошедшую в буферную зону.

11. Зона санации, включающая антропогенно нарушенные территории, требующие регенерационных и рекультивационных мер (месторождения полезных ископаемых, хвостохранилища, полосы автотрасс, населенные пункты, деградированные земли, скотоперегонные трассы и скотоостановочные площадки).

IV. Режим природопользования

12. Хозяйственная и иная деятельность, предоставление в пользование земель и иных природных ресурсов, перераспределение структуры природопользования, развитие рекреационной деятельности и промышленных объектов на территории биосферной территории осуществляются на основе проекта "Основные направления экологически ориентированного планирования землепользования на биосферной территории "Ысык-Кель", а также схем и проектов землеустройства и районной планировки, разрабатываемых в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

13. На территории зон и участков биосферной территории природопользование, хозяйствование и иная деятельность осуществляются в соответствии с законодательными и нормативными актами Кыргызской Республики, регулирующими природопользование.

14. Разработка и утверждение нормативов природопользования регулируются законодательством Кыргызской Республики.

15. Экологические требования, нормативы качества окружающей среды, перечень вредных веществ в выбросах, сбросах, отходах, в том числе веществ, относящихся к категории особо опасных, а также технологий и производств, вредных для экологических систем биосферной территории, утверждаются государственным органом по охране окружающей среды.

16. В случаях введения в биосферных территориях определенных ограничений в вопросах природопользования, местному населению компенсируются понесенные затраты в порядке, определяемом законодательством Кыргызской Республики.

17. На территории ядра запрещается всякая хозяйственная деятельность. В зоне ядра разрешается проведение только научно-исследовательских и природоохранных работ, мониторинга с минимально возможным воздействием на охраняемые сообщества в соответствии со статьями 9, 10, 13 Закона Кыргызской Республики "Об особо охраняемых природных территориях".

18. В буферной зоне осуществляются различные формы деятельности, не воздействующие негативно на состояние экосистем ядра:

- научные исследования;

- мониторинг окружающей среды и контроль за изменениями экосистем;

- лесохозяйственная деятельность и защита лесных массивов;

- традиционное землепользование в рамках обеспечения долговременной сохранности и неуязвимости биоразнообразия ядра;

- рекреационное пользование, отдых на природе, туризм, тщательно контролируемые и регулируемые в экологически допустимых нормативах;

- спортивно-любительская охота и спортивное рыболовство, а также промысловая заготовка пушно-мехового сырья и рыбных ресурсов в порядке традиционного пользования;

- использование минеральных вод и лечебных ресурсов;

- экологическое просвещение, организация демонстрационных участков.

В буферной зоне запрещаются создание новых поселений, размещение и эксплуатация промышленных объектов, строительство и эксплуатация производственных объектов, проведение геологоразведочных работ и разработка полезных ископаемых, рубка леса в порядке главного пользования, кроме лесовосстановительных рубок, рубок ухода и санитарных рубок, вселение (акклиматизация) новых видов растений и животных, действия, изменяющие гидрологический режим ядра, и другая деятельность, способная оказать воздействие на экосистему в целом.

19. В переходной зоне допускаются различные виды производственной деятельности, в которой экономически заинтересованные группы и граждане, проживающие на данной территории, совместно участвуют в производстве и долговременном использовании природных ресурсов с соблюдением экологических требований, обеспечивающих устойчивость экологического и экономического развития территории. В переходной зоне располагаются пахотные угодья, сельскохозяйственные, производственные и лечебно-оздоровительные комплексы, источники минеральных вод, а также экспериментальные участки с производственными центрами.

20. В зоне санации осуществляются регенерационные, рекультивационные, противоэрозийные, пастбищевосстановительные и лесопосадочные мероприятия.

V. Научно-исследовательская работа и мониторинг

21. Научные исследования и мониторинг на биосферной территории направлены на выработку рекомендаций для национальной и региональной политики по охране природы и долговременному природопользованию.

22. Дирекция биосферной территории "Ысык-Кель" принимает участие в международных программах исследований и мониторинга в рамках программы ЮНЕСКО "Человек и биосфера" (МАБ), с привлечением региональных и национальных научных учреждений.

23. Основные направления исследований:

- изучение структуры, функций и динамики экосистем, количественная и качественная инвентаризация природных ресурсов;

- оценка воздействия деятельности человека на природные экосистемы, анализ и постоянный мониторинг природных и антропогенных факторов, угрожающих экосистем;

- экспериментальные работы по усилению ослабленных антропогенным воздействием процессов и обеспечению функционирования экосистем, восстановлению лесных массивов, растительного и животного мира;

- обоснование рационального управления природными экосистемами посредством различных приемов экологически ориентированного землепользования;

- экспериментальное восстановление деградированных природных ландшафтов на основе опытных работ на контрольных участках;

- экспериментальная рекультивация и санация измененных и нарушенных человеком ландшафтов с учетом требований сохранения общеэкологического равновесия и социально-экономического развития.

VI. Управление и планирование экологически ориентированного землепользования

24. Управление экологически ориентированного землепользования осуществляется на основании проекта "Основные направления экологически ориентированного планирования землепользования на биосферной территории "Ысык-Кель".

25. Планирование осуществляется через оценку компонентов природной среды региона в категориях значимости и чувствительности (экологических критериях), режима природопользования и перспективного развития территории, определенного вышеуказанным проектом.

26. Проект создания и планирования биосферной территории, схема экологически устойчивого землепользования, основанные на международных принципах, стандартах и требованиях республиканского законодательства по охране окружающей среды, пересматриваются с ревизионным периодом в 10 лет и утверждаются Правительством Кыргызской Республики.

27. Принцип устойчивого землепользования на биосферной территории обеспечивается обязательным включением проекта в национальные программы развития и региональные проекты планирования землепользования.

VII. Службы охраны и контроля за соблюдением режимов природопользования

28. Охрана и контроль за соблюдением режимов природопользования в соответствии с зональным делением биосферной территории и структурой управления осуществляются службами государственного и общественного контроля.

29. Порядок проведения общественного контроля за использованием природных ресурсов регулируются законодательством Кыргызской Республики.

30. Работники служб охраны и контроля биосферной территории при исполнении служебных обязанностей пользуются правами должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль за охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов.

31. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правительства КР от 23 мая 2013 года N 279)

32. Юридические и физические лица, виновные в нарушении режима зон биосферной территории, правил природопользования, несут административную, дисциплинарную, уголовную и материальную ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

33. Учреждения, предприятия и граждане обязаны возмещать ущерб, причиненный природным комплексам и окружающей среде биосферной территории, в размерах и порядке, установленных законодательством Кыргызской Республики.

VIII. Управление биосферной территорией "Ысык-Кель"

34. Органом управления и координации выполнения планов и программ является Дирекция биосферной территории "Ысык-Кель".

35. Дирекция биосферной территории является юридическим лицом, содержится за счет республиканского бюджета и других источников и действует на основании положения о ней, утверждаемого государственным органом охраны окружающей среды.

36. Дирекция биосферной территории "Ысык-Кель" в своей деятельности руководствуется Конституцией, законами Кыргызской Республики, актами Президента Кыргызской Республики, постановлениями палат Жогорку Кенеша, постановлениями и распоряжениями Правительства Кыргызской Республики, решениями государственного органа охраны окружающей среды и настоящим Положением, а также решениями органов местного самоуправления и государственной администрации Иссык-Кульской области.

37. Дирекция биосферной территории "Ысык-Кель" владеет, пользуется и распоряжается имуществом и средствами, специально закрепленными или переданными ей в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. Имеющееся и принятое имущество и средства биосферной территории отражаются на балансах Дирекции.

38. В обособленном владении биосферной территории могут находиться:

- производственные и непроизводственные фонды;

- прочие ценности.

39. В целях объединения интересов и реализации программы биосферная территория "Ысык-Кель" создается консультативный совет, в который будут входить руководители государственных органов, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, научно-исследовательских учреждений и общественных организаций. Число членов, входящих в консультативный совет, не может быть менее 5 человек и всегда должно быть нечетным. Персональный состав определяется областной государственной администрацией по согласованию с государственным органом охраны окружающей среды.

40. Консультативный совет биосферной территории "Ысык-Кель" имеет совещательный статус, заслушивает отчеты по осуществлению программ, определяет стратегию и программу действий.