Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\User\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\13b90ccd-3688-4448-8ae7-553136dbcf4a\document.files\image001.jpg

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 11 января 1994 года № 1362-XII

Об органах национальной безопасности Кыргызской Республики

(В редакции Законов КР от 19 декабря 1996 года № 6314 июля 2008 года № 143,
18 июля 2008 года № 156,  21 июля 2008 года № 161, 1 декабря 2008 года № 251,
 6 февраля 2009 года №39, 30 декабря 2009 года №319, 26 сентября 2011 года № 153,
26 сентября 2011 года № 154, 18 октября 2011 года № 178, 29 ноября 2011 года № 225
18 февраля 2014 года № 31, 28 июля 2015 года № 202, 4 января 2017 года № 1, 22 января 2021 года № 11)

 

(Введен в действие постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 11 января 1994 года № 1363-XII)

 

Раздел I
Общие положения

 

Статья 1. Назначение органов национальной безопасности

 

Органы национальной безопасности являются органами исполнительной власти Кыргызской Республики и предназначены для предупреждения нанесения ущерба безопасности Кыргызской Республики. Органы национальной безопасности являются составной частью сил обеспечения безопасности Кыргызской Республики и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства, ведут работу по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций, а также противоправных посягательств на конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность Кыргызской Республики.

 

Статья 2. Правовая основа деятельности органов национальной безопасности

 

Правовую основу деятельности органов национальной безопасности составляют Конституция Кыргызской Республики, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты, а также вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика.

(В редакции Закона КР от 29 ноября 2011 года № 225)

 

Статья 3. Принципы деятельности органов национальной безопасности

 

Деятельность органов национальной безопасности строится на основе принципов законности, гласности, уважения личности, ее прав и свобод.

 

Статья 4. Гарантии соблюдения прав и свобод граждан

 

Органы национальной безопасности при осуществлении своей деятельности обязаны соблюдать права и свободы человека и гражданина. В целях обеспечения национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод других лиц права и свободы человека и гражданина могут быть временно ограничены. Ограничения должны быть соразмерными указанным целям в порядке и пределах, определенных законодательством Кыргызской Республики.

Настоящим Законом не могут устанавливаться ограничения прав и свобод в иных целях и в большей степени, чем это предусмотрено Конституцией Кыргызской Республики.

Органы национальной безопасности обязаны по требованию гражданина давать разъяснения по поводу ограничения ими его прав и свобод. По требованию гражданина такое разъяснение дается в письменной форме.

Сведения об оказании гражданами Кыргызской Республики добровольной помощи органам национальной безопасности на негласной основе составляют государственную тайну.

Действия органов национальной безопасности и их работников могут быть обжалованы в вышестоящие органы национальной безопасности, прокуратуру и суд.

В случае нарушения работниками органов национальной безопасности при исполнении служебных обязанностей прав и свобод граждан соответствующий орган национальной безопасности обязан принять меры к восстановлению этих прав и свобод, возмещению причиненного ущерба и привлечению виновных к ответственности.

(В редакции Закона КР от 29 ноября 2011 года № 225)

 

Статья 5. Гласность в деятельности органов национальной безопасности

 

Органы национальной безопасности информируют органы государственной власти, общественность и граждан о своей деятельности по вопросам, отнесенным к их ведению.

Информация, составляющая в соответствии с законодательством Кыргызской Республики государственные секреты и коммерческую тайну, разглашению не подлежит. Не подлежит разглашению также информация, затрагивающая личную жизнь, честь и достоинство граждан, ставшая известной органам национальной безопасности в процессе их служебной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законом.

(В редакции Закона КР от 4 января 2017 года № 1)

 

Статья 6. Внепартийность органов национальной безопасности

 

В органах национальной безопасности не допускается создание и деятельность политических партий и их организаций.

Сотрудники органов национальной безопасности в своей служебной деятельности руководствуются законами Кыргызской Республики и не связаны решениями политических партий и массовых общественных движений, преследующих политические цели.

 

Статья 7. Отношения органов национальной безопасности Кыргызской Республики с государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, гражданами и их объединениями

 

Органы национальной безопасности взаимодействуют с государственными органами, а также предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами, содействующими выполнению возложенных на них задач.

Граждане Кыргызской Республики, исполняя свой гражданский долг, содействуют обеспечению государственной безопасности на добровольных началах, если иное не предусмотрено законодательством Кыргызской Республики.

 

Раздел II

Органы национальной безопасности Кыргызской Республики

 

Статья 8. Система органов национальной безопасности Кыргызской Республики

 

Единую систему органов национальной безопасности Кыргызской Республики образуют уполномоченный государственный орган, ведающий вопросами национальной безопасности, его управления по областям, г.Бишкек и подчиненные им городские, районные отделы (отделения), орган государственной охраны, а также органы военной контрразведки.

Положение и схема управления уполномоченного государственного органа, ведающего вопросами национальной безопасности, утверждаются Правительством Кыргызской Республики.

Для координации деятельности государственных органов Кыргызской Республики, осуществляющих противодействие терроризму, при уполномоченном государственном органе, ведающем вопросами национальной безопасности, создается Антитеррористический центр.

Положение Антитеррористического центра уполномоченного государственного органа, ведающего вопросами национальной безопасности, утверждается Правительством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 29 ноября 2011 года № 225)

 

Статья 9. Уполномоченный государственный орган, ведающий вопросами национальной безопасности

 

Уполномоченный государственный орган, ведающий вопросами национальной безопасности является органом государственного управления Кыргызской Республики и в пределах своей компетенции осуществляет руководство в сфере национальной безопасности, проводит работу по основным направлениям деятельности органов национальной безопасности, несет ответственность за обеспечение национальной безопасности Кыргызской Республики.

Уполномоченный государственный орган, ведающий вопросами национальной безопасности направляет, координирует и контролирует деятельность подчиненных ему областных, городских и районных органов национальной безопасности, а также органов военной контрразведки; издает приказы, инструкции для исполнения в системе органов национальной безопасности.

Уполномоченный государственный орган, ведающий вопросами национальной безопасности является юридическим лицом, имеет действительное и условное наименования, соответствующие печати и штампы, счета в банках, в том числе валютные, основные фонды, объекты социально-культурного и медицинского назначения.

(В редакции Законов КР от 19 декабря 1996 года № 6318 июля 2008 года № 156, 29 ноября 2011 года № 225)

 

Статья 10. Территориальные органы национальной безопасности

 

Управления по областям, г.Бишкек уполномоченного государственного органа, ведающего вопросами национальной безопасности, проводят работу по обеспечению национальной безопасности в пределах соответствующих областей Кыргызской Республики, г.Бишкек, организуют деятельность подчиненных им городских и районных отделов (отделений), информируют органы местного самоуправления и местные государственные администрации по вопросам обеспечения национальной безопасности на территории функционирования.

В оперативно-служебной деятельности управления по областям, г.Бишкек уполномоченного государственного органа, ведающего вопросами национальной безопасности, и подчиненные им городские и районные отделы (отделения) независимы от органов местного самоуправления и местных государственных администраций.

(В редакции Закона КР от 29 ноября 2011 года № 225)

 

Статья 11. Органы военной контрразведки

 

Органы военной контрразведки уполномоченного государственного органа, ведающего вопросами национальной безопасности, создаются для контрразведывательного обеспечения воинских формирований и военных объектов, дислоцированных на территории Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 29 ноября 2011 года № 225)

 

Статья 12. Организация деятельности уполномоченного государственного органа, ведающего вопросами национальной безопасности

 

Руководитель уполномоченного государственного органа, ведающего вопросами национальной безопасности, и его заместители назначаются и освобождаются от должности Президентом Кыргызской Республики.

Руководитель уполномоченного государственного органа, ведающего вопросами национальной безопасности, несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на органы национальной безопасности.

На должность заместителей руководителя уполномоченного государственного органа, ведающего вопросами национальной безопасности, назначаются лица, прослужившие в органах национальной безопасности не менее 10 лет.

В уполномоченном государственном органе, ведающем вопросами национальной безопасности, образуется коллегия. Членами коллегии по должности являются председатель и его заместители. Остальные члены коллегии утверждаются Премьер-министром Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 29 ноября 2011 года № 225)

 

Статья 13. Взаимодействие органов национальной безопасности с органами безопасности иностранных государств

 

Для решения возложенных задач органы национальной безопасности Кыргызской Республики могут устанавливать контакты с органами безопасности иностранных государств и взаимодействовать с ними на основании вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика.

(В редакции Закона КР от 29 ноября 2011 года № 225)

 

Статья 14. Взаимодействие органов национальной безопасности с правоохранительными и другими государственными органами Кыргызской Республики

 

Органы национальной безопасности взаимодействуют с правоохранительными и другими государственными органами в порядке, определенном законами Кыргызской Республики, а также принятыми в соответствии с ними актами уполномоченного государственного органа, ведающего вопросами национальной безопасности, и соответствующего ведомства.

(В редакции Закона КР от 29 ноября 2011 года № 225)

 

Раздел III
Компетенция органов национальной безопасности

 

Статья 15. Обязанности органов национальной безопасности

 

В интересах обеспечения национальной безопасности Кыргызской Республики органы национальной безопасности:

1. Осуществляют разведывательную и контрразведывательную деятельность, противодействие экстремистской деятельности; ведут борьбу с разведывательно-подрывной деятельностью специальных служб иностранных государств и организаций, терроризмом, коррупцией, контрабандой и наркобизнесом; участвуют в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности Кыргызской Республики от противоправных посягательств.

2. Разрабатывают и осуществляют меры по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений, расследование которых отнесено законодательством Кыргызской Республики к ведению органов национальной безопасности; осуществляют оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие в отношении лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, в том числе с использованием оперативно-технических и других средств; ведут учет этих лиц.

3. Организуют систему защиты государственных секретов, представляют по запросам компетентных органов власти информацию на отдельных лиц в связи с решением, в установленном порядке, вопроса о допуске к секретным сведениям, участвуют в обеспечении информационной безопасности.

4. Участвуют в разработке мероприятий и осуществляют меры по обеспечению безопасности объектов оборонной промышленности, транспорта, связи, финансово-кредитной системы и других стратегических объектов, перечень которых определяет Правительство Кыргызской Республики; участвуют в обеспечении безопасности специальных перевозок на железнодорожном и воздушном транспорте.

5. Проводят совместно с научно-исследовательскими организациями исследования и прогнозирование развития общественных процессов и проблем, затрагивающих интересы национальной безопасности; ведут информационно-аналитическую работу в целях удовлетворения потребностей разведки и контрразведки; осуществляют разработку, производство и эксплуатацию автоматизированных информационно-аналитических систем.

6. Участвуют в мероприятиях по предупреждению, пресечению и локализации массовых беспорядков и межнациональных конфликтов, чрезвычайных происшествий на стратегических и военных объектах.

7. Оказывают содействие пограничным войскам в охране Государственной границы Кыргызской Республики.

8. Разрабатывают и осуществляют в соответствии со своей компетенцией мероприятия по обеспечению готовности к функционированию в военное время пунктов управления Кыргызской Республики, организуют и обеспечивают собственную мобилизационную подготовку.

9. Разрабатывают и осуществляют меры по обеспечению безопасности во внутренних войсках, других военных формированиях и объектах, дислоцированных на территории Кыргызской Республики.

10. Осуществляют оперативные меры по обеспечению безопасности проводимых на территории Кыргызской Республики важных государственных и общественно-политических мероприятий; участвуют в охране государственных и общественных деятелей других государств в период их пребывания в республике, а также совместно с органами внутренних дел - отдельных дипломатических представительств зарубежных стран, аккредитованных при органах государственной власти Кыргызской Республики.

11. Осуществляют меры по обеспечению безопасности дипломатических представительств, консульских и других государственных учреждений Кыргызской Республики и ее граждан за границей.

12. Осуществляют меры по обеспечению безопасности в отношении свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства в соответствии с решением суда (судьи), прокурора, начальника органа дознания или следователя, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело.

13. Принимают участие в разработке мер по вопросам выезда за границу граждан Кыргызской Республики, а также въезда-выезда иностранцев и лиц без гражданства, их перемещения по территории республики.

14. Эксплуатируют и обеспечивают защищенность специальных видов связи (правительственной, шифрованной, засекреченной), а также шифровальной и дешифровальной работы; участвуют в разработке и создании специальной техники в интересах обеспечения национальной безопасности.

14-1. Осуществляют контроль и выдачу разрешений на ввоз в Кыргызскую Республику и вывоз за ее пределы, транзит, а также на разработку, производство, реализацию, приобретение на территории Кыргызской Республики в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики:

- шифровальных средств и нормативно-технической документации к ним;

- специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

15. Выполняют по поручению Президента Кыргызской Республики, Правительства Кыргызской Республики другие задания, непосредственно направленные на обеспечение внутренней и внешней безопасности Кыргызской Республики.

16. Разрабатывают и осуществляют меры по обеспечению собственной безопасности.

17. Регулярно информируют органы государственной власти Кыргызской Республики по вопросам, затрагивающим интересы национальной безопасности.

18. Осуществляют меры по обеспечению безопасности объектов государственной охраны.

Сотрудники органов национальной безопасности не вправе находиться в масках, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, и обязаны предъявить служебное удостоверение по требованию гражданина.

При отказе сотрудника органов национальной безопасности предъявить служебное удостоверение гражданин вправе не подчиняться требованиям сотрудника органов национальной безопасности, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи.

Сотрудники органов национальной безопасности могут находиться в масках только при проведении специальных операций, задержании лиц, совершивших преступления, освобождении заложников, конвоировании и охране задержанных, арестованных и осужденных лиц.

     (В редакции Законов КР от 14 июля 2008 года № 1436 февраля 2009 года №39, 26 сентября 2011 года № 153,  18 октября 2011 года № 178, 29 ноября 2011 года № 225, 18 февраля 2014 года № 31)

 

Статья 16. Права органов национальной безопасности

 

Органы национальной безопасности для выполнения возложенных на них обязанностей имеют право:

1. Проводить в соответствии с законодательством Кыргызской Республики оперативно-розыскные мероприятий в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений, расследование которых отнесено законодательством Кыргызской Республики к ведению органов национальной безопасности, а также с целью получения информации об угрозах безопасности Кыргызской Республики и обеспечения борьбы с разведывательно-подрывной деятельностью иностранных спецслужб и организаций; использовать помощь граждан с их согласия для выполнения возложенных на органы национальной безопасности Кыргызской Республики обязанностей.

2. Проводить в соответствии с законодательством Кыргызской Республики необходимые следственные действия с целью выявления, предупреждения и раскрытия преступлений, расследование которых отнесено законом к ведению органов национальной безопасности.

3. Иметь изоляторы временного содержания и следственные изоляторы для содержания в установленном законодательством порядке лиц, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, и лиц, задержанных органами национальной безопасности по подозрению в совершении преступлений.

4. Проверять в соответствии с действующим законодательством у граждан при подозрении в совершении преступлений либо при совершении преступлений документы, удостоверяющие их личность; производить задержание лиц, совершивших или пытавшийся совершить преступления, расследование которых отнесено законодательством к ведению органов национальной безопасности, а в необходимых случаях административное задержание; осуществлять личный досмотр задержанных лиц, досмотр транспортных средств, которыми они пользовались в момент задержания, а также досмотр и изъятие находящихся при них вещей и документов.

5. Беспрепятственно пользоваться в служебных целях средствами связи, принадлежащими предприятиям, организациям, учреждениям независимо от форм собственности, воинским формированиям, общественным объединениям.

6. Использовать в случаях, не терпящих отлагательств, транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям, организациям независимо от форм собственности, воинским формированиям, общественным объединениям или гражданам (кроме транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, международных организаций) для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших или подозреваемых в совершении преступлений, доставления задержанных лиц к месту их содержания, а также для проезда к месту происшествия или стихийного бедствия и доставления нуждающихся в срочной медицинской помощи граждан в лечебные учреждения. По требованию владельцев транспортных средств органы национальной безопасности в установленном законом порядке возмещают им расходы либо причиненный ущерб.

7. Осуществлять профилактику преступлений, расследование которых отнесено к компетенции органов национальной безопасности; применять в соответствии с законодательством меры профилактического воздействия, в том числе в форме объявления гражданам официального предостережения.

8. Осуществлять в пределах компетенции контроль за обеспечением сохранности государственных секретов, защищенности специальных видов связи и шифровальной работы, решением других вопросов обеспечения национальной безопасности в министерствах, государственных комитетах, административных ведомствах, местных государственных администрациях и иных государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности, воинских формированиях; вносить представления об устранении выявленных недостатков, затрагивающих интересы национальной безопасности, требовать принятия соответствующих мер и информирования органов национальной безопасности об исполнении.

8-1. Осуществлять государственный контроль за исполнением требований при обеспечении криптографической и инженерно-технической безопасности информационно-телекоммуникационных систем, систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи; контроль за соблюдением режима секретности при обращении с шифрованной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов и организаций на территории Кыргызской Республики и в ее учреждениях, находящихся за ее пределами, а также контроль за обеспечением защиты особо важных объектов (помещений) и находящихся в них технических средств от утечки информации по техническим каналам.

9. Запрашивать и получать в установленном порядке от министерств, государственных комитетов и административных ведомств, от других государственных органов, а также расположенных на территории республики учреждений, организаций, предприятий и иных юридических лиц независимо от форм собственности, воинских формирований и общественных объединений информацию, необходимую для исполнения обязанностей по обеспечению национальной безопасности.

10. Беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций при пресечении преступлений, расследование которых отнесено законом к ведению органов национальной безопасности, и преследовании лиц, подозреваемых в их совершении, в случаях, когда промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан. Законность и обоснованность указанных действий подлежат рассмотрению судом.

11. Требовать и получать от руководителей, должностных лиц и других работников предприятий, учреждений, организаций независимо от подчиненности и форм собственности, на которых они основаны, а также лиц, занятых индивидуальной и иной трудовой деятельностью и другими видами предпринимательства, необходимые сведения и документы, относящиеся к проверяемой деятельности.

12. Сверять наличие государственного, кооперативного, общественного имущества с учетными и отчетными данными предприятий, учреждений, организаций; требовать проведения проверок, инвентаризаций и ревизий; приглашать в установленном порядке специалистов для участия в проводимых мероприятиях.

13. В установленном законом порядке получать в финансово-кредитных учреждениях справки по операциях, счетам и вкладам юридических и физических лиц; опечатывать кассы, другие места хранения денег, товарно-материальных ценностей и документов, применять иные меры, обеспечивающие их сохранность; изымать образцы сырья, полуфабрикатов и продукции.

14. Издавать в пределах своей компетенции и на основании действующего законодательства Кыргызской Республики приказы и распоряжения, организовывать, проверять и обеспечивать их исполнение.

15. Запрещать использование на территории республики передающих радиоэлектронных средств, работающих с нарушением установленных правил, а также работу с информацией, составляющей государственные секреты, выполняемую с нарушением установленных требований.

16. Осуществлять хранение оперативных, следственных и других материалов, относящихся к деятельности органов национальной безопасности, определять порядок их учета, хранения и использования; создавать информационные системы.

17. Морально и материально поощрять сотрудников органов национальной безопасности и других лиц за заслуги по обеспечению национальной безопасности Кыргызской Республики; представлять их в установленном законодательством порядке к государственным наградам Кыргызской Республики.

18. Сотрудники органов национальной безопасности пользуются бесплатным проездом на всех видах общественного транспорта: городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), а в сельской местности попутным транспортом, а также внеочередным приобретением проездных документов на все виды транспорта и размещением в гостинице при предъявлении командировочного удостоверения.

      (В редакции Законов КР от 6 февраля 2009 года №39, 18 октября 2011 года № 178, 29 ноября 2011 года № 225, 18 февраля 2014 года № 31, 4 января 2017 года № 1)

 

Раздел IV
Силы и средства органов национальной безопасности

 

Статья 17. Сотрудники органов национальной безопасности

 

Сотрудниками органов национальной безопасности являются военнослужащие и служащие, деятельность которых непосредственно связана с решением задач, предусмотренных настоящим Законом.

Предельная численность сотрудников органов национальной безопасности утверждается Правительством Кыргызской Республики.

На службу в органы национальной безопасности принимаются граждане республики, не имеющие гражданства иностранного государства, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья на добровольной основе выполнять возложенные на органы национальной безопасности обязанности. В органах национальной безопасности военнослужащие могут проходить службу и на контрактной основе. На службе в органах национальной безопасности не могут состоять лица, судимые за уголовные преступления, независимо от того погашена или снята судимость.

Сотрудники органов национальной безопасности, являющиеся военнослужащими, проходят военную службу на основании общевоинских уставов Вооруженных Сил, других нормативных правовых актов Кыргызской Республики и положений о прохождении воинской службы. Они пользуются правами и льготами, предусмотренными для военнослужащих Кыргызской Республики.

Правовая деятельность сотрудников, не являющихся военнослужащими органов национальной безопасности, регулируется законодательством Кыргызской Республики о труде и издаваемыми на его основе ведомственными нормативными актами.

Обязанности и права конкретных категорий сотрудников органов национальной безопасности определяются настоящим Законом, другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, а также издаваемыми в соответствии с ними актами уполномоченного государственного органа, ведающего вопросами национальной безопасности.

Для решения вопросов обеспечения национальной безопасности в министерства, государственные комитеты, административные ведомства, а также на предприятия, в учреждения и организации независимо от форм собственности, с их согласия в установленном порядке могут быть прикомандированы для замещения штатных должностей сотрудники органов национальной безопасности с оставлением их на действительной военной службе.

Офицерский состав, прапорщики и сверхсрочнослужащие органов национальной безопасности состоят в кадрах, в действующем резерве или запасе уполномоченного государственного органа, ведающего вопросами национальной безопасности.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для органов национальной безопасности осуществляются в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики.

В целях обеспечения профессиональной подготовки кадров уполномоченный государственный орган, ведающий вопросами национальной безопасности может создавать специальные учебные заведения.

     (В редакции Законов КР от 19 декабря 1996 года № 63, 21 июля 2008 года № 161, 1 декабря 2008 года № 251, 6 февраля 2009 года №39, 29 ноября 2011 года № 225)

 

Статья 18. Правовое положение сотрудников органов национальной безопасности

 

Сотрудники органов национальной безопасности при исполнении служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства. Никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в их служебную деятельность.

Законные требования сотрудников органов национальной безопасности при исполнении ими служебных обязанностей обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами.

Неповиновение законным требованиям сотрудников органов национальной безопасности, оскорбление, сопротивление, угроза, насилие или посягательство на жизнь, здоровье и имущество, а также другие действия, препятствующие выполнению возложенных на них служебных обязанностей, влекут ответственность, установленную законодательством Кыргызской Республики.

Защита жизни и здоровья, чести и достоинства, а также имущества членов семьи сотрудника органов национальной безопасности от преступных посягательств в связи с исполнением им служебных обязанностей предусматривается законодательством Кыргызской Республики.

При исполнении сотрудником органов национальной безопасности служебных обязанностей не допускается его привод и административное задержание, а также личный досмотр и досмотр его вещей, личного и используемого им транспорта без представителя соответствующего органа национальной безопасности.

При получении приказа или указания, явно противоречащего закону, сотрудник органов национальной безопасности обязан принять все меры к исполнению Закона.

Сотрудникам органов национальной безопасности запрещается: организация забастовок и участие в их проведении; занятие любыми видами предпринимательской деятельности; работа по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях, за исключением научной, преподавательской и творческой деятельности, а также случаев, вызванных оперативной необходимостью.

 

Статья 19. Социальная защита сотрудников органов национальной безопасности

 

Государство гарантирует социальную защиту сотрудников органов национальной безопасности.

Сотрудники органов национальной безопасности подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств республиканского бюджета. Размеры выплачиваемых страховых сумм определяются нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Ущерб, причиненный имуществу сотрудника органов национальной безопасности в связи с выполнением им служебных обязанностей, возмещается в полном объеме за счет средств бюджета Кыргызской Республики.

В случае увечья или инвалидности, полученных в связи с исполнением служебных обязанностей, сотрудник органов национальной безопасности получает ежемесячную компенсацию в виде разницы между назначенной пенсией и окладом денежного содержания по последнему месту службы, а также единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания из средств государственного бюджета Кыргызской Республики.

В случае гибели сотрудника национальной безопасности в связи с осуществлением служебной деятельности или его смерти после увольнения со службы вследствие ранения, контузии или заболевания, полученных в связи с исполнением служебных обязанностей, семье погибшего (умершего) и его иждивенцам выплачивается из средств государственного бюджета Кыргызской Республики единовременное пособие в размере десятилетнего содержания погибшего (умершего) и выплачивается ежемесячная компенсация в порядке и размере, установленных Правительством Кыргызской Республики.

За семьей погибшего (умершего) сохраняется право на получение жилья на условиях и основаниях, которые имели место до гибели (смерти) сотрудника.

При установлении сотрудникам органов национальной безопасности инвалидности, связанной с прохождением ими службы, выплачивается единовременное пособие в размере: инвалиду I группы - пятилетнего денежного содержания, инвалиду II группы - четырехлетнего денежного содержания, инвалиду III группы - трехлетнего денежного содержания.

В случае получения сотрудником органов национальной безопасности в период прохождения службы тяжелого ранения ему выплачивается единовременное пособие в размере денежного содержания за 1 год, легкого ранения - за шесть месяцев из средств соответствующего бюджета.

Сотрудникам органов национальной безопасности, использующим в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в установленном размере.

Сотрудникам органов национальной безопасности телефоны по месту жительства устанавливаются в течение года со дня подачи заявления.

В случае привлечения граждан, в том числе рабочих и служащих органов национальной безопасности, к мероприятиям по обеспечению национальной безопасности на них распространяются также положения, предусмотренные частями третьей и четвертой настоящей статьи, а при их гибели их семьям выплачивается единовременное пособие в порядке и размерах, определяемых нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 30 декабря 2009 года №319, 18 февраля 2014 года № 31)

 

Статья 20. Права и обязанности лиц, оказывающих содействие органам национальной безопасности

 

Лица, оказывающие содействие органам национальной безопасности, имеют право:

- заключать контракт с органами национальной безопасности об условиях конфиденциального сотрудничества;

- получать от сотрудников органов национальной безопасности разъяснения о своих задачах, правах и обязанностях;

- использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность;

- получать в определенных контрактом случаях вознаграждение;

- получать возмещение за вред, причиненный их здоровью, либо за ущерб, причиненный их имуществу в процессе оказания содействия органам национальной безопасности.

Лица, оказывающие содействие органам национальной безопасности, обязаны:

- выполнять поручения органов национальной безопасности, направленные на решение стоящих перед ними задач;

- соблюдать условия контракта с органами национальной безопасности в случае его заключения;

- не допускать умышленного предоставления ложной или клеветнической информации;

- не разглашать охраняемые законом сведения, ставшие известными в процессе оказания содействия органам национальной безопасности.

Лица, оказывающие содействие органам национальной безопасности, несут ответственность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики, за умышленное предоставление ложной или клеветнической информации.

Гарантии прав и социальной защиты лиц, оказывающих содействие органам национальной безопасности, обеспечиваются в соответствии с Законом Кыргызской Республики "Об оперативно-розыскной деятельности".

 

Статья 21. Оперативно-технические средства органов национальной безопасности

 

Органы национальной безопасности в пределах компетенции, предоставленной настоящим Законом и другими законами Кыргызской Республики, разрабатывают, создают и используют оперативно-технические средства, а также обеспечивают их сохранность в целях реализации поставленных перед ними задач.

Использование оперативно-технических средств осуществляется в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 18 февраля 2014 года № 31)

 

Статья 22. Информационное обеспечение органов национальной безопасности

 

Информационное обеспечение органов национальной безопасности осуществляется посредством создания и использования в их деятельности информационных систем, необходимых для выполнения поставленных перед ними задач.

Основания и порядок внесения в информационные системы сведений о лицах, подготавливающих или покушающихся на преступления, совершающих или совершивших преступления, расследование которых отнесено законом к ведению органов национальной безопасности, а также подозреваемых в их совершении, устанавливаются законами Кыргызской Республики.

Основания и порядок учета информации о совершенных правонарушениях, затрагивающих интересы обеспечения безопасности Кыргызской Республики, а также сведений о деятельности иностранных спецслужб и организаций, устанавливаются нормативными актами органов национальной безопасности в соответствии с настоящим Законом, другими законами Кыргызской Республики, а также нормативными актами Президента и Правительства Кыргызской Республики.

Условия и порядок ознакомления граждан с охраняемыми законом сведениями, содержащимися в информационных системах органов национальной безопасности, устанавливаются законами Кыргызской Республики.

 

Статья 23. Финансирование и материально-техническое обеспечение органов национальной безопасности

 

Финансирование, материально-техническое и социально-бытовое обеспечение уполномоченного государственного органа, ведающего вопросами национальной безопасности и подчиненных ему органов, организаций и учреждений осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

На развитие материально-технической базы органов национальной безопасности используются в установленном порядке изъятые и конфискованные по решению суда у преступных сообществ автотранспорт, радиоэлектронные средства, звуко- и видеотехника, электронно-вычислительные средства, средства оргтехники и другое имущество.

(Часть 3 утратила силу в соответствии с Законом КР от 22 января 2021 года № 11)

Подразделения органов национальной безопасности, участвующие в обеспечении безопасности на железнодорожном, автомобильном и воздушном транспорте, а также оборонных и стратегических объектах, перечень которых определяется Правительством Кыргызской Республики, обеспечиваются оборудованными служебными помещениями, в том числе средствами связи, за счет соответствующих ведомств, которые также несут расходы по их содержанию и эксплуатации. Органы военной контрразведки кроме того обеспечиваются автотранспортом, горюче-смазочными материалами, вооружением и другим необходимым для жизнедеятельности имуществом, а также жильем за счет воинских объединений, соединений и частей, других военных формирований, дислоцирующихся на территории Кыргызской Республики.

Финансово-хозяйственная деятельность органов национальной безопасности контролируется Жогорку Кенешем и Правительством Кыргызской Республики.

 (В редакции Законов КР от 19 декабря 1996 года № 63, 29 ноября 2011 года № 225, 28 июля 2015 года № 202, 22 января 2021 года № 11)

 

Раздел V
О применении специальных средств и огнестрельного оружия
сотрудниками органов национальной безопасности

 

Статья 24. Условия и пределы применения специальных средств и огнестрельного оружия

 

Сотрудники органов национальной безопасности имеют право применять специальные средства и огнестрельное оружие в случаях, предусмотренных настоящим Законом.

Применению специальных средств или огнестрельного оружия должно предшествовать предупреждение о намерении их использовать с предоставлением достаточного времени для ответной реакции, за исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств и оружия создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан, сотрудников органов национальной безопасности или может повлечь иные тяжкие последствия.

Во всех случаях, когда нельзя избежать применения специальных средств и огнестрельного оружия, сотрудники органов национальной безопасности обязаны стремиться причинить наименьший вред здоровью, чести, достоинству и имуществу граждан, а также обеспечить предоставление пострадавшим медицинской и иной помощи.

О причинении вреда здоровью либо ранении или смерти граждан в результате их применения сотрудник органа национальной безопасности обязан немедленно сообщить об этом непосредственно начальнику для уведомления прокурора.

Превышение сотрудниками органов национальной безопасности полномочий по применению специальных средств и огнестрельного оружия влечет за собой установленную законом ответственность.

Сотрудники органов национальной безопасности обязаны проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку (переподготовку) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и огнестрельного оружия.

 

Статья 25. Применение специальных средств

 

Сотрудники органов национальной безопасности применяют специальные средства в следующих случаях:

1. Для отражения нападения на сотрудников органов национальной безопасности, внутренних дел, военнослужащих внутренних войск и иных лиц, выполняющих служебные обязанности или общественный долг по обеспечению национальной безопасности, охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

2. Для отражения нападения на лиц, охрана которых им поручена.

3. Для пресечения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка.

4. Для отражения нападения на здания, помещения, сооружения и транспортные средства независимо от их принадлежности, а равно освобождения названных объектов в случае их захвата.

5. Для задержания правонарушителей, их доставления в органы национальной безопасности, внутренних дел или иное служебное помещение, конвоирования и охраны задержанных подвергнутых административному аресту, заключенных под стражу лиц, если они оказывают неповиновение или сопротивление сотрудникам национальной безопасности, иным лицам, выполняющим служебные обязанности по обеспечению национальной безопасности, общественного порядка и борьбе с преступностью, либо, если имеются достаточные основания полагать, что они могут совершить побег или причинить вред окружающим или себе, а также в отношении лиц, умышленно препятствующих сотрудникам органов национальной безопасности осуществлять возложенные на них законом обязанности.

6. Для освобождения заложников.

Вид специального средства и интенсивность его применения определяются сотрудником органов национальной безопасности с учетом складывающейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя. При применении специальных средств должна сводиться к минимуму возможность причинения вреда здоровью граждан.

Полный перечень специальных средств, а также правил их применения утверждаются Правительством Кыргызской Республики.

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности или лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев совершения ими нападения, угрожающего жизни, группового нападения либо оказания вооруженного сопротивления.

Для обеспечения личной безопасности при выполнении служебных обязанностей сотрудники органов национальной безопасности используют шлемы, бронежилеты и другие индивидуальные средства защиты.

 

Статья 26. Применение и использование огнестрельного оружия

 

Сотрудники органов национальной безопасности имеют право на постоянное хранение, ношение, применение и использование огнестрельного оружия.

Огнестрельное оружие применяется сотрудниками органов национальной безопасности как крайняя мера в следующих случаях:

- для защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, и самозащиты от нападения, реально угрожающего жизни или здоровью, а также при пресечении насильственного захвата огнестрельного оружия;

- для отражения группового или вооруженного нападения на сотрудников органов национальной безопасности, внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, других лиц, выполняющих служебные обязанности или общественный долг по обеспечению национальной безопасности, охране общественного порядка и борьбе с преступностью, а также иного нападения, когда их жизнь или здоровье подвергаются опасности;

- для отражения нападения на лиц, охрана которых поручена сотрудникам органов национальной безопасности, когда их жизнь или здоровье подвергаются опасности;

- для освобождения заложников;

- для отражения группового или вооруженного нападения на жилые помещения граждан, на важные и охраняемые объекты, помещения государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций, на войсковой или служебный наряд органов национальной безопасности и внутренних дел.

Применением оружия является производство выстрела.

Применению оружия должно предшествовать предупреждение о намерении его применения.

Без предупреждения оружие может применяться при внезапном или вооруженном нападении, нападении с использованием боевой техники, транспортных средств, летательных аппаратов, при побеге из-под стражи с оружием, с использованием транспортных средств, побеге лиц, находящихся под стражей, из транспортных средств во время из движения, а также для освобождения заложников.

Запрещается применять и использовать оружие, если от этого могут пострадать посторонние лица, в отношении женщин и несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооруженного нападения, оказания вооруженного сопротивления либо угрожающего жизни группового нападения.

Сотрудники органов национальной безопасности имеют также право использовать оружие в следующих случаях:

- для подачи сигнала тревоги или вызова помощи;

- для остановки транспортных средств путем их повреждения, если водитель ставит под реальную угрозу жизнь или здоровье граждан и не подчиняется требованиям сотрудников органов национальной безопасности остановиться;

- для обезвреживания животного, угрожающего жизни или здоровью граждан.

Во всех случаях применения и использования оружия сотрудник органов национальной безопасности обязан принять все меры для обеспечения безопасности окружающих граждан, оказания неотложной медицинской помощи пострадавшим, а также уведомления их родственников или законных представителей.

О каждом случае применения оружия докладывается рапортом по команде.

Перечень указанных в пункте 4 части второй настоящей статьи важных и охраняемых объектов утверждается в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.

 

Раздел VI

Контроль и надзор за деятельностью органов национальной безопасности

 

Статья 27. Контроль за деятельностью органов национальной безопасности

 

Контроль за деятельностью органов национальной безопасности осуществляется в установленном порядке Президентом Кыргызской Республики, Жогорку Кенешем Кыргызской Республики и Правительством Кыргызской Республики.

 

Статья 28. Надзор за исполнением законов в деятельности органов национальной безопасности

 

Надзор за точным и единообразным исполнением законов в деятельности органов национальной безопасности осуществляется органами прокуратуры.

(В редакции Закона КР от 29 ноября 2011 года № 225)

 

         Президент

Кыргызской Республики

 

А.Акаев