Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском
                            УТРАТИЛ СИЛУ
         в соответствии с Законом КР от 2 марта 2002 года N 31

г.Бишкек от 12 января 1994 года N 1385-XII

                      ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

                  О разгосударствлении и приватизации
         государственной собственности в Кыргызской Республике

           (В редакции Закона КР от 28 июня 1996 года N 32)

           (Введен в действие постановлением Жогорку Кенеша
       Кыргызской Республики от 12 января 1994 года N 1386-XII)

           ("Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики"
                         1994 год N 3, ст.93)

    Раздел I.   Общие положения
    Раздел II.  Порядок и способы разгосударствления и приватизации
    Раздел III. Заключительные положения

    Настоящий   Закон   направлен   на   создание   правовой    основы
регулирования    и    проведения   процессов   разгосударствления    и
приватизации.  Закон  определяет  основные  принципы   и   подходы   к
преобразованию  государственной собственности и направлен на  создание
условий  для  участия  широкого круга субъектов приватизации  в  целях
создания  рыночной экономики и  снятия с государства  функций  прямого
хозяйственного управления предприятиями.
    Закон также определяет порядок деятельности  и  компетенцию  Фонда
государственного     имущества    Кыргызской    Республики    и    его
территориальных  подразделений при осуществлении практических  мер  по
преобразованию  государственной собственности.

                               Раздел I
                            Общие положения

    Статья 1. Основные понятия

    Приватизация   -    приобретение  у  государства  юридическими   и
физическими  лицами объектов государственной собственности,   а  также
акций  (паев) акционерных или иных договорных обществ, созданных путем
преобразования государственных предприятий в  акционерные   или   иные
договорные общества.
    Договорными   обществами   признаются   объединения   предприятий,
учреждений,   организаций   и  граждан  (в  том  числе   иностранных),
построенные  на  основе  соглашений и на  началах  членства,   имеющие
целью  осуществление различных видов   хозяйственной деятельности  для
удовлетворения общественных потребностей и извлечения прибыли.
    Разгосударствление - преобразование государственных предприятий  с
передачей    функций   хозяйственного  управления  и   соответствующих
полномочий непосредственно хозяйствующим субъектам.

    Статья 2. Сфера применения Закона

    Закон  действует  на  всей  территории  Кыргызской  Республики   и
применяется   в   отношении   всех   объектов,  кроме  находящихся   в
собственности   других   государств,  собственности   общественных   и
религиозных  организаций, частной собственности граждан.
    Настоящий  Закон  не  регламентирует  восстановления имущественных
прав    собственников,   их   наследников   и   правопреемников     на
предприятиях,  которые  были  национализированы  или  другим  способом
изъяты   против   их   воли   или  в  нарушение   законодательства   в
собственность  государства  по  законам  принятым  до  31.12.91   года
включительно.
    Приватизация жилищного фонда не регулируется данным  Законом,   но
осуществляется  в  соответствии  с Законом  Кыргызской  Республики  "О
приватизации жилищного фонда в Кыргызской Республике".  При этом жилые
дома,   квартиры   не  включаются  в  уставный  фонд  приватизируемого
предприятия.
    Приватизация  собственности  Кыргызской Республики, находящейся за
пределами   республики,   не  регулируется  настоящим   Законом.   Она
регулируется   действующими  законами  тех стран, где  она  находится,
или особыми международными договорами.

    Статья 3. Объекты разгосударствления и приватизации

    Разгосударствлению  и  приватизации  могут    подлежать    объекты
государственной собственности Кыргызской Республики во  всех  отраслях
производственной и непроизводственной сферы.
    Объектами      государственной     собственности,      подлежащими
разгосударствлению    и    приватизации,    признаются    предприятия,
объединения, организации, их  структурные подразделения,  в том  числе
и  не  являющиеся  юридическими лицами,   объекты   культурно-бытового
назначения,    социальной сферы, и иные ценности, а также акции  (паи)
акционерных и иных договорных обществ,  созданных путем преобразования
государственных  предприятий.
    Перечень   предприятий  и  другого  имущества,    не   подлежащего
разгосударствлению   и   приватизации   определяются   в    Программах
разгосударствления  и приватизации.  Не подлежат приватизации  объекты
исключительной  собственности Кыргызской Республики (земля,  ее недра,
леса, воды и другие природные ресурсы). Сдача этого имущества в аренду
осуществляется    в   порядке   и   на   условиях,     предусмотренных
законодательством Кыргызской Республики.

    Статья 4. Концепция разгосударствления и приватизации
                      государственного имущества

    В   целях   проведения   согласованной  государственной   политики
приватизации  Правительство периодически разрабатывает и  представляет
на   утверждение  Жогорку    Кенеша  Кыргызской  Республики  Концепцию
разгосударствления    и   приватизации   государственного    имущества
Кыргызской Республики (далее в тексте - Концепция).
    На основе утвержденной Концепции Фонд  государственного  имущества
совместно     с    другими   органами   государственного    управления
разрабатывает  и  представляет на утверждение Правительства  Программу
разгосударствления    и   приватизации   государственного    имущества
Кыргызской Республики (далее в тексте - Программа).

    Статья 5. Программа разгосударствления и приватизации
                      государственного имущества

    Порядок,    условия,  формы  разгосударствления   и   приватизации
определяются    в   Программе   разгосударствления   и   приватизации,
утверждаемой Правительством.
    Программа разрабатывается на ближайшие годы и  содержит:
    масштабы  приватизации  в  целом по  республике,  в  отраслевом  и
региональном разрезе;
    группы объектов, подлежащих приватизации;
    предпочтительные методы и способы, в  зависимости  от  принятых  в
Концепции критериев;
    прогноз поступления средств от приватизации;
    группы объектов, не подлежащих разгосударствлению и приватизации в
целях   защиты   интересов  обороны  и  безопасности  республики,   ее
социального   развития,    охраны   окружающей    среды   и   здоровья
населения,   а  также обеспечения монополии государства  на  отдельные
виды деятельности.

    Статья 6. Фонд государственного имущества Кыргызской Республики

    Фонд госимущества Кыргызской Республики организует и  осуществляет
политику   Правительства     по  разгосударствлению   и   приватизации
государственной и коммунальной собственности.
    Фонд госимущества  действует  на основе настоящего Закона и других
актов законодательства Кыргызской Республики.

    Статья 7. Инвестиционные институты и холдинговые компании

    Инвестиционные    институты,   специализированные   инвестиционные
институты,  холдинговые  компании являются особой  формой  акционерных
обществ,   деятельность   которых  регулируется   Законом   Кыргызской
Республики  "Об  акционерных  обществах  в  Кыргызской  Республике"  и
специальными Положениями, утверждаемыми Правительством.
    Инвестиционный институт - субъект рынка ценных бумаг,  создаваемый
за  счет  эмиссии  собственных  акций  и  одновременно  осуществляющий
инвестирование  собственных средств в ценные бумаги других  эмитентов,
торговлю  ценными бумагами,  реализацию  производственно-коммерческих,
научно-технических и других инвестиционных проектов.
    Специализированным     инвестиционным    институтом     признается
инвестиционный    институт    с  правом  аккумулирования   специальных
платежных   средств   (СПС)  физических   и   юридических   лиц    для
последующего   использования  в процессе приватизации  государственных
предприятий.
    Специализированные   инвестиционные  институты  могут  создаваться
только    в    форме    акционерных    обществ     открытого      типа
негосударственными юридическими и физическими лицами.
    Холдинговой  компанией  признается акционерное общество, владеющее
пакетом  акций  других  акционерных  обществ,   который   дает   право
голоса достаточное для того, чтобы иметь над ними деловой контроль.
    Фонд   национального  предпринимательства, аккумулирует  СПС  и  с
учетом  демографического состава населения выступает  посредником  при
приватизации  государственной собственности,  покупке  соответствующей
доли акций.

    Статья 8. Покупатели и посредники

    Покупателями   объектов   государственной    собственности   могут
выступать   юридические  лица  и  граждане   Кыргызской    Республики,
иностранные  юридические лица, граждане и лица  без  гражданства.  При
этом   юридические   лица   Кыргызской  Республики   не   могут   быть
покупателями,   если  государственное участие в имуществе  юридических
лиц составляет более 25 процентов.
    При  разгосударствлении  и приватизации  объектов  отдельных  сфер
экономики   Правительство   может  устанавливать   ограничения   круга
покупателей  для обеспечения  приоритетных прав граждан и  юридических
лиц Кыргызской Республики.
    При приватизации  продавцы  и  покупатели  могут действовать через
своих  представителей  (доверенных лиц)  и при содействии  посредников
государственных  и   негосударственных  организаций,   действующих  на
коммерческой   основе   по  доверенности  или   лицензии,   выдаваемых
сторонами.

                               Раздел II
          Порядок и способы разгосударствления и приватизации

    Статья 9. Формы разгосударствления и приватизации

    Разгосударствление осуществляется в форме:
    Преобразования государственного предприятия в акционерное общество
с  сохранением  государственной собственности  на  весь  пакет  акций.
Правительство   назначает Совет Директоров, отвечающий за  руководство
обществом.
    Совет Директоров исполняет функции:
    - независимо от Правительства:
    а)   определения   основных  направлений  деятельности   общества,
утверждения его планов и отчетов об их выполнении;
    б) назначения руководителя исполнительного  органа  и  утверждения
его членов по представлению руководителя;
    в)  определения условий оплаты труда должностных лиц общества, его
филиалов и представительств;
    г) утверждения годовых результатов деятельности общества,  включая
его   филиалы,  утверждения  отчетов  и  заключений  ревизий,  порядка
распределения прибыли, определения порядка покрытия убытков;
    д) изменения устава общества;
    е)  утверждения  правил  процедуры и других  локальных  документов
общества, определения организационной структуры общества;
    ж)  утверждения  договоров, заключенных на сумму свыше указанной в
уставе общества;
    - по согласованию с Правительством:
    з) увеличения и уменьшения уставного фонда общества;
    и) принятия решения о прекращении деятельности общества;
    к)    создания    и    прекращения   деятельности    филиалов    и
представительств.
    Передачи государственных  и  коммунальных предприятий в управление
(в  том  числе с правом последующего выкупа) физическим и  юридическим
лицам.
    Передачи  государственного предприятия в корпоративное  управление
снятие     с     государства     функции   оперативного    руководства
производственно-хозяйственной   деятельностью    предприятия,    путем
создания   независимой  менеджерской  группы  (высококвалифицированных
управляющих),  назначаемых  Правительством  Кыргызской  Республики,  с
полномочиями и функциями Совета Директоров в   соответствии  с  частью
первой статьи 9 настоящего Закона, но без преобразования в акционерное
общество.
    Механизм преобразования государственного предприятия в акционерное
общество  с  сохранением государственной собственности на  весь  пакет
акций  и  передача его в корпоративное управление,  а также полномочия
дирекции,   органов   управления   этими    обществами    регулируются
Положением, утвержденным Правительством.
    Преобразование в акционерное общество с  сохранением  контрольного
пакета за государством.
    Приватизация осуществляется в форме:
    приобретения  гражданами   или юридическими  лицами  принадлежащих
государству акций (паев), в акционерных и других договорных обществах.
    Продажи предприятия, в том числе на аукционе или по конкурсу.
    Преобразование государственного предприятия в акционерное или иное
договорное  общество,  в  котором весь  или  контрольный  пакет  акций
принадлежит  одному или нескольким негосударственным  юридическим  или
физическим лицам.
    Основные принципы выбора формы разгосударствления и  приватизации,
в  зависимости от экономического,  политического, социального  и  иных
условий развития республики определяются в Концепции.

    Статья 10. Проект приватизации предприятия

    Обязательным  условием  участия  в  приватизации,  кроме   продажи
предприятий  с  аукциона  или  по  конкурсу,   является  представление
проекта приватизации.
    Любое лицо, квалифицируемое как покупатель или посредник, согласно
статьи 8 Закона может представить проект приватизации.
    Проект приватизации  может  быть подан по любому предприятию.  Все
проекты приватизации,  как по объектам включенным в Программу,  так  и
не вошедшим в нее обязательны для рассмотрения Фондом госимущества.
    Проект приватизации  может  быть  подготовлен  для  части  данного
предприятия,  без   ущерба основному производству  для  предприятия  в
целом или к имуществу нескольких предприятий.
    Ответственным за  разработку  основного  проекта  приватизации  по
предприятиям,   включенным   в  Программу,  является   соответствующее
отраслевое министерство,  государственный комитет или административное
ведомство.
    Если  по  предприятию,  включенному в Программу,  не  подано  иных
проектов,  кроме   основного, Председатель Фонда  госимущества  обязан
принять   решение   об   их  приватизации,   по   основному   проекту,
доработанному с учетом замечаний экспертов.
    Все  проекты  приватизации  представляются  в  Фонд  госимущества,
который  организует  экспертизу проектов с  привлечением  экспертов  и
независимых консультантов, в том числе иностранных.
    Окончательное  утверждение  метода и  формы  разгосударствления  и
приватизации производится расширенным Правлением Фонда госимущества.
    По  предприятиям,  включенным в Государственный Реестр предприятий
монополистов  или  при объединении двух и более субъектов  в  процессе
приватизации,  Фонд госимущества согласовывает проект  приватизации  с
Государственным комитетом Кыргызской Республики по экономике.
    По предприятиям,  приватизация которых осуществляется  по  решению
Правительства,   окончательное    утверждение   проекта   приватизации
производится актом Правительства.
    Механизм  преобразования  государственных предприятий регулируется
соответствующим    законодательством,    а     также      специальными
Положениями, утверждаемыми Правительством и актами, разрабатываемыми и
утверждаемыми Фондом госимущества.

    Статья 11. Отказ в приватизации

    Отказ в приватизации после рассмотрения проектов, по предприятиям,
не включенным в Программу, производится в случае если:
    -   лицо,  подавшее заявку, не может быть признано  покупателем  в
соответствии со статьей 8 настоящего Закона;
    - имеется установленное в Концепции или Программе  ограничение  на
приватизацию данных групп предприятий;
    -   предприятие  включено  Программой  в  перечень  объектов,   не
подлежащих приватизации в этом периоде.

    Статья 12. Условия и порядок безвозмездной передачи
                     государственной собственности

    Безвозмездная передача государственной собственности  производится
гражданами   Кыргызской    Республики   в   обмен    на    специальные
платежные средства "Менчиктештируу купону".
    Купон является государственной ценной бумагой целевого  назначения
на  предъявителя  и  используется в качестве  специального  платежного
средства в процессе приватизации один раз.
    Купон предназначен для обмена на акции приватизируемых предприятий
или   специализированных  инвестиционных  фондов,   для   приватизации
жилищного  фонда,  купон  также может  быть  подарен  или  передан  по
наследству,  либо   продан другому физическому или юридическому  лицу.
Погашения    купонов   осуществляется   в   порядке,     установленном
законодательством  Кыргызской Республики.
    Для  обеспечения  возможности приобретения в собственность граждан
части   государственного   имущества,   Фонд   госимущества   и    его
территориальные   подразделения  при  акционировании   государственных
предприятий резервируют не менее 25% от уставного капитала акционерных
обществ.
    Участвовать    на   специализированном   аукционе   имеют    право
специализированные  инвестиционные  фонды,  имеющие   лицензии   Фонда
госимущества  на осуществление инвестиционной деятельности по  ведению
операций с купонами,  а  также  физические и юридические лица, которые
в  соответствии  со  статьей 8 настоящего Закона могут  быть  признаны
покупателями,  предоставляющие Продавцу заявку и купоны.
    Граждане  имеют  право  свободного выбора  инвестиционных  фондов.
Инвестиционные  фонды после обмена своего актива  (купонов)  на  акции
предприятий  имеют полное право свободно продавать и  покупать  их  на
вторичном рынке ценных бумаг.

    Статья 13. Источники средств для выкупа объекта приватизации

    Имущество преобразуемого  государственного  предприятия может быть
приобретено  физическими и юридическими лицами за счет  собственных  и
заемных средств, включая менчиктештируу купону Кыргызской Республики.
    При участии трудового коллектива (или его  части)  в  приватизации
предприятия выкуп может осуществляться за счет следующих источников:
    30  процентов  остатков  спецфондов  с согласия большинства членов
трудового коллектива;
    средств,   полученных  в  качестве  безвозмездных  взносов   любых
предприятий, организаций, граждан;
    личных средств членов трудового коллектива;
    иных средств, не являющихся собственностью государства.
    Амортизационные   отчисления  и  выручка  от  реализации  основных
средств,  находящихся  в  государственной  собственности,   не   могут
использоваться  в  качеству  источников приобретения  государственного
имущества.

    Статья 14. Оценка стоимости объектов приватизации

    Оценка  стоимости  объектов приватизации  производится  на  основе
нормативных документов, утверждаемых Фондом госимущества.
    Оценочная  стоимость  имущества  определяется на основе балансовой
стоимости  по  результатам  переоценки основных  фондов  (средств)  по
состоянию  на  1  января  1992 года, с последующей  корректировкой  на
процент инфляции.

    Статья 15. Оформление порядка преобразования государственных
                              предприятий

    Общество, созданное в результате  преобразования  государственного
предприятия, становится его правопреемником.
    Трудовые   отношения  работников  с  государственным  предприятием
прекращаются   в     день   вынесения  постановления   об   исключении
предприятия  из  реестра  государственных предприятий.   Осуществление
соответствующих  записей  в  трудовых  книжках  производится   прежней
администрацией или комиссией собственника в момент приема-передачи.
    Предоставление    работы   в   обществе,   созданном    на    базе
преобразованного   государственного  предприятия,  осуществляется   на
условиях,   согласованных  сторонами,  которые  не   могут    ухудшать
положение   работника  по сравнению с законодательством о  труде.  При
этом  трудовой  договор должен быть заключен не позднее одного  месяца
после исключения государственного предприятия из реестра.
    Увольнение    работников   из   обществ,   созданных    на    базе
преобразованных    государственных   предприятий,    производится    в
соответствии с нормами, установленными законодательством о труде.
    Увольнение администрации государственного предприятия производится
на общих основаниях в соответствии с законодательством о труде.
    По   решению  нового  собственника  членам  администрации  бывшего
государственного предприятия  может быть предложена работа  в  органах
управления нового собственника на условиях, определяемых сторонами.
    Не   допускается  увольнение  работников  в  период  осуществления
разгосударствления и приватизации.

                              Раздел III
                       Заключительные положения

    Статья 16. Виды юридических сделок, оформляемых при
             разгосударствлении и приватизации, порядок их
                       заключения и расторжения

    При   преобразовании   предприятий  через  акционирование   Фондом
госимущества   и  его  территориальными  подразделениями   заключается
учредительный договор,  регулирующий взаимоотношения учредителей между
собой,  порядок выкупа ими своих долей акций, последствия неисполнения
обязательств   по  выкупу акций и другие условия, определяемые  Фондом
госимущества.
    Учредительный договор  заключается в соответствии с Постановлением
Правления   Фонда  госимущества,   о  преобразовании   предприятия   в
акционерное  общество  подписывается всеми учредителями и  скрепляется
их печатями.
    Если   одним  из  учредителей  является  гражданин,  учредительный
договор заверяется нотариальной конторой.
    При приватизации предприятий путем  единовременной  продажи  всего
имущества     Фондом     госимущества     и    его    территориальными
подразделениями заключается договор купли-продажи.
    Основанием   для   заключения  договоров  купли-продажи   является
протокол  о    результатах  конкурса  или аукциона  или  Постановление
Правления Фонда госимущества о приватизации предприятия  при   условии
заключения трудовым коллективом учредительного договора между собой.
    Если   покупателем  предприятия  является  гражданин  и  в  момент
заключения  договора   купли-продажи  сумма стоимости объекта  внесена
не    полностью,   договор    купли-продажи   подлежит   удостоверению
нотариальной конторой.
    Акты   территориальных  органов  Фонда  госимущества,   являющиеся
основанием    для    последующего   заключения   юридических   сделок,
обжалуются в Фонде госимущества.
    Акты Фонда госимущества, являющиеся  основанием  для  последующего
заключения юридических сделок, обжалуются в Правительстве.
    Если    на   основе   принятых   Фондом   госимущества   или   его
территориальными  подразделениями актов заключены юридические  сделки,
то    они    могут   быть   расторгнуты  соответствующими   судами   в
установленном порядке.

    Статья 17. Ответственность продавца и покупателя

    Если после  проведения  приватизации  и заключения соответствующих
сделок  будут  установлены  нарушения законодательства,  о  которых  в
период  проведения приватизации  Фонду госимущества  было  неизвестно,
он  вправе  отменить  или изменить решение о приватизации  предприятия
полностью   или  частично,  принять меры к  расторжению  сделок  через
арбитражный суд.
    Если  в  результате  издания актов Фонда  госимущества  нарушаются
права  покупателя  или третьих лиц, они обжалуются  в  соответствии  с
частями седьмой, восьмой и девятой статьи 16 настоящего Закона.
    В случае  отказа  покупателя  от оплаты приобретаемого предприятия
договор  между  продавцом  и покупателем расторгается  с   возмещением
продавцу понесенных убытков и упущенной выгоды.

    Статья 18. Вступление покупателя в права собственности

    После  заключения  учредительного договора, договора купли-продажи
покупатель  осуществляет  в отношении приватизируемого  объекта  право
полного хозяйственного ведения.
    Право собственности возникает после полной оплаты его стоимости  и
подтверждается   свидетельством   о  праве  собственности   выдаваемым
Фондом госимущества или его территориальными подразделениями.
    Если   в    договоре   купли-продажи  или  учредительном  договоре
предусмотрены   условия   договора  (обязательства   покупателя),   то
свидетельство о праве собственности   выдается покупателю только после
полной  оплаты  им стоимости приватизированного объекта  и  выполнения
всех поставленных условий (обязательства).

    Статья 19. Использование средств, поступивших от
                   разгосударствления и приватизации

    Средства,   полученные   от  разгосударствления   и   приватизации
государственных   предприятий,   являются  собственностью   Кыргызской
Республики и зачисляются на специальные счета Фонда госимущества.
    Порядок распределения средств со специального  счета  определяется
Положением, утверждаемым Правительством.

    Статья 20. Порядок рассмотрения споров о разгосударствлении и
                             приватизации

    Споры,   связанные    с    разгосударствлением   и   приватизацией
государственной  собственности в Кыргызской  Республике,   разрешаются
арбитражным   судом   в   порядке,   установленном   законодательством
Кыргызской Республики.

    Президент Кыргызской Республики                      А.Акаев