Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

ЖОГОРКУ КЕНЕШ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 марта 2013 года № 2913-V

Об итогах общереспубликанского тестирования и конкурсного зачисления по нему в высшие учебные заведения: проблемы и перспективы

Заслушав и обсудив информацию председателя Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по образованию, науке, культуре и спорту Осмоналиева К. и министра образования и науки Кыргызской Республики Садыкова К.Ж. по вопросу "Об итогах общереспубликанского тестирования и конкурсного зачисления по нему в высшие учебные заведения: проблемы и перспективы", Жогорку Кенеш Кыргызской Республики отмечает следующее:

Общереспубликанское тестирование (далее - ОРТ) проводится в Кыргызстане с 2002 года и является одним из крупнейших антикоррупционных проектов в области образования, направленного на проведение объективного, прозрачного тестирования выпускников и обеспечение прозрачного, справедливого процесса поступления в высшие учебные заведения (далее - вузы) республики. В 2003 году Законом Кыргызской Республики "Об образовании" установлена обязательность ОРТ для поступления в вузы. В соответствии с Положением об общереспубликанском тестировании, утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 2 июня 2006 года № 404, ОРТ проводится негосударственной организацией, специализирующейся на независимой оценке в области образования с использованием методов по тестированию.

В 2004 году была создана независимая тестовая организация "Центр оценки в образовании и методов обучения" (далее - ЦООМО), который является негосударственным некоммерческим учреждением.

С 2002 года ОРТ прошли 382680 выпускников, желающих поступить в вузы страны. Из них на грантовую форму обучения зачислены 53455 человек. Из общего числа зачисленных на грантовую форму обучения более 66% составляют абитуриенты из сельских школ, около 33% - абитуриенты из г.Бишкек и малых городов и областных центров. В 2012 году в ОРТ приняли участие 56486 человек.

Совершенствование ОРТ - первостепенная долговременная задача, которую постоянно осуществляют ЦООМО и Министерство образования и науки. Введение новых предметных тестов, совершенствование содержания теста и процедур тестирования, создание 104 видеоуроков на программе "Алиппе TV" по подготовке к ОРТ и демонстрация их на КТР в 2011 и 2012 годах, ежегодное проведение семинаров для регистраторов, учителей и абитуриентов в каждом районе и городе Кыргызстана, создание новых и обновление существующих пособий по подготовке к ОРТ - эти и другие позитивные изменения, предпринятые в этом году, свидетельствуют о развитии ОРТ.

С 2011 года по инициативе Министерства образования и науки ОРТ стал обязательным для зачисления абитуриентов на все формы обучения независимо от формы собственности учебного заведения. Таким образом, Закон "Об образовании", которым предусмотрено поступление в вузы только по результатам ОРТ (статья 40), сегодня выполняется в полной мере. Кроме того, это накладывает ответственность на школы, которые должны дать твердые знания не только тем учащимся, которые нацелены на получение государственного гранта, но и всем, кто хочет продолжать свое обучение в вузе.

ОРТ проверяет общеакадемические навыки учеников и их способность решать проблемы. Особенность тестовых вопросов заключается в том, что в них включены задачи, измеряющие способность размышления, анализа и логического мышления выпускников. Основной тест состоит из трех разделов:

математического (в этой части с помощью знаний по арифметике, алгебре и геометрии проверяются концептуальное понимание, процедурные знания, решение задач, т.е. проверяется математическая грамотность);

словесно-логического (аналогии и дополнение предложений, чтение и понимание на языке обучения);

практической грамматики языка (проверяется умение использовать язык в практике, оценить орфографическую, пунктуационную и речевую грамотность).

В структуру ОРТ включены также предметные тесты по физике, химии, биологии, английскому языку, истории и математике.

Все тестовые задания подготовлены опытными специалистами и педагогами. В течение всего процесса разработки теста, проведения тестирования и обработки его результатов сохраняются строгие меры безопасности, чтобы сохранить конфиденциальность тестовых вопросов.

Внедряя ОРТ, Министерство образования и науки стремилось обеспечить равенство доступа к высшему образованию и, в частности, поддержать молодежь сельских и горных местностей в конкуренции за бюджетные места в вузах. Для этого были введены различные категории абитуриентов: выпускники школ города Бишкека, выпускники сельских школ, выпускники школ малых городов и областных центров и выпускники школ высокогорных районов. Согласно этим категориям, при поступлении в вузы абитуриенты конкурируют только среди других выпускников из той же самой категории.

Как показывает статистика, выпускники школ Бишкека получают наиболее высокие баллы, на втором месте - выпускники школ областных центров и малых городов, за ними идут выпускники сельских школ и последнюю группу составляют выпускники школ высокогорных районов. Средний показатель балла абитуриентов, сдающих ОРТ на русском языке, несколько выше, чем средний балл абитуриентов, сдающих тест на кыргызском и на узбекском языках.

Эти данные свидетельствуют о невысоком качестве образования, прежде всего, в сельских школах республики, учащиеся которых не имеют дополнительных возможностей для образования. Нельзя не учитывать также квалификацию учителей, качество учебников и учебно-методических материалов, материально-технического обеспечения. Кроме того, сдача теста требует особых навыков, многие выпускники не имеют опыта сдачи тестов во время обучения.

В настоящее время Министерством образования и науки, городскими и районными отделами образования, администрацией и учителями школ совместно с ЦООМО уделяется недостаточное внимание вопросу подготовки к ОРТ абитуриентов из сельских школ и школ отдаленных районов. Во время проведения подготовки к ОРТ необходимо предусмотреть мероприятия по организации пробного тестирования, тщательному информированию выпускников о содержании, процедурах и правилах проведения теста и др. Со стороны школ в адрес ЦООМО также имеются нарекания о несоответствии содержания общереспубликанского теста государственному образовательному стандарту среднего общего образования.

Серьезной проблемой, сдерживающей развитие общереспубликанского тестирования, является способ назначения тестовой службы для проведения ОРТ. По Положению об общереспубликанском тестировании, Министерство образования и науки должно ежегодно назначать независимую тестовую службу для проведения ОРТ. Это делает невозможным сколько-нибудь долгосрочное планирование работы самой тестовой службы, которая не имеет гарантий, что именно она будет назначена на следующий год. Возникают серьезные трудности с финансированием подготовки ОРТ. Много лет ЦООМО проводит разработку тестовых материалов, подготовку к регистрации и тестированию на свой страх и риск, не имея гарантий, что будет назначено для проведения ОРТ.

Конкурсное зачисление по результатам ОРТ в вузы. В 2012 году утверждены нормативные правовые акты по приему абитуриентов в вузы, предусматривающие обязательность ОРТ при зачислении в вузы на все формы обучения.

В 2012 году, как и в предыдущие годы, было выделено 5705 грантовых мест в государственных вузах.

В результате зачисления в 2012 году, участники тестирования от каждой из категорий школ получили пропорциональное представительство: 46,7% - выпускники сельских школ, 19,4% - выпускники школ высокогорной зоны, 17,8% - выпускники школ Бишкека и 16,1% - выпускники областных центров и малых городов.

Пороговый балл, определенный Министерством образования и науки, в 2012 году составил на грантовые места - 110 баллов и на контрактные места - 105 баллов. Для поступления в вузы помимо основного теста необходимо было сдать минимум один предметный тест (на медицинские специальности - два).

Отбор и зачисление абитуриентов производятся грантовой комиссией вуза, возглавляемой ректором. В комиссию также входят представители факультетов вуза, Министерства образования и науки или его региональных структур. Предусмотрен институт независимых наблюдателей за ходом приемной кампании в вузы.

Однако в деятельности грантовых комиссий вузов имеются недостатки и недоработки, связанные с организацией зачисления абитуриентов. Так, в 2012 году абитуриенты столкнулись с недостаточной информированностью по вопросам ОРТ и правилам отбора и зачисления в вузы; отсутствием достаточной информации о перераспределении грантовых мест после окончания 3-х туров зачисления, о наличии вакантных мест. В некоторых вузах имела место недостаточная организация по приему отрывных талонов сертификатов, образовывались огромные очереди из абитуриентов, имели место факты посредничества из числа лиц (преподавателей, студентов старших курсов), не имеющих отношения к приемной комиссии, при приеме отрывных талонов. Несоблюдение грантовыми комиссиями принципа прозрачности проведения конкурса на дополнительно выделенные места вызывает у общественности подозрения в коррумпированности данного процесса.

В то же время соблюдение открытости и прозрачности можно достигнуть путем установки видеокамер в зале регистрации и сбора отрывных талонов с прямой трансляцией через сайт вузов и на большой экран для ожидающих своей очереди абитуриентов и их представителей.

Скорость приема отрывных талонов сертификатов и обработки данных можно увеличить путем установки оборудования для сканирования штрих-кодов, которые имеются на сертификатах ОРТ и других документах.

Впервые в 2012 году Министерством образования и науки было принято решение о нецелесообразности снижения пороговых баллов по основному тесту с целью повышения качества образования в вузе. Во многом в связи с этим возникла проблема недобора абитуриентов в некоторые региональные вузы, а также на ряд специальностей сельскохозяйственного, педагогического и технического профилей. Однако в целом по республике число абитуриентов, принятых на дневную форму обучения, по сравнению с 2011 годом уменьшилось не значительно: в 2011 году - 19,5 тысяч, в 2012 году - 17,5 тысяч.

Выполнение плана приема на грантовые места в разрезе отраслей неоднородно, наибольший недобор имеется по направлениям в сфере безопасности и природообустройства, транспорта, горнодобывающей промышленности и энергетики.

Анализ данных по недобору абитуриентов в разрезе специальностей показывает, что данный показатель выше по направлениям подготовки и специальностям, требующим результатов предметных тестов по математике и физике.

Оценка нововведения об обязательности ОРТ для зачисления на все формы обучения со стороны ректорского корпуса неоднозначна. С одной стороны, вузы признают, что ОРТ имеет положительные черты, направленные на поддержку справедливого и прозрачного доступа к высшему образованию и борьбу с коррупцией в области образования. С другой стороны, вузы считают, что необходимо дать право приемной комиссии проводить вступительные испытания по профилирующим предметам.

Некоторым недостатком ОРТ можно считать то, что тестирование проводится не одновременно на всей территории республики, что способствует некоторой утечке информации о содержании теста. Кроме того, существует проблема так называемой сдачи теста другим лицом вместо реального выпускника школы.

В настоящее время во исполнение статьи 40 Закона Кыргызской Республики "Об образовании" общереспубликанское тестирование проводится только для абитуриентов, желающих поступить в вузы. Выпускники школ участвуют в ОРТ на добровольной основе по собственному желанию, оплатив регистрационный взнос. Ежегодно в ОРТ участвует не более половины всех выпускников общеобразовательных организаций республики.

В то же время, вышеуказанной статьей Закона предусмотрено, что государственная аттестация выпускников средних школ может быть совмещена с общереспубликанским тестированием. Так как по итогам государственной аттестации выдается аттестат о среднем общем образовании государственного образца, ОРТ в данном случае должно стать обязательным для всех выпускников школ и, соответственно, потребует финансирования из республиканского бюджета. Это повлечет за собой необходимость кардинального изменения цели и содержания теста.

На основании вышеизложенного, Жогорку Кенеш Кыргызской Республики постановляет:

1. Принять информации председателя Комитета по образованию, науке, культуре и спорту Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Осмоналиева К. и министра образования и науки Кыргызской Республики Садыкова К.Ж. по данному вопросу к сведению.

2. Отметить недостаточную работу Министерства образования и науки Кыргызской Республики по организации и проведению общереспубликанского тестирования и конкурсного зачисления по нему в вузы.

3. Правительству Кыргызской Республики:

- рассмотреть возможность совмещения государственной аттестации выпускников общеобразовательных школ с общереспубликанским тестированием, начиная с 2013-2014 учебного года разработать и утвердить нормативных правовых актов по нему;

- предусмотреть в 2013 году из республиканского бюджета 40 млн. сомов для проведения общереспубликанского тестирования Национальным центром тестирования Министерства образования и науки;

- внести изменения в Положение "Об общереспубликанском тестировании абитуриентов", утвержденное постановлением Правительства Кыргызской Республики от 2 июня 2006 года N 404, касающиеся назначения независимой тестовой службы для проведения общереспубликанского тестирования Министерством образования и науки сроком на несколько лет.

4. Министерству образования и науки Кыргызской Республики:

- провести в установленном законодательством порядке тендер для определения независимой тестовой службы по проведению общереспубликанского тестирования в 2013 году;

- разработать и принять долгосрочную программу для целенаправленного развития общереспубликанского тестирования и государственной аттестации выпускников общеобразовательных организаций;

- принять меры по приведению в соответствие содержания общереспубликанского тестирования с учебной программой;

- ежегодно проводить обсуждение результатов ОРТ с привлечением всех заинтересованных сторон (городских и районных отделов образования, руководителей школ, вузов, представителей общественных и неправительственных организаций, родителей, выпускников, гражданского сектора и др.);

- принять меры по открытию в вузах кафедр методики преподавания школьных предметов;

- продолжить работу по введению современных стандартов школьного образования;

- разработать в соответствии с новыми стандартами учебные программы, учебники и учебные пособия и методические материалы для учителей и обеспечить ими общеобразовательные организации республики;

- обеспечить учителей общеобразовательных школ современной методической литературой по предметам;

- использовать результаты общереспубликанского тестирования для выработки новых механизмов управления качеством образования, способствующих его повышению;

- строго контролировать соблюдение грантовыми комиссиями вузов принципа прозрачности проведения конкурса по зачислению в вузы;

- принять меры по предоставлению абитуриентам полной информации об общереспубликанском тестировании и процедурах зачисления в вузы;

- рассмотреть возможность проведения общереспубликанского тестирования одновременно на территории всей республики.

5. Контроль за выполнением данного постановления возложить на Комитет по образованию, науке, культуре и спорту Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (К.Осмоналиев).

 

Заместитель Торага

 

Т.Зулпукаров