Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

ЖОГОРКУ КЕНЕШ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 сентября 2014 года № 4328-V

О работе Правительства Кыргызской Республики по подготовке отраслей экономики и населения Кыргызской Республики к осенне-зимнему периоду 2014-2015 годов

Заслушав и обсудив информацию Премьер-министра Кыргызской Республики Оторбаева Дж.К. о работе Правительства по подготовке отраслей экономики и населения Кыргызской Республики к осенне-зимнему периоду 2014-2015 годов, Жогорку Кенеш Кыргызской Республики отмечает следующее.

В соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики от 8 мая 2014 года № 250 "О подготовке отраслей экономики и населения Кыргызской Республики к осенне-зимнему периоду 2014-2015 годов" (далее - постановление Правительства Кыргызской Республики № 250 от 8 мая 2014 года) в целом по республике запланировано заготовить топливо в следующих объемах:

- уголь 2233,9 тыс. тонн, в том числе бюджетными организациями 237,3 тыс. тонн, населением 966,6 тыс. тонн, для ТЭЦ г.Бишкек 1030,0 тыс. тонн (630,0 тыс. тонн импортного, 400 тыс. тонн местного);

- топочный мазут 75,2 тыс. тонн (ТЭЦ Бишкек - 14 тыс. тонн, ТЭЦ г.Ош 20,0 тыс. тонн);

- природный газ 350,0 млн. куб.м (по северному региону 297,6 млн. куб.м, южному - 52,4 млн. куб.м).

По состоянию на 1 сентября 2014 года бюджетными организациями заготовлено 3735,0 тонн угля, при этом отдельными министерствами и учреждениями планы заготовок не выполняются.

Депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и общественность неоднократно отмечали грубые нарушения при закупке угля на ТЭЦ г.Бишкек. Со стороны сотрудников Министерства финансов Кыргызской Республики и ОАО "Электрические станции" принимаются меры по отмене результатов проведенного тендера, чтобы можно было закупать уголь из одного источника. Это обстоятельство в свою очередь порождает коррупционную схему.

В связи с прекращением поставок природного газа АК "Узтрансгаз" с 00:00 часов 14 апреля текущего года от газоснабжения отключены потребители южного региона республики. До 15 апреля 2014 года потребление природного газа от указанного поставщика составило 12,1 млн. куб.м.

Вопрос поставки газа в южную часть республики до сих пор не решен. С учетом предстоящего наступления холодов Правительству Кыргызской Республики необходимо принять неотложные меры по обеспечению природным газом, предусмотренные постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 26 июня 2014 года № 4278-V "О бесперебойном обеспечении электроэнергией и теплом всей территории Кыргызской Республики, в особенности Ошской области, городов Ош, Джалал-Абад в осенне-зимний период 2014-2015 годов в связи с нехваткой природного газа".

По состоянию на 1 сентября 2014 года объем воды в Токтогульском водохранилище составляет 11793,0 млн. куб.м, что на 3836,0 млн. куб.м меньше чем в 2013 году. В настоящее время идет отставание наполнения водохранилища по объему, предусмотренному постановлением Правительства Кыргызской Республики № 250 от 8 мая 2014 года. По предварительным водно-энергетическим расчетам, объем воды составит: на 1 октября 2014 года порядка 12 млрд. куб. метров (меньше показателей плана на 1,4 млрд. куб.м); на 1 января 2015 года - 10,6 млрд. куб.м (меньше на 400 млн. куб.м), на 1 апреля 2015 года - 7,1 млрд. куб.м. при плане 6,2 млрд. куб.м.

В связи с низкими притоками воды в Токтогульское водохранилище, по расчетам ОАО "Национальные электрические сети Кыргызстана" и ОАО "Электрические станции", предусматривается дефицит электроэнергии на зимний период 2014-2015 годов в размере 2,3 млрд. кВтч. При этом расчеты учитывают поставки электроэнергии из Республики Таджикистан (ожидаемый объем 212 млн. кВтч) и поставки (возврат) электроэнергии из Республики Казахстан (128 млн. кВтч).

Поставка таджикской электроэнергии осуществляется с 17 мая текущего года, планируемый объем импорта за май-сентябрь 2014 года составлял 600 млн. кВтч; по состоянию на 1 сентября объем импорта составил 168 млн. кВтч. Поставка электроэнергии в Республику Казахстан с соответствующими попусками воды осуществлялась с 1 по 15 августа. Общий объем поставок за 15 дней, по оперативным данным, составил 127,8 млн. кВтч с попусками воды в объеме 145,4 млн. куб.м.

Объем выработки электроэнергии по республике за 7 месяцев 2014 года составил 8843,5 млн. кВтч, в том числе на гидроэлектростанциях (далее - ГЭС) 8126,6 млн. кВтч, на ТЭЦ - 716,8 млн. кВтч.

Жителям высокогорья в июле месяце текущего года из республиканского бюджета выделены компенсации в объеме 51,0 млн. сом; кроме этого необходимо выделить за два квартала 2014 года 63,0 млн. сом.

В соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики от 2 апреля 2010 года № 206 "О дополнительных мерах государственной поддержки лиц, проживающих в тяжелых, неблагоприятных природно-климатических условиях высокогорья и отдаленных труднодоступных зонах" Министерство финансов Кыргызской Республики обязано, согласно представленным расчетам, ежеквартально выделять денежные средства на счета органов местного самоуправления в региональных отделениях казначейства. Однако на практике зачастую денежные средства перечисляются с годовым отставанием. Необходимо прекратить такую практику и производить оплату согласно утвержденному постановлению Правительства Кыргызской Республики.

По итогам фактического потребления электроэнергии за апрель-июль 2014 года превышение установленных лимитов потребления допущено по всем областям, кроме г.Ош. Всего по республике за указанный период превышение составило 280,2 млн. кВтч. Дебиторская задолженность потребителей на 1 августа этого года перед распределительными энергетическими компаниями (далее - РЭК) составила 1242,2 млн. сом.

В настоящее время осуществляемая Правительством в лице Министерства энергетики и промышленности Кыргызской Республики тарифная политика по электрической и тепловой энергии на 2014-2017 годы не рассматривает и упускает из виду социально приемлемые механизмы тарифообразования и меры по защите потребителей с низким уровнем доходов, а также гарантии по бесперебойному и качественному обеспечению потребителей электрической и тепловой энергией.

Увеличение тарифа с 1 сентября текущего года до 1,20 сом/кВтч (на 70%) на электрическую энергию бытовым абонентам, имеющим трехфазный учет, может привести к дискриминации отдельных слоев населения, при этом нарушаются права потребителя на принадлежащее ему имущество (электроэнергия), гарантированное Гражданским кодексом Кыргызской Республики, согласно статье 222 которого собственник вправе по своему усмотрению пользоваться своим имуществом.

Кроме того, особо следует отметить, что абоненты, имеющие трехфазный учет, используют электроэнергию не только на нужды отопления, а также для других своих жизненно-необходимых хозяйственных нужд. Это, прежде всего, освещение, обеспечение питьевой водой, пищеприготовление и т.д. При этом тот факт, что тариф на электроэнергию насосным станциям, которые используются в целях обеспечения питьевой водой, орошения полей, остается на уровне 0,70 сом/кВтч, создает определенные неясности. Количество бытовых абонентов, имеющих трехфазный учет, по республике составляет 10,13% (Джалал-Абад - 2,52%, Ош - 1,68%, Иссык-Куль и Нарын - 10,05%, Чуй и Талас - 18,98%).

Также необходимо принять к сведению, что даже при образовавшемся дефиците электрической энергии в объеме 2,3 млрд. кВтч, ограничение потребителей электроэнергии в осенне-зимний период невозможно.

Приказ Государственного департамента по регулированию топливно-энергетического комплекса при Министерстве энергетики и промышленности Кыргызской Республики противоречит Гражданскому кодексу Кыргызской Республики и законам Кыргызской Республики "Об электроэнергетике" и "Об энергетике". Кроме того, тариф для конечных потребителей за электроэнергию был установлен с 1 июля по 1 сентября 2014 года, хотя приказ об этом подписан 14 августа 2014 года, также с 1 сентября 2014 года по 1 апреля 2015 года установлен тариф для трехфазных абонентов, где также усматривается нарушение п.1 ст.15-1 Закона "Об электроэнергетике".

Министр энергетики и промышленности 2 сентября 2014 года просил Правительство Кыргызской Республики узаконить официальным документом отключение 3-х фазного ввода на отопление. Как выяснилось, такого документа еще нет. Тем самым действия РЭК по отношению к абонентам, имеющим трехфазный ввод, являются незаконными, что вызывает возмущение общественности и потребителей.

Поступают жалобы от населения в связи с повышением тарифов на тепловую энергию и ГВС. В соответствии с новым тарифом на тепловую энергию, вступившим в силу 1 июля 2014 года, за отопление трехкомнатной квартиры с нормированной квадратурой в панельном доме, за весь отопительный сезон потребителю придется заплатить 9717 сомов. При этом за центральное отопление по старым тарифам потребитель платил чуть более 4 тыс. сомов за сезон.

Министерство энергетики и промышленности Кыргызской Республики заверяло, что новая тарифная политика на электрическую и тепловую энергию на 2014-2017 годы позволит решить проблему дефицита денежных средств в энергосистеме. Фактически от отключения отопления абонентам с трехфазным вводом и отказ абонентов от трехфазного ввода денежные поступления в бюджет могут уменьшиться до 440 миллионов сомов.

Учитывая информацию Правительства Кыргызской Республики о ходе исполнения постановления Правительства Кыргызской Республики № 250 от 8 мая 2014 года, Жогорку Кенеш Кыргызской Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять к сведению информацию Премьер-министра Кыргызской Республики о работе Правительства Кыргызской Республики по подготовке отраслей экономики и населения Кыргызской Республики к осенне-зимнему периоду 2014-2015 годов.

2. Правительству Кыргызской Республики:

- безотлагательно решить вопрос финансирования бюджетных организаций для заготовки топлива;

- пересмотреть условия повышения тарифов на горячее водоснабжение, тепловую и электрическую энергию с учетом мнения потребителей в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и представить информацию в месячный срок;

- обеспечить в полном объеме оплату бюджетными организациями задолженности за потребленную электроэнергию;

- организовать финансовую проверку РЭК за последние два года в части начисления пени и штрафов за потребленную бюджетными организациями и государственными предприятиями электрическую энергию, по результатам представить информацию в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики;

- рассмотреть возможность списания штрафных санкций и пени, образовавшихся в результате несвоевременного финансирования Министерством финансов Кыргызской Республики;

- в срок до 1 ноября 2014 года организовать работу в разрезе айылных округов по определению потребности и обеспечению населения углем по ценам, утвержденным Государственным агентством антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики;

- наладить информирование общественности о мерах по прохождению осенне-зимнего периода;

- сформировать комплексный подход по прохождению осенне-зимнего периода;

- в полном объеме осуществлять выделение финансовых средств, предусмотренных Законом Кыргызской Республики "О республиканском бюджете на 2014 год и прогнозе на 2015-2016 годы" на оплату коммунальных услуг в соответствии с ежемесячным финансовым планом ресурсов, доходов и бюджетных расходов;

- обеспечить исполнение в полном объеме постановления Правительства Кыргызской Республики № 206 от 2 апреля 2010 года "О дополнительных мерах государственной поддержки лиц, проживающих в тяжелых, неблагоприятных природно-климатических условиях высокогорья и отдаленных труднодоступных зонах";

- принять неотложные меры по обеспечению населения природным газом по всей территории Кыргызской Республики, в особенности Ошской области, городов Ош и Джалал-Абад;

- обеспечить выполнение министерствами, ведомствами, аппаратами полномочных представителей Правительства Кыргызской Республики в областях и органами местного самоуправления городов Бишкек и Ош графика заготовки топлива, соблюдение установленных лимитов потребления электрической энергии и мощности в рамках выделенных денежных средств, своевременность погашения задолженности за потребленные электрическую и тепловую энергию, природный газ;

- постоянно информировать Комитет Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию о проделанной работе по прохождению отопительного сезона 2014-2015 годов;

- принять меры по погашению задолженности ГП "Кыргызжилкоммунсоюз";

- рассмотреть вопрос об установке видеокамеры на плотине Токтогульской гидроэлектростанции в целях круглосуточного наблюдения в режиме онлайн за наличием гидроресурсов в водохранилище.

3. Министерству энергетики и промышленности Кыргызской Республики:

- обеспечить устойчивую работу энергосистемы и бесперебойное снабжение потребителей электрической и тепловой энергией в осенне-зимний период 2014-2015 годов;

- принять необходимые меры по недопущению аварийных отключений потребителей электрической энергии;

- принять срочные меры по выполнению графика поставок угля на ТЭЦ г.Бишкек в соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики № 250 от 8 мая 2014 года;

- постоянно проводить работы по энергосбережению и сокращению потерь тепловой и электрической энергии.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию (К.Дж.Рыспаев) и Комитет Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по бюджету и финансам (К.С.Дыйканбаев).

 

 

Торага

А. Жээнбеков