Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском
                             УТРАТИЛ СИЛУ
         в соответствии с Законом КР от 2 июня 1998 года N 72

г.Бишкек 
от 27 мая 1994 года N 1540-XII

                      ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

                       Об автомобильных дорогах

           (Введен в действие постановлением Жогорку Кенеша
         Кыргызской Республики от 27 мая 1994 года N 1541-XII)

           ("Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики"
                         1994 год N 7, cт.222)

    Глава I.    Общие положения
    Глава II.   Управление автомобильными дорогами
    Глава III.  Финансирование дорожной отрасли
    Глава IV.   Пользование автомобильными дорогами
    Глава V.    Проектирование, строительство и развитие автомобильных
                         дорог
    Глава VI.   Организация ремонта и содержания автомобильных дорог
    Глава VII.  Обеспечение безопасности движения
    Глава VIII. Разрешение споров об автомобильных дорогах

    Настоящий    Закон    определяет   экономические,    правовые    и
организационные основы управления автомобильными дорогами  республики,
организациями  и  предприятиями, обеспечивающими  развитие,  ремонт  и
содержание   автомобильных  дорог, виды и правовой режим автомобильных
дорог,   территорий   и  объектов,  прилегающих  к   дорогам,   права,
обязанности   и   ответственность  владельцев  автомобильных  дорог  и
пользователей   дорогами,  регламентирует  взаимоотношения   дорожного
хозяйства с органами государственной власти.

                                Глава I
                            Общие положения

    Статья 1. Понятия автомобильной дороги, полосы отвода и
                контролируемой зоны автомобильных дорог

    Автомобильная    дорога   -   комплекс   инженерных    сооружений,
предназначенный  обеспечить безопасное и удобное движение транспортных
средств   с  установленными  скоростями,  нормативными  нагрузками   и
габаритами,    определяемыми    действующими    правилами    дорожного
движения,   государственными  стандартами   и   другими   нормативными
документами.
    Полоса  отвода  -  это  полоса земли для размещения  автомобильной
дороги,    зданий  и  сооружений,  водоотводных,  защитных  и   других
сооружений,  отводимая  в  соответствии  с  нормативными  документами.
Полоса    отвода     автомобильных     дорог     общего    пользования
устанавливается в зависимости от категории дорог в следующих размерах:
    I категория   - по 32 метра от оси дороги;
    II категория  - по 16 метров от оси дороги;
    III категория - по 13 метров от оси дороги;
    IV категория  - по 12 метров от оси дороги.
    На автомобильных дорогах, прокладываемых в обход городов и крупных
населенных  пунктов,  вводится  контролируемая  зона,  ширина  которой
определяется проектом дороги.
    В   состав  автомобильных  дорог входят  искусственные  инженерные
сооружения,   расположенные  в  пределах   полосы    отвода,    единый
технический  комплекс  дорожной  службы,  включающий  эксплуатационные
предприятия и подсобно-вспомогательные производства.
    В комплекс автомобильной дороги общего  пользования  входят  также
воздушное пространство и недра земли в полосе отвода.

    Статья 2. Классификация автомобильных дорог

    Автомобильные  дороги  республики  подразделяются на дороги общего
пользования и ведомственные.
    Автомобильные    дороги    общего    пользования     по     своему
народнохозяйственному   и  административному  значению  подразделяются
на  автомобильные дороги международного, государственного  и  местного
значения.
    К   автомобильным   дорогам  международного   значения   относятся
автомобильные  дороги,  соединяющие столицы суверенных  государств,  а
также  входящие  в соответствии с межгосударственными  соглашениями  в
международную сеть автомобильных дорог.
    К    автомобильным  дорогам  государственного  значения  относятся
дороги,      обеспечивающие     транспортное      сообщение      между
административными, культурными  и  промышленными  центрами республики,
а также с соседними государствами.
    К   дорогам  местного  значения  относятся  автомобильные  дороги,
соединяющие   административные   центры   республики   и   области   с
административными центрами районов, сельскими населенными пунктами,  а
также районные центры с дорогами государственного значения.
    К      ведомственным      автомобильным     дорогам      относятся
внутрихозяйственные,  технологические, служебные, патрульные и  другие
автомобильные  дороги,  обслуживающие  в  основном  нужды   владельцев
дороги.
    Требования и порядок классификации и нумерации автомобильных дорог
устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

    Статья 3. Законодательство Кыргызской Республики об
                         автомобильных дорогах

    Законодательство  об  автомобильных  дорогах состоит из настоящего
Закона  и  принимаемых в соответствии с ним других  нормативных  актов
Кыргызской Республики.

    Статья 4. Сфера действия законодательства об автомобильных дорогах

    Действие настоящего Закона распространяется на  все  автомобильные
дороги   Кыргызской  Республики, а также на  всех  пользователей  ими,
независимо от форм собственности (государственные органы, предприятия,
учреждения,    организации,    акционерные    общества,   общества   с
ограниченной ответственностью и др.), и на граждан.
    Не  подпадают  под  действие настоящего  Закона  улицы  городов  и
поселков городского типа, являющиеся продолжением автомобильных  дорог
общего  пользования,  а также автомобильные дороги  с  особым  режимом
движения.

                               Глава II
                  Управление автомобильными дорогами

    Статья 5. Органы управления автомобильными дорогами.
                 Дорожные органы и дорожное хозяйство

    Государственное    управление   автомобильными   дорогами   общего
пользования   осуществляется  Министерством   транспорта    Кыргызской
Республики, обеспечивающим их сохранность, ремонт и содержание.
    Управление  ведомственными  автомобильными дорогами осуществляется
собственниками этих дорог.
    К   дорожному  хозяйству  относятся  автомобильные  дороги  общего
пользования,  предприятия,  содержащие их на  балансе  и  одновременно
обеспечивающие   сохранность,   выполняющие   работы  по   ремонту   и
содержанию  дорог  (именуемые  в  дальнейшем  предприятиями  дорожного
хозяйства  или дорожными органами), а также предприятия и организации,
обеспечивающие  строительство, реконструкцию и развитие  автомобильных
дорог.

    Статья 6. Право собственности на автомобильные дороги

    Автомобильные  дороги общего пользования являются основными путями
сообщения в республике и находятся в собственности государства.
    Право   собственности   на  ведомственные   автомобильные   дороги
определяется   формой  собственности  предприятий  и  организаций,   в
ведении которых находятся указанные дороги.
    Улицы и дороги городов, городских  поселков,  сельских  населенных
пунктов     находятся     в   ведении   и   являются    собственностью
соответствующих  местных  органов  власти,  которые  обеспечивают   их
содержание,  ремонт  и развитие.

    Статья 7. Состав и использование имущества дорожных органов

    В  состав  имущества  дорожных органов,  наряду  с  автомобильными
дорогами,   входит  как принадлежащее им, так и находящееся  в  полном
хозяйственном  ведении государственное имущество, включая  основные  и
оборотные средства.
    Не  подлежит  выкупу  имущество  дорожных органов, необходимое для
обеспечения   нормального   функционирования    автомобильных    дорог
общего пользования.

    Статья 8. Обязанности дорожных органов и собственников
                   ведомственных автомобильных дорог

    Дорожные   органы,   ведающие   автомобильными   дорогами   общего
пользования,   и   собственники  ведомственных  автодорог,  исходя  из
фиксированного  состояния  этих  дорог,  обязаны  содержать  дороги  в
состоянии,  отвечающем требованиям  безопасности  дорожного   движения
и   потребностям   народного  хозяйства  и   населения,   обеспечивать
благоустройство этих дорог,  рациональное  развитие их сетей и целевое
эффективное использование выделяемых для этого финансовых ресурсов.

    Статья 9. Права работников дорожных органов

    Работники дорожных органов имеют право по предъявлению  служебного
удостоверения:
    - останавливать и требовать выведения за  пределы  проезжей  части
автомобильной    дороги   транспортных   средств,   повреждающих   или
загрязняющих   элементы  дороги  либо  имеющих  осевые  нагрузки   или
габариты, превышающие установленные для данной автомобильной дороги, а
также    оформлять   протоколы  о  выявленных  нарушениях.   Указанные
протоколы   направляются   для  принятия   необходимых   мер   органам
Государственной  автомобильной  инспекции  и  владельцам  транспортных
средств,  а   также   в  случае  повреждения транспортными  средствами
дороги  или дорожных сооружений - в органы суда или арбитражного  суда
для возмещения причиненного ущерба;
    - бесплатного проезда в пределах обслуживаемых ими участков  дорог
в   рейсовых  (маршрутных) автобусах общего пользования  при  попутном
движении.
    Перечень   работников  органов,  которым  разрешается   бесплатный
проезд, утверждается Министерством транспорта Кыргызской Республики.
    Водители  грузовых  автомобилей  (кроме  осуществляющих  воинские,
почтовые,  инкассаторские  и другие специальные перевозки) обязаны при
попутном  движении  бесплатно перевозить  по  предъявлению  служебного
удостоверения работников дорожных органов, поездки которых  связаны  с
выполнением  служебных  обязанностей на  обслуживаемом  ими   дорожном
участке,    а  также   буксировать   по   их   требованию  неисправные
средства, подлежащие уборке с проезжей части дорог.

                               Глава III
                    Финансирование дорожной отрасли

    Статья 10. Размер и источники финансирования

    Финансирование   дорожной   отрасли  осуществляется   из   средств
дорожного  фонда  в размерах, обеспечивающих  ремонт,   содержание   и
дальнейшее  развитие  автомобильных  дорог общего пользования,  исходя
из требований автотранспортных перевозок.
    Средства  дорожного  фонда  Кыргызской  Республики  имеют  целевое
назначение  и  не  подлежат  изъятию или  расходованию  на  нужды,  не
связанные  с  содержанием  и  развитием  автомобильных  дорог   общего
пользования.
    Правовые  основы  создания,  источники образования дорожного фонда
Кыргызской  Республики  и  направления их  использования  определяются
Правительством Кыргызской Республики.

    Статья 11. Налог за пользование автомобильными дорогами

    Налог за пользование автомобильными дорогами общего пользования на
территории   Кыргызской   Республики   взимается   в  соответствии   с
Законом Кыргызской Республики "О налогах с предприятий, объединений  и
организаций".

    Статья 12. Финансирование, содержание и развитие ведомственных
                          автомобильных дорог

    Финансирование   содержания  и  развития   автомобильных    дорог,
являющихся подъездными к государственным и кооперативным предприятиям,
объединениям   и  организациям,  за  исключением  подъездных  дорог  к
центральным усадьбам колхозов и совхозов, осуществляется за счет  этих
предприятий, объединений и организаций.
    Финансирование  содержания  и развития ведомственных автомобильных
дорог  осуществляется  предприятиями, учреждениями  и   организациями,
ответственными за их состояние, в ведении которых они находятся.
    Финансирование    проектирования,   строительства,  реконструкции,
ремонта  и  содержания  улиц  и дорог городов,  городских  поселков  и
сельских  населенных  пунктов производится за счет местного бюджета  и
части средств дорожного фонда республики.

                               Глава IV
                  Пользование автомобильными дорогами

    Статья 13. Пользователи автомобильными дорогами, их права
                             и обязанности

    Пользователями    автомобильных   дорог   являются    предприятия,
организации  и  другие  юридические лица,  а  также  другие  участники
движения.
    Юридические  лица  и граждане иностранных государств пользуются на
территории  Кыргызской Республики автомобильными  дорогами  наравне  с
юридическими лицами и гражданами Кыргызской Республики.
    Участники  дорожного  движения  имеют  право  проезда   по    всем
автомобильным   дорогам  общего  пользования, а также по ведомственным
автомобильным дорогам, открытым для общего пользования.

    Статья 14. Порядок пользования и охраны автомобильных дорог

    Порядок   пользования   и   охраны  автомобильных   дорог   общего
пользования,    кроме   дорог   местного   значения,   устанавливается
Правительством  Кыргызской  Республики. Порядок пользования  и  охраны
дорог  местного  значения  устанавливается  соответствующими  местными
органами власти.
    Порядок  пользования  и охраны ведомственных  автомобильных  дорог
определяется   соответствующими  ведомствами,  в    ведении    которых
находятся эти дороги.
    По  автомобильным дорогам разрешается проезд транспортных средств,
самоходных  машин,  механизмов  с  нагрузками  на  ось  и  весом,   не
превышающими  установленных  норм.  Разрешение  на  право  пользования
дорогой  не  освобождает   пользователей  от  возмещения  причиненного
материального ущерба.
    Организации,  ведущие  работы в зоне  автомобильных  дорог,  несут
полную  ответственность  за соблюдение сроков производства  работ,  их
качества,  а  также за обеспечение безопасности движения  транспортных
средств по автомобильным дорогам и объездам.
    До  начала  производства  работ организации  обязаны  получить  от
соответствующих  дорожных органов ордер с указанием ответственных лиц,
технологии и сроков производства работ.

    Статья 15. Платные автомобильные дороги

    На   автомобильных  дорогах  общего  пользования,   обеспечивающих
значительное   улучшение  условий  и  существенную  экономию   времени
движения,  может взиматься плата за проезд транспортных средств,  если
на  данном  направлении  имеется другая  автомобильная  дорога  общего
пользования  с   усовершенствованным  покрытием  и с  соответствующими
условиями  по  безопасности дорожного движения, за проезд  по  которой
непосредственно плата не взимается.
    Порядок  и  условия  эксплуатации платных автомобильных  дорог,  а
также   размер   платы   на  проезд  по  таким  дорогам   определяются
Правительством Кыргызской Республики.

    Статья 16. Плата за проезд по автомобильным дорогам тяжеловесных
                и крупногабаритных транспортных средств

    За проезд транспортных средств, осевая нагрузка и габариты которых
превышают   нормативные   (в  том  числе   сезонные),   с   владельцев
транспортных   средств  взимается  специальная   плата,   которая   не
освобождает  пользователей   от возмещения причиненного  материального
ущерба  в  части,  превышающей размер взысканной  с  него  специальной
платы.
    Плата  за  проезд  по автомобильным дорогам Кыргызской  Республики
тяжеловесных  и  крупногабаритных транспортных средств  и  порядок  их
взимания устанавливается Правительством Кыргызской Республики.

    Статья 17. Временное прекращение или ограничение движения
                       по автомобильным дорогам

    Временное    прекращение  или  ограничение  движения  транспортных
средств  по автомобильным дорогам может производиться только в случаях
явлений стихийного характера, из-за дорожно-климатических условий  или
проведения ремонтно-строительных работ.
    Решение  об ограничении или прекращении движения с указанием срока
его действия принимается:
    - на международных дорогах - Правительством Кыргызской Республики;
    -   на   автомобильных   дорогах   государственного   значения   -
Министерством  транспорта  Кыргызской  Республики  по  согласованию  с
Государственной автомобильной инспекцией;
    - на дорогах местного значения - областными органами власти;
    - на ведомственных дорогах - владельцами дорог по  согласованию  с
соответствующими местными органами власти;
    -  на  улицах  и  дорогах городов, других  населенных  пунктов   -
соответствующими органами власти.
    В    неотложных   случаях  органы  Государственной   автомобильной
инспекции  могут  запрещать  или ограничивать  движение  на  отдельных
участках  дорог, когда пользование ими угрожает безопасности дорожного
движения   или  если  движение  технологического  транспорта   большей
грузоподъемности   влечет   за   собой  ухудшение   условий   движения
транспорта.

    Статья 18. Запрещения в пользовании автомобильными дорогами

    На  автомобильных  дорогах общего пользования и  в  полосе  отвода
запрещается:
    - проезд по дорогам с  усовершенствованным  покрытием  гусеничного
транспорта,   машин и механизмов, имеющих на колесах  выступы,  шпоры,
шипы, цепи и т.д.;
    -  загрязнение  или  загромождение  дорог  и  дорожных  сооружений
посторонними   предметами,   сушка  на   дороге   сельскохозяйственных
продуктов,   а  также устройство свалок мусора, снега и  складирование
материалов;
    -   выполнение  работ,   связанных   с   возможностью   проливания
горюче-смазочных  материалов,  химических  веществ,  битума,  а  также
погрузка и выгрузка на проезжей части;
    - добыча песка и гравия;
    -  разведение  огня,  курение на деревянных  мостах  и  мостах   с
деревянной проезжей частью;
    - выпас скота, а также прогон его через дорогу в неустановленных и
необорудованных местах;
    - распахивание земель, покос травы, прорубка насаждений;
    - устройство мест массового отдыха;
    - спуск канализационных, промышленных и сточных вод в водоотводные
сооружения и резервы;
    - въезд на дорогу и съезд с нее в неустановленных местах;
    - торговля на обочинах дорог.
    На  автомобильных  дорогах общего пользования и  в  контролируемых
зонах   без   согласования   с   предприятиями   дорожного   хозяйства
запрещается:
    -    проведение   геологических,   изыскательских,   строительных,
мелиоративных,  сельскохозяйственных и других работ, прокладка   линий
связи  и электропередачи, других коммуникаций;
    - устройство постоянных и временных съездов, въездов, примыканий и
пересечений с другими дорогами;
    - установка знаков и указателей,  не  относящихся  к  безопасности
движения, рекламных панно и транспарантов в полосе отвода;
    -    строительство,    реконструкция,    ремонт    и    ликвидация
железнодорожных    переездов,   плотин,   шлюзов,    прудов,    других
мелиоративных и гидротехнических сооружений, углубление  русел  рек  и
водотоков;
    - размещение под путепроводами,  эстакадами  стоянок  транспортных
средств;
    - проведение на дорогах с твердым  покрытием  заводских  испытаний
автомобилей,    тракторов,    других    самоходных     и     прицепных
транспортных средств;
    - устройство озеленения, площадок для стоянки и мойки транспортных
средств, объектов сервиса;
    - размещение киосков, павильонов и подобных сооружений и  торговля
в полосе отвода;
    - проведение спортивных соревнований (кроссы, авто-  и  мотогонки,
другие массовые мероприятия).
    При    строительстве,   реконструкции,   ремонте   и    ликвидации
железнодорожных   переездов  на  путях  кыргызской   железной   дороги
требуется дополнительной согласование.
    Перечисленные  в  настоящей статьей запрещения  и  ограничения  не
распространяются   на  работы,  выполняемые  предприятиями   дорожного
хозяйства по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
    Ограничения в пользовании ведомственными  автомобильными  дорогами
устанавливаются владельцами этих дорог.

    Статья 19. Порядок эксплуатации полосы отвода автомобильных дорог

    Земли  полосы  отвода  автомобильных  дорог  находятся  в  ведении
предприятий  дорожного хозяйства и используются только  для  развития,
благоустройства и размещения комплекса дорожного сервиса.

    Статья 20. Порядок застройки контролируемой зоны автомобильных
                                 дорог

    Республиканский   государственный   орган   управления    дорожным
хозяйством   согласовывает   вопросы,   связанные   с  размещением   и
строительством зданий, сооружений, коммуникаций, разработкой  карьеров
в контролируемой зоне автомобильных дорог.
    При проектировании строительства объектов  в  контролируемой  зоне
проектные     решения    должны   предусматривать    мероприятия    по
экологической защите от шума и вредных выбросов.

    Статья 21. Обязанности землевладельцев и землепользователей
             участков, прилегающих к автомобильным дорогам

    Землевладельцы и землепользователи, по территории которых проходят
автомобильные   дороги,  обязаны  содержать  в  технически   исправном
состоянии въезды на дорогу общего пользования и подъезды к ней:
    - производить очистку тротуаров,  пешеходных  дорожек  от  мусора,
грязи и снега;
    -   содействовать  сохранению  и  надлежащему  содержанию  зеленых
насаждений;
    -  содержать  смежные  с дорогой изгороди и строения  в  исправном
состоянии, окрашенными;
    -  не  допускать  складирования камней,  хвороста,  конструкции  и
прочих материалов ближе 50 метров от оси дороги.

    Статья 22. Ответственность за причинение вреда дорожному хозяйству

    Пользователи  автомобильными  дорогами при осуществлении перевозок
пассажиров  и  грузов обеспечивают сохранность автомобильных  дорог  и
соблюдение  требований настоящего Закона, Правил дорожного движения  и
Правил     пользования    ведомственными   автомобильными    дорогами,
установленными их владельцами.
    Юридические и физические лица, допустившие  повреждение  имущества
дорожных   органов  и  элементов  автомобильных  дорог,  искусственных
сооружений    на    них,    несут    соответствующую     материальную,
административную      и     уголовную     ответственность     согласно
законодательства.
    Дорожным   органам  предоставляется  право  налагать   штрафы   на
должностных   лиц   и   граждан,  допустивших  повреждение   элементов
автомобильной  дороги, искусственных сооружений и комплекса  дорожного
сервиса.
    Предприятия,   учреждения,   организации,   независимо   от   форм
собственности и ведомственной принадлежности, и граждане,  допустившие
повреждение     дорожных     знаков,    указателей,    автопавильонов,
придорожных  зеленых  насаждений, снегозащитных сооружений  и   других
элементов  обустройства дорог, по первому требованию дорожных органов,
возмещают стоимость элементов и работ по их восстановлению.
    Привлечение   виновных,   причинивших вред дорожному  хозяйству  к
ответственности     производится     в     порядке,      установленном
законодательством Кыргызской Республики.

    Статья 23. Оказание технической помощи транспортным средствам
                                в пути

    На  автомобильных  дорогах  общего  пользования техническую помощь
транспортным  средствам  оказывают станции  технического  обслуживания
автомобилей,  автотранспортные  предприятия,  организации  (по   месту
нахождения), кооперативы и граждане.
    Перечень   автомобильных  дорог  общего  пользования,  на  которых
организовывается  техническая  помощь, разрабатывается   Министерством
транспорта   и   по   его   представлению утверждается  Правительством
Кыргызской Республики.
    Техническая   помощь  транспортным  средствам   на   ведомственных
автомобильных дорогах оказывается владельцами этих дорог.

    Статья 24. Медицинская помощь на автомобильных дорогах

    Медицинская    помощь    пострадавшим    в    дорожно-транспортных
происшествиях  на  автомобильных дорогах оказывается всеми участниками
движения,  которые   обязаны  доставить  пострадавшего   в   ближайшее
лечебное    учреждение,    оповестить   об   этом    дорожные   органы
Министерства внутренних дел Кыргызской Республики.
    Медицинская    помощь    пострадавшим    в    дорожно-транспортных
происшествиях   на   автомобильных  дорогах   оказывается   ближайшими
лечебными учреждениями.

    Статья 25. Международные договора

    Если   международным  договором, в  котором  участвует  Кыргызская
Республика,   установлены иные правила чем те,  которые  содержатся  в
законодательстве  Кыргызской  Республики  об  автомобильных   дорогах,
применяются правила международного договора.

    Статья 26. Социальная защита работников дорожных органов

    Рабочие,  механизаторы,  инженерно-технические  работники   службы
эксплуатации  автомобильных дорог относятся  к  категории   работников
отраслей, финансируемых из государственного бюджета.
    Министерством   транспорта   Кыргызской   Республики,   отраслевым
комитетом      профессиональных     союзов    работников    транспорта
гарантируется  социальная  защита коллективов дорожно-эксплуатационной
службы, работающих в особо сложных природно-климатических условиях.
    Ежегодно   заключаются   коллективные  договора,   удовлетворяющие
социально-экономические   интересы  работников   службы   эксплуатации
автомобильных   дорог,   предусмотренные  трудовым   законодательством
республики:
    -  надбавки  к  ежемесячной заработной плате  по  истечении  шести
месяцев  работы  в  особо сложных природно-климатических  высокогорных
условиях   в   размерах,  устанавливаемых  Правительством   Кыргызской
Республики;
    - дополнительные отпуска, продолжительностью 12 дней.
    Работникам  дорожно-эксплуатационной службы, проработавшим в особо
сложных  природно-климатических высокогорных  условиях  не  менее   15
лет,  согласно Закону Кыргызской Республики "О пенсионном  обеспечении
граждан  в   Кыргызской  Республике", пенсия по  возрасту  назначается
мужчинам  - по достижении 55 лет, при общем стаже работы не  менее  25
лет и женщинам  по достижении 50 лет, при общем стаже не менее 20 лет.
    Перечень профессий и лиц, на которых распространяются обязательные
социальные   гарантии   и   льготы,   устанавливаются   Правительством
Кыргызской Республики.
    При    наличии    собственных   средств   дорожно-эксплуатационные
организации вправе направлять их на расширение социальных льгот.

                                Глава V
     Проектирование, строительство и развитие автомобильных дорог

    Статья 27. Проектирование, строительство и реконструкция
                          автомобильных дорог

    Проектирование, строительство и реконструкция автомобильных  дорог
общего  пользования  осуществляется специализированными  учреждениями,
организациями   в порядке, установленном законодательством  Кыргызской
Республики.
    Проектирование,   строительство  и   реконструкция   ведомственных
автомобильных  дорог  осуществляется организациями, в ведении  которых
находятся  эти дороги. Задание на проектирование ведомственной  дороги
согласовывается  с местными дорожными органами. Проекты  строительства
и   реконструкции  ведомственных дорог утверждаются местными  органами
власти.
    Юридические  лица,  заинтересованные  в пользовании автомобильными
дорогами,   а  также  соответствующие  местные  органы  власти   могут
принимать  долевое  участие в строительстве и   реконструкции   дорог.
Формы  такого сотрудничества определяются договорами.

    Статья 28. Отвод земель для нужд дорожного хозяйства

    Для  строительства и эксплуатации автомобильных дорог, а также для
создания   специальных   зон    соответствующими    органами    власти
отводятся  земли  дорожным  органам,  осуществляющим  строительство  и
эксплуатацию дорог, в постоянное или временное пользование.

    Статья 29. Организация грунтовых карьеров, резервов и карьеров
                    местных строительных материалов

    Размещение   грунтовых  карьеров,  резервов  и  карьеров   местных
строительных  материалов  (притрассовые  карьеры) вне пределов  полосы
отвода  автомобильной дороги общего пользования определяется  проектом
дорог  по предварительному согласованию с местными органами власти.
    Местные   органы  власти  обязаны выделить  землю  для  размещения
карьеров согласно проекту дороги.
    Рекультивация   карьеров  и  передача  земель   землепользователям
производится согласно существующему законодательству о земле.

                               Глава VI
         Организация ремонта и содержания автомобильных дорог

    Статья 30. Ремонт и содержание автомобильных дорог

    Ремонт   и   содержание  автомобильных  дорог  общего  пользования
обеспечиваются:
    - вне пределов населенных пунктов и в сельских населенных пунктах,
если   по  ним  проходит  трасса  автомобильной  дороги,  -  дорожными
органами;
    - в пределах городов и поселков городского типа - соответствующими
местными органами власти;
    -   ремонт  и  содержание  ведомственных  автомобильных  дорог   -
собственниками этих дорог.
    Порядок    ремонта   и   содержания   железнодорожных    переездов
определяется    в    установленном   порядке    органами,    ведающими
соответствующими   участками   автомобильных   и  железных  дорог,   и
Госавтоинспекцией Министерства внутренних дел Кыргызской Республики.

    Статья 31. Охрана окружающей среды

    При строительстве, реконструкции автомобильных дорог, а  также  их
ремонте,   содержании и пользовании обеспечивается  соблюдение  правил
охраны окружающей природной среды, не допускается ее загрязнение.
    За  несоблюдение  правил охраны окружающей  среды  виновные  несут
ответственность   в   соответствии  с   законодательством   Кыргызской
Республики.

                               Глава VII
                   Обеспечение безопасности движения

    Статья 32. Обеспечение безопасности движения

    Обеспечение   безопасности  движения  на   автомобильных   дорогах
является обязанностью водителей транспортных средств, автотранспортных
предприятий,   органов  Государственной  автомобильной   инспекции   и
дорожных  органов. Координация работ в части обеспечения  безопасности
движения   осуществляется   органами   Госавтоинспекции   Министерства
внутренних дел  Кыргызской  Республики  в  соответствии с действующими
Правилами дорожного движения.
    Участники дорожного движения обязаны соблюдать  Правила  дорожного
движения,   Правила   пользования  автомобильными  дорогами,  а  также
выполнять  указания  Госавтоинспекции и дорожных органов,   касающихся
порядка движения на автомобильных дорогах республики.

    Статья 33. Обязанности дорожных органов и владельцев дорог
                      в обеспечении безопасности

    Дорожные органы и владельцы автомобильных дорог обязаны обеспечить
безопасность   движения   транспортных   средств,   изучать    причины
дорожно-транспортных  происшествий по дорожным условиям  и   принимать
меры    к   повышению    безопасности  движения  путем   осуществления
необходимых технических и других мероприятий.

    Статья 34. Ответственность предприятий дорожного хозяйства и
            владельцев ведомственных автомобильных дорог за
                     состояние автомобильных дорог

   Предприятия    дорожного   хозяйства,    владельцы    ведомственных
автомобильных  дорог  и  их  должностные  лица  несут  соответствующую
материальную,   административную  и   уголовную   ответственность   за
состояние  автомобильных  дорог  за  исключением  случаев  прекращения
движения,   произведенного  в  установленном    порядке,    а    также
вследствие  возникновения обстоятельств, которые  дорожные  органы  не
могли предотвратить или  устранение  которых от них не зависело.
    Материалы  о  возникшем на автомобильной дороге общего пользования
дорожно-транспортном         происшествии,         связанные         с
неудовлетворительными   дорожными  условиями,   оформляются   органами
Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Кыргызской  Республики  с
обязательным   участием  представителя  дорожного  органа,   ведающего
соответствующим участком автомобильной дороги.

    Статья 35. Ответственность пользователей автомобильными дорогами
             в обеспечении безопасности дорожного движения

    Пользователи  автомобильных  дорог  при  осуществлении   перевозок
пассажиров   и грузов обеспечивают сохранность автомобильных  дорог  и
соблюдение  требования настоящего Закона, Правил дорожного движения  и
Правил  пользования   ведомственными  автомобильными  дорогами  общего
пользования, установленными их владельцами.
    Предприятия и организации, независимо  от  форм  собственности,  а
также   граждане,   виновные  в  повреждении  элементов  автомобильных
дорог,  что явилось причиной дорожно-транспортных происшествий,  несут
ответственность по законодательству Кыргызской Республики.

                              Глава VIII
              Разрешение споров об автомобильных дорогах

    Статья 36. Порядок разрешения споров

    Решение   споров,   возникающих  при  строительстве,   ремонте   и
содержании   автомобильных  дорог общего пользования  и  ведомственных
дорог, осуществляется в арбитражном суде.

    Президент Кыргызской Республики                         А.Акаев