Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

УТРАТИЛА СИЛУ
в соответствии с постановлением Жогорку Кенеша КР от 13 апреля 2016 года № 438-VI

 

 

Утверждена

Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 5 ноября 2015 года № 10-VI

ПРОГРАММА
Правительства Кыргызской Республики "Стабильность, доверие и новые возможности"

I.              Текущая ситуация

 

После 2010 года в стране удалось обеспечить национальное согласие и безопасность. Инициированы и проведены значимые для будущего страны преобразования. Кыргызстан укрепляет энергетическую независимость. Масштабная работа начата по борьбе с коррупцией. Ведется строительство стратегически важных магистралей. Одним из фундаментальных решений стало присоединение Кыргызстана к ЕАЭС.

В 2015 году проведены беспрецедентные в истории страны выборы нового состава Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Кыргызстан занимает лидирующие позиции в реализации демократических процессов в Центральной Азии. Обеспечена свобода слова и политический плюрализм. Установлены конструктивные отношения с ключевыми странами-партнерами.

Период с 2010 по 2015 годы характеризуется формированием системных основ государственного устройства и стратегических инфраструктурных основ для дальнейшего развития. В рамках Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы (далее - НСУР) задача "состояться как государство и заложить основы успешного развития Кыргызстана" является первостепенной.

По инициативе Президента Кыргызской Республики сформирован Национальный совет по устойчивому развитию, который стал эффективной площадкой для координации усилий всех ветвей государственной власти по вопросам достижения социально-экономического роста, международной интеграции и укрепления государственности.

Представленность всех заинтересованных сторон (государственная власть, политические партии, бизнес-сообщества, общественно-гражданские организации) дает возможность учесть широкий спектр рекомендаций. Это и в дальнейшем обеспечит сбалансированность и последовательность государственной политики.

Сегодня страна готова к воплощению следующей фазы - "динамично развивающаяся экономика и постоянно растущие доходы населения". Планы и действия нового Правительства должны базироваться на принятой НСУР и пройти тщательное обсуждение в Национальном совете по устойчивому развитию. Программа должна предусмотреть новые вызовы и возможности, возникшие после присоединения к ЕАЭС, а также конструктивные идеи, предложенные политическими партиями во время предвыборной кампании.

На нынешнем этапе необходимо учесть наличие внешних факторов риска, главным образом связанных со снижением темпов экономического роста в мире и на пространстве ЕАЭС, и, как следствие, - падением спроса и снижения объемов трансфертов, давления на обменный курс. Пристальное внимание будет уделено экономическим трендам в Китае и их возможному влиянию на Кыргызстан.

Важно не только минимизировать риски, но и подготовить страну и управленцев к будущей фазе экономического роста. Должен быть найден собственный вариант развития с опорой на уникальные возможности, характерные для нашей страны.

Новый парламент, новый состав Правительства - это "окно возможностей" для быстрого проведения экономических и социальных реформ. Кроме того, сегодня в отношении Кыргызстана высокую степень лояльности демонстрируют Россия и Казахстан - основные экономические партнеры. Сложилось уникальное сочетание возможностей и желания для осуществления прорыва в развитии.

Данная Программа нацелена на приоритетные направления, на которых предстоит сконцентрировать свои усилия в ближайшее время, подкреплена пакетом законодательных, нормативных правовых инициатив по их практической реализации.

II.            Приоритетные направления политики

 

2.1. Мобилизация исполнительной власти

Залогом успеха реализации Программы будет готовность государственных органов мобилизоваться и действовать как единая команда.

Правительство будет ориентировано на точное и своевременное исполнение принятых законов, постановлений, распоряжений и других решений. Важно в сжатые сроки сформировать доверие общества, бизнеса, населения к новому составу органов исполнительной власти. Основой этого станут практические результаты, ориентированные на улучшение условий для ведения бизнеса и жизнедеятельности населения.

Существует необходимость модернизации и совершенствования системы организации деятельности органов исполнительной власти в соответствии с национальными приоритетами, целями и задачами, определенными в НСУР, а также ожиданиями общественности и новыми вызовами и возможностями, возникшими после присоединения к ЕАЭС.

Первое - будет повышена эффективность планирования работы государственных органов, мониторинг реализации принятых решений, контроль за дисциплиной и качеством работы государственных служащих.

Эта работа будет проводиться наряду с сокращением внутренней бюрократии и документооборота в государственных органах. Особый фокус будет сделан на форматы подготовки и принятия решений. Изменится практика работы, в определенной степени ориентированная на выпуск формальных, не исполняемых документов. Количество подобных документов будет сокращено в разы.

Будет произведена качественная инвентаризация ныне действующих многочисленных стратегических и программных документов, количество которых уже исчисляется десятками. Многие из них носят чисто декларативный характер и содержат лишь формальные меры, которые иногда вступают в противоречия друг с другом. Перечень и направления стратегических и программных документов будут значительно сокращены и качественно изменены.

Необходимо кардинально пересмотреть процедуры и установить единые форматы планирования деятельности, как Правительства в целом, так и каждого государственного органа. С этой целью Правительством уже разработан проект Закона "О стратегическом планировании". При этом, Национальная стратегия устойчивого развития будет определена как основной стратегический документ развития страны на среднесрочную перспективу для обеспечения преемственности государственной политики, направленной на позитивные преобразования в стране.

С целью упорядочения, исключения дублирования и смежности функций Правительством будет проведен функциональный анализ во всех органах исполнительной власти.

Успешная реализация вышеуказанных мер позволит на следующем этапе принимать смелые решения по оптимизации структуры и штатной численности органов исполнительной власти.

Будут также качественно изменены механизм, принципы и порядок планирования и проведения заседаний Правительства.

Второе - улучшение качества предоставляемых государством услуг. В последние годы серьезная работа проводится по вопросам разработки и утверждения стандартов и административных регламентов государственных услуг. Однако положение дел меняется медленно, и нужно придать новый импульс этому процессу.

В перспективе бюрократические процедуры по сбору различных документов будут переведены в электронный формат. Ненужные и дублирующие запросы будут упразднены. Вопрос внедрения системы "единого окна" и системы "электронного правительства" при предоставлении услуг остается актуальным и его решение будет ускорено. На этих принципах в 2016 году в трех областях будут запущены 3 многофункциональных "Центра обслуживания населения". А далее этот опыт будет реализован повсеместно.

Будет продолжена работа по формированию Базы биометрических данных граждан.

Все инициативы государственных органов, такие, как "Безопасный город", "Единая информационная система здравоохранения", "Единая база лекарств и медицинских препаратов", "Единая образовательная информационная система", "Автоматизированная система учета и регистрации актов гражданского состояния", "Корпоративная информационная система социальной помощи" и другие, будут интегрированы в общую систему "электронного правительства". Перед Правительством стоит задача полномасштабного запуска автоматизации управления к 2017 году.

Третье - создание условий для повышения мотивации государственных служащих и повышение кадрового потенциала. Заработная плата госслужащего не должна в разы отличаться от уровня зарплат специалистов аналогичного профиля в частном секторе. Для привлечения и закрепления лучших специалистов потребуется предоставление определенного социального пакета.

В рамках создаваемой Государственной ипотечной компании необходимо предоставить государственным служащим возможность получать ипотечные кредиты по доступной цене. Такая мера позволит закрепить специалистов в государственных органах на длительный период.

Будет проведена работа по дальнейшему созданию условий, чтобы назначение и продвижение по службе были прозрачны и публичны. Следует выработать и внедрить новые барьеры для имеющей место партийной политизированности государственной службы. Профессиональный и карьерный рост должен основываться не на родственных, родовых и иных связях, а исключительно на реальных достижениях и успехах служащего. Знания и компетенция работника должны периодически подтверждаться объективным тестированием.

Четвертое - ограничительными рычагами для госслужащего и коррупционности должны являться меры, прописанные в законодательстве о декларировании государственным служащим своих доходов и расходов. Доходы и расходы чиновников будут контролироваться не на бумаге, а в реальности.

Деятельность, роль и значение комиссий по этике необходимо вывести из "спящего" состояния и наполнить реальным содержанием.

Работа созданного Правительством Антикоррупционного совета будет усилена, в том числе за счет продвижения инициатив общественных организаций и бизнес-сообществ.

Для долгосрочной работы по минимизации возникновения условий для конфликта интересов необходимо принять Закон "О конфликте интересов", проект которого уже имеется, а также соответствующие ему подзаконные акты.

Необходимо, чтобы граждане страны реально видели результаты антикоррупционной работы. В этом плане предлагается сформировать отдельный счет, пополняемый за счет возмещенных правоохранительными органами средств. Из собранных ресурсов могут финансироваться в целевом порядке конкретные социальные и инфраструктурные проекты, в частности строительство детских садов и реабилитационных центров.

Кроме того, акцент на повышении эффективности работы госорганов и борьбе с коррупцией следует делать в тех органах, с которыми население сталкивается наиболее часто. В первую очередь, это ДПС, ГРС, фискальные органы, медико-социальные экспертные комиссии (МСЭК), образовательные и лечебные учреждения.

Начатый курс Президента КР по реформированию судебной системы и правоохранительных органов, борьбе с коррупцией будет поддержан Правительством КР законодательными инициативами о декларировании расходов судей, сотрудников правоохранительных органов и их ближайших родственников. Будет продолжена работа по обеспечению условий для улучшения функционирования судебной системы.

В целом для системы государственного управления будет разработана методика выявления зон рисков проявления коррупции, в том числе на основе опроса общественного мнения.

Пятое - это государственный прагматизм. Государственная политика во всех сферах должна быть подчинена национальным интересам, заложенным в НСУР, главными из которых являются обеспечение экономической и финансовой независимости. Решения, принимаемые на всех уровнях, должны основываться на верховенстве национальных приоритетов, определенных в Национальной стратегии устойчивого развития, и других стратегических страновых документах. Необходимо полностью исключить практику лоббирования личных интересов и интересов групп. Любые значимые для страны инициативы должны проходить тщательную экспертизу и расчеты с учетом выбранной генеральной линии.

2.2. Макроэкономическая стабильность

Правительство будет нацелено на поддержание макроэкономической стабильности и предсказуемости экономической политики в целом. Основной акцент будет сделан на политику стимулирования экономического роста, а не только удержания инфляции.

Первое - ключевой задачей Правительства на 2016-2017 годы видится обеспечение динамично развивающейся экономики и стабильно растущих доходов населения. В качестве источников видим рост экспортных статей страны, расширение инвестиционных возможностей и увеличение государственных инвестиций. Ежегодно общий объем инвестиций должен составлять не менее [30] процентов к ВВП, из них доля государственных инвестиций составит [15] процентов ВВП.

Второе - Правительство обеспечит сбалансированность государственных финансов и сохранит на контролируемом уровне дефицит государственного бюджета. Темпы роста текущих расходов не должны превышать экономические возможности государства.

Будет пересмотрена структура государственных расходов. Сегодня значительная часть расходов связана с социальными направлениями и другими вспомогательными функциями государства. Многие из обязательств необходимо передать рынку.

Правительство считает необходимым изменение принципов и постепенный переход к инвестиционной ориентации бюджета для развития реального сектора экономики, эффективности и достижения стратегических и операционных целей. Национальные проекты развития должны быть приоритетом политики Правительства.

Необходимо обеспечить качественное и достоверное планирование бюджетных расходов по программам министерств/ведомств в соответствии с индикаторами результативности для целей бюджетирования на программной основе, с последующим мониторингом результатов и определением целесообразности дальнейших таких расходов.

Важное значение будет отведено обеспечению прозрачности и эффективности государственных закупок, целью чего является снижение коррупционных рисков, и более рациональному использованию государственных ресурсов.

Третье - формирование новой, сбалансированной валютной политики, направленной на поддержание экспорта национальной продукции и поддержку на достаточно устойчивом уровне внутреннего спроса населения. При этом будет сохранен механизм плавающего обменного курса национальной валюты.

Правительство будет способствовать продвижению указанной политики через фискальные инструменты, в том числе увеличение налогов на импорт товаров и услуг, не представляющих социально значимые позиции.

Четвертое - политика в отношении инфляции должна руководствоваться основным принципом - меры по сдерживанию цен не должны препятствовать экономическому росту; с другой стороны - должны учитывать интересы населения. Правительство считает, что уровень инфляции должен быть в диапазоне [6-7] процентов в среднегодовом выражении. Опыт мировых стран, совершивших экономический прорыв, свидетельствует о большей гибкости в отношении регулирования инфляции на протяжении длительного периода.

Пятое - будут пересмотрены отдельные направления фискальной политики. Сегодня основной проблемой является процесс администрирования. Некоторые издержки перекладываются на ставки и размеры налогов. Правительство должно быть ориентировано на создание более привлекательных по сравнению с соседями условий по налогам. Вместе с тем, нецелесообразно конкурировать только на основании принципа "демпинга". Кыргызстан должен стать привлекательным и по условиям ведения бизнеса. Будут предприняты меры по вхождению Кыргызстана в тридцатку лучших стран в международном рейтинге "Ведение бизнеса" и в 40 лучших стран по рейтингу экономической свободы.

С целью выравнивания налоговой нагрузки и обеспечения полноты сбора налогов будут реализованы меры по упрощению налогового и таможенного администрирования, с пересмотром перечня видов деятельности, осуществляемых на основе добровольного и обязательного патента.

Одним из принципиальных шагов станет поэтапная отмена налога с продаж, как дублирующего налог на добавленную стоимость и увеличивающего налоговое бремя на бизнес.

Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы станет оптимизация существующей системы налоговых преференций, запрет на необоснованные льготы и освобождения, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения.

Фискальная система должна быть ориентирована на добросовестность и инициативность плательщиков.

Шестое - несмотря на необходимость значительных инвестиций в инфраструктурные объекты, сбалансированный подход в вопросах внешнего долга будет сохранен и его уровень не превысит [60] процентов ВВП. Мы должны поднять на новый уровень эффективность планирования, использования и контроля за финансовыми заимствованиями по линии международных институтов.

2.3. Достижение высокого уровня инвестиций

Недостаточный уровень доступа к финансовым ресурсам является существенным препятствием для развития страны. Поэтому необходимо улучшение инвестиционной привлекательности страны и целевое инвестирование проектов национального масштаба, направленных на развитие экономики. Одной из первостепенных задач для Правительства на ближайшую перспективу будет привлечение инвестиций, главным образом прямых. Кыргызстан, по сути, в ближайшей перспективе должен стать "раем для бизнеса".

Инвестиции в экономику страны будут привлекаться из двух равноценных по значимости финансовых источников: иностранные инвестиции и личные сбережения населения.

Первое - одним из важных вопросов является вопрос обеспечения безопасности и сохранности вложенных в экономику средств внутренних и внешних инвесторов. Инвестор должен иметь твердые и надежные гарантии сохранности и возврата инвестиций. Регулирование должно быть ясным, неизменным, обоюдовыгодным и адекватным. Правительство предлагает для инвесторов, вложивших более [10] млн. долларов США в приоритетные экспортные отрасли, предоставить особые гарантии, в том числе с использованием инструментов Международного Агентства по страхованию инвестиций.

Также предлагается создать Государственную страховую компанию, часть функций которой будет связана с отдельными видами страхования инвестиционной деятельности.

Второе - деполитизация рассмотрения крупных инвестиционных проектов. Пример и история реализации проекта "Кумтор" показательны. Подобные проблемы нельзя решать на основе политического популизма и исходя из сиюминутных, плохо продуманных выводов. Решение важных для страны вопросов должно основываться на глубоких расчетах и экономическом анализе, с широким профессиональным обсуждением и в строгом соответствии с Конституцией и другими законами страны.

В целом экономическая политика будет ориентирована на трансформацию из потребительской в формат инвестиционной экономики, основанной на "опорных точках" развития стратегических отраслей - инвестиционных проектах национального масштаба.

Третье - необходимо внедрение новых инструментов фискального и административного стимулирования поступления новых инвестиций. Практика показывает, что введение налоговых каникул, установление моратория на проведение контрольных инспекций и проверок значительно увеличивают объем инвестиционных вложений.

Одновременно должна быть предложена упрощенная форма отчетности для инвесторов по приоритетным направлениям. Одним из важных инструментов содействия для привлечения инвестиций будет внедрение специального режима социальных отчислений для инвесторов. При этом важно, чтобы высвобожденные средства были направлены на развитие производства.

Наряду с этим необходимо разработать действенную систему, позволяющую уменьшить отток инвестиций. Эта система должна включать в себя создание условий по реинвестированию полученной прибыли. Видится целесообразным отмена налогов на реинвестирование средств в экономику.

Будет разработана специальная система, предусматривающая реальные стимулы для развития бизнеса в стране - "налоги платить выгодно и престижно". Будут разработаны пути и методы, ограничивающие и препятствующие росту неформальной экономики, способствующие сокращению ее масштабов и укреплению легальной экономики.

Четвертое - это практический запуск государственно-частного партнерства. Необходимо объективно признать, что государство ограничено в ресурсах для запуска и поддержания множества инфраструктурных, социальных, региональных проектов. Государственно-частное партнерство могло бы стать важным инструментом инвестирования. ГЧП позволит обеспечить экономический рост через концентрацию материальных и финансовых ресурсов государства и частного секторов для реализации инвестиционных проектов.

Агентство по привлечению инвестиций будет усилено функциями в части развития и продвижения проектов в формате ГЧП. Также потребуется формирование фондов для субсидирования, для чего необходимо принять соответствующее законодательство. В качестве пилотных проектов ГЧП можно рассмотреть вопрос строительства малых ГЭС, аутсорсинга отдельных муниципальных услуг в городах Бишкек и Ош.

Пятое - прямые иностранные инвестиции должны рассматриваться и как привлечение новых знаний, технологий, опыта, навыков и др. Основной упор должен быть сделан на внедрение современных технологий в перспективные направления экономики. Экономика Кыргызстана должна быть открыта для новых технологий и инноваций, которые должны стимулироваться фискальными, административными и законодательными нормами.

Использование новейших технологий потребует новой категории специалистов инженерных и управленческих профессий. Поэтому необходимо наладить регулярное обучение и подготовку национальных кадров за рубежом. При этом первенство должно отдаваться тем специальностям, которые входят в список приоритетных направлений развития экспортной экономики. В этом процессе необходимо определить роль и значение ведущих ВУЗов страны.

Шестое - одной из проблем отечественного бизнеса являются небольшие масштабы производства и недостаточный объем залогового имущества для получения кредитов на развитие производства. В этом плане необходимо разработать новые инструменты страхования залогов и предоставления гарантий. Правительство предлагает на базе одного из финансовых институтов создать центр/агентство по страхованию и гарантированию займов предприятий, имеющих положительную репутацию.

Седьмое - необходимо создать привлекательные условия для использования накоплений населения. Незначительная часть этих сбережений используется в банковской системе в виде депозитных вкладов. В связи с чем необходимы меры по повышению уровня доверия населения и расширения сети банковских институтов в республике.

Политика Министерства финансов и Национального банка в отношении государственных ценных бумаг должна быть пересмотрена с целью большего привлечения населения к операциям на фондовом рынке. Учитывая высокий уровень долларизации экономики страны, предлагается инициировать выпуск государственных валютных ценных бумаг для финансирования инфраструктурных объектов.

Важным элементом является здоровая и экономически выстроенная государственная и частная пенсионные системы.

Восьмое - высокий уровень государственных инвестиций - а это около [15] процентов ВВП, должно быть направлено на образование, здравоохранение, энергетику и транспортную инфраструктуру. Повышение уровня производительности в сельском хозяйстве также является приоритетом. Финансирование указанных направлений должно сопровождаться увеличением эффективности инвестиций.

В области транспортных коммуникаций в 2016-2017 годы приоритет будет отдан альтернативной дороге Север-Юг, Кольцевой дороге вокруг озера Иссык-Куль, объездной трассе Бишкек - Кара-Балта, а также реабилитации дорог в областных центрах и малых городах. Состояние транзитных магистралей, таких, как Бишкек - Нарын - Торугарт, Бишкек - Ош - Иркештам, Ош - Баткен - Исфана должно соответствовать международным стандартам. Под особым контролем должно быть продвижение проекта, связанного со строительством участка транснациональной железной дороги на территории Кыргызстана.

Национальными проектами будут модернизация и обновление аэропортов "Манас", "Ош", "Тамчи". Исходя из финансовых возможностей, будет проведена работа по восстановлению других региональных аэропортов.

Стратегической целью является создание на территории Кыргызстана Центрально-Азиатского регионального транспортно-логистического узлового центра.

В энергетике Правительство ставит целью обеспечение энергетической безопасности Кыргызской Республики и развитие экспортного потенциала. Для ее достижения будет продолжено обновление мощностей на Токтогульской ГЭС, ТЭЦ города Бишкек, проведена модернизация основных подстанций.

Правительство будет изыскивать возможности и форсировать темпы строительства новых мощностей (Камбар-Ата, Верхне-Нарынский каскад, Сары-Джаз). В 2016-2017 годы будут запущены первые проекты малых ГЭС, в том числе с использованием ГЧП. Стратегически важным должен стать проект "CASA-1000", по которому ведутся подготовительные работы и переговоры.

Правительство планирует активизировать меры по практическому запуску работы недавно созданной Горно-энергетической корпорации "Сары-Джаз", призванной обеспечить комплексное освоение месторождений и водно-энергетических ресурсов в долине Сары-Джаз Иссык-Кульской области.

В ближайшее время планируется провести инвестиционный конкурс, предусматривающий комплексное освоение месторождения Кара-Кече с параллельным строительством тепловой электростанции и железнодорожной дороги Кара-Кече - Балыкчы.

Учитывая современные тренды усиления роли информационных технологий в экономике и в обществе, инвестиции должны быть направлены также на развитие информационной инфраструктуры. Это положительно скажется на образовании, финансовых услугах, информировании сельскохозяйственных производителей, экспортеров и др.

В ближайшее время должна быть завершена реализации проекта по переходу на цифровое телерадиовещание. Будет поддержано масштабное внедрение стандарта 4G, благодаря чему 85 процентов территории республики будет охвачено высокоскоростным интернетом.

2.4. Продвижение экспорта и поддержка импортозамещения

Экспорт играет определяющую роль в развитии экономики и является одним из факторов роста. Поэтому усилия государства должны быть сосредоточены на увеличении экспортного потенциала. Это значит, что необходимо решать задачи по техническому перевооружению промышленности, создать систему подготовки и обучения инженерных кадров, внедрить новые технологии, обеспечить оборотными средствами и сырьем промышленные структуры, создать механизмы, стимулирующие производство экспортной продукции, и многие другие вопросы.

Первое - Кыргызстан вошел в ЕАЭС и присоединился к Таможенному союзу. Необходимо максимально использовать весь потенциал интеграции и продвигать национальные интересы, заложенные в НСУР, главными из которых являются повышение экономической независимости страны.

Открыт доступ к рынку с населением более 183 млн. человек. Поэтому использование возможностей внешних рынков будет содействовать устойчивому росту экономики.

Правительство будет акцентированно прорабатывать создание инфраструктуры, включающей в себя полную модернизацию и обновление пунктов пропуска на границе, создание сети органов сертификации и специализированных лабораторий, создание единой информационной базы данных для участников внешнеэкономической деятельности, с целью содействия в продвижении их товаров и услуг.

Второе - необходимо более четко определиться с приоритетными отраслями или секторами экономики, обладающими лучшим экспортным потенциалом. В качестве приоритетов целесообразно развивать экспорт натуральных и переработанных овощей и фруктов, натурального и переработанного мяса, молока и молочных продуктов, продукции швейной отрасли, услуг туризма, природной бутилированной воды. Общим знаменателем для всех отраслей является использование экологически чистых продуктов и видов сырья.

Правительством принят план по развитию экспорта, цель которого заключается в ориентировании, в основном, субъектов малого и среднего предпринимательства на формирование необходимого потенциала для производства экспортной продукции. План станет основой для дальнейшей комплексной работы.

Третье - целевыми рынками для экспорта продукции национальной экономики целесообразно определить страны-члены Таможенного союза, Арабского мира, Турцию и Китай. В области туризма географический охват должен быть значительно шире и работа должна вестись со всеми странами мира.

Кыргызстан имеет все предпосылки и возможности, чтобы стать одним из региональных центров туризма в Центральной Азии. Необходимо активизировать работу по информированию внешнего мира о Кыргызстане. Правительство предлагает инициировать позиционирование Кыргызстана в мире под брендом "Страна Небесных Гор".

Совместно с Торгово-промышленной палатой будет активизирована работа с потенциальными рынками. Роль и значимость ТПП должна быть усилена, в том числе введением обязательного членства в ней экспортных предприятий, рассчитывающих на государственную поддержку. В работу по продвижению экспорта будут вовлечены посольства КР. Также целесообразно использовать потенциал диаспор и возможности наших мигрантов за рубежом.

На государственном уровне необходимо принятие законодательных инициатив, призванных систематизировать строительство туристической инфраструктуры и упорядочить рынок предоставления туристических услуг в курортно-рекреационной зоне Иссык-Кульской области. Для привлечения инвесторов и наведения порядка с использованием земель в курортной зоне предлагается инициировать законодательное решение о придании статуса стратегического значения прибрежной зоне озера Иссык-Куль.

Третье - ключевым элементом государственной поддержки экспорта, являющимся наиболее острым для бизнеса, является финансовая поддержка внешней торговли. В рамках деятельности Кыргызско-Российского Фонда развития Правительство будет инициировать поддержку наиболее перспективных проектов по приоритетным направлениям.

Будет оказана поддержка в виде правительственных гарантий обеспечения займов экспортеров. Планируется запустить механизм краткосрочного экспортного кредитования, а также предоставления отсрочек по уплате налоговых платежей.

Четвертое - потребуется системная работа по повышению уровня управления качеством производства и приведения к уровню международных стандартов качества. Будет создана инфраструктура по стандартизации путем запуска в областях специализированных аккредитованных лабораторий и центров. Для формирования навыков управления качеством будут реализованы программы обучения и консультирования по внедрению стандартов ISO.

Пятое - улучшение регулирования и упрощение процедур. Для экспорта необходимо сократить время и затраты, требуемые для оформления и прохождения соответствующих документов и процедур. Правительство добьется, чтобы режим прохождения был наиболее оптимальным и оперативным в сравнении с механизмами, применяемыми в соседних государствах. Будет осуществляться регулярный мониторинг в целях сохранения и улучшения позиций в международных рейтингах, связанных с бизнесом и экономикой, и принятие оперативных решений по устранению проблем, выявленных в ходе мониторинга.

2.5. Создание высокоэффективной финансовой системы

Существующая финансовая система недостаточно отвечает требованиям к аккумулированию и рациональному перераспределению ресурсов внутри секторов экономики. Главная задача - это дальнейшее укрепление банковской системы, основанной на принципе максимальной либерализации. Необходимо формирование устойчивой и надежной системы финансово-кредитных учреждений, способных эффективно мобилизовать внутренние финансовые ресурсы страны и удовлетворять потребности населения и предпринимателей Кыргызской Республики в кредитах и качественных банковских услугах.

Первое - видится необходимым пересмотреть политику в банковском секторе, в условиях низкого банковского проникновения и недостаточности финансовых ресурсов, а также высокой их стоимости. Целесообразно смягчить условия деятельности банков для расширения их участия в кредитовании реальной экономики. Позиция Национального банка, с приоритетом на удержание инфляции, должна быть более согласованной с приоритетами Правительства. Для поддержания долгосрочного кредитования и ликвидности банковской системы необходимо формирование механизмов по поддержанию долгосрочной и оперативной ликвидности в банковском секторе. Банковская политика должна стимулировать кредитование экономики КР в национальной валюте.

Второе - особый акцент должен быть сделан на оживлении фондового рынка, при этом следует сфокусироваться на распределительных функциях, а не на создании спекулятивных инструментов. Необходимо создание эффективного механизма аккумулирования инвестиций и их перераспределения, превращения в источник получения населением дополнительных доходов, содействующего притоку в страну долгосрочных финансовых капиталов. Будет повышена роль институциональных инвесторов в лице страховых компаний, ставших зрелыми финансовыми институтами. Продолжится работа по формированию рынка негосударственного пенсионного страхования. Государственным структурам, Национальному банку и Министерству финансов необходимо делегировать фондовому рынку функции по обращению ценных бумаг и валюты.

Сегодня государству необходимо организовать мобилизацию ресурсов для развития экономики, обеспечить повышение рыночной капитализации и инвестиционной привлекательности отечественных стратегических предприятий. В этом направлении, наряду с другими мерами, предлагается выпустить в свободное обращение 5-10 процентов акций компаний - "голубых фишек" со значительной государственной долей в их капитале.

Учитывая запуск государственной ипотечной программы, Правительство инициирует выпуск ипотечных облигаций и их продажу на фондовом рынке. Лизинговые операции в Кыргызской Республике также имеют большой потенциал для дальнейшего развития.

Третье - стремительное развитие микрофинансового сектора имело свои социальные издержки, особенно для жителей регионов. По причине отсутствия знаний, культуры и низкого уровня доходов значительная часть населения, ставшая клиентами микрокредитных компаний, выражает недовольство.

Правительство совместно с Национальным банком должны продумать механизмы снижения социальной напряженности, сохранив вместе с тем этот эффективный институт кредитования населения. Одновременно следует повысить финансовую грамотность заемщиков, что уже делает ряд компаний.

2.6. Приоритеты в развитии рынка труда

Современные исследования рынка труда свидетельствуют о том, что целесообразно сосредоточить усилия не на регулировании спроса на рабочую силу, а на качестве предложения рабочей силы. При избытке трудовых ресурсов, в большинстве своем низкоквалифицированной, экономика сегодня испытывает нехватку в профессиональных трудовых ресурсах.

Первое - в этом контексте усилия государства необходимо направить на улучшение профессионального образования, на всех уровнях (школа, ПТУ, СПУЗы, ВУЗы). Внедрение в систему школьного образования и профессиональная ориентация в школах заложат основу для формирования предложений конкурентоспособных трудовых ресурсов. Проблема безработицы заключается в несоответствии квалификации выпускаемых специалистов запросам рынка. Поэтому требования к учреждениям, готовящим специалистов, должны быть пересмотрены.

В этом плане необходимо определить требуемые специальности по экспорториентированным направлениям экономики, а затем качественно и целенаправленно готовить специалистов именно этой категории. Всем организациям, занимающимся профессиональным образованием и подготовкой, необходимо более тесно взаимодействовать с потенциальным рынком труда.

Правительство выделит средства для технологического переоснащения ведущих [5-7] учреждений, занимающихся профессиональной подготовкой специалистов по приоритетным направлениям.

Второе - необходима единая согласованная государственная политика труда, занятости, миграции и социальной защиты, как на уровне системы управления, так и на уровне ее реализации на местах. Согласно НСУР, она должна быть направлена на упорядочение внутренней миграции населения и создание условий цивилизованного развития внешней трудовой миграции, повышение конкурентоспособности экономически активного населения. Должны быть улучшены механизмы прогнозирования рынка труда. Вхождение Кыргызстана в ЕАЭС обуславливает потребность рассмотреть вопрос создания миграционной службы, на которую будет возложено исполнение поставленных задач. Также это актуально исходя из растущих рисков национальной безопасности.

В части регулирования внутренней миграции Правительство планирует через развитие региональных центров экономической активности содействовать созданию рабочих мест в регионах.

По вопросам внешней миграции, наряду с повышением профессиональных навыков, Правительство должно будет содействовать защите их социальных и экономических прав, социально-культурной подготовке для интеграции в местах локации и при необходимости последующей реинтеграции в Кыргызстане.

Третье - необходимо предусмотреть обязательные предельные трудовые квоты для иностранных компаний, осуществляющих свою деятельность в Кыргызстане. Нужно заинтересовать экономическими мерами иностранных инвесторов в привлечении местных трудовых ресурсов или создать особый режим, который будет способствовать найму наибольшего количества национальных специалистов и работников. Одним из инструментов может стать гибкое налогообложение в части социальных обязательств.

Четвертое - система профессиональных союзов нуждается в реформировании. Нужна новая парадигма, направленная на продвижение реальных потребностей работников. Это в первую очередь, содействие повышению квалификации, переобучению, поиску возможностей по трудоустройству и т.д.

Пятое - одним из сильнейших тормозов развитию рынка труда является существующая система выплат в Социальный фонд. Практически все субъекты бизнеса пытаются избежать или минимизировать социальные платежи. Кроме того, долгосрочный анализ перспектив Социального фонда говорит о потенциальных рисках его финансовой устойчивости. В связи с чем необходимо тщательно изучить вопрос повышения эффективности социальных отчислений, как с точки зрения бизнеса, так и устойчивости пенсионного обеспечения. Планируется рассмотреть альтернативный вариант по опыту других стран в виде единого социального налога.

2.7. Развитие села и урбанизация

Около 67 процентов населения проживает в сельской местности и порядка 32 процентов трудоспособного населения в экономике приходится на сельское хозяйство. Среднегодовая численность работников, занятых в сельском хозяйстве составляет более 716 тыс. человек. Доля сельского хозяйства в ВВП страны составляет около 15 процентов. Поэтому, приоритетными направлениями экспортной политики должна стать государственная поддержка производства и переработки сельскохозяйственной продукции.

Из всего арсенала, стимулирующего развитие сельского хозяйства, используется только кредитование сельхозпроизводителей. Для достижения серьезных результатов в среднесрочной перспективе этого совершенно недостаточно. Нужны новые, долгосрочные и привлекательные меры стимулирования.

Первое - для комплексного развития регионов потребуется формирование точек/ступеней регионального экономического роста. В этом направлении Правительство приступило к разработке национальной программы. Главной идеей является развитие регионов через концентрацию экономической активности вокруг отобранных городов, которых будет предположительно около 7-12. Здесь потребуются государственные и частные инвестиции не только в социальную, транспортную инфраструктуру и жилищно-коммунальное хозяйство, но и в крупные производственные проекты. Надо сформировать в рамках законодательства о ГЧП специальные условия для запуска проектов в регионах.

Примыкающие к городам айылные аймаки и расположенные в них бизнес-структуры сельскохозяйственного направления должны иметь возможность поставлять готовую сельхозпродукцию на территории логистических центров, расположенных в ближайших городах со всей необходимой инфраструктурой. Весь процесс должен работать по схеме "поле-город-экспорт".

Развитию региональной экономики будет способствовать возобновление работы простаивающих предприятий. Будет изучена материально-техническая база и возможности каждого объекта, реальное состояние дел и подготовлена индивидуальная программа, определяющая их будущее. Для производств, имеющих потенциал целесообразно привлечь прямые инвестиции, с предоставлением специального налогового режима и сохранением первоначального профиля.

Особое внимание будет уделено созданию логистической инфраструктуры во всех областях республики. Правительством уже принята программа по развитию крупных товарно-логистических центров сельскохозяйственной продукции. Центры международного уровня будут расположены: один - на юге страны ("Южный"), другой - на севере страны ("Северный"). Также будут запущены 7 региональных логистических центров с конкретными целевыми продуктами.

Важным элементом формирования городов - точек регионального роста будет развитие социальной инфраструктуры. Жители этих городов и ближайших населенных пунктов должны иметь доступ к базовым социальным услугам, возможность полноценного проведения досуга и реализации своего потенциала. Планируется создать в этих городах школы для одаренных детей с использованием инновационных и многоязычных подходов обучения. Такой подход позволит сократить внутреннюю миграцию. Для этого также необходимо ипотечное и социальное строительство, ускоренная реализация программы "Доступное жилье".

Второе - поддержка сельского хозяйства и привлечение технологий.

Целевыми ориентирами развития отрасли являются рост объемов производства и его эффективности, повышение качества сельхозпродукции, обеспечение продовольственной безопасности страны, наращивание потенциала перерабатывающей промышленности.

Наряду со сформировавшимися инструментами кредитования сельского хозяйства, Правительство предлагает для поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции и продукции переработки внедрить дополнительно следующие инструменты: субсидирование кредитных ставок, страхование экспорта продукции, гарантийное обеспечение залогов сельскохозяйственных производителей, применение складские расписки.

Вместе с тем, такой подход должен быть применим только к тем хозяйствам и предприятиям, которые имеют конкурентные возможности на внешних рынках.

Одним из условий расширения экспортных возможностей сельского хозяйства является укрупнение производства. Необходимо создать условия для формирования крупных фермерских хозяйств. В этих целях целесообразно более эффективно использовать земли ФПС, внедрение системы гарантированных государственных закупок сельскохозяйственной продукции для учреждений с большим количеством потребителей, как внутри страны, так и за ее пределами. Должны быть внедрены механизмы фьючерсных сделок и кредитования под будущий урожай.

Для решения задачи технологической обеспеченности сельского хозяйства необходимо создание региональных центров агротехнического обслуживания и поддержания сельскохозяйственной техники. Правительство окажет более широкую поддержку развитию лизинга сельскохозяйственной техники. В этих целях АО "Айыл-банк" расширит свои лизинговые операции. Также будут создавать специализированные пункты агрохимического и зооветеринарного обслуживания.

Через финансовые институты государство поддержит потенциально успешные проекты. Самые позитивные результаты дало применение технологии капельного орошения. В ближайшие год-два этой технологией будет охвачено около 1000 гектаров земли. Будет профинансировано строительство по республике около 1000 теплиц - в каждом айылном аймаке по 2 теплицы, при использовании которых производительность вырастет в десятки раз. Учитывая традиционную специализацию Кыргызстана, будет построено 10 предприятий по технологически организованному убою скота и первичной переработке мяса.

Для обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции важным является использование качественного семенного материала. Во избежание использования зараженных болезнями и генномодифицированных семян, Правительство изыщет возможность запуска специализированной лаборатории. Будут изысканы средства для государственной финансовой поддержки племенных и семеноводческих хозяйств.

Третье - высокая экологическая чистота и качество выращенных овощей и фруктов должны стать визитной карточкой отечественной сельхозпродукции, а также национальных напитков, фруктовых соков, минеральной воды и лекарственных трав. Поэтому, необходимо строительство лабораторий по стандартизации отечественных экологически чистых продуктов, предназначенных на экспорт.

Четвертое - это вопросы ирригации и обеспеченности регионов чистой питьевой водой.

Фундаментальным вопросом для сельского хозяйства является улучшение эксплуатации ирригационных и дренажных систем. В фокусе внимания будут Кадамжайский, Ляйлякский, Баткенский, Чон-Алайский, Нарынский, Кара-Буринский районы. Также должны быть внедрены технологии эффективного использования водных ресурсов. Для чего более активно должны использоваться возможности водохранилищ, бассейнов дневного и месячного регулирования.

Через меры государственной поддержки ежегодно будет запускаться и восстанавливаться около 8-10 тыс. гектаров орошаемых земель.

Национальным приоритетом, требующим пристального внимания на всех уровнях исполнительной власти, должно стать обеспечение населенных пунктов чистой питьевой водой. Правительство возьмет на себя повышенные обязательства по снабжению чистой питьевой водой населенных пунктов, нуждающихся в этом.

Пятое, управление регионами и местное самоуправление. Необходимо менять сложившуюся модель взаимоотношений между местными государственными администрациями и органами местного самоуправления.

Важно, чтобы для каждого органа были четко определены различные зоны ответственности, разделить их полномочия и функции, ликвидировать точки пересечения интересов. Акимы должны отвечать за решение инфраструктурных вопросов регионов, а ОМСУ - за развитие в них бизнеса. Правительство готово делегировать на местный уровень функции по предоставлению социальных услуг пожилым, ЛОВЗ, детям и семьям в трудной жизненной ситуации. Необходимо внедрение подушевого принципа финансирования для развития этих социальных услуг.

Существующую систему перераспределения финансов необходимо в корне менять и уходить от принципа выравнивания к принципу стимулирования. Кроме того, налоги должны уплачиваться по месту функционирования бизнеса. Давно назрела необходимость инициативы по формированию фонда для стратегического развития регионов.

Правительству необходимо продвигаться в направлении постепенного реформирования системы органов местной власти, механизмов взаимодействия между уровнями управления, установления системы эффективного, но не репрессивного контроля строго ограниченного числа компетентных органов за действиями власти на местах.

Перед местными органами власти должны стоять задачи по созданию рабочих мест, привлечению инвестиций, сокращению бедности, выходу из категории дотационных и другие.

Будет активизирована работа по повышению кадрового потенциала органов местного самоуправления через запуск специализированных обучающих программ.

В целом, сегодня назрела объективная необходимость запуска дискуссий, касающихся административно-территориального устройства страны. Для столь масштабной работы необходимо провести комплексную подготовительную работу, которая будет реализована в 2016 году.

Шестое - в соответствии с НСУР важное значение будет отведено развитию приграничных территорий, в которых экономические и социальные задачи тесно переплетаются с вопросами безопасности государственной границы. Для таких территорий будут предложены особые меры экономического стимулирования, решения социальных вопросов, чтобы закрепить и привлечь население к расширению экономической деятельности.

2.8. Развитие конкуренции

Для выхода на международные рынки национальные компании должны победить внутреннюю конкуренцию, доказав свои рыночные преимущества. С другой стороны, справедливая конкуренция повышает в целом производительность рынка. Государство должно обеспечить гарантии справедливого рынка или изменить систему регулирования конкуренции в целом.

Первое - надо более решительно пойти на сокращение государственного участия в экономике. Для этого все государственные предприятия необходимо либо ликвидировать, либо преобразовать в АО с дальнейшей их приватизацией. Аналогичное решение должно быть в отношении всех АО с государственной долей, b не являющихся стратегическими объектами.

Второе - Фонд по управлению государственным имуществом при ПКР будет преобразован в Национальную управляющую компанию. Целью компании будет эффективное управление стратегическими предприятиями. В энергетике будет создан Национальный энергетический холдинг.

Третье - предлагается пересмотреть две функции государства, не доказавшие свою эффективность с точки зрения развития рынка и конкуренции и более того, препятствующие отдельным субъектам бизнеса. Речь идет о функциях антимонопольного регулирования и регулирования государственных закупок. Будет предложен вариант, когда необоснованное вмешательство государства и коррупционные предпосылки будут исключены.

2.9. Развитие человека как основа будущего

В современном мире не наличие природных ресурсов, а качество человеческого капитала стало главным фактором успеха страны. Человеческий капитал страны - крепкая семья и передающиеся следующим поколениям семейные ценности, это здоровье и грамотность ее граждан. Укрепление института семьи и развитие семейного окружения, образование и здравоохранение в долгосрочной перспективе являются главными приоритетами государственной политики.

Учитывая ограниченность временными рамками и финансовыми возможностями, предлагается сфокусироваться на следующих элементах.

Первое - разрушение института семьи привело к росту социального сиротства, беспризорности, бродяжничества детей.

Учитывая системность проблемы и необходимость неотложного принятия мер, Правительство определит уполномоченный орган ответственный за государственную семейную политику.

В предстоящие годы Правительство намерено в каждом населенном пункте развивать сеть центров по оказанию социальной поддержки семья и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации через механизм делегирования органам местного самоуправления.

В каждом районе должны быть дорожные карты по развитию социальных услуг с учетом потребностей и нужд населения, демографической ситуации в регионе.

Финансирование социальных услуг должно быть на программной основе с применением утвержденных Правительством стандартов их финансирования.

Необходимо упрощать процедуры и исключать коррупционные явления при усыновлении или удочерении, опеке и попечительстве гражданами КР.

На принципах прозрачности будет сформирована государственная база данных, желающих усыновить и удочерить детей-сирот. Центры социальной поддержки семей и детей будут психологически и методически поддерживать приемные семьи.

В целом вся система социального сопровождения должна быть направлена на укрепление семьи, сохранение семейных ценностей и развитие семейного окружения.

Второе - учитывая системность проблемы безопасности питьевой воды и ее влияния практически на все другие сферы жизни человека, Правительство совместно с органами местного самоуправления в ближайшие два года будет придерживаться приоритетности вопросов питьевого водоснабжения. Будет обеспечено расширение охвата населения безопасной питьевой водой, особенно в организациях здравоохранения и образования.

В целом для страны актуальна задача по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний, распространенных на популяционном уровне.

Особое внимание должно быть уделено на развитие общественного здравоохранения, проведение профилактических мероприятий и диспансеризации среди населения, пропаганде здорового образа жизни и массового спорта среди подрастающего поколения.

Одним из главных направлений должно стать информирование общества по вопросам охраны и укрепления здоровья, профилактики заболеваний и охраны здоровья, прав, предоставляемых гражданам при получении медико-санитарной помощи.

Также важно обеспечить достаточность мероприятий по охране материнства и детства, связанных с проблемами в системе здравоохранения, факторами бедности, миграции и неправильным образом жизни.

Третье - в сферах образования и здравоохранения акцент должен быть сделан на качестве предоставляемых услуг. В погоне за реформами потеряно содержание. Министерства, ответственные за эти направления, должны обеспечить соблюдение национальных стандартов и утвержденных регламентов.

Четвертое - Правительство намерено обеспечить полный охват дошкольным образованием детей от 5,5 лет до 7 лет и развить сеть дошкольного образования во всех регионах страны с использованием современных технологий и методик обучения. Необходимо разобраться с причинами непосещения детьми школ, с последующим обеспечением доступа их к услугам образования.

Важным для Правительства станет работа по защите прав и обеспечению безопасности детей, особенно на ранних этапах их развития. Своевременное выявление и раннее вмешательство, а также обеспечение эффективными мерами социального сопровождения может стать основой для предупреждения появления в обществе асоциальных личностей.

Будут предложены меры по снижению остроты и глубины детской бедности, а соответственно предупреждению воспроизводства бедности в будущем. Планируется ежегодное повышение фиксированных размеров пособий детям из малообеспеченных семей.

Пятое - на базе отобранных региональных центров развития будет поддержано создание образовательных и медицинских комплексов. По опыту других стран, целесообразно рассмотреть возможность строительства "образовательных и медицинских городков". Будет оказано содействие любым частным инвестициям в строительство учебных и медицинских заведений в городах - точках регионального развития, в том числе с использованием механизма ГЧП и со-финансирования. Правительство готово рассмотреть и предоставить налоговые льготы, совместно с местными органами власти выделить земельные участки.

Шестое - повышение мотивации/стимулирования и статуса учителей и врачей. Исходя из возможностей государственного бюджета заработная плата должна быть достаточной для нормальной жизни учителей и врачей, адекватной их профессионализму. Необходимы программы по повышению профессионального мастерства, гарантии справедливого карьерного продвижения. В учебных и медицинских учреждениях должны быть созданы условия и обеспечено материально-техническое снабжение, позволяющие им качественно выполнять свои обязанности.

Седьмое, принципы финансирования в образовании должны быть переведены на подушевую основу, при этом средства, предназначенные на каждого учащегося, должны в полном объеме доходить до школы и каждой организации начального, среднего и высшего профессионального образования. Необходимо введение стандартов финансирования образовательных услуг в сферу профессионального образования.

Изменение системы финансирования в образовании должно сопровождаться изменением системы управления образованием. Необходимо исключить фрагментарность и разрозненность системы управления образованием.

Активно ведется работа по содержанию школьного образования, приняты новые образовательные стандарты, на основе которых пройдет обновление учебных и методических материалов. В системе высшего образования для повышения качества будет внедрена независимая аккредитация и независимые рейтинги вузов. Будет изменена система государственного заказа, целью чего является повышение конкуренции между учебными заведениями и повышение качества образования. Средства, выделяемые на приоритетные специализации, будут выделяться наиболее талантливым и мотивированным абитуриентам, которые самостоятельно могут выбрать вуз.

Восьмое - Правительство будет содействовать формированию конкурентной среды за счет привлечения частных инвестиций в медицину и образование. Будет внедрено государственно-частное партнерство и ряд услуг передан на аутсорсинг рынку. Вместе с тем, со стороны государства должен быть обеспечен контроль за качеством и полнотой предоставляемых частными учреждениями услуг.

В здравоохранении необходим переход от инфраструктурного подхода к лицензированию услуг, оказываемых медицинскими работниками, что позволит ориентировать процедуры лицензирования специалистов на качество и безопасность предоставляемых медицинских услуг.

Девятое - укрепление государственного языка и развитие многоязычия в программах образования на всех этапах развития подрастающего поколения станут основными условиями реализации государственной программы образования. Мы должны заложить основу для дальнейших перспектив развития системы образования в нашей стране, что "необучаемых" в Кыргызстане нет. Дети и молодежь с ограниченными возможностями здоровья должны иметь доступ к качественным образовательным услугам. Инклюзивное образование - это не роскошь, а крайняя потребность для перспектив дальнейшего успешного развития Кыргызской Республики.

Десятое - наряду со здоровым и образованным поколением государство должно формировать полноценную личность и гражданина. Будут разработаны программы по патриотическому воспитанию в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, содействию самореализации молодежи, в том числе через спортивную, культурно-эстетическую, социально-общественную активность. В обществе необходимо формировать новые социокультурные стандарты и образцы поведения, здорового образа жизни, креативности и самореализации, а также уважения, укрепления нравственных основ и моральных принципов, ориентированных на будущее страны.

Должна быть сохранена и преумножена самобытность кыргызской культуры. Следует развивать традиции балетного искусства, возродить былую славу "кыргызского чудо" в кинематографии. В соответствии с недавно принятой Программой Правительства Кыргызской Республики по развитию сферы культуры до 2020 года необходимо уделить внимание на создание художественных картин по государственному заказу.

История Кыргызстана богата выдающимися именами, сформировавшими культурное наследие страны, а также внесшими вклад в мировую культуру. Наша задача не только помнить наши корни и сохранить традиции, но и дать импульс новому поколению, способному преумножить культурное богатство Кыргызстана.

2.10. Устойчивость окружающей среды

Отсутствие крупных промышленных производств в Кыргызстане оказало свое влияние на формирование экологически чистой окружающей среды. Этот фактор является конкурентным преимуществом на мировом рынке продуктов питания и туризма. Государство должно озаботиться вопросом сохранения окружающей среды в долгосрочной перспективе и тщательно рассматривать целесообразность проектов, которые могут нанести вред экологии.

Первое - все инвестиционные проекты должны проходить тщательную экспертизу на предмет рисков для окружающей среды, в частности, это касается проектов в горнодобывающей отрасли. Каждое соглашение должно предусматривать достаточные обязательства инвесторов по рекультивированию отведенных земель и окружающей среды. В целом экологический фактор должен быть учтен при принятии решений и иметь стоимостную оценку в случае нанесения ущерба окружающей среде. Также необходимо принять нормативные акты для введения экономически рассчитанной платы за экосистемные услуги.

Второе - рациональное природопользование всеми видами ресурсов.

Необходимо инициировать национальную программу по рациональному использованию ресурсов и сохранению природной чистоты страны. Надо сохранить уникальную природу Кыргызстана со всем ее биоразнообразием. Особое внимание должно быть уделено главному ресурсу - воде. Важно рациональное и бережное использование водных ресурсов внутри страны и требование от наших соседей соответствующего отношения.

Третье - необходимо инициировать культуру энергосбережения и энергоэффективности, а также создать условия для использования альтернативных источников энергии. Любые инвестиции в развитие альтернативной энергетики должны получить преференции в виде предоставления земельных участков, гарантии приобретения продукции, стабильного ценообразования.

Четвертое - существенным элементом для "зеленой" экономики является технологическая модернизация всей материальной базы экономики страны. Старое оборудование менее эффективно в части использования природных ресурсов и минимизации загрязнения окружающей среды. В связи с чем должны быть предоставлены меры стимулирования для импорта оборудования с минимальным вредом для окружающей среды.

2.11. Безопасная среда развития человека

Основополагающей задачей государства является укрепление государственности, обеспечение законности, порядка, национальной и общественной безопасности.

Нужно вернуть доверие общества к правоохранительной системе.

Первое - Правительство должно продолжить интенсивную работу по обеспечению территориальной целостности и нерушимости государственной границы.

Приоритетными направлениями по-прежнему будут являться укрепление потенциала Пограничной службы и полноценное финансирование Государственной программы по обеспечению безопасности и социально-экономическому развитию отдельных приграничных территорий Кыргызской Республики.

Второе - структура МВД остается неизменной на протяжении десятков лет, в то время как страна стремительно меняется. Требуются глубокие реформы правоохранительной системы в целом. Предлагается в перспективе создать службу криминальной милиции, противодействующую криминальной преступности, и службу общественной безопасности, обеспечивающую охрану общественного порядка и общественную безопасность.

Также планируется децентрализовать систему МВД и усилить территориальные подразделения органов внутренних дел. В областных управлениях будут оставлены исключительно функции анализа и контроля.

Третье - ДПС будет кардинально изменена и преобразована в патрульную милицию. В практику работы патрульной милиции будет внедрено обязательное использование портативных видеорегистраторов, что позволит дисциплинировать сотрудников и участников дорожного движения. Будут сведены к минимуму случаи изъятия водительских удостоверений и расширена платежная сеть для оплаты водителями штрафов, через реализацию проекта "Безопасный город" обеспечено внедрение автоматизированных систем контроля за дорожным движением в ключевых городах. Инспектора будут закреплены за конкретными участками дороги или кварталами на постоянной основе. На них будет возложена персональная ответственность за состояние аварийности, оперативной обстановки и взаимодействие с населением на обслуживаемом участке.

Таким образом, патрульная милиция создаст условия для обеспечения прав граждан и улучшения состояния безопасности на дорогах с использованием современных технологий.

Четвертое - в целях обеспечения качественного подбора кадров на основе профессиональных и морально-этических качеств будет внедрена процедура отбора отдельных категорий сотрудников органов внутренних дел на конкурсной основе. Вместе с тем, должны быть обеспечены справедливые условия по заработной плате и материально-техническому обеспечению сотрудников.

Исходя из новых функциональных задач различных подразделений милиции, необходимо существенно пересмотреть процесс подготовки работников системы МВД.

Пятое - в ближайшее время будут приняты конкретные меры по разграничению подследственности между правоохранительными органами. Борьбой с экономическими преступлениями будет заниматься один орган, который будет нести ответственность за этот блок. Будет рассмотрен вопрос о преступлениях коррупционной направленности, а также наркопреступлениях.

Шестое - в 2016 году Правительством будут приняты меры по внедрению в системе правоохранительных органов, включая органы прокуратуры, электронного учета преступлений - так называемого электронного КУПа (для справки: КУП - книга учета происшествий).

Реализация данного проекта позволит систематизировать всю информацию о преступлениях и происшествиях, а также вести их своевременный учет. С внедрением электронного КУПа ни одно из преступлений не будет укрытым.

Седьмое - принимая во внимание последние факты, связанные с проявлением религиозного экстремизма и терроризма, Правительством будет усилено межведомственное взаимодействие, сотрудничество с региональными и международными антитеррористическими структурами, партнерскими спецслужбами в сфере противодействия терроризму, сепаратизму и религиозному экстремизму.

С учетом имевших место трагических событий значительные изменения будут проведены в системе исполнения наказаний, направленные на раздельное содержание осужденных в зависимости от видов наказания и степени опасности их для общества. Будут выделены дополнительные средства на улучшение материально-технической базы Государственной службы исполнения наказаний и строительство новых колоний.

Первоочередные меры по антитеррористической защищенности будут применены в отношении учебных заведений и объектов стратегической важности. В связи с чем будет разработан и реализован антитеррористический паспорт. Аналогичные паспорта будут внедрены в других государственных органах.

В 2016 году будут внесены дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики, которыми подследственность преступлений, связанных с терроризмом и экстремизмом, будет определена как альтернативная, то есть помимо ГКНБ, функции по выявлению и расследованию данного вида преступлений будут возложены на органы внутренних дел.

 

*****

 

Обозначенные 11 приоритетных направлений будут реализовываться в оперативном режиме.

Наряду с ними, Правительство продолжит работу по всем остальным направлениям, обозначенным в Национальной стратегии устойчивого развития до 2017 года.

В проекте Программа Правительства имеются достаточно амбициозные шаги, для достижения которых потребуется консолидация всех ветвей государственной власти, общественных организаций и бизнеса.

Для Правительства одним из фундаментальных принципов является - завоевание и удержание доверия народа путем обеспечения общественно-политической стабильности, создания и использования новых возможностей для развития и демонстрации практических результатов деятельности.

Способность государства и общества обеспечить синергию деятельности определит качество и сроки реализации наших планов.

III.           Целевые стратегические ориентиры

 

Правительство планирует добиться реальных качественных изменений в стране:

- среднегодовой реальный рост ВВП - не менее 5-7 процентов;

- доля общих инвестиций в ВВП - не менее 30 процентов;

- среднегодовой уровень инфляции - в интервале 6-7 процентов;

- дефицит бюджета к ВВП - не более 5 процентов;

- государственный внешний долг к ВВП - в интервале 60 процентов;

- снижение уровня общей бедности - на 3 процента ежегодно.