Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Описание: Описание: Описание: C:\Users\User\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\16f6e88b-8483-4f19-ae02-16e9b0e1ad4e\document.files\image001.jpg

ЖОГОРКУ КЕНЕШ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 мая 2016 года № 566-VI

О докладе Национального центра Кыргызской Республики по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания за 2015 год

Заслушав в соответствии с частью 5 статьи 133 Закона Кыргызской Республики "О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики" доклад Национального центра Кыргызской Республики по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания за 2015 год, Жогорку Кенеш Кыргызской Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Доклад Национального центра Кыргызской Республики по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (далее - Национальный центр) за 2015 год принять к сведению, (прилагается).

2. Министерству внутренних дел Кыргызской Республики и Государственной службе исполнения наказаний при Правительстве Кыргызской Республики изучить раздел 4 указанного доклада, содержащий информацию о фактах применения пыток в отношении несовершеннолетних, содержащихся в местах лишения и ограничения свободы, подготовить подробную информацию по каждому факту и в месячный срок представить ее в Комитет по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и Регламенту Жогорку Кенеша.

3. Принять по итогам доклада предложенные Национальным центром рекомендации и поручить их исполнение:

1) Правительству Кыргызской Республики:

- ежегодно рассматривать на заседании вопросы, связанные с соблюдением права на свободу от пыток, с обязательным участием всех соответствующих государственных органов;

- объединить усилия государственных органов, органов местного самоуправления и граждан по обсуждению и содействию реализации комплекса законодательных, административных, правовых и других мер, направленных на борьбу с пытками и другими видами жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство видов обращения и наказания;

- в рамках Плана мероприятий по противодействию пыткам и другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания в Кыргызской Республике, утвержденного распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 23 октября 2014 года № 469-р:

а) провести анализ и оценку промежуточных результатов выполнения мероприятий с последующим их рассмотрением на заседании Правительства Кыргызской Республики и заседании Координационного совета по правам человека при Правительстве Кыргызской Республики;

б) определить причины невыполнения запланированных на 2014-2015 год мероприятий и рассмотреть вопрос ответственности соответствующих государственных органов и должностных лиц;

в) обеспечить координацию деятельности государственных органов по выполнению в тесном взаимодействии с организациями гражданского общества и международными организациями просроченных мероприятий, а также мероприятий, по которым срок выполнения не истек;

г) дополнить мероприятиями, направленными на улучшение условий содержания в местах лишения и ограничения свободы;

- разработать межведомственную инструкцию, устанавливающую единый порядок взаимодействия государственных органов и должностных лиц при выявлении, регистрации и информировании о предполагаемых случаях пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания;

- обеспечить непосредственный контроль за применением Практического руководства по эффективному документированию насилия, пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (далее - Практическое руководство по эффективному документированию насилия) ведомственными медицинскими службами (параллельные медицинские службы) МВД, ГСИН, ГКНБ и других ведомств;

- рассмотреть вопрос о поэтапном переводе медицинского персонала закрытых учреждений в ведение Министерства здравоохранения Кыргызской Республики;

2) Координационному совету по правам человека при Правительстве Кыргызской Республики:

- провести оценку текущего статуса выполнения Кыргызской Республикой рекомендаций механизмов ООН по правам человека, направленных на усиление гарантий защиты права на свободу от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания;

3) Генеральной прокуратуре Кыргызской Республики:

- продолжить совершенствование правоприменительной практики с учетом правильной квалификации соответствующих деяний согласно статье 305-1 Уголовного кодекса Кыргызской Республики, предусматривающей уголовную ответственность за пытки;

- разработать и внедрить механизм, наделенный достаточными полномочиями для проведения своевременного, тщательного и независимого расследования заявлений о пытках на основе принципов эффективного расследования, исключающего любой вид конфликта интересов;

- пересмотреть внутреннюю политику отчетности и критерии оценки работы и обеспечить возбуждение следователями прокуратуры уголовных дел по любым сообщениям о пытках при установлении необходимости своевременного проведения соответствующих следственных действий, то есть соблюдения критериев своевременности, достаточности компетенции и тщательности, а не исходя из перспективы окончания дела с составлением обвинительного заключения;

- обеспечить соблюдение прокурорами требований уголовно-процессуального законодательства об обязательности принятия и рассмотрения заявлений и сообщений о применении пыток к обвиняемым в ходе судебных разбирательств при решении вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или рассмотрении дела по существу;

- разработать эффективный механизм получения и рассмотрения жалоб о применении пыток из мест содержания под стражей, при полном соблюдении принципа конфиденциальности;

- пересмотреть с точки зрения эффективности существующие методы прокурорского надзора в целях соблюдения требований статьи 40 Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики об обязательности медицинского освидетельствования применительно к каждому доставлению подозреваемого или обвиняемого в ИВС, при поступлении жалобы от него самого, его защитника, родственников о применении к нему физического насилия со стороны работников органов дознания и следствия;

- разработать методические указания о порядке назначения при производстве проверки (расследования) заявлений и сообщений о пытках судебных экспертиз, касающиеся постановки вопросов экспертам и оценки результатов экспертиз в соответствии с принципами Стамбульского протокола;

- ввести устойчивую практику проведения совместно с Национальным центром внезапных и регулярных проверок в ночное время суток в целях усиления контроля и надзора за исполнением законов в местах лишения и ограничения свободы;

- проработать механизм безотлагательного принятия, при необходимости, мер по обеспечению безопасности лица, обратившегося по факту применения к нему пыток и других видов жестокого обращения;

- усилить надзор по фактам применения пыток и других жестоких видов обращения сотрудниками правоохранительных органов с доведением таких дел до привлечения к ответственности виновных лиц;

4) Министерству внутренних дел Кыргызской Республики:

- рассмотреть в рамках Плана действий по реализации мер по реформированию органов внутренних дел на период 2013-2017 годы вопросы:

а) повышения уровня открытости органов внутренних дел, их доступности для внешнего государственного и общественного контроля;

б) активизации и выработки новых механизмов сотрудничества между институтами гражданского общества и органами внутренних дел в сфере партнерского взаимодействия по обеспечению общественной безопасности, а также гражданского контроля и оценки деятельности правоохранительных органов;

в) фактического изменения критериев оценки деятельности органов внутренних дел с ориентиром не на процент раскрываемости, а на общественное доверие и безопасность;

г) концентрации усилий на обеспечении защиты личности и общества от преступных посягательств;

д) преодоления негативных факторов в кадровой работе, подборе компетентных специалистов с учетом их морально-этических качеств;

е) пересмотра и постоянного совершенствования системы правового воспитания и образования сотрудников органов внутренних дел, в частности сотрудников оперативно-розыскных служб, и служб, обеспечивающих условия содержания под стражей, с учетом предпочтения моральным и профессиональным качествам при подборе таких кадров;

ё) внедрения учебных программ, соответствующих международным стандартам первоначальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров органов внутренних дел;

- разработать нормативы, регулирующие порядок функционирования системы видеонаблюдения в ИВС с обеспечением онлайн-доступа надзирающего прокурора, с поддерживающей записью видеоизображения. Придать материалам видеозаписи характер документов отчетности;

- обеспечить координацию совместных действий с Министерством здравоохранения Кыргызской Республики по вопросам медицинского обслуживания лиц, содержащихся под стражей в ИВС;

- рассмотреть вопрос о включении в штат ИВС сотрудников женского пола;

5) Министерству здравоохранения Кыргызской Республики:

- разработать систему мониторинга качества оформления медицинскими работниками организаций здравоохранения независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности документации, внедряемой в соответствии с Практическим руководством по эффективному документированию насилия;

6) соответствующим должностным лицам Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, Министерства социального развития, Министерства образования и Министерства здравоохранения, Государственной службы исполнения наказаний Кыргызской Республики:

- содействовать Национальному центру и медицинским работникам в проведении работ по применению Практического руководства по эффективному документированию насилия;

- исключить проведение следственных мероприятий в кабинетах и иных местах, не позволяющих дать оценку правомерности проведения оперативно-следственных действий, соблюдать во времени процессуальные нормы законодательства;

- не допускать воспрепятствия в осуществлении деятельности Национального центра;

7) Национальному центру совместно с Генеральной прокуратурой Кыргызской Республики:

- осуществлять контроль за принятием и реализацией межведомственных нормативных правовых актов, позволяющих на должном уровне обеспечить исполнение Практического руководства по эффективному документированию насилия;

- обеспечить своевременное реагирование и фиксацию фактов насилия и заявлений и обращений граждан о применении пыток;

- на постоянной основе проводить работу по повышению профессионального уровня сотрудников Национального центра;

- усилить взаимодействие работ Национального центра с соответствующими государственными органами по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

4. Государственным органам Кыргызской Республики, указанным в подпунктах 1-6 пункта 2 постановления Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 17 июня 2015 года № 5250-V "О ежегодном докладе директора Национального центра Кыргызской Республики по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания за 2014 год" продолжить работу по реализации рекомендаций Национального центра, принятых данным постановлением.

5. Всем государственным органам, указанным в пункте 3 настоящего постановления, представить информацию по реализации принятых рекомендаций в Национальный центр Кыргызской Республики по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в шестимесячный срок со дня принятия настоящего постановления.

6. Национальному центру Кыргызской Республики по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания провести мониторинг реализации государственными органами Кыргызской Республики принятых рекомендаций и представить информацию при внесении в Жогорку Кенеш очередного ежегодного доклада.

  

Заместитель Торага

Н. Алимбеков