Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском
                           УТРАТИЛ СИЛУ
        в соответствии с Законом КР от 17 июля 2009 года N 224

г.Бишкек 
от 18 декабря 1993 года № 1341-XII

                      ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

                  О прокуратуре Кыргызской Республики

                       (В редакции Законов КР от
          21 ноября 1997 года № 82, 13 ноября 2000 года № 85
          4 июня 2007 года №77, 25 июня 2007 года № 91,
                      14 июля 2008 года № 143,
				    21  июля 2008 года № 161,
					29  декабря 2008 года № 272

           (Введен в действие постановлением Жогорку Кенеша
       Кыргызской Республики от 18 декабря 1993 года № 1342-XII)

           ("Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики"
                         1994 год № 3, ст.74)

          I.   Общие положения
         II.  Система и организация прокуратуры
         III. Прокурорский надзор
     Глава 1. Общий надзор
     Глава 2. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими
              оперативно-розыскную деятельность, дознание и
              предварительное следствие
     Глава 3. Участие прокурора в рассмотрении дел судами
     Глава 4. Надзор за соблюдением законов в местах содержания
              задержанных, в местах предварительного заключения, при
              исполнении наказания и иных мер принудительного
              характера, назначаемых судом
         IV.  Кадры органов прокуратуры
         V.   Иные вопросы организации и деятельности органов
              прокуратуры
                          I. Общие положения

    Статья 1. Прокуратура Кыргызской Республики - орган надзора за
            соблюдением законодательных актов в Кыргызской
                              Республике

    Прокуратура  Кыргызской  Республики  -  государственный  орган   в
системе  исполнительной  власти, осуществляющий  надзор  за  точным  и
единообразным  исполнением  законодательных  актов  органами  местного
самоуправления,    министерствами,    государственными     комитетами,
административными  ведомствами и другими  органами,  создаваемыми  при
Правительстве    Кыргызской   Республики,   местной    государственной
администрацией,  общественными  объединениями,  должностными   лицами,
хозяйствующими   субъектами  независимо  от   форм   собственности   и
гражданами.
    Прокуратура    Кыргызской   Республики   осуществляет    уголовное
преследование и участвует в судебном разбирательстве дел в случаях   и
порядке, предусмотренных законом.

    Статья 2. Правовые основы деятельности прокуратуры Кыргызской
                              Республики

    Организация  и порядок деятельности органов прокуратуры Кыргызской
Республики     определяются    Конституцией   Кыргызской   Республики,
настоящим  Законом,  Положением  "О военной   прокуратуре   Кыргызской
Республики"  и другими законодательными актами.

    Статья 3. Основные направления деятельности прокуратуры

    В  целях  обеспечения верховенства закона, единства  и  укрепления
законности,  охраны  прав  и свобод граждан  прокуратура  осуществляет
надзор:
    за     соблюдением   законодательных   актов   органами   местного
самоуправления  и  подчиненными  Правительству  Кыргызской  Республики
всеми    органами   исполнительной   власти,   юридическими    лицами,
общественными   объединениями,  должностными лицами  за  соответствием
законам издаваемых ими актов, а также гражданами;
    за   исполнением  законов  органами,  осуществляющими  оперативно-
розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
    за соблюдением законов в местах содержания задержанных,  в  местах
предварительного  заключения,  при исполнении  наказания  и  иных  мер
принудительного характера, назначаемых судом;
    за  соблюдением  законов  органами  военного управления, воинскими
частями и учреждениями.
    Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами.
    В   случаях,  предусмотренных  Уголовно-процессуальным   кодексом,
прокуратура осуществляет расследование преступлений.

    Статья 4. Принципы организации и деятельности прокуратуры

    Органы прокуратуры Кыргызской Республики:
    составляют  единую  систему,  с подчинением нижестоящих прокуроров
только  вышестоящему  и  Генеральному прокурору Кыргызской  Республики
(далее Генеральный прокурор);
    действуют   гласно  в  той  мере,  в  какой  это  не  противоречит
требованиям   закона  об  охране  прав  и  свобод  граждан,  а   равно
государственной и иной охраняемой законом тайны.
    Воздействие в какой бы то ни было  форме  органов  государственной
власти,  общественных  объединений, средств  массовой  информации,  их
представителей,   а   также   должностных лиц  на  прокурора  с  целью
повлиять   на   принимаемое  им  решение  или  воспрепятствовать   его
деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.
    Требования  прокурора,  предъявленные на основании  и  в  порядке,
установленными   законом, обязательны для исполнения  всеми  органами,
должностными  лицами и гражданами. Неисполнение должностными лицами  и
гражданами  законных  требований  прокурора  влечет   ответственность,
установленную законом.

    Статья 5. Рассмотрение и разрешение в прокуратуре заявлений и
                                 жалоб

    Органы   прокуратуры  в  соответствии с ее полномочиями  разрешают
заявления и жалобы, содержащие сведения о нарушении законов,  а  также
иные заявления и жалобы, разрешение которых не относится к компетенции
других органов.
    Все  поступившие  в  прокуратуру жалобы рассматриваются не позднее
месячного  срока. Ответ на жалобу должен  быть  мотивированным.   Если
в  удовлетворении  жалобы отказано, заявителю должны  быть  разъяснены
порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в  суд,
если такое предусмотрено законом.
    Запрещается  пересылка  жалобы в орган или  должностному  лицу  на
решения, либо действия которого принесена жалоба.

    Статья 6. Разрешение вопросов, вытекающих из международных
                        договоров (соглашений)

    Генеральная  прокуратура  Кыргызской  Республики  в соответствии с
заключенными   международными   договорами   (соглашениями)     решает
вопросы,  связанные   с   оказанием правовой  помощи  по  гражданским,
семейным  и  уголовным  делам, а также в пределах  своей  компетенции,
решает иные  вопросы, предусмотренные договорами (соглашениями).

                 II. Система и организация прокуратуры

    Статья 7. Система органов прокуратуры

    Систему органов прокуратуры составляют:
    Генеральная  прокуратура  Кыргызской Республики (далее Генеральная
прокуратура);
    прокуратуры   областей,  города  Бишкека  и  военная   прокуратура
Кыргызской Республики (далее военная прокуратура);
    межрайонные,   городские,   районные   и   приравненные   к    ним
специализированные прокуратуры.
    Вопрос     о   создании   или   упразднении   территориальных    и
специализированных  прокуратур  решается   Правительством   Кыргызской
Республики  по представлению Генерального прокурора.

    Статья 8. Генеральная прокуратура

    Генеральная  прокуратура  является центральным  аппаратом  системы
органов прокуратуры.
    Генеральная прокуратура:
    организует   деятельность  нижестоящих  прокуратур,   обеспечивает
координацию   и   согласованность   действий  органов  прокуратуры  по
надзору за соблюдением законов, контролирует их работу;
    вырабатывает   рекомендации  по  совершенствованию   прокурорского
надзора;
    непосредственно   осуществляет  надзор  за   соблюдением   законов
республиканскими   органами  государственной  исполнительной   власти,
рассматривает жалобы на действия и решения этих органов и  должностных
лиц,  а  также  на   действия  и решения прокуроров  областей,  города
Бишкека и приравненных к ним прокуроров;
    осуществляет расследование преступлений особой значимости;
    взаимодействует  с  другими  республиканскими  правоохранительными
органами в деле укрепления правопорядка и законности;
    ежегодно  представляет  отчет  о проведенной работе Жогорку Кенешу 
Кыргызской     Республики   и   регулярно  информирует   Правительство  
Кыргызской   Республики   о  состоянии законности, выполнения органами 
исполнительной власти обязанностей по обеспечению соблюдения  законов,   
охране  общественного  порядка  и национальной  безопасности,  прав и 
свобод  граждан,  вносит  предложения  по  укреплению  правопорядка и 
совершенствованию законодательства.
    Генеральная   прокуратура  возглавляется  Генеральным  прокурором,
назначаемым   и   освобождаемым Президентом  Кыргызской  Республики  с
согласия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
    Привлечение Генерального прокурора к уголовной  и административной
ответственности,  налагаемой  в  судебном  порядке,   производится   с
согласия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
    Предложение о даче согласия на назначение  кандидатуры  на  долж-
ность Генерального прокурора Кыргызской Республики вносится Президентом
Кыргызской Республики в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики не  позднее
10 рабочих дней со дня назначения его исполняющим обязанности Генераль-
ного прокурора Кыргызской Республики.
    Генеральный прокурор имеет  первого  заместителя  и  заместителей,
назначаемых  и  освобождаемых  Президентом  Кыргызской  Республики  по
представлению   Генерального  прокурора.  Распределение   обязанностей
между ними осуществляется Генеральным прокурором.
    В   Генеральной   прокуратуре  образуется   коллегия   в   составе
Генерального   прокурора  (председатель), его  первого  заместителя  и
заместителей (по должности), других ответственных  работников  органов
прокуратуры.  Состав  коллегии  утверждается Генеральным прокурором  с
согласия Президента Кыргызской Республики.
    Генеральный  прокурор  имеет  также  старших  помощников,  старших
следователей  и  следователей по особо важным делам. В  управлениях  и
отделах  имеются   начальники  и их заместители, старшие  прокуроры  и
прокуроры, а также могут быть главные специалисты-консультанты.
    Начальники управлений, отделов и их заместители, старшие помощники
и  помощники  Генерального  прокурора,  старшие  прокуроры,  прокуроры
управлений  и  отделов,  старшие следователи и  следователи  по  особо
важным    делам,    специалисты-консультанты   и   главный   бухгалтер
Генеральной   прокуратуры  назначаются  и  освобождаются   Генеральным
прокурором.
 (В редакции Законов КР от 21 ноября 1997 года N 82, 4 июня 2007 года
№77,
  25 июня 2007 года №91)

    Статья 9. Прокуратуры областей, города Бишкека и военная
                              прокуратура

    Прокуратуры   областей,   города  Бишкека  и  военная  прокуратура
возглавляются  соответствующими  прокурорами,  которые   руководят   и
координируют   деятельность  нижестоящих  прокуратур  и   осуществляют
контроль  за  их работой.
    Прокуроры  областей,  города Бишкека и военный прокурор Кыргызской
Республики   назначаются   Президентом   Кыргызской   Республики    по
представлению   Генерального  прокурора.   Они   имеют   заместителей,
назначаемых   и   освобождаемых   по  их   представлению   Генеральным
прокурором.
    В  прокуратурах  областей, города Бишкека  и  военной  прокуратуре
образуются    коллегии    в    составе    прокурора,    возглавляющего
прокуратуру (председатель), его заместителей (по должности)  и  других
ответственных  работников   органов прокуратуры.  Персональный  состав
коллегий   утверждается   Генеральным  прокурором   по   представлению
соответствующих  прокуроров.
    В  прокуратурах  областей, города Бишкека  и  военной  прокуратуре
имеются    отделы,    начальники   которых   назначаются   Генеральным
прокурором.  Прокуроры  областей, города Бишкека  и  военный  прокурор
Кыргызской   Республики   имеют   также  старших  помощников,  старших
следователей  по особо важным делам и следователей. В отделах  имеются
старшие   прокуроры   и  прокуроры,  а  также  могут   быть    главные
специалисты-консультанты,    которые   назначаются   и   освобождаются
соответствующими прокурорами.

    Статья 10. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним
                               прокуроры

    Прокуроры   городов,  районов  и  приравненные  к  ним   прокуроры
назначаются и освобождаются от должностей по представлению вышестоящих
прокуроров   Генеральным прокурором. Они имеют  заместителей,  старших
помощников,  помощников, старших следователей и следователей,  которые
назначаются и освобождаются вышестоящими прокурорами.

    Статья 11. Срок полномочий прокурора

    Срок   полномочий  Генерального прокурора - семь  лет,  прокуроров
областей, городов, районов и приравненных к ним прокуроров - пять лет.
    Прокуроры  областей,  городов и районов  не  могут  занимать  свою
должность   более   двух  сроков  подряд  в  одном    административно-
территориальном районе.
    Прокуроры  в  течение срока полномочий могут быть  освобождены  от
занимаемой  должности по собственному желанию, в связи с переводом  на
другую   работу  или невозможностью исполнять обязанности по состоянию
здоровья,  по результатам аттестации, в случае вступления в   законную
силу  приговора  суда за совершенное преступление, а также  по  другим
основаниям,  предусмотренным  Положением о порядке прохождения  службы
в органах прокуратуры Кыргызской Республики.

    Статья 12. Полномочия Генерального прокурора по руководству
                         органами прокуратуры

    Генеральный   прокурор   осуществляет руководство  и  контроль  за
деятельностью органов прокуратуры Кыргызской Республики.
    На основании и во исполнение законов Генеральный  прокурор  издает
приказы,  указания  и  инструкции, обязательные  для  подчиненных  ему
работников.
    Приказы и указания Генерального прокурора, в случае несоответствия
их   закону   могут  быть  отменены самим Генеральным  прокурором  или
Президентом Кыргызской Республики.
    Генеральный прокурор в пределах выделенных  средств  устанавливает
штаты  и  структуру  Генеральной  прокуратуры,  права  и   обязанности
структурных подразделений, штаты и структуру подчиненных прокуратур.

    Статья 13. Полномочия прокурора области, города Бишкека,
            и  военного прокурора Кыргызской Республики по
           руководству подчиненными им органами прокуратуры

    Прокурор области, города Бишкека  и  военной  прокурор  Кыргызской
Республики  руководят  подчиненными  им  органами  прокуратуры  и   во
исполнение  законов и нормативных актов Генерального прокурора  издают
приказы,  распоряжения,  указания,  обязательные для всех  подчиненных
работников, могут вносить изменения в штатные  расписания  аппарата  и
подчиненных  прокуратур  с  сохранением  установленных  должностей   в
пределах выделенного фонда заработной платы.

    Статья 14. Коллегии органов прокуратуры

    Коллегии    рассматривают  наиболее  важные  вопросы  деятельности
органов  прокуратуры, требующие коллективного обсуждения  и  выработки
конструктивных решений.
    Решения   коллегий  обязательны для исполнения  всеми  работниками
соответствующих органов прокуратуры.

                       III. Прокурорский надзор

                                Глава 1
                             Общий надзор

    Статья 15. Предмет общего надзора

    Генеральный  прокурор  и  подчиненные  ему прокуроры, осуществляют
надзор  за  соблюдением  законов  всеми  органами,  организациями    и
лицами,  указанными в части первой статьи 3 настоящего Закона  с  тем,
чтобы:
    акты,  принимаемые  этими органами, организациями  и  должностными
лицами, соответствовали законодательству Кыргызской Республики;
    никто  не  подвергался незаконному и необоснованному привлечению к
административной, дисциплинарной и материальной ответственности;
    принимались меры к установлению и своевременному устранению  любых
нарушений   закона  и  обстоятельств,  способствующих  их  совершению,
восстановлению нарушенных прав.
    Прокуратура  не подменяет органы государственного и хозяйственного
управления  и  контроля,  не  вмешивается в   оперативно-хозяйственную
деятельность.

    Статья 16. Полномочия прокурора

    В   процессе  проверки  в  порядке общего  надзора  и  в  случаях,
предусмотренных законодательством прокурор вправе:
    по предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно  входить
на  территорию  и  в  помещения предприятий, учреждений,  организаций,
независимо   от  форм собственности, деятельность  которых  связана  в
предметом проверки, иметь доступ к их документам и материалам;
    требовать от руководителей и других должностных лиц  представления
необходимых    документов,   материалов,    статистических    и   иных
сведений; проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных  и
подведомственных предприятий, учреждений и организаций, подчиненных им
должностных  лиц;  выделения  специалистов  для  выяснения   возникших
вопросов;   проведения  экспертиз, проверок, поступивших в прокуратуру
материалов,   информаций,  обращений  и  обязывать  сообщать   об   их
результатах;
    вызывать  должностных  лиц и граждан и требовать от них объяснений
по поводу нарушений закона;
    освобождать    лиц,   незаконно   подвергнутых   административному
задержанию,   опротестовывать  противоречащие  закону  акты,   вносить
представления   и   предписания   об  устранении   нарушений   закона,
предостерегать о недопустимости нарушений закона; обращаться в  суд  с
заявлениями  в  защиту  прав и охраняемых законом  интересов  граждан,
общества  и  государства; возбуждать уголовные дела или дисциплинарные
производства.
    Должностные  лица  обязаны приступить к  выполнению  требований  о
проведении  проверок,  ревизий и экспертиз не позднее  десяти  дней  с
момента поступления требований прокурора.

    Статья 17. Протест прокурора

    Протест    на   противоречащий  закону  правовой  акт   приносится
прокурором  или его заместителем в орган, издавший этот  акт,  либо  в
вышестоящий орган. В случае отклонения - прокурор вправе обратиться  в
суд.  В   таком  же порядке приносится протест на незаконное  действие
должностного лица.
    Протест   подлежит обязательному рассмотрению не  позднее,  чем  в
десятидневный   срок   с  момента  его  поступления.   О   результатах
рассмотрения   протеста    незамедлительно  сообщается   прокурору   в
письменной  форме. Протест приостанавливает действие  опротестованного
правового акта.
    При рассмотрении протеста коллегиальным органом  о  дне  заседания
сообщается    прокурору,   который  вправе  принять  участие   в   его
рассмотрении.  В  случае  обращения прокурора  в  суд  -  его  участие
обязательно.
    Протест   может   быть  отозван  принесшим  его  прокурором   либо
вышестоящим прокурором до его рассмотрения.

    Статья 18. Представление прокурора

    Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором в
государственный  орган,  общественное  объединение  или   должностному
лицу,    полномочному    устранить   эти    нарушения    и    подлежит
безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок  должны
быть   приняты  конкретные  меры   по  устранению  нарушений   закона,
способствующих  им  причин,  и  о  результатах  сообщено  прокурору  в
письменной форме.
    При  рассмотрении  представления коллегиальным  органом  прокурору
сообщается о дне заседания, в котором он вправе участвовать.

    Статья 19. Предписание прокурора

    Письменное предписание об  устранении  нарушений  закона  вносится
прокурором в тех случаях, когда нарушение закона имеет явный  характер
и  может  причинить  существенный вред  правам  и  интересам  граждан,
государства, предприятия, учреждения, организации, если оно  не  будет
незамедлительно устранено.
    Предписание    направляется   органу   или   должностному    лицу,
допустившему    нарушение    закона,  либо  вышестоящему   в   порядке
подчиненности  органу  или  должностному лицу,  правомочным  устранить
допущенное нарушение.
    В  предписании  содержатся указания на  закон,  который   нарушен,
характер   правонарушения  и конкретные предложения  о  мерах  по  его
устранению.
    Предписание   подлежит   незамедлительному   исполнению,   о   его
исполнении сообщается прокурору.

    Статья 20. Постановление прокурора

    Прокурор,  исходя  из характера нарушения закона должностным лицом
или  гражданином,  вносит мотивированное постановление  о  возбуждении
уголовного дела или дисциплинарного производства.
    Постановление прокурора о возбуждении дисциплинарного производства
подлежит    рассмотрению    государственным   органом,    общественным
объединением  или  должностным  лицом  в сроки, установленные законами
Кыргызской Республики. О результатах рассмотрения сообщается прокурору
в    письменной   форме.  Дальнейшее  обжалование   постановления   не
приостанавливает его исполнение.

    Статья 21. Предостережение прокурора

    Предостережение   о  недопустимости  нарушения  закона   письменно
объявляется  прокурором  должностному  лицу  или  гражданину  в  целях
предупреждения   правонарушений  при наличии  достаточных  сведений  о
реально    готовящихся    противоправных    деяниях    и    разъясняет
ответственность за совершение правонарушения.

    Статья 22. Обращение в судебные органы

    Прокурор вправе обратиться в судебные органы с заявлением в защиту
прав  и  законных  интересов граждан и государства  в  предусмотренных
законом случаях.

                                Глава 2
                Надзор за исполнением законов органами,
          осуществляющими оперативно-розыскную деятельность,
                 дознание и предварительное следствие

    Статья 23. Предмет надзора

    Предметом  надзора  за  исполнением законов  органами  дознания  и
предварительного  следствия является установленный порядок  разрешения
заявлений  и  сообщений  о   совершенных   преступлениях,   выполнение
оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования,  а  также
законность принимаемых этими органами решений.

    Статья 24. Полномочия прокурора

    Полномочия  прокурора  по надзору за исполнением законов органами,
осуществляющими   оперативно-розыскную   деятельность,   дознание    и
предварительное  следствие,  устанавливаются   уголовно-процессуальным
законодательством   и  другими  законодательными   актами   Кыргызской
Республики.
    Указания Генерального прокурора по вопросам следствия и  дознания,
не  требующим  законодательного регулирования, являются  обязательными
для исполнения.

    Статья 25. Санкционирование действий, ограничивающих права граждан

    Прокуроры и их заместители в пределах своей компетенции санкциони-
руют   предусмотренные   уголовно - процессуальным   законодательством 
действия, ограничивающие законные права граждан.
    (В редакции Закона КР от 25 июня 2007 года №91)

    Статья 26. Расследование преступлений органами прокуратуры

    Органы    прокуратуры   проводят   расследование   по   делам    о
преступлениях,  отнесенных  Уголовно-процессуальным  кодексом   к   их
компетенции.
    Прокурор вправе принять к своему производству, поручить следователю, 
группе следователей, подчиненному  прокурору  расследование  уголовного  
дела в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Кыргызской Республики. 
    Прокурор или следователь, в производстве которых находится рассле-
дование уголовного  дела,  могут принять решение об осуществлении госу-
дарственной защиты свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного
судопроизводства в  соответствии с Законом Кыргызской Республики "О за-
щите прав свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопро-
изводства".   
    (В редакции Закона КР от 25 июня 2007 года №91,
 14 июля 2008 года № 143


                                Глава 3
              Участие прокурора в рассмотрении дел судами

    Статья 27. Участие прокурора в рассмотрении дел судами

    Прокурор   участвует  в  рассмотрении  судами   дел   в   случаях,
предусмотренных законом.
    Осуществляя  уголовное  преследование в суде, прокурор выступает в
качестве  государственного  обвинителя. Обязанность  доказывания  вины
подсудимого в суде возлагается на государственного обвинителя.
    Полномочия прокурора, участвующего в  судебном  рассмотрении  дел,
определяются процессуальным законодательством Кыргызской Республики.

    Статья 28. Внесение прокурорами представлений на судебные акты

    Прокурор или его заместитель в пределах своей  компетенции  вправе
приносить  в  вышестоящий  суд апелляционное,   частное  и  в  порядке
надзора представление на судебные акты.  Помощник прокурора,  прокурор
управления,  прокурор  отдела может приносить представление только  по
делу,  в рассмотрении которого он участвовал.
    Прокурор  вправе  в пределах своей компетенции истребовать из суда
любое   дело   или  категорию  дел,  по  которым  решение,   приговор,
определение или постановление вступили в законную силу.
    Представление   на  решение  судьи  по  делу  об  административном
правонарушении   может  быть  принесен  прокурором  города,    района,
вышестоящим прокурором и их заместителями.
    (В редакции Закона КР от 13 ноября 2000 года N 85)

    Статья 29. Отзыв представления

    Представление на  решение,  приговор,  определение и постановление
суда   до   начала  рассмотрения  его  судом  может    быть    отозван
прокурором, принесшим представление, либо вышестоящим прокурором.
    (В редакции Закона КР от 13 ноября 2000 года N 85)

    Статья 30. Представление прокурора о даче судам руководящих
                              разъяснений

    Генеральный  прокурор  вправе  вносить  на  рассмотрение   Пленума
Верховного  суда  Кыргызской  Республики представление  о  даче  судам
руководящих    разъяснений   по  вопросам   применения   законов   при
рассмотрении   гражданских  и  уголовных  дел,   об   административных
правонарушениях  и  принимать участие в его обсуждении.

                                Глава 4
                Надзор за соблюдением законов в местах
     содержания задержанных, в местах предварительного заключения,
          при исполнении наказания и иных мер принудительного
                     характера, назначаемых судом

    Статья 31. Содержание и задачи надзора

    Прокурор осуществляет надзор:
    за  законностью  нахождения  лиц в местах содержания  задержанных,
за   исполнением   наказаний   в   отношении   осужденных   и   мерами
процессуального принуждения, за исключением мер, принятых  по  решению
суда;
    за      соблюдением      установленного     исправительно-трудовым
законодательством  порядка  и  условий  содержания   лиц  в  названных
учреждениях, их прав;
    за  законностью  исполнения наказания, не  связанного  с  лишением
свободы.

    (В редакции Закона КР от 25 июня 2007 года №91)


    Статья 32. Полномочия прокурора

    Осуществляя  надзор  за  исполнением  законов,  прокурор    вправе
посещать  без  досмотра  в любое время места, указанные  в  статье  31
настоящего Закона;
    опрашивать   задержанных,   арестованных,   осужденных   и    лиц,
подвергнутых мерам принудительного характера, назначаемым судом;
    знакомиться   с  документами,  на  основании  которых   эти   лица
задержаны, арестованы, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного
характера;
    проверять  соответствие  законодательству приказов, распоряжений и
постановлений  администраций  учреждений,  указанных   в   статье   31
настоящего Закона, и опротестовывать их в случае противоречия  Закону,
требовать  объяснений  от  должностных   лиц.   Принесение    протеста
приостанавливает действие акта до его рассмотрения;
    отменять  дисциплинарные  взыскания, наложенные в нарушение закона
на  лиц,  содержащихся  под стражей, а также  отбывающих  наказание  в
местах   лишения   свободы,   немедленно    освобождать    их    своим
постановлением   из  штрафного изолятора,  помещения  камерного  типа,
карцера, дисциплинарного изолятора.
    Прокурор   обязан  немедленно  освободить  своим    постановлением
каждого,  подвергнутого  задержанию  с  нарушением  закона  или  мерам
принудительного характера, кроме мер, принятых судом.
    (В редакции Закона КР от 25 июня 2007 года №91)


    Статья 33. Обязательность исполнения постановлений и требований
                               прокурора

    Постановления  и  требования  прокурора  относительно   исполнения
установленных  законом  порядка  и  условий  содержания   задержанных,
арестованных,  осужденных к лишению свободы и иным мерам наказания,  а
равно   лиц,  к  которым  применены  меры  принудительного  характера,
подлежат  обязательному исполнению администрацией, а  также  органами,
исполняющими  приговоры  судов в отношении  лиц,  осужденных  к  мерам
наказания, не связанным  с лишением свободы.

                     IV. Кадры органов прокуратуры

    Статья 34. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на
                  должности прокуроров и следователей

    На  должность Генерального прокурора назначаются лица не моложе 40
лет   и   не  старше  65  лет,  имеющие  стаж  работы  по  юридической
специальности не менее 15 лет.
    На  должности  заместителей  Генерального  прокурора,   прокуроров
областей,  города Бишкека, а также военного прокурора назначаются лица
не  моложе  35  лет  и  не  старше 60 лет, имеющие  стаж   работы   по
юридической  специальности   не менее 10 лет,  а  прокуроров  городов,
районов  и  приравненных к ним прокуроров, - лица не  моложе  30  лет,
имеющие такой же стаж работы не менее 5 лет.
	Прокурорами и следователями могут быть граждане Кыргызской Респуб-
лики, имеющие  высшее  юридическое образование, обладающие необходимыми
профессиональными и  моральными качествами, пригодные по состоянию здо-
ровья для  работы в органах прокуратуры , не имеющие гражданства иност-
ранного государства и ранее не судимые за уголовные
преступления, независимо  от  того  погашена или снята судимость. Лица,
впервые назначаемые на должности, принимают присягу.
    Прокурорами  и  следователями  назначаются  граждане    Кыргызской
Республики,   имеющие   высшее  юридическое  образование,   обладающие
необходимыми профессиональными и моральными качествами,  пригодные  по
состоянию  здоровья   для работы в органах прокуратуры;  лица  впервые
назначаемые на должности принимают Присягу.
    Лица,   окончившие  юридические  заведения  и  не  имеющие   опыта
практической  работы  по специальности, проходят в органах прокуратуры
стажировку  в  течение  года,  на них распространяются  все  права   и
обязанности соответствующего работника прокуратуры.
    Генеральный  прокурор имеет право сократить  срок  стажировки  или
освободить от стажировки.
    Прокуроры    и   следователи  подлежат   аттестации   в   порядке,
определяемом  Положением  о  порядке  прохождения  службы  в   органах
прокуратуры  Кыргызской Республики.
	(В редакции Законов КР от 21 июля 2008 г. № 161,
	29  декабря 2008 года № 272)


    Статья 35. Ограничения деятельности прокуроров

    Прокуроры  не могут быть членами выборных или иных государственных
органов.   В   органах   прокуратуры  не   допускается   создание    и
деятельность политических партий и их организаций.
    Занятие     предпринимательской     деятельностью,     а     также
совместительство  службы в органах прокуратуры с  другой  оплачиваемой
работой  не  допускается,  за исключением  научной,  педагогической  и
творческой деятельности.

    Статья 36. Классные чины работников органов прокуратуры

    1. Работникам органов прокуратуры присваиваются в  соответствии  с
занимаемыми ими должностями и стажем работы классные чины.
    2.  Порядок  присвоения классных чинов определяется  Положением  о
порядке   прохождения   службы   в  органах   прокуратуры   Кыргызской
Республики.

    Статья 37. Неприкосновенность прокуроров и следователей

    Уголовное   дело,   а   также  производство  об   административном
правонарушении  в  отношении  прокурора  и  следователя   могут   быть
возбуждены  только  с согласия вышестоящего прокурора, за  исключением
случаев возбуждения дела судом.
    Не  допускается  привод, личный досмотр прокурора и следователя, а
также   досмотр  их  вещей  и  используемого  ими  транспорта,   кроме
случаев, когда последние застигнуты на месте преступления.
    В  целях  обеспечения  личной безопасности в связи  с  выполнением
служебных    обязанностей   и   для  пресечения  преступных  действий,
прокурор   и   следователь  вправе  иметь,  носить  и   применять    в
установленном  законом порядке табельное оружие.

    Статья 38. Поощрение и ответственность работников прокуратуры

    Порядок  поощрения  и привлечения к дисциплинарной ответственности
работников   прокуратуры   устанавливается   Положением   о    порядке
прохождения службы в органах прокуратуры Кыргызской Республики.
    Работники прокуратуры несут ответственность за свои противоправные
действия   или   бездействия   в  соответствии   с   законодательством
Кыргызской Республики.

    Статья 39. Материальное и социальное обеспечение работников
                              прокуратуры

    Заработная   плата   работников прокуратуры,  сотрудников  научных
учреждений   прокуратуры,   учреждений  по   повышению    квалификации
работников  прокуратуры  состоит  из  должностного оклада,  доплат  за
классный  чин и выслугу лет. Размеры и порядок начисления  доплат   за
классные   чины   и  выслугу  лет определяются  Положением  о  порядке
прохождения службы в органах прокуратуры Кыргызской Республики.
    Лица,   которым   присваиваются  классные   чины,   обеспечиваются
бесплатным   форменным  обмундированием  в  порядке  и   по    нормам,
устанавливаемым  Положением  о порядке прохождения  службы  в  органах
прокуратуры Кыргызской Республики.
    Оперативным  работникам  прокуратуры  предоставляются    ежегодные
отпуска   продолжительностью  30  рабочих  дней  с  оплатой  стоимости
проезда к месту отдыха и обратно в пределах республики. В соответствии
с   Положением  о  порядке прохождения службы  в  органах  прокуратуры
Кыргызской Республики с учетом выслуги лет отпуск может быть  увеличен
до 45 суток.
    Порядок и размеры пенсионного обеспечения работников прокуратуры и
членов    их   семей   устанавливаются  законодательством   Кыргызской
Республики.
    Прокуроры и следователи имеют право  по  служебному  удостоверению
бесплатно  пользоваться  на  территории  Кыргызской  Республики  всеми
видами  общественного  транспорта городского, пригородного и  местного
сообщения  (кроме такси), а в сельской местности - также  и   попутным
транспортом;  при  направлении  в  служебные  командировки  пользуются
правом  бронирования  и  получения вне очереди  мест  в  гостиницах  и
приобретения проездных документов на все виды транспорта.

    Статья 40. Меры правовой и социальной защиты работников органов
                              прокуратуры

    Оперативные  работники органов прокуратуры и  члены  их  семей,  а
также их имущество находятся под защитой государства.
    Жизнь  и  здоровье  работников  прокуратуры в обязательном порядке
подлежат   государственному   социальному   страхованию   из   средств
республиканского бюджета на сумму десятилетнего денежного содержания.
    В случае увечья или инвалидности, полученных в связи с исполнением
служебных   обязанностей,  работники прокуратуры  получают  ежемесячно
компенсацию  в  виде разницы между назначенной пенсией  и   заработной
платой  по  последнему месту работы, а также единовременное пособие  в
размере   от   годового   до   пятилетнего  денежного   содержания   в
зависимости от степени утраты трудоспособности.
    В  случае  гибели  работника прокуратуры в  связи  с   исполнением
служебных  обязанностей, семье погибшего выплачивается  единовременное
пособие   в   размере  десятилетнего денежного содержания.  За  семьей
погибшего  сохраняется  право  на  получение  благоустроенного  жилого
помещения  на  условиях и основаниях, которые имели  место  на  момент
гибели работника.

              V. Иные вопросы организации и деятельности
                          органов прокуратуры

    Статья 41. Научные и другие учреждения и организации прокуратуры
                         Кыргызской Республики

    Генеральная  прокуратура  может  создавать учреждения по повышению
квалификации   работников   прокуратуры    и    научные    учреждения,
выпускать специальные издания.
    При  Генеральной  прокуратуре  действует научно-методический Совет
для  рассмотрения  предложений по улучшению  организации  деятельности
органов прокуратуры.

    Статья 42. Статистическая отчетность

    Генеральная     прокуратура    совместно    с    заинтересованными
министерствами   и  ведомствами  разрабатывает  систему   и   методику
статистической    отчетности    о   работе   дознания,   следствия   и
прокурорском надзоре за соблюдением законов, действующих на территории
Кыргызской   Республики,   а   также  устанавливает   единый   порядок
формирования   и   представления  отчетности  в  органах   прокуратуры
Кыргызской Республики.

    Статья 43. Финансирование и материально-техническое обеспечение
                          органов прокуратуры

    Финансирование   и  материально-техническое  обеспечение   органов
прокуратуры   осуществляется   за  счет    средств    республиканского
бюджета,   а  также  за счет иных предусмотренных  Законом  источников
финансирования.
    Правительство   Кыргызской  Республики,  местные   государственные
администрации  обязаны  обеспечивать  бесплатно  расположенные  на  их
территории органы прокуратуры соответствующими служебными помещениями.
    В   порядке,  определяемом Правительством  Кыргызской  Республики,
органам  прокуратуры предоставляется право на получение 30   процентов
денежных   средств,  в том числе в иностранной валюте,  от  реализации
обращенного в доход государства имущества и других ценностей,  изъятых
ими в уголовно-процессуальном порядке.
    В  порядке,  установленном Правительством  Кыргызской  Республики,
органы   прокуратуры  имеют  преимущественное  право  на  приобретение
изъятого   и    конфискованного  на  законных   основаниях   имущества
юридических и физических лиц, для использования в работе.

    Статья 44. Печать органов прокуратуры

    Органы прокуратуры имеют  печать  с  изображением Государственного
герба Кыргызской Республики и своим наименованием.

    Статья 45. Разъяснение понятия "прокурор"

    Под  термином  "прокурор"  в настоящем  Законе  следует  понимать:
Генерального  прокурора, его заместителей, всех нижестоящих прокуроров
и   их   заместителей,  начальников  управлений  и  отделов,   старших
помощников,  помощников, старших прокуроров и прокуроров управлений  и
отделов,  действующих в пределах своей компетенции.

    Президент Кыргызской Республики                         А.Акаев