УТРАТИЛ СИЛУ
в соответствии с Законом КР
от 1 августа 2003 года №167
г.Бишкек от 27 февраля 1992 года N 765-ХII
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КЫРГЫЗСТАН
Об охране труда
(В редакции Закона КР от 26 декабря 1998 года N 156)
(Введен в действие постановлением Верховного Совета
Республики Кыргызстан от 27 февраля 1992 года N 766-ХII)
("Ведомости Верховного Совета Республики Кыргызстан"
1992 год N 4/1, cт.152)
Раздел I. Общие положения
Раздел II. Обеспечение охраны труда
Раздел III. Гарантии при реализации права на охрану труда
Раздел IV. Организация надзора и контроля за соблюдением
законодательных и иных актов по охране труда
Раздел V. Ответственность за нарушение законодательных и иных
нормативных актов по охране труда
Настоящий Закон направлен на обеспечение охраны труда в Республике
Кыргызстан.
Раздел I
Общие положения
Статья 1. Право на охрану труда в Республике Кыргызстан
Граждане Республики Кыргызстан имеют право на охрану труда, защиту
своей жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности.
Статья 2. Понятие охраны труда
Охрана труда представляет собой действующую на основании
соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актов
систему социально-экономических, организационно-технических,
санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических мероприятий и
средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и
работоспособности человека в процессе трудовой деятельности.
Статья 3. Законодательство об охране труда
Законодательство об охране труда состоит из настоящего Закона,
Трудового кодекса Кыргызской Республики и других законодательных
актов Республики Кыргызстан, а также международных нормативных
правовых актов, ратифицированных Республикой Кыргызстан.
Статья 4. Сфера действия законодательства об охране труда
Действие законодательства об охране труда распространяется на все
предприятия, кооперативы, артели, фермерские (крестьянские) хозяйства
и другие организации (в дальнейшем именуются - предприятия) независимо
от форм собственности и видов деятельности, находящиеся на территории
Республики Кыргызстан, на граждан Республики Кыргызстан, иностранных
граждан и лиц без гражданства (в дальнейшем именуются - граждане),
состоящих с ними в трудовых отношениях независимо от вида заключенного
трудового договора, предпринимателей, членов кооперативов и артелей;
студентов высших профессиональных и средних профессиональных учебных
заведений, учащихся начальных профессиональных учебных заведений и
общеобразовательных учреждений, занятых в учебном процессе,
проходящих производственную практику и привлекаемых к выполнению
строительных, сельскохозяйственных и других работ; военнослужащих,
привлекаемых для работы на предприятиях; лиц, отбывающих наказание по
приговору суда, в период их работы на предприятиях исправительно-
трудовых учреждений или предприятиях, определяемых органами,
ведающими исполнением приговоров; участников других видов трудовой
деятельности, организуемой в интересах общества и государства.
Статья 5. Основные принципы государственной политики в области
охраны труда
Государственная политика в области охраны труда предусматривает
единство действий органов исполнительной власти, местного
самоуправления и нанимателей Кыргызской Республики по улучшению
условий, охраны труда, предупреждению производственного травматизма,
профессиональных заболеваний, отравлений и основываются на следующих
принципах:
- приоритета жизни и здоровья работника по отношению к результатам
производственной деятельности предприятия;
- координации деятельности в области охраны труда с другими
направлениями социальной и экономической политики, с деятельностью в
области охраны окружающей среды;
- установления единых требований в области охраны труда для всех
предприятий, независимо от форм собственности и хозяйствования;
- осуществления независимого и действенного надзора и контроля за
повсеместным выполнением требований охраны труда на предприятиях;
- формирования и реализации экономического механизма,
стимулирующего заинтересованность предприятий и работников в
соблюдении требований безопасности, гигиены труда и производственной
среды;
- разработки и реализации национальных программ по охране труда,
финансирования научно-исследовательских и проектно-конструкторских
работ в области повышения безопасности труда, стимулирования
разработки и внедрения безопасной техники, технологии и средств защиты
работающих;
- участия государства в финансировании охраны труда, проведении
налоговой политики, способствующей созданию здоровых и безопасных
условий труда на предприятиях, экономической заинтересованности
нанимателей в обеспечении здоровых и безопасных условий труда на
предприятиях;
- бесплатного обеспечения работников специальной одеждой, обувью и
другими средствами индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим
питанием;
- обязательности расследования и учета каждого несчастного случая
и профессионального заболевания, отравления на производстве и на
этой основе разработки и осуществления мер, исключающих их причины, а
также информирование населения об уровнях производственного
травматизма и профессиональной заболеваемости;
- социальной защиты интересов работников, пострадавших от
несчастных случаев на производстве или получивших профессиональное
заболевание;
- подготовки специалистов по охране труда в высших и
профессиональных и средних профессиональных учебных заведениях;
- всемерной поддержки деятельности профсоюзов, других общественных
объединений и организаций, предприятий и отдельных лиц, направленной
на обеспечение охраны труда;
- международного сотрудничества при решении проблем охраны труда.
Статья 6. Государственное управление охраной труда
Государственное управление охраной труда в Республике Кыргызстан
осуществляется Правительством Республики Кыргызстан, местными
государственными администрациями, органами местного самоуправления и
специально уполномоченными на то государственными органами.
Правительство Республики Кыргызстан проводит единую
государственную политику в области охраны труда, определяет функции
министерств и ведомств, органов самоуправления, других органов и
организаций, координирует и контролирует их деятельность по
обеспечению здоровья и безопасных условий труда.
Местные государственные администрации и органы местного
самоуправления обеспечивают реализацию государственной политики в
области охраны труда в пределах своей компетенции и соответствующей
территории, создают целевые фонды охраны труда, осуществляют контроль
за соблюдением законодательства по охране труда.
Функции специально уполномоченных государственных органов надзора
в управлении охраной труда определяются положениями об их
деятельности.
Статья 7. Участие общественных организаций в разработке и принятии
решений по проблемам охраны труда
Наниматели, специалисты, граждане могут объединяться в ассоциации
и другие общественные организации для решения проблем охраны труда,
которые действуют в соответствии с законодательством Республики
Кыргызстан об общественных объединениях.
Органы исполнительной власти и местного самоуправления, органы
надзора, а также наниматели оказывают всемерную помощь и поддержку
этим объединениям и организациям и учитывают разработанные ими
предложения и рекомендации при выработке и принятии решений по
вопросам обеспечения охраны труда.
Статья 8. Охрана труда при выполнении международных договоров или
соглашений на выполнение работ за рубежом с участием
нанимателей или граждан Республики Кыргызстан
При выполнении нанимателями и гражданами Республики Кыргызстан
работ за рубежом на основе международных договоров или соглашений
применяются предусмотренные в них требования по охране труда, если не
оговорено иное.
Раздел II
Обеспечение охраны труда
Статья 9. Разработка и соблюдение требований по охране труда
Органы исполнительной власти и надзора с участием соответствующих
профессиональных союзов разрабатывают и принимают научно-
обоснованные нормативные акты по охране труда, устанавливающие уровни
требований по безопасности, гигиене труда и производственной среде,
обязательные для соблюдения всеми предприятиями.
Нормативные акты по охране труда подлежат пересмотру по мере
внедрения достижений науки и техники, которые обеспечивают улучшение
безопасности, гигиены труда и производственной среды.
Статья 10. Обеспечение требований охраны труда при проектировании,
строительстве и эксплуатации предприятий и объектов
Проектирование, строительство и реконструкция производственных
зданий и сооружений, разработка и выпуск средств производства,
внедрение технологий, в том числе приобретенных за рубежом, не
отвечающих требованиям стандартов, правил и норм по охране труда, не
допускаются.
Ни одно новое или реконструируемое предприятие, объект, средство
производства не могут быть приняты и введены в эксплуатацию, если
они не имеют разрешения органов, осуществляющих государственный
надзор и контроль за охраной труда.
Работа предприятия или его подразделений, эксплуатация средств
производства, не отвечающих требованиям безопасности труда и
создающих угрозу здоровью или жизни людей, подлежит приостановке
полномочными органами в порядке, установленном законодательством
Республики Кыргызстан, до проведения их в соответствие с требованиями
безопасности труда.
Требования безопасности труда включают в себя: рациональное
использование территории и производственных помещений, правильную
эксплуатацию оборудования и организацию технологических процессов,
защиту работающих от воздействия вредных условий труда, содержание
производственных помещений и рабочих мест в соответствии с санитарно-
гигиеническими нормами и правилами, устройство санитарно-бытовых
помещений.
Статья 11. Подготовка специалистов по охране труда
Государство обеспечивает подготовку и переподготовку в высших
профессиональных и средних профессиональных учебных заведениях
специалистов для работы в службах охраны труда с учетом особенностей
производств различных отраслей экономики.
Охрана труда как специальная дисциплина должна преподаваться в
высших профессиональных, средних профессиональных и начальных
профессиональных учебных заведениях, общеобразовательных учреждениях
и учебных заведениях системы повышения квалификации работников.
Статья 12. Финансирование охраны труда
Финансирование охраны труда осуществляется как государством, так и
за счет нанимателей.
Бюджетные ассигнования на охрану труда (средств республиканского и
местных бюджетов), выделяемые в соответствующих бюджетах
отдельной строкой, используются для содержания органов управления
охраной труда, финансирования научно-исследовательских работ,
выполнения государственных целевых программ по охране труда.
Наниматель ежегодно выделяет на охрану труда необходимые средства
в объеме, определяемом коллективным договором. Работники предприятий
не несут каких-либо дополнительных расходов на эти цели.
Наниматели вправе создавать фонды по охране труда за счет прибыли
(доходов) от их хозяйственной, коммерческой, внешнеэкономической и
иной деятельности, кредитов, а также других источников.
Фонды охраны труда могут создаваться на республиканском и местном
уровнях. Порядок их образования и расходования определяется
Правительством Республики Кыргызстан с участием соответствующих
профсоюзных органов или иных объединений работников.
Статья 13. Обеспечение здоровых и безопасных условий труда на
предприятиях
На всех предприятиях должны быть созданы здоровые и безопасные
условия труда. Обеспечение здоровых и безопасных условий труда и их
совершенствование возлагается на нанимателя либо уполномоченное
должностное лицо нанимателя.
Взаимные обязательства нанимателя и работников по обеспечению
здоровых и безопасных условий труда на предприятии предусматриваются
трудовым договором (контрактом).
В производствах с вредными и опасными условиями труда, а также на
работах, производимых в особых температурных условиях или связанных
с загрязнениями, работникам выдаются бесплатно лечебное питание,
молоко, специальная одежда, специальная обувь и другие средства
индивидуальной защиты, моющие и дезинфицирующие средства в
соответствии с установленными нормами и коллективными договорами.
Статья 14. Обеспечение экономической заинтересованности
нанимателей в создании здоровых и
безопасных условий труда
За необеспечение требований по охране труда наниматели отчисляют
средства на цели социального страхования от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний по повышенным тарифам,
которые периодически пересматриваются в зависимости от состояния
условий труда, опасности, вредности и тяжести выполняемых работ.
Основанием для установления и пересмотра тарифов является
заключение Государственной инспекции труда при Министерстве труда и
социальной защиты Кыргызской Республики, согласованное с
соответствующими межпрофсоюзными или республиканскими отраслевыми
объединениями профсоюзов.
Нанимателям предоставляются предусмотренные законодательством
Кыргызской Республики льготы за разработку и внедрение безопасных и
безвредных технологий, техники, средств коллективной и индивидуальной
защиты, приборов контроля производственной среды и средств
дозиметрии, а также на приобретаемые за рубежом средства охраны
труда.
Законодательством Республики Кыргызстан, решениями местных
государственных администраций и органов местного самоуправления могут
быть установлены и другие экономические льготы по охране труда.
Статья 15. Службы охраны труда на предприятиях
На предприятиях с численностью работающих 50 и более человек
создаются службы по охране труда из числа лиц, имеющих высшее
техническое образование или специальную подготовку по охране труда. На
предприятиях с меньшей численностью работающих, на которых службы
охраны труда не создаются, эти функции выполняют их руководители.
В зависимости от численности работающих, степени опасности и
вредности производства создаются группы, бюро, отделы, управления по
охране труда.
По своему статусу служба охраны труда приравнивается к основным
службам предприятия, а ее руководитель - к заместителю руководителя.
Служба охраны труда контролирует соблюдение всеми работниками
предприятия правил и норм безопасности, гигиены труда и
производственной среды. Ее специалисты имеют право выдавать
руководителям структурных подразделений обязательные для исполнения
предписания об устранении выявленных нарушений этих правил и норм,
приостанавливать работу производств, участков, машин, механизмов и
другого оборудования в случае нарушений, создающих угрозу жизни или
здоровью работающих, получать от должностных лиц необходимые
сведения, объяснения, документацию и пояснения по вопросам, входящим
в компетенцию службы охраны труда, вносить представления руководителям
предприятия о привлечении к ответственности лиц, нарушивших
законодательство по охране труда.
Специалисты служб охраны труда не могут привлекаться к выполнению
работ, не относящихся к их должностным обязанностям.
Статья 16. Социальное страхование работников предприятий от
несчастных случаев и профессиональных заболеваний,
связанных с трудовой деятельностью
Работники предприятий подлежат обязательному социальному
страхованию от несчастных случаев, профессиональных заболеваний и
отравлений, связанных с трудовой деятельностью, в порядке и на
условиях, определяемых законодательством республики.
Статья 17. Государственная статистическая отчетность
по охране труда
Наниматели обязаны предоставлять в органы статистики и органы
государственного надзора и контроля за охраной труда утвержденную
государственную статистическую отчетность о состоянии условий, охраны
труда и производственного травматизма.
Обобщенную информацию органы статистики направляют безвозмездно
органам государственного управления и надзора, а также
соответствующим профсоюзным органам.
Раздел III
Гарантии при реализации права на охрану труда
Статья 18. Гарантии права на охрану труда при приеме на работу
Условия трудового договора должны соответствовать требованиям
законодательных и иных нормативных актов по охране труда.
Прием граждан на работу, противопоказанную им по состоянию
здоровья, не допускается.
При приеме на работу с заведомо высоким уровнем потенциального
риска возникновения профессионального заболевания или отравления
наниматель обязан предупредить от этом работника и заключить с ним
трудовой договор, где оговорить перевод на другую работу с
сохранением среднего заработка в случае возникновения соматического
заболевания, подтвержденного медицинским заключением.
Статья 19. Обязательные медицинские осмотры
Работники, занятые на тяжелых работах, высокогорных работах (на
высоте 2500 м и более) и на работах с вредными условиями труда, в
том числе на подземных работах, на работах, связанных с движением
транспорта и выполняемых вахтовым методом, государственные служащие
аппарата проходят обязательные предварительные - при поступлении на
работу и периодические (в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские
осмотры для определения пригодности к поручаемой работе и
предупреждения профессиональных заболеваний.
Работники предприятий пищевой промышленности, общественного
питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-
профилактических и детских учреждений, а также некоторых других
предприятий, учреждений, организаций проходят указанные медицинские
осмотры в целях охраны здоровья населения.
Для указанных в данной статье работников обязательные осмотры
проводятся за счет средств нанимателя.
При уклонении работников от прохождения осмотров или невыполнении
ими рекомендаций, выдаваемых врачебными комиссиями по результатам
проведенных обследований, наниматель вправе привлечь работника к
дисциплинарной ответственности или не допускать его к работе.
Правила проведения медицинских осмотров определяются
Правительством Кыргызской Республики.
Статья 20. Гарантия права на охрану труда в процессе
трудовой деятельности
Наниматель обязан обеспечивать на предприятии выполнение
требований стандартов, правил по охране труда и санитарно-
гигиенических норм, периодически проводить аттестацию рабочих мест,
внедрять современные средства охраны труда, предотвращающие
производственный травматизм и возникновение профессиональных
заболеваний, а также обязательств, предусмотренных коллективным
договором и соглашением.
При отсутствии в нормативных документах по охране труда
требований, соблюдение которых необходимо для обеспечения безопасных
условий труда на определенных участках производства, наниматель
принимает по согласованию с профсоюзным комитетом меры,
обеспечивающие безопасность работ.
Работники предприятий обязаны соблюдать требования стандартов,
правил, норм и инструкций по охране труда, установленные
соответствующими законодательными и нормативными актами, коллективными
договорами и соглашениями.
В случае приостановки полномочными органами в установленном
порядке работы предприятий, их подразделений и оборудования, не
отвечающих требованиям безопасности труда, до устранения нарушений за
работниками сохраняются место работы (должность) и средняя заработная
плата.
При обнаружении у работника профессионального заболевания до
истечения трудового договора наниматель на основании медицинского
заключения должен перевести его на другую работу с сохранением
прежнего заработка до выздоровления или установления стойкой утраты
трудоспособности.
Работник имеет право отказаться от выполнения работы, явно
угрожающей его жизни или здоровью в связи с нарушением
законодательства Кыргызской Республики о труде, одновременно сообщив
об этом нанимателю.
Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения
непосредственной опасности для его жизни или здоровья либо от
выполнения тяжелых работ с вредными условиями или опасными условиями
труда, не предусмотренных трудовым договором, а также при
необеспечении его средствами индивидуальной защиты не влечет для
работника каких-либо последствий.
Статья 21. Обучение и инструктирование работников по охране труда
Для всех вновь поступающих, а также переводимых на другую работу
работников наниматель обязан проводить инструктаж по охране труда,
организовать обучение безопасным приемам выполнения работ и оказанию
первой помощи пострадавшим от несчастных случаев.
Для работников, поступающих на работу в производства с повышенной
опасностью, или на работу, где требуется профессиональный отбор,
проводится предварительное обучение по охране труда со сдачей
экзаменов и с последующей периодической переаттестацией.
Все работники предприятий, включая нанимателей, обязаны проходить
обучение, инструктирование, проверку знаний и переаттестацию в
порядке, установленном государственным стандартом по безопасности
труда и органами государственного надзора.
Допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке
обучение, инструктирование и проверку знаний по охране труда,
запрещается.
Статья 21-1. Инструкции по охране труда, обязательные
для работников
Работники обязаны соблюдать инструкции по охране труда,
устанавливающие правила выполнения и проведения работ в
производственных (служебных) помещениях и на строительных площадках.
Такие инструкции разрабатываются и утверждаются нанимателем после
консультаций с профсоюзом или иным представительным органом
работников предприятия.
Министерствами, ведомствами после консультаций с отраслевыми
республиканскими объединениями профсоюзов или иными представительными
органами, а в необходимых случаях и с соответствующими органами
государственного надзора могут утверждаться типовые инструкции по
охране труда для работников основных профессий.
Работники обязаны также соблюдать установленные требования
обращения с машинами и механизмами, пользоваться выдаваемыми им
средствами индивидуальной защиты.
Статья 22. Охрана труда женщин
Запрещается применение труда женщин на тяжелых работах, работах с
вредными условиями труда, подземных работах, кроме работ по
санитарному и бытовому обслуживанию, а также на работах, связанных с
подъемом и перемещением тяжестей вручную.
В случае привлечения женщин к работе, связанной с подъемом и
перемещением тяжестей, наниматель обязан предусмотреть для
транспортировки грузов средства механизации и автоматизации, другие
приспособления.
Применение труда беременных женщин на работах, связанных с
подъемом и перемещением тяжестей вручную, запрещается. Беременным
женщинам в соответствии с медицинским заключением предоставляется
более легкая работа с сохранением средней заработной платы на все
время перевода.
Все женщины принимаются на работу только после предварительного
медицинского осмотра и в дальнейшем подлежат обязательному
ежегодному медицинскому осмотру за счет нанимателя.
Женщины, имеющие детей в возрасте от 3 до 8 лет, могут
привлекаться к ночным и сверхурочным работам, работе в выходные дни
только с их согласия. Женщины, имеющие детей в возрасте от 3 до 14
лет, направляются в командировку только с их согласия.
Список тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, на
которых запрещается применение труда женщин, утверждается
Правительством Кыргызской Республики.
Статья 22-1. Охрана труда лиц моложе 18 лет
Запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах
и работах с вредными или опасными условиями труда, подземных, а
также на работах, выполнение которых может причинить вред их
нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре, в
производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными
изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).
В случае привлечения лиц моложе 18 лет к работе, связанной с
подъемом и перемещением тяжестей, наниматель обязан предусматривать
для транспортировки грузов средства механизации и автоматизации,
другие приспособления.
Лица моложе 18 лет не могут быть допущены к работе на машинах,
механизмах, оборудовании, не имеющих сертификата безопасности.
Работники моложе 18 лет не могут привлекаться к работам в ночное
время, к сверхурочным работам и направляться в командировку без их
согласия.
Все лица моложе 18 лет принимаются на работу только после
предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения
18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру.
Обязательные медицинские осмотры лиц моложе 18 лет проводятся
ежегодно в рабочее время с сохранением заработной платы за счет
средств нанимателя.
Список работ, на которых запрещается применение труда для лиц
моложе 18 лет, утверждается Правительством Кыргызской Республики.
Статья 23. Особенности регулирования отношений в области охраны
труда для отдельных категорий работников
Особенности регулирования отношений в области охраны труда для
иностранных граждан, работающих по договорам в Республике Кыргызстан,
и для граждан Республики Кыргызстан, работающих за границей,
устанавливаются соглашениями заинтересованных сторон.
Статья 24. Право на информацию о состоянии условий и охраны труда
Наниматель при поступлении работников на работу и периодически не
реже одного раза в год обязана информировать их о состоянии условий
и охраны труда, аварийности, травматизма, профессиональной
заболеваемости, полагающихся им льготах и компенсациях, средствах
индивидуальной защиты и принимаемых мерах по обеспечению здоровья и
безопасных условий труда.
Органы исполнительной власти и местного самоуправления
систематически информируют население регионов и трудящихся отраслей о
выполнении целевых программ по охране труда, состоянии травматизма,
аварийности и профессиональной заболеваемости.
На республиканском уровне данные о состоянии охраны труда
доводятся до сведения населения органами статистики через
информационные службы.
Орган, предоставивший информацию, несет ответственность за ее
полноту и достоверность.
Раздел IV
Организация надзора и контроля за соблюдением законодательных
и иных нормативных актов по охране труда
Статья 25. Государственный надзор и контроль за соблюдением
законодательных и иных нормативных актов
по охране труда
Государственный надзор и контроль за соблюдением законов и иных
нормативных правовых актов о труде и охране труда осуществляют
Государственная инспекция труда при Министерстве труда и социальной
защиты Кыргызской Республики и подведомственные ей государственные
инспекции труда областей и городов.
Государственный надзор за соблюдением законодательства Кыргызской
Республики о труде и правил по безопасному ведению работ в
отдельных отраслях промышленности, энергетики и на некоторых объектах
осуществляют (наряду с Государственной инспекцией труда) специально
уполномоченные органы, государственные надзоры.
Работники государственных органов надзора несут ответственность за
неправильное и некачественное выполнение своих обязанностей в
установленном порядке.
Статья 25-1. Государственная инспекция труда (Госинспекция
труда) Кыргызской Республики
Государственная инспекция труда (Госинспекция труда) при
Министерстве труда и социальной защиты Кыргызской Республики является
органом государственного контроля и надзора за соблюдением
законодательства Кыргызской Республики о труде, правил по охране
труда и технике безопасности, стандартов и норм безопасности труда,
производственной санитарии и гигиены труда, проведением экспертизы
условий труда.
Госинспекцию труда возглавляет главный государственный инспектор
труда, назначаемый Правительством Кыргызской Республики.
Решения Госинспекции труда, принятые в пределах предоставленных ей
полномочий, обязательны для исполнения всеми нанимателями, их
должностными лицами и работниками.
Госинспекция труда осуществляет свои функции в соответствии с
положением, утверждаемым Правительством Кыргызской Республики.
Статья 26. Недопустимость вмешательства в деятельность
по осуществлению государственного надзора и контроля
за соблюдением законодательных и иных нормативных
актов по охране труда
Вмешательство в деятельность по осуществлению государственного
надзора и контроля за соблюдением законодательных и иных
нормативных актов по охране труда запрещается.
Воздействие в какой бы то ни было форме на должностных лиц,
осуществляющих государственный надзор по охране труда, со стороны
государственных органов управления, предприятий, общественных и
политических объединений или иных должностных лиц с целью
воспрепятствования их законной деятельности влечет дисциплинарную,
административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с
законодательством Республики Кыргызстан.
Статья 27. Общественный контроль за соблюдением
законодательства Кыргызской Республики о труде
Общественный контроль за соблюдением законодательства Кыргызской
Республики о труде, договоров о труде и правил по охране труда
осуществляется профсоюзом, а также общественными инспекторами и
комиссией соответствующего выборного профсоюзного или иного
представительного органа работников предприятия, учреждения,
организации.
Общественный санитарный контроль осуществляется общественными
санитарными инспекторами на предприятиях, в учреждениях, организациях.
Статья 28. Права профессиональных союзов в осуществлении надзора
и контроля за соблюдением законодательных и иных
нормативных актов по охране труда
Профессиональные союзы Кыргызстана участвуют в осуществлении
надзора и контроля за соблюдением нанимателем законодательных и иных
нормативных актов по охране труда, для этого создают техническую
инспекцию труда, действующую по положению, утверждаемому профцентром
Республики Кыргызстан, и имеющую одинаковые права с органами
государственного надзора и контроля.
Профсоюзы участвуют в разработке и согласовании в установленном
порядке законодательных и иных нормативных актов по охране труда,
проводят независимую их экспертизу.
Представители профсоюзов участвуют в работе государственных
комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию средств
производства, зданий, сооружений и других законченных строительством и
реконструируемых объектов; в расследовании несчастных случаев на
производстве и при необходимости дают по ним заключения; проводят
проверки состояния охраны труда, выполнения мероприятий по его
улучшению, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями на
предприятиях, и по результатам вносят обязательные для исполнения
предложения об устранении выявленных нарушений.
При нарушениях нанимателем требований охраны труда, сокрытии от
учета несчастных случаев на производстве, невыполнении обязательств
по коллективному договору, проявлении бюрократизма и допущении
волокиты профсоюзные органы вправе вносить предложения о принятии
мер воздействия к виновным в государственные органы надзора и контроля
за охраной труда.
В случае возникновения непосредственной угрозы здоровью или жизни
работников профсоюзы имеют право выходить с предложением о
запрещении выпуска машин, механизмов и иной продукции
производственного назначения в связи с их несоответствием нормативным
актам по охране труда.
Профсоюзы по своей инициативе или по заявлениям работников могут
обращаться с исковыми заявлениями в суд в защиту прав на
возмещение ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья
в связи с исполнением трудовых обязанностей, и в других случаях
ущемления права работников на охрану труда.
Раздел V
Ответственность за нарушение законодательных и иных
нормативных актов по охране труда
Статья 29. Ответственность нанимателей за необеспечение
требований по охране труда
За невыполнение нормативных актов по охране труда наниматель может
быть подвергнут государственными органами по надзору и контролю за
охраной труда в Кыргызской Республике экономическим санкциям в
порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
Взысканные суммы направляются в равных долях в фонд охраны труда
этого предприятия, а также в республиканский и местные бюджеты.
В случае несогласия нанимателя с решением государственного органа
вопрос о санкциях решается в судебном порядке.
В случае сдачи в эксплуатацию сооружения с отступлениями от
требований нормативных актов по охране труда исполнитель обязан
полностью возместить ущерб по приведению сооружения в соответствие с
этими требованиями, если указанные отступления были допущены по его
вине.
При выявлении нарушений нормативных актов по охране труда при
сдаче производственных объектов, средств производства в эксплуатацию
или в период их гарантийного срока эксплуатации заказчик вправе
взыскать с заготовителя убытки в размере, равном стоимости устранения
дефектов.
Наниматели, выпускающие и поставляющие продукцию производственного
назначения, не отвечающую требованиям охраны труда, возмещают
потребителям нанесенный ущерб.
Продажа и реклама средств производства, средств индивидуальной и
коллективной защиты, в том числе приобретенных за границей, не
соответствующих установленным в Республике Кыргызстан требованиям
стандартов, правил и норм по охране труда, являются незаконными.
Прибыль, полученная предприятием в результате такой деятельности,
подлежит изъятию в бюджет (республиканский, местный).
Статья 30. Ответственность нанимателей за нарушение
законодательных и иных нормативных актов
по охране труда
Наниматели, уполномоченные должностные лица нанимателей, виновные
в нарушении законодательных и иных нормативных актов по охране
труда, подвергаются государственными органами надзора и контроля за
охраной труда административному штрафу, направляемому в фонд
охраны труда предприятий.
Порядок и условия привлечения к административной, дисциплинарной,
материальной и уголовной ответственности за нарушения
законодательства по охране труда определяются законодательством
Республики Кыргызстан.
Статья 31. Ответственность работников за нарушение требований
нормативных актов по охране труда
За нарушение требований нормативных актов по охране труда
работники предприятий привлекаются к дисциплинарной и административной
ответственности в установленном порядке.
Если действия работников, указанные в части первой настоящей
статьи, повлекли за собой тяжелые последствия, то они могут быть
привлечены и к другим видам ответственности в соответствии с
законодательством Республики Кыргызстан.
Статья 32. Материальная ответственность нанимателей за ущерб
работникам, пострадавшим на производстве
Работнику, полностью или частично утратившему трудоспособность в
результате несчастного случая на производстве или профессионального
заболевания, наниматель выплачивает единовременное пособие и
возмещает ущерб за причиненное повреждение здоровья в порядке и
размерах, установленных законодательством Республики Кыргызстан.
Размер единовременного пособия определяется коллективным договором
и должен быть назначен с учетом потери трудоспособности и
инвалидности, но не менее:
при инвалидности 3 группы - тройного среднегодового заработка
пострадавшего;
при инвалидности 2 группы - пяти среднегодовых заработков
пострадавшего;
при инвалидности 1 группы - десяти среднегодовых заработков
пострадавшего.
Наниматель компенсирует пострадавшему работнику расходы на
лечение, протезирование и другие виды медицинской и социальной помощи,
если он признан нуждающимся в них. При необходимости наниматель
обеспечивает профессиональную реабилитацию, переподготовку и
трудоустройство потерпевшего в соответствии с медицинским заключением
или возмещает расходы на эти цели.
В случае реорганизации или ликвидации предприятия выплата сумм
возмещения ущерба работнику производится правопреемником или
вышестоящей организацией, а при ее отсутствии - Социальным фондом
Кыргызской Республики.
Статья 33. Материальная ответственность нанимателя в случае
смерти работника, наступившей в результате несчастного
случая на производстве или профессионального
заболевания
В случае смерти работника, наступившей в результате несчастного
случая на производстве или профессионального заболевания,
наниматель (правопреемник, вышестоящая организация) возмещает
материальный ущерб лицам, имеющим на это право, в порядке и
размерах, установленных законодательством Республики Кыргызстан, а
также выплачивает им единовременное пособие, размер которого
устанавливается коллективным договором, но должен быть не менее
двадцати среднегодовых заработных плат погибшего.
Статья 34. Увеличение размера возмещения вреда, причиненного
трудовым увечьем
Денежные суммы в возмещение вреда, причиненного трудовым увечьем,
компенсации дополнительных расходов и единовременное пособие могут
быть увеличены по соглашению сторон или на основании коллективного
договора (соглашения).
Суммы возмещения вреда подлежат индексации с учетом инфляции в
порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
Статья 35. Граждане, имеющие право на возмещение вреда
Право на возмещение вреда имеют нетрудоспособные граждане,
состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право
на получение от него содержания, ребенок умершего, родившийся
после его смерти, а также один из родителей, супруг или другой член
семьи, если он не работает и занят уходом за детьми, братьями,
сестрами или внуками умершего, не достигшими 14 лет.
Иждивение детей предполагается и не требует доказательств.
Нетрудоспособными признаются: дети, не достигшие 18 лет, или
старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет;
мужчины, достигшие 60 лет, и женщины - 55 лет либо лица, которые
признаны в установленном порядке инвалидами.
Учащиеся в возрасте 18 лет и старше имеют право на возмещение
вреда до окончания обучения в очных учебных заведениях, но не более
чем до 23 лет.
Порядок определения сумм выплат возмещения ущерба другим лицам
определяется Трудовым кодексом Кыргызской Республики.
Статья 36. Смешанная ответственность сторон
Если грубая неосторожность потерпевшего содействовала
возникновению или увеличению вреда, то в зависимости от степени вины
потерпевшего размер возмещения может быть соответственно уменьшен.
Смешанная ответственность не применяется к дополнительным видам
возмещения вреда, выплате единовременного пособия, а также при
возмещении вреда в связи со смертью кормильца.
Статья 37. Ответственность нанимателя за вред, причиненный
здоровью работника трудовым увечьем
Наниматель обязан возместить в полном объеме вред, причиненный
здоровью работника источником повышенной опасности при исполнении
им трудовых обязанностей, если не докажет, что вред возник вследствие
непреодолимой силы либо злого умысла потерпевшего.
Если вред причинен здоровью работника вследствие непреодолимой
силы или злого умысла потерпевшего, то наниматель освобождается от
его возмещения.
Если вред причинен здоровью работника не источником повышенной
опасности, то наниматель освобождается от его возмещения, если
докажет, что вред причинен не по его вине.
В других случаях ответственность нанимателя определяется
материалами расследования несчастных случаев и профессиональных
заболеваний, а также статьями Трудового кодекса Кыргызской Республики.
Президент Республики Кыргызстан А.Акаев