Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Описание: Описание: C:\Users\User\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\fb810d25-8800-491e-9908-f81d2c7567d3\document.files\image001.jpg

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

6 марта 1992 года № 850-XII

 

О концессиях и концессионных предприятиях в Кыргызской Республики

(В редакции Закона КР
от 8 марта 2003 года № 58, 11 июня 2004 года № 73, 9 декабря 2004 года № 188,
17 октября 2008 года № 231, 30 июля 2013 года № 178) 

О введении в действие настоящего Закона см. постановление Верховного Совета Республики Кыргызстан от 6 марта 1992 года № 851-XII

 

I. Общие положения

II. Концессионные правоотношения

III. Предпринимательская деятельность концессионного предприятия

IV. Заключительные положения

 

 

Настоящий Закон регулирует экономические, организационные и правовые условия предоставления в интересах развития экономики Кыргызской Республики концессий, а также деятельность концессионных предприятий на территории республики.

(В редакции Закона КР от 9 декабря 2004 года № 188

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Понятие концессии

 

Концессия представляет собой разрешение Правительства Кыргызской Республики инвестору на осуществление определенного вида предпринимательской деятельности, связанной с представлением ему во временное пользование имущества, земли и ее недр.

(В редакции Закона КР от 9 декабря 2004 года № 188)

 

Статья 2. Законодательное регулирование концессионной деятельности

 

Общие условия концессионного договора регулируются настоящим Законом, а также Гражданским кодексом Кыргызской Республики, законами Кыргызской Республики «Об инвестициях в Кыргызской Республике», «Об общих началах разгосударствления, приватизации и предпринимательства» и другими законодательными актами, регулирующими инвестиционную и предпринимательскую деятельность на территории Кыргызской Республики.

Если международным договором установлены иные правила, чем те которые, содержатся в законодательстве Кыргызской Республики, применяются положения международного договора.

 (В редакции Закона КР от 11 июня 2004 года № 73)

Статья 3. Основные принципы концессионной деятельности

 

Основными принципами концессионной деятельности являются:

- договорной долгосрочный характер деятельности;

- конкурсный подход к выбору концессионеров;

- соблюдение действующих в Кыргызской Республики норм и правил охраны труда, природопользования и охраны окружающей среды;

- комплексное использование объекта концессионного договора.

 

Статья 4. Объекты концессионного договора

 

Объектом концессионного договора могут быть земля, ее недра, имущество, а также отдельные виды хозяйственной деятельности на определенной территории.

Объектом концессионного договора может выступать имущество акционерных обществ, в которых государство владеет не менее двумя третями акций, при условии принятия решения в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Правительством Кыргызской Республики устанавливается перечень объектов, передача которых в концессию не допускается или ограничивается.

 (В редакции Закона КР от 9 декабря 2004 года № 188)

Статья 5. Субъекты концессионных правоотношений

 

Субъектами концессионных правоотношений являются:

- концессионные органы - Правительство Кыргызской Республики, им уполномоченные или специально созданные органы, а также местная государственная администрация и местные Советы народных депутатов, действующие в пределах установленной им компетенции;

- концессионеры - государства, юридические лица и граждане, а также совместные (по законодательству Кыргызской Республики) предприятия.

 (В редакции Закона КР от 9 декабря 2004 года № 188)

Статья 6. Собственность при концессии

 

Государство уступает концессионеру правомочия владения и пользования объектами концессионного договора, оставляя за собой исключительное право распоряжения ими.

В случае передачи в концессию имущества акционерного общества в соответствии со статьей 4 настоящего Закона:

- право решающего голоса в акционерном обществе и распоряжения объектами концессионного договора сохраняется за Правительством Кыргызской Республики;

- концессионер не вправе продавать, отчуждать недвижимое имущество акционерного общества, сдавать в аренду, залог, вносить в качестве вклада (пая) в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, соответствующего решения Правительства Кыргызской Республики и общего собрания акционерного общества, за исключением активов и имущества, предусмотренных в концессионном договоре.

Продукция и доходы, полученные концессионером в результате эксплуатации объектов концессионного договора, являются его собственность.

Кыргызская Республика имеет преимущественное право на получение (приобретение) доли продукции, если условия такой передачи (покупки) удовлетворяют концессионера и достигнутая договоренность закреплена в договоре.

В собственности концессионера могут находится также не входящие в состав объектов концессионерного договора материальные и иные ценности, полученные им по основаниям, предусмотренным действующим законодательством в Кыргызской Республики или договором.

Неотделимые улучшения объектов концессионного договора, произведенные за счет концессионера, являются собственностью Кыргызской Республики. Концессионер имеет право на возмещение стоимости улучшений, произведенных с согласия концессионных органов.

 (В редакции Закона КР от 9 декабря 2004 года № 188)

Статья 7. Передача объектов концессии третьим лицам

 

Всякая передача концессионером объекта концессионерного договора третьим лицам, как полностью, так и частично, может быть произведена не иначе, как с безусловным соблюдением порядка, установленного для первоначального представления данной концессии.

Односторонняя передача концессии недействительна, не дает каких-либо прав третьим лицам и влечет за собой досрочное расторжение концессионного договора с концессионером.

 

Статья 7-1. Передача в концессию имущества акционерных обществ, в которых государство владеет не менее двумя третями акций

 

Решения о предоставлении в концессию имущества акционерных обществ, в которых государство владеет не менее двумя третями акций и имеющих стратегическое значение, принимаются Правительством Кыргызской Республики с согласия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

Правоотношения, связанные с передачей в концессию имущества акционерных обществ, в которых государство владеет не менее двумя третями акций, регулируется договорами, заключаемыми между концессионным органом, акционерным обществом и концессионером и вступающими в силу после утверждения Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.

Продление, изменение, расторжение таких договоров производятся соответственно с согласия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

Перечень объектов, имеющих стратегическое значение, утверждается Жогорку Кенешем Кыргызской Республики по представлению Правительства Кыргызской Республики при утверждении Программы разгосударствления и приватизации государственной собственности в Кыргызской Республике.

 (В редакции Закона КР от 9 декабря 2004 года № 188)

II. КОНЦЕССИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

 

Статья 8. Порядок подготовки концессионных предложений

 

Список объектов, предлагаемых для концессий, готовится уполномоченными органами в соответствии с их сферами ведения и утверждается Правительством Кыргызской Республики.

Подготовка предложений включает в себя определение точных границ объектов, состава имущественных комплексов, инвентаризацию и оценку месторождений полевых ископаемых, природных ресурсов, производственных и непроизводственных фондов.

 

Статья 9. Организация конкурсов

 

Заявки на предоставление концессий направляются инвесторами концессионным органам.

Перечень необходимых документов, прилагаемых к заявке, и порядок проведения конкурсов определяются Правительством Кыргызской Республики.

 

Статья 10. Принятие решения о предоставлении объектов для концессии и государственная регистрация концессионного предприятия

 

Решения о предоставлении объекта для концессии принимается Правительством Кыргызской Республики по итогам конкурсов, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 7-1 настоящего Закона.

Концессионеры, прошедшие по конкурсу и получившие концессию от Правительства Кыргызской Республики, приобретают право заключения концессионерного договора с концессионным органом в порядке и на условиях, определенным настоящим Законом.

Проекты концессионных договоров до государственной регистрации проходят в обязательном порядке комплексную экспертизу, назначаемую Правительством Кыргызской Республики с привлечением соответствующих специалистов.

Заключение комиссии утверждается Правительством Кыргызской Республики.

Правительство Кыргызской Республики вправе в любой момент до заключения договора отозвать свое решение в отношении включенных в перечень объектов в связи с выявлением в полученных от соискателей заявках данных, не соответствующих действительности, либо включением в концессионный договор положений, противоречащих интересам Кыргызской Республики.

Концессионное предприятие приобретает статус юридического лица со дня его государственной регистрации.

(В редакции Закона КР от 9 декабря 2004 года № 188

Статья 11. Платежи концессионера

 

Платежи концессионера подразделяются на прямые и косвенные.

Прямыми платежами являются:

- плата за концессию;

- арендная плата, размер которой устанавливается законодательством Кыргызской Республики;

- налоги, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики.

Косвенными платежами являются:

- дополнительное инвестирование в народное хозяйство Кыргызской Республики;

- предоставление концессионером льготных кредитов;

- предоставление концессионером иных льгот юридическим и физическим лицам Кыргызской Республики для развития торгово-экономического сотрудничества.

Под платой за концессию подразумевается твердая сумма в свободно конвертируемой или приравненной к ней валюте, размер которой определяется в ходе конкурса и является оценочной стоимостью концессионного объекта. Как правило, это платеж разовый и производится после государственной регистрации концессионного предприятия до начала его хозяйственной деятельности, если иное не предусмотрено договором.

 

Статья 12. Концессионный договор

 

Концессионный договор является основным документом, регламентирующим концессионные отношения между его субъектами.

В зависимости от размера капитальных вложений концессионный договор заключается соответствующими Советами народных депутатов и местной государственной администрацией или Правительством Кыргызской Республики, а также им уполномоченным или специально созданным органом.

Содержание концессионного договора включает основные и дополнительные положения.

К основным положениям относятся:

- субъекты договора;

- объекты договора;

- виды, условия, размер и порядок платежей;

- минимальный размер капиталовложений и срок их вложений;

- квоты на объем производимой продукции;

- требования по охране окружающей среды;

- перечень юридических фактов, наступление которых может повлечь изменение условий договора по требованию одной из сторон;

- порядок ликвидации предприятия;

- сроки договора;

- ответственность сторон.

Все остальные взаимные обязательства относятся к дополнительным.

 

Статья 13. Сроки действия договора

 

Концессионный договор заключается на срок от 5 до 50 лет.

 

Статья 14. Продление, изменение и расторжение концессионных договоров

 

Продление срока концессий производится по соглашению сторон и является основанием для изменения условий концессионного договора в случае необходимости.

Изменение условий концессионного договора допускается лишь по согласованию сторон. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда или при договоренности сторон в порядке третейского разбирательства, если иное не предусмотрено договором.

(В редакции Закона КР от 30 июля 2013 года № 178)

Статья 15. Полномочия концессионных органов Кыргызской Республики

 

Вопросы, связанные с заключением и исполнением концессионных договоров, являются компетенцией Правительства Кыргызской Республики Кыргызстан, им уполномоченных или специально созданных органов, а также местной государственной администрацией и местных Советов народных депутатов в зависимости от объема капитальных вложений в концессию:

- до 0,3 млн.долларов США или эквивалент в другой конвертируемой валюте - районной и городской государственной администрации и соответствующих Советов народных депутатов;

- до 0,8 млн.долларов США или эквивалент в другой конвертируемой валюте - областной и Бишкекской городской государственной администрации и соответствующих Советов народных депутатов;

- свыше 0,8 млн.долларов США или эквивалент в другой конвертируемой валюте, а также объекты находящиеся в ведении республиканских органов государственного управления - Правительством Кыргызской Республики, им уполномоченных или специально созданных органов.

Концессионные органы Кыргызской Республики:

- осуществляют контроль за соблюдением концессионером законодательства Кыргызской Республики, условий концессионного договора и требуют устранения допущенных нарушений;

- в преимущественном порядке приобретают имущество концессионера, реализуемое на территории Кыргызской Республики, при ликвидации концессионного предприятия;

- осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности концессионера посредством привлечения независимой аудиторской службы.

 

Статья 16. Права и обязанности концессионера

 

Концессионер вправе:

- открывать представительства, филиалы, отделения и создавать консорциумы в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

- самостоятельно планировать хозяйственную деятельность предприятия;

- по своему усмотрению формировать штат рабочих и служащих из числа граждан стран договаривающихся сторон и третьих стран;

- самостоятельно распоряжаться полученной продукцией и прибылями, включая безлицензированный вывоз продукции собственного производства.

Концессионер обязан:

- осуществлять хозяйственную деятельность в строгом соответствии с законодательством Кыргызской Республики и договором;

- вести оперативный бухгалтерский учет, а также оперативную отчетность результатов своей деятельности согласно законодательству Кыргызской Республики;

- в шестимесячный срок со дня окончания срока договора или его досрочного расторжения ликвидировать предприятие, передать концессионным органам имущество, переданное ему в аренду или пользование, и распорядиться собственным имуществом.

 

III. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНЦЕССИОНЕРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Статья 17. Прибыль концессионера

 

Прибыль, оставшаяся у концессионера после уплаты налогов и иных платежей, поступает в его полное распоряжение. Концессионер в соответствии с настоящим Законом, Законом «Об инвестициях в Кыргызской Республике» и договором самостоятельно определяет направления использования прибыли, включая ее перевод за границу.

Вывоз концессионером прибыли, полученной в результате реализации продукции на внутреннем рынке Кыргызской Республики, производится в соответствии с Законом «Об инвестициях в Кыргызской Республике».

 (В редакции Закона КР от 11 июня 2004 года № 73)

Статья 18. Налогообложение

 

Налогообложение концессионного предприятия производится в соответствии с налоговым законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 17 октября 2008 года № 231

Статья 19. Ввоз имущества концессионного предприятия -

Исключена Законом КР от 8 марта 2003 года № 58

Статья 20. Страхование

 

Страхование рисков концессионного предприятия производится по взаимному соглашению сторон.

Социальное страхование персонала концессионного предприятия регулируется: граждан Кыргызской Республики - нормами законодательства Кыргызской Республики, а иностранных работников - индивидуальными трудовыми контрактами с перечислением платежей в соответствующие фонды стран их постоянного проживания.

 

Статья 21. Условия найма рабочих и служащих

 

Наем рабочих и служащих производится на контрактной основе. Доля граждан Кыргызской Республики в административно-техническом персонале устанавливается соглашением сторон в концессионном договоре.

Условия деятельности граждан Кыргызской Республики и иностранных граждан в концессиях на территории Кыргызской Республики, режим их труда и отдыха, оплаты труда, социального страхования и охраны труда регулируются нормами Международной организации труда (МОТ).

 

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 22. Гарантии для концессионера

 

На концессионера распространяются все гарантии, предусмотренные Законом «Об инвестициях в Кыргызской Республике».

Вмешательство органов государственной власти и управления Кыргызской Республики в административно-хозяйственную деятельность концессионера не допускается, за исключением случаев, когда такая деятельность создает реальную угрозу жизни, здоровью населения или экологии и концессионер не выполняет требования по принятию необходимых мер для устранения угрозы.

 (В редакции Закона КР от 11 июня 2004 года № 73)

Статья 23. Ответственность сторон

 

Стороны, заключившие концессионный договор, несут за его исполнение ответственность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики и концессионным договором.

При расторжении концессионного договора в одностороннем порядке виновная сторона возмещает другой стороне убытки (включая недополученную прибыль).

 

Статья 24. Рассмотрение споров

 

Споры концессионеров с концессионными органами, органами государственной власти и управления, юридическими и физическими лицами также, как и споры между концессионерами по вопросам, связанным с их деятельностью, подлежат рассмотрению в судах (в том числе и международных), а также по соглашению сторон - в третейских судах.

(В редакции Закона КР от 30 июля 2013 года № 178)

           Президент

Кыргызской Республики

 

А. Акаев