Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском
                           УТРАТИЛ СИЛУ
        в соответствии с Законом КР от 9 января 2005 года №6

г.Бишкек
от 2 июля 1992 года N 943-XII
 
                        ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КЫРГЫЗСТАН
 
             Об охране здоровья народа в Республике Кыргызстан
 
         (В редакции Закона РК от 18 декабря 1992 года N 1091-XII,
         16 октября 2002 года № 144,11 июня 2003 года № 96
 
            (Введен в действие постановлением Верховного Совета
           Республики Кыргызстан от 2 июля 1992 года N 944-XII)
 
         (Приложение N 3 к "Свободным горам" за август 1992 года)
 
     РАЗДЕЛ I.   ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
     РАЗДЕЛ II.  ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
       Глава 1.  Права граждан в сфере охраны здоровья
       Глава 2.  Охрана материнства и детства
       Глава 3.  Донорство
       Глава 4.  Обязанности граждан в сфере охраны здоровья
     РАЗДЕЛ III. РЕСУРСЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
       Глава 5.  Финансирование государственного здравоохранения
       Глава 6.  Медицинское страхование граждан
       Глава 7.  Кадры здравоохранения
       Глава 8.  Курортные местности (климатобальнеологические факторы)
     РАЗДЕЛ IV.  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
       Глава 9.  Обеспечение экологического, санитарно-эпидемического
                 благополучия и радиационной безопасности населения
                 Республики Кыргызстан
       Глава 10. Оказание медико-санитарной помощи населению
     РАЗДЕЛ V.   ЛЕКАРСТВЕННАЯ И ПРОТЕЗНО-ОРТОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
     РАЗДЕЛ VI.  МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
     РАЗДЕЛ VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
       Глава 11. Ответственность за нарушение Закона Республики
                 Кыргызстан "Об охране здоровья народа в Республике
                 Кыргызстан"
       Глава 12. Международное сотрудничество, договоры и соглашения

    Настоящий   Закон  определяет  общие,  правовые,  экономические  и
социальные  основы  охраны  здоровья народа,  регулирует  общественные
отношения и регламентирует участие органов государственной  власти   и
управления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от  форм
собственности (в  дальнейшем  именуются  -  предприятия),  должностных
лиц   и   граждан  в  формировании  и  укреплении  здоровья  населения
Республики Кыргызстан.

                               РАЗДЕЛ I
                            ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 1. Задачи Закона Республики Кыргызстан "Об охране здоровья
                    народа в Республике Кыргызстан"

    Основной задачей Закона Республики Кыргызстан "Об охране  здоровья
народа  в  Республике  Кыргызстан" является  реализация  неотъемлемого
права  граждан  на здоровье и обеспечение гарантируемого  Конституцией
Республики Кыргызстан права на его охрану.

    Статья 2. Законодательство Республики Кыргызстан об охране
                            здоровья народа

    Отношения  по  охране  здоровья  народа  в  Республике  Кыргызстан
регулируются   настоящим   Законом и другими  не  противоречащими  ему
законодательными актами Республики Кыргызстан.
    Установленные законодательством Республики  Кыргызстан  по  охране
здоровья  народа  права граждан и предприятий не могут  ограничиваться
актами   местных  органов  самоуправления  и  местных  государственных
администраций.  Такие акты считаются недействительными  с  момента  их
принятия.

    Статья 3. Основные принципы охраны здоровья народа
                         Республики Кыргызстан

    Основными принципами охраны здоровья народа являются:
    -  ответственность  органов государственной власти  и  управления,
работодателей,  должностных  лиц за создание  условий,  обеспечивающих
формирование, развитие и укрепление здоровья народа;
    - общедоступность и бесплатность  лечебно-профилактической  помощи
на   гарантированном  уровне  (объеме),  оказываемой  государственными
учреждениями здравоохранения;
    - социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
    -  ответственность  медицинских,  фармацевтических  работников,  а
также  лиц,  имеющих право на занятие медицинской  и  фармацевтической
деятельностью, за ущерб, причиненный здоровью граждан;
    - многоукладность развития здравоохранения;
    - научность и профилактическая направленность медико-санитарных  и
медико-социальных мероприятий;
    - участие населения в охране и укреплении  здоровья,  формирование
понимания   ценности   здоровья,  личной  ответственности  граждан  за
собственное  здоровье  и  здоровье  окружающих,  знаний  о  путях  его
сохранения  и укрепления.

    Статья 4. Компетенция высших органов государственной власти и
           управления Республики Кыргызстан в области охраны
                            здоровья народа

    Высшие   органы  государственной власти  и  управления  Республики
Кыргызстан:
    - разрабатывают и принимают законодательные акты в области  охраны
здоровья народа и создают правовые условия их реализации;
    - обеспечивают надлежащее  экологическое,  санитарно-эпидемическое
благополучие и радиационную безопасность на территории республики;
    - определяют стратегию, утверждают планы и программы  действий  по
охране здоровья народа и меры их реализации;
    - обеспечивают развитие фундаментальной и  прикладной  медицинской
науки;
    - осуществляют материально-техническое  и  финансовое  обеспечение
государственных учреждений здравоохранения;
    -     способствуют    формированию    общественных    объединений,
содействующих  охране  здоровья народа,  поддерживают  и  поощряют  их
деятельность;
    - заключают международные договоры;
    - решают другие вопросы охраны здоровья народа.

    Статья 5. Руководство охраной здоровья народа в
                         Республике Кыргызстан

    Руководство   охраной   здоровья народа  в  Республике  Кыргызстан
осуществляют  высшие  и  местные  органы  государственной   власти   и
управления в соответствии с законодательством Республики Кыргызстан.
    Министерство   здравоохранения  Республики  Кыргызстан   руководит
деятельностью   республиканских   медицинских,   учебных   и   научно-
исследовательских  медицинских  учреждений,  материально-техническим и
лекарственным  обеспечением, а через местные органы  самоуправления  и
местные   государственные   администрации   осуществляет   координацию
деятельности   территориальных органов и  учреждений  здравоохранения,
анализирует  состояние  здоровья   народа,   осуществляет  оперативное
руководство   медико-санитарными  службами;   утверждает   нормативно-
методические документы в области  здравоохранения.
    Деятельность  Министерства  здравоохранения  Республики Кыргызстан
регулируется  Положением  о  Министерстве  здравоохранения  Республики
Кыргызстан.

    Статья 6. Компетенция местных Советов народных депутатов и местных
         государственных администраций в сфере охраны здоровья
                                народа

    Местные Советы народных депутатов:
    - утверждают планы (программы) по охране здоровья населения;
    -  утверждают  местный бюджет по здравоохранению и  отчет  о   его
исполнении;
    - решают другие вопросы, отнесенные к их ведению законодательством
Республики Кыргызстан.
    Местные государственные администрации:
    - обеспечивают реализацию конституционного права граждан на охрану
здоровья;
    -   формируют  проекты  программ  по  охране  здоровья  населения,
местного бюджета по здравоохранению и организуют их исполнение;
    - создают, реорганизуют и ликвидируют  государственные  учреждения
здравоохранения местного подчинения;
    -  приостанавливают  деятельность физических  и  юридических  лиц,
независимо  от  форм  собственности, находящейся  на  подведомственной
территории, и не соблюдающих требования по охране здоровья народа;
    -   обеспечивают  необходимые  материально-технические  и   другие
условия для работы подведомственных им учреждений здравоохранения;
    - организуют сотрудничество и координацию деятельности находящихся
на    подведомственной    территории   учреждений     здравоохранения,
независимо  от  их  подчиненности,  научно-исследовательских  и   иных
учреждений  здравоохранения,  высших  и  средних  медицинских  учебных
заведений в организации первичной медико-санитарной помощи;
    -   организуют  просвещение  населения  по  существующим   медико-
санитарным  проблемам,  включая формирование системы экологического  и
гигиенического воспитания детей и подростков;
    -    выполняют   другие   функции   по   управлению   учреждениями
здравоохранения в соответствии с законодательством.
    Главы    областных    и   Бишкекской   городской   государственных
администраций   по   согласованию   с  Министерством   здравоохранения
Республики  Кыргызстан   образуют  областные  и  Бишкекское  городское
управления здравоохранения, являющиеся исполнительно-распорядительными
органами,   осуществляющими  государственное  управление и координацию
в  сфере  охраны  здоровья населения на территории областей  и  города
Бишкека.

    Статья 7. Профилактическая направленность охраны здоровья народа

    Профилактическая    направленность    охраны    здоровья    народа
осуществляется  государством и работодателем  путем  создания  системы
социально-экономических   мероприятий,  направленных   на   устранение
факторов   и   условий,  вредно   влияющих   на   здоровье    граждан,
обеспечение  здоровья, высокого уровня трудоспособности и  долголетия,
активной жизни  граждан,  предупреждение заболеваний.

    Статья 8. Участие общественных объединений в охране здоровья
                                народа

    Общественные   объединения   в  соответствии  с  законодательством
Республики  Кыргызстан и их уставами принимают участие  в  обеспечении
охраны   и  укрепления  здоровья  населения,  пропагандируют   научные
медицинские  и гигиенические знания.
    Органы государственной власти и управления, работодатели, граждане
оказывают  всемерную  помощь деятельности общественных  объединений  в
сфере охраны здоровья.

    Статья 9. Ответственность работодателей и должностных лиц за
                        охрану здоровья народа

    Работодатели и должностные лица, независимо от форм собственности:
    а) обязаны обеспечить:
    - санитарно-эпидемическое благополучие и охрану окружающей среды;
    - создание здоровых условий труда, быта и отдыха трудящихся;
    -  соблюдение  санитарно-гигиенических норм  и  правил  содержания
производственных помещений и территорий;
    -   информирование  работающих  и  населения  о  вредных  факторах
производства;
    - создание условий, разработку и использование системы моральных и
материальных стимулов для работников, ведущих здоровый образ жизни;
    б) несут ответственность:
    - за ущерб, причиненный здоровью граждан;
    - за нарушение законодательства Республики  Кыргызстан  об  охране
здоровья народа.

                               РАЗДЕЛ II
          ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

                                Глава 1
                 Права граждан в сфере охраны здоровья

    Статья 10. Право граждан на охрану здоровья и социальное
           обеспечение в случае полной или частичной утраты
                               здоровья

    Граждане  Республики  Кыргызстан  имеют  право на охрану здоровья,
бесплатное     пользование    сетью    государственных      учреждений
здравоохранения.   Объем  медицинской помощи  для  граждан  Республики
Кыргызстан,  устанавливаемый Министерством здравоохранения  Республики
Кыргызстан   и   утверждаемый  Правительством  Республики  Кыргызстан,
достигается:
    -  предоставлением  всем  гражданам,  проживающим  на   территории
Республики  Кыргызстан,  равных возможностей  в  реализации  права  на
получение медицинской помощи;
    - установлением для каждого этапа оказания медицинской  помощи  на
территории   Республики   Кыргызстан базового гарантированного  объема
лечебно-профилактической помощи;
    -  обеспечением  граждан медицинской помощью  на  всей  территории
республики, в том числе и за пределами постоянного места жительства;
    -  предоставлением  права  гражданам  свободного  выбора  врача  и
лечебно-профилактического учреждения;
    - обеспечением оказания неотложной  медицинской  помощи  ближайшим
лечебно-профилактическим   учреждением,  независимо  от  ведомственной
принадлежности и форм собственности.
    Платное  медицинское  обслуживание граждан  Республики  Кыргызстан
допускается   в  порядке,  установленном  Правительством    Республики
Кыргызстан.
    Граждане имеют право на социальное обеспечение в случае полной или
частичной   утраты  здоровья  и  трудоспособности  в  соответствии   с
законодательством Республики Кыргызстан.

    Статья 11. Право граждан на отказ от лечения

    Граждане    Республики  Кыргызстан  имеют  право   отказаться   от
обследования  и  лечения  на любом этапе,  если  иное  не  установлено
законодательством.
    Отказ от лечения подтверждается в письменной форме.

    Статья 12. Право граждан на экологическое, санитарно-эпидемическое
               благополучие и радиационную безопасность

    Граждане  Республики  Кыргызстан  имеют  право  на  экологическое,
санитарно-эпидемическое благополучие и радиационную безопасность.
    Это    право    обеспечивается   государством   путем   сохранения
благоприятной  окружающей  среды,  которая не оказывает отрицательного
влияния на состояние здоровья настоящего и будущего поколений.

    Статья 13. Право граждан на обеспечение лекарственной,
                  ортопедической и протезной помощью

    Граждане   Республики  Кыргызстан  имеют  право   на   обеспечение
лекарственной, ортопедической и протезной помощью.
    Категории лиц,  подлежащих  льготному  обеспечению  лекарственными
препаратами,     ортопедическими    и    протезными,    корригирующими
изделиями,  слуховыми аппаратами, средствами лечебной  физкультуры   и
специальными  средствами   передвижения, а  также  условия  и  порядок
обеспечения   и   пользования  ими  устанавливаются  законодательством
Республики Кыргызстан.

    Статья 14. Право граждан, вступающих в брак,
                  на медико-генетическое обследование

    Граждане, вступающие в брак на территории Республики Кыргызстан, в
целях  охраны  здоровья супругов и их потомства,  имеют  право  пройти
медицинское   или  медико-генетическое  обследование   в   учреждениях
здравоохранения по их выбору.

    Статья 15. Право граждан на санаторно-курортное лечение,
           пользование учреждениями оздоровительного профиля

    Граждане    Республики    Кыргызстан  имеют   право   пользоваться
санаторно-курортными  учреждениями,  домами  отдыха,  профилакториями,
пансионатами, туристскими базами, спортивными сооружениями  и  другими
учреждениями оздоровительного профиля.
    Показания  и  противопоказания для стационарного  и  амбулаторного
лечения   на  всех  курортах  и  в  санаториях  Республики  Кыргызстан
устанавливаются Министерством здравоохранения Республики Кыргызстан.
    Порядок  медицинского отбора и направления больных  на  санаторно-
курортное   лечение   устанавливается  Министерством   здравоохранения
Республики  Кыргызстан по согласованию с Советом Федерации  профсоюзов
Кыргызстана.
    В установленном порядке больные направляются в санаторно-курортные
учреждения  бесплатно,  на  льготных условиях или за полную  стоимость
в  соответствии  с Положением, утвержденным Правительством  Республики
Кыргызстан.

    Статья 16. Право граждан на информацию о состоянии здоровья и
                    факторах, влияющих на здоровье

    Граждане  имеют право на получение полной и объективной информации
о состоянии своего здоровья и здоровья своих детей.
    Указанная  информация  может  быть скрыта  от  пациента  только  в
случаях, когда она может принести ему существенный вред.
    Граждане имеют право на получение информации о состоянии  здоровья
своего супруга и родителей, если законом не установлено иное.
    Информация  о состоянии здоровья представляется врачом, проводящим
обследование  и  лечение,  а  также заведующим  отделением  и  главным
врачом   лечебно-профилактического  учреждения,  в   котором   пациент
проходит обследование и лечение.
    Граждане    имеют  право  на  получение  информации  от   органов,
учреждений  здравоохранения и работодателей о методах профилактики   и
лечения, уровне  заболеваемости  населения, о факторах, влияющих на их
здоровье,  включая состояние окружающий среды, условия труда,  быта  и
отдыха.

    Статья 17. Право граждан на возмещение ущерба, причиненного
                              их здоровью

    Граждане  имеют  право  на  возмещение ущерба,   причиненного   их
здоровью   физическими   и  юридическими лицами,  независимо  от  форм
собственности.
    Основания   и  порядок  возмещения  ущерба  здоровью  определяются
законодательством Республики Кыргызстан.

    Статья 18. Право граждан Республики Кыргызстан на получение
        медицинской, фармацевтической, протезно-ортопедической
              помощи в зарубежных медицинских учреждениях

    Граждане    Республики  Кыргызстан  имеют   право   на   получение
медицинской,   фармацевтической,  протезно-ортопедической   помощи   в
зарубежных  медицинских и других учреждениях.
    При наличии заключения специализированных медицинских учреждений о
необходимости   такой  помощи государственные органы  обязаны  оказать
содействие  в  ее получении в порядке, установленном законодательством
Республики Кыргызстан.
    При наличии заключения специализированных  медицинских  учреждений
государство    содействует  в  получении  из-за   рубежа   необходимых
фармацевтических средств и протезно-ортопедических изделий.

    Статья 19. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без
        гражданства на охрану здоровья в Республике Кыргызстан

    Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие
на  территории  Республики Кыргызстан, пользуются теми  же  правами  и
обязанностями   в  сфере  охраны здоровья, что и  граждане  Республики
Кыргызстан.
    Порядок  оказания  медико-санитарной  и  медико-социальной  помощи
иностранным   гражданам и лицам без гражданства, временно  находящимся
на   территории   Республики   Кыргызстан,   определяет   Министерство
здравоохранения Республики Кыргызстан.

                                Глава 2
                     Охрана материнства и детства

    Статья 20. Право матери на охрану здоровья

    Женщине предоставляется право самой решать вопрос о материнстве. В
целях  охраны  здоровья  женщине  могут  быть  проведены   современные
методы  предупреждения   нежелательной  беременности  с  ее  согласия;
хирургическая  стерилизация проводится только с согласия  женщины  при
наличии   медицинских   показаний,   перечень   которых   определяется
Министерством  здравоохранения Республики Кыргызстан.
    Материнство   в  Республике  Кыргызстан  охраняется  и  поощряется
государством. Охрана материнства обеспечивается организацией   широкой
сети специальных медицинских учреждений; выплатой женщинам пособий  по
случаю рождения ребенка; запрещением применения труда женщин в тяжелых
и  вредных   для здоровья производствах, рациональным трудоустройством
беременных   женщин   с   предоставлением  им  возможности   выполнять
медицинские   предписания;  предоставлением  работающим,   обучающимся
женщинам   отпусков   по беременности  и родам;  выплатой  пособий  по
уходу за ребенком и в случае его болезни; установлением индивидуальных
графиков работы и режима  неполного рабочего времени.
    Законодательством могут быть предусмотрены и другие льготы.

    Статья 21. Право детей на охрану здоровья

    Государство    осуществляет  защиту  прав   и   интересов   детей,
обеспечивает  их права на условия жизни, необходимые для  физического,
умственного, духовного, нравственного и социального развития.
    Органы   государственной   власти   и   управления,   работодатели
обеспечивают развитие широкой сети специальных медицинских  и  детских
учреждений  и несут ответственность за оздоровление детей, находящихся
в них.
    Дети подлежат обязательным периодическим  медицинским  осмотрам  и
постоянному диспансерному наблюдению.
    Дети в возрасте до трех лет обеспечиваются лекарствами бесплатно.
    Дети,    страдающие  хроническими  заболеваниями,   обеспечиваются
бесплатными  медикаментами  и  санаторно-курортным  лечением  согласно
перечню,   определяемому   Министерством  здравоохранения   Республики
Кыргызстан.
    При  стационарном лечении детей в возрасте до трех  лет,  а  также
тяжелобольных  детей  старших  возрастов,  нуждающихся  по  заключению
врачей  в  дополнительном  уходе,  матери   (отцу)   или  иному  лицу,
непосредственно  осуществляющему  уход  за  ребенком,  предоставляется
возможность находиться с ним в лечебном учреждении с выплатой  пособия
по социальному  страхованию в установленном порядке.
    Дети с дефектами физического или психического развития имеют право
на   получение  медико-социальной помощи в специализированных  детских
учреждениях.  Перечень  медицинских  противопоказаний,  препятствующих
помещению  указанных  детей  в  дома ребенка  и  учебно-воспитательные
учреждения     общего    назначения,    утверждается     Министерством
здравоохранения Республики Кыргызстан.
    Уклонение от выполнения обязанностей по уходу и воспитанию детей в
семье,   жестокое   обращение с ними, наносящие вред здоровью,  влекут
ответственность,     установленную    законодательством     Республики
Кыргызстан.

                                Глава 3
                               Донорство

    Статья 22. Донорство крови и ее компонентов

    Каждый здоровый гражданин в возрасте от 18 до 60 лет  имеет  право
быть донором крови и ее компонентов.
    Донорство    поощряется,    и   донорам  предоставляются   льготы,
установленные законодательством Республики Кыргызстан.

    Статья 23. Трансплантация органов и тканей

    Донором  по  трансплантации органов и  тканей  может  быть  каждый
гражданин, достигший 18-летнего возраста.
    Принудительное  изъятие  органов  и  тканей  и  их  пересадка   не
допускаются.
    Порядок изъятия органов и тканей и их трансплантация  определяются
законодательными актами Республики Кыргызстан.

    Статья 24. Право донора на компенсацию и социальную помощь

    При  нанесении  вреда, связанного с выполнением донорской функции,
донор  имеет  право  на  возмещение ущерба и социальную  помощь,  а  в
случае   смерти    -   супруг  (супруга),  дети,  родители   и   лица,
находившиеся на его иждивении, имеют право на компенсацию и социальную
помощь в  соответствии с законодательством Республики Кыргызстан.

    Статья 25. Искусственное оплодотворение, имплантация эмбриона

    Искусственное  оплодотворение,  имплантация  эмбриона  могут  быть
произведены  на  основе  обоюдного  согласия  супругов,  состоящих   в
зарегистрированном браке. Искусственное оплодотворение или операция по
имплантации   эмбриона   в  отношении незамужней  женщины  могут  быть
произведены в соответствии с ее волеизъявлением.
    Учреждения здравоохранения обеспечивают и несут ответственность за
соблюдение   анонимности  донорства  и  сохранение  тайны   проведения
операции  искусственного  оплодотворения или  имплантации  эмбриона  в
соответствии с законодательством Республики Кыргызстан.
    Порядок  и  условия  донорства  искусственного  оплодотворения   и
имплантация  эмбриона  устанавливаются  Министерством  здравоохранения
Республики Кыргызстан.
    Права  и обязанности родителей в отношении детей, родившихся после
операции   искусственного  оплодотворения  или  имплантации  эмбриона,
регулируются Кодексом о браке и семье Республики Кыргызстан.

                                Глава 4
              Обязанности граждан в сфере охраны здоровья

    Статья 26. Обязанность граждан соблюдать законодательство об
                        охране здоровья народа

    Граждане  обязаны  соблюдать законодательство об  охране  здоровья
народа, бережно относится к своему здоровью и здоровью окружающих.

    Статья 27. Обязанность граждан соблюдать медицинские предписания

    Для предупреждения от заразных болезней граждане обязаны выполнять
предписания  о  проведении  флюорографии,  иммунизации  и  медицинских
осмотров в сроки, установленные учреждениями здравоохранения.
    Лица,   находящиеся   на стационарном лечении,  обязаны  соблюдать
режим, действующий в медицинских учреждениях.
    Лица, находящиеся на амбулаторно-поликлиническом лечении,  обязаны
выполнять назначения лечащего врача.

    Статья 28. Обязанности граждан заботиться о здоровье детей

    Граждане обязаны заботиться о здоровье детей, физическом, духовном
и  нравственном  развитии,  воспитывать привычку  к  здоровому  образу
жизни.
    Беременные  женщины  обязаны  своевременно  встать  на медицинский
учет, проходить обследование, выполнять медицинские предписания.
    Родители   обязаны  выполнять  правила,  способствующие   рождению
полноценных   детей,  после  рождения  ребенка  выполнять  медицинские
предписания.

    Статья 29. Обязанности граждан Республики Кыргызстан по
         обеспечению экологического, санитарно-эпидемического
          благополучия и радиационной безопасности населения

    Граждане Республики Кыргызстан обязаны соблюдать санитарные нормы,
правила  и  гигиенические нормативы, а также проводить или участвовать
в    проведении     предусмотренных    законодательством    санитарно-
гигиенических,  санитарно-противоэпидемических  и  противорадиационных
мероприятий.

    Статья 30. Обязанность граждан, больных СПИДом и венерическими
                             заболеваниями

    Граждане, больные СПИДом и венерическими заболеваниями, обязаны по
требованию медицинских учреждений проходить обследование и лечение.
    В случае уклонения от обследования и лечения граждане подвергаются
принудительному   освидетельствованию  и  лечению,   в   установленных
законодательством случаях подвергаются принудительному приводу.
    Основания  и порядок направления граждан на принудительное лечение
регулируются законодательством Республики Кыргызстан.

    Статья 31. Обязанность должностных лиц, граждан
            содействовать медицинским работникам в оказании
                    лечебно-профилактической помощи

    Для   организации   медицинских  учреждений  на  предприятиях,   в
учреждениях  и организациях администрация обязана выделять необходимые
помещения   и  транспорт,  а  также оказывать  медицинским  работникам
содействие в выполнении их профессиональных обязанностей.
    Местные    органы   самоуправления   и   местные   государственные
администрации,   руководители  и  другие  должностные   лица   обязаны
содействовать медицинским  работникам  в оказании срочной  медицинской
помощи  гражданам,  предоставляя  транспорт,  средства  связи  и  иную
необходимую помощь.

                              РАЗДЕЛ III
                        РЕСУРСЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

                                Глава 5
            Финансирование государственного здравоохранения

    Статья 32. Источники финансирования государственного
                            здравоохранения

    Источниками    финансирования   государственного   здравоохранения
являются:
    - средства республиканского и местных бюджетов;
    -   средства,   поступающие  от  физических  и  юридических   лиц,
независимо   от   форм  собственности,  на  обязательное   медицинское
страхование;
    - валютные ассигнования из  республиканского  и  местных  валютных
фондов;
    - средства, полученные в результате удовлетворения  исков  органов
здравоохранения   к   физическим  и юридическим лицам,  независимо  от
форм    собственности,   расположенным   на   территории    Республики
Кыргызстан,   по  возмещению  расходов на лечебные  и  оздоровительные
мероприятия   в   случаях  аварий   или   нарушения    технологических
процессов,  повлекших за собой ухудшение или потерю здоровья  граждан,
а  также за загрязнение  окружающей среды, нарушение санитарных норм и
правил;
    -   средства  медицинских  учреждений,  полученные  за  выполнение
сверхнормативных медицинских и других услуг;
    - средства международных организаций;
    - банковские кредиты;
    - отчисления от прибыли предприятий, организаций, остающейся в  их
распоряжении;
    -   иные   источники,   использование  которых   не   противоречит
законодательству Республики Кыргызстан.

    Статья 33. Виды фондов

    Из всех поступлений на здравоохранение формируются:
    -    республиканский   фонд   здравоохранения   при   Министерстве
здравоохранения Республики Кыргызстан;
    -  областные  и  Бишкекский городской фонды  здравоохранения   при
областных и Бишкекском городском управлениях здравоохранения;
    -  районные,  городские  фонды здравоохранения  при   центральных,
районных и городских больницах;
    - областные, районные, городские фонды обязательного  медицинского
страхования.

    Статья 34. Размер бюджетных ассигнований на охрану здоровья
                               населения

    Размер бюджетных ассигнований,  предназначенных  для  формирования
республиканского,    областных   и   районных    (городских)    фондов
здравоохранения,    определяется    Верховным    Советом    Республики
Кыргызстан  и  местными  Советами народных депутатов  при  утверждении
республиканского и  местных бюджетов.

                                Глава 6
                    Медицинское страхование граждан

    Статья 35. Медицинское страхование

    Медицинское    страхование  является  формой   социальной   защиты
интересов населения в охране здоровья.
    Порядок    медицинского    страхования    граждан     определяется
законодательством Республики Кыргызстан.

                                Глава 7
                         Кадры здравоохранения

    Статья 36. Кадры здравоохранения

    К    кадровым   ресурсам  здравоохранения  относятся  медицинские,
фармацевтические,     научные,     научно-педагогические,      медико-
педагогические,  а также  инженерно-технические  работники   и  другие
специалисты,    согласно   перечню    специальностей,    утверждаемому
Министерством  здравоохранения Республики Кыргызстан.
    Подготовка,  переподготовка, повышение квалификации, использование
кадров  здравоохранения  осуществляется за счет  средств  государства,
работодателей и частных лиц.
    Министерство  здравоохранения  Республики  Кыргызстан обеспечивает
преемственность  среднего  специального  и  высшего  медицинского    и
фармацевтического образования; потребность учреждений  здравоохранения
в     медицинских,    фармацевтических,   научных   и   педагогических
медицинских кадрах и их расстановку.
    Подготовка,  переподготовка,  повышение квалификации медицинских и
фармацевтических   кадров   осуществляется   в   высших   и    средних
специальных  учебных   заведениях  или  в соответствующих  учреждениях
здравоохранения  Республики Кыргызстан, а также  других  государств  в
установленном Правительством Республики Кыргызстан порядке.

    Статья 37. Право на занятие медицинской и фармацевтической
                             деятельностью

    Право  на  занятие  медицинской  и фармацевтической  деятельностью
имеют   лица,  получившие специальную подготовку, диплом и  сертификат
после  окончания  соответствующего высшего или среднего   специального
учебного заведения, а также получившие диплом в порядке нострификации.
    Медицинские  и  фармацевтические работники, не работавшие по своей
профессии  более трех лет, могут быть допущены к занятию   медицинской
и  фармацевтической деятельностью только после стажировки и  получения
сертификата  в  порядке,  установленном Министерством  здравоохранения
Республики Кыргызстан.
    Медицинские   и  фармацевтические работники, получившие  право  на
медицинскую  практику  за  пределами Республики  Кыргызстан,  а  также
предприятия  и учреждения, предполагающие организацию   филиалов   или
отделений   лечебно-оздоровительного    профиля,    в    том     числе
иностранные,   получают  право  на  осуществление  предпринимательской
лечебно-оздоровительной деятельности в республике только на  основании
лицензии Министерства  здравоохранения Республики Кыргызстан.
    В   населенных  пунктах,  где  отсутствуют  специалисты,   имеющие
фармацевтическое  образование, к реализации  лекарственных  средств  и
изделий  медицинского назначения допускаются лица, имеющие медицинское
образование,  в  порядке, установленном Министерством  здравоохранения
Кыргызской Республики.
    Лишение    права    на   занятие  медицинской  и  фармацевтической
деятельностью производится в судебном порядке.
    Честь и достоинство медицинских и фармацевтических работников,  их
профессиональные   и   социальные права  охраняются  законодательством
Республики Кыргызстан.
    Вмешательство   в  профессиональную  деятельность  медицинских   и
фармацевтических   работников  со  стороны   органов   государственной
власти,   управления  и  других  органов,  учреждений, организаций,  а
также   граждан   запрещается,   за  исключением   случаев   нарушения
медицинскими  и   фармацевтическими работниками своих профессиональных
обязанностей.
    Запрещается  занятие медицинской и фармацевтической деятельностью,
в  том  числе методами нетрадиционной и народной медицины,  лицам,  не
допущенным  к  этой  деятельности  в установленном  настоящим  Законом
порядке.

    Статья 38. Ответственность за незаконное врачевание

    Занятие    врачеванием  как  профессией,  в  том  числе   методами
нетрадиционной и народной медицины, осуществляемое лицом,  не  имеющим
надлежащего    медицинского  образования,  влечет  ответственность   в
соответствии   с   административным  и   уголовным   законодательством
Республики Кыргызстан.

    Статья 39. Социальная защита работников здравоохранения

    Работники  здравоохранения  имеют право на безвозмездное получение
приватизируемого жилья.
    Медицинские  и  фармацевтические  работники  и  члены  их   семей,
работающие   и   проживающие  в  сельской  местности,   обеспечиваются
бесплатно квартирой, отоплением и освещением.
    Работники здравоохранения с разъездным характером деятельности  по
решению   местных  органов  самоуправления и  местных  государственных
администраций  имеют  право  на  бесплатный  проезд   в   общественном
транспорте  (кроме  такси) за счет средств местных бюджетов.  Перечень
таких работников определяет Правительство Республики Кыргызстан.
    За  медицинскими и фармацевтическими работниками, направленными на
работу  или  изъявившими  желание  работать  по  договору  в  сельской
местности,  сохраняется право пользования жилым  помещением  по  месту
постоянного  жительства  в  течение  выполнения  работы  в  учреждении
здравоохранения.
    В сельской местности работники  здравоохранения,  имеющие  скот  в
личной   собственности, обеспечиваются кормами,  земельными  участками
для    выпаса    скота   и   сенокошения   наравне   с     работниками
сельскохозяйственных предприятий.
    Помимо   льгот,   предусмотренных   законодательством   Республики
Кыргызстан,    работникам    здравоохранения   могут   устанавливаться
дополнительные льготы органами местной государственной администрации.
    Дополнительные льготы работникам здравоохранения  могут  оказывать
предприятия, учреждения, организации, предприниматели.
    За     медицинскими    работниками,    работающими    в    органах
государственного  управления  здравоохранением, сохраняются  льготы  и
профессиональные     надбавки,    предусмотренные    законодательством
Республики  Кыргызстан  по отрасли здравоохранения.
    Работники   здравоохранения,  отличившиеся  при  исполнении  своих
профессиональных обязанностей, добросовестно и четко выполняющие  свой
высокий долг, поощряются государством в установленном порядке.

    Статья 40. Профессиональные обязанности медицинских и
                      фармацевтических работников

    Медицинские   и   фармацевтические   работники  осуществляют  свою
деятельность,  руководствуясь гуманными принципами медицинской  этики,
регулирующими  нравственные взаимоотношения медицинских  работников  с
пациентами, их родственниками, между собой, в соответствии  с  Клятвой
Гиппократа.
    Медицинские  и фармацевтические работники обязаны совершенствовать
свои профессиональные знания и навыки.
    Медицинские   и   фармацевтические  работники  обязаны   оказывать
гражданам  медицинскую  помощь  при неотложных  состояниях   и   несут
ответственность за неоказание такой помощи.
    Медицинские  и  фармацевтические  работники  за ущерб, причиненный
здоровью    граждан,   несут   ответственность   в   соответствии    с
законодательством Республики Кыргызстан.
    Медицинские  и  фармацевтические  работники  не  вправе разглашать
ставшие  им  известными  при исполнении профессиональных  обязанностей
сведения о болезнях, интимной и семейной жизни граждан. Раскрытие этой
информации   допускается   в  исключительных   случаях   при   наличии
заболевания,  носящего   общественно  опасный  характер,  а  также  по
письменному запросу следственных и судебных органов.
    В случае разглашения медицинскими и фармацевтическими  работниками
указанных   сведений  или  причинения пациенту  и  его  родственниками
любого    иного    ущерба   они   привлекаются   к    ответственности,
предусмотренной  законодательством Республики Кыргызстан.

                                Глава 8
        Курортные местности (климатобальнеологические факторы)

    Статья 41. Климатобальнеологические факторы здравоохранения

    К    климатобальнеологическим   и   другим   природным    ресурсам
здравоохранения   относятся  территории  Республики  Кыргызстан,   где
имеются  естественные целебные минеральные источники, лечебные грязи и
другие ресурсы, пригодные для медицинских целей.
    Органы   государственной  власти  принимают  меры   для   широкого
использования  климатобальнеологических  и  других природных  факторов
в целях охраны здоровья населения.

                               РАЗДЕЛ IV
           ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

                                Глава 9
    Обеспечение экологического, санитарно-эпидемического благополучия
      и радиационной безопасности населения Республики Кыргызстан

    Статья 42. Обеспечение экологического, санитарно-эпидемического
          благополучия и радиационной безопасности населения
                         Республики Кыргызстан

    Экологическое, санитарно-эпидемическое благополучие и радиационная
безопасность    населения    Республики   Кыргызстан    обеспечиваются
проведением    комплексных     санитарно-гигиенических,     санитарно-
противоэпидемических   и  противорадиационных   мероприятий   системой
государственного     санитарного    надзора    в    соответствии     с
законодательством Республики Кыргызстан.

                               Глава 10
              Оказание медико-санитарной помощи населению

    Статья 43. Система учреждений, оказывающих медико-санитарную
                                помощь

    Медико-санитарная    помощь  населению  оказывается   амбулаторно-
поликлиническими,     больничными,    санитарно-противоэпидемическими,
санаторно-курортными  и другими медицинскими учреждениями Министерства
здравоохранения   Республики  Кыргызстан,  а   также   физическими   и
юридическими лицами, занимающимися частной медицинской практикой.
    Физические и юридические лица, независимо от  форм  собственности,
вправе    создавать  учреждения  по  оказанию  медицинской  помощи   и
медицинских   услуг   населению  в  соответствии  с  законодательством
Республики  Кыргызстан.
    Мощность   и   типы  государственных  лечебно-профилактических   и
санитарно-профилактических     учреждений,      виды      деятельности
устанавливаются   местными   государственными    администрациями    по
представлению органов и учреждений здравоохранения.

    Статья 44. Права государственных лечебно-профилактических
                              учреждений

    Лечебно-профилактические  учреждения строят  свою  деятельность  в
соответствии   с  Положением  о  лечебно-профилактическом   учреждении
Республики    Кыргызстан,   утверждаемом   Правительством   Республики
Кыргызстан.

    Статья 45. Обязанности государственных лечебно-профилактических
                              учреждений

    Лечебно-профилактические учреждения обязаны обеспечить:
    - доступную,  своевременную, квалифицированную  медицинскую помощь
гарантированного  объема,  установленного  для  определенных   уровней
здравоохранения;
    - оказание неотложной медицинской помощи;
    - готовность к работе в экстремальных условиях;
    - проведение специальных профилактических медицинских  мероприятий
по     предупреждению,     диагностике    и    лечению    заболеваний,
представляющих опасность для окружающих;
    -   соблюдение   санитарно-гигиенического,   противоэпидемического
режимов;
    -   взаимодействие   и  преемственность  с  другими   учреждениями
здравоохранения;
    -  пропаганду  здорового  образа жизни  и  санитарно-гигиеническое
воспитание населения;
    - взаимодействие  с  министерствами,  государственными комитетами,
административными   ведомствами,   предприятиями   и     организациями
(промышленными, правоохранительными, сельскохозяйственными и другими).

    Статья 46. Специальные меры профилактики заболеваний,
                представляющих опасность для окружающих

    Органы здравоохранения координируют, а учреждения здравоохранения,
независимо   от  форм  собственности,  частнопрактикующие  медицинские
работники осуществляют специальные меры профилактики, выявление, в том
числе  анонимное, заболеваний, представляющих опасность для окружающих
(туберкулез,   психические и венерические заболевания, лепра,  СПИД  и
карантинные инфекции).
    Порядок   проведения   специальных  мер   профилактики   указанных
заболеваний,  представляющих опасность для окружающих, устанавливается
Министерством здравоохранения Республики Кыргызстан.

    Статья 47. Порядок хирургического вмешательства, переливания крови
               и применения сложных методик диагностики

    Хирургические   операции,  переливание   крови,   сложные   методы
диагностики применяются с письменного согласия больных, а больным,  не
достигшим   шестнадцатилетнего  возраста,   психическим  больным  -  с
согласия   их   родителей,   опекунов   или   попечителей,     близких
родственников.   Согласие  может  быть отозвано,  за  исключением  тех
случаев, когда врачи уже приступили к медицинскому вмешательству и его
прекращение  или  возврат  невозможны в связи с угрозой  для  жизни  и
здоровья данного лица.
    В   случаях,   когда  промедление  хирургического   вмешательства,
переливания    крови,    применения   сложного   метода    диагностики
угрожает  жизни  больного,  а  получить  согласие  указанных  лиц   не
представляется   возможным,  решение  принимает  врач  или   врачебная
комиссия.

    Статья 48. Проведение клинических и медико-биологических
          экспериментов, применение новых методов диагностики
                               и лечения

    Клинические  и  медико-биологические  эксперименты проводятся, как
правило,  на  животных,  а на человеке - с его  письменного  согласия.
Эксперимент прекращается на любом этапе по требованию испытуемого и  в
случаях  возникновения  угрозы его здоровью.  Лечебно-профилактические
учреждения    применяют    экспериментально    подтвержденные   методы
профилактики,  диагностики лечения только по специальному  разрешению.
Порядок  проведения клинических и медико-биологических  экспериментов,
применение    новых   методов   диагностики   и   лечения   определяет
Министерство здравоохранения Республики Кыргызстан.
    Внедрение в медицинскую практику нетрадиционных методов лечения, в
том  числе  народной  медицины,  разрешается  только  после   клинико-
экспериментальных апробаций в научно-исследовательских  учреждениях  в
соответствии   с  нормативно-методическими документами,  утвержденными
Министерством здравоохранения Республики Кыргызстан.

    Статья 49. Оценка качества медицинской помощи населению

    Оценка   качества  медицинской  помощи  населению  в   учреждениях
здравоохранения    осуществляется   на   основе   медико-экономических
стандартов,   соответствующих   минимальному   обязательному    уровню
требований   к   качеству  диагностики  и  лечения,   диспансеризации,
утверждаемым  Министерством здравоохранения Республики Кыргызстан.

    Статья 50. Определение момента смерти.
          Условия отключения поддерживающей жизнь аппаратуры

    Констатация смерти осуществляется врачом.
    Критерии    определения   смерти   устанавливаются   Министерством
здравоохранения Республики Кыргызстан.
    Поддерживающая  жизнь  аппаратура может быть  отключена  только  в
случаях констатации смерти.
    Прерывание лечения больного, находящегося в тяжелом состоянии, без
разрешения  лечащего врача, по инициативе родственников и  других  лиц
ведет к привлечению последних к уголовной ответственности.

    Статья 51. Порядок проведения патологоанатомического вскрытия

    Порядок  проведения  патологоанатомического  вскрытия определяется
Министерством здравоохранения Республики Кыргызстан.

    Статья 52. Анатомический дар

    Анатомический дар может быть сделан посредством завещания дарителя
и   становится   действительным  после  его   смерти.   Завещание   об
анатомическом  даре  может быть аннулировано  дарителем.  Родственники
могут оспорить завещание в судебном порядке.
    Сведения об анатомическом даре разглашению не подлежат.
    В  качестве  анатомического дара признают также трупы лиц, умерших
ненасильственной  смертью, неопознанные и невостребованные  в  течение
30 дней.

    Статья 53. Оказание медико-санитарной помощи гражданам,
              занимающимся физической культурой и спортом

    Медико-санитарная    помощь  гражданам,  занимающимся   физической
культурой  и спортом, осуществляется специализированными   и   другими
лечебно-профилактическими учреждениями.
    Органы  санитарного  надзора осуществляют контроль  за  состоянием
помещений    и    территорий,  используемых  для  занятий   физической
культурой и спортом.

    Статья 54. О мерах защиты психосоматического здоровья граждан

    В целях охраны психосоматического здоровья граждан, предупреждения
обострения   психических  и  соматических  заболеваний  на  территории
Республики    Кыргызстан  запрещается  проведение   групповых   психо-
терапевтических  занятий  в  аудиториях  (лекции,  беседы),  а   также
использование в этих целях средств массовой информации.

    Статья 55. Оказание медико-санитарной помощи гражданам, свобода
                          которых ограничена

    Гражданам, свобода которых ограничена на  законном  основании  без
вынесения   приговора  суда,  отбывающим наказание по  приговору  суда
вне   места  лишения  свободы,  помещенным  в   изоляторы   временного
содержания,   специальные    учреждения,    медико-санитарная   помощь
оказывается на общих основаниях.
    Лица, помещенные в следственные изоляторы и осужденные  к  лишению
свободы, обслуживаются ведомственной медицинской службой.

    Статья 56. Оказание медико-санитарной помощи больным туберкулезом

    Больные    туберкулезом   подлежат   обязательному   диспансерному
наблюдению   и лечению, бесплатно обеспечиваются противотуберкулезными
препаратами, санаторно-курортным лечением и проездом к месту лечения и
обратно,    пользуются  льготами,  предусмотренными  законодательством
Республики Кыргызстан.
    Больные,    выделяющие    микробактерии   туберкулеза,    подлежат
обязательной   госпитализации,  а  при  их  отказе  -   принудительной
госпитализации.

    Статья 57. Оказание медико-санитарной помощи лицам, страдающим
         психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией
                  и токсикоманией, и их реабилитация

    Основание  и  порядок  оказания  медико-санитарной  помощи  лицам,
страдающим  психическими  заболеваниями, алкоголизмом,  наркоманией  и
токсикоманией,  и  их реабилитация регламентируются  законодательством
Республики Кыргызстан.

    Статья 58. Оказание медико-санитарной помощи больным венерическими
                        заболеваниями и СПИДом

    По   представлению   органов  и  учреждений  здравоохранения   для
своевременного  выявления  и  лечения  лиц,  заболевших  венерическими
заболеваниями и  СПИДом, местными органами самоуправления  и  местными
государственными  администрациями создаются  специальные  лаборатории,
кабинеты,  в  том числе для анонимного лечения, больницы и диспансеры.
Лица,  уклоняющиеся  от  явки  на  обследование  и  лечение,  а  также
распространяющие  венерические болезни  и СПИД, несут  ответственность
в соответствии с законодательством Республики Кыргызстан.
    Права   граждан,  больных  СПИДом,  охраняются   законодательством
Республики Кыргызстан.

    Статья 59. Оказание медико-социальной помощи населению

    В Республике Кыргызстан осуществляется государственная политика по
оказанию медико-социальной помощи населению.
    Медико-социальная помощь включает систему мер по:
    - созданию и развитию  сети  учреждений  медико-социального  типа,
предоставлению жилищно-бытовых льгот;
    - обеспечению выполнения работодателями  медицинских  рекомендаций
по   оздоровлению  работающих,  организации рационального режима труда
и питания.
    Министерство  здравоохранения  Республики  Кыргызстан   утверждает
нормативы и организует пропаганду рационального питания.
    Медико-социальная   помощь  оказывается  гражданам  с  ослабленным
здоровьем,   наличием  хронических  заболеваний  и   факторов   риска,
работающим  в  неблагоприятных условиях, детям  дошкольного  возраста,
учащимся и другим социально незащищенным слоям населения.
    Местные    органы   самоуправления   и   местные   государственные
администрации,   государственные  органы,  работодатели,  общественные
организации,  должностные  лица   обязаны   осуществлять    социально-
экономические  меры, позволяющие населению реализовать право на медико-
социальную помощь.

                               РАЗДЕЛ V
            ЛЕКАРСТВЕННАЯ И ПРОТЕЗНО-ОРТОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

    Статья 60. Обеспечение населения лекарственными средствами и
             контроль за их производством и использованием

    Обеспечение  лекарственными  средствами  граждан  возлагается   на
государственные  аптечные  и  негосударственные  аптечные  учреждения,
независимо  от форм собственности, а также на лиц, имеющих  разрешение
заниматься индивидуальной фармацевтической деятельностью.
    В  населенных  пунктах,  где  отсутствуют  аптечные  учреждения  и
специалисты,   имеющие  фармацевтическое  образование,   лекарственные
средства  и  изделия  медицинского  назначения  могут  реализовываться
лицами,  имеющими  медицинское образование, в  порядке,  установленном
Министерством здравоохранения Кыргызской Республики.
    Контроль  за качеством выпуска, изъятием из обращения устаревших и
малоэффективных       лекарственных       средств       осуществляется
Министерством здравоохранения Республики Кыргызстан.
    Запрещается применение лекарственных средств, не утвержденных и не
разрешенных   к  применению  Министерством здравоохранения  Республики
Кыргызстан.
    Предприятия  и  учреждения,  выпускающие  лекарственные  средства,
несут    ответственность   за  их  качество,   а   также   обеспечение
стабильного   и   гибкого   производства  в  необходимых   объемах   и
ассортименте.

    Статья 61. Контроль за производством и использованием
                   медицинских наркотических средств

    В республике производятся, перерабатываются, хранятся только такие
наркотические   средства,  которые  предназначены   для   медицинских,
ветеринарных и научных целей.
    Право   производства,  переработки,  ввоза,  хранения,  перевозки,
продажи   наркотических  средств  имеют  государственные  организации,
получившие   разрешение министерств здравоохранения и  внутренних  дел
Республики Кыргызстан.
    Производство и использование наркотических средств  осуществляется
в    соответствии   с   законодательством  Республики   Кыргызстан   и
международными актами.

    Статья 62. Протезно-ортопедическая помощь

    Граждане   Республики  Кыргызстан  имеют  право    на    протезно-
ортопедическую помощь.
    Инвалиды   имеют   право   на   льготное   обеспечение   протезно-
ортопедическими   изделиями,  изготовленными  на  основе   современных
технологий.
    В  случае  приобретения инвалидом протезно-ортопедического изделия
за   собственный  счет  ему  выплачивается  компенсация  в    порядке,
установленном законодательством Республики Кыргызстан.
    Органы  государственной  власти  и управления выделяют необходимые
средства,    обеспечивают   подготовку   специалистов   и   организуют
производство  протезно-ортопедических изделий,   создают   необходимые
условия  для пользования ими.

    Статья 63. Рекламирование деятельности медицинских учреждений,
              частно практикующих медицинских работников

    В   целях   охраны  интересов  и здоровья  граждан  и  недопущения
неправильной   информации  запрещается рекламирование  через  средства
массовой   информации   (печать,   радио,   телевидение)   медицинских
работников,  лиц, не имеющих специального медицинского образования,  а
также применяемых  ими методов лечения.
    Через  средства  массовой  информации  разрешается  извещение   об
открытии и видах деятельности, времени работы медицинского  учреждения
либо  врачей  частной  практики,  работающих  на  основании  лицензии,
полученной в соответствии с законодательством Республики Кыргызстан.

                               РАЗДЕЛ VI
                        МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

    Статья 64. Экспертиза временной нетрудоспособности

    Экспертиза  временной  нетрудоспособности граждан осуществляется в
государственных   лечебно-профилактических  учреждениях   врачом   или
врачебно-консультативной  комиссией  (ВКК)  в  порядке,  установленном
Министерством здравоохранения Республики Кыргызстан по согласованию  с
Советом Федерации профсоюзов Кыргызстана.

    Статья 65. Экспертиза постоянной или длительной нетрудоспособности

    Экспертиза постоянной или  длительной  нетрудоспособности  граждан
осуществляется медико-социальными экспертными комиссиями (МСЭК).
    Порядок   организации  и  производства экспертизы  постоянной  или
длительной    нетрудоспособности   устанавливается   законодательством
Республики Кыргызстан.

    Статья 66. Судебно-медицинская экспертиза психического здоровья

    Судебно-психическая,    судебно-наркологическая    и      судебно-
токсикологическая  экспертиза  граждан осуществляется в соответствии с
законодательством Республики Кыргызстан.

    Статья 67. Судебно-медицинская экспертиза

    Судебно-медицинская  экспертиза  граждан,  трупов  и  вещественных
доказательств    проводится   по   постановлению   лица,   проводящего
дознание,  следователя  или суда, экспертом  бюро  судебно-медицинской
экспертизы,   а  при   отсутствии  его, лицо,  производящее  дознание,
следователь  или  суд,  вправе назначить иных  лиц  в  соответствии  с
законодательством Республики Кыргызстан.
    Основание,    содержание,   порядок   назначения  и   производства
судебно-медицинской      экспертизы       определяются       Уголовно-
процессуальным,    Гражданско-процессуальным   кодексами    Республики
Кыргызстан   и  инструктивно-нормативными   положениями   Министерства
здравоохранения  Республики Кыргызстан.

                              РАЗДЕЛ VII
                       ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

                               Глава 11
       Ответственность за нарушение Закона Республики Кыргызстан
          "Об охране здоровья народа в Республике Кыргызстан"

    Статья 68. Ответственность за нарушение настоящего Закона

    За  нарушение  настоящего  Закона устанавливается  дисциплинарная,
материальная,  административная,  гражданско-правовая   и    уголовно-
правовая ответственность.
    Основания,    порядок,   а   также   последствия   их    наложения
устанавливаются законодательством Республики Кыргызстан.

                               Глава 12
          Международное сотрудничество, договоры и соглашения

    Статья 69. Международное сотрудничество Республики Кыргызстан в
                    области охраны здоровья народа

    Международное  сотрудничество  Республики  Кыргызстан  с   другими
государствами в области охраны здоровья граждан строится   на   основе
учета интересов  сторон,  соблюдения  требований и норм международного
права, международных договоров, конвенций и соглашений.
    Порядок     международного     сотрудничества      устанавливается
законодательством Республики Кыргызстан и других государств.

    Статья 70. Международные договоры

    Если  международными  договорами Республики Кыргызстан установлены
иные  правила,  чем  те,  которые содержатся в  настоящем  Законе,  то
применяются правила международного договора.

    Статья 71. Участие Республики Кыргызстан в международных
        организациях здравоохранения и охраны здоровья граждан

    Республика   Кыргызстан  в пределах своих полномочий  участвует  в
работе международных организаций в  области  охраны  здоровья  граждан
и здравоохранения.

    Президент Республики Кыргызстан                          А.Акаев


                              Приложение
                    к Закону Республики Кыргызстан
                     "Об охране здоровья народа в
                        Республике Кыргызстан"

                   ПРИМЕНЯЕМЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ТЕРМИНЫ

    Работодатели - физические или юридические лица, независимо от форм
собственности,   предоставляющие  работу,  в   том   числе   и   лица,
занимающиеся предпринимательской деятельностью.
    Санитарно-эпидемиологическое  благополучие  - состояние окружающей
среды   человека,  обеспечивающее  сохранение  и  укрепление  здоровья
населения  путем  комплекса законодательных, проектных,   технических,
санитарно-гигиенических,        санитарно-противоэпидемических       и
организационных  мероприятий по оздоровлению  условий   труда,   быта,
питания,  воспитания, обучения, отдыха, занятий физкультурой и спортом
населения.
    Окружающая   среда  -  среда  обитания  человека,  включающая   ее
природные  аспекты  (атмосферный  воздух,  водоемы,  почва),   условия
труда,  быта (жилище,  места отдыха, транспортные средства), обучения,
а  также  питьевая  вода,  продовольственные и  промышленные  предметы
потребления,  которые оказывают или при определенных  условиях   могут
оказывать  влияние (позитивное или негативное) на здоровье населения.
    Радиационная   безопасность  -  комплекс  проектных,  технических,
санитарно-гигиенических   и  организационных  мероприятий  по   защите
человека   и   объектов  окружающей  среды  от  вредного   воздействия
ионизирующих  излучений.
    Трансплантация  -  пересадка с последующим приживлением  тканей  и
органов   в  пределах одного организма или от одного организма другому
для замещения дефекта, стимуляции, восстановления.
    Имплантация эмбриона - внедрение  зародыша  человека  в  слизистую
оболочку матки.
    Иммунизация - создание невосприимчивости по отношению к какой-либо
болезни,  достигаемой  введением  в организм  убитых  или  ослабленных
возбудителей той же болезни, либо сыворотки вакцинированных животных.
    Анатомический  дар - предоставление любым гражданином после смерти
тела  или  части  его  для  медицинских,  научно-исследовательских   и
учебных целей.
    Нострификация    -   порядок  официального   признания   дипломов,
полученных в других государствах.
    Субъекты   медицинского  страхования  -  субъектами   медицинского
страхования   являются: гражданин, страхователь, страховое учреждение,
медицинское учреждение.
    Объект  медицинского  страхования - страховой  риск,  связанный  с
затратами  на оказание медицинской помощи при возникновении страхового
случая.
    Аккредитация медицинских учреждений - определение их  соответствия
установленным профессиональным стандартам.
    Первичная  медико-санитарная  помощь  -  первый  уровень  контакта
индивидуума,   семьи  или  общества (общины) с  национальной  системой
здравоохранения, который максимально приближает медицинскую  помощь  к
месту     жительства     и   представляет   собой    первый    элемент
продолжительного процесса здравоохранения.