ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ БАНК ДАННЫХ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ | |
Документ | Реквизиты | Ссылающиеся документы |
![]() |
Редакция: кыргызча | на русском |
Утверждена |
КОНЦЕПЦИЯ
зеленой экономики в Кыргызской
Республике "Кыргызстан - страна зеленой экономики"
Необходимо признать, что сегодня старая экономическая модель развития государств, основанная на хищнической эксплуатации природных ресурсов планеты и сверхпотребительском стимулировании спроса населения, работает неэффективно. В прошлом экономическое развитие могло привести к быстрому накоплению физического и человеческого капитала, но все это достигалось за счет чрезмерного истощения и деградации природного капитала. Невозможно бесконечно расширять сферу человеческого влияния в ограниченном земном пространстве, требовать удовлетворения постоянно растущих потребностей людей в условиях ограниченности земных ресурсов. Должно быть понимание, что все на Земле является взаимосвязанным между собой.
В XX веке люди утверждали: "Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее - вот наша задача". И человечество в этом значительно преуспело - получило огромные материальные блага, но заплатило высокую цену за уничтожение земной природы. Возможно, некоторая часть человечества стала материально богаче, но взамен все получили проблемы - загрязнение воздуха (особенно в мегаполисах), сокращение лесонасаждений, загрязнение мирового океана, сокращение запасов пресной воды, эрозия и истощение почв, огромные мусорные свалки, глобальное потепление и таяние ледников, значительное сокращение животного и растительного биологического разнообразия.
Инициатива развития зеленой экономики в мире
В последнее десятилетие ряд стран мира начали отказываться от старой модели экономического развития, поощряющей быстрое накопление физического, финансового и человеческого капитала за счет чрезмерного истощения природного капитала, когда природные ресурсы и экосистемы жертвуются ради текущего экономического достатка. Причина этой инициативы некоторых государств в том, что эта устаревшая модель развития и роста губительно сказывается на благополучии нынешних поколений и создает огромные риски и проблемы для будущих поколений.
На Конференции ООН по устойчивому развитию, прошедшей в Бразилии в 2012 г. (РИО+20), через 20 лет после исторического Высшего форума Земли (РИО-92), концепция зеленой экономики получила признание в качестве одного "из важных инструментов обеспечения устойчивого развития" (итоговый документ РИО+20 "Будущее, которого мы хотим"). На РИО+20 в развитие ранее принятой концепции устойчивого развития, которая декларировала достижение баланса между тремя ее составляющими (экономика-экология-социум), фактически было признано, что без кардинального изменения нынешней ("коричневой", т.е. загрязняющей) экономики и ее движущих сил, достижение устойчивого развития невозможно. На РИО+20 не было принято четкой формулировки зеленой экономики, но было подчеркнуто, что она должна "содействовать ликвидации нищеты, а также поступательному экономическому росту, способствуя социальной интеграции, улучшению благосостояния человека и созданию возможностей для занятости и достойной работы для всех, и при этом обеспечивать нормальное функционирование экосистем планеты".
В итоговом документе "Будущее, которого мы хотим" Конференции ООН по устойчивому развитию РИО+20 было заявлено, что зеленая экономика в контексте устойчивого развития и ликвидации нищеты повысит способность рационально использовать природные ресурсы с меньшими последствиями для окружающей среды, повысит эффективность использования ресурсов и уменьшит количество отходов". В этом документе Конференция ООН отметила, что рассматривает "осуществление стратегий развития зеленой экономики странами, которые стремятся использовать их для перехода к устойчивому развитию, как общее дело", и признает, "что каждая страна может выбирать надлежащий подход в соответствии со своими национальными планами, стратегиями и приоритетами устойчивого развития". В 2011 году Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) в своем докладе "Навстречу зеленой экономике: пути к устойчивому развитию и искоренению бедности" охарактеризовала зеленую экономику "как экономику, которая повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость, и при этом существенно снижает риски для окружающей среды и ее обеднения". Согласно докладу ЮНЕП концепция зеленой экономики призвана изменить миф о противоречии между экономическим развитием и экологической устойчивостью. Сегодня имеется все больше примеров "озеленения" экономики с одновременным ростом благополучия и занятости. Другой миф, о котором говорится в докладе ЮНЕП: "зеленая экономика - это роскошь, которую могут позволить себе лишь богатые страны". Множество успешных примеров в развивающихся странах также опровергает это.
При этом ЮНЕП характеризует зеленую экономику как экономику с низкими выбросами углеродных соединений, эффективно использующую ресурсы и отвечающую интересам всего общества. При этом в зеленой экономике государственные и частные инвестиции также должны быть "зелеными", т.е. снижающими выбросы углерода и загрязнения, повышающими эффективность использования энергии и ресурсов и препятствующими сокращению биологического разнообразия и экосистемных услуг. За счет подобных зеленых инвестиций в зеленой экономике обеспечивается рост доходов и занятости граждан. Развивая зеленую экономику, государство должно способствовать увеличению зеленых инвестиций посредством целевых государственных расходов, реформ в области экономической политики и регулирования.
Повышение осведомленности и экологическое образование являются крайне важным направлением зеленой экономики. В процессе подготовки к Саммиту РИО+20 одним из наиболее сложных вопросов было обсуждение целей и ожидаемых результатов зеленой экономики. Консенсус был достигнут благодаря пониманию, что зеленая экономика является эффективным инструментом для борьбы с бедностью и сокращения нищеты с использованием новых возможностей сотрудничества и доступа к более дешевым технологиям производства энергии, пищи, жилья, обеспечения других жизненно важных потребностей развивающихся стран без дальнейшего ухудшения окружающей среды.
Чтобы не повторять ошибок с прежними стратегиями и программами устойчивого развития, сегодня важно также согласовать основные термины и определения зеленой экономики, критерии и индикаторы, включая определения зеленых технологий или отраслей. Такие определения и критерии важны для выбора приоритетов государственного финансирования, научных исследований, зеленых закупок, поиска международной финансовой и технической поддержки, привлечения зеленых технологий, для оценки прогресса и других задач перехода к зеленой экономике.
Социально-экономическое положение Кыргызстана
К началу 2018 года население Кыргызстана, по данным Нацстаткома КР, выросло до 6,26 млн. человек, прирост населения за годы независимости составил 41,4 процента. Ожидаемая средняя продолжительность жизни населения КР, по данным Всемирного Банка, с 1990 по 2016 год увеличилась всего на 3 года - с 68 лет до 71 года (рост 4,4 процента).
По данным Нацстаткома КР, уровень бедности в 2016 году, рассчитанный по потребительским расходам, в целом по стране составил 25,4 процента, или каждый четвертый гражданин республики жил за чертой бедности. Всего за чертой бедности в 2016 году проживали около 1,6 млн. человек, из которых 74,0 процента являлись жителями сельских населенных пунктов (по данным Всемирного банка уровень бедности в 2016 году составил 32,1 процент).
По итогам 2017 года объем ВВП КР составил 493,32 млрд. сомов. Внешний государственный долг КР, по данным Министерства финансов КР, в конце 2017 года достиг 4,5 млрд. долларов США, или 56,9 процента к ВВП. Во внешней торговле в 2016 году превышение импорта товаров и услуг над экспортом составило 2,52 млрд. долларов США (данные Нацстаткома КР). Платежный баланс республики сбалансирован в значительной степени благодаря поступлению переводов от кыргызстанцев, работающих за рубежом. Необходимо отметить, что по неофициальным оценкам доля в ВВП трансфертов мигрантов из Кыргызстана составляет 25-30 процентов.
В 2016 году, по данным Всемирного банка (ВБ), валовой национальный доход (ВНД) на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в КР составил 3410 долларов США, самый низкий показатель среди стран СНГ. В то же время ВВП на душу населения по ППС в 2016 году составил 3552 доллара США.
Текущее состояние окружающей среды и здоровья граждан Кыргызстана
Кыргызская Республика, являясь частью глобального сообщества, также ощущает на себе негативное воздействие деятельности человека. Природа Кыргызстана испытывает влияние глобального потепления - ледники, которые занимают около 4 процентов территории, за последние два десятилетия сократились на 30 процентов.
За годы после обретения независимости из-за остановки крупных промышленных предприятий, горно-обогатительных комбинатов и прочих источников вредных загрязнений и выбросов экологическая обстановка в республике несколько улучшилась. Несмотря на это, в результате появления в стране новых источников эмиссий вредных веществ в окружающую среду, вновь усугубились проблемы влияния загрязнения воздуха, ухудшения состояния водных ресурсов и ненадлежащего управления отходами на здоровье людей и общую экологическую обстановку наших городов, в которых проживает более 60 процентов населения страны. Вредные выбросы от тепловых станций и котельных в последние годы имеют тенденцию к возрастанию. Это подтверждается статистикой. Так, выбросы вредных веществ от стационарных источников за период 2011-2015 годы увеличились почти на 50 процентов, с 42,5 тыс. тонн в 2011 году до 61,0 тыс. тонн в 2015 году.
Высокий уровень автомобилизации, по большей части устаревший парк автомобилей в республике (возрастом свыше 10-15 лет) и использование некачественных нефтепродуктов обеспечивают поступление в атмосферу свыше 80 процентов загрязняющих веществ - частиц тяжелых металлов, оксидов углерода и азота, углеводородов, являющихся продуктами сгорания бензина и дизельного топлива. Выбросы в атмосферный воздух от передвижных источников в 2014 году составили 400,3 тыс. тонн, что в 1,6 раза больше, чем в 2011 году. Наибольшее количество выбросов в 2014 году приходилось на оксиды углерода и азота, а также углеводороды от потребления бензина автотранспортом. Использование бензина в целом по республике составило в 2014 году 729,2 тыс. тонн, что в 1,5 раза больше, чем в 2011 году (494,4 тыс. тонн). Основное потребление в республике бензина (94%) и дизельного топлива (89%) приходилось на город Бишкек (2014 год). В гг. Бишкек и Ош отмечается наиболее высокий уровень загрязнения воздуха передвижными источниками и тепловыми станциями.
Большая часть земель сельскохозяйственного назначения и пастбища в республике подвергаются деградации и антропогенной эрозии из-за интенсивного и неправильного их использования, а также чрезмерного применения химических и минеральных удобрений. В сельском хозяйстве Кыргызстана резко увеличилось использование пестицидов, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека и загрязняющих окружающую среду. В частности, за период 2011-2015 годы применение гербицидов выросло на 85, фунгицидов - на 13, инсектицидов - на 63 процента.
Значительная площадь пастбищ в Кыргызстане (1/4 от всей площади) средне и сильно деградирована из-за сверхнормативной нагрузки на них вследствие увеличения поголовья скота (по данным "Кыргызгипрозем"). По данным отечественных исследовательских институтов, урожайность летних и зимних пастбищ за последние 50 лет сократилась в 3 раза. Неоправданно интенсивная эксплуатация пастбищ стала причиной снижения их продуктивности. Так, по оценкам экспертов, в результате этого ежегодно теряется свыше 11 млн. тонн естественных кормов. Несмотря на увеличение в Кыргызстане, по данным статистики, площади, покрытой лесом, общая площадь государственного лесного фонда сократилась на 20 процентов - с 3279,3 тыс. гектаров в 2003 году до 2619,7 тыс. гектаров в 2016 году.
Вследствие применения в сельском хозяйстве неэкономичных поверхностных методов полива крайне неэффективно используется поливная вода для орошения. По некоторым предварительным оценкам, Кыргызстан имеет самую низкую в мире продуктивность использования поверхностных вод в сельском хозяйстве - примерно, 0,15 долл. США с 1 м3. При этом в 2016 году на сельскохозяйственный полив из всего объема потребляемой воды использовалось 98 процентов, или около 4,4 миллиона квадратных метров воды. По причине плохого состояния ирригационных систем теряется 25 процентов воды при ее транспортировке от источников забора. Несмотря на большой водный потенциал в республике ситуация с доступом к питьевой воде оценивается как неблагоприятная, так как без доступа к чистой питьевой воде остаются около 1 миллиона кыргызстанцев. В Кыргызстане в настоящее время 1125 сел не имеют доступа к центральной водопроводной системе - жители вынуждены брать воду из открытых источников.
За счет возобновляемых гидроресурсов крупными ГЭС в Кыргызстане вырабатывается свыше 90 процентов электрической энергии, но в то же время почти не используется потенциал микро и малых ГЭС, которые практически не вредят окружающей среде в отличие от негативного воздействия на локальную экосистему при строительстве крупных ГЭС. Развитие малой гидроэнергетики также способствует укреплению энергетической безопасности страны, в частности в маловодные климатические циклы, для отдаленных регионов и снижения зависимости от Токтогульской ГЭС - единственного крупного источника генерации электроэнергии.
В последние годы (2012-2016 гг.) отмечается увеличение на 21 процент количества токсичных отходов промышленного производства и потребления горнорудного сектора промышленности. В населенных пунктах республики растет количество стихийных свалок и полигонов для бытовых и промышленных мусорных отходов. Сбор бытового мусора практически повсеместно производится без применения сортировочных мероприятий, что не дает возможности его повторного использования. При этом, практически не учитывается тот факт, что отходы производства и потребления при надлежащей переработке могут являться источником сырья для производств по вторичной переработке отходов.
В настоящее время также остро стоят вопросы "экологизации" разработки, добычи и переработки природных ресурсов и ископаемых, снижения воздействия на окружающую среду старых горно-обогатительных комбинатов, вопросы справедливого налогообложения, учитывающего проблемы охраны природы и перераспределения национального богатства при экспорте руд и концентратов, рекультивации горной добычи, в том числе старых и вновь образуемых хвостохранилищ.
Крайне неблагоприятная экологическая ситуация с бытовыми отходами и канализационными стоками сложилась на территории Иссык-Кульской области, являющейся туристической рекреационной зоной. Фиксируются многочисленные факты загрязнения акватории озера Иссык-Куль бытовыми отходами и стоками, отсутствия очистных сооружений на рекреационных объектах (пансионатах, домах отдыха, частного сектора). Существует острая необходимость в разработке мер по устойчивому развитию уникальных природных комплексов республики, так как есть риски, в частности, нерационального использования и даже вероятность потери уникальных ореховых лесов заповедника Арсланбоб.
По данным исследований некоторых наших экологов, всего 25 лет назад в Кыргызстане было более 120 естественных экосистем. В настоящее время их количество сократилось - осталось меньше половины и только пять-семь из них являются полноценными и нетронутыми. Экологи отмечают, что оставшиеся экосистемы уже не могут полноценно формировать климат и поэтому погода меняется хаотично. По словам экологов, раньше деятельность человека разрушала только предгорные экосистемы, а теперь уже идет активное разрушение среднегорных и высокогорных систем - альпийских лугов, или джайлоо.
Все это негативное воздействие последствий экономической деятельности не прошло даром для здоровья населения, являющегося признанным индикатором ухудшения состояния окружающей среды в стране.
За 2010-2015 годы в Кыргызстане на 31 процент увеличилось число вновь зарегистрированных больных с онкологическими новообразованиями, а общее количество таких больных выросло на 23 процента. При этом до 12 процентов выросла доля смертности кыргызстанцев от злокачественных новообразований в общем количестве всех причин смерти в республике. В результате ухудшения состояния воздуха и в целом окружающей среды каждый 10 гражданин Кыргызстана подвержен заболеваниям органов дыхания.
Более того, от негативного воздействия загрязнения окружающей среды страдают дети - будущее Кыргызстана. В 2011-2015 годы на 64 процента увеличилось количество врожденных аномалий у новорожденных, а младенческая смертность от врожденных аномалий выросла на 20 процентов. Отмечается рост в 2 раза регистрации новых больных детей до 14 лет со злокачественными новообразованиями, а всего детей больных раком увеличилось на 20 процентов.
Ухудшение экологического состояния в республике негативно влияет и на женщин, у которых за 2010-2015 годы на 14 процентов увеличилось количество случаев бесплодия и на 18 процентов выросла регистрация новых случаев злокачественных новообразований у женщин.
Все эти статистические факты являются наиболее точными индикаторами, характеризующими значительное ухудшение экологического состояния в Кыргызстане.
Проблемы окружающей среды Кыргызстана представляют угрозу для будущего устойчивого развития страны, главными из которых являются: исчерпание природных ресурсов без создания эффективных альтернатив, потеря основных естественных экосистем и стагнация человеческого капитала. Нельзя допустить, чтобы сбылось мрачное пророчество великого датского физика Нильса Бора: "Человечество не погибнет в атомном кошмаре, а задохнется в собственных отходах".
Несмотря на все эти негативные экологические проявления у Кыргызстана по сравнению с соседними странами вполне неплохие стартовые возможности для развития зеленой экономики. В Кыргызстане нет крупных химических, нефтехимических и металлургических производств, которые в значительной степени вредят окружающей среде. Положительным фактором также является то, что в республике основные генерирующие электроэнергию мощности базируются на гидроэнергетических ресурсах, а использование электрогенерации на основе вредных углеводородов ограничено одной ТЭЦ. В Кыргызстане отсутствуют производства минеральных и химических удобрений, вследствие этого сельское хозяйство не применяет их в большом количестве. В целом, по данным Всемирного банка, экологическая ситуация в республике более благоприятная по сравнению с другими странами Центральной Азии. Это позволяет надеяться на успешное внедрение принципов зеленой экономики в стране и создание странового бренда "Кыргызстан - страна зеленой экономики".
Развитие зеленой экономики в Кыргызстане
Для перехода к зеленой экономике предлагается развивать "зеленые" направления по следующим секторам:
1. Зеленый транспорт в зеленом городе
Транспорт - один из аспектов сегодняшней жизни, без которого никак нельзя обойтись. Однако транспорт, основанный на двигателях внутреннего сгорания, является одним из главных потребителей энергии и сжигает огромное количество не возобновляемого ископаемого топлива (нефтепродуктов - бензина, керосина и дизельного топлива). В результате этого существующие транспортные системы превратились в причину широкого спектра проблем, в особенности в городах-мегаполисах, включающих выбросы двуокиси углерода и парниковых газов, загрязнение воздуха выхлопными газами и мельчайшими твердыми частицами, загрязнение грунтовых вод токсичными стоками с автодорог, автомобильных моек и стоянок автотранспорта, шумовое загрязнение, значительное сокращение площади городских зеленых насаждений, сжатие городского жизненного пространства и разрастание пригородов. Все это привело к таким негативным последствиям, как глобальное потепление, ухудшение состояния окружающей среды и ухудшение здоровья человека.
Направления:
Постепенное и продуманное введение мер для снижения спроса на автомобильный транспорт, в большей части на личные транспортные средства, без ущерба для общей мобильности населения в плане быстрого и безопасного передвижения;
Работа по стимулированию перехода граждан от использования личных автомобилей к общественному транспорту, что позволит значительно уменьшить вредные выбросы при сгорании нефтепродуктов и уменьшить пробки на улицах и дорогах;
Оптимизация общественного транспорта - переход от маловместительного общественного транспорта к транспорту с большой вместимостью;
Проведение политики по улучшению качества автомобильного парка посредством поощрения использования экологически более безопасных новых автомобилей, транспорта на газовом топливе, гибридов и электромобилей за счет налоговых и таможенных преференций;
Создать условия для невыгодности эксплуатации неэкологичных старых автомобилей (старше 7 лет), не имеющих катализаторов для уменьшения вредных выхлопных выбросов;
Ввести обязательное прохождение технического осмотра автомобилей в том числе определение соответствия транспорта на требования по экологической безопасности;
Создание благоприятных условий для организации в Кыргызстане производства электротранспорта - электробусов и электромобилей;
Введение поэтапного отказа от использования этилированного бензина и топлива с высоким содержанием серы и перехода транспорта на высококачественный бензин, газовое топливо и электричество с учетом вступления в силу соответствующих технических регламентов ЕАЭС;
Внедрение международных стандартов для внутренних производителей горюче-смазочных материалов, усиление контроля за работой государственных и частных лабораторий по сертификации производимых горюче-смазочных материалов в соответствии с техническими регламентами ЕАЭС;
Развитие системы общественного транспорта и безопасных способов передвижения для пешеходов, велосипедистов и передвижения с использованием других не моторизованных транспортных средств;
Более рациональное планирование городов с целью сокращения необходимости для жителей передвигаться по городу и использовать транспортные средства, в частности в г.Бишкек вынести центральные государственные административные здания из центра города в одно место на окраину, формирование сети магазинов шаговой доступности, создание рабочих мест в жилых районах;
Внедрение новых подходов в градостроительстве и архитектуре, в планировании городского хозяйства, организации дорожного движения, в частности уплотнение застройки городов;
Развивать благоустройство ландшафтно-рекреационных городских зон, установить целевой норматив Всемирной организации здравоохранения по площади зеленых насаждений в городе в 50 кв.м на одного жителя и добиваться его достижения;
Разработать Национальную транспортную программу с учетом развития зеленой экономики;
Обязать компании и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по мытью автотранспортных средств, использовать воду повторно, пропуская ее через систему отчистки;
Проводить регулярные исследования вреда и степени воздействия на здоровье граждан загрязнения воздуха выбросами станций и котельных, работающих с использованием угля, выхлопными газами автотранспорта и мельчайшими твердыми частицами.
2. Зеленая энергетика и энергосбережение
Энергетика Кыргызстана фактически является зеленой энергетикой, так как свыше 90 процентов электроэнергии вырабатывается за счет гидроэнергетических ресурсов. Несмотря на это развитие зеленой энергетики должно иметь приоритетное значение, учитывая стратегическое направление на развитие зеленой экономики и обеспечение энергетической безопасности из-за высокой зависимости страны от импортных нефтепродуктов и природного газа. В Кыргызстане большие проблемы с энергосбережением и энергоэффективностью. Энергоемкость экономики Кыргызстана, которая характеризует эффективность использования энергии, по данным Всемирного банка, в 1,8 раза выше среднемирового показателя и в 2,3 раза выше, чем в Евросоюзе. Таким образом, использование 1 кг условного топлива дает экономике страны всего 5,1 долл. США в ВВП, тогда как в среднем по миру этот показатель выше в 2,2 раза.
Направления:
Добиваться снижения энергопотерь за счет технических и институциональных преобразований в энергосекторе;
В государственной политике должен быть абсолютный приоритет внедрения низкоуглеродных, возобновляемых источников энергии и повышения энергоэффективности;
Сокращение государственного финансирования мер в области энергетики, наносящих вред окружающей среде, имеющих форму субсидирования тарифов на тепло- и электроэнергию;
Необходимо рассмотреть вопрос о введении полного отказа от проектирования и строительства тепловых электростанций и котельных, использующих в качестве топлива уголь;
Реализовать запланированные крупные проекты строительства ГЭС с учетом минимизации негативного воздействия строительства станций и сопутствующих водохранилищ на экологию соответствующих регионов;
Для развития регионов максимально задействовать гидроэнергетический потенциал малой гидроэнергетики, особенно учитывая большую зависимость крупных ГЭС от маловодных циклов;
Обладая огромным солнечным и ветровым потенциалом стимулировать развитие солнечной и ветровой энергетики;
Определить ресурсы возобновляемых источников энергии (малые ГЭС, солнечные системы, ветровые и биогазовые установки) для каждого района КР с привлечением научных и частных специалистов;
Разработать законодательные инициативы, предусматривающие стимулирование развития распределенного производства энергии на индивидуальных установках ВИЭ (малые ГЭС, солнечные системы, ветровые и биогазовые установки) и обмена энергией для снижения потерь в сетях и сетевой нагрузки;
Разработать видение, стратегию и план развития энергосектора до 2040 года с учетом обязательств страны по Целям устойчивого развития относительно увеличения доли ВИЭ (малые ГЭС, солнечные системы, ветровые и биогазовые установки) до 10% от общей выработки электроэнергии;
Внедрять сбалансированную тарифную политику в области электроэнергетики и теплоэнергетики, обеспечивающую гибкость при удовлетворении спроса и покрывающую затраты производителей энергии, в том числе рассмотреть вопрос введения в зимнее время дифференцированного тарифа на электроэнергию;
Продолжать поэтапный и неуклонный перевод котельных и индивидуального отопления домов в частном секторе на использование природного газа с использованием новых энергоэффективных газовых котлов;
Развивать конкуренцию в сфере отопительных систем в городах и отказаться от монопольной зависимости от одного поставщика тепловой энергии;
Развивать индивидуальное энергосберегающее и энергоэффективное электрическое и газовое отопление, в том числе развивать использование солнечных коллекторов для отопления и горячего водоснабжения;
Стимулировать внедрение технологий получения биогаза из бытовых и коммунальных органических отходов и сточных вод;
Организовать центральноазиатский центр развития зеленой энергетики;
Внедрение мер по повышению энергосбережения и энергоэффективности предприятий, вырабатывающих, передающих и распределяющих электрическую и тепловую энергии;
Введение мер по повышению энергосбережения и энергоэффективности конечных потребителей электрической и тепловой энергии (предприятий, ведомств, частных потребителей);
Применение новых строительных стандартов и реализация мероприятий по повышению энергоэффективности в строительной отрасли и теплоэнергетике для строительства новых "зеленых" жилых и общественных зданий, а также проведение мероприятий по энергосберегающей санации старых зданий;
Повсеместное внедрение приборов регулирования расхода и учета потребления электрической и тепловой энергии, газа и воды;
Перевод освещения улиц и домов на энергосберегающие лампы, проведение информационной работы среди населения по вопросам комплексного утепления жилья с целью энергосбережения;
Разработка Национальной программы энергосбережения, включающей программу по утеплению старого жилья в качестве основного инструмента проведения государственной энергосберегающей политики.
3. Зеленое сельское хозяйство
Население сельской местности в Кыргызстане составляет 66 процентов (2017 г.) от всего населения страны, но при этом сельское хозяйство дает только 15 процентов добавленной стоимости в ВВП. По оценкам специалистов, начиная с 1985 года площадь деградированных земель в республике существенно выросла, а последний комплексный мониторинг земель проводился почти 30 лет назад - в 1990 году. Эрозионные процессы, засоление и заболачивание, подтопление, опустынивание значительно снизили биологическую продуктивность земель в Кыргызстане. Все это усугубляется отсутствием в большинстве фермерских хозяйств должного севооборота из-за небольших их размеров, что приводит к высокому уровню использования неорганических удобрений, химикатов и в дальнейшем - к ускорению деградации земель аграрного пользования. На поливные и другие сельскохозяйственные нужды аграрный сектор использует 90 процентов от всех потребляемых экономикой поверхностных вод. У Кыргызстана самый низкий в мире уровень эффективности использования воды в сельском хозяйстве, что говорит об огромных потерях при доставке воды до потребителей и крайне неэффективном использовании поливной воды сельхозпроизводителями. Все это объясняет низкую продуктивность и невысокую урожайность в сельском хозяйстве. В животноводстве зачастую стали применяться синтетические биостимуляторы роста и антибиотики для увеличения продуктивности поголовья скота, но тем самым производится опасная для человеческого организма продукция.
Направления:
Обновить Национальный план действий по предотвращению деградации земель и восстановлению земель, создать условия для предотвращения различных типов деградации земель и восстановления деградированных земель;
Более эффективно работать с секретариатом конвенции по борьбе с опустыниванием, Глобальным экологическим фондом, Зеленым климатическим фондом, странами-донорами по привлечению финансовой и технической помощи, направленной на мероприятия по восстановлению земель;
С целью увеличения производительности сельскохозяйственного труда и повышения эффективности землепользования провести мероприятия по созданию рынка земли в Кыргызстане;
Сокращение государственного финансирования мер в области ирригации, наносящих вред окружающей среде, имеющего форму субсидирования тарифов на поставку поливной воды;
Продолжать работы по восстановлению площади всех лесных насаждений в Кыргызстане; провести работы по повышению возобновляемости лесов и повысить предельный уровень молодняка с целью улучшения возобновляемых процессов в лесах;
С целью учета лесов разработать и внедрить лесной кадастр, внедрить государственную систему паспортизации и нумерации каждого растущего и посаженного дерева;
Восстановить горные хвойные леса в поясе от 1 до 3 тыс. метров над уровнем моря, а до 2 тыс. метров - засадить лиственными, в том числе дикоплодовыми; восстановить пойменные леса и местами по берегам рек разместить плантации быстрорастущих деревьев для получения древесины, задействовать для восстановления лесов все лесхозы;
Провести работу по совершенствованию законодательства в области лесного хозяйства, в частности Лесного кодекса КР в соответствии с современными требованиями в рамках зеленой экономики;
Проводить работу по сокращению применения неорганических удобрений и пестицидов, внедрить систему государственного контроля и государственного лицензирования ввоза и продажи неорганических удобрений и пестицидов;
Создать условия для применения сельхозпроизводителями современных экологически чистых органических удобрений и средств защиты растений;
В целях сбережения поверхностных вод провести мероприятия по сокращению потерь при межхозяйственной и внутрихозяйственной транспортировке воды (восстановить ирригационные системы, каналы, лотки и т.д.);
Внедрить новые сберегающие воду методы орошения, в частности капельное, дискретное и распылительное. Постепенно отказаться от традиционных методов поверхностного полива (по бороздам, по полосам, сплошным затоплением), требующих огромного количества водных ресурсов и приводящих к деградации земель;
Внедрение новых методов и подходов в использовании и улучшении пастбищ для сохранения экологической целостности пастбищных экосистем в окружающей среде;
Провести работу по совершенствованию законодательства в области пастбищ, в частности закона о пастбищах КР в соответствии с современными требованиями в рамках зеленой экономики;
Создать "тепличные" условия для сельхозпроизводителей, способствующие увеличению площадей тепличных хозяйств по выращиванию экологически чистой продукции;
Культивировать внедрение новых сельскохозяйственных культур, специализации по аграрным культурам, выращивание лекарственных растений и семеноводство (благоприятная климатическая зона);
Ввести законодательный запрет на использование в животноводстве синтетических анаболиков (стимуляторов роста) для увеличения продуктивности поголовья скота и упорядочить применение синтетических антибиотиков (антимикробных препаратов), стимулировать использование в животноводстве препаратов, изготовленных на основе природных биостимуляторов и антибиотиков;
Усилить государственный контроль за производством и использованием новейших биотехнологий, в особенности связанных с генетической модификацией животных и растительных организмов, используемых для производства продуктов питания;
Проводить регулярные исследования вреда и степени воздействия на здоровье граждан применения в сельском хозяйстве республики пестицидов, синтетических анаболиков (стимуляторов роста) и антибиотиков (антимикробных препаратов);
Для удовлетворения внутренних потребностей организовать местные промышленные мощности по производству экологически чистых органических удобрений и средств защиты растений, а также производство природных биостимуляторов и антибиотиков для животноводства;
Стимулирование развития производства биоудобрений с использованием биомасс, органических и пищевых отходов;
Внедрение эффективной специализации регионов страны на производство конкретного вида сельскохозяйственной продукции с учетом зоны земледелия и природно-климатических условий региона;
Создать в республике специализированные сельскохозяйственные зоны, обеспечивающие производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции с дальнейшим распространением успешного опыта на сельскохозяйственные зоны всей республики;
Внедрить национальную систему сертификации экологически чистой пищевой и другой продукции, ввести национальный знак маркировки экологически чистой продукции ("органик", "эко");
Стимулировать развитие перерабатывающих производств с целью увеличения цепочки добавленной стоимости за счет промышленной переработки сельскохозяйственной продукции.
4. "Зеленая" промышленность
Индустриализация и развитие обрабатывающей промышленности в Кыргызстане является главным движущим фактором повышения доходности, создания рабочих мест и улучшения благосостояния граждан. В то же время вызывает беспокойство негативное воздействие промышленности, особенно горнорудной и нефтеперерабатывающей, в целом на экологическое состояние республики, в частности на локальные и региональные экосистемы. На местах фиксируется большое количество претензий экологического характера местного населения к инвесторам, осуществляющим промышленное производство. Развитие зеленой промышленности в Кыргызстане способствует защите населения и экологических систем от растущих экологических рисков и сбережению природных ресурсов. Подходы к развитию зеленой промышленности в республике должны фокусироваться на оценке экологических рисков на стадии проектирования, модернизации промышленности и повышении производительности без сопутствующего повышения объемов использования ресурсов и уровня загрязнения окружающей среды.
Направления:
Разработать программу развития зеленой промышленности как части Стратегии промышленного развития страны;
Проведение мероприятий по экологизации существующих отраслей промышленности, направленных на повышение эффективности использования ресурсов, оптимизацию использования природных ресурсов в производстве, предотвращение загрязнения окружающей среды, минимизацию рисков для здоровья человека, рациональное регулирование использования химических веществ в производстве;
Внедрение экологически сбалансированных способов промышленного производства и более эффективного использования ресурсов;
Максимально эффективное использование ресурсов энергии и воды, масштабная переработка отходов и применение усовершенствованных систем потребления и производства;
Стимулирование предпринимателей для создания новых зеленых отраслей промышленности, таких как возобновляемые источники энергии, заводы по утилизации и переработке отходов, производство экологических промышленных технологий, производство экологических продуктов питания;
Сформировать нормативно-правовую базу, мотивирующую развитие и расширение применения зеленых технологий на промышленных производствах;
Поощрение бизнес-среды на организацию "зеленых" услуг в промышленности, в частности по утилизации материалов производства, очистке воды, контролю уровня загрязнений воздуха и оборудованию для переработки отходов, а также услуг по мониторингу, измерению и анализу данных, консультированию по вопросам окружающей среды, энергетики и энергоэффективности;
В целях повышения экологической эффективности промышленности создать условия для внедрения Системы наилучших доступных технологий (НДТ) в промышленном производстве, провести комплекс мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий;
Инициировать в промышленном секторе движение "Проектирование с учетом экологических требований" (Design for the Environment (DfE)) в целях побуждения компаний к принятию расширенных обязательств в отношении собственной деятельности и продуктов, что может привести к началу проектировочных работ по созданию более надежных продуктов, пригодных для повторного использования и подлежащих вторичной переработке;
Внедрить среди горнорудных и других компаний, разрабатывающих природные ресурсы, международную практику "взаимоотношений с местным сообществом и развития" (CRD) и практику "корпоративной социальной ответственности" (CSR) с целью улучшения взаимоотношений между местными сообществами и инвесторами;
Проводить политику государственных закупок, направленную на закупку товаров и услуг, не оказывающих существенного негативного влияния на окружающую среду, с приоритетом экологических товаров и услуг;
Внедрить целевую государственную поддержку исследований и разработок, связанных с созданием экологически чистых технологий;
Обеспечить рост государственных инвестиций в инфраструктуру, соответствующую принципам устойчивого развития (включая общественный транспорт, возобновляемые источники энергии, строительство энергоэффективных зданий), и природный капитал для восстановления, поддержания и, где это возможно, увеличения объема природного капитала.
5. Зеленая переработка отходов
В наследие от индустриализации эпохи СССР в Кыргызстане осталось более 90 хвостохранилищ и отвалов, в том числе содержащих радиоактивные и другие высокотоксичные отходы. В этой связи одной из важнейших задач по решению экологических проблем Кыргызстана является качественная утилизация и рекультивация исторически накопленных радиоактивных и токсичных отходов. Более того, вследствие текущего развития горной и другой промышленности вырабатываются новые объемы горных и промышленных отходов, часть из которых является токсичной. С каждым годом значительно увеличиваются объемы выработки населением бытовых отходов. Особенно остро проблема стоит в городах, где каждый житель в среднем производит около 300 кг мусора в год. В результате множатся стихийные мусорные свалки и плохо управляются установленные мусорные полигоны. По данным международной статистики, 80 процентов товаров широкого потребления завершают свою жизнь в мусорных баках в течение 6 месяцев после их изготовления. Это требует от государства активно внедрять современные методы управления промышленными и бытовыми отходами в соответствии с международной практикой. Необходимо развивать экономику замкнутого цикла - это больше чем просто утилизация мусора, это современная философия вторичного использования и извлечения прибыли из того, что раньше считалось ненужным и отправлялось в отходы в рамках старой экономической модели "произвести - использовать - выбросить".
Направления:
Разработать и внедрить мероприятия по переходу к экономике замкнутого типа с целью повышения уровня повторного использования коммунально-бытовых отходов, упаковки и запрета на захоронения на полигонах любых перерабатываемых и биологически разлагаемых отходов;
Активизировать сотрудничество с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), российской госкорпорацией "Росатом", Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и другими заинтересованными сторонами в сфере рекультивации объектов уранового наследия;
Провести работу по инвентаризации (создать кадастр хвостохранилищ) всех хвостохранилищ и отвалов горнорудных и промышленных отходов на их соответствие стандартам экологической безопасности и выяснению уровня содержания полезных веществ, имеющих промышленную ценность;
Передать в оперативное управление специально уполномоченному органу все опасные отходы, находящиеся на балансе государства либо не имеющие собственника;
Создать полигон для временного хранения опасных отходов с целью поиска международного финансирования и технологий для их последующей утилизации экологически безопасным способом;
Провести технико-экономические исследования хвостохранилищ, потенциально выгодных для переработки, в целях установления экономической целесообразности их использования и объема необходимых инвестиционных вложений;
Создать условия для организации инфраструктуры и предприятий по переработке промышленных отходов и внедрения стимулов для их устойчивого функционирования;
Обеспечить обязательное использование на объектах промышленного производства безопасных для окружающей среды технологий и процессов и применение современных технологий по утилизации и уничтожению опасных отходов;
Внедрить международную систему классификации и маркировки химических веществ, провести анализ исполнения Программы Правительства КР по внедрению международной системы классификации опасности и маркировки химических веществ в Кыргызской Республике и Плана мероприятий по ее реализации на 2015-2017 годы, в случае необходимости пролонгировать Программу в целях гармонизации с требованиями ЕАЭС;
Провести исследование состояния всех городских полигонов твердых бытовых отходов (ТБО) и определить практические мероприятия по их рекультивации;
Разработать и внедрить экономические механизмы переработки отходов (утилизационные сборы, налоговые стимулы и преференции для переработчиков отходов и т.д.);
Разработать госпрограмму по озеленению сбора, утилизации и переработки ТБО, включающую вопросы по внедрению обязательного раздельного сбора мусора, стимулирование развития предприятий по переработке ТБО, введение административной и иной ответственности производителей и потребителей за ненадлежащий сбор и утилизацию бытовых отходов, развитие здоровой конкуренции на рынке управления бытовыми отходами, установление стандартов переработки и хранения ТБО с использованием новых технологий, создание нормативной правовой базы для контроля за сбором, транспортировкой, переработкой, утилизацией и хранением ТБО;
Внедрение в городах мусоросортировочных, мусороперерабатывающих и мусоросжигающих мощностей, введение полного запрета на сжигание твердых бытовых отходов (кроме специализированных разрешений) и внедрения соответствующих административных и иного наказания для нарушителей;
Внести поправки в Административный кодекс об ужесточении мер по загрязнению акватории озера Иссык-Куль и природоохранных зон, восстановить на Иссык-Куле все неработающие очистные сооружения и обеспечить строительство новых очистных мощностей с целью полного ограждения озера от слива нечистот и мусора;
Разработать программу снижения и конечного запрещения использования в КР упаковочного пластика, не поддающегося переработке и быстрому биоразложению.
6. Государственная политика, зеленые госзакупки и платежи за экосистемные услуги
Экономическая политика на принципах зеленой экономики предполагает активное субсидирование зеленых направлений в секторах экономики и, наоборот, требует сокращения государственных расходов, кредитов и инвестиций в сектора, которые загрязняют окружающую среду. В Кыргызстане привыкли оценивать природные богатства как бесплатные ресурсы. В результате недостаточной защиты лесов их вырубка ведет к потере влаго- и снегозадержания, образованию селей и оползней, наводнений и лавин, а также уничтожению среды обитания для уникальных диких животных и растений. Вырубка лесов и неправильная хозяйственная деятельность в горных экосистемах приводит к ухудшению качества воды. Чем меньше лесных насаждений, тем меньше очищается воздух, так как зеленые насаждения поглощают значительную часть вредного для жизни углерода. Если не ценить воду и землю, то их качество будет ухудшаться и соответственно будет ухудшаться состояние окружающей среды и жизненного пространства человека. Для сохранения природных ресурсов необходимо понять, что ресурсы экосистем не бесплатны. Нарушение экологического баланса ведет к природным бедствиям, которые в свою очередь отражаются на увеличении расходов на восстановление экосистем, восполнении биоразнообразия и здоровье человека. Поэтому наряду с механизмами на основе принципа "загрязнитель платит" (штрафы, санкции, налоги) целесообразно вводить в действие новый метод сохранения природных комплексов - платежи за экосистемные услуги.
Направления:
Принимать соответствующие национальные политики и приоритеты, учитывающие особенности и преимущества страны;
Внедрить механизмы стратегической экологической оценки проектов секторальных стратегий, политик, программ, планов;
Выделять субсидии для приоритетных направлений зеленой экономики взамен субсидирования неустойчивого производства и потребления;
Поддерживать зеленые государственные закупки, стимулирующие устойчивое производство и потребление, экологические услуги и товары;
Проводить налоговые и тарифные реформы, стимулирующие зеленые технологии и инновации, введение налогов на загрязнение и истощение ресурсов вместо налогов на труд;
Обновить Национальный план действий по гигиене окружающей среды;
Обеспечить мониторинг и учет природных ресурсов Кыргызстана;
Направлять целевые ресурсы на восстановление и сохранение окружающей среды с учетом индикаторов воздействия (количество сохраненных видов и особей, восстановленных земель, очищенных вод и т.д.);
Разработать и внедрить систему ценообразования за природные ресурсы, соответствующую принципам устойчивого развития и базирующуюся на гибком сочетании свободных и регулируемых цен;
Приоритетно направлять государственные средства на развитие инфраструктуры, соответствующей принципам зеленой экономики, на восстановление и увеличение природного капитала;
Стимулировать устойчивое потребление и производство через внедрение устойчивых государственных закупок у устойчивой торговли. Зеленые закупки - это продукты или услуги, которые сводят к минимуму воздействие на окружающую среду;
Использовать экономические инструменты для покрытия издержек, связанных с минимизацией вреда для экологии в результате хозяйственной деятельности;
Пересмотреть стимулирующую функцию системы штрафов, санкций и налогообложения за экологические нарушения;
Ввести систему коэффициентов к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также систему экологического страхования;
Реформирование системы "экологического" налогообложения, предполагающего смещение акцента с налога на рабочую силу на налоги на загрязнение;
Улучшение управления экологическими данными с целью обоснованного формулирования и осуществления планов развития, а также принятия экологически значимых решений;
Развитие государственной системы мониторинга состояния окружающей среды (качество атмосферного воздуха, водных, земельных ресурсов);
Разработка системы экономических показателей, обеспечивающих учет природных ресурсов и оценку степени воздействия хозяйственной деятельности на их состояние;
Адаптировать методологию и внедрить систему эколого-экономического учета ключевых природных ресурсов в систему национальных счетов;
Провести стоимостную оценку всех потенциальных с экономической точки зрения экосистемных услуг и ресурсов биоразнообразия;
Исследовать и применить подходы для развития рынка экосистемных услуг, включающих следующие услуги - снабжающие (пища, вода, лес, сырье), регулирующие (воздействие на климат, контроль за наводнениями, стихийными бедствиями, качество водных ресурсов и пр.), культурные (рекреационные ресурсы, эстетические и духовные ценности природы), поддерживающие услуги (почвообразование, фотосинтез, круговорот азота и пр.) и локальные схемы для системы платежей за экосистемные услуги;
Интегрировать экосистемные подходы и учет природного капитала в планирование экономического развития Кыргызстана;
Разработать и внедрить понятия, принципы и международный опыт экосистемного управления на государственном и местном уровнях управления для поддержания и усиления состояния экосистем в целях обеспечения нынешних и будущих потребностей;
Развивать международное сотрудничество и привлекать грантовые средства и другую помощь соответствующих международных организаций для достижения целей по внедрению зеленой экономики в Кыргызстане;
Использовать бренд "Кыргызстан - страна зеленой экономики" для привлечения грантовой помощи на пилотные проекты, направленные на оказание глобальных услуг окружающей среде.
7. Охрана биологического разнообразия
Естественные экологические системы экологи называют "фабриками Жизни", которые создают и регулируют состояние окружающей среды посредством регулирования климата, формирования осадков, сокращения стихийных бедствий, очистки воды и воздуха. По данным экологических движений, на территории Кыргызстана, которая составляет 0,03 процента от площади Земли и 0,13 процента от площади суши, произрастает примерно 2 процента видов мировой флоры и более 3 процентов видов мировой фауны. Сегодня естественные экосистемы Кыргызстана находятся под угрозой потери биоразнообразия из-за действий, вызванных деятельностью человека. Бесконтрольная и бездумная вырубка лесов ведет к сокращению их площади и, соответственно, к сокращению площадей экосистем. Они за последние полвека сократились в два раза. Также разрушающе действуют на них хищнический сбор лекарственных и других дикорастущих растений, браконьерский охотничий и рыболовный промысел, а также расширяющиеся отчуждения под пахотные земли, дороги, населенные пункты, горнопромышленные предприятия, водохранилища, курортнорекреационные объекты и т.д. Существует явная тенденция к деградации экосистем, сокращению мест обитаний, размера и количества популяций многих видов растений и животных за последние 20-30 лет. Из экологических факторов, влияющих на биоразнообразие и экосистемные услуги, подчеркивается продолжающаяся аридизация климата в Центральной Азии и высотная поясность. Оба эти фактора ставят биологические сообщества в условия крайнего выживания.
Направления:
Принятие единой системы классификации экосистем в Кыргызской Республике, определение эталонов для соответствующих экосистем в целях последующего мониторинга за их состоянием;
Введение термина "экологическая система" и связанных с ним понятий в соответствующие законодательные акты и нормы в области охраны окружающей среды и смежные области;
Внедрение экосистемного подхода в секторальные планы развития, в территориальные планы управления; учет ценности экосистем и биоразнообразия при индустриальном и муниципальном планировании, использовании пастбищных и других сельскохозяйственных земель; учет сезонных зон миграции, тихих зон и экологических коридоров в планах управления пастбищами и при строительстве линейной инфраструктуры;
Разработать программы восстановления особо ценных экосистем для сохранения глобально значимого биоразнообразия;
Внедрить систему компенсации биоразнообразия (biodiversity offsets) со стороны хозяйствующих субъектов, наносящих неизбежный вред биоразнообразию; поддержка местных инициатив для участия в схемах по компенсации за ущерб биоразнообразию;
Оценка ценности растительного генетического сырья для развития фармакологической, пищевой, косметологической отраслей; поддержка патентования особо ценных наработок;
Содействие в продвижении альтернативных отгонному животноводству источников благосостояния сельских жителей, живущих вблизи лесных и других ценных экосистем, с целью снижения поголовья скота и последующего давления на экосистемы; определение предельной емкости для выпаса скота на лесных территориях;
Создание стимулов для местных жителей в общинном управлении лесными ресурсами, в лесовосстановлении и лесоразведении вне земель ГЛФ; укрепление склонов и пойм рек плантациями деревьев и кустарников;
Делегировать вопросы охраны окружающей среды местным органам управления с передачей функций и штатов от центральных органов и усилить потенциал МСУ на местном уровне; интегрировать вопросы охраны окружающей среды в местные планы развития; поддерживать и поощрять местные инициативы по общинной охране окружающей среды; ведение общинного мониторинга за состоянием среды на местном уровне;
Расширить площадь особо охраняемых природных территорий (ООПТ) до 10 процентов от общей территории страны; вовлечение местных общин в продвижении местных туристических продуктов, связанных с ООПТ (эко-, этно-, агро- туризм, экстремальный туризм, альпинизм, сертифицированное лейблом ООПТ земледелие);
Содействие развитию устойчивых форм туризма (эко-, агро-, этно- туризм) с учетом туристической емкости природных территорий;
Стимулы и субсидии для дружественных биоразнообразию видов хозяйственной деятельности; поддержка ГЧП с особым фокусом на сохранении биоразнообразия;
Пересмотр системы наказаний за запланированный и незапланированный ущерб природной среде; увеличение суммы штрафов за порчу почвенного и растительного покрова, уничтожение ценных видов флоры и фауны, особенно занесенных в международную и Красную книгу КР;
Введение полного моратория на отстрел определенных животных, занесенных в международную и Красную книгу КР, составляющих кормовую базу для исчезающих видов животных;
Усиление контроля и строгое научное обоснование в отношении ввозимых в страну инвазивных видов (особенно рыбы, древесных, кустарниковых и травяных видов растений);
Усилить и структурировать систему принятия решений и государственной оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), с особым фокусом на биоразнообразии, при строительстве инфраструктурных объектов; особое внимание уделить участию общественности, через процедуру общественных слушаний, в подготовке и реализации хозяйственных и иных решений, связанных со строительством и реконструкцией;
Поддержать научный потенциал через выделение средств на специальные научные исследования, экспедиции и т.п. по изучению биоразнообразия; проводить регулярный мониторинг по оценке состояния биоразнообразия для устойчивого использования природных ресурсов;
Вовлечение гражданского общества и использование потенциала национальных исследовательских институтов, бизнес-сообществ, международных организаций и других партнеров при реализации деятельности по восстановлению и охране экосистем;
Провести модернизацию базовых компонентов туристической инфраструктуры и привести их в соответствие с международными и экологическими стандартами;
Развивать туристический потенциал каждой области через определение туристических зон и мест (сел и населенных пунктов), потенциальных возможностей регионов страны с учетом специфики и имеющегося туристского потенциала, через развитие местной культуры и производства местной экологической продукции;
Внести поправки в Закон КР "Об устойчивом развитии эколого-экономической системы "Иссык-Куль" с целью обеспечения соответствия принципам зеленой экономики, а также усиления возможностей мониторинга за экологическим состоянием системы, усиления ответственности за нарушения и определения туристической емкости системы. Разработать законопроект по защите и восстановлению реликтовых ореховых лесов Арсланбоба, ввести на этой территории полный запрет на сельскохозяйственную деятельность и выпас домашнего скота.
8. Зеленое мышление, зеленое воспитание, зеленое образование
Для успешного развития в Кыргызстане зеленой экономики критически важным является понимание и принятие гражданами ее принципов. Необходимо развивать у граждан ключевой навык XXI века - зеленое мышление. Оно базируется на осознании людьми хрупкости и уязвимости природы, ограниченности земных природных ресурсов. Формирование зеленого мышления важно для повышения ответственности общества и бизнеса за улучшение среды обитания человека. Также нужно воспитывать и учить подрастающее поколение необходимости существования в согласии с законами природы. Понимание этого должно проникнуть в сознание человека с самых ранних лет, а затем развиваться и укрепляться. Очень важно восстановить в народе традицию наших предков - священное отношение к Бугу-эне (Матери-природе) и преодолеть бездумное потребительское отношение к своей земле.
Направления:
Развивать в СМИ зеленый PR по вопросам энергоэффективности, расточительного расходования энергии, бытовых отходов, качества воды и воздуха, шумового загрязнения, транспортной нагрузки, качества жилых помещений и других экологических проблем;
Использовать в развитии зеленого мышления принцип 3R - Reduce (Уменьшай потребление), Reuse (Используй повторно), Recycle (Перерабатывай);
Ввести курсы основ экологических знаний во всех дошкольных, школьных и других образовательных учреждениях с изучением окружающей среды путем непосредственного контакта с природой (экоуроки, экоклассы, экошколы, экологические лагеря);
Выработать стратегию государственной политики в области экологического воспитания и образования в интересах устойчивого развития;
Разработать и внедрить программу масштабной подготовки специалистов по вопросам экологии, охраны природы и зеленой экономики;
Поддерживать обучающие программы по развитию зеленого предпринимательства и тренинги по воспитанию зеленых предпринимателей;
Восстановить и культивировать традиционные народные знания в природопользовании, отраженные в национальных эпосах, сказаниях, легендах и произведениях кыргызских писателей, воспитывающие бережное отношение людей к природе, растительному и животному миру;
Экологическое образование должно стать одной из основ в структуре системы образования и занять в ней ведущее место;
На базе особо охраняемых территорий организовать экологические информационно-просветительские центры, ориентированные на работу с населением;
Издание научно-популярной литературы по вопросам сохранения биоразнообразия, регулярная подготовка и публикация ежегодных обзоров по биоресурсам и биоразнообразию, издание школьных и вузовских учебников с учетом специфики биоразнообразия КР.
9. Зеленые инвестиции и устойчивое финансирование для продвижения зеленой экономики
Кыргызстан является участником Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и в этой связи важно понимание привлечения зеленых инвестиций в устойчивое развитие экономики республики. В зеленой экономике рост занятости и доходов населения обеспечивается не только государственными, но и частными инвестициями, направленными на повышение эффективности использования ресурсов и энергии. Такие инвестиции необходимо поддерживать с помощью внедрения новых стимулирующих механизмов привлечения зеленых инвестиций и целевых реформ в области финансового регулирования. Важно прилагать усилия для привлечения в страну инвестиций с наличием высоких технологий, соответствующих принципам зеленой экономики.
Направления:
Привлечение зеленых инвестиций и передового менеджмента для восстановления производства на промышленных объектах, на которых ранее располагались крупные производственные предприятия;
Реконструкция и обеспечение строительства необходимой производственной инфраструктуры (железнодорожные пути, автодороги, водо- и электрообеспечение);
Зеленые инвестиции в технологии использования возобновляемых источников энергии;
Зеленые инвестиции в установление высокотехнологического и ресурсоэффективного оборудования, на энергосберегающее строительство;
Зеленые инвестиции в экологически чистые технологии и ирригационную систему орошения;
Обеспечить доступ к основным глобальным источникам льготного зеленого финансирования (Глобальный Экологический Фонд, Зеленый климатический фонд и т.д.);
Вовлечение банковского сектора, МФУ и инвестиционных фондов в процесс использования глобальных экологических финансовых ресурсов с целью укрепления способности национальных финансовых учреждений поощрять и расширять доступ населения к зеленым банковским, страховым и финансовым услугам;
В целях зеленого и социально-ответственного финансирования экономики КР внедрить принципы и механизмы устойчивого финансирования в финансовом и частном/реальном секторе;
Распространение и улучшение осведомленности всех участников экономических процессов об устойчивом финансировании, разработка принципов и инструментов устойчивого финансирования.
10. Индикаторы для зеленой экономики
Для оценки прогресса и мониторинга процесса перехода к зеленой экономике должны быть выработаны соответствующие индикаторы. ЮНЕП, ОЭСР и другие международные организации уже предложили свои показатели и индикаторы. Индикаторы и критерии нужны не только для оценки прогресса, но и для формирования приоритетов национальной политики, мобилизации усилий и других задач, включая отбор зеленых технологий. Так, например, ЮНЕП определила 3 основных направления работ над показателями ЗЭ:
Показатели преобразования экономики (например, изменения в инвестициях: инвестиции в ВИЭ, общественный транспорт, др.);
Показатели эффективности использования ресурсов (материалов, энергии, воды, земли на единицу произведенной продукции, общего или подушевого ВВП);
Показатели прогресса и благосостояния (образование, здоровье, системы социальной защиты и др.).
ОЭСР разработала систему индикаторов зеленого роста, включающую оценку социально-экономических параметров, продуктивности использования природных ресурсов, экологической деятельности и другие. Их также необходимо проанализировать и адаптировать к условиям Кыргызстана.
Великий Чынгыз Айтматов предупреждал своих современников такими словами: "Природа для нас раб бесправный и безмолвный, но рано или поздно "сей раб восстанет", дело идет к тому, восстанет через смерть свою, и пойдем мы, разрушители природы, скитаться по умершей земле с вопросами до небес, но будет поздно...". Священный долг нынешнего поколения кыргызстанцев - прислушаться к обращению мудрого Аксакала и повернуться лицом к Матери-природе, чтобы не исполнилось его предупреждение своим современникам и потомкам.
У нынешнего поколения кыргызстанцев есть шанс сохранить уникальную природу и биоразнообразие, сделать людей здоровыми, благополучными и счастливыми через практическое внедрение принципов зеленой экономики в Кыргызстане. В этой связи положения и направления настоящей Концепции должны стать неотъемлемой частью разрабатываемых стратегических документов, в том числе Национальной стратегии устойчивого развития КР на период до 2040 года, и должны привести к "озеленению" стратегических документов развития страны.
В одночасье не решатся все накопившиеся проблемы. В ближайшие годы Кыргызстан ждут глобальные, региональные и локальные природные вызовы. Перед народом, Жогорку Кенешем и Правительством Кыргызстана стоят амбициозные задачи по комплексной экологической модернизации национальной экономики для достижения зеленого роста. Стремление Кыргызстана по развитию зеленой экономики активно поддерживает международное сообщество в лице международных организаций и фондов.
Главная цель в развитии зеленой экономики - это достижение устойчивого социально-экономического роста в республике. Тем самым нынешнее поколение сможет оставить для потомков чистый Кыргызстан, чистую природу, чистые горы и долины, чистые реки и озера! Это будет вклад Кыргызстана в мировой устойчивый рост и сохранение природы Земли!
ы