Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском
                              УТРАТИЛ СИЛУ
        в соответствии с Законом КР от 30 апреля 2003 года № 92
г.Бишкек от 16 декабря 
1992 года N 1074-XII

                      ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КЫРГЫЗСТАН

                            Об образовании

          (В редакции Законов КР от 29 ноября 1997 года N 84,
           25 июля 2002 года № 130)

          (Введен в действие постановлением Верховного Совета
       Республики Кыргызстан от 16 декабря 1992 года N 1075-XII)

         ("Ведомости Верховного Совета Республики Кыргызстан"
                         1993 год N 2, cт.53)

    Раздел I.   Общие положения
    Раздел II.  Система образования
    Раздел III. Права и обязанности обучающихся, педагогов и родителей
                в системе образования
    Раздел IV.  Социальная защита обучающихся и педагогов
    Раздел V.   Управление системой образования
    Раздел VI.  Финансирование и экономическая основа развития
                образования
    Раздел VII. Международное сотрудничество и внешнеэкономическая
                деятельность в области образования

    Образование  -  это  непрерывный, системный процесс  воспитания  и
обучения,    осуществляемый   в   интересах   личности,   общества   и
государства   и   обеспечивающий  нравственное,   интеллектуальное   и
физическое   здоровье   нации.  Приоритетность  образования   является
необходимым  условием  устойчивого развития Кыргызской  Республики  на
перспективу равноправного диалога с мировым сообществом.
    Образование  Кыргызской  Республики  основывается  на   принципах,
провозглашенных   в   международных  соглашениях  и  пактах,  а  также
всеобщей   Декларации   прав  человека,   гуманистических    ценностей
народа,  мировой культуры и принципах демократии.
    Настоящий   Закон   устанавливает основные  принципы  организации,
управления  и  условий функционирования системы образования  и  служит
правовой базой их реализации.
    Образование   реализуется   в   соответствии   с   Декларацией   о
государственном   суверенитете Кыргызской  Республики,  Декларацией  о
государственной  независимости Кыргызской  Республики  и  Конституцией
Кыргызской Республики.

                               Раздел I
                            Общие положения

    Статья 1. Законодательство об образовании

    Отношения    в   области  образования  регулируются   Конституцией
Кыргызской   Республики,   настоящим   Законом,   и   принимаемыми   в
соответствии  с  ним  другими законами,  иными нормативными  правовыми
актами Кыргызской  Республики.

    Статья 2. Право на образование

    Граждане    Кыргызской  Республики  имеют  право  на   образование
независимо    от   пола,   национальности,   языка,   социального    и
имущественного  положения, рода и характера занятий,  вероисповедания,
политических  и   религиозных  убеждений,  места  жительства  и   иных
обстоятельств.
    Иностранцы   на   территории   Кыргызской   Республики    получают
образование в соответствии с действующим законодательством  Кыргызской
Республики.

    Статья 3. Принципы организации образования

    Основными принципами организации образования являются:
    - равенство прав всех граждан Кыргызской Республики  на  получение
образования;
    - бесплатное образование в государственных учебных заведениях всех
типов   в  пределах  государственного образовательного  стандарта,   а
также создание условий для функционирования платного образования;
    -   возможность  функционирования  подразделений,   осуществляющих
обучение на платной основе, в государственных учреждениях образования;
    - гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих
ценностей;
    - ориентация на научные достижения и международные образовательные
стандарты;
    - системность и непрерывность;
    -   независимость  образования  от  политических   и   религиозных
институтов;
    -   многообразие  учреждений  образования  по  формам  обучения  и
воспитания, направлениям деятельности, формам собственности;
    -   светский   характер  обучения  в  государственных  учреждениях
образования;
    - общедоступность образования,  соответствие  системы  образования
уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
    -   создание   условия  для  отбора  талантливых   обучающихся   и
творческого их роста;
    -    возможность   функционирования   альтернативных    учреждений
образования и негосударственных структур образования.

    Статья 4. Государственные образовательные стандарты

    В Кыргызской Республике устанавливаются на все уровни  образования
государственные      образовательные      стандарты,      определяющие
образовательный минимум  содержания основных образовательных программ,
базовые  требования  к  качеству подготовки   выпускников,   предельно
допустимую  учебную нагрузку обучающихся.
    Выполнение  государственных  образовательных  стандартов  является
обязательным  для  всех  типов  учебных  заведений  и  форм  получения
образования.
    Порядок   разработки,   утверждения  и  введения   государственных
образовательных  стандартов устанавливается Правительством  Кыргызской
Республики.
    В  отдельных  случаях  в  установленном Правительством  Кыргызской
Республики порядке могут реализовываться образовательные программы вне
государственного образовательного стандарта.

    Статья 5. Язык обучения

    Основными  языками обучения являются государственный и официальный
языки, а также обучение может проводиться и на любом другом языке.
     (В редакции Закона КР от 25 июля 2002 года №130)
    Во всех  учреждениях образования изучение кыргызского,  русского и
одного    из    иностранных    языков   является    обязательным     и
регламентируется образовательными стандартами.
    В   соответствии   с  международными  договорами  и   соглашениями
государство   содействует   получению  образования  на  родном   языке
представителям кыргызского народа, проживающим вне Кыргызстана.

    Статья 6. Государственные гарантии прав граждан на образование

    Государство обеспечивает право граждан на образование путем:
    -   создания   системы   образования,  соответствующей   интересам
личности, общества и государства;
    -   создания   необходимых  социально-экономических  условий   для
получения  бесплатного  среднего  (полного) общего  образования  и  на
конкурсной   основе   -   бесплатного  начального   профессионального,
среднего профессионального и  высшего профессионального образования  в
государственных  учреждениях образования  в  пределах  государственных
образовательных  стандартов;
    -   осуществления  социальной  и  правовой  защиты  обучающихся  и
воспитанников независимо от форм их обучения и учебных заведений.

    Статья 7. Государственное стимулирование развития образования

    Государство    проводит   приоритетную   политику    в    вопросах
финансирования,   оплаты   труда   работников   системы   образования,
поддерживает  в  обществе   престижность   педагогической  и   научной
деятельности и обеспечивает льготное налогообложение.
    В Кыргызской Республике учреждаются специальные почетные звания  и
государственные награды за особые заслуги в образовании.

    Статья 8. Ответственность за нарушение законодательства
                            об образовании

    Должностные    лица    и    граждане,    допустившие     нарушение
законодательства  об  образовании, несут юридическую ответственность в
соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

    Статья 9. Правовой статус учреждения образования

    Учреждения образования являются юридическими лицами.  Деятельность
учреждений    образования  регулируется  настоящим  Законом,   другими
законодательными   актами   Кыргызской   Республики,   Положениями   о
соответствующих    типах    и    видах   учреждений,     утверждаемыми
Правительством Кыргызской Республики и разрабатываемыми на  их  основе
уставами.

    Статья 9-1. Устав учреждения образования

    Устав   учреждения   образования   принимается   общим   собранием
коллектива   учреждения   образования   и  регистрируется  центральным
органом    государственного   управления   образованием   в   процессе
лицензирования   и   аттестации  учреждения  образования.    В   части
коммерческой  деятельности  учреждение  образования  регистрируется  в
порядке,     определяемом    законами   Кыргызской    Республики    "О
государственной регистрации юридических лиц",  "О лицензировании".
    В   уставе    учреждения   образования  в   обязательном   порядке
указываются:
    - наименование, местонахождение (юридический, фактический адреса),
статус учреждения образования;
    - учредитель;
    - организационно-правовая форма учреждения образования;
    -   цели  образовательного  процесса,   типы  и  виды  реализуемых
образовательных программ;
    - основные характеристики организации образовательного процесса, в
том числе:
    а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;
    б) порядок приема обучающихся, воспитанников;
    в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;
    г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;
    д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее
проведения;
    е) режим занятий обучающихся, воспитанников;
    ж)   наличие   платных   образовательных  услуг   и   порядок   их
предоставления (на договорной основе);
    з)   порядок   регламентации  и  оформления  отношений  учреждения
образования   и  обучающихся,  воспитанников  и  (или)   их  родителей
(законных представителей);
    -  структура  финансовой  и хозяйственной деятельности  учреждения
образования, в том числе:
    а) использование объектов собственности,  закрепленных учредителем
за учреждением образования;
    б)    финансирование    и    материально-техническое   обеспечение
деятельности учреждения образования;
    в)  источники  и  порядок  формирования  собственности  учреждения
образования;
    г) порядок осуществления предпринимательской деятельности;
    - порядок управления учреждением образования, в том числе:
    а) компетенция учредителя;
    б) структура,  порядок формирования органов управления учреждением
образования, их компетенция и порядок организации деятельности;
    в)  порядок  комплектования работников  учреждения  образования  и
условия оплаты их труда;
    г) порядок изменения устава учреждения образования;
    д) порядок реорганизации и ликвидации учреждения образования;
    - права и обязанности участников образовательного процесса;
    - перечень  видов локальных актов (приказы,  распоряжения и другие
акты), регламентирующих деятельность учреждения образования.

                               Раздел II
                          Система образования

    Статья 10. Понятие системы образования

    Система  образования  в Кыргызской Республике  представляет  собой
совокупность:
    -    комплекса    преемственных   программ    и    государственных
образовательных стандартов различного уровня и направленности;
    -   сети   реализующих   их   учреждений   образования   различных
организационно-правовых форм, типов и видов;
    - органов управления образованием.

    Статья 11. Образовательные программы

    В  Кыргызской  Республике  реализуются образовательные  программы,
которые подразделяются на общеобразовательные и профессиональные.
    Общеобразовательные   программы  направлены   на   решение   задач
формирования общей культуры,  интеллекта, адаптации личности к жизни в
обществе,  на  создание  основы  для  осознанного  выбора  и  освоения
профессиональных образовательных программ.
    К общеобразовательным относятся программы:
    - дошкольного образования;
    - начального общего образования;
    - основного общего образования;
    - среднего (полного) общего образования.
    Профессиональные образовательные  программы  направлены на решение
задач    последовательного    повышения   профессионального    уровня,
подготовку специалистов соответствующей квалификации.
    К профессиональным относятся образовательные программы:
    - начального профессионального образования;
    - среднего профессионального образования;
    - высшего профессионального образования;
    -   послевузовского  профессионального  образования   (ординатура,
адъюнктура, аспирантура и т.п.).
    Обязательный      минимум     содержания      каждой      основной
общеобразовательной    программы    или   основной    профессиональной
образовательной      программы     устанавливается     соответствующим
государственным  образовательным  стандартом.
    Общеобразовательные  и  профессиональные  программы  строятся   на
принципах многоуровневости,  дифференциации,  преемственности на  базе
государственных образовательных стандартов.
    За пределами  государственных  образовательных  стандартов на всех
уровнях  могут  иметь  место  дополнительные   общеобразовательные   и
(или) профессиональные образовательные программы.

    Статья 12. Учреждения образования

    К учреждениям образования относятся:
    - дошкольные различных типов, видов и форм собственности;
    - школы различных типов, видов и форм собственности;
    - учреждения дополнительного образования и другие, предоставляющие
образовательные услуги;
    - профессиональные начальные, средние и высшие учебные заведения;
    - последипломные - для  повышения  квалификации  и  переподготовки
кадров.
    Учреждения   образования   могут  создавать   ассоциации,   союзы,
комплексы  и  другие  структуры совместной деятельности  с   научными,
производственными   и   другими  учреждениями,  их  функции  и   права
определяются Уставом.

    Статья 13. Учредители учреждений образования

    Учредителями учреждений образования могут быть:
    - органы государственного управления и местного самоуправления;
    - отечественные и  зарубежные  объединения,  ассоциации  и  фонды,
предприятия,   учреждения,   организации,  граждане,   в   том   числе
иностранные;
    - негосударственные общественные и религиозные организации  -  при
условии    соблюдения   государственных   образовательных   стандартов
основного школьного образования.
    Отношения между учредителями и учреждениями  образования  строятся
на   договорной   основе,   предусмотренной  законодательными   актами
Кыргызской Республики.
    Государственные высшие профессиональные и средние профессиональные
учебные   заведения   создаются,    реорганизуются   и   ликвидируются
Правительством Кыргызской Республики.

    Статья 14. Формы образования

    Образовательные  программы  реализуются  в очной, заочной формах и
форме экстерната.
    Перечень   профессий  и  специальностей,  получение   которых   не
допускается   в   экстернатной   и   заочной   формах,    определяется
Правительством Кыргызской Республики.

    Статья 15. Дошкольное образование

    Дошкольное   образование  осуществляется в семье  и  в  дошкольных
учреждениях  и закладывает основы физического, нравственного  развития
личности.
    Государство    проводит    политику   финансовой,    материальной,
методической  и  консультативной поддержки дошкольного  образования  и
воспитания  в семье.

    Статья 16. Школьное образование

    Школьное  образование является основным звеном системы образования
и включает 3 ступени: начальное, основное и среднее образование.
    Школьное образование  обеспечивает  соответствующие  его  ступеням
знания,   умение,  практические навыки  и  развитие,  достаточные  для
активной  деятельности личности в современном обществе и служит  базой
для овладения профессией и квалификацией.
    Обучение  детей в школе начинается, как правило,  не  позднее   7-
летнего  возраста  в зависимости от желания родителей  и  их  законных
представителей.   Среднее   (полное)  общее    образование    является
обязательным  и бесплатным.
    Нормативная   учебная   нагрузка  для  учителей   первой   ступени
образования  составляет  16  часов в неделю,  для  учителей  второй  и
третьей ступени образования - 18 часов.

    Статья 17. Внешкольное образование

    Внешкольное образование представляет сеть  внешкольных  учреждений
образования   культурно-эстетического, естественно-научного,  эколого-
натуралистического,    краеведческо-этнографического,    технического,
спортивного  и других направлений в целях более полного удовлетворения
разносторонних   интересов   и   потребностей  детей   и   подростков,
организации  их  свободного  времени и  отдыха,  укрепления  здоровья,
профессиональной   ориентации,   нравственного   и   интеллектуального
развития личности.
    Государство  обеспечивает  финансирование  учреждений внешкольного
образования.

    Статья 18. Начальное профессиональное образование

    Начальное профессиональное образование имеет целью  удовлетворение
потребностей  экономики  в  квалифицированных  рабочих  кадрах   путем
профессионального  обучения,  составными частями которого  могут  быть
подготовка, повышение квалификации и переподготовка рабочих.
    Начальное  профессиональное  образование  базируется  на  основном
общем  образовании.  По определенным профессиям оно может базироваться
на  среднем  (полном) общем образовании или осуществляться  по  единой
интегрированной программе общего и профессионального  образования.   В
необходимых  случаях  лицам, не имеющим основного общего  образования,
создаются условия для получения профессии.
    Начальное    профессиональное   образование    осуществляется    в
профессиональных учебных заведениях,  в образовательных подразделениях
предприятий,  учреждений  и  организаций,  в  учебных  заведениях  для
особого  контингента,  а  также  в других  специализированных  учебных
учреждениях,  прошедших  лицензирование и аттестацию  в  установленном
порядке.

    Статья 19. Среднее профессиональное и высшее профессиональное
                              образование

    Среднее профессиональное  образование  имеет  целью удовлетворение
потребностей    личности   в    профессиональной     подготовке     по
определенной специальности.
    Учебные заведения среднего профессионального образования реализуют
профессиональные   программы  на  базе   среднего   (полного)   общего
образования    и    присваивают   квалификацию   по    соответствующей
специальности.
    Высшее профессиональное  образование  имеет  целью  удовлетворение
потребности   личности   в   углублении  и   расширении   образования,
подготовку  специалистов   различных уровней  квалификации,   а  также
научно-педагогических кадров.
    Высшие    учебные    заведения   присваивают    квалификацию    по
соответствующим   специальностям  и  могут  присуждать   академические
степени бакалавр  и магистр.  Специализированные советы высших учебных
заведений могут присуждать ученые степени кандидат наук и доктор наук.
    Доступ к высшему профессиональному образованию возможен только при
наличии   аттестата  о  среднем (полном) общем образовании или диплома
о среднем профессиональном образовании.

    Статья 20. Переподготовка и повышение квалификации кадров

    Переподготовка  и  повышение квалификации  рабочих,  специалистов,
руководящих  работников  - составная часть непрерывного   образования,
осуществляется    через    систему    учреждений    образования    как
государственных, так и негосударственных.

    Статья 21. Документы об образовании

    Учреждения образования, кроме дошкольных, прошедшие лицензирование
и   последующую  государственную  аттестацию,   выдают  выпускникам  и
соискателям,   прошедшим  государственную  аттестацию,   документ   об
образовании (квалификации) общегосударственного образца.
    Государственный   документ   является   необходимым    нормативным
основанием   для   соответствующей   профессиональной  деятельности  и
продолжения обучения в учреждениях образования последующего уровня.

                              Раздел III
                   Права и обязанности обучающихся,
              педагогов и родителей в системе образования

    Статья 22. Права и обязанности обучающихся

    Права   и   обязанности  обучающихся  в  учреждениях   образования
различных типов и видов определяются настоящим Законом, Положениями об
учреждениях образования и их Уставами.
    Обучающиеся в  учреждениях  образования  любых типов и видов имеют
право   на   получение  образования  в  соответствии  с   определенным
государственным  образовательным стандартом,   выбор  в  рамках  этого
стандарта    индивидуальных   образовательных   программ,    получение
дополнительных образовательных услуг, участие в управлении учреждением
образования,  уважение  их  человеческого  достоинства,  на  свободное
выражение собственных взглядов и убеждений.
    Обучающиеся обязаны освоить образовательные программы на уровне не
ниже   требований   государственных  стандартов,   соблюдать   правила
внутреннего   распорядка учреждения образования, уважать  национальные
традиции,  нести   юридическую  ответственность  за  нанесенный  ущерб
учреждению  образования  в  порядке,  установленном  законодательством
Кыргызской Республики.

    Статья 23. Права и обязанности родителей
                     (их законных представителей)

    Родители  несовершеннолетних  детей  (их  законные  представители)
имеют право:
    - выбирать формы обучения и типы учреждений образования,  а  также
дать ребенку образование в семье;
    -  направлять  ребенка  в учреждение образования  на  любом  этапе
обучения для продолжения его учебы;
    - требовать соблюдения прав обучающегося на получение  образования
в рамках государственных стандартов.
    Родители (их законные представители) обязаны:
    -  создавать  детям  условия для жизни  и  учебы,   обеспечивающие
здоровье,    развитие  их  духовных  и  физических  сил,  нравственное
становление в семье;
    -  определять  детей  в  учреждения  образования  и  гарантировать
получение ими основного образования;
    - соблюдать принципы Конвенции о правах ребенка;
    - поддерживать сотрудничество с учреждениями образования.
    Родители  (их  законные  представители), препятствующие  получению
ребенком  среднего  (полного)  общего образования,  несут  юридическую
ответственность   в   соответствии  с   законодательством   Кыргызской
Республики.

    Статья 24. Право на занятие педагогической деятельностью

    Правом  на  занятие  педагогической  деятельностью  в  учреждениях
образования   соответствующего   типа   обладают   лица,    получившие
необходимое образование и соответствующую педагогическую квалификацию.
    Лишение права на занятие педагогической деятельностью производится
в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
    Лица, не имеющие педагогического образования и квалификации, имеют
право   на  педагогическую  деятельность  по  решению  педагогического
(ученого)   совета   учреждения  образования  или  после   прохождения
переподготовки.

    Статья 25. Права и обязанности педагогов

    Педагоги имеют право на:
    -  свободный  выбор  методов  и форм  организации   педагогической
деятельности;
    -   создание   авторских   школ,   классов,   проведение   научно-
педагогического  эксперимента,  внедрение  передового  педагогического
опыта в практику;
    - на защиту своего достоинства и профессиональной чести;
    -   участие   в   самоуправлении   государственными   учреждениями
образования;
    -   требование   соответствующих  условий   для   профессиональной
деятельности;
    - на творческий отпуск для повышения квалификации.
    Педагоги обязаны:
    - обеспечивать усвоение учащимися программы образования на  уровне
не ниже требований государственного стандарта;
    -  развивать  самостоятельность,  творческое  отношение  к  учебе,
формировать высокие нравственные нормы обучающихся;
    - заботиться об охране жизни и здоровья обучающихся;
    -   постоянно  совершенствовать  свой  образовательный  уровень  и
повышать квалификацию;
    - соблюдать нормы педагогической этики.

                               Раздел IV
               Социальная защита обучающихся и педагогов

    Статья 26. Социальная защита обучающихся

    Государство создает условия для обучения, предоставляя обучающимся
в  установленном порядке учебные помещения и оборудование,  общежития,
а  также   стипендии,   пособия   и  материальную  помощь,  льготы  на
питание и проезд на транспорте, бесплатное медицинское обслуживание  и
оздоровление.
    Иногородние  обучающиеся,  не обеспеченные  местами  в  общежитии,
имеют  право  на  государственную дотацию при найме жилья  в  порядке,
определяемом Правительством.
    В  государственных  учебных заведениях  выплачивается  учебная  (с
учетом показателей успеваемости в учебе) и социальная стипендии.
    Для  организации  социальной поддержки студентов,   обучающихся  в
учреждениях        начального       профессионального,        среднего
профессионального и высшего профессионального образования,  может быть
создана   специальная система кредитования в виде личного  социального
образовательного кредита.
    Положение    о    личном   социальном   образовательном    кредите
разрабатывается и утверждается Правительством Кыргызской Республики.
    Обучающиеся   без   отрыва   от  производства   имеют   право   на
дополнительные   льготы,  предоставляемые  в  порядке,   установленном
трудовым законодательством Кыргызской Республики.
    Образование    детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без   попечения
родителей  (их  законных  представителей), осуществляется  на   основе
государственного   обеспечения   как   в   государственных,    так   и
негосударственных учреждениях образования.
    Обучение граждан, получивших первое  профессиональное  образование
или   направленных  предприятиями,  учреждениями,  организациями   или
службами   занятости,  финансируется  государством  за   счет  средств
бюджета и средств учредителей.
    Государство    устанавливает  максимальный  объем  учебно-трудовой
нагрузки   обучающегося   и   работников  разного   типа    учреждений
образования.
    Отвлечение  обучающихся  от учебных занятий и от учебного процесса
не  допускается.  Лица, виновные в нарушении учебного процесса,  несут
ответственность   в   соответствии  с   законодательством   Кыргызской
Республики.

    Статья 27. Охрана здоровья детей и учащейся молодежи

    Учреждения  образования  создают условия, гарантирующие  охрану  и
укрепление   здоровья  детей  и  учащейся  молодежи.   Учебно-трудовая
нагрузка,  режим занятий учащихся,  в том числе физической  культурой,
определяются учреждением  образования  на основе рекомендаций  органов
образования по согласованию с органами здравоохранения.
    Для    детей,   нуждающихся  в  длительном  лечении,  организуются
оздоровительные учреждения образования, в том числе санаторного  типа.
Учебные   занятия  могут  проводиться  также  на  дому,   в   лечебных
учреждениях.

    Статья 28. Социальная защита работников системы образования

    Размеры    ставок   и   должностных  окладов  работников   системы
образования  устанавливаются  по  единой  тарифной  сетке   с   учетом
образования,  педагогического  стажа,  наличия академических, ученых и
почетных  званий.  Минимальные ставки заработной платы  и  должностные
оклады  устанавливаются  в  размере не менее  пятикратной  минимальной
заработной  платы,  установленной в Кыргызской Республике.
    Установить     научным,      научно-педагогическим     работникам,
профессорско-преподавательскому   составу   ежемесячные   надбавки   к
заработной   плате за ученую степень:  докторам наук -  в  размере  не
менее шестикратной минимальной заработной платы; кандидатам наук  -  в
размере не менее трехкратной минимальной заработной платы.
    Профессорско-преподавательскому составу  учебных заведений высшего
профессионального  образования установить  надбавки   в   соответствии
со стажем в размере:
    -  за  пять  лет работы - не менее десяти процентов  от  основного
оклада;
    - за десять лет работы - не менее двадцати процентов от  основного
оклада;
    - за пятнадцать и более лет работы - не менее  тридцати  процентов
от основного оклада.
    Учреждения образованияв пределах имеющихся средств на оплату труда
могут  самостоятельно  устанавливать  дифференцированные  надбавки   к
ставкам, должностным окладам, оговоренным в контрактах.
    Занимаемая    жилая   площадь   работников   системы   образования
приватизируется  безвозмездно.  Лицам, необеспеченным  жилой  площадью
или   нуждающимся   в  улучшении  жилищных  условий,   предоставляются
целевые  льготные кредиты.
    Работникам  образования,  проживающим в  сельской  местности  и  в
поселках  городского типа, предоставляется право на земельные  наделы,
недвижимость  и  иное  имущество  наравне  с  членами  крестьянских  и
фермерских хозяйств в соответствии с действующим законодательством.

    Статья 29. Социальная защита особого контингента учащихся

    Государство проводит политику социальной защиты детства и берет на
государственное   обеспечение детей-сирот, а также  детей,  страдающих
тяжелыми  формами заболеваний или имеющих недостатки в физическом  или
умственном развитии.
    Для   детей,  имеющих  недостатки  в  физическом  или   умственном
развитии,   организуются  специальные группы, классы  или  учреждения,
обеспечивающие  их  лечение.  Обучение  и  воспитание,  как   правило,
проводится  на родном языке.
    Открытие  и   ликвидация  учреждений данного  типа  осуществляются
Правительством Кыргызской Республики.
    Направление   детей  в  эти  учреждения проводится  по  заключению
медицинской   комиссии   и   с   согласия   родителей   (их   законных
представителей)    в   установленном    порядке.   Категории    детей,
направляемых  в  данные  учреждения, а также  содержащихся  на  полном
государственном     обеспечении,     определяются     соответствующими
медицинскими  комиссиями  при Правительстве Кыргызской Республики.
    Для  детей,  социально  опасных и нуждающихся  в  особых  условиях
воспитания  и  обучения,  создаются специальные учебно-вспомогательные
учреждения, обеспечивающие их образование, профессиональную подготовку
и  медико-социальную   реабилитацию.   Направление   учащихся   в  эти
учреждения осуществляется только по решению суда.
    Для    лиц,  содержащихся  в  исправительно-трудовых  учреждениях,
администрацией  и   государством  создаются  условия   для   получения
среднего  (полного)  общего и профессионального образования,  а  также
самообразования.

                               Раздел V
                    Управление системой образования

    Статья 30. Органы управления системой образования

    Управление     образованием    имеет   государственно-общественный
характер,  осуществляется  высшими органами  государственной   власти,
органами  государственного  управления образованием, органами местного
управления и самоуправления.
    Структура   управления  системой  образования  разрабатывается   и
утверждается Правительством Кыргызской Республики.

    Статья 31. Компетенция органов государственного управления
                             образованием

    Орган государственного управления образованием:
    - реализует государственную политику в государственных учреждениях
образования вне зависимости от их ведомственной подчиненности;
    - разрабатывает государственные стандарты образования  в  порядке,
установленном Правительством Кыргызской Республики;
    - организует разработку содержания и  объемов  общеобразовательных
программ всех уровней образования;
    - обеспечивает  информационное,  научно-методическое и нормативное
обслуживание   системы   образования,    осуществляет   информационное
обслуживание населения по вопросам образования;
    -   организует   систему   подготовки   педагогических,    научно-
педагогических кадров для учреждений образования;
    -  организует  и  координирует  выполнение  межвузовских   научно-
исследовательских программ;
    -  осуществляет  контроль за качеством образования  через  систему
аттестации и лицензирования;
    - осуществляет контроль за эффективностью использования  бюджетных
средств, выделенных на образование;
    -  осуществляет  государственное регулирование  системой  и  всеми
государственными     учреждениями   образования    путем    размещения
государственного  заказа на подготовку и переподготовку  специалистов,
морального   и  материального  стимулирования эффективной деятельности
учреждений образования,  организации их государственной аттестации,  а
также выполнения государственных программ развития образования;
    - заключает международные соглашения по вопросам образования;
    - устанавливает  порядок  аттестации выпускников государственных и
негосударственных  учреждений  образования,   а  также  совместно    с
Высшей   аттестационной    комиссией  при   Правительстве   Кыргызской
Республики - порядок аттестации научно-педагогических кадров;
    -   регистрирует   уставы  государственных   и   негосударственных
учреждений образования;
    -   проводит    лицензирование    и    аттестацию   (аккредитацию)
государственных и негосударственных учреждений образования;
    -   утверждает   руководителей  государственных   высших   учебных
заведений.
    Вопросы  организации,  реорганизации  и ликвидации государственных
высших   учебных   заведений  осуществляются  Президентом   Кыргызской
Республики.

    Статья 32. Компетенция органов местного управления
                           и самоуправления

    Органы местного управления и самоуправления:
    -  ответственны  за  развитие  сети  учреждений  и  образования  и
обеспечивают выполнение прав граждан на получение образования;
    -   осуществляют   хозяйственное  обслуживание  и   финансирование
подведомственных учреждений образования;
    - организуют медицинское обслуживание и питание детей;
    - создают  работникам  учреждений образования необходимые жилищные
условия   и  обеспечивают  другие,  предусмотренные  законодательством
льготы, оказывают им материальную помощь;
    -    организуют   опеку   и   попечительство   несовершеннолетних,
осуществляют   защиту  их  прав,  помещение  в детские дома  и  школы-
интернаты,  в  семьи  для воспитания или усыновления  сирот  и  детей,
оставшихся без  родительского попечительства;
    - организуют работу по профессиональной ориентации молодежи.
    Органы   местного  управления  и  самоуправления  в  установленном
порядке   за  счет средств местного бюджета могут создавать учреждения
образования,   обеспечив их соответствующими педагогическими  (научно-
педагогическими) кадрами и материально-технической базой.

    Статья 33. Компетенция учреждений образования

    Государственный   статус  и компетенция учреждений  образования  в
зависимости  от  уровня и направления реализуемых ими  образовательных
программ  устанавливаются  при  его  аттестации  (лицензировании)  или
аккредитации. Учреждения образования, вне зависимости  от  их  форм  и
типов,   обладают  самостоятельностью в своей деятельности в пределах,
предоставленных им при аттестации и аккредитации.
    Учреждениям   образования   предоставляется  самостоятельность   в
организации  учебного  процесса, выборе форм  обучения,  осуществлении
кадровой  политики,  финансово-хозяйственной  деятельности   и   право
участвовать совместно с центральным государственным органом управления
образованием    в   разработке  положений  по  приему   и   отчислению
контингента обучающихся.

    Статья 34. Управление учреждениями образования

    Непосредственное руководство учреждением образования  осуществляет
его руководитель (ректор, директор, начальник).
    Руководители   государственных  дошкольных    учреждений,    школ,
внешкольных     учреждений,      учебных     заведений      начального
профессионального    образования,    учебных    заведений     среднего
профессионального   образования назначаются  органом  государственного
управления учреждением образования по контракту.
    Руководители всех  видов государственных учебных заведений высшего
профессионального      образования      избираются       профессорско-
преподавательским составом, студентами старших курсов государственного
учебного  заведения  и  уполномоченными  представителями  центрального
органа управления  образованием.
    Порядок избрания и отзыва руководителя  государственного  учебного
заведения    высшего   профессионального   образования    определяется
Правительством Кыргызской Республики.
    Руководители структурных  подразделений государственных учреждений
образования  назначаются на контрактно-конкурсной  основе  в  порядке,
установленном уставами учреждений образования.
    Руководители   негосударственных  учреждений  образования   и   их
структурных   подразделений  назначаются учредителями  (руководителями
учреждений)   из   числа  специалистов  соответствующего   профиля   и
квалификации. При этом  руководителями высших учебных заведений  могут
быть  только специалисты,  имеющие ученые звания и степени.  Процедура
назначения,    а   также   правомочия    руководителей    определяются
учредителями    в   соответствии  с  настоящим   Законом   и   другими
нормативными  правовыми  актами  Кыргызской Республики и фиксируются в
уставе учреждения.
    Взаимоотношения   негосударственных   учреждений   образования   с
обучающимися,  их родителями (законными представителями)  регулируются
договорами.

    Статья 35. Взаимоотношения учреждений образования с общественными,
              политическими и религиозными организациями

    В рамках своей деятельности учреждения образования могут создавать
(входить) различные профессиональные союзы, ассоциации, фонды.
    В   учреждениях  образования запрещается создание  политических  и
религиозных   партий.   Взаимоотношения   учреждений   образования   с
общественными   организациями,  деятельность   которых   соответствует
основным    направлениям    деятельности    учреждений    образования,
регулируются на  основе  коллективного договора.

    Статья 36. Взаимоотношения органов государственного управления
            образованием с негосударственными учреждениями
                              образования

    Органы  государственного  управления  образованием ответственны за
обеспечение    минимально    необходимого   образовательного    уровня
негосударственными   учреждениями  образования   и   координирует   их
деятельность  в  пределах  своей компетенции,  определяемой  настоящим
Законом и другими законодательными актами об образовании.

    Статья 37. Порядок аттестации, лицензирования и аккредитации
                        учреждений образования

    Порядок   аттестации,  лицензирования  и  аккредитации  учреждений
образования      устанавливается     соответствующими     Положениями,
утверждаемыми Правительством Кыргызской Республики.
    Учреждения   образования   начинают   реализацию   образовательных
профессиональных  программ  только  после  получения   соответствующих
лицензий.
    Документы  об  образовании общегосударственного  образца  выдаются
учреждениями  образования, прошедшими государственную аттестацию  и  в
соответствии с полученными по результатам аттестации сертификатами.

                               Раздел VI
      Финансирование и экономическая основа развития образования

    Статья 38. Источники финансирования образования

    Основными  источниками  финансирования  являются республиканский и
местный бюджеты. Дополнительными источниками являются:
    - средства предприятий, организаций,  общественных  объединений  и
фондов,   иностранных  государств  и граждан, частных лиц, выступающих
в качестве учредителей и соучредителей;
    - собственные  средства, в том числе валютные, от образовательной,
консультативной,        научно-исследовательской,        издательской,
производственной  и  другой  деятельности,  не  запрещенной   законами
Кыргызской Республики;
    -     средства,     передаваемые    безвозмездно    предприятиями,
организациями,  общественными  фондами,  частными  лицами  и   другими
спонсорами;
    - кредиты;
    - плата за обучение.
    В   государственных  учреждениях  образования  плата  за  обучение
взимается   за   дополнительные   сверх   государственных   стандартов
образовательные  услуги,   а  также  за  получение  второй   и   более
специальности     (профессии)   второго    (и    более)    образования
соответствующего уровня.
    В   негосударственных   учреждениях   образования,   а   также   в
подразделениях государственных учреждений, осуществляющих обучение  на
платной  основе,   может  взиматься плата за  образовательные  услуги,
которые  проводятся во внеурочное время,  в том числе  за  обучение  в
пределах  требований государственных стандартов.   При  этом  в  смету
расходов  на   обучение  не  могут  включаться  прибыль  и  отчисления
учредителю.
    Плата  за образование может быть в форме государственных кредитов,
предоставляемых   частным   лицам,   возмещения   стоимости   обучения
предприятиями,    учреждениями,    общественными    организациями    и
частными лицами, осуществляемого на договорной основе.

    Статья 39. Порядок финансирования учреждений образования

    Финансирование  учреждений образования  осуществляется  на  основе
государственных  нормативов, ориентированных на мировые  стандарты,  в
расчете  на  каждого  обучающегося по всем видам  и  типам  учреждений
образования,   исходя   из   принципа   последовательного   увеличения
фактических  расходов   на одного учащегося.  Государство  гарантирует
выделение  средств на нужды образования в размере, обеспечивающем  его
приоритетность, а также защищенность соответствующих расходных  статей
в условиях инфляции.
    Заработная плата учителей общеобразовательных  школ  финансируется
из республиканского бюджета.
    Привлечение дополнительных источников не влечет за собой  снижения
нормативов     или     абсолютных    размеров    финансирования     из
государственного бюджета.
    Учреждения   образования,   отдельные   коллективы   и   педагоги,
работающие  в  режиме педагогического эксперимента, пользуются  правом
дополнительного финансирования из государственного и местного  бюджета
в  соответствии с законодательством.
    Финансовые средства учреждений образования изъятию не подлежат.

    Статья 39-1. Права учреждения образования на пользование
                финансовыми и материальными средствами

    Учреждение  образования  самостоятельно  осуществляет   финансово-
хозяйственную  деятельность.   Оно  имеет  самостоятельный  баланс   и
расчетный  счет, в том числе валютный, в банковских и  иных  кредитных
организациях.
    Финансовые   и   материальные  средства  учреждения   образования,
закрепленные за ним учредителем или являющиеся собственностью  данного
учреждения  образования,   используются  им  по  своему  усмотрению  в
соответствии  с уставом учреждения образования и не подлежат  изъятию,
если  иное  не предусмотрено законодательством Кыргызской Республики.
    Финансовые средства,  не использованные в текущем году  (квартале,
месяце),   не  могут быть изъяты у учреждения образования или  зачтены
учредителем  в  объем финансирования этого учреждения  образования  на
следующий год (квартал, месяц).
    Учреждение  образования  вправе  участвовать  в  уставных   формах
товариществ  (акционерных обществ) и других организаций только  своими
средствами.

    Статья 40. Производственно-коммерческая деятельность

    Учреждения    образования    вправе    получать     доходы      от
производственно-коммерческой,    в    том    числе     образовательной
деятельности, переинвестируемых в развитие учреждений образования.

    Статья 41. Льготное кредитование

    Государство   обеспечивает беспроцентный  кредит  учредителям  или
учреждениям образования при их открытии, а также отдельным гражданам и
их гарантам для индивидуальной платы за обучение.

    Статья 42. Материально-техническая база

    Материально-техническая  база  учреждений   образования   включает
строения,    коммуникации,    машины  и   оборудование,   транспортные
средства,  используемые  в  образовательной,  научно-исследовательской
деятельности и решении других задач в сфере образования.
    Учреждение образования обязано обеспечить содержание  закрепленных
за  ним  и  (или)  принадлежащих ему на  праве  собственности  зданий,
сооружений,  оборудования и другого имущества социального, культурного
и  иного  назначения  на  уровне  не ниже  определяемого  нормативами,
действующими на данной территории.
    Развитие материально-технической  базы государственного учреждения
образования   осуществляется  самим    учреждением    образования    в
пределах закрепленных за ним бюджетных и собственных средств.
    Развитие     материально-технической    базы    негосударственного
учреждения  образования  осуществляется  самим учреждением образования
за счет средств учредителя и собственных средств.
    Государственные  и   местные органы управления  обязаны  оказывать
помощь  подведомственным учреждениям образования  в  решении  вопросов
содержания и развития их материально-технической базы.

    Статья 43. Отношения собственности в системе образования

    Имущество    предприятий,   организаций   и   учреждений   системы
образования находится в собственности учредителей.
    Учредитель  передает  имущество в  полное  хозяйственное   ведение
непосредственно учреждению образования.
    Имущество, переданное учреждениям образования, не подлежит изъятию
для использования в целях, противоречащих задачам образования.
    Учреждение  образования  несет ответственность  за  сохранность  и
эффективное использование закрепленного за ним имущества. Контроль  за
деятельностью  учреждения  образования  в  этой  части  осуществляется
учредителем (лицом, на это уполномоченным).
    Органы местного  управления  и самоуправления передают учреждениям
системы   образования   в   безвозмездное  и  бессрочное   пользование
земельные  участки.  Право  пользования этими  участками  регулируется
Земельным  кодексом Кыргызской Республики. Государственные предприятия
и  организации  способствуют развитию образования, им  предоставляется
право  безвозмездной  передачи учреждениям  образования  оборудования,
средств вычислительной техники, инвентаря и другого имущества.
    Здания и материально-техническая база  государственных  учреждений
образования не подлежат приватизации.
    Негосударственное      учреждение      образования      пользуется
преимущественным  правом на приобретение ранее закрепленной за ним или
арендуемой   им  отчуждаемой  государственной  и  (или)  муниципальной
собственности.

    Статья 44. Интеллектуальная собственность

    Интеллектуальная   собственность  в  форме  материальных   активов
(научные  труды,  патенты, программное обеспечение, образовательные  и
информационные    технологии   и   другие),    служащая     источником
образовательной  и экономической деятельности учебных заведений  и  их
сотрудников, подлежит защите наравне с другими видами собственности.

                              Раздел VII
                    Международное сотрудничество и
        внешнеэкономическая деятельность в области образования

    Статья 45. Международное сотрудничество

    Международное  сотрудничество  Кыргызской  Республики  в   области
образования   строится  на  основе  межгосударственных   договоров   и
соглашений.
    Органы   управления   образованием   всех   уровней,    учреждения
образования, предприятия и организации системы образования имеют право
устанавливать    прямые   связи   с   зарубежными   и   международными
учреждениями,    предприятиями    и    организациями,     осуществлять
межгосударственные и международные образовательные научные  и  научно-
исследовательские   программы,    входить   в   межгосударственные   и
международные    общественные     образовательные    объединения     в
установленном законодательством порядке.
    Обучение,  переподготовка  и повышение квалификации граждан других
государств    осуществляется   по   межгосударственным    соглашениям,
заключенным   Правительством   Кыргызской   Республики,  а  также   по
договорам  между  учреждениями  образования  и  организациями  или   с
отдельными гражданами.

    Статья 46. Внешнеэкономическая деятельность

    Органы управления образования, учреждения образования, предприятия
и   организации   системы   образования  самостоятельно   осуществляют
внешнеэкономическую  деятельность  в  установленном  законодательством
порядке.
    Государственным учреждениям, предприятиям и  организациям  системы
образования  остается  вся валютная выручка от их  внешнеэкономической
деятельности.   Эти  отчисления изъятию не подлежат,  направляются  на
развитие  системы  образования и укрепления ее материально-технической
базы.

    Статья 47. Оказание образовательных услуг иностранным гражданам

    Кыргызская   Республика  оказывает  образовательные   услуги   для
кыргызов, проживающих в других государствах, иных иностранных граждан,
в  том  числе  в  форме  создания специальных учреждений  образования.
Порядок    оказания    услуг   регламентируется    межгосударственными
соглашениями или договорами с частными лицами.

    Статья 48. Международные договоры

    В случае несоответствия международного договора и законодательства
Кыргызской    Республики    об   образовании    применяются    правила
международного  договора, заключаемые между Кыргызской  Республикой  и
другими государствами.

    Президент Кыргызской Республики                         А.Акаев