Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Утверждена
Указом Президента Кыргызской Республики
от 15 июля 2013 года УП N 165

ВОЕННАЯ ДОКТРИНА
Кыргызской Республики

(В редакции Указа Президента КР от 20 ноября 2017 года УП № 266)

Введение

Военная доктрина Кыргызской Республики (далее - Военная доктрина) представляет собой систему официально принятых взглядов на военное строительство, подготовку и применение Вооруженных Сил Кыргызской Республики (далее - Вооруженных Сил) и других воинских формирований для вооруженной защиты национальных интересов Кыргызской Республики.

Военная доктрина носит оборонительный характер и реализуется посредством проведения государством комплекса политических, дипломатических, экономических, информационных, военных и других мер обеспечения военной безопасности в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики в сфере обороны.

Правовую основу Военной доктрины составляют Конституция Кыргызской Республики, законы и другие нормативные правовые акты Кыргызской Республики в сфере национальной безопасности, общепризнанные принципы и нормы международного права, а также ратифицированные в установленном порядке международные договоры в области обеспечения коллективной безопасности.

Военная доктрина направлена на создание эффективной военной организации государства, в том числе профессиональных, оснащенных современным оружием и техникой Вооруженных Сил, способных адекватно реагировать на угрозы военной безопасности в мирное и военное время, гарантирующих защиту суверенитета, территориальной целостности и конституционного строя Кыргызской Республики, а также выполнение принятых международных обязательств.

Актуальность разработки настоящей Военной доктрины обусловлена изменившейся военно-политической обстановкой в мире и Центрально-Азиатском регионе, расширением спектра угроз военной безопасности Кыргызской Республики, начавшимся в апреле 2010 года новым этапом демократического развития страны и ее государственных институтов, принятием "Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы", реализация которой будет способствовать укреплению ее оборонного потенциала, а также назревшими проблемами военного строительства и реформы Вооруженных Сил.

В Военной доктрине используются следующие основные понятия:

- военная безопасность Кыргызской Республики - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять;

- военная опасность - состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению военной угрозы;

- военная угроза - состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами, высокой степенью готовности какого-либо государства (группы государств), сепаратистских (террористических) организаций к применению военной силы (вооруженному насилию);

- военный конфликт - форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы (понятие охватывает все виды вооруженного противоборства, включая крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооруженные конфликты);

- вооруженный конфликт - вооруженное столкновение ограниченного масштаба между государствами (международный вооруженный конфликт) или противостоящими сторонами в пределах территории одного государства (внутренний вооруженный конфликт);

- военная политика - составная часть общей политики государства, непосредственно связанная с созданием и совершенствованием военной организации, военным строительством, развитием, подготовкой и применением Вооруженных Сил;

- военная организация государства - совокупность органов государственного и политического управления, Вооруженных Сил, других войск, военно-промышленного комплекса и их отношений в процессе совместной деятельности по обеспечению военной безопасности государства;

- период непосредственной угрозы (угрожаемый период) - отрезок времени различной продолжительности, который обычно предшествует началу военного конфликта. Характеризуется крайним обострением международной обстановки и противоречий между вероятными противниками;

- военная агрессия - незаконное применение вооруженной силы одного государства против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости другого государства с целью захвата территорий, национальных богатств, установления политического и экономического господства;

- оборона - система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита государства, целостности и неприкосновенности его территории;

- военное строительство - система экономических, социально-политических, собственно военных и других мероприятий государства, осуществляемых в интересах укрепления его обороноспособности;

- военная экономика - особая сфера экономики, обеспечивающая военное строительство и другие оборонные потребности государства;

- мобилизационная подготовка экономики государства - комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики в целях удовлетворения потребностей вооруженных сил, нужд государства и населения в условиях военного времени.

I. Основные угрозы военной безопасности Кыргызской Республики

1. Военно-политическая обстановка в мире со времени принятия предыдущей Военной доктрины обрела еще больший динамизм. Развитие событий в различных регионах, особенно на Ближнем Востоке и в Афганистане, характеризуется непредсказуемостью как их масштабов, так и возможных последствий. К разряду таких событий относится и предстоящий вывод Международных сил содействия безопасности (ISAF) из Афганистана.

Сохраняются угрозы международного терроризма, экстремизма и сепаратизма в Центрально-Азиатском регионе, формирования которых способны оперативно адаптироваться к условиям противодействия и применять новую тактику и технику ведения подрывной деятельности. Проблемы наркотрафика и незаконной миграции имеют транснациональный характер и приобрели еще большую масштабность.

Имеется вероятность возникновения пограничных инцидентов и военных акций на государственной границе и в приграничных районах на основе существующих нерешенных проблем. Существуют накопившиеся на протяжении многих лет противоречия и проблемы в сфере межэтнических отношений.

2. Основные военные опасности и военные угрозы.

Основные внешние военные опасности:

- распространение международного терроризма;

- вмешательство во внутригосударственные дела Кыргызской Республики и ее союзников;

- нарушение отдельными государствами международных договоренностей, Устава ООН и других норм международного права;

- возникновение очагов межнациональной и (или) межконфессиональной напряженности;

- незавершенность делимитации и демаркации государственной границы;

- попытки использования деструктивными силами экономических и социальных проблем анклавов на территории Кыргызской Республики;

- нерешенность водно-энергетических проблем и возможность их использования деструктивными силами в целях дестабилизации внутриполитической ситуации;

- распространение оружия массового поражения и вероятность его применения международными террористическими организациями.

Основные внутренние военные опасности:

- попытки подрыва суверенитета и территориальной целостности Кыргызской Республики;

- наличие межэтнических противоречий;

- нарушение межнационального и (или) межконфессионального единства.

3. Основные военные угрозы:

- вероятность проникновения на территорию Кыргызской Республики вооруженных групп международных террористических организаций;

- деятельность террористических, религиозно-экстремистских организаций, деструктивных сил сепаратизма и экстремизма, способных спровоцировать инциденты и конфликты на государственной границе и приграничных районах Кыргызской Республики с возможным перерастанием их в вооруженные столкновения.

В указанный период усилилась взаимосвязь внешних и внутренних военных опасностей и угроз, поэтому их воздействие будет комплексным и носить взаимодополняющий характер.

II. Военная политика Кыргызской Республики

Основные принципы военной политики Кыргызской Республики

4. Военная политика Кыргызской Республики отражает военные аспекты внутренней и внешней политики государства. Ее главные правовые основы и отношения к нормам международного права определены в Конституции Кыргызской Республики, а ее цели и принципы - в Концепции национальной безопасности и в настоящей Военной доктрине.

Целью военной политики Кыргызской Республики является создание благоприятных условий для мирного и стабильного развития общества и государства, защита его суверенитета и территориальной целостности, государственных институтов, граждан от военных опасностей и угроз, предотвращение агрессии.

В связи с этим перед государством стоит общая оборонная задача - раннее распознавание, предотвращение, локализация и нейтрализация подобных угроз всей совокупностью политико-дипломатических, экономических, информационных, правовых, военных и других мер.

5. Кыргызская Республика не имеет целей экспансии, агрессии и территориальных притязаний, решаемых военной силой, и в сфере обеспечения военной безопасности основывается на соблюдении принципов мирного урегулирования международных споров, невмешательства во внутренние дела и иных общепризнанных принципов и норм международного права.

6. Кыргызская Республика в целях обеспечения собственной военной безопасности и укрепления международного мира и стабильности сотрудничает на двусторонней и многосторонней основе:

- со всеми государствами, политика которых не наносит ущерба национальным интересам Кыргызской Республики и не противоречит Уставу Организации Объединенных Наций;

- с государствами-участниками СНГ, Договора о коллективной безопасности и Шанхайской организации сотрудничества в рамках подписанных ими и вступивших в силу международных соглашений.

При этом она придает приоритет политико-дипломатическим и другим невоенным действиям по предотвращению и устранению угроз военной безопасности.

В случае вооруженного нападения на нее имеет неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону.

7. Внутреннюю и внешнюю политику в области обороны и безопасности определяет Совет безопасности Кыргызской Республики в соответствии с Конституцией, нормативными правовыми актами Кыргызской Республики и настоящей Военной доктриной.

(В редакции Указа Президента КР от 20 ноября 2017 года УП № 266)

8. Вооруженная защита государства осуществляется Вооруженными Силами, которые строятся в соответствии с принципом самообороны и оборонной достаточности.

9. В целях обеспечения военной безопасности проводится заблаговременная подготовка военной экономики, Вооруженных Сил, других воинских формирований, государственных органов, ведающих вопросами национальной безопасности, а также населения и территории Кыргызской Республики к вооруженной защите государства.

10. Основными задачами обеспечения военной безопасности Кыргызской Республики являются:

а) в мирное время:

- прогнозирование, оценка, выявление, оперативное предотвращение и пресечение военных угроз безопасности государства;

- реализация государственной политики в сфере обороны и безопасности;

- совершенствование правового регулирования в сфере военной безопасности;

- создание и развитие военной организации государства с эффективным военно-политическим управлением и военно-экономическим обеспечением;

- развитие отраслей экономики Кыргызской Республики, выпускающих продукцию военного назначения (военно-промышленного комплекса);

- развитие единой системы централизованного управления силами и средствами обеспечения военной безопасности;

- совершенствование мобилизационной подготовки экономики государства;

- подготовка органов государственного и военного управления, государственных органов, организаций, населения и территории к обеспечению военной безопасности, территориальной обороне и гражданской защите;

- развитие Вооруженных Сил и других воинских формирований, поддержание их в готовности к боевому применению;

- совершенствование системы противовоздушной обороны Кыргызской Республики как элемента Объединенной системы ПВО государств-участников Организации Договора о коллективной безопасности;

- повышение эффективности систем подготовки кадров, военного образования, обучения и воспитания военнослужащих, развитие военной науки;

- обеспечение Вооруженных Сил и других воинских формирований финансовыми средствами, вооружением, военной техникой, боеприпасами, военно-техническим, вещевым имуществом, продовольствием, горюче-смазочными материалами и другими материально-техническими средствами по штатам мирного и военного времени;

- совершенствование систем комплектования Вооруженных Сил военнослужащими по контракту, младшими специалистами и военнообязанными мобилизационного резерва;

- создание запасов вооружения, материально-технических средств для обеспечения функционирования Вооруженных Сил и других воинских формирований в условиях чрезвычайного и военного положения;

- подготовка населения и территории в интересах обеспечения военной безопасности, действий Вооруженных Сил, сил гражданской защиты и территориальной обороны Кыргызской Республики;

- осуществление комплекса государственных мер по стимулированию и повышению престижа воинской службы, обеспечению социальной защищенности военнослужащих и членов их семей, а также лиц, уволенных с военной службы;

- воспитание патриотизма и формирование морально-психологической готовности населения к защите Кыргызской Республики;

- развитие международного военного и военно-технического сотрудничества;

б) в период непосредственной военной угрозы и с началом вооруженной агрессии:

- своевременное выявление готовящегося вооруженного нападения (угрожающего развития ситуации) и принятие всех возможных мер по его предотвращению;

- незамедлительное введение в действие нормативных правовых актов военного времени, принятие и реализация целесообразных решений на подготовку и ведение военных действий;

- обеспечение мобилизации и перевода государства, Вооруженных Сил, других воинских формирований, гражданской защиты и территориальной обороны с мирного на военное положение;

- непосредственное отражение вооруженного нападения или предотвращение вооруженной угрозы.

Руководство обороной и Вооруженными Силами

11. Руководство обороной и Вооруженными Силами осуществляет Президент - Главнокомандующий Вооруженными Силами Кыргызской Республики на основе Конституции и нормативных правовых актов Кыргызской Республики в военной сфере.

Деятельность государственных органов в сфере обороны включает комплекс мероприятий, установленных нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, направленных на совершенствование ее военной организации, поддержание Вооруженных Сил, других воинских формирований в боевой и мобилизационной готовности к выполнению задач, их всестороннее обеспечение, на подготовку экономики, населения и территории в интересах обороны.

12. Жогорку Кенеш Кыргызской Республики осуществляет законодательные и контрольные функции в сфере обеспечения военной безопасности государства на основе Конституции Кыргызской Республики.

13. Правительство Кыргызской Республики реализует государственную политику в сфере финансового и материального обеспечения военного строительства, организует всестороннее оснащение Вооруженных Сил и других воинских формирований, деятельность государственных органов в сфере обороны, выполнение государственных программ развития оборонного производства, осуществляет руководство мобилизационной подготовкой экономики, государственных органов и органов местного самоуправления, подготовкой населения и территории в интересах обороны.

14. Генеральный штаб Вооруженных Сил Кыргызской Республики решает задачи, связанные с организацией обороны государства, осуществляет стратегическое руководство подготовкой, развитием, мобилизационным развертыванием и применением Вооруженных Сил и других воинских формирований, организует территориальную оборону, разрабатывает и контролирует выполнение планов оперативного оборудования территории государства в интересах обороны.

Является центральным органом военного управления и главным органом оперативного управления Вооруженными Силами и другими воинскими формированиями, привлекаемыми к обороне.

Генеральный штаб Вооруженных Сил Кыргызской Республики является высшим органом оперативного управления и координации сил и средств органов внутренних дел, национальной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, других государственных органов и местного самоуправления, вовлеченных в рамках своей компетенции в систему обеспечения национальной безопасности.

15. Государственный комитет по делам обороны Кыргызской Республики является уполномоченным органом, реализующим государственную политику в сфере обороны. Участвует в формировании и реализации военной политики, в разработке планов военного строительства и развития Вооруженных Сил, проводит единую военно-техническую политику, разрабатывает предложения по государственному оборонному заказу и ассигнованиям на нужды обороны, осуществляет материально-техническое и правовое обеспечение соединений, частей и учреждений Государственного комитета по делам обороны Кыргызской Республики, разработку военного законодательства, подготовку военных кадров, международное военное и военно-техническое сотрудничество, взаимодействует с государственными органами по вопросам обороны.

(В редакции Указа Президента КР от 20 ноября 2017 года УП № 266)

16. Руководство обороной включает:

- оценку ситуации, определение мер реагирования и способов действий, принятие своевременных военно-политических решений, политико-дипломатических, экономических, информационных, правовых и других невоенных мер;

- определение состава, задач военной организации государства и централизованной системы руководства;

- определение организационной структуры, состава и численности Вооруженных Сил и других воинских формирований, поддержание их в боевой и мобилизационной готовности;

- организацию военного планирования, руководство подготовкой и применением Вооруженных Сил, других воинских формирований и государственных органов;

- оперативное реагирование на возникающие военные угрозы, умелое управление силами и средствами обеспечения военной безопасности в ходе их совместных действий;

- реализацию военно-технической политики, программ развития военной науки, вооружения и военной техники;

- планирование и проведение мероприятий мобилизационной подготовки экономики, подготовки государственных органов, организаций и населения к функционированию в военное время, а также территории и инфраструктуры государства к обороне;

- организацию подготовки граждан Кыргызской Республики к военной службе и мобилизационного резерва для Вооруженных Сил и других воинских формирований;

- создание запасов материальных средств в государственном мобилизационном резерве в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и осуществление контроля за их накоплением и своевременным освежением;

- координацию совместной деятельности государственных органов и местного самоуправления в сфере обороны в мирное и военное время;

- государственное инспектирование Вооруженных Сил и других воинских формирований.

III. Военные основы обеспечения военной безопасности

Предназначение и задачи Вооруженных Сил

17. Вооруженные Силы предназначены для обеспечения надежной защиты суверенитета, территориальной целостности, конституционного строя, общества и граждан Кыргызской Республики и выполнения обязательств в соответствии с международными договорами.

18. Задачи, состав и численность Вооруженных Сил и других воинских формирований устанавливаются Советом безопасности Кыргызской Республики в соответствии с масштабом и характером возможных военных угроз и военных конфликтов.

(В редакции Указа Президента КР от 20 ноября 2017 года УП № 266)

19. На Вооруженные Силы в мирное время возлагается выполнение следующих основных задач:

- подготовка к защите суверенитета, территориальной целостности, конституционного строя Кыргызской Республики;

- участие в мероприятиях по своевременному выявлению угрожающего развития военно-политической обстановки и подготовки вооруженного нападения на Кыргызскую Республику;

- поддержание боевой и мобилизационной готовности органов управления и войск в штатах мирного времени на уровне, обеспечивающем их своевременное мобилизационное и оперативное развертывание;

- участие в борьбе с терроризмом;

- охрана и защита воздушного пространства;

- участие в антитеррористических и миротворческих операциях в соответствии с законодательством и международными обязательствами Кыргызской Республики;

- участие в организации территориальной обороны;

- подготовка военных кадров, военнослужащих по контракту и младших специалистов;

- организация и проведение военных сборов по подготовке мобилизационного резерва;

- участие в обеспечении информационной безопасности Кыргызской Республики;

- участие в организации оперативного оборудования территории Кыргызской Республики в целях обороны;

- участие в обеспечении общественной безопасности, поддержании режимов чрезвычайного и военного положения;

- участие в мероприятиях по оказанию помощи населению при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Вооруженные Силы должны быть способны в мирное время без проведения дополнительных мобилизационных мероприятий соединениями и частями постоянной готовности профессионально выполнять задачи обеспечения военной безопасности.

20. В случае агрессии против Кыргызской Республики на Вооруженные Силы возлагаются следующие задачи:

- своевременное выполнение мероприятий частичного или полного мобилизационного и оперативного развертывания;

- отражение военных угроз с сухопутных и воздушных направлений;

- локализация и нейтрализация вооруженных конфликтов самостоятельно или совместно с вооруженными силами других государств;

- отражение военной агрессии и изгнание агрессора с территории Кыргызской Республики;

- участие в защите населения, стратегических объектов, инфраструктуры от воздействия средств поражения агрессора, террористических и диверсионных актов;

- участие в поддержании режима военного положения;

- участие в ведении территориальной обороны;

- выполнение международных обязательств Кыргызской Республики по коллективной обороне.

Реализация стоящих перед Вооруженными Силами и другими воинскими формированиями задач организуется и осуществляется в соответствии с Планами применения Вооруженных Сил, обеспечения военной безопасности, территориальной обороны Кыргызской Республики, указами и распоряжениями Президента Кыргызской Республики, приказами и директивами Главнокомандующего Вооруженными Силами Кыргызской Республики и нормативными правовыми актами Кыргызской Республики в сфере обороны.

21. Органы управления, соединения, части и учреждения государственных органов, привлекаемых к обороне, применяются во взаимодействии с Вооруженными Силами в соответствии с планами применения Вооруженных Сил и территориальной обороны Кыргызской Республики, одновременно самостоятельно решают свои ведомственные задачи по обеспечению национальной безопасности Кыргызской Республики.

Основы применения Вооруженных Сил и других воинских формирований

22. Кыргызская Республика считает правомерным применение своих Вооруженных Сил для отражения агрессии и нейтрализации внутренних угроз, посягающих на ее суверенитет, территориальную целостность и конституционный строй.

Применение Вооруженных Сил и других воинских формирований осуществляется в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Вооруженные Силы готовятся одновременно к ведению традиционных видов боевых действий и к выполнению боевых задач при проведении антитеррористических и миротворческих операций.

23. Вооруженные Силы применяются:

- в военных конфликтах самостоятельно или в составе коалиционных сил для вооруженной защиты суверенитета, территориальной целостности Кыргызской Республики, отражения агрессии и принуждения агрессора к прекращению военных действий против Кыргызской Республики;

- во внутренних вооруженных конфликтах для уничтожения незаконных вооруженных формирований;

- в операциях по поддержанию и восстановлению мира для предотвращения дальнейших военных действий противоборствующих сторон, стабилизации обстановки, обеспечения условий для справедливого мирного урегулирования.

Основы борьбы с вооруженными формированиями международного терроризма

В современных условиях международный терроризм является одной из наиболее опасных по масштабам, непредсказуемости и последствиям угроз для многих государств. Кыргызская Республика участвует в международном сотрудничестве в борьбе с терроризмом, а Вооруженные Силы имеют опыт проведения антитеррористических операций в ходе Баткенских событий 1999-2001 годов.

24. Для непосредственной защиты личного состава, объектов военной инфраструктуры от диверсионно-террористических действий и участия в антитеррористических операциях в составе Вооруженных Сил создаются антитеррористические подразделения, оснащенные соответствующим вооружением, специальными средствами и экипировкой.

Подготовка мобилизационного резерва, населения и территории

25. В мирное время с целью обеспечения мобилизации государства, мобилизационного развертывания с введением военного положения и восполнения боевых потерь в ходе боевых действий Вооруженных Сил проводится планомерная военная подготовка и накопление необходимого количества военнообязанных мобилизационного резерва.

Система подготовки и накопления военно-обученных резервов строится применительно к создаваемым на военное время группировкам Вооруженных Сил, их эшелонированию, дислокации и оперативному предназначению. Военно-обученные ресурсы готовятся в период прохождения военной службы по призыву и контракту, военными факультетами и кафедрами при гражданских высших учебных заведениях и на военных сборах.

Общее руководство планированием подготовки, накопления в запасе и призыва военно-обученного мобилизационного резерва для Вооруженных Сил, других воинских формирований и государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, осуществляется Генеральным штабом Вооруженных Сил Кыргызской Республики.

26. Целью подготовки населения Кыргызской Республики является обеспечение их готовности к действиям в экстремальных ситуациях, связанных с применением средств вооруженного насилия, а также в условиях чрезвычайных ситуаций, аварий и катастроф природного и техногенного характера.

Приоритетными направлениями подготовки населения являются:

- участие в оборудовании территории в интересах Вооруженных Сил и территориальной обороны;

- участие в организации и ведении территориальной обороны;

- воспитание у граждан Кыргызской Республики чувства патриотизма и гражданского долга, любви к Родине;

- совершенствование системы допризывной подготовки;

- формирование морально-психологической готовности граждан к защите Отечества;

- подготовка к действиям в условиях военного и чрезвычайного положений, чрезвычайных ситуаций, аварий и катастроф природного и техногенного характера.

Подготовка населения осуществляется как заблаговременно, так и в условиях военного времени. Она включает проведение комплекса мероприятий территориальной обороны и гражданской защиты, направленных на защиту населения, снижение потерь и разрушений в военное время, повышение устойчивости функционирования объектов экономики и обеспечение жизнедеятельности людей, проведение спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

27. Подготовка территории Кыргызской Республики заключается в ее оборудовании в интересах применения Вооруженных Сил и ведения территориальной обороны с целью создания единой системы военной инфраструктуры государства, обеспечивающей успешное оперативное развертывание и ведение Вооруженными Силами военных действий на любом из угрожаемых направлений.

Приоритетными направлениями оперативного оборудования территории Кыргызской Республики являются:

- создание условий для дислокации и функционирования органов военного управления, соединений и частей постоянной готовности Вооруженных Сил на направлениях основных военных угроз;

- подготовка государственной системы управления и связи;

- инженерное оборудование местности и пунктов управления войсками;

- создание объектов военной инфраструктуры и транспортных коммуникаций в районах возможных действий Вооруженных Сил и у государственной границы Кыргызской Республики;

- развитие системы баз и складов для хранения государственных и оперативных запасов материальных средств;

- создание сети ремонтных предприятий для ремонта и восстановления военной техники и вооружения;

- подготовка к развертыванию сети медицинских учреждений.

Основные принципы военного строительства

28. Главной целью военного строительства Кыргызской Республики является создание эффективной военной организации государства, в том числе современных Вооруженных Сил, оснащенных соответствующим вооружением и военной техникой, обеспеченных установленными запасами материально-технических средств и способных оперативно решать поставленные задачи в мирное и военное время.

29. Основные принципы военного строительства:

- соблюдение преемственности взглядов на военное строительство государства;

- приоритетность развития невоенных средств разрешения кризисных ситуаций на ранних стадиях их возникновения;

- эффективный государственный и гражданский контроль хода военного строительства в сочетании с принципами единоначалия и централизации управления;

- поддержание оборонного потенциала государства на достаточном уровне для предотвращения и нейтрализации угроз безопасности;

- комплексное использование сил и средств для обеспечения национальной безопасности.

30. Основные задачи военного строительства:

- создание системы эффективного управления военной организацией государства в мирное и военное время в общей системе обеспечения национальной безопасности;

- приведение структуры, состава и численности компонентов военной организации в соответствие с задачами мирного времени, в период непосредственной угрозы и в военное время;

- развитие материальной базы военно-экономического обеспечения;

- обеспечение укомплектованности соединений и частей постоянной готовности в штатах мирного времени, достаточной для устранения угроз национальной безопасности без мобилизационного развертывания;

- совершенствование мобилизационной подготовки экономики, государственных органов и организаций для функционирования в условиях военного времени;

- создание единой системы материально-технического обеспечения государственных органов, связанных с военной безопасностью страны;

- организация системы накопления вооружений и военной техники, материальных средств в государственном материальном резерве, Вооруженных Силах и других воинских формированиях;

- создание единой национальной системы подготовки кадров, военного образования и военной науки.

Военная реформа: ее цель и основные направления

За два десятилетия Вооруженные Силы прошли этапы своего становления и дальнейшего развития. Они показали свою состоятельность в борьбе с отрядами международных террористов в Баткенских событиях 1999-2001 гг. и в действиях по стабилизации обстановки в июне 2010 г.

Вместе с тем объективно назревшая военная реформа в силу ряда причин не была реализована в полной мере. Военная организация государства до настоящего времени сохраняет структуру и принципы функционирования, во многом являющиеся наследием прошлого. Она перестала соответствовать современным требованиям, а также уровню демократического развития Кыргызской Республики и ее государственных институтов.

Сложившееся положение затрудняет военное строительство и сдерживает развитие Вооруженных Сил страны. При этом выделение дополнительных финансовых и материальных ресурсов, без проведения военной реформы, не способно привести к качественным изменениям в сфере обороны.

Предстоящая военная реформа предусматривает глубокие по содержанию преобразования военной организации, принятие настоящей Военной доктрины, перестройку структуры Вооруженных Сил, реорганизацию их системы управления, подготовки и применения, пересмотр военно-технической политики и принципов материально-технического обеспечения.

31. Главной целью военной реформы является преобразование Вооруженных Сил и других воинских формирований Кыргызской Республики в вооруженную организацию современного типа с единым центром военного управления, достаточным боевым и численным составом и эффективной системой материально-технического обеспечения.

Основные направления военной реформы:

- разделение функций Министерства обороны и Главного штаба Вооруженных Сил Кыргызской Республики в соответствии с современными принципами управления обороной и практикой гражданского контроля над вооруженными силами;

- реформирование системы управления Вооруженными Силами путем создания Генерального Штаба Вооруженных Сил Кыргызской Республики на базе Главного штаба Вооруженных Сил Кыргызской Республики и придания ему функций единого центра управления Вооруженными Силами страны;

- объединение сил и средств государственных органов, обеспечивающих оборону и безопасность, с их подчинением Генеральному штабу. Организация единой системы их боевой подготовки, боевой и мобилизационной готовности, взаимодействия, планирования и совместного применения;

- оптимизация структуры, боевого и численного состава Вооруженных Сил в соответствии с задачами по противодействию непосредственным и потенциальным угрозам мирного и военного времени;

- модернизация системы воздушной обороны Кыргызской Республики;

- создание единой системы материально-технического обеспечения Вооруженных Сил и других государственных органов, обеспечивающих военную безопасность, на основе научных моделей управления ограниченными ресурсами;

- внедрение современных принципов и механизмов всестороннего обеспечения Вооруженных Сил и других воинских формирований.

IV. Военно-экономическое обеспечение обороны

Цель и задачи военно-экономического обеспечения обороны

32. Главной целью военно-экономического обеспечения является своевременное и полное удовлетворение потребностей военной организации, Вооруженных Сил и других воинских формирований в финансовых средствах, материально-технических ресурсах, вооружении и военной технике и создание условий для поддержания оборонного потенциала на уровне оборонной достаточности.

33. Основным принципом военно-экономического обеспечения является гарантированное программно-целевое финансирование военного строительства и развития Вооруженных Сил, других воинских формирований и государственных органов, привлекаемых к обеспечению военной безопасности Кыргызской Республики.

34. Основными задачами военно-экономического обеспечения являются:

- поэтапное создание и развитие отраслей военной экономики;

- планирование финансового и материально-технического обеспечения мероприятий по оснащению Вооруженных Сил и других воинских формирований вооружением и военной техникой;

- совершенствование единой системы тылового, медицинского и технического обеспечения Вооруженных Сил;

- реализация установленных законодательством гарантий военнослужащим, членам их семей и гражданам, уволенным с военной службы;

- создание и своевременное обновление запасов материальных средств в мобилизационном резерве государства и, в первую очередь, продовольственных товаров, вещевого имущества и нефтепродуктов;

- совершенствование мобилизационной подготовки экономики Кыргызской Республики;

- унификация и модернизация вооружения и военной техники;

- совершенствование системы хранения, содержания и сохранности вооружения, военной и специальной техники;

- создание и совершенствование национальной базы ремонта вооружения, автомобильной и бронетанковой техники;

- организация пополнения и замены боеприпасов и взрывчатых веществ.

35. Основой обеспечения материальными средствами является производство, накопление, хранение, содержание и освежение материальных средств, обеспечивающих подготовку Вооруженных Сил и других воинских формирований в мирное время, а также их мобилизационное, оперативное развертывание и ведение боевых действий в военное время.

В ходе мобилизационного развертывания - непрерывное обеспечение Вооруженных Сил и других воинских формирований по штатам и нормам военного времени.

В ходе военных действий - подача материальных средств войскам в районы боевых действий, а также для восполнения потерь в вооружении и военной технике.

Мобилизационная подготовка экономики, государственных органов и организаций

36. Оборона Кыргызской Республики основывается на своевременном проведении мобилизации государства адекватно степени военной угрозы.

Целью мобилизационной подготовки экономики, государственных органов и организаций является заблаговременная подготовка к их переводу на работу в условиях военного времени, удовлетворение потребностей Вооруженных Сил и других воинских формирований, а также обеспечение государственных нужд и нужд населения в военное время.

Основными задачами мобилизационной подготовки являются:

- разработка мобилизационных планов подготовки экономики Кыргызской Республики, мобилизационных планов областей, районов и организаций;

- создание мобилизационных мощностей производства продукции, удовлетворяющих потребности Кыргызской Республики, Вооруженных Сил, а также нужд населения в военное время;

- подготовка техники, предназначенной для поставки в Вооруженные Силы по мобилизации;

- создание и обновление запасов материальных средств государства и мобилизационного резерва "неприкосновенного запаса" продовольственных товаров и нефтепродуктов;

- подготовка финансовой и налоговой систем к функционированию в период мобилизации и в военное время;

- совершенствование пунктов управления государственных органов.

Финансирование расходов на оборону

37. Финансирование расходов на оборону организуется с учетом:

- приоритетного финансирования материальной базы мобилизации, планируемого мобилизационного, оперативного развертывания и возможных боевых действий;

- создания резерва финансовых средств, обеспечивающих военную безопасность, в том числе для проведения антитеррористических и других специальных операций;

- программно-целевого финансирования Вооруженных Сил на уровне, обеспечивающем оборонную достаточность.

Социальная защита военнослужащих и членов их семей

38. Социальная защита военнослужащих и членов их семей является необходимым условием развития военной организации Кыргызской Республики и имеет следующие цели:

- повышение престижа военной службы;

- улучшение социального благополучия военнослужащих;

- поддержание высокого морального духа, морально-психологического состояния войск и дисциплины среди военнослужащих.

Основными задачами социальной защиты являются:

- повышение денежного довольствия военнослужащих и гражданского персонала;

- совершенствование пенсионного обеспечения военнослужащих, уволенных с военной службы;

- решение жилищной проблемы;

- совершенствование медицинского обслуживания и обеспечения военнослужащих, членов их семей и граждан, уволенных с военной службы.

V. Международное военное и военно-техническое сотрудничество

39. Для Кыргызской Республики приоритетными направлениями в международном военном сотрудничестве являются:

- развитие взаимовыгодного сотрудничества в военной и военно-технической областях в рамках Содружества Независимых Государств, Организации Договора о коллективной безопасности и Шанхайской организации сотрудничества;

- расширение сотрудничества в военной сфере в рамках программы "Партнерство во имя мира";

- укрепление мер доверия, участие в контроле над вооружениями;

- расширение сотрудничества с ООН;

- укрепление двустороннего и многостороннего военного сотрудничества с иностранными государствами и международными организациями;

- участие воинских формирований в международных операциях по поддержанию мира под эгидой ООН.

40. Кыргызская Республика в международном военном сотрудничестве с военными ведомствами иностранных государств координирует свою деятельность в следующих сферах:

- военная политика;

- система коллективной безопасности;

- совершенствование Объединенной системы ПВО;

- совместная борьба с экстремизмом, международным терроризмом и иными вызовами и угрозами;

- военно-техническое сотрудничество;

- совершенствование военной инфраструктуры, подготовка военных кадров и военная наука;

- защита прав военнослужащих;

- демократический контроль над Вооруженными Силами и другими воинскими формированиями.

41. Основными принципами государственной политики Кыргызской Республики при осуществлении военно-технического сотрудничества являются:

- соблюдение международных обязательств Кыргызской Республики в области контроля над экспортом вооружения и продукции военного назначения;

- развитие отечественного производства продукции военного назначения посредством активизации международного военно-технического сотрудничества;

- взаимное размещение заказов на предприятиях оборонной промышленности.

Заключение

Военная доктрина предусматривает скоординированную деятельность всех органов государственного и военного управления, организаций, общественных объединений и граждан, направленную на обеспечение военной безопасности Кыргызской Республики.

Взгляды и подходы к военному строительству, подготовке государства к обороне, применению Вооруженных Сил и других войск, изложенные в настоящей Военной доктрине, будут уточняться с учетом изменений военно-политической обстановки, характера военных опасностей и военных угроз и конкретизироваться в нормативных правовых актах Кыргызской Республики в сфере обороны.