Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

УТРАЧИВАЕТ СИЛУ
с 1 января 2017 года в соответствии с Законом КР от 16 мая 2016 года № 60

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\User\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\284ffe9f-e0e5-4a4e-bb6b-8eb8ff3242f0\document.files\image001.jpg

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 21 сентября 2001 года № 83

О государственном и негосударственном долге Кыргызской Республики

(В редакции Законов КР от 26 июля 2011 года № 138, 2 июня 2014 года № 86, 20 мая 2016 года № 67)

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления государственных заимствований, при осуществлении государственными органами полномочий по привлечению, освоению и погашению займов, управлению государственным долгом, включая гарантированный государством, определяет права, обязанности и ответственность резидентов Кыргызской Республики в отношении привлечения, освоения и возврата заимствованных средств, а также для учета негосударственных долгов.

Глава 1
Общие положения

Статья 1. Основные понятия

1. Государственный долг - общая сумма освоенного и непогашенного внутреннего и внешнего государственного долга Кыргызской Республики на определенную дату по кредитному соглашению или по другим долговым обязательствам государства.

2. Долговое обязательство - все виды обязательств по ценным бумагам, кредитным соглашениям, кредитным договорам, договоренностям и другим обязательствам в бумажной форме и/или записи в электронном виде, устанавливающие факт заимствования определенных денежных средств либо приобретения товаров и/или услуг с обязательством возместить соответствующие суммы или оговоренную договорами стоимость товаров и/или услуг полностью или частично.

3. Кредитное соглашение - юридический документ, являющийся договором между заемщиком и кредитором, заключаемый с целью получения займа в форме денежных средств (товаров или услуг) и содержащий условия по их возврату, оплате процентов и других затрат, предусмотренных в кредитном соглашении.

4. Резидент - юридическое или физическое лицо, зарегистрированное в Кыргызской Республике, на которое в полной мере распространяется законодательство Кыргызской Республики.

5. Нерезидент - юридическое или физическое лицо, имеющее постоянное местожительство или постоянное местонахождение за пределами Кыргызской Республики, зарегистрированное или созданное в соответствии с законодательством иностранных государств.

6. Государственный внутренний заем - отношения по кредитному соглашению или по другим долговым обязательствам, в которых кредитором выступает резидент Кыргызской Республики, а заемщиком выступает Правительство Кыргызской Республики от имени Кыргызской Республики и местные органы власти в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

7. Государственный внутренний долг - составная часть государственного долга, представляющая собой сумму освоенных и непогашенных внутренних займов или других долговых обязательств Кыргызской Республики на определенную дату перед кредиторами-резидентами Кыргызской Республики.

8. Государственный внешний заем - отношения по кредитному соглашению или по другим долговым обязательствам, в которых кредитором выступает нерезидент Кыргызской Республики, а заемщиком выступает Правительство Кыргызской Республики от имени Кыргызской Республики.

9. Государственный внешний долг - составная часть государственного долга, представляющая собой сумму освоенных и непогашенных государственных внешних займов или других долговых обязательств Кыргызской Республики на определенную дату перед кредиторами-нерезидентами Кыргызской Республики.

10. Гарантия - обязательство нести ответственность за долги или невыполнение обязательств другими лицами. Гарант несет вторичную ответственность за долги или действия других лиц в отличие от основной гарантии, которую, главным образом, предоставляет главный должник.

11. Государственная гарантия - предусмотренное законом или договором письменное обязательство, которым Правительство Кыргызской Республики обязуется перед кредиторами полностью или частично погасить задолженность при неисполнении или ненадлежащем исполнении в установленный срок обязательств заемщиком.

12. Заемщик, имеющий обязательства перед государством, - резидент, который получил заем по кредитному соглашению, заключенному с Правительством Кыргызской Республики по любому долговому обязательству, по которому он принимает обязательства перед государством, соответствующие требованиям по использованию и возврату займа.

13. Внутренние кредиторы - резиденты, которые предоставили средства по кредитному соглашению или другим долговым обязательствам.

14. Иностранные кредиторы - нерезиденты, которые предоставили средства по соглашениям или другим долговым обязательствам.

15. Негосударственные займы - денежные средства, ценности или услуги, полученные резидентами от внутренних или иностранных кредиторов по кредитному соглашению или другим долговым обязательствам.

16. Гарантированный государством долг - сумма освоенных и непогашенных на определенную дату негосударственных займов, имеющих государственные гарантии Кыргызской Республики.

17. Совокупный государственный и негосударственный долг - сумма освоенных и непогашенных государственных и негосударственных займов республики на определенную дату по кредитному соглашению или другому долговому обязательству.

18. Заимствование - процесс, включающий в себя процедуры принятия решения о необходимости привлечения заемных средств; определение порядка и условий привлечения, использования, погашения и обслуживания займа; процедуры переговоров; гарантий исполнения обязательств; оформление и подписание соответствующих документов по займу; ратификацию договора займа (при государственном внешнем заимствовании); получение, использование средств займа; погашение и обслуживание займа, включая процедуры учета, контроля и анализа исполнения обязательств сторонами.

19. Обслуживание займа - деятельность уполномоченного органа или банка по учету использования средств займа на счетах заемщика и осуществлению заемщиком платежей в счет погашения основного долга, процентов, комиссионных и прочих платежей в соответствии с условиями займа.

20. Погашение долга - постепенный возврат заемщиком освоенных сумм займов в порядке, установленном договорами с кредиторами, выполнение в установленном порядке других составляющих долг обязательств.

21. Страховой фонд погашения государственного долга - создаваемый и управляемый Министерством финансов Кыргызской Республики фонд, на счетах которого накапливаются средства для исполнения обязательств по государственному долгу и по государственным гарантиям.

22. Национальная валюта - кыргызский сом, являющийся законным платежным средством Кыргызской Республики.

23. Иностранная валюта - валюта любого другого иностранного государства или валюта, используемая двумя и более государствами, включая Специальные права заимствования (СПЗ).

24. Валюта займа - иностранная или национальная валюта, используемая заемщиком для получения и возврата займа, оплаты процентов и других затрат, предусмотренных в кредитном соглашении.

25. Финансовый агент - финансовая организация, уполномоченная Правительством Кыргызской Республики на проведение операций от имени Правительства Кыргызской Республики.

Статья 2. Предмет регулирования настоящего Закона

Предметом регулирования настоящего Закона являются государственное и негосударственное гарантированное государством заимствование и управление образуемыми в результате такого заимствования государственным долгом и государственными гарантиями, а также учет негосударственного негарантированного государством заимствования.

Статья 3. Приоритетность межгосударственных договоров и иных актов, ратифицированных Жогорку Кенешем Кыргызской Республики или Президентом Кыргызской Республики, в отношении настоящего Закона

Если международным договором, ратифицированным Жогорку Кенешем Кыргызской Республики или Президентом Кыргызской Республики, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом Кыргызской Республики, то применяются правила международного договора.

Глава 2
Государственное заимствование в Кыргызской Республике

Статья 4. Цели государственного заимствования

Государственное заимствование может осуществляться для следующих целей:

1) финансирование дефицита государственного бюджета;

2) финансирование государственных инвестиций;

3) покрытие затрат, относящихся к государственному долгу, и возврат государственного долга;

4) для других целей, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

Статья 5. Основные принципы государственного заимствования и предоставления государственных гарантий

1. Министерство финансов Кыргызской Республики является единственным агентом Правительства Кыргызской Республики в управлении государственным долгом, осуществлении внешнего заимствования и выдачи государственных гарантий. Прочие государственные предприятия и учреждения, а также местные администрации не вправе привлекать внешние займы и выдавать государственные гарантии.

2. Абсолютно допустимая величина государственного долга не должна превышать величину валового внутреннего продукта (ВВП), а величина государственного внешнего долга не должна превышать 60 процентов от объема валового внутреннего продукта. При этом ежегодное решение относительно величины государственного долга принимается Жогорку Кенешем Кыргызской Республики при утверждении закона о республиканском бюджете Кыргызской Республики на соответствующий год.

3. Активы государства, включая золото и международные резервы Национального банка Кыргызской Республики и любые возможные или будущие активы, не могут быть заложены для гарантии выполнения государственных обязательств.

4. Национальный банк Кыргызской Республики не отвечает за обязательства Правительства Кыргызской Республики, за исключением случаев, когда Национальный банк Кыргызской Республики принимает такие обязательства или такие обязательства предусмотрены законодательством Кыргызской Республики.

5. Государственное заимствование осуществляется Правительством Кыргызской Республики с предварительного одобрения Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 2 июня 2014 года № 86)

Статья 6. Управление государственным долгом Кыргызской Республики

От имени Правительства Кыргызской Республики Министерство финансов Кыргызской Республики уполномочено управлять государственным долгом:

1) заимствовать средства у международных организаций, банков, других государств, а также осуществлять заимствование на внутреннем и внешнем рынках посредством выпуска ценных бумаг и других долговых обязательств Правительства Кыргызской Республики;

2) устанавливать спецификации и условия выпуска государственных ценных бумаг Кыргызской Республики;

3) выполнять операции с государственными ценными бумагами республики на внутреннем и внешнем рынках;

4) заимствовать и предоставлять кредиты национальным программам и проектам для развития Кыргызской Республики;

5) вести учет государственного долга;

6) планировать необходимые заимствования, готовить проекты программ по заимствованию;

7) контролировать предоставление и погашение займов, а также исполнение других долговых обязательств, относящихся к займам;

8) осуществлять рекредитование;

9) осуществлять подготовку и реализацию мероприятий по оптимизации структуры долга, в том числе по государственным ценным бумагам, реструктуризации государственного долга, управлению рисками государственного заимствования.

Статья 7. Государственный внутренний заем

1. Решение получить государственный внутренний заем принимается Правительством Кыргызской Республики в рамках своих полномочий.

2. Соглашения государственного внутреннего займа, включая обязательства по ценным бумагам и другие долговые обязательства, должны быть подписаны Министром финансов Кыргызской Республики или официальным лицом, уполномоченным по решению Правительства Кыргызской Республики, после проведения всех процедур, определенных Правительством Кыргызской Республики.

3. Юридические заключения, касающиеся государственного внутреннего займа или другого долгового обязательства, должны быть подписаны Министром юстиции Кыргызской Республики.

4. Государственный внутренний заем должен быть получен, выплачен и возвращен через финансового агента Правительства Кыргызской Республики, который назначается в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

5. Процедура привлечения, распределения и возврата внутреннего займа, так же как функции и обязанности институтов, участвующих в процессе, должны быть предусмотрены соответствующим решением Правительства Кыргызской Республики.

Статья 8. Государственный внешний заем

1. Решение о получении государственного внешнего займа принимается Правительством Кыргызской Республики в рамках своих полномочий.

Договор по предоставлению кредитов Кыргызской Республике, являющийся международным договором, подлежит ратификации в соответствии с законодательством в сфере международных отношений.

Договор по предоставлению кредитов Кыргызской Республике, не являющийся международным договором, утверждается законом Кыргызской Республики.

2. Соглашение внешнего займа или другие долговые обязательства должны быть подписаны Министром финансов или другим официальным лицом, уполномоченным по решению Правительства Кыргызской Республики или Президента Кыргызской Республики.

3. Юридические заключения, касающиеся внешнего займа или другого долгового обязательства, должны быть подписаны Министром юстиции Кыргызской Республики.

4. Внешний заем должен быть получен, выплачен и возвращен через финансового агента Правительства Кыргызской Республики, который назначается в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

5. Процедура привлечения, распределения и возврата внешнего займа, так же как функции и обязанности институтов, участвующих в процессе, должны быть предусмотрены соответствующим решением Правительства Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 20 мая 2016 года № 67)

Статья 9. Государственные гарантии

1. Решения по обеспечению государственными гарантиями займов, предоставленных внутренними или внешними кредиторами по кредитному соглашению, принимаются Правительством Кыргызской Республики в соответствии с действующим законодательством.

2. Государственная гарантия должна подписываться Министром финансов Кыргызской Республики, тогда как юридическое заключение относительно выдачи гарантии, по требованию кредитора, должно подписываться Министром юстиции Кыргызской Республики.

3. Процедура выдачи государственной гарантии по получаемому займу, процедура по получению и выплате займов, обеспеченных государственными гарантиями, так же как и функции и обязанности сторон, принимающих участие в данном процессе, должны устанавливаться Правительством Кыргызской Республики.

Статья 10. Контроль за финансовой деятельностью заемщиков, имеющих обязательства перед государством, или заемщиков по государственным гарантиям

1. Заемщики, имеющие обязательства перед государством, и заемщики по государственной гарантии, за исключением учреждений, финансируемых государственным бюджетом, обязаны предоставлять в Министерство финансов Кыргызской Республики:

1) аудиторские заключения - до получения займа;

2) аудиторские заключения относительно ежегодного использования займа;

3) в соответствии с инструкциями Министерства финансов Кыргызской Республики либо администрации заемщика или заемщиков по государственной гарантии - аудиторские заключения за любой период.

2. Аудит может быть проведен аудиторской компанией, имеющей лицензию, выданную государственным органом, уполномоченным Правительством Кыргызской Республики.

3. Услуги аудита должны быть предоставлены на основании контракта между аудиторской компанией и заемщиком, имеющим обязательства перед государством, или заемщиком по государственной гарантии. Услуги должны быть оплачены из средств заемщика, имеющего обязательства перед государством, или заемщика по государственной гарантии.

4. Заемщик, имеющий обязательства перед государством, или заемщик по государственной гарантии обязан предоставить аудиторское заключение Министерству финансов Кыргызской Республики.

5. Уполномоченные Правительством Кыргызской Республики государственные контролирующие органы имеют право в соответствии с процедурой, установленной законодательством Кыргызской Республики, отслеживать экономическую и финансовую деятельность заемщиков, имеющих обязательства перед государством, и заемщиков по государственной гарантии.

6. Заемщик, имеющий обязательства перед государством, или заемщик по государственной гарантии обязан предоставлять Министерству финансов Кыргызской Республики, аудиторской компании и уполномоченным государственным контролирующим организациям документы, требуемые этими организациями.

Статья 11. Санкции

1. Министерство финансов Кыргызской Республики либо другое учреждение, уполномоченное Правительством Кыргызской Республики, наделено полномочиями требовать от заемщика, имеющего обязательства перед государством и не выполняющего эти обязательства, возмещения расходов бюджета по погашению задолженности.

2. Если средства заемщика, имеющего обязательства перед государством, недостаточны для возврата невыплаченных сумм, такие суммы должны быть возвращены другими активами заемщика, имеющего обязательства перед государством, а также возмещены государственные расходы, затраченные из-за невыполнения обязательств заемщиком, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

3. Если действия, относящиеся к пункту 2 настоящей статьи, недостаточны и невыполнение обязательств сохраняется, Министерство финансов Кыргызской Республики наделено полномочиями инициировать процедуру банкротства против заемщика, имеющего обязательства перед государством. Министерство финансов Кыргызской Республики должно уведомить заемщика, имеющего обязательства перед государством, о намерении инициировать процедуру банкротства против предприятия. Уведомление должно указывать на невыполненные обязательства и содержать предупреждение, что в случае невыполнения этим заемщиком обязательств в течение периода, указанного в уведомлении, Министерство финансов Кыргызской Республики обратится в суд для установления процедуры банкротства.

4. Если заемщик по государственной гарантии не выполняет обязательства по кредитному соглашению и эти обязательства должны выполняться Правительством Кыргызской Республики как его гарантом, то Министерство финансов Кыргызской Республики как исполнитель государственной гарантии должно принять меры против заемщика по государственной гарантии и возвратить все прямые и косвенные обоснованные расходы, затраченные для выполнения таких обязательств, в соответствии с процедурами, установленными Правительством Кыргызской Республики.

5. Если действия, относящиеся к пункту 4 настоящей статьи, недостаточны и невыполнение обязательств остается, Министерство финансов Кыргызской Республики либо другое учреждение, уполномоченное Правительством Кыргызской Республики, правомочно инициировать процедуру банкротства против заемщика по государственной гарантии. Министерство финансов Кыргызской Республики либо другое учреждение, уполномоченное Правительством Кыргызской Республики, должно уведомить заемщика по государственной гарантии о своем намерении инициировать процедуру банкротства против предприятия. Уведомление должно указывать на невыполненные обязательства и содержать предупреждение, что в случае невыполнения заемщиком по государственной гарантии обязательств в течение периода, указанного в уведомлении, Министерство финансов Кыргызской Республики либо другое учреждение, уполномоченное Правительством Кыргызской Республики, обратится в суд для инициирования процедуры банкротства.

6. Если Правительство Кыргызской Республики решит, что не в интересах государства начинать процедуру банкротства, начислять проценты (штрафные санкции) на сумму наступивших платежей (или если решит предложить заемщику, имеющему обязательства перед государством, или заемщику по государственной гарантии пересмотреть начальные условия кредитного соглашения) Министерство финансов Кыргызской Республики либо другое учреждение, уполномоченное Правительством Кыргызской Республики, должно оценить финансовые последствия такого решения и установленные суммы должны быть трактованы как расходы бюджета текущего финансового года в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

7. В случае нецелевого использования займа (или его части) заемщик несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

8. Если заемщик не использует полученные заемные средства по целевому назначению свыше 6 месяцев, он должен уплатить на счет страхового фонда погашения государственного долга штраф в сумме 5 процентов от суммы займа за этот период. Последнее должно быть предусмотрено в кредитном соглашении.

9. Санкции, предусмотренные пунктами 7 и 8 настоящей статьи, должны быть применены государственным учреждением, уполномоченным Правительством Кыргызской Республики, в соответствии с процедурами, установленными Правительством Кыргызской Республики.

10. Все платежи по санкции должны быть внесены на счет страхового фонда погашения государственного долга, открытого Министерством финансов Кыргызской Республики. Средства этого счета могут быть использованы для выполнения всех обязательств, возникших из взаимоотношений, регулируемых настоящим Законом.

Статья 12. Учет государственного долга

1. В целях определения и учета государственного долга Кыргызской Республики Министерство финансов Кыргызской Республики создает и ведет Учетную книгу государственного долга и государственных гарантий.

2. В целях прозрачности использования заемных средств Кыргызской Республики сведения о текущем состоянии долга Кыргызской Республики являются открытыми и подлежат ежегодному опубликованию в публикациях уполномоченного государственного органа.

Глава 3
Негосударственное заимствование в Кыргызской Республике

Статья 13. Негосударственное заимствование

Негосударственное заимствование осуществляется резидентами Кыргызской Республики, не подпадающими под понятие государственное учреждение, самостоятельно в любой валюте и в любой форме с учетом ограничений, установленных законодательством Кыргызской Республики.

Статья 14. Субъекты негосударственного заимствования

1. Заемщиками по негосударственным займам выступают резиденты Кыргызской Республики, заключающие договоры от своего имени.

2. Кыргызская Республика не отвечает по обязательствам резидентов Кыргызской Республики - заемщиков по негосударственным займам, не имеющим государственных гарантий.

Статья 15. Учет негосударственных займов

1. Резиденты Кыргызской Республики, осуществляющие негосударственное внешнее заимствование, обязаны регистрировать договоры о внешних займах, имеющих государственные гарантии, в Министерстве финансов Кыргызской Республики, не имеющих государственных гарантий - в Национальном банке Кыргызской Республики.

1-1. Национальный статистический комитет Кыргызской Республики осуществляет статистический учет задолженности по иностранным кредитам и займам и приравненным к ним обязательствам, полученным юридическими лицами без государственных гарантий. Национальный банк Кыргызской Республики осуществляет регистрацию кредитов и займов, полученных юридическими лицами без государственных гарантий, согласно форме, утвержденной Национальным статистическим комитетом Кыргызской Республики.

2. Не подлежат учету текущие краткосрочные торговые или расчетные операции, при которых обязательства платежа следуют не позднее чем через 180 дней за поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

3. Для оценки совокупного внешнего и внутреннего долга государственный орган, регулирующий рынок ценных бумаг, представляет в Национальный банк Кыргызской Республики информацию о ценных бумагах, эмитируемых резидентами Кыргызской Республики. Порядок учета ценных бумаг, эмитируемых резидентами Кыргызской Республики, определяется государственным органом, регулирующим рынок ценных бумаг.

(В редакции Закона КР от 26 июля 2011 года № 138)

Глава 4
Заключительные положения

Статья 16. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня опубликования.

2. Признать утратившими силу:

- Закон Республики Кыргызстан "О государственном долге Республики Кыргызстан" (Ведомости Верховного Совета Республики Кыргызстан, 1991 г., № 8, ст.240);

- постановление Верховного Совета Республики Кыргызстан "О порядке введения Закона Республики Кыргызстан "О государственном долге Республики Кыргызстан" от 16 апреля 1991 года № 415-XII (Ведомости Верховного Совета Республики Кыргызстан, 1991 г., № 8, ст.241).

3. Правительству Кыргызской Республики:

- подготовить и представить Жогорку Кенешу Кыргызской Республики предложения о приведении законодательных актов Кыргызской Республики в соответствие с настоящим Законом;

- привести свои решения в соответствие с настоящим Законом.

 

            Президент

Кыргызской Республики

 

А. Акаев