Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

 

Приложение 1

Утверждено
постановлением Правительства
Кыргызской Республики
от 20 февраля 2012 года №136

 

ПОЛОЖЕНИЕ
о Государственной инспекции по экологической и технической
безопасности при Правительстве Кыргызской Республики

 

(В редакции постановлений Правительства КР от 14 мая 2012 года № 291, 23 сентября 2013 года № 520 7 августа 2014 года № 456, 27 февраля 2015 года № 83, 30 марта 2015 года № 168, 15 июля 2016 года № 401, 2 декабря 2016 года № 642, 12 декабря 2016 года № 653, 18 октября 2017 года № 680, 9 февраля 2018 года № 86 , 30 июля 2019 года № 379 )

1. Общие положения

 

1. Государственная инспекция по экологической и технической безопасности при Правительстве Кыргызской Республики (далее - Госэкотехинспекция) является уполномоченным государственным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный надзор и контроль по вопросам экологической и технической безопасности.

2. Госэкотехинспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Кыргызской Республики, законами Кыргызской Республики, иными нормативными правовыми актами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, вступившими в установленном законом порядке в силу, участницей которых является Кыргызская Республика, а также настоящим Положением.

3. Госэкотехинспекция является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Кыргызской Республики и своим наименованием на государственном и официальном языках, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также расчетный и Специальный счет развития и материального обеспечения Государственной инспекции по экологической и технической безопасности при Правительстве Кыргызской Республики счет.

(В редакции постановления Правительства КР от 14 мая 2012 года № 291)

4. Госэкотехинспекция осуществляет свою деятельность под руководством Правительства Кыргызской Республики, взаимодействует с другими государственными органами и органами местного самоуправления.

2. Цель Госэкотехинспекции

 

5. Целью Госэкотехинспекции является осуществление государственного надзора и контроля за обеспечением соблюдения норм и требований безопасности жизни и здоровья людей, животного и растительного мира, окружающей среды и предупреждение негативных последствий.

3. Задачи Госэкотехинспекции

 

6. Задачами Госэкотехинспекции являются:

- государственный надзор и контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов, технических регламентов по механической, сейсмической, пожарной, экологической, водной, промышленной, энергетической, биологической, химической и радиационной безопасности в отношении продукции (объектов) и/или связанных с ней процессов производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, использования, реализации, захоронений, размещений и утилизации, а также по безопасности колесных транспортных средств, железнодорожного подвижного состава, инфраструктуры железнодорожного транспорта, сельскохозяйственных, лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним, маломерных судов;

- надзор за обеспечением соблюдения трудовых прав граждан, а также требований охраны труда;

- обеспечение исполнения обязательств по международным соглашениям в пределах своей компетенции;

- защита интересов государства и всех участников гражданско-правовых земельных отношений в соответствии с действующим земельным законодательством;

- защита интересов государства и граждан от последствий недостоверных результатов измерений.

(В редакции постановлений Правительства КР от 7 августа 2014 года № 456, 2 декабря 2016 года № 642, 9 февраля 2018 года № 86)

4. Функции Госэкотехинспекции

 

7. Госэкотехинспекция в установленной сфере деятельности выполняет следующие функции:

1) функции надзора и контроля:

Осуществляет в установленном порядке надзор за соблюдением:

- трудового законодательства Кыргызской Республики и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;

- осуществляет контроль за рациональным использованием и охраной недр пользователями недр;

- природоохранного законодательства, установленных правил, лимитов, квот и норм природопользования, нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов в окружающей природной среде;

- требований по охране окружающей среды, проведению взрывных работ, размещению и эксплуатации накопителей, шламохвостохранилищ, терриконов, отвалов, свалок, а также при осуществлении геологоразведочных работ, скотопрогона и других работ, связанных с воздействием на природные комплексы; при транспортировке, хранении и применении средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений, других химических веществ, препаратов, в том числе радиоактивных, использование которых разрешается в отдельных отраслях экономики; при эксплуатации природоохранных сооружений;

- требований промышленной безопасности при строительстве, расширении, реконструкции, техническом перевооружении, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах;

- требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;

- требований земельного законодательства и градостроительных норм об использовании земель по их целевому назначению (в соответствии с генеральным планом городов, населенных пунктов) и выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

- требований по наличию и сохранности межевых знаков границ земельных участков;

- требований безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами;

- правил проведения маркшейдерских и геологических работ (в части обеспечения безопасности) при разведке и разработке месторождений полезных ископаемых и при использовании отработанных горных выработок и естественных подземных полостей для хозяйственных нужд;

- требований по безопасности при изготовлении, строительстве, диагностировании, реконструкции, монтаже, пуско-наладке, ремонте и эксплуатации: паровых котлов (в т.ч. электродных) и сосудов, работающих под давлением, водогрейных котлов, газифицированных котлов, трубопроводов для пара и горячей воды I, II, III категории, оборудования и средств для хранения и отпуска нефтепродуктов и газов, систем газоснабжения в городах, поселках городского типа и сельской местности, а также при ведении работ на объектах, связанных с транспортировкой, хранением и использованием природного и сжиженного (пропан-бутан) газов, жидкого хлора и аммиака, станций наполнения баллонов кислородом, углекислотой, аргоном, ацетиленом, водородных станций, постов газопламенной обработки металлов, грузоподъемных кранов, подъемников (вышек), лифтов (кроме малых грузовых), эскалаторов, фуникулеров, подвесных пассажирских и грузовых канатных дорог;

- требований правил безопасной эксплуатации при строительстве, монтаже и наладке электрических сетей и электрооборудования;

- энергоснабжающими организациями, промышленными и другими предприятиями, организациями, учреждениями и бытовыми потребителями требований правил устройства электрических установок, правил технической эксплуатации газовых, электрических и теплоиспользующих установок и безопасной их эксплуатации, правил пользования и учета природного газа, электрической и тепловой энергии, технических требований и других нормативных правовых актов;

- требований к допустимому шуму, вибрациям и звукоизоляции в жилых, общественных и производственных зданиях;

- проектных решений, требований технических регламентов, строительных норм и правил, государственных стандартов и технических условий при производстве строительно-монтажных работ, реконструкции объектов, установке рекламно-информационных щитов, по качеству применяемых строительных материалов, конструкций и изделий физическими и юридическими лицами, независимо от их ведомственной принадлежности, форм собственности, а также организации приема в эксплуатацию завершенных строительством объектов;

- (утратил силу в соответствии с постановлением Правительства КР от 30 июля 2019 года № 379);

- требований безопасности хозяйствующими субъектами (пансионатами, санаториями, домами отдыха и др.) при эксплуатации водных аттракционов, прокате водного транспорта, по содержанию прибрежной пляжной зоны, ограждению мест безопасного купания на водоемах Кыргызской Республики;

- прав юридических и физических лиц - водопользователей, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики;

- законодательства Кыргызской Республики, международного права и норм в области правил регистрации, учета плавания судов, ведения судовых журналов, технического надзора за судами, базами (сооружениями) для их стоянок и по целевому использованию земель водного фонда, отведенных под водохозяйственные системы и сооружения;

- требований пожарной безопасности при изготовлении, строительстве, реконструкции, монтаже, пусконаладке, ремонте и эксплуатации противопожарных строительных конструкций, оборудования и инвентаря, а также технических устройств систем противопожарной защиты;

- требований правил изготовления Государственного флага Кыргызской Республики и Государственного герба Кыргызской Республики;

- требований технических регламентов, нормативных правовых актов, стандартов и норм по безопасности колесных транспортных средств, железнодорожного подвижного состава, инфраструктуры железнодорожного транспорта, сельскохозяйственных, лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним, маломерных судов.

Осуществляет государственный метрологический надзор:

- за выпуском, состоянием и применением средств измерений, в том числе стандартных образцов состава и свойств веществ (материалов), соблюдением требований нормативных правовых актов в области обеспечения единства измерений, в сфере государственного регулирования, которое распространяется:

на здравоохранение, ветеринарию;

на охрану окружающей среды, обеспечение безопасности движения транспорта;

на обеспечение безопасных условий и охраны труда;

на осуществление торговых операций и взаимных расчетов между производителем (продавцом) и потребителем (покупателем), в том числе:

за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, в целях определения действительного значения массы, объема, расхода или других величин и соответствия реализованному количеству этих товаров;

за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке, продаже и импорте в случаях, когда содержимое упаковки не может быть изменено без ее вскрытия или деформации, а масса, объем, длина, площадь или иные величины, указывающие на количество содержащегося в упаковке товара, обозначены на упаковке;

на оказание услуг почтовой связи и учета объема оказанных услуг электросвязи (длительности соединения и объема трафика);

на осуществление деятельности в обязательной сфере технического регулирования, в том числе:

планирует организацию работ по проведению метрологического надзора;

участвует в разработке нормативных правовых актов, а также методических документов в области государственного метрологического надзора;

контролирует деятельность метрологических служб министерств, ведомств, юридических и физических лиц в сфере государственного регулирования в части выполнения требований законодательства в области обеспечения единства измерений;

проводит анализ деятельности метрологических служб министерств, ведомств, юридических и физических лиц по результатам государственного метрологического надзора в сфере государственного регулирования деятельности по обеспечению единства измерений и выработки предложений по устранению выявленных недостатков;

применяет в соответствии с законодательством меры воздействия к должностным, юридическим и физическим лицам, нарушающим требования нормативных правовых актов в области обеспечения единства измерений;

участвует в работе комиссий предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности, а в необходимых случаях возглавляет комиссии и в случае использования фальсифицированных средств измерений или средств измерений, не прошедших в установленном порядке процедуру утверждения типа и поверку;

направляет, при невыполнении хозяйствующими субъектами предписаний, выданных уполномоченным органом, необходимые материалы в соответствующие государственные или правоохранительные органы для принятия мер, установленных законодательством Кыргызской Республики;

вносит предложения по включению в номенклатурный перечень рабочих средств измерений, подлежащих обязательной поверке, средств измерений, относящихся к сфере государственного регулирования, но не включенных в данный перечень;

проводит с участием правоохранительных органов, представителей средств массовой информации и обществ защиты потребителей совместные проверки в местах оптовой и розничной торговли;

- при выявлении нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения единства измерений:

в установленном порядке выдает предписания об устранении выявленных при проверке нарушений и устанавливает сроки для их устранения;

принимает по результатам проверки меры по устранению последствий нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения единства измерений;

в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, направляет материалы о нарушении метрологических правил и норм в судебные и следственные органы;

- осуществляет надзор за правильностью ведения государственного реестра средств измерений и стандартных образцов;

- вносит министерствам, ведомствам и органам местного самоуправления предложения об устранении выявленных при проверке нарушений и улучшении метрологического обеспечения подведомственных объектов.

Осуществляет в установленном порядке контроль за:

- выполнением мер по строительству и вводу в эксплуатацию сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки сбросов и выбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, оснащению источников загрязнения приборами контроля и регулирования сбросов и выбросов; рекультивации земель и своевременной передаче их для использования по назначению, защите почв от загрязнения отходами производства, ядохимикатами и другими химическими веществами (в том числе радиоактивными), иной порчи земель при строительстве, разработке полезных ископаемых, проведении изыскательских работ; охране, воспроизводству и восстановлению объектов животного и растительного мира, в том числе ценных, а также находящихся под угрозой исчезновения и занесенных в Красную книгу Кыргызской Республики;

- состоянием и эффективностью работы природоохранных сооружений и устройств;

- рациональным использованием атмосферного воздуха для производственных и иных нужд, земельных и лесных ресурсов при хозяйственной деятельности, связанной с преобразованием природных объектов и формированием ландшафтов;

- размещением отходов производства и потребления;

- соблюдением требований, норм и правил пожарной безопасности предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также должностными и физическими лицами;

- содержанием в исправном состоянии систем и средств противопожарной защиты, включая первичные средства пожаротушения;

- обеспечением доступа подразделений пожарной охраны при осуществлении служебных обязанностей на территорию объектов, сооружений (наличие подъездных путей, разворотных площадок);

- наличием и готовностью организаций, добровольных пожарных формирований к ликвидации пожаров;

- выполнением обязательных требований по обеспечению безопасности нефтепродуктов;

- исполнением требований Конвенции по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (CITES), в части ввоза и вывоза в (за) пределы Кыргызской Республики;

- достоверностью земельного баланса, сведений об использовании земель, а также о наличии свободного земельного фонда, представляемых органами местного самоуправления и местными государственными администрациями;

- своевременным и качественным выполнением мероприятий по улучшению земель, предотвращению и ликвидации последствий эрозии почвы, засоления, заболачивания, подтопления, опустынивания, иссушения, переуплотнения, захламления, загрязнения и других процессов, вызывающих деградацию земель;

- выполнением рекультивации земельных участков, с нарушенным почвенным покровом, по подготовке проекта рекультивации и включения в проект финансовых затрат на восстановление земель;

- выполнением проектов землеустройства, других проектов и мероприятий по предотвращению и ликвидации процессов, вызывающих загрязнение и деградацию земель, использованию и охране земель;

- изменением количественного и качественного состояния земель;

- своевременным возвратом земель, предоставленных во временное пользование;

- выполнением биотехнических мероприятий, включая мероприятия по реконструкции охотничьих угодий, улучшению условий обитания охотничьих животных, искусственному разведению дичи;

- готовностью организаций, горноспасательных, газоспасательных и противофонтанных формирований, аварийно-спасательных служб к ликвидации последствий возможных аварий;

- разработкой, изготовлением, испытанием, хранением, учетом, использованием и уничтожением промышленных взрывчатых материалов, простейших взрывчатых веществ, оборудования и приборов, используемых при взрывных работах;

- строительством и эксплуатацией подземных транспортных и гидротехнических объектов, эксплуатацией хвостовых, гидроотвальных и шламовых хозяйств;

- использованием отработанных горных выработок и естественных подземных полостей для хозяйственных нужд;

- правильностью отнесения производств к соответствующим категориям по взрывной, взрывопожарной опасности и правильностью перевода производств из одной категории в другую, соответствием применяемого оборудования категории и группе взрывоопасных смесей и классу взрывоопасных зон, устанавливает по представлению организации категории шахт (рудников) по газу, относит их к опасным по пыли, внезапным выбросам пород, руд, угля и газа, горным ударам и утверждает перевод шахт (рудников) из одной категории в другую;

- правильной организацией ведомственных служб промышленной безопасности (производственного контроля), соответствием работников этих служб квалификационным требованиям, а также полнотой проводимой ими работы;

- правильным ведением всех видов геологоразведочных, горных и буровых работ в части соблюдения технических регламентов и установления параметров всех видов предохранительных целиков, связанных с обеспечением безопасности и предотвращением обрушения горных выработок;

- выполнением условий действия лицензий, разрешений, свидетельств и согласований по видам деятельности;

- рациональным использованием топлива, газа, электрической и тепловой энергии при их производстве, передаче, распределении и потреблении;

- соответствием нормам, техническим регламентам и другим нормативным правовым актам в части эффективности и безопасности эксплуатации вновь изготовляемого, реконструируемого, отремонтированного и поставляемого энергооборудования, за проведением предприятиями, организациями и учреждениями энергетических испытаний действующих и вводимых в действие, а также реконструируемых и модернизируемых энергоемких установок и оборудования;

- выполнением мероприятий, указанных в технических условиях, произведением допуска к эксплуатации вновь вводимых и реконструируемых электро- и теплоустановок, согласно нормативным правовым актам;

- наличием заключений, в части пожарной безопасности, по проектам объектов строительства;

- соответствием завершенных строительством объектов проектной документации, прошедшей пожарно-техническую экспертизу;

- выявлением критических экологических ситуаций и источников экологической опасности, природных комплексов, флоры и фауны;

- выявлением, пресечением и предотвращением фактов нарушений правил, сроков и способов охоты, использования охотничьей продукции и других противоправных действий, наносящих ущерб животному и растительному миру;

- использованием детского труда;

- выполнением требований норм и правил пожарной безопасности предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности, а также должностными и физическими лицами;

- обеспечением содержания объектов водохозяйственной инфраструктуры, находящихся в собственности и управлении независимых субъектов водопользования, а также в муниципальной собственности в соответствии с требованиями нормативных документов;

- выявлением фактов самовольного водопользования, строительства, повреждения водохозяйственных сооружений и устройств водного фонда, нарушений норм и правил их эксплуатации и безопасного функционирования;

- проведением строительных, берегозащитных, дноуглубительных работ, добычи песчано-гравийных материалов, прокладки кабелей, трубопроводов и других коммуникаций на водных объектах;

- проведением технического контроля за постройкой и эксплуатацией плавучих средств, баз (сооружений) для их стоянок на территории Кыргызской Республики;

- соответствием требований пожарной безопасности товаров, работ и услуг;

- соблюдением норм и правил содержания объектов водохозяйственной инфраструктуры, находящихся в собственности и управлении независимых субъектов водопользования, а также в муниципальной собственности;

- использованием водных ресурсов;

- уровнем загрязнения, истощения водных ресурсов или их негативного воздействия на сельскохозяйственные угодья и природные ландшафты;

- нарушением прав водопользователей и иных нарушений водного законодательства

2) функции поддержки:

- осуществляет в установленном порядке техническое сотрудничество с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) по вопросам проведения контроля и надзора в области атомной и радиационной безопасности совместно с уполномоченными органами;

- назначает представителей Госэкотехинспекции для участия в работе комиссий по вопросам, затрагивающим экологическую и техническую безопасность;

- принимает участие в согласовании соответствующих документов при переводе (трансформации) земель из одной категории в другую и из одного вида угодий в другой;

- участвует в рассмотрении споров по земельным вопросам;

- участвует в оперативном расследовании и устранении причин и последствий межсистемных, системных, локальных аварий и технологических нарушений в работе энергосистем, с разработкой мероприятий по предотвращению в последующем аналогичных нарушений, а также при вводе в эксплуатацию энергооборудования, линий электропередачи энергопредприятий и потребителей;

- анализирует обстоятельства, причины выявленных нарушений, ведет контроль по их устранению и восстановлению нарушенных прав граждан;

- принимает участие в анализе состояния и причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, разрабатывает предложения по их предупреждению;

- проводит мероприятия по правовой пропаганде в сфере курируемой отрасли;

- ведет разъяснительную работу о трудовых правах работников, содействует обучению работодателей и работников по охране труда;

- проводит проверку знаний руководителей и персонала опасного производственного объекта и энергоснабжающих организаций и потребителей, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, по вопросам знаний в области промышленной, пожарной и энергетической безопасности;

- проводит в установленном порядке техническое расследование причин и обстоятельств аварий, несчастных случаев на производстве, передаче и потреблении электрической и тепловой энергии;

- принимает решения по всем вопросам, связанным с повышенными требованиями по электрической безопасности и требующим специальной подготовки персонала;

- взаимодействует и привлекает уполномоченные органы к проведению инструментального замера выбросов, сбросов, загрязнений почвы, радиации при осуществлении функции надзора и контроля;

- ведет реестр:

технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, определенных техническими регламентами;

объектов строительства и изменений существующих объектов недвижимости, осуществляет инспекционный контроль качества строительно-монтажных работ за объектами, внесенными в реестр, с последующим их приемом в эксплуатацию, за производством и качеством применяемых строительных материалов, конструкций и изделий, за соблюдением требований законодательных и нормативных документов и утвержденных генеральных планов городов и населенных пунктов, разработанной проектной документации для строительства объектов;

- проводит регистрацию и перерегистрацию плавучих средств и баз (сооружений) для их стоянок, их освидетельствование на годность к эксплуатации;

- ведет реестр водного транспорта, регистрацию деятельности субъектов предпринимательства по вопросам обеспечения безопасности плавания самоходных и несамоходных судов, безопасной эксплуатации портов, баз и сооружений на водоемах Кыргызской Республики;

- ведет единый реестр свидетельств о классификации маломерных судов, отвечающих требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности маломерных судов";

- взаимодействует с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам контроля воднотранспортного процесса;

- участвует совместно с соответствующими органами в мероприятиях по:

предотвращению ухудшения технического состояния водных объектов;

улучшению технического состояния и обеспечению безопасности водохозяйственных сооружений;

предупреждению вредного воздействия вод на плодородие почв, ирригационную инфраструктуру, промышленные и гражданские объекты;

улучшению водного режима рек, озер, каналов и водохранилищ;

выданных лицензий, заключений и других разрешительных документов, выданных государственными органами в области экологической и технической безопасности.

 (В редакции постановлений Правительства КР от 7 августа 2014 года № 456, 27 февраля 2015 года № 83, 15 июля 2016 года № 401, 2 декабря 2016 года № 642, 12 декабря 2016 года № 653, 18 октября 2017 года № 680, 9 февраля 2018 года № 86 , 30 июля 2019 года № 379 )

5. Права Госэкотехинспекции

 

8. Госэкотехинспекция имеет право:

- осуществлять проверки во всех организациях, независимо от форм собственности и организационно-правовой формы, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

- предъявлять физическим и юридическим лицам, независимо от форм собственности, требования о возмещении ущерба (претензии), причиненного окружающей среде в результате ее загрязнения и нерационального использования природных ресурсов;

- в экстренных случаях, связанных с обеспечением жизни и здоровья людей, (угроза или возникновение аварии экологического и техногенного характера) незамедлительно проводить проверки без получения письменного направления, независимо от времени суток, с целью выявления причин и источников недопустимого воздействия на состояние здоровья людей и окружающей среды, принятия мер по их устранению;

- вносить в государственные органы, юридическим лицам, независимо от форм собственности, и физическим лицам обязательные для исполнения предписания (уведомления, указания) об устранении выявленных при проверке нарушений требований экологической и технической безопасности;

- требовать устранения нарушений в срок, обоснованный с учетом характера нарушения;

- рассматривать материалы об административных правонарушениях, налагать на юридических и физических лиц, должностных лиц и работников штрафы и другие виды административных взысканий в пределах предоставленных полномочий;

- передавать материалы в надзорные, судебные и правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушения, к ответственности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

- создавать в установленном порядке рабочие группы из числа экспертов и специалистов для рассмотрения вопросов в пределах своей компетенции;

- назначать в случае необходимости проведение органами государственного управления, организациями контрольных испытаний оборудования и материалов, контрольных анализов рабочей и окружающей среды, а также освидетельствование оборудования в пределах действующих правил;

- привлекать по согласованию с органами государственного управления республики, организациями, научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими институтами их специалистов для проведения проверок, независимых экспертиз и разработок, связанных с безопасностью производств, объектов и работ;

- запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц органов государственного управления, юридических и физических лиц документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций, сведения о состоянии земельной, водной, экологической и технической безопасности, причинах производственного травматизма, приходе, расходе и обеспечении сохранности взрывчатых материалов и химических веществ, а также по использованию и охране земель;

- в установленном порядке вносить представления в государственные органы (лицензиарам) о приостановлении действия лицензий, либо их отзыве, разрешений и свидетельств в случае невыполнения условий действия разрешения (свидетельства), либо выявления грубых нарушений требований экологической и технической безопасности, если это не влечет за собой уголовную ответственность, а также о приостановлении действия удостоверений;

- посещать объекты, где эксплуатируются, производятся, ремонтируются, продаются, содержатся или хранятся средства измерений независимо от подчиненности и форм собственности этих объектов;

- проверять соответствие используемых единиц величин, допущенных к применению, состояние средств измерений и условия их применения, исполнение требований законодательства по обеспечению единства измерений, а также количество товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;

- получать образцы продукции и товаров, а также фасованные товары в упаковках любого вида для осуществления государственного метрологического надзора;

- использовать технические средства и привлекать специалистов объекта, подвергаемого государственному метрологическому надзору;

- запрещать применение и выпуск средств измерений неутвержденного типа или не соответствующих утвержденному типу, а также неповеренных и неисправных;

- назначать сплошную единовременную поверку средств измерений, входящих в сферу государственного регулирования, устанавливать, при необходимости, сокращенный межповерочный интервал;

- изымать в установленном порядке из обращения средства измерений, не соответствующие обязательным требованиям законодательства;

- приостанавливать или запрещать в установленном законом порядке:

эксплуатацию объектов (работы), отдельных производственных подразделений и оборудования юридических и физических лиц, при нарушении требований экологической и технической безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью людей, окружающей среде;

самовольное строительство объектов и эксплуатацию объектов без утвержденного акта приемки, а также строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение и эксплуатацию объекта и другие работы, осуществляемые с нарушением требований законодательных и других нормативных документов;

ввоз, а также транзит (дальнейшую транспортировку) экологически опасных грузов (изделий), сырьевых ресурсов, осуществляемых с нарушением экологических норм и правил, производство и использование продукции, веществ и материалов, запрещенных законодательством Кыргызской Республики, применение которых приводит к загрязнению или деградации природной среды, наносит ущерб здоровью людей и животных в соответствии с законодательством;

по согласованию с научными организациями и другими уполномоченными органами ввоз, вывоз, выпуск, расселение и акклиматизацию животных и растений, могущих повлечь за собой причинение ущерба обитающим (произрастающим) на территории республики объектам животного и растительного мира или нанесение вреда здоровью людей;

- проводить проверку, осмотр, задержание и изъятие документов, орудий (предметов) совершения правонарушений природоохранного законодательства, транспортных средств, незаконно добытых объектов природы, в том числе животного и растительного мира, в порядке, установленном законодательством;

- принимать от государственных органов, общественных организаций и объединений, а также физических лиц задержанные, изъятые или конфискованные, в установленном законодательством порядке, незаконно добытые объекты или продукцию животного и растительного мира (в том числе лесную, охотничью и другую), а также изделия из них для хранения и транспортировки и дальнейшей реализации в установленном порядке;

- вносить предложения руководителям министерств, административных ведомств, хозяйствующих субъектов о создании на подведомственных объектах пунктов (постов) (передвижных) контроля за выбросами (сбросами) загрязняющих веществ в окружающую среду;

- проводить проверку правильности расчетов сумм платы, производимых хозяйствующими субъектами за:

возмещение потерь сельскохозяйственного производства;

пользование природными ресурсами растительного и животного мира, трофеи диких животных для иностранных охотников, сбросы, выбросы загрязняющих веществ;

размещение отходов в окружающей среде на соответствие фактическим и нормативно-разрешительным документам;

- снимать с производства электрическое и теплоиспользующее оборудование, не удовлетворяющее требованиям эффективной и надежной его эксплуатации, а также безопасности обслуживания;

- приостанавливать или запрещать эксплуатацию транспортных средств и иных передвижных установок и объектов с выбросами, превышающими установленные нормативы;

- предъявлять иски в суд о возмещении ущерба, причиненного юридическими и физическими лицами вследствие нарушения законодательства Кыргызской Республики об охране, использовании природных ресурсов, в том числе животного и растительного мира;

- предъявлять иски в суд о принудительном изъятии земельных участков, используемых не по целевому назначению либо используемых с нарушением земельного законодательства Кыргызской Республики, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики;

- приглашать руководителей и иных должностных лиц организаций, а также граждан для объяснений по поводу нарушений экологической и технической безопасности;

- вносить представления руководителям министерств, ведомств и организаций о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, систематически нарушающих требования экологической и технической безопасности;

- на ношение форменной одежды утвержденного образца со знаками различия, хранение, ношение и использование огнестрельного оружия и специальных средств в порядке, установленном законодательством;

- создавать сеть общественных (внештатных) инспекторов по экологической и технической безопасности;

- осуществлять в пределах своей компетенции международное сотрудничество и выступать в качестве участника (члена) в международных организациях в установленном порядке;

- вносить в Правительство Кыргызской Республики предложения:

по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в области экологической и технической безопасности;

о заслушивании на заседаниях Правительства Кыргызской Республики отчетов руководителей министерств, административных ведомств, местных государственных администраций и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов по вопросам экологической и технической безопасности;

об отмене противоречащих законодательству в области экологической и технической безопасности решений Правительства Кыргызской Республики, министерств, административных ведомств, местных государственных администраций и органов местного самоуправления.

 (В редакции постановлений Правительства КР от 23 сентября 2013 года № 520, 27 февраля 2015 года № 83, 2 декабря 2016 года № 642)

 

6. Организация работы Госэкотехинспекции

 

9. Госэкотехинспекцию возглавляет директор, который является Главным государственным инспектором по экологической и технической безопасности Кыргызской Республики.

10. Директор Госэкотехинспекции назначается на должность и освобождается от должности Премьер-министром Кыргызской Республики.

11. В Госэкотехинспекции учреждена должность Статс-секретаря.

Порядок назначения, освобождения от должности, функции и полномочия статс-секретаря определяются в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке.

12. Директор Госэкотехинспекции имеет заместителей.

Заместители директора Госэкотехинспекции назначаются на должность и освобождаются от должности Премьер-министром Кыргызской Республики по представлению директора Госэкотехинспекции и являются заместителями Главного государственного инспектора по экологической и технической безопасности Кыргызской Республики.

Исполнение обязанностей директора Госэкотехинспекции в его отсутствие возлагается на одного из его заместителей.

13. Директор Госэкотехинспекции:

- осуществляет общее руководство деятельностью Госэкотехинспекции и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Госэкотехинспекцию задач;

- представляет Госэкотехинспекцию в отношениях с другими государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями Кыргызской Республики и иностранных государств;

- распределяет обязанности между заместителями директора;

- утверждает структуру центрального аппарата и региональных подразделений Госэкотехинспекции, изменение которой возможно только в связи с изменением задач и функций Госэкотехинспекции. При этом назначение директора не является основанием для изменения структуры Госэкотехинспекции;

- утверждает штатное расписание центрального аппарата и региональных подразделений Госэкотехинспекции в пределах установленных норм фонда оплаты труда и штатной численности работников Госэкотехинспекции;

- утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата и региональных подразделениях Госэкотехинспекции;

- применяет установленные законодательством виды дисциплинарных взысканий в отношении работников системы Госэкотехинспекции;

- издает приказы и распоряжения;

- при необходимости образовывает комиссию оперативного реагирования по жалобам и заявлениям;

- отменяет противоречащие законодательству решения Госэкотехинспекции, а также структурных подразделений;

- награждает работников системы Госэкотехинспекции ведомственными наградами;

- представляет в установленном порядке особо отличившихся работников системы Госэкотехинспекции к награждению государственными и иными наградами Кыргызской Республики;

- по согласованию с уполномоченным государственным органом в сфере государственной службы возлагает на статс-секретаря выполнение отдельных функциональных обязанностей, отнесенных к компетенции Госэкотехинспекции;

- в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности сотрудников Госэкотехинспекции;

- осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством.

(В редакции постановления Правительства КР от 23 сентября 2013 года № 520)

14. Руководители структурных подразделений центрального аппарата Госэкотехинспекции являются главными государственными инспекторами по направлениям безопасности. Работники Госэкотехинспекции, наделенные правами осуществлять государственное инспектирование, являются государственными инспекторами по направлениям безопасности и несут персональную ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей.

Должностные лица, наделенные правом инспектирования, имеют именные печати, выдаваемые в порядке, установленном директором Госэкотехинспекции.

15. В целях общественного мониторинга деятельности Госэкотехинспекции создается Общественный совет, представляющий собой консультативно-наблюдательный орган, функционирующий на общественных началах.

(В редакции постановления Правительства КР от 30 марта 2015 года № 168)

 

16. В Госэкотехинспекции образуется коллегия, в состав которой входит 9 человек, включая директора, статс-секретаря и заместителей, входящих в коллегию по должности, представителя Аппарата Правительства Кыргызской Республики и руководителей структурных подразделений.

Члены коллегии утверждаются Премьер-министром Кыргызской Республики по представлению директора Госэкотехинспекции.

Положение о коллегии утверждается директором Госэкотехинспекции.

17. В Госэкотехинспекции образуется технический совет по вопросам экологической и технической безопасности, предупреждения аварийности, производственного травматизма и другим вопросам, отнесенным к компетенции Госэкотехинспекции.

Состав технического совета и положение о нем утверждаются директором Госэкотехинспекции.

18. Должностные лица Госэкотехинспекции используют бланки предписаний и формы отчетности, утвержденные в установленном порядке.

Должностные лица Госэкотехинспекции имеют удостоверения единого образца, а также печать с личным номером.

Должностные лица Госэкотехинспекции при исполнении служебных обязанностей должны носить установленную для них форму со знаками различия соответственно занимаемой должности.

19. Правовая и социальная защита работников органов Госэкотехинспекции регулируется Трудовым кодексом Кыргызской Республики, Законом Кыргызской Республики "О государственной службе" и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

(В редакции постановления Правительства КР от 23 сентября 2013 года № 520)

 

7. Ответственность

 

20. Должностные лица Госэкотехинспекции в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на них должностных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействий) несут дисциплинарную, административную, материальную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

21. Действия сотрудников Госэкотехинспекции могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

8. Имущество и финансы

22. Бухгалтерский, статистический учет и отчетность по основной деятельности Госэкотехинспекции ведутся в установленном законодательством порядке.

23. Финансирование Госэкотехинспекции осуществляется из:

- республиканского бюджета;

- иных источников, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

9. Реорганизация и ликвидация

24. Реорганизация и ликвидация деятельности Госэкотехинспекции, порядок распределения имущества в случае ликвидации или реорганизации осуществляются в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

25. В случае прекращения деятельности, документы Госэкотехинспекции хранятся и используются в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О Национальном архивном фонде Кыргызской Республики".