Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

 

 

Приложение 1

 

Утверждена

постановлением Правительства

Кыргызской Республики

от 30 августа 2012 года № 596

 

ПРОГРАММА

Правительства Кыргызской Республики по противодействию коррупции на 2012-2014 годы

 

1. Общие положения

2. Приоритеты, цели и задачи Программы

3. Текущие меры, принятые Правительством

4. Ожидаемые результаты от реализации Программы

5. Мониторинг и оценка

6. Индикативный выделенный бюджет

 

1. Общие положения

 

Программа Правительства Кыргызской Республики по противодействию коррупции на 2012-2014 годы (далее - Программа) носит комплексный характер, является составной частью системы государственных мер по организации противодействия коррупции, осуществляемых Правительством.

Настоящая Программа разработана в соответствии с Государственной стратегией антикоррупционной политики Кыргызской Республики, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 2 февраля 2012 года № 26 (далее - Стратегия).

Мероприятия, отраженные в Программе, включают в себя комплекс краткосрочных и среднесрочных мер, которые разработаны с учетом следующих базовых компонентов:

- рекомендации Организации по развитию и экономическому сотрудничеству (далее - ОЭСР) по выполнению Кыргызстаном требований Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией;

- меры, предусмотренные Законом Кыргызской Республики "О противодействии коррупции";

- положения и меры, предусмотренные в Плане мероприятий Программы Правительства Кыргызской Республики "Стабильность и достойная жизнь" (от 25.01.2012 г. № 55).

Настоящая Программа:

- принимается исходя из необходимости обеспечения надлежащего государственного управления, укоренения демократических начал, гласности, прозрачности и контроля в деятельности Правительства Кыргызской Республики (далее - Правительство);

- будет способствовать укреплению доверия граждан к системе государственной власти, созданию стабильных правовых основ предупреждения коррупции и совершенствованию национального законодательства с учетом норм международного права о противодействии коррупции;

- является программным документом антикоррупционной политики Правительства, определяющим ее основные принципы и подходы;

- предусматривает также активное сотрудничество и координацию противодействия коррупции с гражданским обществом;

- определяет приоритеты, индикаторы и механизмы мониторинга по реализации антикоррупционных мер Правительством.

Реализация Программы предполагает разработку и выполнение широкого комплекса организационных мероприятий с соблюдением следующих основных принципов:

- действенность и результативность;

- реализуемость (выполнимость) и адресность (ответственность);

- преемственность и постоянство;

- комплексность и системность.

Эффективные меры по противодействию коррупции будут вырабатываться в зависимости от конкретного ее вида. Основными средствами противодействия станут выявление и устранение существующих условий для коррупции, а также пресечение попыток создать условия, которые могут привести к коррупции. Программа основана на том, что антикоррупционные меры, в виде специально разработанного механизма ограничений, будут встраиваться в повседневную работу государственных органов и регулярно выполняться.

Бороться с коррупцией исключительно методами и средствами правоохранительных и специальных органов - значит бороться только с последствиями, но не причинами, порождающими это социальное зло. В этой связи экспертами ОЭСР в опубликованном новом отчете о борьбе с коррупцией в Кыргызстане отмечено, что Правительство борется с последствиями коррупции, а не с причинами ее возникновения. Также, мировая практика показывает, что ощутимых результатов в этом деле можно добиться только при поддержке общественности.

 

2. Приоритеты, цели и задачи Программы

 

Критически оценивая потенциал государственных органов, когда еще существует большой пласт чиновников, не заинтересованных в изменении сложившейся ситуации, а также то обстоятельство, что на государственной службе сохранились и преобладают старые стереотипы, определяющие упрощенные подходы к решению задач, подобных борьбе с коррупцией, Программой устанавливаются следующие приоритеты по усилению мер по выявлению и предупреждению коррупции:

Приоритет 1. Устранение коррупционных схем.

Приоритет 2. Реформа и модернизация государственного управления в целях повышения прозрачности и подотчетности государственных органов.

Приоритет 3. Взаимодействие государственных органов с гражданским обществом и его информированность.

Цель Программы:

- выявление и устранение коррупционных схем, с усилением гарантий, обеспечивающих реализацию политики государства в социальной, экономической и правовой сферах;

- защита системы государственной службы от деструктивного влияния коррупционных процессов и повышение ее прозрачности и подотчетности;

- объединение усилий государственных органов и гражданского общества в деле противодействия коррупции и повышение его информированности.

Основными задачами Программы являются:

- обеспечение комплексного решения проблем, с выявлением и устранением коррупционных схем, порождающих и сопровождающих коррупцию, вскрытие ее подлинных социально-экономических корней, пропаганда законопослушного образа жизни и несовместимости явлений коррупции с постулатами демократического и правового государства;

- принятие единых процедур организации, координации и консолидации усилий и сочетание ресурсов в реализации утвержденных мероприятий государственных органов по повышению их прозрачности и подотчетности;

- выработка и установление единых принципов и правил информирования и взаимодействия государственных органов с институтами гражданского общества.

 

3. Текущие меры, принятые Правительством

 

Правительством будет проводиться активная деятельность по устранению коррупционных схем, оптимизации и модернизации системы государственной службы, с обеспечением ее прозрачности и подотчетности, а также расширению любых форм взаимодействия и сотрудничества с общественными объединениями и гражданским сектором - как составляющей части любых антикоррупционных мер. Общественная поддержка станет одним из ключевых элементов борьбы с коррупцией. В этой связи предстоит перевести на новый качественный уровень взаимоотношения с общественными наблюдательными советами при государственных органах Кыргызской Республики (далее ОНС) и создавать подобные институты на региональном уровне.

Правительством уже реализован ряд ключевых мер:

1) В результате проведенной реформы сокращено количество государственных контролирующих органов с 21 до 12.

2) Внедряются критерии оценки рисков, предусматривающие повышение эффективности работы государственных органов по анализу и мониторингу проведенных проверок, и регулирование периодичности плановых проверок субъектов предпринимательства в зависимости от степени оценки критериев риска.

3) Утверждены "Проверочные листы" государственных контролирующих органов, наделенных полномочиями по проведению проверок субъектов предпринимательства.

4) Завершается разработка проекта "Контр-Про 3", предусматривающего формирование базы данных о субъектах предпринимательства, с учетом определения критериев риска.

5) Проведена работа по сокращению количества государственных услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам. Из имеющихся 20 тысяч государственных услуг в Реестр включено всего 386.

6) Рассмотрено 563 разрешения, лицензии и их подвидов, из них отменено - 177. В итоге останется порядка 100 видов разрешительных документов, лицензий, разрешений и их подвидов, которые предусмотрены проектом нового Закона Кыргызской Республики "О лицензиях и разрешениях в Кыргызской Республике".

7) В целях реализации Закона Кыргызской Республики "Об оптимизации нормативной правовой базы регулирования предпринимательской деятельности" постановлением Правительства от 23 марта 2012 года № 206 одобрен проект Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики "О лицензировании", предусматривающий введение нормы "молчание - знак согласия", направленный на регламентацию действий государственных органов-лицензиаров при осуществлении процедур лицензирования, связанных со сроками рассмотрения заявлений и выдачи лицензий.

8) Проведена работа по созданию эффективной системы оценки деятельности государственных органов, обеспечивающих принятие оперативных и концептуальных управленческих решений, а также установлению открытого диалога с общественностью и населением республики.

В этой связи разработан пакет нормативных правовых актов для оценки госорганов и органов местного самоуправления, который утвержден постановлением Правительства "Об оценке эффективности деятельности государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Кыргызской Республики" от 17 февраля 2012 года № 105.

Данные критерии оценки основаны на базовых, вариативных показателях, а также опросе общественного мнения и повышении международных рейтингов.

9) Будут внедрены новые "правила игры" для горного бизнеса, где заложены условия по снижению конфликтных ситуаций, уровня бюрократических процедур, уходу от административных методов регулирования и др.

 

4. Ожидаемые результаты от реализации Программы

 

Ожидаемые результаты от реализации Программы:

1) Политические ожидания:

- укрепление доверия к государственным органам;

- укрепление престижа государственных органов системы исполнительской власти, а также поднятие престижа страны на международной арене;

- снижение влияния отдельных корпоративных интересов, не соответствующих государственной политике, направленных на принятие управленческих решений;

- усиление реальной политической конкуренции, снижение угрозы ослабления демократических институтов и устойчивой работы государственных институтов.

2) Экономические ожидания:

- устойчивое развитие и рост макроэкономических показателей;

- сужение сферы действия уровня коррупции, увеличение налоговых поступлений, повышение деловой активности в сфере экономической деятельности, укрепление бюджетной сферы;

- включение в действие реальных конкурентных механизмов, укрепление реального сектора экономики, систематическое отслеживание коррупционных финансовых потоков;

- увеличение деловой и предпринимательской активности;

- укрепление доверия в предпринимательской среде к способности исполнительной власти устанавливать и соблюдать "честные правила игры".

3) Социальные ожидания:

- широкое взаимодействие государственных органов и гражданского общества в сфере противодействия коррупции;

- восстановление права, как основного инструмента регулирования жизни государства и общества, укрепление чувства защищенности граждан перед преступностью и чиновничьим произволом;

- сокращение темпов роста имущественного неравенства и вероятности возникновения социальных конфликтов;

- снижение коррумпированности контролирующих и правоохранительных и иных государственных органов;

- снижение социальной напряженности, укрепление социальной и политической стабильности в стране.

 

5. Мониторинг и оценка

 

В Стратегии отмечается, что в Кыргызской Республике не раз предпринимались попытки систематизировать борьбу с коррупцией, но они носили формальный и декларативный характер. Основным недостатком ранее принятых антикоррупционных мер было отсутствие политической воли руководства страны, компетентного органа по координации и мониторингу исполнения и, как следствие, невозможность определить, в каком объеме были выполнены те или иные мероприятия.

На нынешнем этапе, при наличии политической воли, становится необходимым обеспечить последовательность, целостность и завершенность системы мер противодействия коррупции, предусмотренных Программой. В этой связи предлагается для успешной ее реализации разработать и внедрить систему мониторинга и оценки. Для соблюдения объективности и беспристрастности к мониторингу и оценке будут также привлечены неправительственные организации и независимые эксперты.

Регулярный мониторинг и оценка выполнения мероприятий Программы станут ключевым компонентом на стадии ее реализации, поскольку конечные результаты Программы отслеживаются через индикаторы результативных показателей. Систему мониторинга и оценки Программы намечено построить через создание двух альтернативных каналов информации: государственного (официального) и негосударственного (общественного).

На основе данных мониторинга периодически будут оцениваться эффективность реализации мероприятий Программы и определяться "слабые" места и недостатки. На основании полученных результатов будут оперативно приняты решения по повышению эффективности действий, перераспределению ресурсов и их оптимальному использованию, улучшению координации с заинтересованными исполнителями. Скоординированные усилия государственных органов, гражданского сектора и донорского общества должны быть залогом успеха в создании и укреплении эффективной системы мониторинга и оценки Программы.

Основными ожидаемыми индикаторами успешности антикоррупционной политики Правительства от реализации Программы к 2014 году будут являться:

- темпы роста и структура ВВП;

- доля в ВВП инвестиций в основной капитал;

- дефицит/профицит государственного бюджета;

- показатели роста числа зарегистрированных и увеличивших объемы налоговых платежей хозяйствующих субъектов;

- показатели по "Индексу доверия населения", определяемого в соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики "Об оценке эффективности деятельности государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Кыргызской Республики" от 17 февраля 2012 года № 105, который основывается на комплексном опросе общественного мнения путем анкетирования и состоит из "Индекса личного доверия населения к государственным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления Кыргызской Республики" и "Индекса оценки качества государственных и муниципальных услуг";

- "Индикатор доверия" гражданского общества к результатам Программы, измеряемый на ежегодной основе;

- уровень Кыргызстана по "Индексу восприятия коррупции" (CPI) Tra№spare№cy I№ter№atio№al;

- публикуемый Всемирным банком "Обзор условий ведения бизнеса и деятельности предприятий" (Busi№ess E№viro№me№ta№d E№terprise Performa№ce Surveys (BEEPS);

- результаты обследований проекта Всемирного банка "World Gover№a№ce I№dicators (WGI)", выставляющего Индекс качества государственного управления, который также включает обследование, связанное с коррупцией;

- публикуемый в рамках Мирового экономического форума результат проведенного анализа успешности ведения бизнеса в разных странах с применением Индекса экономической успешности (Global Competitive№ess I№dex - GCI), в котором одним из показателей также является коррупция (Индекс GCI составляется для 142 стран на основе ключевых экономических показателей и более ста мировых рейтингов);

- показатели комплексного исследования "Нации в транзите" организации Freedom House, призванного оценить развитие демократии в странах (рейтинговая оценка развития демократии выставляется учеными, экспертами, представителями местного сообщества, которым предлагается ответить на вопросы в опросном листе);

- рейтинг коррупции, публикуемый на сайте Heritage Fou№datio№ (исследуется 10 свобод, одна из которых - свобода от коррупции), они следуют идеям экономиста Адама Смита, которые тот развивал еще в 1776 году в работе "Здоровье наций".

Эти индикаторы будут использованы для базовых показателей и отслеживаться на постоянной основе.

Мероприятия, предусмотренные в рамках среднесрочных мер настоящей Программы, являются постоянно обновляемыми, содержание которых необходимо изменять и дополнять в зависимости от приоритетов, стоящих перед Правительством. При возникновении причин, препятствующих своевременному и качественному исполнению мероприятий, исполнители, по согласованию с координаторами, вносят на рассмотрение Правительства предложения об изменении сроков их реализации либо отмене исполнения.

Измеримые индикаторы оценки успешности реализации по каждому из выбранных приоритетов указаны в разделе 7 настоящей Программы, где также приводятся ожидаемые промежуточные результаты по каждому пункту намеченных мероприятий.

 

6. Индикативный выделенный бюджет

 

Реализация мероприятий Программы, требующих финансовых затрат, предусмотрена за счет средств государственного бюджета в пределах выделенных государственным органам сумм на соответствующий год, внешнего заимствования, а также привлеченных ресурсов международных организаций и стран-доноров по линии технической и консультативной помощи.

┌───────────────────────────────────┬───────────┬──────────┬──────────┐

│ Итоговые суммы по годам (сомов)   │  2012 г.  │  2013 г. │  2014 г. │

├───────────────────────────────────┼───────────┼──────────┼──────────┤

│Приоритет 1. Устранение            │ 2785449,0 │ 951285,4 │ 697609,3 │

│коррупционных схем                 │           │          │          │

├───────────────────────────────────┼───────────┼──────────┼──────────┤

│Приоритет 2. Реформа и модернизация│ 2216353,0 │ 929387,2 │ 673521,2 │

│государственного управления в целях│           │          │          │

│повышения прозрачности и           │           │          │          │

│подотчетности                      │           │          │          │

├───────────────────────────────────┼───────────┼──────────┼──────────┤

│Приоритет 3. Взаимодействие        │ 3170951,0 │2536761,0 │ 348804,7 │

│государственных органов с          │           │          │          │

│гражданским обществом и его        │           │          │          │

│информированность                  │           │          │          │

├───────────────────────────────────┼───────────┼──────────┼──────────┤

│Итого:                             │ 8172753,0 │4417433,6 │1719935,2 │

└───────────────────────────────────┴───────────┴──────────┴──────────┘