Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

УТРАТИЛО СИЛУ
в соответствии с постановлением Правительства КР от 20 июня 2018 года № 291

Описание: Описание: C:\Users\User\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\46120a0c-ea9a-421c-a4ba-c39b0959319e\document.files\image001.jpg

ПРАВИТЕЛЬСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 мая 2012 года № 330

О Среднесрочной стратегии развития электроэнергетики Кыргызской Республики на 2012-2017 годы

В целях реализации постановления Правительства Кыргызской Республики "Об утверждении Плана мероприятий на 2012 год по реализации Программы Правительства Кыргызской Республики "Стабильность и достойная жизнь" от 25 января 2012 года № 55 Правительство Кыргызской Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить:

- Среднесрочную стратегию развития электроэнергетики Кыргызской Республики на 2012-2017 годы (далее - Стратегия) согласно приложению 1;

- План мероприятий по реализации Стратегии согласно приложению 2.

2. Министерству энергетики и промышленности Кыргызской Республики:

- принять меры по реализации Стратегии;

- по итогам каждого полугодия, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять обобщенный отчет о ходе реализации Стратегии в Аппарат Правительства Кыргызской Республики;

- по итогам ежегодного мониторинга реализации Стратегии при необходимости вносить предложения о внесении изменений и дополнений в Стратегию.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на отдел реального сектора и инфраструктуры Аппарата Правительства Кыргызской Республики.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования.

 

Премьер-министр

О.Бабанов

 

 

Приложение 1

к постановлению Правительства

Кыргызской Республики

от 28 мая 2012 года № 33

 

СРЕДНЕСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ

развития электроэнергетики Кыргызской Республики на 2012-2017 годы

 

I. Введение

II. Анализ текущего состояния

III. Цель, задача и видение Среднесрочной стратегии развития электроэнергетики

IV. Стратегия достижения целей

V. Меры по реализации Стратегии

 

I. Введение

 

Кыргызская Республика обладает достаточными запасами топливно-энергетических ресурсов. Однако потенциальные возможности топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК) реализуются в недостаточной мере, и отрасль испытывает определенные финансово-экономические трудности. Зависимость республики от импорта энергоносителей, доля которого составляет около 50% от общего энергопотребления, оказывает отрицательное влияние на состояние ТЭК и других отраслей экономики.

Стратегия разработана в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, регламентирующим деятельность ТЭК страны, и предусматривает полное и надежное энергоснабжение потребителей на основе внедрения инновационных технологий, существенного повышения эффективности функционирования.

Целевые установки Стратегии на 2012-2017 годы предусматривают:

- формирование системы взаимоотношений субъектов ТЭК, потребителей и государства в условиях становления рыночных отношений;

- формирование роли и места энергетики в создании предпосылок для вывода экономики страны на путь устойчивого развития и социальной стабильности общества.

Реализация главных целей Стратегии должна осуществляться в увязке с функционированием всех отраслей экономики, учетом ресурсных и научно-технологических возможностей страны, возможных негативных последствий от реализации проектов, совокупности макроэкономических и геополитических факторов, оказывающих влияние на развитие взаимоотношений органов государственной власти, финансовых и хозяйственных структур.

Главным средством для достижения целей и реализации приоритетов Стратегии является формирование цивилизованного энергетического рынка и экономических взаимоотношений его субъектов на базе совершенствования нормативной правовой базы.

Данная Стратегия отображает основные цели и задачи, с определением приоритетов и решением ключевых стратегических проблем сектора электроэнергетики, требующих значительных инвестиций в новые генерирующие и передающие объекты. Решение этих проблем требует внедрения современной управленческой системы, технологий и деловой практики, которые улучшат потоки денежных средств и исключат коррупцию.

 

II. Анализ текущего состояния

 

1. Развитие

 

Электроэнергетические предприятия Кыргызской Республики разделены по видам деятельности. Производство электрической энергии, в основном, осуществляется крупнейшей компанией - открытым акционерным обществом "Электрические станции". Передача электрической энергии по высоковольтным сетям осуществляется открытым акционерным обществом "Национальная электрическая сеть Кыргызстана" (далее - ОАО "НЭС Кыргызстана"). Функции распределения электрической энергии по сетям 35 кВ и ниже до конечного потребителя выполняют четыре региональные электрораспределительные компании. Все компании являются монополистами.

Совокупная мощность электрических станций составляет 3786 МВт, в том числе 18 ГЭС с суммарной мощностью 3071 МВт и 2 ТЭЦ с суммарной мощностью 716 МВт. В имущественный комплекс передающей компании входят высоковольтные линии передачи 110-500 кВ - 6642 км, высоковольтные линии передачи 35 кВ - 4613 км, высоковольтные подстанции 110-500 кВ 190 шт., высоковольтные подстанции 35 кВ - 334 шт. В основное имущество четырех распределительных компаний входят распределительные сети 0,4-6-10 кВ - 50700 км, подстанции 6-10/0,4 кВ - 23689 шт. Коэффициент износа основных средств (фондов) в электроэнергетике в 2010 году составил 35,7%.

Общий объем производства электроэнергии в Кыргызской Республике в 2011 году составил 14957,2 млн. кВт/час, из них собственное внутреннее потребление составило 87% от произведенной электроэнергии. В структуре потребления электроэнергии доминирует население, доля которого в среднем за 2008-2010 годы составила порядка 70%. Остальная часть электроэнергии экспортируется в Республику Казахстан, Китайскую Народную Республику, Республику Таджикистан и Республику Узбекистан. Экспорт электрической энергии в 2011 году составил 2797 млн. кВт.ч. Согласно достигнутым соглашениям, экспорт в Республику Казахстан в 2011 году составил 2,3 млрд. кВт.ч., в Республику Узбекистан - 340 млн. кВт.ч.

Общие потери электроэнергии в 2011 году составили 2281,2 млн. кВт.ч. или 22,3% от поступления во внутренние сети. В результате постоянного, последовательного мониторинга потери постепенно сокращаются: в 2008 году составили - 31,6%, в 2009 году - 25,4%, в 2010 году - 26,7%. Основные причины потерь электроэнергии: перегруз сетей, отсутствие или некорректность работы приборов учета, неполнота учета потребителей электроэнергии, кражи электроэнергии и т.д.

В последние годы в электроэнергетических компаниях участились случаи аварий и отказов работы оборудования. В 2011 году общее число аварий составило 125 случаев. Большая часть нарушений возникает в связи с чрезмерными нагрузками при эксплуатации энергетического оборудования и его большой изношенностью. Наибольшее число сбоев в работе оборудования приходится на распределительные компании - 13079 случаев.

Финансовое положение электроэнергетических предприятий достаточно сложное. Показатель балансовой прибыли (убытков) в 2010 году составил 3660,1 млн. сомов. Однако в предыдущие 3 года предприятия электроэнергетики имели убытки. Основной причиной такого положения вещей является рост издержек предприятий. Сокращение финансовых ресурсов предприятий энергетического сектора сужает их возможности для устойчивого функционирования, формирования ресурсов для своевременной модернизации основных фондов и развития производства.

Сбор платежей в последние годы, в том числе с населения, увеличивается. Показатели сбора платежей от товарной продукции составили: в 2008 году - 89,5% (население - 82,1%), в 2009 году - 95,1% (население 89,7%), в 2010 году - 91,3% (население - 86,0%) в 2011 году - 94,2% (население - 92,5%). Улучшение показателей было достигнуто за счет усиления государственного регулирования деятельности предприятий, улучшения управления распределительными компаниями, повышения материальной заинтересованности контролеров.

Наиболее крупными энергетическими объектами, построенными за период 2009-2011 годов стали: высоковольтная линия 110 кВ "Айгульташ-Самат" и подстанции 110 кВ "Самат", строительство и пуск первого гидроагрегата Камбаратинской ГЭС-2. Завершение проекта "Модернизация линий электропередачи на юге Кыргызстана" позволит в будущем обеспечить энергетическую безопасность юга республики.

В настоящее время прорабатываются следующие проекты: строительство линий электропередачи 500 кВ "Датка-Кемин" и ПС 500 кВ "Кемин", "CASA-1000", строительство линий электропередачи "Кемин-Алматы", строительство Камбаратинской ГЭС-1, ввод в эксплуатацию второго агрегата Камбаратинской ГЭС-2 мощностью 120 МВт, Верхне-Нарынского каскада ГЭС, строительство 4 малых ГЭС, строительство Кара-Кечинской ТЭС и другие проекты в энергетической отрасли.

 

2. Структура отрасли и ее регулирование

 

Государственный пакет акций предприятий электроэнергетики, который в каждом составляет более 80%, находится в ведении Фонда по управлению государственным имуществом при Правительстве Кыргызской Республики, который осуществляет функции управления. Другим крупным акционером энергокомпаний является Социальный фонд Кыргызской Республики. Министерство энергетики и промышленности Кыргызской Республики осуществляет функции по стратегическому планированию, оценке и прогнозированию, а также контроль за реализацией Стратегии развития.

В составе Министерства энергетики и промышленности Кыргызской Республики находится Государственный департамент по регулированию топливно-энергетического комплекса, в чьи функции входит: обеспечение баланса интересов производителей и потребителей энергоресурсов, выдача лицензий на право деятельности в энергетическом секторе; установление тарифов на энергоносители, досудебное рассмотрение споров субъектов энергетического сектора.

Постановлением Правительства Кыргызской Республики "Об организационных мерах в связи с реформой органов исполнительной власти Кыргызской Республики" от 10 февраля 2012 года № 87, в срок до 1 сентября 2012 года Департамент по регулированию топливно-энергетического комплекса при Министерстве энергетики и промышленности Кыргызской Республики поручено передать в состав Министерства экономики и антимонопольной политики Кыргызской Республики.

 

3. Государственные инициативы

 

Правительством Кыргызской Республики предпринят ряд мер по улучшению работы электроэнергетических компаний. Со всеми энергетическими компаниями подписаны Соглашения о деятельности, в которых установлены нормативы на 2011 год (допустимый уровень потерь, план по сбору денежных средств за отпущенную электроэнергию, ежемесячное снижение дебиторской задолженности и др.). В рамках Соглашения открыт целевой депозитный счет в открытом акционерном обществе "Электрические станции" для аккумулирования средств, полученных от экспорта электроэнергии, и расходования их исключительно на закупку топлива для прохождения отопительного периода. Аналогичный депозитный счет открыт в ОАО "НЭС Кыргызстана" для прозрачности отражения денежных средств, полученных за регулирование частоты и мощности.

Указом Президента Кыргызской Республики "Об инициативе прозрачности в топливно-энергетическом комплексе" от 20 июля 2010 года № 49 создан Наблюдательный совет. Состав, задачи и функции Наблюдательного совета утверждены постановлением Правительства Кыргызской Республики от 28 февраля 2011 года № 77.

Основными целями работы Наблюдательного совета являются осуществление общественного контроля, выработка рекомендаций по обеспечению прозрачности работы как государственных органов, так и прозрачности работы энергетических компаний, разработка методических документов по оценке индикаторов прозрачности и т.д.

По решению Правительства Кыргызской Республики проведен анализ управленческой деятельности в энергетической отрасли. Анализ позволил выявить наиболее характерные проблемы по степени их приоритетности. Результаты анализа управленческой деятельности в дальнейшем будут использованы для улучшения управления этими компаниями и при формировании новой среднесрочной тарифной политики и самих тарифов.

Ведется постоянная работа по взаимодействию с крупнейшими финансовыми организациями (Всемирный банк, Азиатский банк развития, Исламский банк развития и др.) по вопросам финансирования новых инвестиционных проектов и оказания содействия реконструкции и модернизации действующих. Общая сумма привлеченных средств из внешних источников за период 2008-2011 годов составила 468,3 млн. долл. США (на реализацию следующих проектов: "Повышение эффективности электрораспределительных сетей", "Оздоровление локальной сети г.Бишкек", "Срочная помощь энергосектору", "Строительство Камбаратинской ГЭС-2", "Строительство ВЛ 110 кВ "Айгульташ-Самат" и подстанции", "Модернизация линий электропередачи на юге Кыргызстана", "Развитие сектора энергетики", "Улучшение электроснабжения городов Бишкек и Ош", "Оказание чрезвычайной помощи", "Техническая помощь для газовой отрасли").

 

4. Основные проблемы

 

Ключевыми стратегическими проблемами сектора электроэнергетики в настоящее время являются:

- уязвимые места в системе передачи электроэнергии связаны со значительной передачей электроэнергии до 50% потребления через соседние страны;

- дефицит поставок электроэнергии в зимние месяцы и маловодные годы вследствие неоптимальной структуры выработки с чрезмерной зависимостью от гидровыработки;

- не полностью развит экспортный гидроэнергетический потенциал страны, который может быть использован для извлечения прибыли.

Ключевыми операционными проблемами деятельности сектора электроэнергетики являются:

- неэффективное и непрозрачное управление сектором вследствие размытости функций между различными органами и большой зависимости органа, контролирующего текущую работу энергокомпаний, и органа, регулирующего работу энергосектора, от других государственных структур, а также вследствие несовершенства корпоративного управления;

- высокие коммерческие потери, вызванные хищениями, мошенничеством и неоплатой по счетам;

- высокие технические потери и снижение надежности электроснабжения потребителей (высокий уровень внеплановых отключений электроэнергии), вызванные износом станций, установок и оборудования из-за практического отсутствия инвестиций в реконструкцию и замещения распределительных компаний за последние 20 лет;

- финансовая ограниченность компаний, вызванная тарифами ниже себестоимости и низкими операционными показателями деятельности.

 

III. Цель, задача и видение Среднесрочной стратегии

развития электроэнергетики

 

Цель настоящей Стратегии - обеспечение устойчивого экономического роста и развития электроэнергетической отрасли Кыргызской Республики через укрепление энергетической и экономической безопасности, достижение финансово-экономического оздоровления, а также конкурентного преимущества Кыргызской Республики на региональном экспортном рынке электроэнергии за счет увеличения вырабатывающих и передающих мощностей, путем технического перевооружения.

Главной задачей Стратегии отрасли является обеспечение энергетической безопасности Кыргызской Республики.

Видение Стратегии - стабильная и устойчивая энергосистема страны, с внедренными инновационными технологиями, эффективным и качественно новым состоянием ТЭК.

 

IV. Стратегия достижения целей

 

Приоритетными направлениями Стратегии являются:

1. Совершенствование государственного управления энергетическим сектором.

2. Улучшение менеджмента в энергетических компаниях, повышение прозрачности их деятельности.

3. Рост объемов производства, повышение устойчивости энергоснабжения, эффективное выполнение текущих проектов и программ.

 

Направление 1. Совершенствование государственного управления

электроэнергетическим сектором

 

Четкому разграничению функций выработки политики, регулирования, подотчетности, тарифообразования и взаимоотношений между субъектами энергетической отрасли будет способствовать снижение зависимости уполномоченного органа по регулированию ТЭК от ведомственных интересов, за счет сохранения функций отраслевого регулирования и независимого статуса регулятора. Реализация функций уполномоченного органа по регулированию ТЭК будет опираться на обновленную методологию расчета себестоимости и тарифных ставок в энергетическом секторе.

Для электроэнергетических предприятий в перспективе необходимо создание независимого расчетного центра, который будет нести ответственность за процесс ведения отчетности и расчетов на рынке электроэнергии. Это повысит прозрачность оптовых операций и обеспечит надежность расчетов. Расчетный центр будет нести ответственность за учет энергии, генерируемой электрическими станциями, экспорт/импорт, доставку электроэнергии каждой распределительной компании и прямым потребителям, подключенным к системе передачи Кыргызстана и/или к сетям электрических станций. В рамках данного независимого расчетного центра необходимо разработать Правила учета и сбора данных электрической энергии для проведения мониторинга рынка электроэнергии.

Обеспечение безопасности энергетической деятельности, выполнение лицензиатами обязательств перед потребителями в плане надежного энергоснабжения и правильного применения тарифов требует обязательного лицензирования, наличия предлицензионных и постлицензионных обязательств субъектов энергетической деятельности и их выполнения. Лицензирование, наряду с тарифообразованием, является одним из инструментов регулирования ТЭК, и требует обязательного сохранения в рыночных условиях.

Для совершенствования финансовой дисциплины, сокращения дебиторской задолженности потребителей электроэнергии будут приняты законодательные нормы, позволяющие применять к неплательщикам более жесткие меры.

Важным компонентом повышения устойчивости работы предприятий энергосектора станет формирование среднесрочной тарифной политики в отношении электрической и тепловой энергии. Тарифы в перспективе должны быть сбалансированы с учетом социального фактора, целей обеспечения финансовой устойчивости предприятий энергосектора, с учетом четко определенного механизма возврата кредитов по крупным энергопроектам, стимулирования роста реального сектора экономики и политики энергосбережения.

Реформы в тарифной политике станут возможны только после упорядочения схем социальной защиты для внутренних потребителей. Для этого будет разработана адресная программа социальной защиты, которая будет опираться на требования законодательства Кыргызской Республики в части монетизации льгот по энергоснабжению. Одновременно в республиканском бюджете будет предусмотрено финансирование затрат на социальную поддержку по энергоснабжению в полном объеме. Будет рассмотрена возможность открытия лицевого счета каждому льготному потребителю, с которого энергокомпании ежемесячно будет перечисляться оплата за потребленную электроэнергию. Это даст возможность устойчивого поступления средств в энергокомпании и стимулирует льготных потребителей к энергосбережению.

Развитие политики энергосбережения остается приоритетом в энергетической отрасли. Меры будут направлены на создание нормативов и обязательных требований по энергосбережению для различных секторов экономики и непроизводственной сферы. Также будут развиваться программы материального стимулирования экономии электроэнергии. Большое значение будет уделено проведению разъяснительной работы среди населения и предпринимателей о политике энергосбережения.

Будет продолжена работа по расширению сотрудничества в водохозяйственном, топливном и энергетическом секторах в Центральноазиатском регионе. Для этого будут продолжены усилия по сохранению и обеспечению устойчивости работы Объединенной энергетической системы Центральной Азии (далее - ОЭС ЦА). Разработан пакет действий, направленных на повышение качества услуг для ОЭС ЦА по регулированию мощности и эффективности управления запасами воды в Токтогульском водохранилище.

Кыргызская Республика продолжит играть активную роль в создании Центрально-южно-азиатского регионального рынка электроэнергии (CASAREM) через подготовку и реализацию проекта "CASA-1000".

Развитие малой и средней энергетики будет поощряться путем принятия законодательных мер, направленных на увеличение экономической привлекательности развития малой гидроэнергетики и использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии. Одним из инструментов станет механизм компенсации тарифов при производстве электроэнергии с использованием возобновляемых источников энергии. Будет реализован пилотный проект по получению альтернативных источников энергии, в частности, производства и выработки топливного этанола.

 

Задача 1. Подготовка законопроекта "О внесении изменений и

дополнений в Закон Кыргызской Республики

"Об электроэнергетике"

 

Данный законопроект установит новые правила государственного регулирования, включая создание независимого регулятора, принципы подотчетности, тарифообразования и взаимоотношений между субъектами энергетической отрасли.

В рамках законодательства предлагается четко разграничить функции выработки, политики регулирования и подотчетности. Это будет достигнуто за счет:

- обязательного лицензирования энергетической деятельности и наличия предлицензионных и постлицензионных обязательств субъектов энергетической деятельности и обеспечения их исполнения;

- создания независимого расчетного центра для электроэнергетических предприятий, который как лицензиат будет обязан предоставлять информацию уполномоченному органу по регулированию ТЭК. Функционирование такого расчетного центра приведет к объективному отслеживанию перетоков электроэнергии и проведению прозрачных и надежных расчетов между сторонами оптовых операций;

- определения в законодательстве Кыргызской Республики рынка электроэнергии, как совокупности механизмов и порядка регулирования купли-продажи электрической энергии, мощности и оказания системных услуг между субъектами рынка по установленным Правилам оптового рынка электроэнергии (мощности) и/или Правилам розничного рынка электроэнергии.

 

Задача 2. Разработка и реализация Среднесрочной тарифной политики

 

Основная цель среднесрочной тарифной политики в отношении электрической энергии заключается в установлении к 2016 году тарифов на уровне, обеспечивающем полное возмещение затрат на производство, передачу и распределение электроэнергии и возврат долгов по кредитам. Тарифы будут повышаться постепенно и регулярно и тариф, покрывающий затраты, должен быть сформирован к 2016 году. Повышение тарифов будет сбалансировано с целью стимулирования роста реального сектора экономики и исключения перекрестного субсидирования потребителей электрической и тепловой энергии. В настоящее время потребители теплоэнергии гг. Бишкек и Ош субсидируются за счет электроэнергии. Переход на новую структуру тарифов будет осуществляться таким образом, чтобы ставка тарифов определялась классом напряжения, к которому подключен конечный потребитель. При изменении тарифов будут автоматически учитываться темпы инфляции, обменный курс и уровень инвестиций.

При этом тарифная политика и методология должны быть взаимосвязаны с адекватными механизмами социальной защиты.

Для обеспечения прозрачности формирования тарифов необходима разработка и внедрение методологии тарифообразования в энергетическом секторе, с увязкой комплексных мер по снижению потерь электроэнергии.

В этой связи в III-V кварталах 2012 года Правительством Кыргызской Республики будет рассмотрен проект Среднесрочной тарифной политики по электрической энергии.

 

Задача 3. Разработка и реализация Программы совершенствования

финансовой дисциплины среди потребителей электроэнергии

и энергетических компаний

 

Для реализации данной задачи необходимо:

- отключение неплательщиков и устранение политического вмешательства, направленного на повторное подключение потребителей (включая бюджетные организации и льготных потребителей), до погашения ими своих задолженностей;

- разработка программы материального стимулирования бюджетных организаций в целях обеспечения экономии электроэнергии.

 

Задача 4. Упорядочение схем социальной защиты по энергоснабжению

 

В рамках данной задачи необходимо разработать эффективную, адекватно финансируемую адресную программу социальной защиты при рассмотрении вопроса повышения тарифа для внутренних потребителей.

Данное мероприятие будет достигнуто за счет:

- обеспечения выполнения законодательства Кыргызской Республики в части монетизации льгот по энергоснабжению и финансирования затрат на социальную поддержку по энергоснабжению в полном объеме в республиканском бюджете;

- внедрения эффективных механизмов компенсации для социально незащищенных категорий граждан по тарифам на электро-, теплоэнергию и газообразное топливо;

- внедрение адресной социальной защиты потребителей высокогорных и отдаленных регионов.

 

Задача 5. Расширение регионального сотрудничества

 

Работа по расширению сотрудничества в водохозяйственном, топливном и энергетическом секторах в регионе Центральной Азии продолжится в рамках двусторонних и многосторонних переговоров. Однако, как показывает опыт последнего десятилетия, сотрудничество в большей степени отвечает интересам всех сторон в том случае, если Кыргызская Республика располагает собственными вариантами передачи электроэнергии внутри страны, а также имеет диверсифицированные рынки для экспорта электроэнергии. Соответственно, Кыргызская Республика продолжит реализацию проекта "CASA-1000".

В этой связи необходимо прорабатывать вопрос о налаживании экспорта электроэнергии в Южную Азию, сезонный экспорт электроэнергии будет осуществляться с должным учетом стоимости производства электроэнергии на региональном энергетическом рынке.

Для этого важно разработать и реализовать пакет действий, направленных на повышение качества услуг для ОЭС ЦА по регулированию мощности и эффективности управления запасами воды в Токтогульском водохранилище.

Кроме того, потребуется дополнительно разработать и реализовать пакет действий, направленных на укрепление позиций Кыргызской Республики в международных организациях (Электроэнергетический совет СНГ, Совет по энергетической политике ЕврАзЭС, Международный фонд спасения Арала, Координационный комитет по энергетическому сектору ЦАРЭС, Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС, "CASA-1000") и по линии двусторонних межгосударственных соглашений. В частности, с целью нахождения новых рынков для реализации производимой в стране электрической энергии.

 

Задача 6. Разработка и реализация Концепции развития малой

гидроэнергетики Кыргызской Республики до 2017 года

 

На сегодняшний день особую актуальность приобретает необходимость принятия мер, направленных на развитие малой гидроэнергетики. В связи с чем, в целях комплексного изучения текущей ситуации в данной области, а также выработки дальнейших направлений в рамках реализации Стратегии планируется осуществить разработку Концепции развития малой гидроэнергетики Кыргызской Республики до 2017 года.

В процессе реализации названной Концепции будет осуществлено:

- использование механизма компенсации тарифов при производстве электроэнергии с использованием возобновляемых источников энергии;

- увеличение экономической привлекательности развития малой гидроэнергетики и использование нетрадиционных возобновляемых источников энергии.

 

Задача 7. Развитие политики энергосбережения

 

В целях достижения указанной задачи потребуется:

- разработать программы по стимулированию снижения потерь электрической и тепловой энергии при производстве, распределении и потреблении энергии для отраслей экономики, бюджетных, коммерческих и некоммерческих организаций и населения;

- создать нормативы и ввести обязательные требования по энергосбережению для различных секторов экономики и непроизводственной сферы;

- провести разъяснительную работу среди населения и предпринимателей о важности политики энергосбережения;

- сформировать группу мониторинга реализации политики энергосбережения.

Ожидаемые результаты:

- создание условий для роста производства электроэнергии на гидроэнергетических объектах малой мощности и с использованием нетрадиционных возобновляемых источников энергии;

- создание условий по стимулированию снижения потерь электрической и тепловой энергии при производстве, распределении и потреблении энергии.

 

Направление 2. Улучшение менеджмента в энергетических компаниях,

повышение прозрачности деятельности

 

Для привлечения к руководству компаниями высокопрофессиональных и ответственных менеджеров будет усовершенствована система отбора и формирования комплекса мотиваций. Назначения на высшие руководящие должности в энергокомпаниях (в советы директоров и исполнительных директоров) будут осуществляться посредством проведения максимально прозрачных процедур открытого конкурсного отбора. Требования по улучшению качества персонала энергетических предприятий будут включены в соглашения о деятельности.

Задача повышения прозрачности и подотчетности энергокомпаний будет решаться путем проведения ежегодной проверки деятельности энергетических компаний независимыми аудиторами по международным стандартам, опубликования аудиторских отчетов и рекомендаций, регулярного информирования.

Существенным фактором прозрачности станет создание интерактивной интернет-страницы Министерства энергетики и промышленности Кыргызской Республики, уполномоченного органа по регулированию ТЭК и энергетических компаний, с включением в нее информации об основных решениях государственных органов в сфере ТЭК, основных результатах хозяйственной и управленческой деятельности энергетических предприятий.

Кроме того, будет обеспечена максимальная прозрачность работы энергетической отрасли на экспорт, включая физическое и финансовое разделение учета электроэнергии, производимой энергетическими компаниями для внутреннего рынка и на экспорт. Будет улучшена процедура взаимодействия энергетических предприятий с гражданским обществом и с потребителями.

Повышению достоверности учета объемов произведенной и распределенной энергии будет способствовать техническая поддержка в разработке и внедрении автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электрической энергии (АИИСКУЭ) и ее связь с Независимым расчетным центром.

 

Задача 1. Разработка и реализация Программы совершенствования

корпоративного управления в энергетических компаниях

 

Для реализации данной задачи необходимо:

- внедрение прозрачного процесса отбора и назначения квалифицированных и компетентных специалистов на высшие руководящие должности и места в правлении энергетических компаний посредством проведения максимально прозрачных процедур открытого конкурсного отбора;

- внедрение в 2012 году практики заключения управленческих контрактов между Правительством Кыргызской Республики с одной стороны и частной управляющей компанией с другой стороны, предусматривающих возможности вознаграждения, которые будут находиться в прямой зависимости от результатов работы, что будет способствовать более эффективному функционированию компаний;

- рассмотреть объединение распределительных компаний в одну - вырабатывающая и передающая компании останутся независимыми. Это позволит обеспечить экономию средств и оптимизацию управленческих процессов за счет внедрения единых подходов в области снижения потерь электроэнергии и разработки единой системы выставления счетов. Улучшить прозрачность процесса регулирования распределительного сектора за счет устранения существующих перекрестных субсидий между распределительными компаниями и повысить прозрачность потоков электроэнергии и денежных потоков между компаниями.

 

Задача 2. Разработка и реализация программы повышения прозрачности

и подотчетности

 

В целях достижения данной задачи потребуется:

- обеспечение ежегодной проверки деятельности энергетических компаний независимыми аудиторами по международным стандартам, с последующим принятием соответствующих мер с учетом замечаний аудиторов;

- опубликование аудиторских отчетов и рекомендаций, создание интерактивной интернет-страницы Министерства энергетики и промышленности Кыргызской Республики, Государственного департамента по регулированию топливно-энергетического комплекса при Министерстве энергетики и промышленности Кыргызской Республики и компаний ТЭК;

- регулярное информирование о планах закупок, тендерах и их результатах.

Кроме того, будет обеспечена максимальная прозрачность работы энергетической отрасли на экспорт, включая:

- физическое и финансовое разделение учета электроэнергии, производимой энергетическими компаниями для внутреннего рынка и на экспорт;

- закупку энергоресурсов (в особенности, угля) посредством проведения международных конкурсных торгов, рассчитанных на заключение долгосрочных соглашений о поставках;

- сохранение специальных депозитных счетов для средств, получаемых от экспорта электроэнергии и регулирования мощности;

- создание и обеспечение функционирования государственного информационного ресурса (web-site) предприятий по ТЭК, с включением в него информации об основных решениях госорганов по ТЭК и основных результатах хозяйственной и управленческой деятельности энергетических предприятий (стратегии развития, бухгалтерские балансы, информация о проведенных тендерах, ключевые решения органов управления, ключевые кадровые решения и т.д.).

 

Задача 3. Создание механизма формирования на энергетических

предприятиях высококвалифицированного и добросовестного

персонала

 

В рамках достижения данной цели будут проведены работы по разработке пакета рекомендаций для энергетических предприятий по улучшению качества персонала энергетических предприятий, включающих правила:

- найма на работу на менеджерские должности исключительно на конкурсной основе;

- заключения с каждым работником персональных контрактов с увязкой результатов работы и вознаграждения за выполнение энергетическими компаниями установленных параметров развития предприятий (прибыль, рост активов, инвестиции, расширение сбыта предприятий, увеличение сборов и уменьшение потерь и пр.) и т.д.;

- создания механизма вертикальной мобильности работников энергетических компаний путем регулярного проведения аттестации и оценки их деятельности.

 

Задача 4. Повышение достоверности учета объемов произведенной и

распределенной энергии

 

В данном направлении в рамках реализации настоящей Стратегии будут проведены работы по оказанию энергетическим компаниям технической и финансовой поддержки в разработке, внедрении программы сокращения коммерческих и технических потерь, а также автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электрической энергии (АИИСКУЭ).

 

Задача 5. Внедрение счетчиков предоплаты за электрическую энергию

 

На сегодняшний день у потребителей электроэнергии установлены приборы учета, лишь 18% из которых отвечают современным требованиям. Оставшуюся часть составляют устаревшие системы учета (парк индукционных электросчетчиков), которые работают с большой погрешностью учета (метрологические потери) и не защищают от несанкционированного отбора электроэнергии.

Установка современных электронных счетчиков предоплаты решит следующие задачи:

- существенное увеличение сбора денежных средств за отпущенную электроэнергию;

- снижение величины дебиторской задолженности;

- упрощение процедуры выставления счетов за электроэнергию;

- исключение влияния человеческого фактора на работу прибора учета;

- сокращение количества контролирующего персонала (контролеров).

Для осуществления установки счетчиков предоплаты предлагается использовать поэтапный метод внедрения комплексной программы по предоплате, разделенный на три основных этапа:

- на первом этапе планируется перевести отпуск электроэнергии на условиях предоплаты бизнес-структурам;

- на втором этапе - перевести бытовых потребителей, имеющих трехфазные вводы и использующих электроэнергию в целях электроотопления и водонагрева;

- на третьем этапе осуществить перевод на условия предоплаты остальных бытовых потребителей.

Кроме того, необходимо отметить, что для большего эффекта установка счетчиков с картами предоплаты должна сопровождаться заменой линий 0,4 кВ на самонесущие изолированные провода.

По предварительным расчетам, потребность в денежных средствах на установку счетчиков с картами предоплаты по республике оценивается в 6,71 млрд. сомов.

При условии снижения до минимального значения дебиторской задолженности распределительных электрокомпаний, за исключением задолженности бюджетных абонентов, а также сокращения общих потерь на 5% (коммерческие потери) и единовременного вложения 6,71 млрд. сомов в течение 2012 года, срок окупаемости проекта, по предварительным расчетам, составит 5-7 лет. Снижение потерь на 5%, что составляет примерно 500 млн. кВт.ч., приведет к получению ежегодного дополнительного дохода в размере 400-500 млн. сомов.

Также, принимая во внимание отсутствие финансовых средств в бюджете распределительных электрокомпаний для единовременной покупки и установки счетчиков предоплаты, для достижения кратко- и долгосрочных целей, предлагается использовать поэтапный метод внедрения счетчиков с картами предоплаты.

Ожидаемые результаты:

- развитие институциональной основы для надлежащего и эффективного управления энергетическими компаниями;

- внедрение эффективной и подотчетной системы корпоративного управления в энергетических компаниях и механизмов по улучшению качества работы персонала энергетических компаний в целях повышения прозрачности деятельности отрасли, восстановления доверия общества и искоренения коррупции.

 

Направление 3. Рост объемов производства, повышение устойчивости

энергоснабжения, эффективное выполнение текущих

проектов и программ

 

Задача 1. Реализация национальных проектов

 

Данная задача направлена на реализацию нижеследующих национальных проектов в целях обеспечения полной энергетической безопасности Кыргызской Республики:

- завершение проекта "Модернизация линий электропередачи на юге Кыргызстана" (строительство подстанции 500 кВ "Датка" и линий электропередачи 220 кВ на юге);

- начало реализации проекта "Строительство линии электропередачи 500 кВ "Датка-Кемин" и ПС 500 кВ "Кемин";

- продолжение работ по реализации проекта "CASA-1000";

- ввод в эксплуатацию второго пускового комплекса Камбаратинской ГЭС-2 мощностью 120 МВт;

- завершение разработки технико-экономического обоснования Камбаратинской ГЭС-1 и Верхне-Нарынского каскада ГЭС (4 ГЭС);

- разработка технико-экономического обоснования тепловой электростанции мощностью 600 (1200) МВт на угольном месторождении Кара-Кече;

- строительство 4-х малых ГЭС.

 

Задача 2. Повышение устойчивости энергоснабжения

 

Для реализации данной задачи необходимо:

- осуществление реконструкции подстанций ЛЭП ОАО "НЭС Кыргызстана" и распределительных энергетических компаний;

- повышение эффективности электрораспределительных сетей;

- оздоровление локальной сети города Бишкек;

- улучшение электроснабжения городов Бишкек и Ош;

- реабилитация сектора энергетики;

- оказание чрезвычайной помощи;

- строительство Суусамыр-Кокомеренского каскада ГЭС;

- реконструкция Ат-Башинской ГЭС;

- реконструкция Уч-Курганской ГЭС;

- срочная помощь энергетическому сектору;

- осуществление реконструкции Бишкекской ТЭЦ-1, увеличение мощности до 400 МВт;

- строительство линии электропередачи 10 кВ для Кок-Ташского айылного аймака Ала-Букинского района Джалал-Абадской области;

- строительство линии электропередачи 10 кВ для села Достук Ноокенского района Джалал-Абадской области;

- строительство ВЛ-35 кВ от ПС-110/35/6 кВ "Избаскент" до ПС-35/6 кВ "Промпитьевая", протяженностью 6,5 км;

- строительство подстанция 110/10 кВ "Ак-Ордо" и высоковольтной линии 110 кВ для электроснабжения жилых массивов "Ак-Ордо" и "Ала-Тоо";

- развитие сектора энергетики;

- строительство линии электропередачи 110 кВ Айгульташ-Самат.

Ожидаемые результаты:

- увеличение потенциала производства и передачи электроэнергии, повышение устойчивости энергоснабжения;

- создание условий для обеспечения энергетической независимости Кыргызской Республики, ввод в эксплуатацию новых генерирующих объектов, повышение экспортного потенциала Кыргызской Республики;

- независимое от соседних государств электроснабжение республики, объединение всех ГЭС каскада в один энергетический узел.

 

V. Меры по реализации Стратегии

 

Меры по реализации настоящей Стратегии нацелены на решение задач, поставленных в Стратегии, и состоят из трех частей:

1) политические меры по созданию возможности для осуществления инвестиций;

2) инвестиционные меры, необходимые для реализации Стратегии в период 2012-2017 годов;

3) меры по региональному сотрудничеству и экспортно-импортным операциям.

1. Политические меры. Решение этих ключевых операционных проблем требует внедрения современных управленческой системы, технологий и деловой практики, которые улучшат потоки денежных средств и снизят коррупцию. В этом случае денежные средства будут оставаться в распоряжении энергетического сектора и использоваться на ремонт и замену изношенного оборудования, восстановление надежного электроснабжения.

Одна из причин устойчивости коррупционных механизмов в энергосистеме Кыргызской Республики - замедление темпа реформ. Это консервирует коррупционную систему, делает ее более изощренной, вязкой и тем самым нивелирует все усилия государства по изменению ситуации в энергетике.

2. Инвестиционные меры. В течение периода 2012-2017 годов инвестиции должны быть преимущественно сосредоточены на следующих направлениях:

2012 год:

- выполнение 8 планов мероприятий на 2012 год по модернизации энергосистемы - замена трансформаторов на подстанциях 35, 110 и 220 кВ, замена кабельных линий и воздушных линий 6-10 и 35 кВ, в городах Бишкек и Ош;

- реализация проекта "Модернизация линий электропередачи на юге Кыргызстана" - строительство подстанции 500 кВ "Датка", строительство линий электропередачи 220 кВ, общей протяженностью 256,5 км, реконструкция четырех существующих подстанций 220 кВ "Узловая", "Алай", "Октябрьская" и "Кристалл", реконструкция систем защиты и автоматики;

- завершение внутригосударственных процедур и начало практической реализации по проекту Строительство линии электропередачи 500 кВ "Датка-Кемин" и ПС 500 кВ "Кемин";

- завершение переговоров и подписание договоров с Российской Федерацией по строительству Камбаратинской ГЭС-1, Верхне-Нарынскому каскаду ГЭС;

- поиск инвесторов для разработки ТЭО тепловой электростанции, мощностью 600 (1200) МВт, на угольном месторождении Кара-Кече (дальнейшее планирование в зависимости от результатов).

2012-2015 годы:

- строительство линии электропередачи 500 кВ "Датка-Кемин" и ПС 500 кВ "Кемин";

- ввод в эксплуатацию второго агрегата Камбаратинской ГЭС-2, мощностью 120 МВт, с вводом линии электропередачи 500 кВ "Датка-Кемин" и ПС 500 кВ "Кемин";

- завершение разработки ТЭО и проектов Камбаратинской ГЭС-1 и Верхне-Нарынского каскада ГЭС.

2014-2017 годы:

- строительство Верхне-Нарынского каскада ГЭС;

- начало строительства Камбаратинской ГЭС-1.

3. Меры по региональному сотрудничеству и экспортно-импортным операциям.

2012-2014 и последующие годы:

1. Ежегодное подписание договоров о параллельной работе с энергосистемами Республики Казахстан и Республики Узбекистан.

2. Завершение строительства линии электропередачи 500 кВ "Датка-Кемин" и ПС 500 кВ "Кемин".

3. Продолжение работ по проекту "CASA-1000".

4. Продолжение сотрудничества с казахстанской стороной по строительству ВЛ 500 кВ "Кемин-Алматы".

 

 

Приложение 2

к постановлению Правительства

Кыргызской Республики

от 28 мая 2012 года № 330

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

по реализации Среднесрочной стратегии развития электроэнергетики Кыргызской Республики на 2012-2017 годы

 

┌────────────┬──────────────────┬────────────┬─────────┬──────────────┐

│   Задачи   │     Действия     │ Индикаторы │  Сроки  │ Исполнители  │

├────────────┴──────────────────┴────────────┴─────────┴──────────────┤

│            Совершенствование государственного управления            │

│                       энергетическим сектором                       │

├────────────┬──────────────────┬────────────┬─────────┬──────────────┤

│1. Подготов-│1.1. Разработка   │Разрабо-    │1        │Минэнергопром,│

│ка          │проекта Закона КР │тан/не      │сентября │независимые   │

│законопро-  │в сфере           │разработан  │2012 г.  │эксперты (по  │

│екта "О     │электроэнергетики,│            │         │согласованию) │

│внесении    │восполняющего     │            │         │              │

│изменений и │возникшие пробелы │            │         │              │

│дополнений в│в законодательстве│            │         │              │

│Закон       │и регулирующего   │            │         │              │

│Кыргызской  │взаимоотношения в │            │         │              │

│Республики  │отрасли           │            │         │              │

│"Об электро-├──────────────────┼────────────┼─────────┼──────────────┤

│энергетике" │1.2. Внесение в   │Внесен/не   │1        │Минэнергопром,│

│            │Жогорку Кенеш КР  │внесен;     │октября  │независимые   │

│            │проекта Закона КР │принят/не   │2012 г.  │эксперты (по  │

│            │в сфере           │принят      │         │согласованию) │

│            │электроэнергетики,│            │         │              │

│            │восполняющего     │            │         │              │

│            │возникшие пробелы │            │         │              │

│            │в законодательстве│            │         │              │

│            │и регулирующего   │            │         │              │

│            │взаимоотношения в │            │         │              │

│            │отрасли           │            │         │              │

│            ├──────────────────┼────────────┼─────────┼──────────────┤

│            │1.3. Создание     │Создан/не   │25 апреля│Минэнергопром │

│            │независимого      │создан      │2013 г.  │              │

│            │расчетного центра │            │         │              │

├────────────┼──────────────────┼────────────┼─────────┼──────────────┤

│2. Разра-   │2.1. Провести     │Проведена/не│1 июня   │Минэнергопром,│

│ботка и     │комплексную оценку│проведена   │2012 г.  │независимые   │

│реализация  │существующей      │комплексная │         │эксперты (по  │

│Среднесроч- │тарифной системы и│оценка      │         │согласованию) │

│ной тарифной│системы           │            │         │              │

│политики    │контрактных       │            │         │              │

│(ССТП)      │взаимоотношений   │            │         │              │

│            │между             │            │         │              │

│            │энергокомпаниями и│            │         │              │

│            │инициировать      │            │         │              │

│            │тарифное          │            │         │              │

│            │исследование      │            │         │              │

│            ├──────────────────┼────────────┼─────────┼──────────────┤

│            │2.2. Тарифное     │            │         │Минэнергопром,│

│            │исследование:     │            │         │Соцфонд,      │

│            │- создание рабочей│Создана/не  │1 июля   │Минфин, Мин-  │

│            │группы для        │создана     │2012 г.  │соцразвития,  │

│            │разработки проекта│            │         │независимые   │

│            │Среднесрочной     │            │         │эксперты (по  │

│            │тарифной политики │            │         │согласованию) │

│            │(ССТП), а также   │            │         │              │

│            │выработки         │            │         │              │

│            │предложений по    │            │         │              │

│            │пересмотру системы│            │         │              │

│            │соцзащиты с учетом│            │         │              │

│            │положений проекта │            │         │              │

│            │ССТП;             │            │         │              │

│            │- разработать План│Разрабо-    │1        │              │

│            │действий по       │тан/не      │сентября │              │

│            │усовершенствованию│разработан  │2012 г.  │              │

│            │тарифной системы, │            │         │              │

│            │включая схему     │            │         │              │

│            │адресной поддержки│            │         │              │

│            │уязвимых слоев    │            │         │              │

│            │населения;        │            │         │              │

│            │- начать          │Начата/не   │1 октября│              │

│            │реализацию Плана  │начата      │2012 г.  │              │

│            │действий по       │            │         │              │

│            │усовершенствованию│            │         │              │

│            │тарифной системы; │            │         │              │

│            │- рассмотрение    │Рассмотре-  │1 ноября │              │

│            │проекта           │на/не       │2012 г.  │              │

│            │Среднесрочной     │рассмотрена │         │              │

│            │тарифной политики │            │         │              │

├────────────┼──────────────────┼────────────┼─────────┼──────────────┤

│3. Разработ-│3.1. Принять меры │Приняты/не  │1 июля   │Минэнергопром,│

│ка программы│по                │приняты     │2012 г.  │предприятия   │

│для усиления│энергосбережению, │            │         │ТЭК (по       │

│финансовой и│отключению        │            │         │согласованию) │

│платежной   │потребителей-не-  │            │         │              │

│дисциплины  │плательщиков и    │            │         │              │

│            │созданию стимулов │            │         │              │

│            │для бюджетных     │            │         │              │

│            │учреждений        │            │         │              │

├────────────┼──────────────────┼────────────┼─────────┼──────────────┤

│4. Расшире- │4.1. Разработка и │Разрабо-    │2012 г.  │Минэнергопром,│

│ние         │реализация Плана  │тан/не      │         │предприятия   │

│региональ-  │действий,         │разработан  │         │ТЭК (по       │

│ного        │направленных на   │            │         │согласованию) │

│сотрудни-   │укрепление позиций│            │         │              │

│чества      │республики в      │            │         │              │

│            │международных     │            │         │              │

│            │организациях      │            │         │              │

├────────────┼──────────────────┼────────────┼─────────┼──────────────┤

│5. Развитие │5.1. Разработка   │Разработа-  │20 июля  │Минэнергопром,│

│малой гидро-│Концепции развития│на/не       │2012 г.  │Дирекция по   │

│энергетики в│малой             │разработана │         │малым ГЭС     │

│Кыргызской  │гидроэнергетики в │            │         │              │

│Республике  │Кыргызской        │            │         │              │

│            │Республике до 2017│            │         │              │

│            │года              │            │         │              │

├────────────┼──────────────────┼────────────┼─────────┼──────────────┤

│6. Развитие │6.1. Разработка   │Разработа-  │2012 г.  │Минэнергопром,│

│политики    │программы по      │на/не       │         │ГАСРР,        │

│энергосбере-│стимулированию    │разработана │         │предприятия   │

│жения       │снижения потерь   │            │         │ТЭК (по       │

│            │электрической и   │            │         │согласованию) │

│            │тепловой энергии  │            │         │              │

│            │при производстве, │            │         │              │

│            │распределении и   │            │         │              │

│            │потреблении       │            │         │              │

│            │энергии для       │            │         │              │

│            │отраслей          │            │         │              │

│            │экономики,        │            │         │              │

│            │бюджетных,        │            │         │              │

│            │коммерческих и    │            │         │              │

│            │некоммерческих    │            │         │              │

│            │организаций и     │            │         │              │

│            │населения         │            │         │              │

│            ├──────────────────┼────────────┼─────────┼──────────────┤

│            │6.2. Формирование │Сформиро-   │2012 г.  │Минэнергопром,│

│            │группы мониторинга│вана/не     │         │предприятия   │

│            │реализации        │сформирована│         │ТЭК (по       │

│            │политики          │            │         │согласованию) │

│            │энергосбережения  │            │         │              │

├────────────┴──────────────────┴────────────┴─────────┴──────────────┤

│            Улучшение менеджмента в энергетических компаниях,        │

│                   повышение прозрачности деятельности               │

├────────────┬──────────────────┬────────────┬─────────┬──────────────┤

│1. Разработ-│1.1. Разработка   │Разработа-  │Сентябрь │Минэнергопром,│

│ка и        │программы         │на/не       │2012 г.  │предприятия   │

│реализация  │улучшения         │разработана │         │ТЭК (по       │

│Программы   │корпоративного    │            │         │согласованию) │

│совершенст- │управления в      │            │         │              │

│вования     │энергетических    │            │         │              │

│корпоратив- │компаниях,        │            │         │              │

│ного        │включая:          │            │         │              │

│управления в│- подбор и        │            │         │              │

│энергетичес-│назначение        │            │         │              │

│ких         │топ-менеджеров в  │            │         │              │

│компаниях   │государственные   │            │         │              │

│            │энергетические    │            │         │              │

│            │компании через    │            │         │              │

│            │прозрачные        │            │         │              │

│            │конкурсные        │            │         │              │

│            │процедуры;        │            │         │              │

│            │- применение      │            │         │              │

│            │практики          │            │         │              │

│            │управленческих    │            │         │              │

│            │контрактов (ее    │            │         │              │

│            │пилотирование в   │            │         │              │

│            │выбранной         │            │         │              │

│            │компании) с       │            │         │              │

│            │соответствующими  │            │         │              │

│            │инструментами     │            │         │              │

│            │поощрения;        │            │         │              │

│            │- объединение     │            │         │              │

│            │четырех           │            │         │              │

│            │распределительных │            │         │              │

│            │компаний в одну   │            │         │              │

├────────────┼──────────────────┼────────────┼─────────┼──────────────┤

│2. Разработ-│2.1. Разработка и │Разработана │30 июня  │Минэнергопром,│

│ка и        │реализация        │и реализо-  │2012 г.  │предприятия   │

│реализация  │программы         │вана/не     │         │ТЭК (по       │

│программы   │повышения         │разработана,│         │согласованию) │

│повышения   │прозрачности и    │не          │         │              │

│прозрачности│подотчетности,    │реализована │         │              │

│и подотчет- │включая:          │            │         │              │

│ности       │- проведение      │            │         │              │

│            │ежегодного        │            │         │              │

│            │финансового аудита│            │         │              │

│            │в соответствии с  │            │         │              │

│            │международными    │            │         │              │

│            │стандартами;      │            │         │              │

│            │- опубликование   │            │         │              │

│            │для общественности│            │         │              │

│            │аудиторских       │            │         │              │

│            │отчетов и         │            │         │              │

│            │рекомендаций      │            │         │              │

│            │аудиторов;        │            │         │              │

│            │- создание        │            │         │              │

│            │интерактивных     │            │         │              │

│            │веб-сайтов для    │            │         │              │

│            │министерства,     │            │         │              │

│            │Госдепартамента по│            │         │              │

│            │регулированию ТЭК │            │         │              │

│            │при Минэнергопроме│            │         │              │

│            │и энергокомпаний; │            │         │              │

│            │- своевременное   │            │         │              │

│            │опубликование для │            │         │              │

│            │общественности    │            │         │              │

│            │всех планов       │            │         │              │

│            │закупок и         │            │         │              │

│            │результатов       │            │         │              │

│            │тендеров;         │            │         │              │

│            │- поддержание     │            │         │              │

│            │практики          │            │         │              │

│            │отдельного ведения│            │         │              │

│            │физического и     │            │         │              │

│            │финансового учета │            │         │              │

│            │поставок на       │            │         │              │

│            │экспорт и на      │            │         │              │

│            │внутренний рынок; │            │         │              │

│            │- закупка         │            │         │              │

│            │топливных ресурсов│            │         │              │

│            │через             │            │         │              │

│            │международные     │            │         │              │

│            │открытые конкурсы;│            │         │              │

│            │- содержание      │            │         │              │

│            │отдельных счетов  │            │         │              │

│            │для средств от    │            │         │              │

│            │экспорта (ОАО     │            │         │              │

│            │"ЭС") и           │            │         │              │

│            │использование     │            │         │              │

│            │данных средств для│            │         │              │

│            │закупок топлива на│            │         │              │

│            │зимний период;    │            │         │              │

│            │- поступления     │            │         │              │

│            │денежных средств  │            │         │              │

│            │от регулирования  │            │         │              │

│            │частоты (НЭСК)    │            │         │              │

├────────────┼──────────────────┼────────────┼─────────┼──────────────┤

│3. Создание │3.1. Реализация   │Реализова-  │Постоянно│Минэнергопром,│

│механизма   │программы по      │на/не       │         │предприятия   │

│формирования│улучшению         │реализована │         │ТЭК (по       │

│на энергети-│корпоративного    │            │         │согласованию),│

│ческих      │управления в      │            │         │МОИ           │

│предприятиях│энергетических    │            │         │              │

│высококва-  │компаниях         │            │         │              │

│лифицирован-│                  │            │         │              │

│ного и      │                  │            │         │              │

│добросовест-│                  │            │         │              │

│ного        │                  │            │         │              │

│персонала   │                  │            │         │              │

├────────────┼──────────────────┼────────────┼─────────┼──────────────┤

│4. Повышение│4.1. Разработка и │Разработа-  │2012 г.  │Минэнергопром,│

│достовернос-│внедрение         │на/не       │         │предприятия   │

│ти учета    │программы         │разработана │         │ТЭК (по       │

│объемов     │сокращения        │            │         │согласованию) │

│произведен- │коммерческих и    │            │         │              │

│ной и       │технических потерь│            │         │              │

│распределен-│                  │            │         │              │

│ной энергии │                  │            │         │              │

├────────────┼──────────────────┼────────────┼─────────┼──────────────┤

│5. Повсе-   │5.1. Установка    │Реализова-  │2012 г.  │Минэнергопром,│

│местное     │современных       │на/не       │         │распредкомпа- │

│внедрение   │электронных       │реализована │         │нии (по       │

│системы     │счетчиков         │            │         │согласованию) │

│учета       │предоплаты        │            │         │              │

│потребления │                  │            │         │              │

│электричес- │                  │            │         │              │

│кой энергии │                  │            │         │              │

│посредством │                  │            │         │              │

│счетчиков   │                  │            │         │              │

│предоплаты  │                  │            │         │              │

├────────────┼──────────────────┼────────────┼─────────┼──────────────┤

│6. Поэтапная│6.1. Реализации   │Реализо-    │2012-2014│Минэнергопром,│

│передача    │постановления     │ван/не      │гг.      │областные го- │

│структурных │Жогорку Кенеша КР │реализован  │         │сударственные │

│подразделе- │"О государственном│            │         │администрации,│

│ний ГП      │предприятии "Кыр- │            │         │мэрии городов │

│"Кыргызжил- │гызжилкоммунсоюз" │            │         │(по           │

│коммунсоюз" │при Министерстве  │            │         │согласованию),│

│на баланс   │энергетики и      │            │         │Минфин, МЭАП, │

│местных     │промышленности КР"│            │         │ФУГИ, ГП      │

│органов     │от 21 апреля 2011 │            │         │"КЖКС"        │

│            │года № 340-V и    │            │         │              │

│            │распоряжения      │            │         │              │

│            │Правительства КР  │            │         │              │

│            │от 6 сентября 2011│            │         │              │

│            │года № 392-р      │            │         │              │

├────────────┴──────────────────┴────────────┴─────────┴──────────────┤

│   Рост объемов производства, повышение устойчивости энергоснабжения,│

│           эффективное выполнение текущих проектов и программ        │

├────────────┬──────────────────┬────────────┬─────────┬──────────────┤

│1. Реализа- │1.1. Модернизация │Реализова-  │2012-2013│Минэнергопром,│

│ция         │линий             │ны/не       │гг.      │ОАО "НЭС      │

│Национальных│электропередачи на│реализованы │         │Кыргызстана"  │

│проектов    │юге Кыргызстана   │            │         │(по           │

│            │                  │            │         │согласованию) │

│            ├──────────────────┼────────────┼─────────┼──────────────┤

│            │2.2. Строительство│Реализова-  │2012-2015│Минэнергопром,│

│            │линии             │но/не       │гг.      │ОАО "НЭС      │

│            │электропередачи   │реализовано │         │Кыргызстана"  │

│            │500 кВ            │            │         │(по           │

│            │"Датка-Кемин" и   │            │         │согласованию) │

│            │подстанции 500 кВ │            │         │              │

│            │"Кемин"           │            │         │              │

│            ├──────────────────┼────────────┼─────────┼──────────────┤

│            │1.3. CASA-1000    │Реализо-    │2013-2017│Минэнергопром,│

│            │                  │ван/не      │гг.      │ОАО "НЭС      │

│            │                  │реализован  │         │Кыргызстана"  │

│            │                  │            │         │(по           │

│            │                  │            │         │согласованию) │

│            ├──────────────────┼────────────┼─────────┼──────────────┤

│            │1.4. Ввод в       │Реализо-    │2013-2014│Минэнергопром,│

│            │эксплуатацию      │ван/не      │гг.      │ОАО           │

│            │второго           │реализован  │         │"Электрические│

│            │гидроагрегата     │            │         │станции" (по  │

│            │Камбаратинской    │            │         │согласованию) │

│            │ГЭС-2             │            │         │              │

│            ├──────────────────┼────────────┼─────────┼──────────────┤

│            │1.5. Строительство│Реализо-    │2013-2017│Минэнергопром,│

│            │Камбаратинской    │вано/не     │гг.      │ОАО           │

│            │ГЭС-1             │реализовано │         │"Электрические│

│            │                  │            │         │станции" (по  │

│            │                  │            │         │согласованию) │

│            ├──────────────────┼────────────┼─────────┼──────────────┤

│            │1.6. Строительство│Реализо-    │2013-2017│Минэнергопром,│

│            │Верхне-Нарынского │вано/не     │гг.      │ОАО           │

│            │каскада ГЭС       │реализовано │         │"Электрические│

│            │                  │            │         │станции" (по  │

│            │                  │            │         │согласованию) │

│            ├──────────────────┼────────────┼─────────┼──────────────┤

│            │1.7. Строительство│Реализо-    │2014-2017│Минэнергопром,│

│            │Кара-Кечинской    │вано/не     │гг.      │ОАО           │

│            │тепловой          │реализовано │         │"Электрические│

│            │электростанции    │            │         │станции" (по  │

│            │                  │            │         │согласованию) │

│            ├──────────────────┼────────────┼─────────┼──────────────┤

│            │1.8. Строительство│Реализо-    │2013-2017│Минэнергопром,│

│            │4 малых ГЭС       │вано/не     │гг.      │ОАО           │

│            │                  │реализовано │         │"Электрические│

│            │                  │            │         │станции" (по  │

│            │                  │            │         │согласованию) │

├────────────┼──────────────────┼────────────┼─────────┼──────────────┤

│2. Повышение│2.1. Реконструкция│Реализова-  │2012-2013│Минэнергопром,│

│устойчивости│подстанций ЛЭП ОАО│но/не       │гг.      │ОАО "НЭС      │

│энергоснаб- │"НЭС Кыргызстана",│реализовано │         │Кыргызстана"  │

│жения       │распределительных │            │         │(по           │

│            │энергетических    │            │         │согласованию),│

│            │компаний и        │            │         │распредком-   │

│            │магистральных     │            │         │пании (по     │

│            │тепловых сетей    │            │         │согласованию) │

│            │городов Бишкек и  │            │         │              │

│            │Ош                │            │         │              │

│            ├──────────────────┼────────────┼─────────┼──────────────┤

│            │2.2. Повышение    │Реализо-    │2012-2013│Минэнергопром,│

│            │эффективности     │вано/не     │гг.      │ОАО "НЭС      │

│            │электрораспредели-│реализован  │         │Кыргызстана"  │

│            │тельных сетей     │            │         │(по           │

│            │                  │            │         │согласованию),│

│            │                  │            │         │распредком-   │

│            │                  │            │         │пании (по     │

│            │                  │            │         │согласованию) │

│            ├──────────────────┼────────────┼─────────┼──────────────┤

│            │2.3. Реализация   │Реализо-    │2012-2014│Минэнергопром,│

│            │проекта           │ван/не      │гг.      │ОАО           │

│            │"Оздоровление     │реализован  │         │"Северэлектро"│

│            │локальной сети    │            │         │(по           │

│            │города Бишкек"    │            │         │согласованию) │

│            ├──────────────────┼────────────┼─────────┼──────────────┤

│            │2.4. Реализация   │Реализо-    │2012-2014│Минэнергопром,│

│            │проекта "Улучшение│ван/не      │гг.      │ОАО "НЭС      │

│            │электроснабжения  │реализован  │         │Кыргызстана"  │

│            │городов Бишкек и  │            │         │(по           │

│            │Ош"               │            │         │согласованию) │

│            ├──────────────────┼────────────┼─────────┼──────────────┤

│            │2.5. Реализация   │Реализо-    │2012-2013│Минэнергопром,│

│            │проекта           │ван/не      │гг.      │ОАО           │

│            │"Реабилитация     │реализован  │         │"Электрические│

│            │сектора           │            │         │станции" (по  │

│            │энергетики"       │            │         │согласованию) │

│            ├──────────────────┼────────────┼─────────┼──────────────┤

│            │2.6. Реализация   │Реализо-    │2012 г.  │Минэнергопром,│

│            │проекта "Оказание │ван/не      │         │энергокомпании│

│            │чрезвычайной      │реализован  │         │(по           │

│            │помощи"           │            │         │согласованию) │

│            ├──────────────────┼────────────┼─────────┼──────────────┤

│            │2.7. Строительство│Реализова-  │2013-2017│Минэнергопром,│

│            │Суусамыр-Кокоме-  │но/не       │гг.      │ОАО           │

│            │ренского каскада  │реализовано │         │"Электрические│

│            │ГЭС               │            │         │станции" (по  │

│            │                  │            │         │согласованию) │

│            ├──────────────────┼────────────┼─────────┼──────────────┤

│            │2.8. Реконструкция│Реализова-  │2012-2016│Минэнергопром,│

│            │Ат-Башинской ГЭС  │но/не       │гг.      │ОАО           │

│            │                  │реализовано │         │"Электрические│

│            │                  │            │         │станции" (по  │

│            │                  │            │         │согласованию) │

│            ├──────────────────┼────────────┼─────────┼──────────────┤

│            │2.9. Реконструкция│Реализо-    │2015-2017│Минэнергопром,│

│            │Уч-Курганской ГЭС │вано/не     │гг.      │ОАО           │

│            │                  │реализовано │         │"Электрические│

│            │                  │            │         │станции" (по  │

│            │                  │            │         │согласованию) │

│            ├──────────────────┼────────────┼─────────┼──────────────┤

│            │2.10. Реализация  │Реализо-    │2012 г.  │Минэнергопром,│

│            │проекта "Срочная  │ван/не      │         │ОАО           │

│            │помощь            │реализован  │         │"Электрические│

│            │энергетическому   │            │         │станции" (по  │

│            │сектору"          │            │         │согласованию) │

│            ├──────────────────┼────────────┼─────────┼──────────────┤

│            │2.11. Реконструк- │Реализова-  │2012-2013│Минэнергопром,│

│            │ция Бишкекской ТЭЦ│но/не       │гг.      │мэрия г.Бишкек│

│            │                  │реализовано │         │(по           │

│            │                  │            │         │согласованию),│

│            │                  │            │         │ОАО           │

│            │                  │            │         │"Электрические│

│            │                  │            │         │станции" (по  │

│            │                  │            │         │согласованию) │

│            ├──────────────────┼────────────┼─────────┼──────────────┤

│            │2.12. Строительст-│Реализова-  │2012-2013│Минэнергопром,│

│            │во линии          │но/не       │гг.      │ОАО "Жалала-  │

│            │электропередачи 10│реализовано │         │батэлектро"   │

│            │кВ для            │            │         │(по           │

│            │Кок-Ташского      │            │         │согласованию) │

│            │айылного аймака   │            │         │              │

│            │Ала-Букинского    │            │         │              │

│            │района            │            │         │              │

│            │Джалал-Абадской   │            │         │              │

│            │области           │            │         │              │

│            ├──────────────────┼────────────┼─────────┼──────────────┤

│            │2.13. Строительст-│Реализо-    │2012-2013│Минэнергопром,│

│            │во линии          │вано/не     │гг.      │ОАО "Жалала-  │

│            │электропередачи 10│реализовано │         │батэлектро"   │

│            │кВ для села Достук│            │         │(по           │

│            │Ноокенского района│            │         │согласованию) │

│            │Джалал-Абадской   │            │         │              │

│            │области           │            │         │              │

│            ├──────────────────┼────────────┼─────────┼──────────────┤

│            │2.14. Строительст-│Реализо-    │2012-2013│Минэнергопром,│

│            │во ВЛ-35 кВ от    │вано/не     │гг.      │ОАО "Жалала-  │

│            │ПС-110/35/6 кВ    │реализовано │         │батэлектро"   │

│            │"Избаскент" до    │            │         │(по           │

│            │ПС-35/6 кВ        │            │         │согласованию) │

│            │"Промпитьевая",   │            │         │              │

│            │протяженностью 6,5│            │         │              │

│            │км                │            │         │              │

│            ├──────────────────┼────────────┼─────────┼──────────────┤

│            │2.15. Строительст-│Реализо-    │2012-2013│Минэнергопром,│

│            │во подстанции     │вано/не     │гг.      │мэрия г.Бишкек│

│            │110/10 кВ         │реализовано │         │(по           │

│            │"Ак-Ордо" и       │            │         │согласованию),│

│            │высоковольтной    │            │         │ОАО "НЭС      │

│            │линии 110 кВ для  │            │         │Кыргызстана"  │

│            │электроснабжения  │            │         │(по           │

│            │жилых массивов    │            │         │согласованию) │

│            │"Ак-Ордо" и       │            │         │              │

│            │"Ала-Тоо" г.Бишкек│            │         │              │

│            ├──────────────────┼────────────┼─────────┼──────────────┤

│            │2.16. Реализация  │Реализо-    │2012-2014│Распредком-   │

│            │проекта "Развитие │ван/не      │гг.      │пании (по     │

│            │сектора           │реализован  │         │согласованию) │

│            │энергетики"       │            │         │              │

└────────────┴──────────────────┴────────────┴─────────┴──────────────┘