Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Утверждено постановлением Правительства Кыргызской Республики
от 12 сентября 2011 года № 541

 

Типовое положение
об общеобразовательной организации

 

(В редакции постановлений Правительства КР от 2 октября 2013 года № 544, 17 сентября 2014 года № 535, 17 июня 2019 года № 295, Кабинета Министров КР от 11 августа 2021 года № 121, 1 августа 2022 года № 425, 16 декабря 2022 года № 690, 4 августа 2023 года № 389)

1. Общие положения

2. Организация деятельности общеобразовательной организации

3. Образовательный процесс

4. Участники образовательного процесса

5. Управление общеобразовательной организацией

6. Имущество и материально-финансовые средства

7. Международное сотрудничество

8. Ликвидация и реорганизация общеобразовательной организации

 

1. Общие положения

 

1. Настоящее Типовое положение является типовым для следующих общеобразовательных организаций:

- школы, реализующие общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования;

- гимназии, реализующие общеобразовательные программы основного общего и среднего общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку по предметам гуманитарного и естественно-научного профилей, ориентированных на учебу в высших учебных заведениях (могут реализовать общеобразовательные программы начального общего образования);

- лицеи, реализующие общеобразовательные программы основного общего и среднего общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку по предметам естественно-научного или технического профилей, ориентированных на предпрофессиональную подготовку или профессиональную деятельность в будущем для способных детей (могут реализовать общеобразовательные программы начального общего образования).

Настоящее Типовое положение (далее - Положение) является примерным для негосударственных общеобразовательных организаций.

На основе настоящего Положения разрабатываются положения о соответствующих типах и видах общеобразовательных организаций.

В соответствии со статьей 10 Закона Кыргызской Республики "Об образовании" и на основе настоящего Положения общеобразовательная организация разрабатывает свой устав.

2. Общеобразовательная организация является основным звеном системы непрерывного образования и создает условия для реализации гражданами Кыргызской Республики гарантированного государством права на получение обязательного и бесплатного начального общего и основного общего образования, а также бесплатного среднего общего образования, определенного Законом Кыргызской Республики "Об образовании".

3. Деятельность общеобразовательной организации основывается на следующих принципах:

- равенство прав всех граждан республики на получение качественного образования;

- гуманизм и приоритет общечеловеческих ценностей;

- гражданственность и патриотизм;

- системность и непрерывность образовательного процесса;

- светский характер обучения;

- академическая свобода и честность;

- ответственность и результативность.

4. Общеобразовательная организация в своей деятельности руководствуется законодательством Кыргызской Республики, настоящим Положением и своим уставом.

5. Основными целями общеобразовательной организации являются формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения государственных образовательных стандартов и достижения жизненных компетенций, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, толерантности, уважения к Родине, семье и окружающей природе, трудолюбие, формирование здорового образа жизни.

6. Общеобразовательная организация осуществляет обучение и воспитание обучающихся в интересах личности, общества и государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе удовлетворения потребности в самообразовании и получении дополнительного образования.

7. Общеобразовательная организация несет в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке ответственность за качество начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного и воспитательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям и способностям обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья, обеспечение информационной безопасности.

(В редакции постановления Правительства КР от 17 июня 2019 года № 295)

8. Начальное общее и основное общее образование осуществляются по дневной форме обучения.

В зависимости от физического и психологического состояния обучающихся общеобразовательные программы могут осваиваться в формах семейного и индивидуального образования.

При успешном усвоении основных общеобразовательных программ на всех ступенях школьного образования обучающиеся могут воспользоваться самостоятельной формой обучения - экстернатом.

Очно-заочная (вечерняя) форма обучения может реализоваться в 6-11 (12) классах общеобразовательной организации.

Условия и порядок освоения общеобразовательных программ в форме семейного, индивидуального, очно-заочного (вечернего) образования, экстерната или в сочетании различных форм устанавливаются учредителем или учредителями (далее - учредитель) в уставе общеобразовательной организации и реализуется на условиях договора между общеобразовательной организацией и родителями (законными представителями) обучающихся.

9. Для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

10. В целях обеспечения доступности и вариативности среднего общего образования, создания образовательной инфраструктуры, обеспечивающей благоприятные условия для обучения и воспитания личности в соответствии с ее наклонностями, способностями и состоянием здоровья, в зависимости от конкретных задач и требований к содержанию образования и условий бюджетного финансирования могут создаваться общеобразовательные организации различных типов и видов собственности, деятельность которых регулируется соответствующими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

 

2. Организация деятельности общеобразовательной организации

 

11. Общеобразовательная организация является юридическим лицом, имеет устав, расчетный и другие счета, печать, штамп и бланки со своим наименованием и почтовым адресом на государственном и (или) официальном языках и закрепленное за ним имущество.

12. Общеобразовательная организация проходит государственную аттестацию (аккредитацию) в порядке, установленном Кабинет Министров Кыргызский Республики.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 16 декабря 2022 года № 690)

13. Общеобразовательная организация с согласия учредителя или уполномоченного им органа может создавать структурные подразделения со статусом юридического лица или филиала, наделяя их обособленным имуществом. Структурные подразделения не вправе создавать подструктурные подразделения.

Структурные подразделения со статусом юридического лица или филиала проходят государственную регистрацию в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке.

Государственная аттестация (аккредитация) структурных подразделений общеобразовательной организации осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Назначение руководителя структурного подразделения проводится в соответствии с уставом общеобразовательной организации, деятельность которого осуществляется на основании доверенности.

14. Общеобразовательная организация в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и на основе договора вправе создавать и (или) участвовать в деятельности профессиональных организаций и объединений (педагогические ассоциации, союзы, учебно-методические объединения и другие советы и организации).

14-1. Общеобразовательная организация несет ответственность за соблюдение режима конфиденциальности персональной информации об участниках образовательного процесса.

Сбор информации персонального характера производится исключительно для внутреннего пользования в общеобразовательной организации, в целях обеспечения безопасности обучающихся.

Работники общеобразовательной организации, которым персональные данные стали известны в силу их служебного положения, несут ответственность за соблюдение режима конфиденциальности персональной информации об участниках образовательного процесса.

Сбор информации персонального характера осуществляется в соответствии с законодательством об информации персонального характера.

(В редакции постановления Правительства КР от 17 июня 2019 года № 295)

15. Бесплатное медицинское обслуживание обучающихся обеспечивается специально закрепленным органом здравоохранения за общеобразовательной организацией медицинским работником, который, наряду с администрацией общеобразовательной организации, несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и качества питания обучающихся.

В общеобразовательной организации предусматривается специальное помещение для работы медицинского работника, а также по заявке медицинского работника соответствующий региональный орган государственного управления образования обеспечивает необходимыми лечебными средствами.

16. Порядок организации питания обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях определяется постановлением Кабинет Министров Кыргызской Республики.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 16 декабря 2022 года № 690)

17. Количество классов в общеобразовательной организации зависит от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для проведения образовательного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и предельной нормой наполняемости классов.

18. Предельная норма наполняемости классов-комплектов общеобразовательной организации устанавливается Кабинет Министров Кыргызской Республики.

Наполняемость классов малокомплектной общеобразовательной организации устанавливается при наличии соответствующих условий и средств.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 16 декабря 2022 года № 690)

19. Общеобразовательная организация имеет право открывать платные группы продленного дня по запросам родителей (законных представителей) обучающихся на основе соответствующего нормативного правового акта Кыргызской Республики.

20. В общеобразовательной организации в целях устранения недостаточной степени психофизиологической готовности детей к обучению, с учетом интересов их родителей (законных представителей) и по согласованию с учредителем могут открываться классы компенсирующего обучения в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

21. В общеобразовательной организации по согласию учредителя могут открываться специальные (коррекционные) классы для обучающихся с отклонениями в психофизическом развитии в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Перевод (направление) обучающихся в специальные (коррекционные) классы осуществляется соответствующим региональным органом государственною управления образованием с согласия их родителей (законных представителей) и по заключению психолого-медико-педагогической консультации на основе соответствующего нормативного правового акта Кыргызской Республики.

 

3. Образовательный процесс

 

22. Общеобразовательная организация осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями основных общеобразовательных программ трех ступеней школьного образования:

- начальное общее образование (нормативный срок обучения - 4 года);

- основное общее образование (нормативный срок обучения - 5 лет);

- среднее общее образование (нормативный срок обучения - 2 года).

23. Возраст поступления в общеобразовательную организацию составляет 6-7 лет, продолжительность обучения в каждом классе - не менее одного учебного года.

24. Задачами начального общего образования являются обучение, воспитание и развитие обучающихся, овладение ими общеучебными умениями и навыками чтения, письма и счета, элементами логического мышления и способами познавательной деятельности, простейшими навыками самообразования и самоорганизации, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.

25. Задачами основного общего образования являются воспитание, становление и формирование личности обучающихся для развития их склонностей и компетенций к социальному самоопределению, самореализации и самоконтроля.

Основное общее образование является базой для получения среднего общего образования, начального и среднего профессионального образования.

26. Среднее общее образование является завершающим этапом общеобразовательной подготовки и обеспечивает развитие устойчивых компетенций и творческих способностей обучающихся, формирование представлений о духовной, нравственной и культурной ценностях, а также навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения и готовности к осознанному выбору профессии или трудовой деятельности.

Среднее общее образование является базой для продолжения обучения по образовательным программам начального, среднего и высшего профессионального образования.

Получение среднего общего образования по ускоренным программам обучения не допускается, кроме формы экстерната в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Срок обучения в специальной общеобразовательной организации для детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития, устанавливается Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

При наличии соответствующих условий в общеобразовательной организации, исходя из запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), может быть введено обучение по различным профилям и направлениям.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 16 декабря 2022 года № 690)

27. Содержание среднего общего образования в конкретной общеобразовательной организации определяется на основе государственных образовательных стандартов и основных общеобразовательных программ и реализуется общеобразовательной организацией самостоятельно.

Экспертиза модифицированных общеобразовательных программ, разработанных общеобразовательной организацией самостоятельно в соответствии с государственными образовательными стандартами, проводится научно-исследовательским институтом педагогического направления.

28. Язык (языки), на котором ведется обучение в общеобразовательной организации, определяется учредителем в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и указывается в уставе общеобразовательной организации.

Общеобразовательная организация реализует изучение кыргызского языка как государственного языка Кыргызской Республики в соответствии с государственным образовательным стандартом. Русский язык, являющийся официальным языком Кыргызской Республики, а также один иностранный язык изучаются согласно Базисному учебному плану, утверждаемому Министерством образования и науки Кыргызской Республики (далее - Министерство образования).

29. Общеобразовательная организация при наличии соответствующих условий (педагогические кадры, учебно-методическое обеспечение, материально-техническое оснащение и т.д.) может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами основных общеобразовательных программ в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

30. Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги проводятся с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) при наличии соответствующих условий.

31. Общеобразовательная организация при выборе системы оценок, форм, средств и методов обучения и воспитания, а также порядка периодичности и форм переводных экзаменов обучающихся руководствуется соответствующим нормативным правовым актом Кыргызской Республики.

32. Образовательный процесс в общеобразовательной организации проводится на основе рабочего учебного плана, разрабатываемого общеобразовательной организацией самостоятельно на основе Базисного учебного плана.

Учебные нагрузки обучающихся не должны превышать норм предельно допустимых нагрузок и не быть ниже количества часов, отведенных Базисным учебным планом на преподавание учебных предметов.

Режим работы по пятидневной неделе для начальной школы и по шестидневной неделе для основной и средней школ согласуется с соответствующим региональным органом государственного управления образованием и указывается в уставе.

Режим занятий обучающихся определяется в уставе общеобразовательной организации в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

33. Учебный год в общеобразовательных организациях начинается с 1 сентября.

(В редакции постановления Правительства КР от 1 августа 2022 года № 425)

Продолжительность учебного года на I-II-III ступенях школьного образования составляет не менее 34 недель без учета периода государственной итоговой аттестации, а в первом классе - 33 недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 14 календарных недель. Для обучающихся в первом классе в течение учебного года устанавливаются дополнительные однонедельные каникулы.

Продолжительность уроков в первом классе общеобразовательной организации составляет 40 минут, со второго по одиннадцатые классы - 45 минут.

Годовой (календарный) учебный график утверждается общеобразовательной организацией по согласованию с соответствующим региональным органом государственного управления образованием.

34. Государственный контроль за деятельностью общеобразовательных организаций, реализующих государственную образовательную политику, осуществляет уполномоченный государственный орган в сфере образования и региональные органы государственного управления образованием.

Государственный контроль за деятельностью негосударственной общеобразовательной организации осуществляет уполномоченный государственный орган в сфере образования по согласованию с ее учредителем.

35. Основной формой гарантии качества среднего общего образования является государственная аттестация (аккредитация) общеобразовательных организаций нового типа, проводимая в установленном порядке не реже одного раза в пять лет.

 

4. Участники образовательного процесса

 

36. Участниками образовательного процесса в общеобразовательной организации являются обучающиеся, педагогические работники (далее учителя), родители (законные представители) обучающихся.

37. На все ступени школьного образования проводится прием всех подлежащих обучению детей и подростков, проживающих на закрепленном за общеобразовательной организацией территории, на основании их заявлений и медицинских справок установленного образца, без вступительных экзаменов, денежных и иных взносов.

38. Прием в школы с углубленным изучением предметов, лицеи и гимназии проводится в форме тестирования подавших заявления на поступление. Условия тестирования, разработанные общеобразовательной организацией и согласованные с соответствующим региональным органом государственного управления образованием, должны способствовать определению уровня подготовки поступающих и отбору наиболее подготовленных для освоения углубленного уровня общеобразовательных программ при обучении в данном типе общеобразовательной организации.

Прием обучающихся в специальные школы-интернаты, их перевод из одного вида специальной школы-интерната в другой проводится по заключениям психолого-медико-педагогических консультаций в порядке, установленном Министерством образования.

39. Общеобразовательная организация при приеме обязана ознакомить поступающих и их родителей (законных представителей) с уставом и другими локальными документами, регламентирующими образовательный процесс.

40. Права и обязанности обучающихся и родителей (законных представителей) устанавливаются в уставе общеобразовательной организации на основании данного Положения.

41. Обучающиеся имеют право на:

- поступление в общеобразовательную организацию на любом этапе обучения и выбор формы получения образования;

- получение обязательного и бесплатного начального общего и основного общего образования, а также бесплатного среднего общего образования на уровне государственных образовательных стандартов;

- получение дополнительных образовательных услуг, в том числе и платных;

- пользование библиотечной, культурно-спортивной и производственной базой общеобразовательной организации;

- получение бесплатного питания и медицинского обслуживания, льготный проезд пассажирским автотранспортом в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики и органами местного самоуправления;

- участие в управлении общеобразовательной организации в форме, определяемой ее уставом;

- организацию и участие в деятельности детской организации;

- уважение человеческого достоинства и свободу совести и информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

- обеспечение безопасного пребывания в общеобразовательной организации, в том числе через организацию системы охраны;

- своевременное получение документов об образовании государственного образца по завершении основного общего и среднего общего образования.

(В редакции постановления Правительства КР от 17 июня 2019 года № 295)

42. Обучающиеся обязаны:

- соблюдать и выполнять устав общеобразовательной организации;

- осваивать общеобразовательные программы на уровне требований государственных образовательных стандартов;

- уважать традиции кыргызского и других народов, проживающих на территории Кыргызской Республики, честь и достоинство других обучающихся и работников общеобразовательной организации;

- выполнять требования общеобразовательной организации по соблюдению правил внутреннего распорядка, в том числе и к школьной одежде;

- бережно относиться к имуществу общеобразовательной организации.

Нормативными правовыми актами Кыргызской Республики и уставом общеобразовательной организации могут быть определены дополнительные права и обязанности учащихся.

43. Дисциплина в общеобразовательной организации поддерживается на основе уважения человеческого достоинства всеми участниками образовательного процесса.

Применение физического, эмоционального и психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.

(В редакции постановления Правительства КР от 17 июня 2019 года № 295)

44. Общеобразовательной организации запрещается привлекать обучающихся к труду, не предусмотренному общеобразовательными программами и Базисным учебным планом, без их согласия и согласия родителей (законных представителей).

45. Принудительное привлечение обучающихся в общественно-политические и религиозные партии и организации, военизированные формирования, а также к деятельности этих партий и организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях запрещается.

46. Освоение основных общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается государственной итоговой аттестацией выпускников в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Обучающиеся, освоившие в полном объеме основные общеобразовательные программы соответствующего класса, переводятся в последующий класс по решению педагогического совета общеобразовательной организации.

Обучающийся, не освоивший основные общеобразовательные программы предыдущего класса (ступени), не допускается к обучению в следующий класс (ступень) общеобразовательной организации в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

47. Выпускнику общеобразовательной организации, прошедшему государственную итоговую аттестацию, выдается документ государственного образца об образовании (свидетельство, аттестат), заверенный гербовой печатью общеобразовательной организации, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Липу, не завершившему основное общее или среднее общее образование, общеобразовательной организацией выдается справка установленного образца.

48. Выпускнику общеобразовательной организации, достигшему отличных успехов при освоении основных общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования, выдается документ об образовании с отличием (свидетельство, аттестат), заверенный гербовой печатью общеобразовательной организации, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Выпускник, достигший особых успехов в изучении одного или нескольких предметов, награждается Похвальной грамотой "За особые успехи в изучении отдельных предметов" при положительных отметках по остальным предметам.

Обучающиеся переводных классов, имеющие по всем предметам отличные четвертные, годовые и итоговые отметки, награждаются Похвальным листом "За отличные успехи в учебе".

49. По решению педагогического совета общеобразовательной организации и с согласия комиссии по делам детей за совершение противоправных действий и неоднократные нарушения устава общеобразовательной организации допускается, как крайняя мера педагогического воздействия, исключение из общеобразовательной организации обучающегося, достигшего пятнадцатилетнего возраста.

Комиссия по делам детей совместно с родителями (законными представителями) в месячный срок принимает решение о направлении исключенного в другую общеобразовательную организацию для продолжения обучения или о его трудоустройстве.

Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), из общеобразовательной организации принимается с согласия отдела по поддержке семьи и детей соответствующей местной государственной администрации.

50. Родители (законные представители) обучающихся имеют право:

- выбирать и направлять детей в общеобразовательную организацию на любом этапе обучения для продолжения их учебы, а также форму получения образования:

- требовать соблюдение прав обучающихся на получение среднего общего образования в рамках государственных образовательных стандартов;

- защищать законные права и интересы детей;

- участвовать в управлении общеобразовательной организацией в форме, определенной в уставе;

- обращаться в соответствующий региональный орган государственного управления образованием по вопросам обучения и воспитания детей.

51. Родители (законные представители) обучающихся обязаны:

- создавать необходимые условия для получения ребенком среднего общего образования;

- постоянно заботиться о физическом и психическом здоровье детей;

- уважать человеческое достоинство ребенка и воспитывать у него уважение к национальным, историческим, духовно-культурным ценностям и традициям народа, к окружающей среде и любви к Родине;

- выполнять устав общеобразовательной организации в части, касающейся своих прав и обязанностей, и нести ответственность за воспитание детей и нанесенный их детьми ущерб общеобразовательной организации в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

52. Другие права и обязанности родителей (законных представителей), не предусмотренные пунктами 52 и 53 настоящего Положения, могут быть закреплены в уставе общеобразовательной организации.

53. Комплектование общеобразовательной организации учителями проводится в соответствии с Трудовым кодексом Кыргызской Республики и регламентируется ее уставом.

Для учителей основным работодателем является общеобразовательная организация.

Нa педагогическую работу принимаются лица, получившие педагогические специальности, подтвержденные дипломами об образовании и соответствующей педагогической квалификацией.

(Абзац четвертый утратил силу в соответствии с постановлением Правительства КР от 2 октября 2013 года № 544)

К педагогической деятельности в общеобразовательной организации не допускаются лица, имеющие судимость или медицинские показания, перечень которых определяется законодательством Кыргызской Республики.

Лишение права на занятие педагогической деятельностью проводится в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции постановлений Правительства КР от 2 октября 2013 года N 544, Кабинета Министров КР от 16 декабря 2022 года № 690)

Постановлением Кабинета Министров КР от 16 декабря 2022 года № 690 внесены изменения в текст пункта 53 на государственном языке.

54. Трудовые отношения учителей регулируются договором в соответствии с Трудовым кодексом Кыргызской Республики.

55. Учителя имеют право на:

- самостоятельный выбор и использование методики обучения и воспитания, общеобразовательной программы, учебно-методического комплекта, методов оценки знаний обучающихся;

- разработку и использование авторской общеобразовательной программы, учебника и учебно-методического пособия на основе государственных образовательных стандартов, методики обучения и воспитания;

- внедрение передового педагогического опыта в практику;

- защиту своего достоинства и профессиональной чести;

- требование соответствующих условий для профессиональной деятельности;

- повышение своего профессионального уровня и квалификации (в этих целях администрация общеобразовательной организации создает условия, необходимые для обучения учителей на курсах переподготовки и повышения квалификации);

- добровольную аттестацию в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

- участие в управлении общеобразовательной организацией в порядке, определенном ее уставом;

- дополнительные социальные гарантии и льготы, установленные законодательством Кыргызской Республики и органами местного самоуправления.

56. Учителя обязаны:

- соблюдать и выполнять нормы педагогической этики и устав общеобразовательной организации;

- обеспечивать усвоение обучающимися общеобразовательных программ на уровне требований государственных образовательных стандартов;

- развивать самостоятельность, творческое отношение к работе, формировать высокие нравственные качества поведения обучающихся;

- соответствовать квалификационным требованиям к должности, утвержденным уполномоченным государственным органом в сфере образования;

- постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень и повышать квалификацию;

- не применять методы морального и физического насилия по отношению к обучающимся.

Законодательством Кыргызской Республики и уставом общеобразовательной организации могут быть определены дополнительные права и обязанности учителей.

57. Объем педагогической нагрузки устанавливается исходя из количества часов по учебному плану, обеспеченности кадрами и других условий работы в общеобразовательной организации.

Установленный в начале учебного года объем педагогической нагрузки (педагогической работы) не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации общеобразовательной организации ниже одной ставки, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебному плану или сокращения количества классов.

При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям, для которых данная общеобразовательная организация является местом основной работы, сохраняется ее объем и преемственность преподавания предметов в классах.

58. Привлечение учителей на выполнение работ, не соответствующих профессиональным обязанностям и не предусмотренных трудовым договором, без их согласия не допускается. Отказ учителя от выполнения работ, не предусмотренных трудовым договором, не может быть основанием для его освобождения от должности, кроме случаев, установленных законодательством Кыргызской Республики.

59. Права и обязанности других категорий работников общеобразовательной организации определяются соответствующими типовыми квалификационными характеристиками и уставом общеобразовательной организации.

 

5. Управление общеобразовательной организацией

 

60. Управление общеобразовательной организацией осуществляется в соответствии с Законом Кыргызской Республики "Об образовании", настоящим Положением и уставом общеобразовательной организации на принципах демократии, открытости и прозрачности, самостоятельности и государственно-общественного партнерства.

61. Формами соуправления в общеобразовательной организации являются общее собрание, педагогический совет, попечительский совет, родительский комитет, ученическое самоуправление и другие советы.

Порядок выборов органов соуправления общеобразовательной организации и их полномочия определяются в уставе общеобразовательной организации в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

62. Непосредственное руководство общеобразовательной организацией осуществляет директор.

Директором общеобразовательной организации назначается гражданин Кыргызской Республики, имеющий высшее педагогическое образование и стаж непрерывной педагогической работы не менее 7 лет, из них не менее 2 лет в должности директора или заместителя директора согласно Типовым штатам общеобразовательных организаций, или имеющий специальное педагогическое образование и опыт работы по специальности не менее 5 лет (для специальных общеобразовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья), а также знающий нормативные правовые акты Кыргызской Республики в области образования, психологии, менеджмента и финансирования в образовании, прав и функций государственных институтов и общественных организаций по вопросам школьного образования.

Назначение директора общеобразовательной организации осуществляется по результатам конкурсного отбора сроком на 5 лет. Одно и то же лицо не может осуществлять деятельность директора общеобразовательной организации более 10 лет в совокупности в одной и той же общеобразовательной организации.

К конкурсу не допускаются лица:

- лишенные или ограниченные в праве заниматься педагогической деятельностью;

- имеющие судимость, а также имевшие судимость (вне зависимости от погашения), подвергавшиеся уголовному преследованию за тяжкие и особо тяжкие преступления против жизни, здоровья, свободы, половой неприкосновенности и половой свободы личности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также за коррупционные и иные преступления против интересов государственной и муниципальной службы;

- признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном порядке гражданским законодательством Кыргызской Республики;

- имеющие медицинские противопоказания.

Директор общеобразовательной организации, финансируемой из республиканского бюджета, назначается на должность и освобождается от занимаемой должности Министерством образования и науки Кыргызской Республики, а директор общеобразовательной организации, финансируемой из местного бюджета, - соответствующим региональным органом государственного управления образованием.

С целью определения профессиональных навыков и соответствия должности при заключении трудового договора в обязательном порядке устанавливается испытательный срок не менее 6-ти месяцев.

Требования к директору общеобразовательной организации во время прохождения испытательного срока разрабатываются и утверждаются уполномоченным государственным органом в сфере образования.

Расторжение трудового договора до истечения испытательного срока осуществляется согласно трудовому законодательству Кыргызской Республики.

Перевод и освобождение от должности директора общеобразовательной организации осуществляются согласно трудовому законодательству Кыргызской Республики.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 4 августа 2023 года № 389)

63. Назначение на должность и освобождение от должности заместителя директора и материально-ответственного работника осуществляет соответствующий орган государственного управления образования по представлению директора общеобразовательной организации.

Назначение на должности и освобождение от должностей педагогических и других работников осуществляет директор общеобразовательной организации в соответствии с Трудовым кодексом Кыргызской Республики.

Назначение на должности и освобождение от должности директора, заместителя директора, педагогических и других работников негосударственной общеобразовательной организации осуществляет ее учредитель в соответствии с Трудовым кодексом Кыргызской Республики и ее уставом.

64. Директор общеобразовательной организации несет персональную ответственность перед родителями (законными представителями), государством и обществом за результаты деятельности общеобразовательной организации в соответствии с должностными обязанностями, трудовым договором и уставом общеобразовательной организации.

65. Директор:

- соблюдает и исполняет Конституцию Кыргызской Республики, законы Кыргызской Республики "Об образовании" и "О статусе учителя", иные нормативные правовые акты в области среднего общего образования;

- определяет и реализует совместно с педагогическим советом основные направления развития общеобразовательной организации по согласованию с соответствующим региональным органом государственного управления образованием;

- удовлетворяет потребности граждан в получении среднего общего образования;

- представляет и защищает права и интересы общеобразовательной организации в административно-исполнительных органах и других организациях;

- осуществляет набор и расстановку учителей и технического персонала общеобразовательной организации, руководит работой педагогического совета;

- реализует совместно с учителями рабочий учебный план, согласованный с соответствующим региональным органом государственного управления образованием;

- обеспечивает доступность и качество образования обучающихся в пределах требований государственных образовательных стандартов и основных общеобразовательных программ;

- обеспечивает и контролирует воспитательную работу с обучающимися через содержание внеклассной работы;

- создает условия для повышения квалификации и профессионального роста учителей, а также проводит их аттестацию;

- организует и несет ответственность за выдачу документов об образовании государственного образца и достоверность предоставляемой информации о выпускниках для изготовления документов об образовании;

- контролирует и соблюдает требования по охране детства, защите прав и интересов несовершеннолетних;

- руководит и контролирует финансово-хозяйственную деятельность общеобразовательной организации;

- контролирует и несет персональную ответственность за эффективное использование грантов и инвестиций, добровольных родительских взносов, в том числе средств от доходов по дополнительным образовательным услугам;

- несет ответственность и обеспечивает учет и сохранность материально-технической базы, соблюдение требований техники безопасности и санитарно-гигиенического режима, охраны труда обучающихся и работников в общеобразовательной организации и несет по ним ответственность;

- персонально несет дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за противопожарную безопасность во вверенной общеобразовательной организации, а также в зависимости от степени вины и тяжести случаев, подвергших опасности жизнь и здоровье обучающихся и учителей или повлекших их смерть в учебное время, - согласно законодательству Кыргызской Республики;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с должностными обязанностями, уставом общеобразовательной организации и нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

 

6. Имущество и материально-финансовые средства

 

66. В целях обеспечения уставной деятельности общеобразовательной организации учредитель или уполномоченный им орган в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики, закрепляет за ней на праве оперативного управления здания, сооружения, оборудование и иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности или арендуемое им у третьих лиц.

Земельные участки передаются общеобразовательным организациям на праве оперативного управления в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке.

Имущество, закрепленное за общеобразовательной организацией, не подлежит изъятию и (или) отчуждению в иных, кроме образования, целях.

Учредитель общеобразовательной организации или уполномоченный им орган при эксплуатации здания общеобразовательной организации обязан:

- содержать здания общеобразовательных организаций в надлежащем техническом, санитарном, противопожарном, экологическом и архитектурно-эстетическом состоянии;

- хранить в течение всего нормативного срока эксплуатации объекта проектно-сметную и техническую документацию, журналы технического надзора, включая производство ремонтных работ при эксплуатации;

- проводить экспертизу технического состояния эксплуатируемых зданий не реже одного раза в пять лет;

- периодически производить ремонт эксплуатируемых объектов, выполнять требования уполномоченных государственных органов, осуществляющих надзор за эксплуатацией зданий.

(В редакции постановления Правительства КР от 17 июня 2019 года № 295)

67. Общеобразовательная организация с согласия учредителя вправе сдавать в аренду столовую и спортивный зал в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Общеобразовательная организация не вправе заключать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение основных фондов общеобразовательной организации в пользу третьих лиц.

68. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов для государственной общеобразовательной организации являются:

- республиканский и местный бюджеты;

- средства физических и юридических лиц, иностранных государств и граждан, выступающих в качестве учредителей;

- собственные средства общеобразовательной организации от принося-

щей доход внебюджетной деятельности, не запрещенной законодательством Кыргызской Республики;

- доходы от депозитных вкладов;

- добровольно внесенные средства, пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц, в том числе иностранных;

- кредиты;

- другие источники, не противоречащие законодательству Кыргызской Республики.

69. Общеобразовательной организации принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ей физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, а также на доходы от собственной деятельности и приобретенное на эти доходы имущество.

70. Общеобразовательная организация отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в ее распоряжении денежных средств и принадлежащей ей собственности. При недостаточности у общеобразовательной организации указанных средств, ответственность по ее обязательствам несет учредитель в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

71. Финансирование республиканских и муниципальных образовательных организаций осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Органы местного самоуправления, при наличии финансовых средств, могут финансировать общеобразовательные организации сверх нормативов.

72. Государственный контроль за финансовой деятельностью общеобразовательных организаций осуществляют ревизионные органы на основе соответствующих нормативных правовых актов.

 

7. Международное сотрудничество

 

73. Общеобразовательная организация имеет право устанавливать прямые связи с зарубежными предприятиями (учреждениями, организациями) и иметь валютные счета в банковских и кредитных учреждениях в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

 

8. Ликвидация и реорганизация общеобразовательной организации

 

74. При ликвидации или реорганизации общеобразовательной организации, осуществляемой по окончании учебного года, соответствующий региональный орган государственного управления образованием берет на себя ответственность за перевод обучающихся по согласованию с их родителями (законными представителями) в другие общеобразовательные организации.

75. Реорганизация и ликвидация общеобразовательной организации осуществляются в порядке, установленном Гражданским кодексом Кыргызской Республики и Законом Кыргызской Республики "О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)".