Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Описание: Описание: Описание: C:\Users\user\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\c50159f2-47db-4d76-9d4f-15f8e17af019\document.files\image001.jpg

ИМЕНЕМ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


РЕШЕНИЕ

КОНСТИТУЦИОННОЙ ПАЛАТЫ ВЕРХОВНОГО СУДА

КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

от 5 марта 2014 года № 18-р

по делу о проверке конституционности части 6 статьи 26 конституционного Закона Кыргызской Республики "О статусе судей Кыргызской Республики" в связи с ходатайством граждан Раяпова Болота Овматовича и Асанова Муратбека Алановича.

 

Конституционная палата Верховного суда Кыргызской Республики в составе:

председательствующего - судьи Касымалиева М.Ш., судей Айдарбековой Ч.А., Бобукеевой М.Р., Макешова Дж.М., Мамырова Э.Т., Нарынбековой А.О., Осконбаева Э.Ж., Осмоновой Ч.О., Сооронкуловой К.С.,

при секретаре Толобалдиеве М.Э.,

с участием обращающейся стороны - Раяпова Болота Овматовича, Асанова Мурата Алановича, представителя Асанова М.А. по доверенности Асыранкулова Марата Асанбековича; стороны-ответчика - Арзиева Мирбека Исамаматовича, представляющего интересы Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по доверенности,

руководствуясь частью 1 статьи 18, статьей 24 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики", рассмотрела на открытом судебном заседании дело о проверке конституционности части 6 статьи 26 конституционного Закона "О статусе судей Кыргызской Республики", рассмотрела дело, объединенное определением судьи Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики от 21 февраля 2014 года в одно конституционное судопроизводство.

Поводом к рассмотрению дела явились ходатайства граждан Раяпова Болота Овматовича и Асанова Муратбека Алановича.

Основанием к рассмотрению ходатайств явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции часть 6 статьи 26 конституционного Закона Кыргызской Республики "О статусе судей Кыргызской Республики".

Заслушав информацию судьи-докладчика Осмоновой Ч.О., проводившей подготовку дела к судебному заседанию, и исследовав представленные материалы, Конституционная палата Верховного суда Кыргызской Республики

УСТАНОВИЛА:

В Конституционную палату Верховного суда Кыргызской Республики (далее - Конституционная палата) 20 августа 2013 года поступило ходатайство гражданина Раяпова Б.О. о проверке конституционности части 6 статьи 26 конституционного Закона Кыргызской Республики "О статусе судей Кыргызской Республики" и признании данной нормы не соответствующей частям 1, 2, 3 статьи 16, части 2, пункту 8, части 5 статьи 20 Конституции Кыргызской Республики.

Для обоснования ходатайства приведены следующие доводы.

12 ноября 2009 года Совет судей Кыргызской Республики (далее - Совет судей) в соответствии с частью 1 статьи 29, частью 2 статьи 28, пунктом 8 части 2 статьи 26 конституционного Закона Кыргызской Республики "О статусе судей Кыргызской Республики" по результатам рассмотрения дисциплинарного производства, возбужденного по жалобам физических лиц, вынес решение о применении в отношении Раяпова Б.О., занимавшего должность заместителя председателя Таласского областного суда Кыргызской Республики, меры дисциплинарного воздействия в виде досрочного освобождения от занимаемой должности.

Президент Кыргызской Республики на основании предложения, внесенного Советом судей, подписал Указ от 10 февраля 2010 года № 41 о досрочном освобождении Раяпова Б.О. от занимаемой должности судьи местного суда Кыргызской Республики.

6 июля 2012 года в соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 15 конституционного Закона Кыргызской Республики "О статусе судей Кыргызской Республики", где указано, что судьями Верховного суда Кыргызской Республики не могут быть лица, ранее освобожденные от должности судьи Кыргызской Республики в связи с небезупречным поведением, Совет по отбору судей Кыргызской Республики вынес решение о недопущении Раяпова Б.О. к участию в конкурсе на замещение должности судьи Верховного суда Кыргызской Республики.

По мнению заявителя, оспариваемая норма конституционного Закона Кыргызской Республики "О статусе судей Кыргызской Республики", исключая возможность реализовать предусмотренное Конституцией право на судебную защиту, нарушает конституционное положение, согласно которому право на судебную защиту не подлежит никакому ограничению (пункт 8 части 5 статьи 20).

Обращающаяся сторона считает, что оспариваемая норма конституционного Закона Кыргызской Республики "О статусе судей Кыргызской Республики" также не соответствует нормам, согласно которым права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения и являются высшей ценностью (часть 1 статьи 16 Конституции) Кыргызская Республика на основе равенства всех перед законом и судом уважает и обеспечивает всем лицам, находящимся в пределах ее территории и под ее юрисдикцией, права и свободы человека (абзац 1 части 2 статьи 16 Конституции), в Кыргызской Республике все равны перед законом и судом (часть 3 статьи 16) и противоречит конституционному запрету на принятие подзаконных нормативных правовых актов, ограничивающих права и свободы человека и гражданина.

Определением коллегии судей Конституционной палаты от 9 сентября 2013 года ходатайство заявителя было принято к производству.

13 января 2014 года в производство Конституционной палаты поступило обращение гражданина Асанова М.А. В своем обращении Асанов М.А. указал, что он занимал должность судьи Военного суда Кыргызской Республики, Указом Президента Кыргызской Республики от 6 ноября 2013 года № 214 он был досрочно освобожден от занимаемой должности судьи местного суда Кыргызской Республики. Для принятия такого Указа послужило решение Совета судей Кыргызской Республики от 31 октября 2013 года, принятое на основании искаженных копий приговоров Свердловского районного суда г.Бишкек в отношении Асанова М.А. о двойной судимости. В своем обращении Асанов М.А. указал, что запрет обжалования принятого решения о его досрочном освобождении от занимаемой должности, противоречит части 6 статьи 26 конституционного Закона Кыргызской Республики "О статусе судей Кыргызской Республики" Конституции. Часть 1 статьи 20 Конституции устанавливает, что в Кыргызской Республике не должны приниматься законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина и часть 2 статьи 40 признает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Также в части 1, 2 статьи 6 Конституции определено, что Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие в Кыргызской Республике и на основе Конституции принимаются конституционные законы, законы и другие нормативные правовые акты, поэтому часть 6 статьи 26 конституционного Закона Кыргызской Республики "О статусе судей Кыргызской Республики" противоречит частям 1, 2 статьи 6, части 1 статьи 20, части 2 статьи 40 Конституции.

Учитывая однородность требований указанных лиц, определением судьи-докладчика от 21 февраля 2014 года в соответствии со статьей 30 конституционного Закона "О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики" по вышеуказанным требованиям дела соединены в одно конституционное судопроизводство.

В судебном заседании заявители Раяпов Б.О., Асанов М.А. и его представитель Асыранкулов М.А. поддержали свои обращения, просят их удовлетворить.

Представитель Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Арзиев М.И. изъявил несогласие тем, что часть 6 статьи 26 конституционного Закона Кыргызской Республики "О статусе судей Кыргызской Республики" противоречит Конституции.

Конституционная палата, исследовав материалы дела и выслушав доводы сторон, приходит к следующим выводам:

1. В соответствии с частью 4 статьи 19 конституционного Закона "О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики" Конституционная палата выносит акты по предмету, затронутому в обращении, лишь в отношении той части нормативного правового акта, конституционность которой подвергается сомнению.

Таким образом, предметом рассмотрения Конституционной палаты по данному делу является часть 6 статьи 26 конституционного Закона "О статусе судей Кыргызской Республики" следующего содержания:

"Решение о досрочном освобождении судьи Кыргызской Республики от занимаемой должности обжалованию не подлежит."

Конституционный Закон Кыргызской Республики "О статусе судей Кыргызской Республики" принят в соответствии с порядком, установленным законодательством, опубликован в газете "Эркин Тоо" от 15 июля 2008 года № 51, внесен в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики и является действующим.

2. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие в Кыргызской Республике (часть 1 статьи 6). Конституция, реализуя принцип правового государства, гарантирует каждому гражданину судебную защиту его прав и свобод, предусмотренных Конституцией, законами, международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика, общепризнанными принципами и нормами международного права (часть 1 статьи 40). Не подлежит никакому ограничению установленное Конституцией право на судебную защиту (пункт 8 части 5 статьи 20).

Указанное в Конституции право на судебную защиту устанавливает, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом. Эти конституционные положения соотносятся со статьей 8 Всеобщей декларации прав человека. Последующее развитие нормы Всеобщей декларации прав человека, направленные на защиту прав и свобод человека, получили в Международном пакте о гражданских и политических правах (далее - Пакт), Кыргызская Республика присоединилась к данному Пакту постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 12 января 1994 года № 1406-XII, и Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (далее - Конвенция). Кыргызская Республика ратифицировала Конвенцию Законом Кыргызской Республики от 1 августа 2003 года № 182. Подпунктом "а" пункта 3 статьи 2 указанного Пакта закреплено, что государства обязаны обеспечить любому лицу эффективное средство правовой защиты прав и свобод, признаваемых Пактом, если они нарушены, часть 1 статьи 6 Конвенции установила, что все лица равны перед судом, и каждый имеет право при рассмотрении любого дела на справедливое и публичное разбирательство в течение разумного срока независимым и беспристрастным судом.

Также, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций (далее - ООН) резолюцией 40/32 от 29 ноября 1985 года одобрила "Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов", принятые седьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.

Таким образом, Кыргызская Республика закрепила право каждого на судебную защиту не только в Конституции, но и подтвердила это посредством присоединения, подписания и ратификации Пакта и Конвенции, а также, являясь членом ООН, взяла на себя обязательство по соблюдению основных принципов независимости судебных органов.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Конституции международные договоры по правам человека являются не только составной частью правовой системы Кыргызской Республики, но и имеют прямое действие и приоритет над нормами других международных договоров.

3. Конституция (часть 1 статьи 95) установила, что судьи всех судов Кыргызской Республики занимают свои должности и сохраняют свои полномочия до тех пор, пока их поведение является безупречным. Нарушение требований безупречности поведения судей является основанием для привлечения судьи к ответственности в порядке, определяемом конституционным Законом.

Во-первых, статус судьи определяется точным и правильным исполнением судьей всех своих законных полномочий, а также обязывает его на эти действия дача им торжественной клятвы на момент избрания на должность.

Дача клятвы присваивает судье особый конституционно-правовой статус. Такой статус обязывает судью придерживаться закрепленных Законом требований и означает готовность соблюдения возложенных на него ограничений, то есть, судья обязан независимо, и только на основании профессиональных знаний и внутренних убеждений на ведение справедливого правосудия.

Привлечение судьи к дисциплинарной ответственности имеет специфику, обусловленную его специальным (конституционно-правовым) статусом. Однако он, в свою очередь, обеспечивает равновесие между бесконтрольностью и безответственностью судьи и независимостью судьи, его обязанностями перед обществом.

В соответствии с конституционным Законом Кыргызской Республики "О статусе судей Кыргызской Республики" привлечение судьи к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка влечет за собой применение меры дисциплинарного воздействия в виде замечания, выговора или досрочного освобождения судьи от занимаемой должности (часть 2 статьи 28). При этом досрочное освобождение от должности за совершение дисциплинарного проступка применяется как крайняя мера дисциплинарного воздействия за грубое нарушение требований о безупречном поведении судей (часть 5 статьи 28).

4. Конституционный Закон Кыргызской Республики "О статусе судей Кыргызской Республики" также установил гарантии независимости судей, которые обеспечиваются, в частности, запретом вмешательства в деятельность судьи, несменяемостью и неприкосновенностью судьи (часть 1 статьи 11). Однако данные гарантии не носят абсолютного характера и не исключают возможности привлечения судьи к дисциплинарной ответственности, в том числе посредством досрочного освобождения от занимаемой должности в случае совершения им в процессе осуществления правосудия дисциплинарного проступка, несовместимого с безупречностью поведения и высоким званием судьи, подтвержденного решением Совета судей (пункт 8 части 2 статьи 26).

Применение к судье меры дисциплинарного воздействия в виде досрочного освобождения от занимаемой должности должно осуществляться на основе принципа соразмерности, с учетом баланса между независимостью, неприкосновенностью судьи с одной стороны, и ответственностью судебной власти перед обществом, с другой. Отклонение же от данного принципа может препятствовать принятию судьями самостоятельных и непредвзятых решений при осуществлении правосудия.

Поведение судьи оценивается органом судейского общества, состоящего из профессиональных судей. Данный орган, с одной стороны, укрепляя авторитет судебной власти, обеспечивает исполнение судьей требований, установленных Кодексом чести Судьи, с другой стороны защищает права судей и их законные интересы.

В связи с этим, решение о досрочном освобождении судьи от занимаемой должности, должно быть предметом независимой проверки для оценки объективности и беспристрастности Совета судей при вынесении соответствующего решения. Следовательно, судья, посчитавший решение Совета судей о его досрочном освобождении от занимаемой должности необоснованным, должен иметь возможность оспорить данное решение в судебном порядке, реализуя свое право на судебную защиту. Такое право происходит также из содержания части 2 статьи 5-2 конституционного Закона Кыргызской Республики "О статусе судей Кыргызской Республики".

Поэтому законодателю необходимо предусмотреть судьям Верховного суда и местных судов юридическую возможность обжалования решения Совета судей Кыргызской Республики о досрочном освобождении судьи от занимаемой должности в законном порядке. Такая возможность должна предоставляться в период с момента вынесения решения Советом судей Кыргызской Республики до отправки Президенту Кыргызской Республики и Жогорку Кенешу Кыргызской Республики.

5. Согласно Конституции, права и свободы человека неотчуждаемы, принадлежат каждому от рождения и являются высшей ценностью. Кыргызская Республика уважает и обеспечивает всем лицам, находящимся в пределах ее территории и под ее юрисдикцией, права и свободы человека на основе равенства всех перед законом и судом (статья 16).

А судебная защита, как следует из ранее выраженной Конституционной Палатой правовой позиции, является универсальным правовым средством государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, выполняющим обеспечительно-восстановительную функцию в отношении всех других конституционных прав и свобод (решение от 27 декабря 2013 года по делу о проверке конституционности части 1 статьи 30 конституционного Закона Кыргызской Республики "О статусе судей Кыргызской Республики").

Следовательно, право на судебную защиту является правом каждого. А государство должно, исходя из равенства всех перед законом и судом, уважать и обеспечить всем лицам, включая судей Кыргызской Республики, право на судебную защиту, обеспечивающее возможность восстановления иных нарушенных прав, установленных Конституцией и международными договорами.

В связи с этим решение Совета судей о досрочном освобождении судьи от занимаемой должности не может ограничивать право судьи обжаловать соответствующее решение в судебном порядке.

6. В соответствии с частью 5 статьи 28 конституционного Закона "О статусе судей Кыргызской Республики" решение о досрочном освобождении судей Верховного и судей местного суда принимается Президентом на основании решения Совета судей о досрочном освобождении судьи от занимаемой должности. В таких случаях со стороны Президента и Жогорку Кенеша принятие решения о досрочном освобождении судьи в качестве окончательного решения оценивается как оказание полного доверия решению Совета судей.

Часть 6 статьи 26 конституционного Закона "О статусе судей Кыргызской Республики" не признает возможность судье Верховного и местного суда обжаловать решение о его досрочном освобождении от занимаемой должности в каком-либо порядке, в том числе и судебном.

Как выше отмечено, решения Президента, Жогорку Кенеша о досрочном освобождении судьи Верховного и местного суда выносятся согласно порядку, установленному Конституцией, и как подзаконный акт не ограничивает права судьи на судебную защиту. Следовательно, часть 6 статьи 26 конституционного Закона Кыргызской Республики "О статусе судей Кыргызской Республики" не противоречит части 1, 2 статьи 6, части 1, 2, 3 статьи 16, части 1, пункту 8 части 5 статьи 20 и части 2 статьи 40 Конституции.

На основании изложенного, и руководствуясь пунктом 1 части 6 статьи 97 Конституции Кыргызской Республики, статьями 46, 47, 48, 51 и 52 конституционного Закона "О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики", Конституционная палата

РЕШИЛА:

1. Признать часть 6 статьи 26 конституционного Закона Кыргызской Республики "О статусе судей Кыргызской Республики" не противоречащей части 1, 2 статьи 6, частям 1, 2, 3 статьи 16, части 1, пункту 8 части 5 статьи 20 и части 2 статьи 40 Конституции Кыргызской Республики.

2. Жогорку Кенешу Кыргызской Республики внести соответствующие изменения и дополнения в законодательные акты, вытекающие из настоящего решения.

3. Решение окончательное и обжалованию не подлежит Решение обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений, юридических и физических лиц и подлежит исполнению на всей территории республики.

4. Опубликовать настоящее решение в официальных изданиях органов государственной власти, на официальном сайте Конституционной палаты и в "Вестнике Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики".

Конституционная палата Верховного суда Кыргызской Республики