Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

 

 

Утверждена
постановлением Правительства
Кыргызской Республики
от 27 января 2014 года № 54

 

АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
Правительства Кыргызской Республики

 

1. Анализ наркоситуации в Кыргызской Республике

1.1. Краткая история вопроса

 

Активное противодействие незаконному обороту наркотиков и наркотизации населения осуществляется на территории современного Кыргызстана с последней трети XIX века, когда обозначились проблемы, связанные с культивированием опийного мака и производством опия.

В период с 1916 года по 1974 год страна занимала одну из лидирующих позиций в мире по промышленному производству лекарственного опия. Общая площадь маковых полей доходила до 64 тысяч гектаров, а объем производства лекарственного опия, по некоторым подсчетам, достигал 80 процентов производимого в СССР и равнялся 16 процентам мирового легального производства опия. Одна десятая часть произведенного опия уходила в незаконный оборот, вызывая наркотизацию населения. В 1974 году Президиумом Верховного Совета СССР было принято решение о прекращении легальной культивации опийного мака в Киргизской ССР.

Помимо этого, в республике имеются обширные заросли дикорастущего каннабиса и эфедры, что способствует изготовлению таких наркотических средств, как гашиш, марихуана, меткатинон и эфедрон.

В период с 1974 года по 1993 год в Кыргызстане изымались, в основном, наркотики каннабисной группы. Однако, начиная с 1993 года, резко возрос объем незаконного оборота опиоидов афганского происхождения. Их трафик способствовал как росту числа потребления, так и вовлечению в криминальный наркобизнес определенной части населения. С появлением на нелегальном рынке наркотического средства диацетилморфин (героин) его удельный вес в структуре наркопотребителей начал расти. К 1999 году это вещество заняло лидирующую позицию в структуре потребляемых наркотиков и удерживает ее по настоящее время.

С обретением суверенитета в Кыргызской Республике в 1993 году образован национальный орган по контролю наркотиков, разработана первая Национальная программа по борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков. В 1994 году Жогорку Кенеш Кыргызской Республики принял решение о присоединении к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года, Конвенции о психотропных веществах 1971 года и Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.

С этого времени Кыргызская Республика выполняет требования и нормы международного права и придерживается руководящих принципов Международного комитета по контролю над наркотиками (далее - МККН) в области контроля за законным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров при обеспечении доступности лекарственных форм, наркотических средств и психотропных веществ для населения, а для промышленности - прекурсоров.

Основными факторами, обуславливающими формирование тенденций развития наркоситуации в Кыргызской Республике, являются:

- негативные социальные процессы, формирующие и поддерживающие устойчивый спрос на незаконные наркотики;

- международный наркотранзит через территорию страны;

- наличие собственной сырьевой базы для незаконного изготовления наркотиков.

1.2. Современная ситуация

 

В Кыргызской Республике наблюдается прогрессирующая динамика незаконного оборота наркотиков. Находясь в непосредственной близости от Афганистана, где производится более 90% всех незаконных опиоидов в мире, республика испытывает все последствия от их транзита через свою территорию.

На территорию Кыргызской Республики наркотики доставляются в направлении Алайского и Чон-Алайского районов Ошской области; Баткенского, Лейлекского, Кадамжайского районов Баткенской области.

Наркоситуация в Кыргызской Республике складывается под влиянием внешних и внутренних факторов.

Внешние факторы: близость к Афганистану, как основному источнику наркопроизводства в регионе, деятельность международной наркомафии в Центральной Азии, отсутствие единого подхода к вопросам региональной наркобезопасности, проницаемость государственных границ.

Внутренние факторы: бедность, безработица, миграция населения, коррупция, наличие собственной сырьевой базы для изготовления наркотиков, прозрачность государственных границ, недостаточное финансирование и материально-техническое оснащение государственных антинаркотических структур.

Медицинские последствия употребления наркотиков включают в себя болезни зависимости от наркотиков, распространение опасных инфекций, передающихся в ходе инъекций нестерильным инструментарием, и смертность (как от прямых, так и косвенных причин).

Распространение инфекционных заболеваний. Оценочное количество потребителей инъекционных наркотиков в Кыргызской Республике, по данным УНП ООН, составляет 25 тыс. человек, что почти в 3,5 раза выше, чем по данным национальной статистики. В пенитенциарной системе на наркологическом учете состоит 5 процентов от общего количества осужденных. Однако, по экспертным данным, оценочное число лиц, употребляющих наркотики инъекционным путем в пенитенциарных учреждениях, может составлять до 19 процентов от общей численности тюремного населения(1).

Инъекционное потребление наркотиков является фактором, усугубляющим распространение ВИЧ, туберкулеза, гепатитов и других видов опасных инфекций.

Более половины всех случаев инфицирования ВИЧ происходит в среде потребителей инъекционных наркотиков (59,8 процентов от общего числа зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции, по состоянию на 1 января 2013 года). Такая ситуация наиболее характерна в Чуйской и Ошской областях, а также городах Ош, Бишкек и Джалал-Абад. Более половины потребителей инъекционных наркотиков инфицированы вирусом гепатита С.

Смертность. Официальная статистика смертности от передозировки наркотиками имеет волнообразную амплитуду и достигает 2 процента от общего числа лиц, состоящих на учете в наркологических учреждениях. Однако, по экспертным оценкам, реальный уровень смертности значительно выше.

Основными прямыми причинами смертности от потребления наркотиков являются передозировки, инфекционные заболевания и их осложнения; основными косвенными причинами - несчастные случаи, связанные с опасным поведением наркозависимых лиц (суициды, травматизм, переохлаждение и другие).

2. Анализ ответных мер

2.1. Общие сведения

 

Кыргызская Республика на основе норм международного права и рекомендаций основных антинаркотических институтов ООН реализует принципы комплексного и сбалансированного подхода к решению проблем, связанных с наркотиками. Государственная политика в этой сфере сформулирована в основных направлениях, ориентированных на сокращение спроса на незаконные наркотики, сокращение их незаконного предложения и снижение вреда от потребления наркотиков.

В Кыргызской Республике Государственная служба по контролю наркотиков при Правительстве Кыргызской Республики (далее - ГСКН) осуществляет реализацию государственной политики в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту; предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступлений, отнесенных законодательством Кыргызской Республики к компетенции органа по контролю наркотиков; координацию деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, осуществления мер по противодействию их незаконному обороту; обеспечение в пределах своей компетенции контроля за законным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

Законом Кыргызской Республики "О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах" установлены процедуры строгого контроля за разработкой, производством, переработкой, вывозом, транзитом, перевозкой, пересылкой, приобретением, хранением, распределением, реализацией, уничтожением, использованием в медицинских, научных и учебных целях, экспертной деятельностью и проведением криминалистических исследований наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

Ввоз, вывоз, транзит и промышленное использование наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров осуществляются на основе разрешений, выдаваемых уполномоченным государственным органом по контролю наркотиков в пределах квот (на наркотические средства и психотропные вещества), утверждаемых ежегодно Международным комитетом по контролю над наркотиками.

2.2. Сокращение предложения незаконных наркотических средств и психотропных веществ

 

В структуре правоохранительных органов Кыргызской Республики имеются специализированные подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Основной вектор их деятельности направлен на борьбу с организованными и групповыми формами незаконного оборота наркотиков, вскрытие и пресечение каналов международного наркотрафика, изготовления наркотиков из местного сырья (конопли, мака и эфедры).

Пресечение международного наркотрафика осуществляется как в ходе охраны государственной границы, контроля ввозимых грузов и прибывающих лиц, так и путем проведения совместных международных операций по методу контролируемой поставки наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

Уполномоченный государственный орган по контролю наркотиков совместно с органами внутренних дел, местными государственными администрациями и органы местного самоуправления принимают меры по уничтожению дикорастущей конопли, особенно в тех регионах, где наблюдается изготовление наркотиков из растительного сырья местным населением.

Уполномоченный государственный орган по контролю наркотиков во взаимодействии с государственными органами Кыргызской Республики и соответствующими международными институтами пресекает утечку наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в незаконный оборот.

Объемы наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, изымаемых в Кыргызской Республике из незаконного оборота, за последние 5 лет выросли в 3,5 раза.

В 2012 году выявлено 1933 преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, что составляет 6,7 процента в общей структуре преступности в Кыргызской Республике(2).

2.3. Сокращение спроса на незаконные наркотики

 

Сокращение спроса на незаконные наркотики осуществляется в формате первичной, вторичной и третичной наркопрофилактики.

2.3.1. Первичная наркопрофилактика

 

Первичная наркопрофилактика осуществляется в Кыргызской Республике органами здравоохранения, образования, правоохранительными органами, органами местного самоуправления, гражданским обществом, родителями и средствами массовой информации при координации уполномоченного государственного органа по контролю наркотиков. Заинтересованными министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления, гражданским обществом и международными организациями ежегодно проводятся информационно-образовательные мероприятия для населения. Стало традицией проведение ежегодных кампаний, посвященных Международному дню борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков, в том числе в учреждениях пенитенциарной системы.

В средствах массовой информации публикуются материалы на темы наркопрофилактики. Авторы лучших публикаций ежегодно номинируются на получение премий.

В 2012 году организована национальная медиакампания на тему "Ближе к друг другу - дальше от наркотиков", с упором на развитие семейных ценностей, и приуроченная к Году семьи, объявленному Президентом Кыргызской Республики.

2.3.2. Вторичная наркопрофилактика

 

Общая и специализированная наркологическая помощь лицам с зависимостью от наркотических средств и иных психоактивных веществ оказывается на базе организаций здравоохранения. Увеличение числа пролеченных случаев свидетельствует об определенном улучшении системы оказания лечебно-реабилитационной помощи лицам с зависимостями от наркотических средств.

Кроме того, лечение наркозависимости производится в медицинских учреждениях Государственной службы исполнения наказаний при Правительстве Кыргызской Республики (далее - ГСИН) и частных наркологических клиниках.

Спектр лечебных услуг в Кыргызской Республике включает в себя:

- детоксификацию, или лечение синдрома отмены;

- опиоидную заместительную терапию;

- немедикаментозную терапию зависимости (программы медико-психологической реабилитации).

Детоксификация. Основной моделью детоксификации является "психофармакологическая модель", то есть лечение с использованием широкого спектра медицинских препаратов.

Программы опиоидной заместительной терапии (далее - ОЗТ) осуществляются в 20 пунктах на базе государственных наркологических организаций и кабинетов под контролем уполномоченного государственного органа по контролю наркотиков. Данными программами охвачена треть состоящих на официальном учете лиц с опиоидной зависимостью и около 5 процентов оценочного количества потребителей инъекционных наркотиков. Обязательным компонентом программ ОЗТ является оказание психологической и социальной помощи их участникам.

Эффективность программ подтверждается оценками, регулярно проводимыми международными организациями. В них, в частности, отмечается снижение частоты потребления нелегальных опиатов, уровень криминальной деятельности и поведения, связанного с риском заражения последующей передачи ВИЧ, также улучшение состояние здоровья и ресоциализации пациентов.

2.3.3. Третичная профилактика

 

С 2004 года в стране осуществляются программы медико-психологической реабилитации (программы немедикаментозного лечения), которые реализуются в стационарных и амбулаторных условиях.

Однако полноценных реабилитационных центров в системе Министерства здравоохранения Кыргызской Республики пока не имеется.

Амбулаторные программы ориентированы, главным образом, на мотивирование получения и продолжения лечения, а также профилактику рецидивов.

Основной задачей стационарных реабилитационных лечебных программ является достижение стойкой ремиссии или полного воздержания от приема наркотиков после завершения лечебной программы.

Критериями приема в программу немедикаментозного лечения являются предварительное прохождение детокс-терапии и высокий уровень мотивации пациента на лечение.

2.4. Снижение вреда от потребления наркотиков

 

Программы снижения вреда ориентированы на потребителей инъекционных наркотиков и их значимое окружение (родственники, партнеры) и осуществляются медицинскими, социальными работниками, сотрудниками правоохранительных органов, органами местного самоуправления, НКО.

Данные программы являются одним из приоритетных направлений по противодействию наркомании и незаконному обороту наркотиков и неотъемлемой частью государственной политики в области профилактики ВИЧ-инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков (далее - ПИН).

Объединение усилий государственных органов, некоммерческих организаций, а также многосекторальный подход к решению проблем наркозависимости и ВИЧ/СПИДа создали благоприятные условия для развития программ снижения вреда, как в гражданском секторе, так и в пенитенциарных учреждениях.

Они институционализированы на базе лечебно-профилактических организаций, в гражданском секторе и в пенитенциарных учреждениях.

Услуги программ снижения вреда включают в себя консультации специалистов; базовую медицинскую помощь; обмен игл и шприцев; предоставление дезинфицирующих средств, презервативов; информационно-образовательные мероприятия, включая метод "равный-равному"; консультирование и тестирование на ВИЧ; "телефоны доверия"; правовую помощь и социальное сопровождение.

Для снижения вреда от потребления наркотиков на 1 января 2013 года в стране функционируют 48 пунктов обмена шприцев (ПОШ), в том числе 7 в пенитенциарной системе, которыми охвачено свыше 50 процентов ПИН(3).

В пенитенциарной системе открыты и работают 8 реабилитационных центров "Атлантис", реализующих программы реабилитации лиц, зависимых от алкоголя и наркотиков.

В учреждении № 31 ГСИН, при содействии программы Европейского союза "Предотвращение наркотиков" (CADAP) в Кыргызской Республике, открыт и функционирует Центр реабилитации и социальной адаптации - ЦРСА ("чистая зона"), что позволяет пациентам программы "Атлантис", успешно завершившим основной курс терапии, продолжить свою реабилитацию, приобрести и закрепить трудовые навыки, получить начальное профессиональное образование и успешно пройти процесс реинтеграции и адаптации в гражданском обществе после освобождения.

Большое внимание уделяется развитию программ социального сопровождения освобождающихся осужденных, с акцентом на уязвимые в отношении ВИЧ-инфекции группы - ПИН, лицам, живущим с ВИЧ (далее - ЛЖВ), больных туберкулезом. Программа подготовки осужденных к освобождению внедрена и функционирует в 12 пенитенциарных учреждениях.

В трех пенитенциарных учреждениях (двух следственных изоляторах и одной исправительной колонии) реализуется программа опиоидной заместительной терапии (далее - ОЗТ), основными задачами которой являются:

- повышение качества жизни и социального функционирования пациентов;

- профилактика инфекционных заболеваний, передающихся через кровь, среди участников программ.

Сокращение смертности от потребления наркотиков.

Министерством здравоохранения Кыргызской Республики утвержден "Стандарт профилактики передозировок от опиоидов с применением препарата налоксон" и осуществляется программа по сокращению смертности среди потребителей опиоидов, основанная на распространении антагониста опиоидных рецепторов - налоксона. С 2009 года число участников данной программы увеличилось с 500 до 2500 человек.

2.5. Международное сотрудничество

 

Кыргызская Республика с момента обретения суверенитета находится в числе стран, наиболее активно проводящих антинаркотическую политику.

Осознавая значимость международной кооперации в борьбе с наркотиками, страна активно развивает международные системы координации.

Первым, наиболее серьезным шагом в этом направлении явилось присоединение Кыргызской Республики в 1994 году к основным антинаркотическим конвенциям, что юридически оформило вступление республики в единую мировую антинаркотическую систему. Этот шаг повлек за собой активное взаимодействие с МККН, УНП ООН и другими профильными институтами ООН, такими, как Программа развития ООН (ПРООН), Всемирная организация здравоохранения (далее - ВОЗ) и Программа ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС).

Кыргызской Республикой на правительственном и межведомственном уровнях заключены с рядом стран двусторонние и многосторонние международные соглашения в сфере контроля над наркотиками и противодействия незаконному обороту наркотиков.

Важным шагом стало вступление Кыргызской Республики в Международную организацию уголовной полиции (далее - Интерпол).

В рамках Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) органы внутренних дел координируют свою антинаркотическую деятельность под эгидой Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений (далее - БКБОП), созданного решением Совета глав правительств СНГ от 24 сентября 1993 года.

23 июня 2005 года на сессии Совета Организации договора о коллективной безопасности (деле - ОДКБ) было утверждено Положение о Координационном совете руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков (далее - KCOПH) государств-членов ОДКБ, после чего развернулась активная работа по противодействию наркотикам. В рамках этой организации ежегодно организуется и проводится международная операция "Канал".

В рамках Шанхайской организации сотрудничества (далее - ШОС) осуществляется ряд мероприятий антинаркотической направленности, включая разработку проекта стратегии и плана действий по наркопрофилактике, проведения совместных оперативно-профилактических мероприятий "Мышеловка-2012", конференций и заседаний рабочих групп, налаживание обмена значимой информацией.

Кыргызская Республика активно участвует в ежегодно проводимых международных операциях под эгидой ООН "Тарсет". В рамках взаимодействия с Европейским союзом Кыргызская Республика принимала участие в антинаркотической деятельности по программе "КАДАП-5".

Кыргызская Республика также вошла в состав членов такой влиятельной организации, как АЙДЕК (IDEC - I№ter№atio№al Drug E№forceme№t Co№fere№ce), объединяющей 91 страну мира в стремлении противодействовать незаконному обороту наркотиков.

В свете растущей наркоугрозы, государствами, подписавшими Меморандум о взаимопонимании по региональному сотрудничеству в области контроля наркотиков (Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан), было принято решение о создании Центральноазиатского регионального информационного координационного центра (ЦАРИКЦ). Основными задачами этого центра стали содействие в организации, проведении и координации согласованных совместных международных операций по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, а также обеспечение сбора, хранения, защиты, анализа и обмена информацией по трансграничной преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков.

В Концепции национальной безопасности Кыргызской Республики, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 9 июня 2012 года № 120, заложено, что "Осознавая важную стратегическую роль Центральноазиатского региона, Кыргызстан придает первостепенное значение вопросам дальнейшего углубления региональной интеграции, что является необходимым условием устойчивого социально-экономического развития. Со всеми соседями по региону заключены договоры о вечной дружбе и добрососедстве. Основой объединения усилий соседних государств в этом направлении являются борьба с международным терроризмом, наркобизнесом и преступностью, решение общих социально-экономических и экологических проблем, и другие региональные проблемы".

Кыргызская Республика полностью разделяет принципы комплексного и сбалансированного подхода к решению проблем, связанных с наркотиками. Политика, осуществляемая Кыргызской Республикой, также продиктована общепринятыми принципами и целями, закрепленными в Уставе ООН и содержащимися в Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года, Конвенции о психотропных веществах 1971 года и Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.

Являясь полноправным членом ООН, республика воплощает в жизнь Политические принципы, принятые Генеральной Ассамблеей ООН, а также следует руководящим принципам МККН и ВОЗ.

Таким образом, Кыргызская Республика принимает меры на всех уровнях - национальном, региональном и международном, в целях установления заслона на путях доставки наркотиков от производителей до конечных потребителей.

3. Проблемы, требующие решения

 

Несмотря на достигнутые Кыргызской Республикой успехи в сфере противодействия негативному влиянию наркотиков, имеется ряд проблем, требующих решения.

Экономические трудности переходного периода не позволили обеспечить целевое финансирование государственных программ по борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков. Их исполнение осуществляется за счет средств, выделяемых из республиканского бюджета на обеспечение деятельности соответствующих государственных органов, либо средств международных грантов. Это ограничивает системность осуществляемых мероприятий по противодействию наркотизму в стране.

Первичная наркопрофилактика. В Кыргызской Республике вопросы первичной наркопрофилактики остаются наиболее неразработанными. Отсутствует ее правовая база, а также стандарты, особенно в образовательной сфере.

Превалирует понимание первичной профилактики в виде запугивания с акцентом на негативные последствия потребления наркотиков. В обиходе используются сленговые термины или криминальный жаргон, что лишь подогревает интерес к потреблению запрещенных субстанций.

Ряд положений первичной наркопрофилактики присутствует в государственных и национальных программах, но осуществляются они преимущественно путем проведения конференций и "круглых столов", издания литературы небольшим тиражом. В проводимых на практике профилактических мероприятиях отсутствуют новаторские элементы и практически решается лишь один вопрос - акцентирование внимания общества на проблемах злоупотребления наркотиками.

Не находит общего понимания тот факт, что формированию зависимости от наркотиков, как правило, предшествует потребление таких психоактивных веществ (далее - ПАВ), как табак, алкоголь, ингалянты (содержащие летучие растворители) и другие. В результате профилактические мероприятия, направленные на формирование негативного отношения детей и молодежи к употреблению табака, алкоголя и наркотиков, осуществляется разрозненно и на нетождественной методологической основе.

Таким образом, первичная наркопрофилактика, как наиболее важный инструмент противодействия развития наркопотреблению, в достаточной мере в Кыргызской Республике пока не развита.

Вторичная и третичная наркопрофилактика. Коечный фонд государственной наркологии, ее материально-техническая составляющая не получили в последние годы должного развития, ее финансирование крайне недостаточно для эффективной лечебно-профилактической деятельности. Медицинские программы построены преимущественно на детоксикации, что не позволяет обеспечить потребности в лечении и требуемого качества услуг.

Реабилитационные программы действуют только на базе республиканского Центра наркологии Министерства здравоохранения Кыргызской Республики (далее - РЦН). В системе профессиональной подготовки и переподготовки кадров государственных органов, за определенными исключениями, отсутствует полноценная специальная программа подготовки специалистов указанного профиля.

Наркопрофилактика в условиях пенитенциарной системы. Несмотря на имеющиеся достижения, состояние наркопрофилактики в пенитенциарной системе не отвечает современным требованиям. Материально-техническое состояние и оснащение лечебно-профилактических подразделений пенитенциарной системы остаются неудовлетворительными.

Борьба с незаконным оборотом наркотиков. Несмотря на принимаемые меры, вплоть до создания в 2003 году уполномоченного государственного органа по контролю наркотиков и профильных подразделений в правоохранительных органах, существенного урона организованной наркопреступности не нанесено. По экспертным оценкам, в стране изымалось не более 1 процента наркотиков, находящихся в незаконном обороте. Кыргызская Республика остается одним из каналов международного наркотрафика, по которому значительные объемы наркотиков относительно свободно перемещаются в страны участницы СНГ и далее.

Вместе с тем, деятельность правоохранительных органов еще в значительной степени сводится к привлечению ответственности розничных сбытчиков и лиц, хранящих наркотики для собственного потребления. Так, в структуре выявленных в 2012 году наркопреступлений хранение наркотиков без цели сбыта составляет две трети от общего числа наркопреступлений.

Представители международных и некоммерческих организаций, действующих в Кыргызской Республике, указывают на факты повышенной правоохранной активности в отношении клиентов профилактических программ либо пунктов обмена шприцев и ОЗТ, что является препятствующим фактором для предоставления наркологических услуг.

Отсутствие доступных баз данных сдерживает развитие системы привлечения к административной ответственности лиц за незаконное хранение наркотиков в небольших размерах без цели сбыта, призванной усилить профилактическую составляющую системы противодействия наркотикам.

Несмотря на вовлеченность в незаконный оборот наркотиков должностных лиц государственных органов, борьба с коррупцией в этой сфере ведется недостаточно активно.

Отсутствуют не только факты, но и сама методология выявления легализации средств, полученных от криминального наркобизнеса. Борьба в этом направлении не развивается, хотя в значительной части стран мира это направление деятельности является одним из самых перспективных. Между тем, силы международного терроризма и экстремизма активно используют криминальный наркобизнес, как источник финансирования своей подрывной деятельности.

Проницаемость государственных границ страны, вызванная не только отсутствием пограничной инфраструктуры, но и коррупцией, глобализует проблему, делает Кыргызстан зависимым от процессов, происходящих на мировых наркорынках.

Незаконный оборот наркотиков прямо ухудшает и общую оперативную обстановку в республике. Убийства на почве передела сфер влияния в криминальном наркобизнесе стали обычным явлением.

Контроль за деятельностью в сфере законного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Кыргызская Республика принимает меры выполнению в полном объеме своих международных обязательств в сфере контроля над наркотиками. В основном имплементация международных норм в этой сфере на законодательном уровне завершена. При этом, с целью завершения формирования адекватной системы необходимо принятие ряда подзаконных нормативных правовых актов.

Международные обязательства. В соответствии с пунктами 36 и 40 Политической декларации, принятой на Этапе заседаний высокого уровня Комиссии ООН по наркотическим средствам (далее - КНС) 11-12 марта 2009 года, Кыргызской Республике к 2019 году предстоит обеспечить поэтапную (в период до 2014 года, с оценкой на 57 Сессии КНС, а также до 2019 года включительно) ликвидацию или существенное и поддающееся оценке сокращение:

- незаконного культивирования опийного мака и растения каннабис;

- незаконного спроса на наркотические средства и психотропные вещества, а также связанных с наркотиками рисков для здоровья и социальных рисков;

- незаконного производства, изготовления, сбыта и распространения, а также оборота психотропных веществ;

- утечки из незаконного оборота прекурсоров;

- масштабов отмывания денежных средств, связанного с незаконными наркотиками.

4. Антинаркотическая программа Правительства Кыргызской Республики

 

Государственная политика Кыргызской Республики в сфере контроля наркотиков осуществляется в рамках следующих стратегических направлений по сокращению (снижению):

- предложение незаконных наркотиков;

- спрос на незаконные наркотики;

- вред от потребления наркотиков.

Настоящая Антинаркотическая программа Правительства Кыргызской Республики (далее - Программа) направлена на:

- снижение уровня наркозависимости населения и связанные с ней негативные последствия;

- мобилизацию и координацию антинаркотической деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и гражданского общества;

- установление эффективного государственного и общественного контроля над наркоситуацией в стране;

- совершенствование нормативно-правовой основы противодействия распространению наркозависимости и незаконному обороту наркотиков.

Принципами реализации Программы являются:

- демократизм - возможность широкого участия граждан, их общественных объединений в принятии политических решений;

- гуманизм - признание ценности человека, как личности, учет и уважение прав и свобод человека, а также его нужд и потребностей, гендерное равенство;

- открытость - достаточный уровень информированности населения о ходе противодействия незаконному обороту наркотиков, возможность получения соответствующей информации, а также о мерах профилактики, лечения и снижения вреда от потребления наркотиков;

- законность - противодействие незаконному обороту наркотиков и осуществление профилактических программ в рамках законодательства Кыргызской Республики;

- целенаправленность - подчинение всех действий достижению поставленных целей, конкретных результатов, направление их на решение вопросов контроля наркотиков в стране, объединение усилий всех сторон процесса, заинтересованных в противодействии наркоугрозе;

- комплексность - ориентированность на все стратегические направления и согласованность с другими государственными и национальными программами Кыргызской Республики;

- научность - основу рациональной и сбалансированной политики в области противодействия распространению наркомании и незаконному обороту наркотиков должны составлять факты и прогнозы, получаемые при помощи использования современных научных методов и доказательной медицины, что позволит определить наиболее эффективные методы решения данной проблемы;

- непрерывность и долговременность - предполагают постоянные действия, направленные на решительную борьбу с криминальным наркобизнесом, а также на преодоление его последствий, включая институционализацию систем информационно-образовательных, медицинских и социальных мероприятий по профилактике наркопотребления и его последствий;

- реалистичность - противодействие распространению наркомании и борьбы с незаконным оборотом наркотиков с учетом реальной наркоситуации в стране, обеспечение поставленных целей и задач соответствующими организационными, материальными и кадровыми ресурсами;

- широта охвата - наркоугроза и связанная с ней угроза коррупции государственного управления, организованной преступности, криминализации и радикализации общества требуют одновременного дифференцированного воздействия на их различные проявления: легализацию ("отмывание") наркодоходов, террористическую деятельность, незаконную торговлю людьми, религиозный экстремизм;

- соответствие нормам международного права в сфере контроля над оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;

- адекватность ответных мер степени общественной опасности явления;

- вовлеченность населения;

- международное сотрудничество - укрепление и расширение международного сотрудничества в борьбе с оборотом наркотиков на дву- и многосторонней основе.

4.1. Основные цели и задачи Программы

 

Основными целями настоящей Программы являются:

- снижение объемов незаконного оборота наркотиков;

- снижение потребления наркотиков и вызванных этим негативных последствий;

- обеспечение доступности лекарственных наркотических средств и психотропных веществ в соответствии с потребностями здравоохранения.

Успешная реализация целей в сфере контроля над наркотиками требует решения комплекса следующих стратегических задач:

- развитие государственной системы первичной, вторичной и третичной наркопрофилактики, с приоритетом первичной профилактики;

- борьба с наркопреступностью и коррупцией, особенно в организованных формах;

- совершенствование государственной системы контроля законного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;

- совершенствование правоохранительной деятельности в противодействии незаконному обороту наркотиков;

- совершенствование системы медицинской наркологической помощи;

- снижение негативных последствий незаконного потребления наркотиков (ВИЧ, вирусные гепатиты и другое);

- совершенствование организационного, нормативно-правового и ресурсного обеспечения антинаркотической деятельности;

- вовлечение гражданского общества в антинаркотические профилактические мероприятия;

- повышение уровня и эффективности международного сотрудничества.

4.2. Законодательство в сфере контроля над наркотиками

 

Правовой основой настоящей Программы являются законодательство Кыргызской Республики, включающее законы, иные нормативные правовые акты Кыргызской Республики, а также вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика.

Национальное законодательство. Конституция Кыргызской Республики, законы Кыргызской Республики "О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах", "Об общественном здравоохранении", "Об организациях здравоохранения в Кыргызской Республике", Стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы, утвержденная Указом Президента Кыргызской Республики от 21 января 2013 года № 11, Концепция национальной безопасности Кыргызской Республики, утвержденная Указом Президента Кыргызской Республики от 9 июня 2012 года № 120, Национальная стратегия развития уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы Кыргызской Республики на 2012-2016 годы, утвержденная постановлением Правительства Кыргызской Республики от 15 мая 2012 года № 297, постановление Правительства Кыргызской Республики "О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах, подлежащих контролю в Кыргызской Республике" от 9 ноября 2007 года № 543.

Международные документы. Единая конвенция ООН о наркотических средствах 1961 года, Конвенция ООН о психотропных веществах 1971 года, Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года, Политическая декларация S-20/2 от 10 июня 1998 года, принятая Генеральной Ассамблеей ООН на двадцатой специальной сессии, Декларация Генеральной Ассамблеи ООН S-20/3 от 10 июня 1998 года о руководящих принципах сокращения спроса на наркотики, Политическая декларация и План действий по налаживанию международного сотрудничества в целях выработки комплексной сбалансированной стратегии борьбы с мировой проблемой наркотиков, принятые на Этапе заседаний высокого уровня Комиссии по наркотическим средствам 11-12 марта 2009 года, Руководящие принципы Международного комитета по контролю над наркотиками: "О представлении МККН статистических сведений о потерях и уничтожении наркотических средств", "О подготовке добровольного кодекса поведения химической промышленности", "В отношении путешествующих на лечение с международными контролируемыми наркотическими средствами", "По предупреждению незаконной торговли через Интернет веществами, находящимися под международным контролем", "По эталонным образцам", "По отчетам" и др., а также Руководство Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по фармакологическому лечению опиоидной зависимости с психосоциальным сопровождением, разработанное во исполнение резолюции 2004/40 Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС).

4.3. Основные направления деятельности

4.3.1. Сокращение спроса на незаконные наркотики

 

В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН S-20/3 от 10 июня 1998 года меры по сокращению спроса на незаконные наркотики направлены на ликвидацию или сокращение потребительского спроса на незаконные наркотические средства и психотропные вещества. Они включают предупреждение потребления наркотиков и уменьшение неблагоприятных последствий злоупотребления ими; обеспечение и поощрение активного и согласованного участия отдельных лиц и общества в целом, с учетом географического положения, экономических условий, численности наркопотребителей, культурных особенностей и гендерных факторов.

Принципами данного направления деятельности являются:

- стандартизация, т.е. разработка и введение единых требований и методов осуществления профилактических мероприятий;

- адресность воздействия, с учетом специфики каждого из объектов профилактики;

- позитивность, т.е. отсутствие информационного устрашения при воздействии на объекты профилактики;

- системность, т.е. комплексное непрерывное воздействие на все объекты профилактики, при должном внимании и координации субъектов гражданского общества и пенитенциарных учреждений;

- соблюдение прав и свобод человека и гражданина, гендерное равенство;

- многосекторальное сотрудничество и взаимодействие государственного и гражданского секторов.

Первичная наркопрофилактика

Первичная наркопрофилактика является одним из основных методов снижения спроса на незаконные наркотики в деятельности государственных органов и гражданского общества. Основной целью первичной наркопрофилактики является воспитание при поддержке семьи и государства психически здорового, сформировавшегося как личность, законопослушного и ответственного за свое поведение человека, с навыками здорового образа жизни, способного справляться с жизненными проблемами адекватными способами.

Задачами первичной наркопрофилактики являются:

- создание благоприятной правовой среды для эффективного снижения спроса на наркотики, находящиеся в незаконном обороте, посредством совершенствования нормативной правовой базы, в том числе путем внесения соответствующих законопроектов на рассмотрение в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики;

- усиление профилактической составляющей в координационной деятельности уполномоченного государственного органа по контролю наркотиков;

- создание условий для ведения здорового образа жизни и предоставление альтернативы наркопотреблению для детей и молодежи со стороны семьи, государства, молодежных объединений, гражданского и бизнес-сообществ, а также средств массовой информации (организация здорового и доступного досуга, в том числе через развитие физкультуры и спорта, активных игр, индивидуальных, групповых или массовых мероприятий);

- активизация профилактической деятельности местными государственными администрациями и органами местного самоуправления, а также создание непрерывной системы санитарно-просветительной работы и культурного воспитания в государственных и общественных учреждениях (организации образования, здравоохранения, социальной защиты, вооруженные силы, правоохранительные органы, пенитенциарная система, средства массовой информации);

- формирование жизненных навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья, стремлению к достижению социального благополучия (обучение навыкам принятия решений, эффективного общения, критического мышления, сопротивления негативному давлению сверстников, управления эмоциями);

- создание научно обоснованных методов и подходов к информированию о негативных последствиях употребления психоактивных веществ (далее - ПАВ);

- организация системы поддержки молодежи в кризисных ситуациях;

- создание системы первичной профилактики в пенитенциарных учреждениях с условием соблюдения их специфики.

Вторичная наркопрофилактика

Вторичная наркопрофилактика - это комплекс медицинских, психологических и социальных мероприятий, направленных на оздоровление личности и социальной среды, при поддержке семьи и государства, а также вовлечение потребителей наркотиков в профилактические программы.

Задачами вторичной наркопрофилактики являются:

- совершенствование нормативной правовой базы и создание благоприятной правовой среды для реализации лечения, ухода и поддержки наркопотребителей;

- обеспечение доступной, научно обоснованной наркологической помощи для гражданского населения и в пенитенциарных учреждениях в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

- повышение потенциала и развитие инфраструктуры государственной наркологической службы с обеспечением возможности получения полного спектра услуг на условиях конфиденциальности, повышение качества эффективности работы медицинского персонала;

- поддержка научных исследований, внедрение новых технологий в области диагностики, лечения и реабилитации наркозависимых;

- развитие и поддержка организаций всех форм собственности, оказывающих услуги по реабилитации и социальной адаптации наркопотребителей;

- обеспечение психологической, социальной и правовой поддержки близкому окружению наркопотребителей (созависимым лицам);

- развитие и расширение программ медикаментозного лечения наркозависимости агонистами и антагонистами;

- обеспечение доступа к услугам вторичной профилактики в приемниках-распределителях, изоляторах временного содержания, следственных изоляторах, исправительных колониях и других местах содержания под стражей лиц, страдающих наркозависимостью;

- развитие психологической службы в пенитенциарной системе Кыргызской Республики.

Третичная наркопрофилактика

Третичная профилактика - это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение рецидивов наркологических заболеваний и их осложнений, а также дальнейшую реабилитацию зависимых лиц.

Задачами третичной наркопрофилактики являются:

- обеспечение координации и единства подходов в деятельности наркологических учреждений всех форм собственности, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности;

- разработка и внедрение эффективных инновационных технологий реабилитации наркозависимых и их последующей социальной адаптации;

- обеспечение доступной, научно обоснованной наркологической помощи в гражданском секторе и пенитенциарных учреждениях в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

- развитие и поддержка организаций всех форм собственности, оказывающих медицинскую наркологическую помощь и услуги по реабилитации и социальной адаптации наркозависимых лиц;

- поддержка групп самопомощи наркозависимых лиц.

4.3.2. Сокращение незаконного предложения наркотиков

 

Данное направление деятельности ориентировано на борьбу с незаконным оборотом наркотиков (производство, изготовление, перевозка, пересылка, хранение и сбыт), а также недопущение утечки наркотиков в незаконный оборот.

Принципами данного направления являются:

- системность, т.е. комплексное непрерывное воздействие на все этапы незаконного оборота наркотиков, при должном внимании и координации субъектов гражданского общества и пенитенциарных учреждений;

- законность, т.е. осуществление противодействия наркоугрозе в рамках законодательства, регулирующего сферу незаконного оборота наркотиков;

- соблюдение прав и свобод человека и гражданина, гендерное равенство;

- многосекторальное сотрудничество и взаимодействие государственного и гражданского секторов;

- многосекторальное сотрудничество и взаимодействие между правоохранительными органами;

- международное сотрудничество (укрепление и расширение международного сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотиков на дву- и многосторонней основе);

- сбалансированность подходов в сфере контроля законного оборота наркотических средств и прекурсоров.

Задачами данного направления являются:

- выявление и пресечение каналов наркотрафика, контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, сетей оптового и розничного распространения незаконных наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

- сокращение сырьевой базы незаконного изготовления наркотиков;

- пресечение утечки наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров из законного оборота в незаконный оборот;

- борьба с легализацией (отмыванием) преступных доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков, а также выявление и пресечение каналов и способов их незаконного перемещения;

- выявление фактов потребления неконтролируемых видов ПАВ, с принятием нормативных и управленческих решений, практических мер по недопущению их дальнейшего оборота и потребления.

4.3.3. Борьба с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров

 

Основными направлениями деятельности в сфере сокращения незаконного предложения наркотиков являются:

- совершенствование нормативной правовой базы в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков и контроля их законного оборота, включая деятельность аптек дистанционных продаж;

- создание системы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров антинаркотических подразделений;

- уменьшение проницаемости границ путем укрепления потенциала антинаркотических подразделений правоохранительных органов Кыргызской Республики, в том числе специальными средствами и техникой;

- усиление контроля грузов и лиц, прибывающих в Кыргызскую Республику из стран с высоким уровнем незаконного оборота наркотиков;

- усиление оперативно-розыскной деятельности в борьбе с наркобизнесом, в том числе с его организованными формами. Пресечение легализации (отмывания) преступных доходов, коррупции, каналов финансирования террористических и экстремистских групп средствами, полученными от незаконного оборота наркотиков, а также деятельности транснациональных организованных преступных групп;

- разработка методов сбора и использования оперативных данных и доказательств, в том числе санкционируемых судами, таких методов сбора доказательств, как электронное наблюдение и контролируемые поставки;

- создание информационно-аналитических систем, совершенствование сбора, обработки и анализа данных, создание электронных баз данных и обеспечение доступа к ним специалистов, а также обмен оперативными данными с обеспечением неразглашения и защиты источников информации;

- совершенствование контрольно-пропускного режима исправительных учреждений: оснащение современной техникой и средствами обнаружения наркотических средств и психотропных веществ (служебно-розыскные собаки, газоанализаторы и т.д.);

- создание системы прогнозирования наркоситуации и обеспечение готовности правоохранительных органов к действиям в новых условиях;

- усиление взаимодействия с населением для оказания содействия правоохранительным органам в борьбе с незаконным оборотом наркотиков;

- совершенствование международного сотрудничества путем укрепления нормативной правовой базы, межгосударственных механизмов обмена информацией, опытом и офицерами связи; проведение в установленном порядке контролируемых поставок наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров; осуществление согласованных межгосударственных оперативно-профилактических операций; предоставление взаимной правовой помощи в расследовании, судопроизводстве и уголовном преследовании.

4.3.4. Контроль законного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров

 

Основные задачи системы контроля законного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров:

- совершенствование системы предотвращения утечки наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в незаконный оборот путем имплементации международно-правовых обязательств Кыргызской Республики и формирование механизмов ввоза наркосодержащих лекарственных средств в формах, препятствующих извлечению действующего вещества из препарата;

- обеспечение доступности населения и промышленности к контролируемым наркотическим веществам в целях, предусмотренных Законом Кыргызской Республики "О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах" и международными соглашениями, участницей которых является Кыргызская Республика.

Приоритетные направления деятельности в сфере контроля законного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров:

- совершенствование системы контроля законных каналов распределения наркотических средств и психотропных веществ (от ввоза до конкретного потребителя), гармонизации национального законодательства и приведение его в соответствие с международными обязательствами Кыргызской Республики в этой сфере;

- изучение товарных потоков и оценка потребностей в легальных контролируемых препаратах;

- внедрение усовершенствованных систем учета и контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

- оптимизация использования наркотических лекарственных средств, вызывающих наркотическую зависимость, и принятие соответствующих контролирующих мер;

- усовершенствование мер по контролю прекурсоров;

- расширение международного сотрудничества, включая участие в международных операциях.

Учитывая, что наркотические лекарственные средства приобретаются в медицинских целях для снятия болевого синдрома, необходимо также использовать и экономические методы, развивая медицинскую и социальную инфраструктуру для предоставления нуждающимся лекарственных форм наркотических средств и психотропных веществ в полном объеме, в соответствии с назначенным лечением.

Обеспечение субъектов законного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров обусловливает необходимость этой деятельности на основе:

- систематического обновления списков наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю на территории Кыргызской Республики;

- постоянного мониторинга и контроля деятельности субъектов всех форм собственности;

- совершенствования законодательства Кыргызской Республики в сфере контроля законного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

4.3.5. Снижение вреда

 

Снижение вреда - комплекс мероприятий, направленных на уменьшение негативных медицинских, социальных, правовых, экономических и демографических последствий от употребления наркотиков, целями которых являются снижение смертности наркопотребителей, профилактика инфекционных заболеваний, а также улучшение качества жизни наркозависимого и общества в целом.

Принципами данного направления являются:

- законность, т.е. осуществление программ в рамках законодательства Кыргызской Республики;

- уважение законных прав и интересов участников программ, преодоление дискриминации и стигматизации;

- гендерное равенство в доступе к услугам;

- приверженность государственных органов программам снижения вреда;

- добровольность выбора программы и участия в ней;

- ответственность клиента за свое поведение.

Главная стратегическая цель программ снижения вреда - предотвращение медицинских последствий от потребления наркотиков, включая распространение ВИЧ-инфекции и других инфекций, передающихся через кровь, а также снижение смертности наркопотребителей.

Задачами данного направления являются:

- имплементация соответствующих международных норм в сфере снижения вреда от наркотиков;

- обеспечение доступности комплексного пакета услуг для нуждающихся лиц в гражданском секторе, в приемниках распределителях, изоляторах временного содержания, следственных изоляторах, исправительных колониях и других местах содержания под стражей;

- совершенствование системы профессиональной подготовки и непрерывного последипломного обучения специалистов (врачей, социальных работников, педагогов, сотрудников правоохранительных органов);

- разработка и внедрение информационно-образовательных программ для просвещения населения о целях и задачах снижения вреда, в том числе с участием средств массовой информации;

- создание условий для эффективного осуществления программ снижения вреда со стороны семьи, государства и гражданского общества.

Приоритетные направления снижения вреда:

- предоставление стерильных игл, шприцев и презервативов;

- предоставление базовой медицинской помощи и консультаций специалистов;

- предоставление информации о безопасном инъекционном, сексуальном поведении, ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитах;

- повышение роли сообщества зависимых от наркотиков и "созависимых" лиц в программах снижения вреда;

- подготовка кадров для программ снижения вреда.

Предотвращение смертности от передозировок опиоидами. Задачами предотвращения смертности от передозировок опиоидами являются:

- разработка нормативной правовой базы по вопросам оказания неотложной доврачебной помощи;

- создание системы обучения оказанию неотложной помощи при передозировке для сотрудников медицинских, социальных и других служб, а также правоохранительной и пенитенциарной систем и некоммерческих организаций;

- обеспечение соответствующих государственных служб и НКО антагонистами опиоидных рецепторов в необходимом количестве;

- проведение информационно-разъяснительной работы среди лиц, потребляющих опиоиды, по профилактике передозировок и оказанию неотложной помощи.

5. Реализация Программы и контроль

 

В целях реализации настоящей Программы предусматривается разработка республиканского, ведомственных и региональных планов мероприятий, включающих расчет финансовых средств и индикаторы мониторинга и оценки.

Контроль за ходом реализации настоящей Программы возлагается на уполномоченный государственный орган по контролю наркотиков.

Все государственные органы, задействованные в реализации настоящей Программы, периодически отчитываются перед Правительством Кыргызской Республики по соответствующим направлениям деятельности.

Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящей Программы, производится в пределах средств, предусмотренных для министерств и административных ведомств в республиканском бюджете на соответствующий год, а также других источников, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики.

Глоссарий

Агонисты - вещества, действующие по принципу активации рецепторов. Агонисты опиоидных рецепторов образуют категорию типичных наркотических анальгетиков.

Антагонисты - вещества, способные блокировать рецепторы по типу конкурентного ингибирования, препятствуя проявлению эффектов раздражения рецепторов.

Аптеки дистанционных продаж (в том числе Интернет-аптеки) - организации по доставке на дом заказанных по телефону или посредством интернет-сайтов медицинских препаратов.

Больной с зависимостью от ПАВ - физическое лицо, в отношении заболевания которого организацией здравоохранения установлен диагноз "психические и поведенческие расстройства вследствие употребления ПАВ".

Ввоз (импорт) и вывоз (экспорт) - перемещение наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров за пределы Кыргызской Республики или ввоз их в Кыргызскую Республику из другого государства.

Гашиш - смола каннабиса (CA№№ABIS RESI№) - специально приготовленная смесь отделенной смолы, пыльцы растения "каннабис" или смесь, приготовленная путем обработки (измельчение, прессование и т.д.) верхушек растения "каннабис" с разными наполнителями, независимо от придания формы смеси - таблетки, пилюли, спрессованные плитки, пасты и др. (за исключением семян). Основным активным ингредиентом является дельта-9-тетрагидроканнабинол.

Героин - диацетилморфин, 3,6-диацетильное производное морфина.

Государственная квота (годовая потребность) - максимальное количество наркотических средств или психотропных веществ, устанавливаемое Правительством Кыргызской Республики в соответствии с международными договорами, на основании расчета потребности Кыргызской Республики в наркотических средствах, психотропных веществах, в пределах которого осуществляется их законный оборот.

Детоксификация (Detoxificatio№) - процесс, в ходе которого пациент выводится из-под действия психоактивного вещества.

Законный оборот наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров - деятельность имеющих на это разрешение государственных органов, физических лиц, предприятий и учреждений всех форм собственности, связанная с разработкой, производством, изготовлением, переработкой, хранением, перевозкой, пересылкой, отпуском, реализацией, распределением, приобретением, использованием, ввозом на таможенную территорию Кыргызской Республики, вывозом с таможенной территории Кыргызской Республики наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

Зависимость (Depe№de№ce). Как в общеупотребительном смысле термин означает состояние необходимости или потребности в чем-то или ком-то для поддержки либо функционирования или выживания. Его можно использовать в широком смысле применительно к зависимости от любых ПАВ, либо в более узком смысле - применительно к конкретному наркотическому средству или классу наркотических средств (например, опиоидная зависимость). Термин "зависимость" часто относится как к соматическим, так и к психологическим элементам зависимости от наркотических средств.

Изготовление наркотических средств или психотропных веществ - действия, в результате которых на основе наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров получены готовые к использованию и потреблению формы наркотических средств, ПАВ или содержащие их лекарственные средства.

Инъекция - способ введения в организм растворов с помощью шприца и пустотелой иглы.

Интоксикация - состояние, наступающее вслед за введением ПАВ и приводящее к нарушениям уровня сознания, когнитивной функции, восприятия, суждения, эмоциональных реакций, поведения и других психофизиологических функций и реакций. Острая интоксикация - термин, используемый в МКБ-10 для обозначения интоксикации, имеющей клиническое значение (F11.0). К осложнениям, в зависимости от вещества и способа его введения, могут относиться травмы, вдыхание рвотных масс, делирий, кома и судороги.

Каннабис (конопля) - любое растение рода Ca№№abis.

Криминогенная ситуация - обстановка, характеризующаяся распространенностью преступных деяний, порождающая преступления, способствующая усилению преступности.

Криминальный наркобизнес - незаконный оборот наркотиков.

Культивирование - посев и выращивание опийного мака и конопли, других наркосодержащих растений.

Мак опийный (лат. Papaver som№iferum) - однолетнее травянистое растение семейства маковые (Papaveraceae).

Марихуана (MARIHUA№A) - верхушки и листья любого вида растения рода "каннабис", отделенные от стебля (высушенные или невысушенные), измельченные или неизмельченные (за исключением семян). Основным активным ингредиентом является дельта-9-тетрагидроканнабинол.

Международная квота на наркотические средства и психотропные вещества - лимит наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, ежегодно утверждаемый Международным комитетом по контролю над наркотиками ООН для стран-участников Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года и Конвенции о психотропных веществах 1971 года на основании расчета потребности в них, представляемого правительствами этих стран.

Морфин - один из главных алкалоидов опия, содержится в маке снотворном Papaver som№iferum.

Наркомания - болезненное психическое состояние, вызванное хронической интоксикацией вследствие злоупотребления наркотическими средствами, характеризующееся психической или физической зависимостью от них.

Наркологическая помощь - вид специализированной медицинской помощи, включающей в себя обследование психического состояния, диагностику психических расстройств, в том числе наличие зависимостей, лечение и профилактику обострений психических расстройств и зависимостей, медико-социальную адаптацию и реабилитацию граждан.

Наркологические услуги - услуги, предоставляемые в амбулаторных и стационарных условиях. К ним относятся медицинская манипуляция, медицинское обследование, медицинское освидетельствование, судебно-наркологическая экспертиза, консультирование, информирование.

Наркологическое учреждение - организация здравоохранения либо ее структурное (обособленное) подразделение, основной функцией которого является оказание наркологической помощи и услуги.

Наркологический учет - учет лиц, страдающих определенными видами психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением ПАВ, в разделе картотеки "Учет пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения, связанных с употреблением ПАВ".

Наркологическая регистрация - регистрация всех случаев обращения населения республики за услугами в наркологическую организацию.

Наркоситуация - характеристика состояния системы контроля наркотиков за конкретный период времени на определенной территории.

Наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, их препараты, а также растения, классифицированные в качестве таковых в соответствующих международных конвенциях, а равно иные вещества и растения, в силу их действия или злоупотребления ими включенные в национальные списки наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в Кыргызской Республике.

Наркопотребитель - лицо, потребляющее наркотические средства или психотропные вещества.

Наркополитика - государственная политика Кыргызской Республики в сфере контроля над оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

Наркотранзит - транзит наркотиков.

Наркотики каннабисной группы - гашиш и марихуана.

Наркотрафик - (от сочетания слов "наркотики" и англ. Traffic - "движение", "транспорт", "торговля") - перемещение, транспортировка, торговля наркотиками.

Наркотизация - в узком смысле - приведение в состояние наркотического опьянения, в широком - развитие наркомании среди населения.

Наркоугроза - начавшееся или возможное неблагоприятное воздействие незаконного оборота наркотиков и их незаконного потребления на государственные и общественные институты.

Налоксон - антагонист опиоидных рецепторов, применяется как лекарственное средство в качестве антидота при отравлении наркотиками группы опия.

Незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ - потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров - осуществляемые в нарушение законодательства Кыргызской Республики виды деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

Опий, опиум (из лат. opium) - наркотическое средство, получаемое из высушенного млечного сока, добываемого из недозрелых коробочек опийного мака (лат. Papaver som№iferum).

Опиоиды - вещества, способные связываться с опиоидными рецепторами организма, расположенными преимущественно в центральной нервной системе и желудочно-кишечном тракте. Опиоиды, обладающие структурным сходством с морфином, называют также опиатами.

Опиоидные рецепторы (опиатные рецепторы) - разновидность рецепторов нервной системы, относящихся к рецепторам, сопряженным с G белком. Основная их функция в организме - регулирование болевых ощущений. Они связываются как с эндогенными (вырабатываемые в организме), так и с экзогенными (поступающими извне) опиоидными химическими соединениями.

Организованная преступность - деятельность, осуществляемая организованными преступными группами, преступными сообществами (преступными организациями), вооруженными группами (бандами), характеризующаяся признаками, определенными уголовным законодательством.

Психоактивные вещества (ПАВ) - любые вещества естественного или синтетического происхождения, обладающие свойством непосредственного воздействия на головной мозг с изменением его нормального функционирования (изменением внимания, сознания, памяти, эмоций, поведения и др. функций). К ПАВ относятся наркотические и психотропные вещества, алкоголь, табак и другие вещества, обладающие указанными свойствами.

Последствия употребления наркотических веществ делятся на физические, психологические и социальные расстройства. К физическим последствиям употребления опиоидов (главным образом в результате внутривенного введения) относятся гепатит В, гепатит С, ВИЧ, сепсис, эндокардит (воспаление внутренней оболочки сердца), пневмония и абсцесс легкого, тромбофлебит (образование сгустков крови, вызывающих воспаление вен) и острый некроз скелетных мышц (разложение мышечных волокон).

Передозировка опиоидов (Opioid overdose) - употребление опиоидов в количествах, вызывающих тяжелые отрицательные соматические и психические последствия. Передозировка может вызывать кратковременные, длительные последствия или смерть.

Поддерживающая терапия опиоидными агонистами, (Ago№istmai№te№a№ce therapy, opioid) - лечение зависимости от наркотических средств путем назначения заместительного наркотического средства, в отношении которого у пациента существует перекрестная зависимость и перекрестная толерантность.

Перевозка - перемещение наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров из одного места в другое в пределах Кыргызской Республики.

Прекурсоры - вещества и их соли, классифицированные в международных конвенциях, как химические материалы, используемые для изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также химические вещества и их соли, используемые с этой же целью и подлежащие контролю в Кыргызской Республике.

Препарат - смесь веществ в любом физическом состоянии, содержащая одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, в отношении которых установлены меры контроля.

Производство наркотических средств, психотропных веществ - действия, направленные на серийное получение наркотических средств или психотропных веществ из химических веществ и (или) растений.

Психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, а также их препараты, классифицированные в качестве таковых в соответствующих международных конвенциях, а равно иные вещества или любые природные материалы, в силу их действия или злоупотребления ими включенные в национальные списки наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в Кыргызской Республике.

Пациенты - лица, страдающие наркологическими расстройствами, при оказании им медицинской наркологической помощи.

Пенитенциарная (уголовно-исполнительная) система - государственный институт, ведающий исполнением уголовных наказаний, наложенных на граждан в соответствии с законом. Обеспечивает исполнение наказаний как связанных, так и не связанных с лишением свободы, а также содержание подследственных с момента заключения под стражу до суда (до изменения меры процессуального пресечения в виде заключения под стражу).

Реабилитация наркоманов - процесс избавления от наркотической зависимости и восстановление прежних способностей.

Ресоциализация - повторная социализация, осуществляемая путем изменения установок индивида, целей, норм и ценностей жизни. Применительно к наркозависимым - возвращение в социум.

Реинтеграция - объединение чего-либо, прежде распавшегося, разъединенного, на новых принципах, основаниях. Для наркозависимых - возвращение после лечения в семью, к прежней трудовой (интеллектуальной) деятельности.

Рецидив - повторное проявление чего-либо (обычно негативного). Для наркозависимых - повторение приема наркотических средств или психотропных веществ после ремиссии.

Ремиссия - период течения хронической болезни, который проявляется значительным ослаблением (неполная ремиссия) или исчезновением (полная ремиссия) ее симптомов (признаков заболевания).

Синдром отмены (Withdrawal sy№drome) - группа вариабельных по сочетанию и тяжести симптомов, возникающих при полном прекращении или уменьшении употребления психоактивного вещества, принимаемого многократно, обычно на протяжении длительного периода, или в больших дозах (МКБ-10, код Р1х.З). Синдром отмены может сопровождаться признаками физиологических нарушений.

Снижение вреда (Harm reductio№) - стратегии или программы, которые непосредственно направлены на снижение вреда, являющегося результатом употребления ПАВ. Данный термин используется, в частности, для обозначения стратегий или программ, направленных на то, чтобы снизить вред, необязательно изменяя при этом привычки к употреблению ПАВ, являющейся исходной причиной вреда.

Созависимые лица - ближайшее окружение (родные, близкие, друзья) зависимых от наркотиков лиц.

Социальное сопровождение пациентов - работа, направленная на осуществление социальных опеки, помощи и патронажа обратившихся за наркологической помощью лиц с целью преодоления жизненных трудностей, сохранения и повышения их социального статуса.

Список сокращений

АЙДЕК

(от англ. IDEC - I№ter№atio№al Drug E№forceme№t Co№fere№ce) Международная конференция по борьбе с наркотиками

БКБОП

Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений

ВИЧ

Вирус иммунодефицита человека

ВОЗ

Всемирная организация здравоохранения

ГСИН

Государственная служба исполнения наказаний при Правительстве Кыргызской Республики

ГСКН

Государственная служба по контролю наркотиков при Правительстве Кыргызской Республики

ГФСТМ

Глобальный фонд по борьбе с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом и малярией

Интерпол

Международная организация уголовной полиции

КНС

Комиссия ООН по наркотическим средствам

КСОПН

Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков

ЛЖВ

Лица, живущие с ВИЧ

МККН

Международный комитет по контролю над наркотиками

ОДКБ

Организация Договора о коллективной безопасности

ОЗТ

Опиоидная заместительная терапия

ООН

Организация Объединенных Наций

ПАВ

Психоактивные вещества

ПИН

Потребители инъекционных наркотиков

ПОШ

Пункт обмена шприцев

ПРООН

Программа развития ООН

РЦН

Республиканский центр наркологии Министерства здравоохранения Кыргызской Республики

СНГ

Содружество Независимых Государств

СПИД

Синдром приобретенного иммунодефицита

СССР

Союз Советских Социалистических Республик

УНП ООН

Управление ООН по наркотикам и преступности

ЦАРИКЦ

Центральноазиатский региональный информационный координационный центр

ЦРСА

Центр реабилитации и социальной адаптации

ШОС

Шанхайская организация сотрудничества

ЮНЭЙДС

Программа ООН по ВИЧ/СПИДу

 

(1) Государственная программа по стабилизации ВИЧ-инфекции в Кыргызской Республике на 2012-2016 годы, утвержденная постановлением Правительства Кыргызской Республики от 29 декабря 2012 года № 867.

(2) Данные Информационного центра Министерства внутренних дел Кыргызской Республики за 2012 год.

(3) Отчет о наркоситуации в Кыргызской Республике за 2011 и 2012 годы.