Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

УТРАТИЛО СИЛУ
в соответствии с постановлением Правительства КР от 21 июля 2017 года № 441

Описание: Описание: Описание: C:\Users\User\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\6ee8360a-cf89-4610-8352-ca2f68d5ec5c\document.files\image001.jpg

ПРАВИТЕЛЬСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 апреля 2014 года № 198

Об утверждении Программы предварительных мер для внедрения системы защиты депозитов микрофинансовых компаний и кредитных союзов

В целях увеличения доли мобилизованных внутренних ресурсов (депозитов) в структуре источников происхождения средств, направляемых на финансирование реального сектора, руководствуясь статьями 10 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики", Правительство Кыргызской Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Программу предварительных мер для внедрения системы защиты депозитов микрофинансовых компаний и кредитных союзов.

2. Агентству по защите депозитов Кыргызской Республики, министерствам, государственному комитету, административным ведомствам, Национальному банку Кыргызской Республики (по согласованию), финансово-кредитным учреждениям и их ассоциациям (по согласованию):

- принять меры по реализации предварительных условий, предусмотренных в Программе предварительных мер для внедрения системы защиты депозитов микрофинансовых компаний и кредитных союзов;

- представлять в Аппарат Правительства Кыргызской Республики отчет о ходе выполнения предварительных условий один раз в полгода, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на отдел финансов и кредитной политики Аппарата Правительства Кыргызской Республики.

 

Исполняющий обязанности

первого вице-премьер-министра,

исполняющий обязанности

Премьер-министра

 

 

 

Дж.К. Оторбаев

 

 

Утверждена
постановлением Правительства
Кыргызской Республики
от 2 апреля 2014 года № 198

 

ПРОГРАММА
предварительных мер для внедрения системы защиты депозитов микрофинансовых компаний и кредитных союзов

Введение

 

Законодательство Кыргызской Республики предполагает прием депозитов от физических лиц наряду с коммерческими банками, а также микрофинансовыми компаниями и кредитными союзами. Являясь финансовыми посредниками, эти институты несут такие же риски, как и коммерческие банки. Признавая данный фактор в Стратегии развития микрофинансирования на 2011-2015 годы, утвержденной совместным постановлением Правительства Кыргызской Республики и Национального банка Кыргызской Республики от 28 февраля 2012 года № 150/4/6 (далее - Стратегия развития микрофинансирования), были отражены меры по запуску системы защиты депозитов для небанковских финансово-кредитных учреждений (далее - НФКУ), привлекающих депозиты.

Эти меры были приняты в соответствии со стандартами, вырабатываемыми международным сообществом, в целях предупреждения финансовых кризисов. В докладе Совета по финансовой стабильности (международная организация, созданная странами Большой индустриальной двадцатки на Лондонском саммите в апреле 2009 года) "Результаты тематического анализа систем страхования депозитов" рекомендованы меры по обеспечению членства в системе защиты (страхования) депозитов всех институтов, привлекающих депозиты от лиц, признающихся наиболее нуждающимися в такой защите.

В международной практике отдельные страны имеют достаточно продолжительную историю защиты (страхования) депозитов кредитных союзов. В настоящее время несколько стран имеют функционирующие подобные системы.

Международный опыт показывает, что отсутствие доверия населения к финансовым учреждениям может быть одним из важных барьеров роста внутренних сбережений и низкого уровня безналичных платежей в стране. Проработанная система защиты (страхования) депозитов (далее - СЗД), частично опирающаяся на авторитетные международные организации, могла бы обеспечить рост доверия населения. Это может стать катализатором увеличения уровня сбережений и улучшения финансовых услуг в стране.

Опрос, проведенный при поддержке Международной финансовой корпорации (IFC) и Консультативной группы по оказанию помощи бедному населению (CGAP), показывает, что страны с наличием системы защиты (страхования) депозитов, имеют в среднем больше депозитных счетов на одного взрослого. То же самое справедливо для получения кредитов. По данным публикации Financial Access Survey департамента статистики Международного валютного фонда (IMF) в 2011 году количество депозитных счетов на одного взрослого жителя было на 50 процентов больше в странах с системой защиты (страхования) депозитов по сравнению с теми странами, где такой системы нет, при этом число кредитных счетов на одного взрослого было на 30 процентов больше в странах, где страхование вкладов является обязательным.

СЗД Кыргызской Республики обеспечивает защиту (страхование) депозитов физических лиц в коммерческих банках в пределах законодательно установленной гарантийной суммы в размере 100 тыс. сомов. Участие в системе защиты депозитов является обязательным для всех действующих коммерческих банков.

В соответствие с Законом Кыргызской Республики "О защите банковских вкладов (депозитов)" в 2008 году было создано Агентство по защите депозитов Кыргызской Республики (далее - Агентство). Агентство формирует Фонд защиты депозитов (далее - ФЗД); осуществляет управление свободными средствами ФЗД; осуществляет выплату компенсаций и обеспечение прав вкладчиков на защиту при наступлении гарантийного случая; возвращает в ФЗД средства от выплаченных компенсаций при ликвидации банка.

В соответствии с требованием статьи 26 Закона Кыргызской Республики "О защите банковских вкладов (депозитов)" первоначальный ФЗД сформирован в размере 339,1 млн. сомов, Правительством Кыргызской Республики (далее - Правительство) было внесено - 257,7 млн. сомов (76%), действующими банками - 81,4 млн. сомов (24%).

По состоянию на 30 сентября 2013 года, в Реестре банков-участников зарегистрировано 23 коммерческих банка, в том числе 3 банка, находящиеся в режиме консервации: закрытое акционерное общество "Манас Банк", открытое акционерное общество "КыргызКредит Банк", открытое акционерное общество "Инвестбанк "Иссык-Куль".

Количество вкладчиков, счета которых полностью покрывались системой защиты депозитов в пределах гарантийной суммы, по состоянию на 30 сентября 2013 года, составило 896380 счетов, или 95,8 процента всех депозитных счетов вкладчиков банковской системы.

Общий объем покрываемых системой защиты депозитов составил 7667,7 млн. сомов, или 28,3 процента от всех депозитов физических лиц банковской системы страны, из них объем полностью покрываемых вкладов до 100 тыс. сомов составил 3721,2 млн. сомов (13,7%) и депозитов, больше уровня покрытия составил 3946,5 млн. сомов.

По состоянию на 30 сентября 2013 года, состояние ФЗД был на уровне 648,2 млн. сомов. В структуре источников ФЗД взносы Правительства составили 257,7 млн. сомов (39,7%), взносы банков-участников достигли 290,9 млн. сомов (44,9%) и капитализированная прибыль - 99,5 млн. сомов (15,4%).

1. Цели и задачи

 

На конец третьего квартала 2013 года сектор микрофинансирования страны состоял из 157 кредитных союзов, 4 микрофинансовых компаний, 215 микрокредитных компаний и 66 микрокредитных агентств. По состоянию на 30 сентября 2013 года, микрофинансовый сектор страны имел следующие основные показатели деятельности, отраженные в таблице 1.

Таблица 1

Основные показатели микрофинансового сектора

 

 

30/09/2013

Активы, млн. сомов

22877,6

Кредитный портфель, млн. сомов

18312,2

Капитал, млн. сомов

6555,3

Обязательства, млн. сомов

16322,3

Внешние обязательства, млн. сомов

10779,0

Депозиты, млн. сомов

55,3

Количество клиентов, тыс. чел.

444,2

Внешние обязательства/КП МФИ, %

58,9

Депозиты/КП МФИ, %

0,3

Активы МФИ/Капитал МФИ

3,5

Количество клиентов/Количество населения (охват), %

8,3

 

Как видно из таблицы 1, микрофинансовый сектор имеет существенный кредитный портфель в реальном секторе экономики, что определяет ее достаточно серьезную роль в развитии экономики. Отношение кредитного портфеля НФКУ к ВВП страны, по состоянию на конец 2012 года, составило 5,1 процента.

При этом особого внимания требуют показатели внешних займов и объема привлеченных депозитов. На текущем этапе внешние займы от институциональных инвесторов и международных финансово-кредитных учреждений финансируют около 59 процентов кредитного портфеля сектора, а внутренние депозиты - всего 0,3 процента.

Данная статистика показывает сильную зависимость микрофинансового сектора от внешних займов. Стимулирование увеличения объемов и доли сбережений в структуре пассивов системы НФКУ является шагом к обеспечению большей устойчивости системы (снижению зависимости от внешних источников), увеличению объемов кредитования населения и снижению процентной ставки.

Микрофинансовые организации и кредитные союзы являются кредиторами для основной части населения страны, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

Согласно данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики, население страны в трудоспособном возрасте составляет около 3,8 млн. человек. Общая совокупность всего населения, имеющего постоянную работу в различных сферах, без учета трудовых мигрантов, составляет 708 тыс. человек (около 18% трудоспособного населения): госслужащие (около 18,5 тыс. чел.), работники медицины (врачи и медперсонал - около 42 тыс. чел.), работники образовательных учреждений (учителя - около 73 тыс. чел.), милиции (около - 14 тыс. чел.), наемные работники частных предприятий и организаций и т.д.

При этом, количество трудовых мигрантов, по различным источникам, составляет от 0,9 до 1,2 млн. человек.

Таким образом, около 2 млн. человек в трудоспособном возрасте вынуждены осуществлять предпринимательскую деятельность в целях поддержания жизненных потребностей. В условиях отсутствия стартового капитала кредитование является важным элементом осуществления предпринимательской деятельности. По этой причине в настоящее время в стране наблюдается высокий спрос со стороны населения на кредитные ресурсы, вызванный необходимостью осуществления предпринимательской деятельности большинством работоспособного населения (в условиях отсутствия рабочих мест).

Согласно данным Национального банка Кыргызской Республики (далее - НБКР), количество заемщиков микрофинансовых организаций и кредитных союзов, без учета кредитов на потребительские цели, составляет около 0,4 млн. человек.

Показатель левеража в 3,5 показывает, что микрофинансовый сектор не использует возможности "кредитного плеча", предоставляемые стандартами по адекватности капитала, составляющими от 6 до 8, в зависимости от типа финансово-кредитного учреждения. С другой стороны, это является показателем резерва для быстрого роста микрофинансового сектора.

На конец третьего квартала 2013 года доля классифицированных кредитов в кредитном портфеле НФКУ составила 3,0 процента и имеет тенденцию к улучшению после резкого ухудшения качества кредитов в 2010-2011 годах.

Основными долгосрочными целями настоящей Программы являются:

1) увеличение доли мобилизованных внутренних ресурсов (депозитов) в структуре источников происхождения средств, направляемых на финансирование реального сектора;

2) создание механизма минимизации системных рисков в НФКУ, возникающих в кризисные периоды;

3) защита прав и интересов вкладчиков НФКУ.

Задачами настоящей Программы являются:

1) обеспечение защиты вкладов (депозитов) населения в микрофинансовых компаниях и кредитных союзах;

2) определение минимальных предварительных условий для успешного внедрения системы защиты депозитов НФКУ.

2. Организационные схемы введения системы защиты (страхования) депозитов

Введение системы защиты (страхования) депозитов предполагает структурирование фонда защиты (страхования) депозитов, а также принятие решений в условиях действующей финансовой системы с учетом перспектив развития и имеющихся рисков.

Так как в стране уже функционирует СЗД, существуют две основные возможные схемы введения СЗД НФКУ:

1) схема полного интегрирования в действующую систему защиты банковских депозитов НФКУ;

2) схема создания отдельного ФЗД для НФКУ под управлением Агентства.

Преимущества и недостатки схем введения системы зашиты (страхования) депозитов НФКУ приведены в таблице 2.

Таблица 2

Преимущества и недостатки схем введения СЗД НФКУ

 

 

Преимущества

Недостатки

Полное интегрирование в действующую СЗД

1) Не потребуется создание и изыскание дополнительных источников для финансирования первоначального ФЗД.
2) Существует нормативная правовая база.
3) Создано и функционирует Агентство, управляющее ФЗД

1) Существует риск негативного восприятия со стороны коммерческих банков.
2) Существует риск нанесения ущерба имиджу действующей системы защиты депозитов.
3) Необходим минимальный пакет изменений в законодательство

Создание отдельного ФЗД

1) Не будет негативного восприятия со стороны коммерческих банков.
2) Создание отдельного ФЗД снимет риск для имиджа действующей СЗД

1) Для создания первоначального ФЗД из бюджета потребуются финансовые средства.
2) Проведение работы по созданию законодательной базы

 

Разработка схемы создания отдельного ФЗД возможна только в случае согласования источников первоначального финансирования. При этом, такая альтернатива может рассматриваться исключительно в части создания отдельного ФЗД только для части НФКУ - кредитных союзов. Это связано со значительной разницей в специфике деятельности микрофинансовых компаний и кредитных союзов. Так, функции микрофинансовых компаний аналогичны банковским, а в организации деятельности разница только в некоторых деталях. В свою очередь, деятельность кредитных союзов построена на совершенно иных принципах - принципах кооперации, когда все услуги оказываются только своим членам (собственникам), а система управления основана на условиях равного права голоса вне зависимости от размеров пая.

Результаты предварительного анализа двух схем введения системы защиты депозитов для НФКУ были представлены на рассмотрение расширенного заседания Межведомственной рабочей группы, созданной приказом Агентства от 21 ноября 2012 года № 16-р, с привлечением всех заинтересованных сторон. В результате обсуждения выработана рекомендация - рассматривать в качестве приоритетной схему полного интегрирования в действующую систему защиты депозитов, на основании следующего:

1. Снижение затрат на введение в действие системы защиты депозитов НФКУ.

2. Интеграция в существующий ФЗД позволит запустить систему защиты депозитов НФКУ сразу после принятия необходимых нормативных актов, не ожидая достижения целевого значения ФЗД при его формировании отдельно для НФКУ.

3. Интеграция в существующий ФЗД позволит минимизировать вмешательство в действующее законодательство Кыргызской Республики.

3. Предварительные условия для введения СЗД

 

Международные стандарты, для обеспечения функционирования СЗД, базируются на Основополагающих принципах для эффективных систем защиты депозитов, разработанных Базельским комитетом по банковскому надзору (BCBS) и Международной ассоциацией страховщиков депозитов (IADI) в 2009 году. Основополагающие принципы включают 18 основных принципов с соответствующими критериями и набор предварительных условий - внешних элементов, которые необходимы для обеспечения эффективного функционирования СЗД.

СЗД будет наиболее эффективной, если имеется ряд внешних элементов или соблюдаются определенные предварительные условия. Несмотря на то, что в большинстве случаев, они находятся за пределами компетенции страховщика депозитов, тем не менее могут непосредственно влиять на его способность выполнять свои полномочия. При принятии решения о создании СЗД необходимо рассмотреть целый ряд взаимосвязанных элементов национальной финансовой системы:

- состояние экономики и банковской системы;

- качество корпоративного управления в ведомствах, образующих систему поддержания финансовой стабильности;

- адекватность системы пруденциального регулирования и надзора;

- действенность правовой системы;

- адекватность режимов бухгалтерского учета и раскрытия информации.

Для эффективности СЗД необходимо обеспечить ее совместимость с экономической и институциональной средой страны и согласованность с целями государственной политики. Создание или реформирование СЗД может быть осложнено, если основополагающие вопросы стабильности экономики и банковской системы не решены. Несмотря на перманентное наличие проблем, важно определить насколько экономическая и институциональная системы государства могут влиять на СЗД.

Необходимо провести анализ экономической ситуации с тем, чтобы выявить условия, которые могут отрицательно влиять на состояние банковской системы, и оценить возможность эффективного функционирования СЗД в такой среде. Ключевыми элементами анализа являются:

1. Условия, которые могут оказывать негативное воздействие на состояние банковской системы, должны быть выявлены, и осуществлена оценка возможности эффективного функционирования СЗД в такой среде.

2. Если необходимо принять меры, они должны быть реализованы до или одновременно с созданием или реформированием СЗД.

Под банковской системой понимается вся совокупность финансово-кредитных организаций страны, включающих коммерческие банки, специализированные финансово-кредитные организации, микрофинансовые организации и кредитные союзы.

Несмотря на то, что создание функции защиты (страхования) депозитов стимулирует расширение финансовых операций, необходимо выполнить несколько ключевых предварительных условий, которые позволят снять барьеры для развития финансовой отрасли и снизят системные риски.

Агентство провело самооценку на соответствие основополагающим принципам эффективных СЗД и выявило слабые технические возможности и отдельные операционные недостатки в организации выплат при возможном наступлении гарантийного случая.

Кроме этого, в Программу оценки финансового сектора (далее - FSAP), проведенной IMF/WB в 2013 году, был включен и обзор действующей СЗД. В рамках данного исследования даны рекомендации для улучшения законодательства по разрешению вопросов санации проблемных банков и лучшей координации действий между различными учреждениями, вовлеченными в процесс урегулирования деятельности проблемных банков.

3.1. Готовность операционной платформы Агентства

 

Недавно созданное Агентство нуждается в укреплении технического и человеческого потенциала. В настоящее время, при технической поддержке Европейского банка реконструкции и развития идет процесс поэтапной автоматизации процесса выплат. Приобретено и установлено новое серверное оборудование, внедряется упрощенная процедура обработки выплат, прорабатывается вопрос приобретения программного обеспечения. В мае 2013 года Советом директоров Агентства утвержден Стратегический план развития Агентства на 2013-2015 годы, который содержит комплекс мер по укреплению потенциала Агентства.

Добавление новых обязанностей на текущем этапе усложняет выполнение задач Агентства. Поэтому, готовность операционной платформы Агентства для эффективного выполнения возложенных на него функций является основой для расширения мандата Агентства. В этих целях необходимо обеспечение реализации мероприятий Плана действий Стратегического плана развития Агентства на 2013-2015 годы, направленных на укрепление потенциала СЗД (Условие 1).

3.2. Эффективная структура урегулирования деятельности проблемных банков

 

В вопросе эффективности урегулирования деятельности проблемных финансовых учреждений есть два блока проблем. Первый: пробелы и несоответствия в законодательстве, которые создают основу для пересмотра решений надзорного органа. Второй: структурирование функций и полномочий, и надлежащая координация действий между учреждениями, вовлеченными в процесс урегулирования деятельности проблемных банков.

Оценка FSAP имеет ряд важных рекомендаций, направленных на улучшение структурирования функций и полномочий, а также координации действий между учреждениями, вовлеченными в процесс урегулирования деятельности проблемных банков. Это будет относиться и к другим депозитным учреждениям. При этом имеются рекомендации и по дальнейшему обеспечению эффективности СЗД.

Вследствие этого, необходимо согласование и выполнение рекомендаций Оценки FSAP, направленных на улучшение процесса урегулирования деятельности проблемных банков и повышение эффективности СЗД (Условие 2).

3.3. Действенность правовой системы для развития финансовой отрасли

 

В соответствии со Стратегией развития микрофинансирования в качестве долгосрочного фундамента для устойчивого развития микрофинансовых институтов рассматривается мобилизация сбережений населения. Это означает необходимость оценки действующего законодательства и регулятивной базы на предмет наличия возможных ограничений, потерявших актуальность, и последующего их устранения для развития депозитных операций микрофинансовых институтов.

В соответствии с Законом Кыргызской Республики "О микрофинансовых организациях" микрофинансовые компании могут принимать только срочные депозиты и не могут открывать счета до востребования и вести расчетно-кассовое обслуживание своих клиентов, что ограничивает их возможности в оказании сопутствующих финансовых услуг и аккумулировании внутренних ресурсов.

В части 9.3 Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы установлено, что для стимулирования микрофинансовых поставщиков, в части обслуживания низкодоходных рынков в отдаленных регионах, необходимо расширить перечень разрешенных финансовых услуг, что позволит снизить себестоимость доставки отдельной услуги в пакете нескольких финансовых услуг. Это также создаст основу для более широкого применения инновационных технологий. Разрешение депозитным НФКУ принимать депозиты до востребования позволит в будущем расширить перечень кредитных и депозитных продуктов, развивать банковские продукты с использованием карточек и мобильных телефонов. Это определяет политику государства, направленную на расширение перечня операций и разрешение на открытие депозитов до востребования для микрофинансовых компаний (далее - МФК). Расширение операций МФК согласуется с целями повышения показателя финансового посредничества и увеличения доли безналичных платежей.

Для предоставления права микрофинансовым компаниям привлекать депозиты до востребования необходимо внести изменения и дополнения в Закон Кыргызской Республики "О микрофинансовых организациях" (Условие 3).

По роду своей деятельности финансовые посредники подвержены кризису ликвидности, так как им разрешается работать с использованием "кредитного плеча", превышающего в несколько раз размер собственного капитала. Учитывая данную специфику, к финансовым посредникам предъявляются специфические требования о поддержании обязательных резервов наличности - обязательных резервных требований (далее - ОРТ), норматива ликвидности и соответствующей организации работы по управлению ликвидностью. Но кроме этого, существуют рыночные инструменты управления ликвидностью и специально предусмотренные инструменты управления ликвидностью вплоть до кредита последней инстанции. Поэтому до создания СЗД должна быть определена возможность доступа к краткосрочным инструментам управления ликвидностью. Для этого необходимо расширить возможности доступа к инструментам ликвидности МФК, привлекающим депозиты (Условие 4).

По состоянию на 31 декабря 2012 года общая депозитная база кредитных союзов составила 51,3 млн. сомов, что составляет около 3,2% от активов. Несмотря на то, что относительные величины в отдельные годы показывают существенную динамику (в связи с низкой расчетной базой), можно говорить о фактическом отсутствии динамики развития депозитных операций в кредитных союзах. Так, за период законодательного разрешения депозитных операций для кредитных союзов, с 2005 года по 2012 год, общий среднегодовой прирост депозитной базы кредитных союзов в абсолютной сумме составлял всего 7,3 млн. сомов.

Оценка Закона Кыргызской Республики "О кредитных союзах" выявила особенности относительно существующих высоких требований к кворуму общего собрания участников в 50%. Учитывая, что каждый клиент должен быть участником - собственником кредитного союза, кредитные союзы, при достижении определенного количества участников, вынуждены отказывать в членстве новым участникам - потенциальным депозиторам, так как увеличение количества участников приводит кредитные союзы к большим трудностям в обеспечении кворума на общих собраниях. Данное требование в течение последних нескольких лет делает почти невозможным развитие кредитных союзов. Число членов кредитных союзов (26 тыс. участников) не увеличивается с середины 2002 года. За последние семь лет рыночная доля кредитных союзов сократилась с 30% до 7%.

В международной практике данная проблема решается двумя путями. Первый - вводится ассоциированное членство, когда ассоциированный член имеет право на оказание услуг, но не имеет права голоса (опыт Германии). Второй - при отсутствии кворума в 50% на первом собрании созывается второе собрание с кворумом в 30%. При отсутствии кворума на втором собрании созывается третье собрание, без требования кворума (опыт Литвы).

Поэтому Условие 5 предполагает внесение в Закон Кыргызской Республики "О кредитных союзах" изменения в части пересмотра кворума общего собрания участников или разрешения ассоциированного членства в кредитных союзах.

Стратегия сельских сберегательных и кредитных кооперативов Кыргызской Республики, одобренная на 1-м съезде кредитных союзов в 2006 году, содержит концепцию создания вторичных сервисных институтов системы, согласно которой роль института управления ликвидностью кредитных союзов отводится Финансовому апексному институту, а роль кредитора последней инстанции - Стабилизационному фонду.

Рост депозитных операций влечет за собой увеличение "кредитного плеча". Соответственно для предотвращения серьезных кризисов ликвидности, когда это связано с проблемами, решаемыми в рамках специальных режимов, необходимо внедрять функцию кредита последней инстанции для депозитных кредитных союзов. Эта функция является обязательным предварительным условием для серьезного роста депозитной базы и допуска к СЗД.

Данная задача в международной практике решается через создание в системе кредитной кооперации так называемого Стабилизационного фонда, основной задачей которого является институциональная защита кредитных союзов. В Литве Стабилизационный фонд был создан при финансовом участии Правительства, что позволило быстро и эффективно запустить необходимую инфраструктуру для полнокровного функционирования кооперативной финансовой системы страны. В свою очередь, принимая во внимание целесообразность формирования в секторе кредитных союзов эффективных механизмов саморегулирования, создание и дальнейшее функционирование подобного Стабилизационного фонда в Кыргызской Республике будет осуществляться без финансовых взносов со стороны Правительства Кыргызской Республики.

Изменения и дополнения в Закон Кыргызской Республики "О кредитных союзах", принятые в январе 2009 года, определили возможность создания подобного фонда и ввели отсылочную норму на нормативные акты НБКР по вопросам создания и регулирования его деятельности. Но данные изменения не установили требования к условиям членства депозитного кредитного союза в Стабилизационном фонде.

Кредитным союзам необходимо инициировать процесс консультаций с НБКР и международными финансовыми институтами по ключевым вопросам создания и функционирования Стабилизационного фонда.

Условием 6 является разработка проекта ценовой модели Стабилизационного фонда кредитных союзов и внесение в Закон Кыргызской Республики "О кредитных союзах" изменения и дополнения, в части конкретизации условий членства в Стабилизационном фонде и других правовых основ его функционирования. Кроме того, необходимо разработать и ввести в действие нормативные акты, регулирующие вопросы создания и деятельности Стабилизационного фонда.

3.4. Система пруденциального регулирования и надзора

 

Должная строгость пруденциального регулирования и надзора будет оказывать непосредственное влияние на эффективность системы защиты (страхования) депозитов. Надлежащие пруденциальное регулирование и надзор должны позволять функционировать и быть участниками СЗД только жизнеспособным организациям. Банки и депозитные финансово-кредитные организации должны быть достаточно капитализированы и применять надлежащую практику управления рисками, корпоративного управления и ведения бизнеса. Надзорный орган должен иметь эффективный режим лицензирования новых организаций, проводить регулярные и тщательные проверки отдельных банков и НФКУ, а также располагать механизмами урегулирования несостоятельности проблемных банков и НФКУ, которые включают раннее выявление и своевременное вмешательство.

В соответствии с Правилами регулирования деятельности кредитных союзов в Кыргызской Республике кредитные союзы обязаны соблюдать экономические нормативы, требования и ограничения, устанавливаемые НБКР. Их перечень для депозитных кредитных союзов включает два вида требований к капиталу, три ограничения и шесть экономических нормативов.

В перечне выставленных требований вызывает беспокойство размер требования к минимальному размеру капитала для депозитного кредитного союза в 500 тыс. сомов, что не является адекватным размером для текущих условий деятельности кредитных союзов.

Это обуславливает необходимость внесения в Положение о лицензировании деятельности кредитных союзов и в Правила регулирования деятельности кредитных союзов изменения, повышающие требования к размеру минимального капитала для депозитного кредитного союза (Условие 7).

НБКР, в целях обеспечения устойчивого развития микрофинансовых компаний и поддержания доверия населения к их деятельности устанавливает экономические нормативы и требования, обязательные для выполнения микрофинансовыми компаниями. В соответствии с Временными правилами регулирования деятельности микрофинансовых компаний на территории Кыргызской Республики депозитные МФК должны иметь минимальный уставный капитал в 100 млн. сомов, соблюдать ОРТ и требования по лимиту открытой валютной позиции, а также соблюдать выполнение одиннадцати экономических нормативов. К деятельности депозитных микрофинансовых компаний применяются несколько нормативов, которые не установлены в отношении банков и кредитных союзов, а также по ряду нормативов выставлены более жесткие ограничения, чем к другим институтам.

Для сравнения регулятивной базы различных видов депозитных институтов были выбраны несколько нормативов/требований, по которым есть существенные различия в регулировании (таблица 3).

Таблица 3

Сравнительная информация о требованиях к деятельности

 

Наименование экономического норматива/требования

К деятельности коммерческого банка

К деятельности депозитного кредитного союза

К деятельности депозитной микрофинансовой компании

Максимальный риск на одного заемщика

(<=) 20% для несвязанных лиц
(<=) 15% для связанных лиц

(<=) 20%

(<=) 5%

Ограничение совокупной задолженности служащих

Не установлено

Не установлено

(<=) 5%

Максимальный размер инвестиций в каждое ФКУ

(<=)20%

Не установлено

(<=) 5%

Сумма инвестиций в капитал ФКУ

Не установлено

(<=) 15%

(<=) 30%

Максимальный размер инвестиций в каждую небанковскую организацию

(<=) 60%

Не разрешено

Не разрешено

 

Необходимо рассмотреть вопрос гармонизации экономических нормативов и требований к деятельности МФК с экономическими нормативами и требованиями к банкам и депозитным кредитным союзам, с учетом присущих МФК рисков (Условие 8).

3.5. Адекватность режимов бухгалтерского учета и раскрытия информации

 

Составление финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами обеспечивает достоверность, прозрачность, надежность и доступность для пользователей финансовой информации отчитывающегося хозяйствующего субъекта. В соответствии с Законом Кыргызской Республики "О бухгалтерском учете" единой методологической базой ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности являются Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).

4. Оценка выполнения предварительных условий для расширения системы защиты депозитов

 

Учитывая, что успешность функционирования СЗД зависит от выполнения ключевых предварительных условий, предлагается проводить периодический мониторинг готовности экономических, технических и правовых условий для внедрения функции защиты (страхования) депозитов микрофинансовых компаний и кредитных союзов.

В свою очередь, для своевременного и качественного выполнения указанных предварительных условий рекомендуется всем вовлеченным сторонам разработать внутренние планы мероприятий и периодически, раз в полгода, оценивать прогресс в исполнении. По мере выполнения этих условий будет разработан и, по согласованию со всеми вовлеченными сторонами, внесен в Правительство законопроект по расширению СЗД.

Также, микрофинансовые компании и кредитные союзы могут создавать дополнительные ФЗД на частной основе, применяемые в международной практике. Такая возможность предусмотрена в действующем законодательстве.