Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

 УТРАТИЛО СИЛУ
в соответствии с постановлением Правительства КР от 20 декабря 2018 года № 600

 

Утверждена
постановлением Правительства
Кыргызской Республики от
4 июня 2014 года № 306

Стратегия

охраны и укрепления здоровья населения

Кыргызской Республики до 2020 года («Здоровье - 2020»)

 

1. Общие положения

 

Стратегия охраны и укрепления здоровья населения Кыргызской Республики до 2020 года («Здоровье - 2020») (далее – Стратегия) направлена на охрану и укрепление здоровья населения Кыргызской Республики, с учетом основных направлений, обозначенных в Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013-2017 годы, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 21 января 2013 года № 11, а также положений основ региональной политики «Здоровье - 2020», принятой в сентябре 2012 года на 62-й сессии Европейского регионального комитета Всемирной организации здравоохранения.

Стратегия включает стратегическое видение улучшения сектора здравоохранения, основанное на межсекторальном подходе к вопросу охраны и укрепления здоровья населения в целом, опираясь на прогресс реализации предыдущих реформ и продолжение реализации Национальной программы реформирования системы здравоохранения Кыргызской Республики «Ден соолук» на 2012-2016 годы, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 24 мая 2012 года № 309.

В качестве государства-члена Европейского региона Кыргызская Республика поддерживает цели, принятые в рамках региональной стратегии «Здоровье - 2020» Всемирной организации здравоохранения, направленной на значительное улучшение здоровья и повышение уровня благополучия населения, сокращение неравенства в отношении здоровья, укрепление общественного здравоохранения и обеспечение наличия устойчивых систем здравоохранения, ориентированных на нужды людей и характеризующихся высоким качеством помощи и соблюдением принципов всеобщего охвата населения, социальной справедливости и устойчивости.

Основные принципы европейской политики «Здоровье - 2020» включают лидерство и координацию в вопросах сохранения и укрепления здоровья человека в течение всей его жизни, создание устойчивых сообществ и благоприятных условий для здоровья. Принципы Стратегии полностью соответствуют принципам Национальной стратегии устойчивого развития на 2013-2017 годы и Национальной программы реформирования здравоохранения Кыргызской Республики «Ден соолук» на 2012-2016 годы.

Настоящая Стратегия нацелена на укрепление и оказание поддержки ключевым приоритетным областям, определенным в Программе «Ден соолук», а также усиление межсекторального сотрудничества. В то же время настоящая Стратегия освещает и другие актуальные вопросы, требующие реализации комплексных мер, в том числе с учетом модели устойчивого развития.

Для преодоления существующих вызовов в системе здравоохранения сегодня необходимы общегосударственный подход и интеграция вопросов здравоохранения в программные документы других секторов, оказывающих влияние на состояние здоровья и доступность услуг, таких как социальная защита, образование, сельское хозяйство и водоснабжение, экономическое регулирование, местное самоуправление и другие.

Здоровье населения только частично определяется деятельностью сектора здравоохранения. На него также влияют генетические факторы и образ жизни; важными являются социальные, экономические условия, а также влияние состояния окружающей среды.

Государственная политика должна обеспечивать создание среды, способствующей укреплению здоровья населения, что позволит гражданам, членам их семей и местным сообществам сделать свой выбор и вести здоровый образ жизни.

 

2. Цель Стратегии

 

Целью Стратегии является создание социальных, экономических и управленческих условий, необходимых для эффективной профилактики различных заболеваний, повышения качества и доступности медицинских услуг в организациях здравоохранения и устойчивости системы здравоохранения, движимой интересами людей и каждого человека, на основе межсекторального подхода и соблюдении принципа солидарности.

 

3. Общие принципы реализации Стратегии

 

3.1. Солидарность

 

Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья. Государство заинтересовано в сокращении неравенства в отношении здоровья, в том числе различий в доступе к социально-бытовым условиям, необходимым для охраны здоровья населения.

Настоящая Стратегия следует следующим подходам:

1. Обеспечение всеобщего доступа населения к услугам здравоохранения.

2. Наличие четкой стратегии, направленной на удовлетворение потребностей социально-уязвимых групп населения (несовершеннолетние, лица преклонного возраста, лица с ограниченными возможностями здоровья и другие).

3. Вовлечение других секторов в вопросы охраны и укрепления здоровья населения.

Существует необходимость реализации комплексных мер по улучшению показателей здравоохранения, с учетом социально-экономических и культурных факторов, интеграции вопросов здравоохранения в отраслевые программы.

 

3.2. Сокращение неравенства

 

Настоящая Стратегия направлена на повышение уровня благополучия населения, сокращение неравенства в отношении здоровья между мужчинами и женщинами, улучшение условий жизни людей в сельской местности и с низким социально-экономическим статусом.

Снижение уровня социального неравенства вносит значительный вклад в укрепление здоровья и благополучие населения. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин почти на 8 лет меньше, по сравнению с женщинами. Существует значительный гендерный разрыв в преждевременной смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. В возрастной группе 0-64, коэффициент мужской смертности от болезней системы кровообращения превышает смертность женщин в 2,5 раза, от коронарной болезни сердца - в 3 раза и от цереброваскулярных болезней - в 1,9 раза.

Высокий показатель смертности среди мужчин связан с рядом факторов, в том числе поведенческими, включая употребление табака и алкоголя, питание и физическая активность, недостаточная осведомленность о медицинском состоянии (например, повышенное артериальное давление), низкий коэффициент использования первичной медицинской помощи приводит к позднему выявлению и неудовлетворительному ведению больных с хроническими заболеваниями.

Низкий уровень жизни населения, в особенности в сельской местности, оказывает влияние на доступность медицинских услуг. При этом, неравные условия труда между мужчинами и женщинами, выраженные в том, что женщины заняты на должностях, которые оплачиваются ниже по сравнению с мужчинами, приводят к тому, что женщины вынуждены осуществлять ведение домашнего хозяйства и уход за членами семьи, совмещая это с доходоприносящей деятельностью.

Острой остается ситуация с медицинскими кадрами, особенно в сельской местности. Текучесть медицинских кадров приводит к увеличению нагрузки на врачей первичного уровня здравоохранения, что негативно влияет на качество и доступность медицинской помощи населению.

 

3.3. Продвижение концепции здоровья в течение всей жизни

 

Здоровье людей пожилого возраста зависит от совокупных положительных и отрицательных воздействий в течение всего жизненного цикла. Пренатальный период и раннее детство являются особенно критическими периодами для укрепления здоровья в дальнейшей жизни, а также для предотвращения социального неравенства в отношении состояния здоровья. Укрепление здоровья на протяжении всего периода жизни включает в себя мероприятия, направленные на уменьшение воздействия вредных факторов риска, создание социальной, экономической и физической среды, направленной на развитие ребенка в раннем возрасте и повышение ответственности населения за свое собственное здоровье.

 

4. Факторы здоровья и благополучия

 

Здоровье человека формируется и поддерживается целым комплексом условий повседневной жизни. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье и благополучие отражают влияние многих факторов и отношений между отдельными лицами, группами населения и общества. Принятие решений в отношении подхода к здоровью, охватывающего все этапы жизни, предполагает признание сложного взаимодействия между жизненными событиями, биологическими рисками и детерминантами здоровья.

Социальные детерминанты здоровья являются факторами, которые сопровождают человека на протяжении всей жизни и включают в себя благополучие, доходы и бедность, трудовой стаж, дальнейшее участие в жизни общества, зависимость и социальную уязвимость к заболеваниям, инвалидность, изоляцию и отсутствие социальной поддержки. Социальные детерминанты здоровья являются основной причиной несправедливости в отношении здоровья.

Другим значимым фактором, оказывающим влияние на здоровье, является состояние окружающей среды. Значительная часть факторов риска для здоровья связана с экологическими условиями. Например, загрязнение воздуха внутри жилых помещений домохозяйств, вследствие использования твердого топлива в быту, является одним из ведущих факторов риска в общей структуре бремени заболеваемости в Кыргызской Республике (Глобальное бремя болезней, 2010 год).

 

5. Снижение бремени заболеваний

 

Неинфекционные заболевания являются основной причиной инвалидности, заболеваемости и преждевременной смертности населения республики. Четыре основных неинфекционных заболевания (сердечно-сосудистые заболевания, рак, хронические респираторные заболевания и диабет) представляют наиболее тяжелое бремя болезней и преждевременной смертности населения.

Эффективная реализация соответствующих мер в отношении снижения материнской и детской смертности, борьбы с ВИЧ-инфекцией и туберкулезом, в рамках принятых на себя Кыргызской Республикой обязательств по достижению Целей развития тысячелетия в области здравоохранения (ЦРТ-4, ЦРТ-5, ЦРТ-6), является одним из приоритетов государственной политики в области здравоохранения.

Анализ текущей ситуации.

Неинфекционные заболевания имеют четыре общих основных фактора риска: потребление табака, злоупотребление алкоголем, нездоровое питание и отсутствие физической активности. По данным Всемирной организации здравоохранения, устранение основных факторов риска неинфекционных заболеваний позволяет избежать 80 % случаев болезней сердца, инсульта, диабета 2-го типа и 40 % случаев заболевания раком. Однако, во многих странах, в том числе и в Кыргызской Республике, службы здравоохранения уделяют основное внимание вопросам лечения, а не профилактики неинфекционных заболеваний.
Анализ причин материнской смертности показывает ее обусловленность как многочисленными прямыми, так и косвенными причинами во время беременности, родов и в послеродовом периоде. Около 80 % случаев смертей матерей вызвано прямыми причинами (непосредственно материнская смерть от акушерских патологий). Косвенными причинами (20 %) материнской смертности являются болезни, осложняющие беременность или усугубляемые беременностью.

Состояние здоровья в детском возрасте определяет состояние здоровья на протяжении всей жизни и оказывает влияние на здоровье следующих поколений. Благодаря проведенным мероприятиям, направленным на снижение младенческой и детской смертности, уровень младенческой смертности, по данным официальной статистики, с 2007 года имеет устойчивую тенденцию к снижению, составив 19,8 смертей на 1000 живорожденных в 2012 году.

Увеличение регистрации новых случаев ВИЧ-инфекции связано с продолжающимся распространением эпидемии среди инъекционных потребителей наркотиков (инъекционный путь распространения ВИЧ-инфекции остается основным путем распространения), на долю которых приходится 65,3 % (2009 год - 66,7 %). На сегодняшний день эпидемия ВИЧ/СПИД в республике находится в концентрированной стадии, однако существует риск перехода заболевания в общую популяцию населения.

В результате принятых мер по борьбе с туберкулезом наблюдается тенденция к стабилизации и снижению заболеваемости и смертности от туберкулеза, однако сохраняется напряженная эпидемиологическая ситуация. Выявление новых случаев происходит уже в запущенной стадии болезни, вследствие высокой миграции, низкого уровня жизни населения, а также недостаточной осведомленности населения о туберкулезе, увеличения числа случаев больных с устойчивыми формами туберкулеза и низкой приверженности к лечению отдельных контингентов.

 

5.1. Неинфекционные заболевания

 

Для решения поставленных задач необходимо:

1. Создать эффективную систему межсекторального сотрудничества и партнерства для повышения приоритета профилактики и контроля неинфекционных заболеваний.

2. Снизить влияние общих модифицируемых факторов риска неинфекционных заболеваний на отдельных индивидуумов и население.

В целях решения задач будут реализованы следующие меры:

1. Реализация комплексных мероприятий по снижению и предупреждению влияния основных факторов риска неинфекционных заболеваний на уровне различных заинтересованных ведомств и секторов.

2. Расширение охвата индивидуальных услуг, изложенных в Программе «Ден соолук», направленных на улучшение раннего выявления, регистрацию и эффективное ведение гипертонии и диабета, надлежащее и своевременное вмешательство в острых случаях, а также реабилитацию с целью снижения уровня преждевременной и предотвратимой смертности от инсультов и инфарктов.

 

5.2. Здоровье матери и ребенка

 

Усилия, направленные на достижение целей, связанных с улучшением охраны материнства и снижением младенческой и детской смертности, будут сконцентрированы на решении следующих задач:

1. Реализация мероприятий по улучшению качества оказания медицинской помощи в сфере охраны здоровья матери и ребенка.

2. Повышение информированности женщин и членов их семей по вопросам безопасного материнства и планирования семьи, обеспечение профилактики заболеваемости среди детей.

3. Усиление межсекторального сотрудничества.

В рамках этих задач будут реализованы следующие меры:

1. Обеспечение всех детей стандартным пакетом рекомендуемых профилактических услуг, в том числе:

- оценка развития;

- иммунизация населения в соответствии с календарем профилактических прививок, с охватом вакцинацией на уровне не менее 95 %;

- обогащение продуктов питания микроэлементами;

- консультирование родителей по вопросам профилактики заболеваний.

2. Улучшение доступности и качества антенатальной, перинатальной помощи, а также взаимодействия первичного звена и родовспомогательных организаций, в том числе внедрение транспортно- консультативной системы оказания помощи женщинам и новорожденным.

3. Дальнейшее расширение географии реализации программы по обеспечению эффективного перинатального ухода.

 

5.3. ВИЧ-инфекция

 

Для решения поставленных задач необходимо:

1. Стабилизировать распространение ВИЧ-инфекции.

2. Совершенствовать стратегическую координацию и управление государственной политикой.

В целях решения задач будут реализованы следующие меры:

1. Обеспечение базового пакета услуг для диагностики ВИЧ-инфекции среди ключевых уязвимых групп населения, обеспечение антиретровирусными препаратами и безопасности медицинских процедур, обучение медицинских работников.

2. Проведение профилактической работы с населением через сельские комитеты здоровья, школы, взаимодействие с органами местного самоуправления.

 

5.4. Туберкулез

 

Для решения поставленных задач необходимо:

1. Обеспечить своевременную качественную диагностику и лечение туберкулеза, включая лекарственно-устойчивый туберкулез, как в гражданском, так и пенитенциарном секторах.

2. Оптимизировать систему оказания медицинской помощи больным туберкулезом.

3. Повысить информированность населения и привлечь внимание общественности к решению вопросов по профилактике и борьбе с туберкулезом.

В целях решения задач будут реализованы следующие меры:

1. Обеспечение доступности к услугам по выявлению и диагностике туберкулеза среди всех групп населения.

2. Внедрение международных рекомендаций и новых технологий по диагностике и лечению туберкулеза, а также сочетанной инфекции ВИЧ/ТБ.

3. Разработка и внедрение механизма взаимодействия туберкулезной службы со службой общественного здравоохранения и первичной медико-санитарной помощи по вопросам проведения противоэпидемических мероприятий туберкулеза.

4. Улучшение информированности населения и привлечение внимания общественности к решению проблем туберкулеза в стране.

 

6. Укрепление и дальнейшее развитие системы здравоохранения

 

Кыргызская Республика стала пионером среди постсоветских стран в реформировании системы здравоохранения. Программы реформирования сектора здравоохранения «Манас» и «Манас таалими» привели к значимым изменениям системы здравоохранения страны, с подтвержденными успехами в области финансовой защиты, доступа к медицинской помощи и ее эффективности. Действующая Национальная программа реформирования системы здравоохранения Кыргызской Республики «Ден соолук» на 2012-2016 годы продолжает реформы последних 17 лет, с усилением акцента на улучшение качества медицинских услуг для населения и индивидуальных услуг.

Начиная с 2006 года, программы в секторе здравоохранения реализуются с использованием широкосекторального подхода (SWAp), в рамках которого партнеры по развитию направляют свою финансовую помощь на решение приоритетных задач по реформированию сектора здравоохранения, создаются условия для тесного сотрудничества и диалога между Правительством Кыргызской Республики и партнерами по развитию.

Несмотря на достигнутые успехи, существует ряд проблем, который препятствует достижению цели улучшения здоровья населения:

1. Высокое финансовое бремя при обращении за медицинской помощью, с особенно высокими выплатами из карманов за амбулаторные лекарства, при сохранении финансового разрыва в Программе государственных гарантий по обеспечению граждан Кыргызской Республики медико-санитарной помощью.

2. Развитие только обязательного медицинского страхования.

3. Неэффективное распределение ресурсов, при котором большая часть финансирования здравоохранения поглощается инфраструктурой и персоналом, оставляя небольшую часть для непосредственно медицинских расходов на пациентов.

4. Нехватка и нерациональное распределение человеческих ресурсов, а также необходимость реформирования медицинского образования.

5. Слабая материально-техническая база организаций здравоохранения.

6. Недостаточная профилактика заболеваний, низкая эффективность реализации программ по укреплению здоровья населения.

7 Низкая удовлетворенность населения качеством медицинских услуг, недостаточная прозрачность управления средствами и услугами здравоохранения.

 

7. Финансирование и развитие медицинского страхования

 

В рамках решения задачи по укреплению финансирования, основанного на солидарности, будут реализованы следующие меры:

1. Совершенствование законодательства в сфере государственного финансирования здравоохранения, в том числе регламентирующего вопросы формирования и исполнения бюджета в системе Единого плательщика.

2. Развитие всех видов медицинского страхования.

3. Оценка возможности пересмотра механизмов оплаты медицинских услуг на всех уровнях медицинской помощи, включая первичную медико-санитарную помощь и специализированную помощь. В частности, подушевая оплата на уровне первичной медико-санитарной помощи должна быть объединена с другими стимулами для раннего выявления и более активного лечения заболеваний.

4. Оптимизация структуры и сети организаций здравоохранения, рационализация инфраструктуры, оборудования путем разработки соответствующих мастер-планов.

 5. Формирование конкурентной среды за счет привлечения инвестиций в здравоохранение, развитие экономических взаимоотношений в системе здравоохранения, укрепление существующих механизмов участия частного сектора в здравоохранении, включая контроль качества, внедрение государственно-частного партнерства, передачу медицинских и других услуг на условиях аутсорсинга.

 

8. Человеческие ресурсы

 

Для решения задач по закреплению кадровых ресурсов и совершенствованию системы образования будут приняты следующие меры:

1. Упорядочение системы высшего и среднего медицинского и фармацевтического образования в целом по республике путем оптимизации медицинских образовательных организаций.

2. Внедрение государственных образовательных стандартов III поколения на до- и последипломном уровнях, разработка и адаптация рабочих учебных планов, программ обучения на основе компетентностного подхода для интеграции в международное образовательное пространство.

3. Разработка механизмов распределения бюджетных грантов по регионам, с учетом потребностей в медицинских кадрах.

4. Развитие медицины в сельской местности и ее кадрового потенциала на межведомственной основе, с привлечением ряда министерств и ведомств.

5. Создание условий для развития научно-исследовательской деятельности в медицинских образовательных организациях, внедрение достижений современной науки в образовательный процесс.

 

9. Внедрение унифицированных и стандартизированных медицинских информационных систем

 

Для решения задачи дальнейшего развития информационно-коммуникационных технологий в сфере здравоохранения необходимо принять следующие меры:

1. Внедрение программного обеспечения с использованием международных медицинских информационных стандартов.

2. Создание телемедицинской сети, интернет-сайтов и ресурсов по телемедицине.

3. Создание защищенной мультисервисной ведомственной (корпоративной) сети здравоохранения.

 

10. Повышение потенциала общественного здравоохранения

 

Сохранение здоровья населения, профилактика инфекционных, неинфекционных и паразитарных заболеваний населения, формирование здорового образа жизни у граждан Кыргызской Республики является одной из основных задач службы общественного здравоохранения. В связи с этим требуется дальнейшее развитие службы общественного здравоохранения и укрепление основных функций системы здравоохранения, определенных Всемирной организацией здравоохранения:

1. Эпидемиологический надзор за болезнями и оценка состояния здоровья и благополучия населения.

2. Обеспечение готовности и планирование на случай чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения.

3. Меры защиты здоровья (в области гигиены окружающей среды, гигиены труда, безопасности пищевых продуктов, питьевой воды и т.д.).

4. Укрепление здоровья населения.

Необходимо принятие мер по укреплению и дальнейшему развитию и поддержанию существующего потенциала и услуг общественного здравоохранения в целях улучшения здоровья и сокращения неравенства в отношении здоровья посредством воздействия на социальные детерминанты здоровья, оценки рисков, действий, необходимых для обеспечения безопасности окружающей среды, охраны труда и безопасности пищевых продуктов, контроля за деятельностью, влияющей на здоровье человека.

 

10.1. Эпидемиологический надзор за болезнями

 

Приоритетные меры:

1. Совершенствование системы эпидемиологического надзора.

2. Внедрение требований международных медико-санитарных правил на основе комплексного подхода в деятельности санитарно-контрольных пунктов в местах пересечения государственной границы.

3. Создание нормативной правовой базы на случай химической, радиологической угроз и биотерроризма.

 

10.2. Меры защиты здоровья

 

Приоритетные меры:

1. Совершенствование нормативной правовой базы в области гигиены, санитарии и контроля за неинфекционными заболеваниями, с учетом международных стандартов и требований Таможенного союза.

2. Усиление государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением гигиенических требований на объектах, внедрение на предприятиях перерабатывающей промышленности систем менеджмента качества на примере международного стандарта системы безопасности пищевых продуктов и программ производственного контроля.

 

10.3. Охрана и укрепление здоровья с акцентом на

межсекторальный подход

 

Необходимо ориентирование на увеличение продолжительности здоровой и социальной активной жизни населения за счет формирования в обществе здорового образа жизни, медицинской профилактики, создания экологически благоприятной среды обитания и условий для гармоничного развития личности на основе партнерских и ответственных отношений между государством и его гражданами, формирование и поддержание которых возможно при активном участии заинтересованных государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, гражданского общества.

Отраслевые нормативные правовые акты и государственные программы, которые регулируют развитие сферы образования, культуры, физической культуры и спорта, экологии, должны предусматривать мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья. Необходимо четкое распределение ролей и функциональных обязанностей министерств, ведомств и органов местного самоуправления по вопросам охраны и укрепления здоровья населения.

Все программы укрепления здоровья должны реализовываться с учетом обратной связи между секторами и партнерами на всех уровнях. Однако, следует учесть, что результаты эпидемиологического влияния очень редко появляются даже в среднесрочном периоде. Поэтому при оценке эффективности и успеха программы используются не только показатели заболеваемости, а также другие индикаторы: изменение образа жизни, развитие навыков, знаний, организационное и правовое развитие (организации, сообщества и другое).

 

10.4. Укрепление здоровья населения

 

Формирование здорового образа жизни у граждан, в том числе у детей и подростков, должно поддерживаться мероприятиями, направленными на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для его ведения, снижение факторов риска заболеваний. Обязательным компонентом внедрения здорового образа жизни у населения является формирование у каждого гражданина ответственности за свое здоровье и здоровье своих близких, особенно детей.

Состояние здоровья населения находится в прямой зависимости от загрязнения продуктов питания контаминантами различной природы. Наиболее часто загрязнены мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, консервы, кремовые кондитерские изделия, национальные напитки. По результатам лабораторных испытаний Департамента профилактики заболеваний и государственного санитарно-эпидемиологического надзора при Министерстве здравоохранения Кыргызской Республики в 2011 году забраковано и не допущено для размещения на рынке республики 973845 кг, в 2012 году - 178183 кг пищевых продуктов и продовольственного сырья.

Определенной проблемой в настоящее время является отсутствие контроля за безопасностью продукции растениеводства, непосредственно выращиваемой на посевных площадях республики. Остается без контроля вопрос использования средств защиты растений, различных, нередко неразрешенных, пестицидов. Необходим контроль за ввозом, производством, выращиванием и реализацией пищевых продуктов и продовольственного сырья, с использованием генетически модифицированных организмов и ингредиентов. Повышение контроля требует применения антибиотиков и гормонов в пищевых продуктах животного происхождения.

Необходимо принятие комплексных мер по улучшению состояния здоровья подрастающего поколения, как основы формирования здоровой нации, формирование навыков здорового образа жизни у детей, подростков и лиц молодого возраста.

В целях укрепления здоровья населения необходимо:

1. Обеспечение безопасных условий жизни, воспитания, питания и образования для детей, развитие школьной медицины, эффективная реализация Программы «Здоровые школы», контроль за дошкольным и школьным питанием.

2. Развитие массовой физической культуры и спорта.

3. Формирование нравственности и этических норм, эстетическое воспитание, развитие широкого круга интересов у населения.

4. Формирование приверженности к физическому и духовному здоровью, формирование «здорового» менталитета и мировоззрения через развитие массовой физической культуры и спорта.

5. Обеспечение населения безопасными продуктами.

 

11. Профилактика: детерминанты здоровья и факторы риска

 

Неинфекционные заболевания являются одной из главных причин заболеваемости населения. Положительный опыт ряда стран показывает, что в течение 10-20 лет возможно достижение двукратного и более снижения смертности, главным образом за счет проведения профилактики заболеваний.

Несмотря на то, что в республике достигнуты определенные успехи в реализации антитабачной политики, снижении вредного воздействия алкоголя, а также укреплении политики в области питания, имеются большие возможности для получения значительного влияния на здоровье населения.

В зависимости от направленности профилактической работы на различные категории населения разработаны различные стратегии, в том числе мероприятия по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, диабета, по улучшению питания и физической активности, снижению употребления алкоголя.

Внедрение мер по борьбе против табака является вторым по эффективности направлением вложения каитала в улучшение здоровья, после иммунизации детей. Ценовые и налоговые меры, в том числе ставки акцизов на табачную и алкогольную продукцию, должны быть выстроены таким образом, чтобы стимулировать граждан к ведению здорового образа жизни, а также повышению ответственности бизнеса за здоровье населения. Данные меры должны включать в себя: повышение налога на все виды табачных изделий (от 50 % до 70 %) от розничной цены; применение иллюстрированных медицинских предупреждений о вреде табака для здоровья на пачках и упаковках табачных изделий; увеличение площади для иллюстрированных предупреждений о вреде табака на пачках и упаковках табачных изделий (от 50 % до 75 % площади пачки с обеих сторон), а также создание свободных от табачного дыма зон во всех рабочих и общественных местах.

 

12. Создание среды для здоровья населения

 

В республике ежегодно регистрируются вспышки инфекционных заболеваний. За счет регистрации локальных вспышек уровень инфекционной заболеваемости в республике за последние пять лет варьируется: по брюшному тифу - от 3,3 до 3,8 на 100 тыс. населения, паратифу - от 0,8 до 1,7; сальмонеллезу – от 4,2 до 13,4; общим кишечным инфекциям - 294,7 - 487,9. Основными причинами локальных вспышек являются аварийные сбросы канализационных стоков в открытые водоемы, воду из которых употребляет население для хозяйственно-питьевых нужд, аварии на водопроводной сети, загрязнение открытых водоисточников, связанное со стихийными бедствиями (селевые потопы, землетрясение). Функция государственного контроля качества питьевой воды осуществляется, в основном, службами общественного здравоохранения, но производственный контроль, в нарушение требований Закона Кыргызской Республики «О питьевой воде», не осуществляется.

Экономические затраты от болезней, передаваемых через воду, ежегодно обходятся нашей стране в сумму более 100,0 млн долларов США, при этом каждый год регистрируется около 40 тыс. паразитарных заболеваний, а на долю острых кишечных инфекций приходится 16 % детской смертности и 5 % - смертности среди взрослых. Есть убедительные доказательства того, что повышение осведомленности в вопросах значимости водоснабжения и санитарии может снизить риск заболеваний, связанных с недостаточной доступностью к питьевой воде, в диапазоне от 23 % до 57 %.

На территории республики находятся 36 хвостохранилищ с радиоактивными отходами, общей массой 34 млн тонн и объемом 50 млн м3, с суммарной активностью свыше 100 тыс. Кюри. В 26 отвалах складировано более 1,3 млн м3 пустых пород и некондиционных урановых руд, которые образовались при функционировании предприятий по добыче урановых и торийсодержащих руд. Продолжается использование источников ионизирующего излучения в различных сферах деятельности, создающих опасность возникновения радиационных аварийных ситуаций с радиоактивными источниками или радиоактивным материалом.

Повышение трудового потенциала страны, сохранение профессионального здоровья и долголетия за счет прогрессивных технологий, сокращение заболеваемости и травматизма являются одной из основных задач общества и государства, предопределяют возможности и темпы экономического развития страны. Необходима четкая организация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, работодателей, общественных организаций, а также системный межведомственный подход.

Травмы, отравления и другие воздействия внешних причин занимают второе место в структуре причин смертности населения страны. Например, число погибших вследствие дорожно-транспортных происшествий в Кыргызской Республике за период с 2001 по 2011 годы увеличилось на 45 %. Вместе с тем, вопросы профилактики травматизма, обеспечения безопасного дорожного движения выходят за рамки сферы ответственности здравоохранения.

 

13. Межсекторальное взаимодействие по вопросам охраны

здоровья матери и ребенка, профилактики и лечения

ВИЧ-инфекции, туберкулеза, неинфекционных заболеваний

 

В Кыргызской Республике разработан План действий по ускорению достижения ЦРТ-5 в связи с недостаточным прогрессом в достижении индикатора уровня материнской смертности.

Необходимо пересмотреть уровни социальных льгот для матери и ребенка, в том числе пособия по беременности, родам, безработице, включая повышение ответственности за здоровье в семье путем обеспечения доступа к информированию и образованию населения по вопросам репродуктивного и сексуального здоровья.

Низкий уровень транспортного сообщения между населенными пунктами, частое отсутствие автотранспорта и горюче-смазочных материалов приводят к поздней госпитализации беременных, особенно в отдаленных населенных пунктах, несвоевременному оказанию медицинской помощи в организациях здравоохранения, что является одной из причин материнской смертности, в том числе на дому.

Важным остается решение вопросов охраны сексуального и репродуктивного здоровья подростков. Существует проблема раннего материнства, низкая информированность подростков по вопросам здорового сексуального и репродуктивного поведения.

Имеет место недостаточное межсекторальное взаимодействие и координация мероприятий по исполнению Закона Кыргызской Республики «О защите населения от туберкулеза». Успешная профилактика туберкулеза зависит от совместных действий организаций здравоохранения с государственными органами и общественными организациями, направленных на улучшение условий внешней среды, укрепление здоровья и повышение материального благосостояния населения, улучшение жилищно-бытовых условий и питания, развитие спорта и физической культуры, борьбу с алкоголизмом, курением и наркоманией.

Государственная политика Кыргызской Республики по стабилизации эпидемии ВИЧ-инфекции основана на комплексном многосекторальном подходе и направлена на обеспечение гендерного равенства, приоритета интересов ключевых уязвимых групп населения, а также людей, живущих с ВИЧ-инфекцией. Социально-экономические проблемы переходного периода, а также особенности эпидемии, связанные с передачей ВИЧ-инфекции путем инъекций при потреблении наркотиков, создают серьезные трудности в ее преодолении.

Программы профилактики ВИЧ-инфекции реализуются в виде обучения молодежи и тренеров (учителей, воспитателей), разработки методологических подходов, развития информационных программ. Вместе с тем, отсутствуют единые стандарты, система мониторинга и оценки профилактических образовательных программ в данной сфере. Участие в реализации профилактических программ молодежных лидеров, средств массовой информации, представителей местных сообществ, религиозных деятелей, студентов педагогических вузов, внедрение программ равного обучения будут способствовать обеспечению доступа молодежи к программам по профилактике ВИЧ-инфекции и инфекций, передающихся половым путем, формированию жизненных навыков ответственного поведения по снижению уязвимости к ВИЧ-инфекции. Необходимо также включение специальных тематических разделов по вопросам ВИЧ-инфекции в программы обучения и последипломной подготовки специалистов педагогического профиля всех специальностей и социальных работников.

Ответственность за реализацию медицинских услуг детям, живущим с ВИЧ-инфекцией, и их семьям будут нести организации здравоохранения, а за уход, помощь, поддержку, развитие групп само- и взаимопомощи и реализацию программ на уровне сельских общин, сельских комитетов здоровья - гражданское общество.

Для решения актуальных вопросов в системе здравоохранения создан ряд координационных органов при Правительстве Кыргызской Республики, включая Координационный совет по борьбе против табака, Республиканскую чрезвычайную противоэпидемическую и противоэпизоотическую комиссию, Страновой координационный комитет по борьбе с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом и малярией, Межсекторальный координационный совет по охране репродуктивного здоровья.

Необходимо обеспечить эффективное функционирование создаваемого Координационного совета по общественному здравоохранению при Правительстве Кыргызской Республики, в функции которого будет входить координация деятельности всех заинтересованных секторов.

 

14. Усиление стратегического руководства

в интересах здоровья

 

Важным шагом в реформе здравоохранения является разграничение функций управления, финансирования и предоставления услуг, с четким определением обязанностей, ответственности и подотчетности.

Министерство здравоохранения Кыргызской Республики, как орган, ответственный за формирование государственной политики в области охраны и укрепления здоровья, определение стратегических направлений дальнейшего развития, является ключевым и ответственным за реализацию настоящей Стратегии.

 

15. Ожидаемые результаты

 

При условии стабильного финансирования и эффективного межсекторального подхода будет достигнуто улучшение показателей здоровья в области выделенных приоритетов, улучшена деятельность по профилактике заболеваний, получат развитие знания и навыки сохранения и укрепления здоровья, а также снижена заболеваемость населения, связанная с неблагоприятными факторами окружающей среды.

 

16. Мониторинг и оценка

 

Мониторинг и оценка выполнения запланированных мероприятий станут ключевыми компонентами реализации Стратегии. План мероприятий будет составлен на трехлетней основе, с пересмотром и корректировкой на последующие годы.

Отслеживание показателей состояния здоровья населения будет осуществляться на основе разработанного пакета индикаторов мониторинга, на основании которых будет оцениваться эффективность реализации настоящей Стратегии. Мониторинг и оценка будут проводиться Министерством здравоохранения Кыргызской Республики.

 

17. Финансирование

 

Реализация Стратегии будет проводиться в рамках средств, предусмотренных министерствам и административным ведомствам на соответствующий год, а также за счет дополнительных источников финансирования.

Финансирование Стратегии будет производиться за счет:

- республиканского и местного бюджетов;

- грантов и инвестиций;

- средств международных доноров и международных организаций.

 

18. Риски при реализации Стратегии

 

К группе рисков при реализации Стратегии относятся:

1. Сокращение объемов финансирования запланированных мероприятий.

2. Снижение политической приверженности государства.

3. Недостаточное межсекторальное взаимодействие заинтересованных сторон.