Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\CBD\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\c9ecf073-59c0-4f39-9736-457074b3537c\document.files\image001.jpg

ИМЕНЕМ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РЕШЕНИЕ

КОНСТИТУЦИОННОЙ ПАЛАТЫ ВЕРХОВНОГО СУДА
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 16 декабря 2015 года № 17-р

по делу о проверке конституционности части 4 статьи 378 Трудового кодекса Кыргызской Республики в связи с обращением гражданина Субанбекова Абилмажина в интересах Сарыбаева Айылчы

 

Конституционная палата Верховного суда Кыргызской Республики в составе:

председательствующего - судьи Касымалиева М.Ш., судей Абдиева К., Айдарбековой Ч.А., Бобукеевой М.Р., Киргизбаева К.М., Мамырова Э.Т., Нарынбековой А.О., Осконбаева Э.Ж., Осмоновой Ч.О., Саалаева Ж.И.,

при секретаре Толобалдиеве М.Э.,

с участием:

- обращающейся стороны - Субанбекова А., представителя гражданина Сарыбаева А. по доверенности;

- представителя стороны-ответчика - Карабековой К.С., представляющей интересы Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по доверенности;

- иного лица - Ибрагимова Б.А., представителя Министерства образования и науки Кыргызской Республики по доверенности,

руководствуясь частями 1, 6, 8, 9 и 10 статьи 97 Конституции Кыргызской Республики, статьями 4, 18, 19, 37 и 42 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики", рассмотрела в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности части 4 статьи 378 Трудового кодекса Кыргызской Республики, предусматривающей замещение в государственных и муниципальных высших учебных заведениях должностей ректоров, проректоров, деканов факультетов, руководителей филиалов (институтов) лицами в возрасте не старше 65 лет независимо от времени заключения трудовых договоров.

Поводом к рассмотрению данного дела явилось ходатайство Субанбекова А. в интересах гражданина Сарыбаева А.

Основанием к рассмотрению данного дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Кыргызской Республики часть 4 статьи 378 Трудового кодекса Кыргызской Республики, предусматривающая замещение в государственных и муниципальных высших учебных заведениях должностей ректоров, проректоров, деканов факультетов, руководителей филиалов (институтов) лицами в возрасте не старше 65 лет независимо от времени заключения трудовых договоров.

Заслушав выступление судьи-докладчика Бобукеевой М.Р., проводившей подготовку дела к судебному заседанию, и исследовав представленные материалы, Конституционная палата Верховного суда Кыргызской Республики

УСТАНОВИЛА:

В Конституционную палату Верховного суда Кыргызской Республики 9 июня 2015 года поступило ходатайство Субанбекова А. в интересах гражданина Сарыбаева А. о признании части 4 статьи 378 Трудового кодекса Кыргызской Республики неконституционной и противоречащей абзацу второму части 2 статьи 16, частям 1, 3 статьи 20 и части 3 статьи 42 Конституции Кыргызской Республики.

Как следует из представленных материалов, 7 октября 2014 года решением организационного комитета по проведению выборов ректора Кыргызского национального университета имени Ж.Баласагына в регистрации Сарыбаева А. в качестве кандидата на должность ректора было отказано в связи с достижением 65 летнего возраста.

Решением Первомайского районного суда города Бишкек от 21 января 2015 года в удовлетворении искового заявления Сарыбаева А. о признании недействительным протокола № 2 организационного комитета по выборам ректора Кыргызского национального университета имени Ж.Баласагына в части отказа в регистрации Сарыбаева А. в качестве кандидата на должность ректора было отказано.

Обращающаяся сторона отмечает, что указанное решение суда принято на основании оспариваемой нормы Трудового кодекса Кыргызской Республики, которая, по его мнению, входит в противоречие с требованиями Конституции Кыргызской Республики, согласно которым никто не может подвергаться дискриминации по признаку возраста; в Кыргызской Республике не должны приниматься законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; законом не могут устанавливаться ограничения прав и свобод в иных целях и в большей степени, чем это предусмотрено Конституцией; каждый имеет право на свободу труда, распоряжаться своими способностями к труду, на выбор профессии и рода занятий, охрану и условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, а также право на вознаграждение за труд не ниже установленного законом прожиточного минимума.

Также обращающаяся сторона отмечает несоответствие оспариваемой нормы положениям статьи 7 Всеобщей декларации прав человека, предусматривающей равенство всех перед законом и право без всякого различия на равную защиту от какой-либо дискриминации.

В связи с этим обращающаяся сторона просит признать часть 4 статьи 378 Трудового кодекса Кыргызской Республики неконституционной и противоречащей абзацу второму части 2 статьи 16, частям 1, 3 статьи 20 и части 3 статьи 42 Конституции Кыргызской Республики.

Определением коллегии судей Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики от 7 июля 2015 года ходатайство обращающейся стороны было принято к производству.

В судебном заседании обращающаяся сторона поддержала свои требования и просит их удовлетворить.

Представитель стороны-ответчика Карабекова К.С. не согласилась с доводами обращающейся стороны и считает, что оспариваемая норма Трудового кодекса Кыргызской Республики не противоречит Конституции Кыргызской Республики.

Конституционная палата Верховного суда Кыргызской Республики, обсудив доводы сторон, пояснения иного лица, исследовав материалы дела, пришла к следующим выводам:

1. В соответствии с частью 4 статьи 19 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики" Конституционная палата Верховного суда Кыргызской Республики выносит акты по предмету, затронутому в обращении, лишь в отношении той части нормативного правового акта, конституционность которой подвергается сомнению.

Таким образом, предметом рассмотрения Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики по данному делу является часть 4 статьи 378 Трудового кодекса Кыргызской Республики следующего содержания:

"Статья 378. Трудовой договор с работниками образовательных организаций высшего профессионального образования

В государственных и муниципальных высших учебных заведениях должности ректоров, проректоров, деканов факультетов, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше 65 лет независимо от времени заключения трудовых договоров.".

Трудовой кодекс Кыргызской Республики от 4 августа 2004 года № 106 принят в соответствии с порядком, установленным законодательством, опубликован в Ведомостях Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 2006 года № 4, внесен в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики и является действующим.

2. Конституция Кыргызской Республики закрепляет право каждого на свободу труда, распоряжаться своими способностями к труду, на выбор профессии и рода занятий (часть 3 статья 42).

Право на свободу труда как субъективное право каждой личности предопределено особенностями конституционно-правового развития и выражает определенную степень свободы, гарантируемую государством, и затрагивает основные сферы жизнедеятельности личности, является формой реализации правомочий и интересов граждан, в частности, распоряжаться своими способностями к труду, на выбор профессии и рода занятий.

Из приведенного выше конституционного положения не вытекает право гражданина занимать определенную должность, выполнять конкретную работу в соответствии с избранным им родом деятельности и профессией и обязанность кого бы то ни было такую работу или должность ему предоставить. В сфере трудовых отношений свобода труда проявляется, прежде всего, в договорном характере труда. Именно в рамках трудового договора на основе соглашения гражданина и работодателя решается вопрос о работе по определенной профессии, специальности, квалификации или должности.

Таким образом, свобода труда предполагает обеспечение каждому возможности на равных с другими гражданами условиях и без какой-либо дискриминации вступать в трудовые отношения, реализуя свои способности к труду.

3. В соответствии со статьей 16 Конституции Кыргызской Республики все равны перед законом и судом; никто не может подвергаться дискриминации по признаку пола, расы, языка, инвалидности, этнической принадлежности, вероисповедания, возраста, политических или иных убеждений, образования, происхождения, имущественного или иного положения, а также других обстоятельств.

Конституционный принцип равенства всех перед законом и судом не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования трудовых отношений устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, в том числе вводить особые правила, касающиеся порядка замещения отдельных должностей и оснований освобождения от должности, если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Конвенции Международной организации труда "О дискриминации в области труда и занятий" 1958 года № 111 всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на специфических требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией.

Согласно пункту 5 Рекомендаций Международной организации труда "О пожилых трудящихся" 1980 года № 162 пожилые работники без дискриминации по возрасту должны пользоваться равенством возможностей и обращения наравне с другими работниками, в частности, относительно доступа, с учетом их личных способностей, опыта и квалификации, в том числе, к работе по их выбору как в государственном, так и в частном секторах. Однако в исключительных случаях могут устанавливаться возрастные ограничения ввиду особых требований, условий или правил для некоторых видов работы.

В силу части 3 статьи 6 Конституции Кыргызской Республики вышеуказанные международные акты являются составной частью правовой системы Кыргызской Республики. Следовательно, установление предельного возраста при замещении определенных должностей допустимо, если это ограничение обусловлено спецификой и особенностями выполняемой работы.

Таким образом, международные правовые акты допускают возможность устанавливать в национальном законодательстве определенные возрастные ограничения на занятие отдельными видами трудовой деятельности.

Данный вывод согласуется с правовыми позициями Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики, выраженными в решениях от 30 апреля 2014 года № 27 и от 14 мая 2014 года № 31.

4. Образование является приоритетным стратегическим направлением государственной политики Кыргызской Республики. Вкладывая средства в высшее образование, государство тем самым закладывает основы стабильного духовного, культурного и экономического развития общества. Именно поэтому значимость образования порождает особую ответственность государства, поскольку высшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, а право на образование признается одним из фундаментальных прав личности.

Особое внимание государством уделяется развитию и совершенствованию правовых, научно-теоретических и организационных механизмов в системе высшего образования, которое обеспечивается государственными, муниципальными и частными учебными заведениями в соответствии с вырабатываемыми едиными государственными стандартами.

Должности ректоров, проректоров, руководителей филиалов (институтов) в государственных и муниципальных высших учебных заведениях относятся к административным должностям, основное содержание деятельности которых связано с осуществлением управленческих, административных функций (статья 38 Закона Кыргызской Республики "Об образовании").

Так, руководитель высшего учебного заведения (далее - вуз несет ответственность за результаты деятельности вуза, соответствие качества образования и подготовки специалистов требованиям государственных образовательных стандартов, за результаты научной, финансовой и хозяйственной деятельности вуза; действует в соответствии с законодательством Кыргызской Республики от имени учебного заведения, представляет его во всех организациях, распоряжается его имуществом и денежными средствами, заключает договоры, выдает доверенности, открывает счета в банках и является распорядителем кредитов; формирует в соответствии с уставом вуза его кадровый состав и структуру; в пределах компетенции вуза издает приказы, дает указания, обязательные для выполнения всеми работниками и обучающимися.

Кроме того, руководители вузов ответственны за организацию учебного процесса исходя из обеспечения высокого качества обучения, создания безопасных условий учебы и быта студентов.

В связи с чем законодатель, в целях обеспечения интересов государства и муниципальных образований, вправе предусматривать повышенные требования к руководителям государственных и муниципальных вузов.

5. Из смысла части 2 статьи 378 Трудового кодекса Кыргызской Республики следует, что должность декана факультета отнесена не к административной, а к научно-педагогической должности. Это означает, что на декана факультета как высококвалифицированного специалиста, имеющего, как правило, ученую степень и ученое звание, возлагается ведение такой же учебной, научно-исследовательской и методической работы, как и другими категориями профессорско-преподавательского состава. Таким образом, декан факультета выполняет работу, которая по своему содержанию является существенно иной, нежели чем у руководящих работников вуза, не относящихся к научно-педагогическим должностям - ректора, проректора, руководителей филиала и института, основное содержание деятельности которых, как указано выше, связано с осуществлением управленческих, административных функций. Устанавливая предельный возраст при замещении должности декана факультета, законодатель вместе с тем не предусматривает каких-либо возрастных ограничений при замещении других научно-педагогических должностей. Следовательно, сам по себе возраст, превышающий шестьдесят пять лет, не препятствует успешному осуществлению данного вида деятельности.

С учетом изложенного возрастное ограничение при замещении должности декана факультета в государственных и муниципальных вузах не может рассматриваться в качестве специального требования, обусловленного характером этой деятельности, особенностями данного вида труда, а сам по себе факт достижения предельного возраста не может служить достаточным основанием для освобождения от должности декана факультета или препятствовать участию в выборах на данную должность. Тем самым положения оспариваемой нормы, предусматривающие возрастные ограничения при замещении должности декана факультета государственных и муниципальных вузов, нарушают конституционный принцип равноправия, включая равенство возможностей, приводят к дискриминации при реализации права, закрепленного абзацем вторым части 2 статьи 16 Конституции Кыргызской Республики.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 6 статьи 97 Конституции Кыргызской Республики, статьями 46, 47, 48, 51 и 52 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики", Конституционная палата Верховного суда Кыргызской Республики

РЕШИЛА:

1. Признать часть 4 статьи 378 Трудового кодекса Кыргызской Республики, не противоречащей Конституции Кыргызской Республики в той мере, в какой эта норма не распространяется на должности деканов факультетов в государственных и муниципальных высших учебных заведениях.

2. Жогорку Кенешу Кыргызской Республики внести соответствующие изменения, вытекающие из настоящего Решения.

3. Решение окончательное и обжалованию не подлежит, вступает в силу с момента провозглашения.

4. Решение обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений, юридических и физических лиц и подлежит исполнению на всей территории республики.

5. Опубликовать настоящее решение в официальных изданиях органов государственной власти, на официальном сайте Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики и в "Вестнике Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики".

 Конституционная палата Верховного суда Кыргызской Республики