Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\CBD\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\c9ecf073-59c0-4f39-9736-457074b3537c\document.files\image001.jpg

ИМЕНЕМ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РЕШЕНИЕ

КОНСТИТУЦИОННОЙ ПАЛАТЫ ВЕРХОВНОГО СУДА
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 18 октября 2016 года № 5-р

по делу о проверке конституционности части 1 статьи 20 Закона Кыргызской Республики "Об общих принципах амнистии и помилования" в связи с обращением гражданки Кубандыковой Салтанат Кубандыковны

Конституционная палата Верховного суда Кыргызской Республики в составе:

председательствующего - судьи Мамырова Э.Т., судей Абдиева К., Айдарбековой Ч.А., Бобукеевой М.Р., Касымалиева М.Ш., Киргизбаева К.М., Нарынбековой А.О., Осконбаева Э.Ж., Осмоновой Ч.О., Саалаева Ж.И., при секретаре Джолгокпаевой С.А.,

с участием:

стороны-ответчика - Арзиева М.И., представителя Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по доверенности;

иных лиц - Кыдырбаева К.Дж., представителя Аппарата Президента Кыргызской Республики по доверенности; Казыбековой А.А., представителя Государственной службы исполнения наказания при Правительстве Кыргызской Республики по доверенности,

руководствуясь частями 1, 6, 8, 9 и 10 статьи 97 Конституции Кыргызской Республики, статьями 4, 18, 19, 37 и 42 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики", рассмотрела в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности части 1 статьи 20 Закона Кыргызской Республики "Об общих принципах амнистии и помилования" предусматривающей, что в случае отклонения ходатайства о помиловании лица, осужденного за особо тяжкое преступление, повторное ходатайство при отсутствии новых, заслуживающих внимания обстоятельств, может быть внесено по истечении одного года, осужденного к пожизненному лишению свободы, - по истечении десяти лет, а лиц, осужденных за другие преступления, - по истечении шести месяцев со дня отклонения предыдущего ходатайства".

Поводом к рассмотрению данного дела явилось ходатайство гражданки Кубандыковой С.К.

Основанием к рассмотрению данного дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Кыргызской Республики часть 1 статьи 20 Закона Кыргызской Республики "Об общих принципах амнистии и помилования".

Заслушав выступление судьи-докладчика Абдиева К., проводившего подготовку дела к судебному заседанию и исследовав представленные материалы, Конституционная палата Верховного суда Кыргызской Республики

УСТАНОВИЛА:

В Конституционную палату Верховного суда Кыргызской Республики 26 апреля 2016 года поступило ходатайство гражданки Кубандыковой С.К. о признании части 1 статьи 20 Закона Кыргызской Республики "Об общих принципах амнистии и помилования" противоречащей пункту 2 части 5 статьи 20, части 2 статьи 27 Конституции Кыргызской Республики.

По мнению заявителя, оспариваемая норма ограничивает право просить о помиловании, выражающееся в определении сроков для подачи осужденными повторного ходатайства о помиловании.

В своем ходатайстве заявитель указывает, что помилование - это исключительная прерогатива Президента страны, акт верховной власти, полностью или частично освобождающий осужденного от наказания либо заменяющий назначенное судом наказание более мягким, а также снимающий судимость с лиц ранее отбывших наказание.

Субъект обращения считает, что общество осознает несовершенство правосудия, поэтому высокое назначение и смысл института помилования состоит в милосердии, нацеленности на сглаживание недостатков правосудия и исправлении возможных судебных ошибок.

Кубандыкова С.К. полагает, что при разрешении вопроса заслуживает ли осужденный милосердия или нет, значение имеет не только обстоятельства дела или доводы осужденного в прошении о помиловании, но и обстановка в стране, общественно-политическая ситуация, состояние правосудия. В уголовном праве предусмотрено освобождение от уголовной ответственности в связи с изменением обстановки, когда уголовно преследуемое лицо перестает быть общественно-опасным, либо деяние в новой обстановке перестает быть общественно-опасным. При этом изменение общественно-политической обстановки в сторону более либеральной может создать условия для удовлетворения прошений о помиловании, в которых ранее было отказано, даже если в прошении не указываются новые обстоятельства. Так, по мнению заявителя, отказ в рассмотрении повторных прошений о помиловании при отсутствии новых обстоятельств, становится ограничением права просить о помиловании.

В связи с этим, заявитель просит признать оспариваемую норму противоречащей пункту 2 части 5 статьи 20, части 2 статьи 27 Конституции Кыргызской Республики.

Определением коллегии судей Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики от 7 июня 2016 года ходатайство гражданки Кубандыковой С.К. было принято к производству.

Обращающаяся сторона на судебное заседание не явилась и просила рассмотреть дело без ее участия. Представитель стороны-ответчика не возражал против рассмотрения дела без участия обращающейся стороны.

Арзиев М.И., представляющий Жогорку Кенеш Кыргызской Республики, не согласился с доводами обращающейся стороны, указав, что Уголовный кодекс Кыргызской Республики основывается, в том числе, на принципе неотвратимости ответственности за совершенное преступление. Лицо, совершившее преступление и признанное судом виновным, должно понести предусмотренное законом наказание.

Наказание и исполнение наказания - основной метод реализации уголовной ответственности. Наказание не является самоцелью, оно применяется в целях восстановления социальной справедливости, исправления поведения осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Помилование, как акт проявления гуманизма к осужденным, направлено на полное или частичное аннулирование юридических последствий совершения преступления. При этом уголовный закон не ограничивает правовые способы помилования, а ходатайство о помиловании принимается к рассмотрению независимо от характера и меры наказания.

В этой связи, представитель стороны-ответчика считает, что оспариваемая норма закона не противоречит Конституции Кыргызской Республики и просит отказать в удовлетворении требования, заявленного обращающейся стороной.

Представитель Аппарата Президента Кыргызской Республики Кыдырбаев К.Дж., согласившись с доводами обращающейся стороны, изложенными в ходатайстве, полагает, что оспариваемая норма противоречит Конституции Кыргызской Республики. Секретариат по вопросам помилования при Президенте Кыргызской Республики в своей деятельности руководствуется пунктом 2 части 5 статьи 20 Конституции Кыргызской Республики и в случаях повторной подачи осужденным ходатайства о помиловании не требует соблюдения временных рамок, установленных оспариваемым законом.

Представитель Государственной службы исполнения наказаний при Правительстве Кыргызской Республики Казыбекова А.А. считает, что оспариваемой нормой устанавливаются условия и сроки внесения повторного ходатайства о помиловании, что не предполагает ограничения права осужденного просить о помиловании и не может противоречить Конституции Кыргызской Республики.

Конституционная палата Верховного суда Кыргызской Республики, обсудив доводы сторон, пояснения иных лиц и исследовав материалы дела, пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с частью 4 статьи 19 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики" Конституционная палата Верховного суда Кыргызской Республики выносит акты по предмету, затронутому в обращении, лишь в отношении той части нормативного правового акта, конституционность которой подвергается сомнению.

Таким образом, предметом рассмотрения Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики по данному делу является часть 1 статьи 20 Закона Кыргызской Республики "Об общих принципах амнистии и помилования" следующего содержания:

"Статья 20. Повторная подача ходатайства

В случае отклонения ходатайства о помиловании лица, осужденного за особо тяжкое преступление, повторное ходатайство при отсутствии новых, заслуживающих внимания обстоятельств, может быть внесено по истечении одного года, осужденного к пожизненному лишению свободы, - по истечении десяти лет, а лиц, осужденных за другие преступления, - по истечении шести месяцев со дня отклонения предыдущего ходатайства.".

Закон Кыргызской Республики "Об общих принципах амнистии и помилования" от 14 июня 2002 года № 101 принят в соответствии с порядком, установленным законодательством, опубликован в газете "Эркин Тоо" от 21 июня 2002 года № 47, внесен в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики и является действующим.

2. Кыргызская Республика, провозглашая права и свободы человека высшей ценностью, установила, что право каждого осужденного просить о помиловании или смягчении наказания не подлежит никакому ограничению (часть 1 статьи 16, пункт 2 части 5 статьи 20, часть 2 статьи 27 Конституции). При этом право осуществления помилования отнесено к исключительной компетенции Президента Кыргызской Республики (пункт 4 части 10 статьи 64 Конституции).

Нормы Конституции Кыргызской Республики о помиловании корреспондируют со статьей 7 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека, закрепляющей право осужденных просить о помиловании или смягчении наказания.

В целях реализации вышеприведенных конституционных положений и норм международного права законодателем принят Закон Кыргызской Республики "Об общих принципах амнистии и помилования", определяющий порядок и условия применения помилования.

3. Помилование согласно статьи 14 Закона Кыргызской Республики "Об общих принципах амнистии и помилования" - это полное или частичное освобождение осужденного от наказания или замена назначенного судом наказания на более мягкое. Помилование носит строго персональный характер, осуществляется только Президентом Кыргызской Республики в отношении индивидуально-определенного лица и только после вступления приговора суда в законную силу.

Помилование лиц, осужденных за совершение преступления, является актом гуманизма и милосердия. При этом акт помилования не изменяет норму уголовного закона, не отменяет и не изменяет приговор суда и не может рассматриваться как средство устранения судебных ошибок. Для этого имеются уголовно-процессуальные институты повторного рассмотрения дела в апелляционном порядке, пересмотра приговоров судов в кассационном и надзорном производствах, а также по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. В этой связи, утверждение субъекта обращения о том, что институт помилования нацелен на сглаживание недостатков правосудия и исправления возможных судебных ошибок при вынесении приговоров является несостоятельным.

Помилование, являясь прерогативой Президента Кыргызской Республики, осуществляется при соблюдении требований исключительности, когда оно применяется в отношении индивидуально определенного лица, когда среди множества лиц, осужденных по аналогичной статье уголовного закона, помилование применимо в отношении конкретного лица об этом ходатайствующем в силу исключительности его обстоятельств; требование существенности - когда имеется достаточно оснований для возбуждения процедуры помилования; требование обоснованности - когда инициирование процедуры помилования подтверждается соответствующими материалами и обстоятельствами; требование гуманизма - когда уважение приоритетов, интересов и ценностей личности становится основой для применения помилования.

4. Нормативно-правовое регулирование помилования законом свидетельствует об определении данного вопроса в качестве важного для Кыргызской Республики, как констатация значимости прав и свобод граждан и формирования законодательства на основе защиты этих ценностей.

Закрепленное в пункте 2 части 5 статьи 20, части 2 статьи 27 Конституции Кыргызской Республики право каждого осужденного просить о помиловании или смягчении наказания не подлежит никакому ограничению. Указанное не предполагает удовлетворения просьбы о помиловании и не означает, что осужденный должен быть помилован в обязательном порядке. Это вытекает из общего принципа уголовного права о неотвратимости наказания, суть которого заключается в восстановлении социальной справедливости, прав и интересов потерпевшего, нарушенных преступлением.

Уголовно-правовой гарантией реализации конституционного права каждого осужденного просить о помиловании являются положения статьи 75 Уголовного кодекса Кыргызской Республики и главы 2 Закона Кыргызской Республики "Об общих принципах амнистии и помилования", которые устанавливают механизм рассмотрения прошений о помиловании, предусматривающий возможность принятия во внимание всех обстоятельств, которые могут повлиять на решение вопроса о помиловании.

При первичном обращении с ходатайством о помиловании законодатель сознательно не определяет срок для внесения такого ходатайства, оставив неопределенное время и саму возможность подачи ходатайства на усмотрение осужденных граждан. При этом необходимо иметь в виду что, из смысла оспариваемой нормы, такое установление касается всех осужденных, в том числе осужденных к пожизненному лишению свободы.

Требование о соблюдении сроков применяется только в отношении повторной подачи ходатайства о помиловании. Правовое регулирование вопроса о помиловании подобным образом не только является прямым воплощением конституционной гарантии просить о помиловании, но и создает гражданам правовые основания для подачи ходатайства о помиловании неоднократно.

Законодательно закрепленное право повторного обращения с ходатайством о помиловании при наличии новых заслуживающих внимания обстоятельств, без установления срока на такое обращение, является дополнительной гарантией реализации конституционного права каждого осужденного просить о помиловании или смягчении наказания. При этом особые обстоятельства, относящиеся к конкретному случаю, могут обнаружиться в любой момент и послужить основанием для повторного прошения о помиловании.

Конкретизация законодателем механизма реализации конституционных полномочий Президента Кыргызской Республики по осуществлению помилования, определение сроков для повторного обращения с ходатайством о помиловании не может рассматриваться как ограничение права осужденного на прошение о помиловании, предусмотренного пунктом 2 части 5 статьи 20, частью 2 статьи 27 Конституции Кыргызской Республики.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 6, частями 8 и 9 статьи 97 Конституции Кыргызской Республики, статьями 46, 47, 48, 51 и 52 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики", Конституционная палата Верховного суда Кыргызской Республики

РЕШИЛА:

1. Признать часть 1 статьи 20 Закона Кыргызской Республики "Об общих принципах амнистии и помилования" не противоречащей пункту 2 части 5 статьи 20 и части 2 статьи 27 Конституции Кыргызской Республики.

2. Решение окончательное и обжалованию не подлежит, вступает в силу с момента провозглашения.

3. Решение обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений, юридических и физических лиц и подлежит исполнению на всей территории республики.

4. Опубликовать настоящее решение в официальных изданиях органов государственной власти, на официальном сайте Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики и в "Вестнике Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики".

Конституционная палата Верховного суда Кыргызской Республики