Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

УТРАТИЛО СИЛУ
в соответствии с постановлением Правительства КР от 31 июля 2019 года № 384

Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\user\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\aa9f2318-d558-4f47-88ef-478c9b1d164f\document.files\image001.jpg

ПРАВИТЕЛЬСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 марта 2015 года № 129

Об утверждении Программы Правительства Кыргызской Республики по развитию частного сектора в Кыргызской Республике на 2015-2017 годы

В целях повышения инвестиционной привлекательности и улучшения бизнес-среды страны, в соответствии со статьями 10 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики" Правительство Кыргызской Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить:

- Программу Правительства Кыргызской Республики по развитию частного сектора в Кыргызской Республике на 2015-2017 годы (далее - Программа) согласно приложению 1;

- План мероприятий по реализации Программы Правительства Кыргызской Республики по развитию частного сектора в Кыргызской Республике на 2015-2017 годы (далее - План мероприятий) согласно приложению 2.

2. Министерствам и административным ведомствам:

- принять конкретные меры по выполнению Программы и Плана мероприятий в установленные сроки;

- ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять информацию о ходе выполнения Программы и Плана мероприятий в Министерство экономики Кыргызской Республик для обобщения.

3. Министерству экономики Кыргызской Республики:

- в месячный срок утвердить План мониторинга и оценки реализации Программы и Плана мероприятий;

- осуществлять общую координацию реализации Программы и Плана мероприятий;

- ежеквартально, не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять обобщенную информацию в Аппарат Правительства Кыргызской Республики.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на отдел экономики и инвестиций Аппарата Правительства Кыргызской Республики.

5. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования.

 

Премьер-министр

Дж.К.Оторбаев

 

Приложение 1

ПРОГРАММА
Правительства Кыргызской Республики по развитию частного сектора в Кыргызской Республике на 2015-2017 годы

I. Введение

Целью настоящей Программы является проведение реформ, направленных на развитие конкурентоспособной бизнес-среды в Кыргызской Республике и улучшение позиций страны в международных рейтингах для привлечения прямых инвестиций в экономику, с учетом лучших мировых практик.

Реформы Программы будут выполнены:

- на основе проведенных реформ по развитию частного сектора в стране за последние годы;

- с учетом существующих предпосылок и ограничений для проведения эффективной и результативной политики реформ в Кыргызской Республике;

- с эффективным использованием сравнительных преимуществ страны для улучшения конкурентоспособности в Центрально-Азиатском регионе и государствах-членах Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС);

- с концентрацией на улучшение бизнес-среды в целом и создание равных условий инвесторам во всех секторах рынка для диверсификации экономики.

Реформы по развитию частного сектора будут направлены на:

1) регулирование торговой и таможенной сферы;

2) налоговое администрирование;

3) трудовое законодательство;

4) конкуренцию и регулирование цен;

5) регулирование контроля безопасности продукции;

6) горизонтальные реформы.

В прошлые годы Правительство Кыргызской Республики предпринимало меры для проведения реформ по развитию частного сектора и улучшения бизнес-среды; были достигнуты положительные результаты, например, в сфере регистрации бизнеса и имущества. Однако большинство реформ не были завершены и не принесли ожидаемых результатов и улучшения условий для ведения бизнеса, поэтому Правительство Кыргызской Республики продолжит реализацию мер, направленных на активное продвижение реформ по развитию частного сектора.

Реализация Программы нацелена на эффективные и результативные меры по сокращению коррупции. В этой связи реформы Программы направлены на рационализацию институциональных процедур, в целях предотвращения и значительного сокращения стимулов и возможностей для коррупции в ходе реализации Программы.

Частный сектор является основной целевой группой и бенефициаром реформ, направленных на улучшение бизнес-среды и развитие предпринимательства; первостепенное значение имеет обеспечение интенсивного вовлечения частного сектора в реформы. Создание обратной связи с частным сектором в процессе проведения реформ является неотъемлемой частью Программы.

II. Анализ текущей ситуации

1. Предпосылки для проведения реформ

Кыргызская Республика имеет ряд сильных предпосылок, которые создают фундамент для проведения реформ, направленных на развитие предпринимательства:

- Кыргызская Республика провела несколько этапов реформ, направленных на развитие частного сектора, и обладает ценным опытом по проведению реформ;

- страна занимает хорошие позиции в ряде международных рейтингов. В Doing Business 2014 Кыргызская Республика занимала 68 место из 189 стран, что выше среднего показателя для стран Европы и Центральной Азии (71);

- активный частный сектор, который имеет институциональный формат диалога с Правительством Кыргызской Республики - Секретариат Совета по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве Кыргызской Республики.

2. Ограничения для проведения реформ

Для ощутимого прорыва в преобразовании бизнес-среды до конкурентоспособного уровня процесс управления должен стать результативным и прозрачным.

Развитие частного сектора сталкивается с рядом фундаментальных проблем, которые следует устранить, чтобы создать благоприятные условия для реализации сравнительных преимуществ страны.

Проблемы заключаются в следующем:

- ряд реформ был осуществлен за последние годы, но определенные ключевые сферы реформированы лишь частично, поэтому реального улучшения в бизнес-среде не произошло;

- законодательство более усовершенствовано и рационализировано во многих сферах, но все еще встречаются факты коррупционных проявлений;

- отсутствие кардинальных решений по ряду фундаментальных вопросов, в таких сферах, как защита прав собственности или частые внеплановые проверки со стороны различных органов;

- Кыргызская Республика занимает 136 место из 177 стран по индексу восприятия коррупции "Transparency International" в 2014 году;

- бизнес-ориентированные реформы должны соответствовать обязательствам Кыргызской Республики по вступлению в ЕАЭС. Данное членство требует инвестиций со стороны Правительства Кыргызской Республики, в частности, в качество инфраструктуры и системы контроля безопасности продукции;

- время, расходы и процесс подготовки документов, связанные с подключением к энергосистеме, являются сравнительно высокими и затрудненными, что негативно влияет на бизнес-климат и сдерживает потенциальных инвесторов;

- доля теневой экономики в ВВП относительно высокая и равна 39%, Одной из причин масштабов теневой экономики является сложное регулирование предпринимательской деятельности, включая трудовое и антимонопольное законодательство, систему проверок, налоговое и таможенное администрирование.

III. Принципы реформ

Реформы Правительства Кыргызской Республики, направленные на развитие предпринимательства, основываются на следующих принципах:

- проводить политику небольших, но последовательных шагов с возможностью корректировки промежуточных результатов на квартальной и годовой основе, при этом новые реформы должны дополнять предыдущие преобразования;

- использовать "подход соответствия" для новых реформ, т.е. внимание будет сосредоточено на тех сферах, которые уже начали реформироваться, но еще не завершены, что привело только к частичному улучшению, без выгоды для частного сектора;

- регулирование предпринимательской деятельности должно быть упрощено насколько это возможно, чтобы создать стимул для перехода от неформальной экономики к формальной;

- должна быть обеспечена надлежащая реализация законодательства, регулирующего проведение проверок субъектов предпринимательства, прав собственности. На практике большинство предпринимателей сталкиваются с ненадлежащим исполнением норм законодательства уполномоченными проверяющими лицами;

- реформы будут осуществляться с точки зрения предпринимателя, а не государственного служащего, поэтому будет разработан постоянно действующий контроль мероприятий с ясными индикаторами реализации и налаженной обратной связью с частным сектором, где частному сектору отводится активная роль;

- постоянное снижение уровня коррупции будет руководящим принципом для внедрения реформ; правила и процедурные требования по регулированию бизнеса, которые являются причиной коррупции, должны быть отменены;

- будет проведена реформа государственной службы для усиления исполнительской дисциплины, потому что реализация результативных реформ, направленных на развитие предпринимательства, маловероятна без эффективно функционирующей государственной службы;

- процесс реформ будет вестись непосредственно высокопоставленными должностными лицами, за которыми будут закреплены ожидаемые результаты реформ, определены меры ответственности и вознаграждение;

- бизнес-сообщества будут иметь возможность регулярно встречаться с руководителями государственных органов и высказывать свою позицию относительно проведения реформ.

IV. Реформы, направленные на развитие предпринимательства

1. Дальнейшее упрощение торговых и таможенных процедур

Несмотря на то, что таможенные тарифы в Кыргызской Республике низкие и конкурентоспособные, по данным отчета Doing Business 2014 года, таможенные процедуры остаются сложными и затратными. В настоящее время Кыргызская Республика находится на 182 месте среди 189 стран по показателю трансграничной торговли.

В этой связи необходимо внести изменения в нормативные правовые акты по торговым и таможенным процедурам для дальнейшего совершенствования внешнеэкономической деятельности.

2. Сокращение количества документов на импорт

В настоящее время Государственная таможенная служба при Правительстве Кыргызской Республики требует 11 документов для оформления импорта, что существенно превышает средний показатель для стран Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) (4 документа), Европы и Центральной Азии (8 документов), при этом в Гонконге (Китай), Сингапуре, Грузии и Эстонии требуются только 4 документа на оформление процедур.

Меры

Правительство Кыргызской Республики к 2017 году постепенно сократит количество требуемых документов на оформление импорта с 11 до 4 - транспортная накладная, коммерческий инвойс, таможенная декларация на импорт и документ, подтверждающий оплату таможенных сборов.

3. Отмена налога с продаж на экспорт

Налог с продаж все еще применяется для экспорта, что делает экспортные процедуры обременительными и дорогими.

Меры

Налог с продаж на экспорт будет отменен после проведения оптимизации НДС и налога с продаж.

4. Оптимизация системы таможенного контроля

В настоящее время в Кыргызской Республике применяется упрощенная система таможенного контроля на основе рисков: такая система только два коридора - "красный" и "зеленый". Отсутствует возможность предварительного таможенного оформления и/или других быстро отслеживающих процедур на таможне, которые рационализируют и ускоряют процесс таможенного оформления.

Меры

В Кыргызской Республике будет внедрена современная система таможенного контроля на основе рисков: товары, отправленные в "зеленый" коридор, будут отпускаться автоматически, без досмотра; "желтый" коридор означает, что проверяются только документы, но не товары; "красный" коридор предусматривает самую основательную проверку, т.е. документацию и физический досмотр товаров. В зависимости от типа импортируемых товаров, страны-производителя и репутации компании, каждый коммерческий груз будет классифицирован по степени риска.

Следующая мера для снижения сокращения ожидаемого времени на таможне - введение предварительного таможенного оформления, когда предприниматель декларирует товары заранее и завершает оформление до прибытия груза на таможенный контроль.

Кроме того, будет создан "Белый список" (Golden List), который будет включать добросовестные компании с положительной репутацией. Компании, включенные в данный список, не будут подлежать таможенному контролю.

Оптимизация системы таможенного контроля будет проходить параллельно с технической модернизацией инфраструктуры таможенных контрольных пунктов.

5. Введение беспрерывной работы таможенных пунктов пропуска

В настоящее время в Кыргызской Республике таможенные пункты пересечения границ закрываются на выходные и праздничные дни и после завершения рабочего времени в рабочие дни. Несмотря на то, что законодательство предусматривает возможность таможенного оформления в выходные и праздничные дни по завышенной цене, опросы представителей частного сектора показывают, что данная система работают недостаточно эффективно.

Меры

Правительство Кыргызской Республики рассмотрит возможность введения беспрерывной работы на основных таможенных пунктах пересечения границ (ТППГ) и проведет переговоры с сопредельными государствами о возможности внесения изменений в международные договоры о пунктах пропуска через государственную границу, участницей которых является Кыргызская Республика.

6. Упрощение процедур выдачи сертификата происхождения

В настоящее время сертификат происхождения выдается Торгово-промышленной палатой Кыргызской Республики (далее - ТПП), при этом процедурные требования сравнительно сложные и не способствуют продвижению экспорта. Количество документов, необходимых для выдачи сертификата о происхождении товара, превышает международные показатели. Для выдачи сертификата ТПП требует специальный акт экспертизы, который доказывает, что продукт произведен в соответствии с правилами, для подтверждения происхождения товара. Контроль за качеством и количеством продукции осуществляет "Кыргызэкспертиза", которая является структурным подразделением ТПП.

Меры

Правительство Кыргызской Республики рассмотрит требования, необходимые для получения сертификата о происхождении с целью упрощения процесса приобретения сертификата происхождения для частного сектора. Сертификат происхождения будет выдаваться на основании декларации экспортера, при этом экспортеры будут иметь возможность самостоятельно подтверждать, что продукция производится в соответствии с правилами происхождения товара. В утвержденной форме декларации экспортер информирует, по каким правилам и из какого сырья произведен товар, подтверждает подлинность данных.

Будет рассмотрена возможность отмены требования акта экспертизы качества, составленного экспертами ТПП, так как контроль качества не должен быть функцией организации, выдавшей сертификат.

V. Оптимизация налогового администрирования

Кыргызская Республика провела налоговую реформу в 2009 году и снизила количество налогов с 16 до 8; большое количество местных налогов сокращено, введены налоговые проверки на основе рисков, введены упрощенные налоговые режимы и снижены ставки налогов (например, НДС с 20% до 12%).

Остаются проблемы, которые не позволяют сделать налоговую систему в Кыргызской Республике конкурентной как в региональной, так и в глобальной перспективе. В отчете Doing Business 2014 года по показателю "Оплата налогов" страна занимает 127 место среди 189 стран, при этом средний показатель для стран Европы и Центральной Азии составляет 91.

1. Сокращение периодичности выплат и представления налоговой отчетности

Согласно данным отчета Doing Business 2014, количество налоговых выплат в год (51) намного превышает средний показатель, как для региона (26), так и для стран ОЭСР (12), при этом количество часов, необходимое для заполнения налоговой отчетности, составляет более 210 часов, поэтому 52,5% опрошенных предпринимателей называют налоговое администрирование одной из главных проблем развития бизнеса. В частности, частые выплаты происходят по налогам на имущество и земельному налогу согласно статьям 332 и 342 Налогового кодекса Кыргызской Республики.

Меры

Правительство Кыргызской Республики в целях оптимизации налогового администрирования постепенно перейдет на годовую периодичность выплат по земельному налогу, налогу на имущество, при этом будет сохранена "гибкость выплат" по выбору налогоплательщика.

Правительство Кыргызской Республики перейдет на квартальную основу представления налоговой отчетности по косвенным налогам (налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене товаров или к тарифам на услуги и не зависящие от доходов налогоплательщиков), будет упрощена форма налоговой отчетности.

В качестве следующего шага Правительство Кыргызской Республики рассмотрит возможность объединения налога на имущество и земельного налога для введения единого налога.

2. Автоматизация налоговых выплат и представления налоговой отчетности

Электронная форма представления налоговой отчетности была впервые введена в 2010 году и в настоящее время используется только в городе Бишкек и в некоторых районах Чуйской области. Несмотря на существование законной возможности представления налоговой отчетности в электронной форме, только ограниченное количество компаний пользуются этой услугой.

Система электронного представления налоговой отчетности осложнена существованием посреднической компании, которая администрирует представление электронной формы подачи налоговой отчетности для крупных налогоплательщиков.

Электронная форма представления налоговой отчетности не имеет возможности электронной формы оплаты налогов; оплата налогов производится на бумажной основе, что приводит к длинным очередям и неудобствам.

Меры

Представление налоговой отчетности и возможность оплатить налоги в электронном формате должны быть доступны на всей территории республики.

Для перехода к представлению налоговой отчетности будет разработана система мер стимулирования, таких, как отслеживание декларации по НДС для ускоренного возмещения, сокращение количества налоговых выплат и представление налоговой отчетности.

3. Сокращение частоты налоговых проверок

Согласно опросу IFC (Международная финансовая корпорация) малого и среднего бизнеса (МСБ), 83% частных предпринимателей и 81% МСБ были подвергнуты налоговым проверкам, при этом МСБ инспектировались в среднем 2 раза в год, частные предприниматели - 4 раза в год. Частые проверки, широкий охват и расходы, связанные с налоговыми проверками, перевешивают положительные эффекты от представления упрощенного налогового режима для малого и среднего бизнеса.

Меры

Правительство Кыргызской Республики завершит внедрение системы налоговых проверок на основе рисков и улучшит реализацию практики налоговых проверок. Будут внедрены ясные критерии риска, что позволит лучше определять компании с высоким уровнем риска.

4. Отмена представления обязательной отчетности в другие органы, кроме
Государственной налоговой службы при Правительстве Кыргызской Республики

В настоящее время компании и предприниматели должны представлять отчетность не только в Государственную налоговую службу при Правительстве Кыргызской Республики, но и в Социальный фонд Кыргызской Республики и Национальный статистический комитет Кыргызской Республики, что увеличивает время и расходы, связанные с представлением обязательной отчетности.

Меры

Правительство Кыргызской Республики рассмотрит возможность объединения в налоговую отчетность отчетов, представляемых в Социальный фонд Кыргызской Республики и Национальный статистический комитет Кыргызской Республики, при этом отчет будет представляться только в Государственную налоговую службу при Правительстве Кыргызской Республики, откуда копии будут направляться в Социальный фонд Кыргызской Республики и Национальный статистический комитет Кыргызской Республики.

5. Совершенствование системы социальных отчислений

В настоящее время сбор социальных отчислений осуществляет Социальный фонд Кыргызской Республики. Работодатели должны платить 15% в пенсионный фонд, 2% - в Фонд обязательного медицинского страхования и 0,25% - в Фонд оздоровления трудящихся. Для каждого вида социальных отчислений должна быть заполнена отчетность на ежемесячной основе, при отсутствии возможности произвести оплату в электронном виде, оплата может быть сделана только в определенных банках, что создает неудобства для предпринимателей.

Меры

Правительство Кыргызской Республики передаст функции по сбору социальных отчислений в Государственную налоговую службу при Правительстве Кыргызской Республики и будет рассмотрена возможность объединения налоговой отчетности с отчетностью в Социальный фонд Кыргызской Республики, с возможностью электронного представления отчетности.

Будут отменены обязательные отчисления в Фонд оздоровления трудящихся в размере 0,25%.

Будет рассмотрена возможность введения единого подоходного налога на основе подоходного налога и обязательных социальных отчислений, который будет выплачиваться только работником.

6. Систематизация представления налоговых и неналоговых льгот

Большинство льгот в Кыргызской Республике, как правило, представляются на основе соответствующих законов, при этом информация о требованиях и критериях представления не всегда находится в открытом доступе.

Процесс представления неналоговых льгот в Кыргызской Республике является сложным и не всегда прозрачным, в большинстве случаев объявляются различные цели и требования для одних и тех же льгот.

Государственная политика по стимулированию инвестиций не разработана в полной мере, некоторые государственные органы, предоставляющие льготы, применяют различные процедуры и механизмы. Государственная политика необходима для обеспечения согласованности, эффективности и четкого направления большого количества различных льгот на целевые секторы и регионы.

Меры

Правительство Кыргызской Республики уполномочит Министерство экономики Кыргызской Республики собирать и фиксировать, а уполномоченные государственные органы - направлять на регулярной основе в Министерство экономики Кыргызской Республики информацию: а) о предоставленных льготах; б) об отказах в предоставлении льгот; в) об инвесторах, получивших льготы; г) о затратах, произведенных из республиканского бюджета при предоставлении льгот.

Правительство Кыргызской Республики разработает процедуры по предоставлению налоговых и неналоговых льгот на основе прозрачных правил и процедур, чтобы принятие решений со стороны государственных органов, ответственных за их непосредственное представление, было понятным и прозрачным для частного сектора.

VI. Реформа трудового законодательства

Учитывая высокую долю неформальной экономики в Кыргызской Республике (39%), целью реформы трудового законодательства является упрощение правил трудовых отношений, чтобы у работодателей был стимул для легального найма.

В трудовом законодательстве Кыргызской Республики требуется изменения, так как превалирует позиция работников над работодателями. Трудовое законодательство должно предоставить равное обращение как работодателям, так и работникам, не должна быть защита только одной стороны в трудовых отношениях.

Требования существующего трудового законодательства являются одной из причин увеличений неформальной занятости. Существование номинальной минимальной заработной платы не имеет влияния на уровень реальной заработной платы в стране.

Нормы Трудового кодекса Кыргызской Республики, которые не используются или используются не в полной мере, но при этом снижают инвестиционную привлекательность страны, будут пересмотрены либо исключены из трудового законодательства, в частности требования обязательного уведомления бюро трудоустройства о вакансии и обоснованного отказа приема на работу.

1. Заключение срочных контрактов для постоянной деятельности

Трудовое законодательство Кыргызской Республики не предусматривает заключения срочных контрактов для постоянной (основной) деятельности компаний, что отбивает мотивацию у работодателя принимать на работу официально, учитывая сложные и дорогостоящие процедуры, связанные с прекращением трудовых отношений, такие правила мешают работодателям официально принимать на работу и приводят к неформальной занятости.

Меры

Правительство Кыргызской Республики инициирует внесение изменений в Трудовой кодекс Кыргызской Республики, предусматривающие возможность приема на работу по срочному трудовому договору на все виды работ, что сделает рынок занятости более гибким и побудит работодателей официально принимать на работу.

2. Сокращение оплаты за сверхурочную работу и на выходные пособия

В Кыргызской Республике выплаты за работу в выходные и праздничные дни, работу в ночное время и сверхурочную работу очень высокие. Надбавка за работу в ночное время работы составляет 50% от часовой расценки и надбавка за сверхурочную работу, в праздничные и выходные дни составляет 100% почасовой оплаты, выходное пособие выплачивается в размере не менее двух заработных плат. В реальности данные требования не выполняются, но при этом отпугивают потенциальных инвесторов.

Меры

Правительство Кыргызской Республики инициирует внесение изменений в трудовое законодательство, чтобы сверхурочная работа и работа в ночное время, работа в выходные и праздничные дни возмещалась на договорных условиях. В этом случае работодатель и работник оговаривают точную сумму по расценкам за дополнительную работу, что придаст больше гибкости работодателю и окажет положительное влияние на бизнес-среду в стране.

Правительство Кыргызской Республики инициирует снижение минимальной суммы выходных пособий до одного месяца, при этом более высокие суммы могут быть оговорены в трудовом договоре на договорных условиях.

3. Установление баланса интересов работодателей и работников

Трудовой кодекс Кыргызской Республики неравномерно определяет права работников и работодателей, многие ключевые положения сформулированы в пользу работников и профсоюзов. Например, если работник хочет уволиться, он/она обязаны уведомить работодателя за две недели вперед, тогда как работодатель должен уведомить работника за один месяц вперед и, в стандартном случае, дополнительно предоставляет выходное пособие в размере двух заработных плат.

Процесс увольнения по решению работодателя осложнен требованием, согласно которому работник, являющийся членом профсоюза, не может быть уволен без предварительного согласия профсоюза.

Меры

Будет рассмотрена возможность совершенствования трудового законодательства, предоставляющего равные права работодателям и работникам. В трудовом законодательстве будут установлены основные принципы о предоставлении работодателям и работникам права обсуждения прав и обязанностей на договорной основе.

Также будет рассмотрена отмена нормы, предусматривающая процедуру согласования с профсоюзом или ассоциацией работников вопроса об увольнении работников.

VII. Реформа антимонопольного законодательства

Целью антимонопольного законодательства должно быть обеспечение свободной и прозрачной конкуренции на рынке, сокращение излишнего вмешательства государственных органов в бизнес.

1. Устранение неясностей в антимонопольном законодательстве

Действующее антимонопольное законодательство требует совершенствования: в нем содержатся неточные формулировки, которые из-за широкого спектра интерпретации приводят к полной свободе действия уполномоченных органов антимонопольного регулирования.

В Законе Кыргызской Республики "О конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) на рынке, в том числе, если выполняется следующее условие: "в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий рынок новых конкурентов затруднен". Данный критерий, который определяет доминирующее положение сложно понять и можно толковать по-разному.

Без изменений доля как таковая не является затруднением для конкуренции. Вместо этого уполномоченными государственными органами должны быть устранены существующие барьеры для входа на рынок и эти барьеры должны быть использованы в качестве критерия для определения доминирующей позиции.

Критерием для определения злоупотребления доминирующим положением является необоснованный отказ выполнять обязанности по контракту, не имеющие отношения к форс-мажорным обстоятельством.

Меры

Правительство Кыргызской Республики рассмотрит антимонопольное законодательство в совокупности и внесет изменения в формулировки, ведущие либо к двойной интерпретации, либо к излишне завышенным функциям уполномоченных органов антимонопольного регулирования, и служащие обоснованием для их вмешательства. Усовершенствованное законодательство, регулирующее взаимоотношения на рынке, где государственное вмешательство минимизировано, будет привлекательным для инвесторов.

Кроме того, нормативная база по защите конкуренции и регулированию монополий будет унифицирована и будет создана основа для интеграции законов, регламентирующих монополистическую деятельность и конкуренцию.

2. Определение доминирующего положения

Описание доминирующего положения, которое является основным компонентом и основой для большинства полномочий и действий уполномоченных государственных органов антимонопольного регулирования, имеет очень широкое определение, что является ограничивающим для такого рынка, как Кыргызская Республика.

Меры

Правительство Кыргызской Республики пересмотрит антимонопольное законодательство и внесет точное определение термина "доминирующего положения", при котором будет применяться ограниченное количество критериев для классификации компании как доминирующей, а именно: а) доля на рынке, установленная законодательно; б) исключить возможность влияния на решение и позицию агента на рынке на существующих и потенциальных конкурентов, поставщиков и покупателей товаров.

Правительство Кыргызской Республики инициирует отмену определения совокупного доминирования более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше доли других субъектов на этом рынке и в совокупности превышает 50%, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем рынке.

3. Определение понятия "злоупотребление доминирующим положением"

Определение и критерии злоупотребления доминирующим положением являются широкими. Среди прочих следующие действия рассматриваются как злоупотребление доминирующим положением в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О конкуренции": давление на сотрудников конкурента с целью убедить их не выполнять свои трудовые обязанности; неоправданное поощрение других игроков рынка с целью уничтожения и предотвращения развития деловых отношений конкурента; целенаправленная продажа большого количества отдельных видов товаров с целью манипулировать ценами в случае, если она ограничивает конкуренцию или затрагивает интересы потребителей.

Такие критерии либо трудно установить (например, давление на сотрудников), или очень легко обвинить компанию в том, что она прибегает к определенным мерам с целью ограничения конкуренции (например, продажа большого количества товаров).

Меры

Правительство Кыргызской Республики рассмотрит соответствующие статьи законодательства о конкуренции, определяющие критерии злоупотребления доминирующим положением, и инициирует устранение лишних критериев и условий. В результате будет введено четкое определение с точно установленными критериями во избежание ситуации, когда уполномоченные органы могут обвинить частного предпринимателя в злоупотреблении своим положением на рынке.

4. Ограничение функций органов антимонопольного регулирования

Некоторые функции органов антимонопольного регулирования ограничивают свободу частных компаний. Например, реорганизация, объединение и приобретение требуют предварительного согласия органов антимонопольного регулирования, и уполномоченный орган может отклонить заявление, если создается агент с доминирующим положением, даже если при этом отсутствуют факты злоупотребления доминирующим положением; уполномоченный орган может начать расследование деятельности компании по собственной инициативе, что на практике представляет собой бремя для частного сектора.

Меры

Правительство Кыргызской Республики четко определит и ограничит функции органов антимонопольного регулирования. Уполномоченные органы могут предпринять действия только тогда, когда будут доказаны факты злоупотребления доминирующим положением на рынке. Проактивные действия уполномоченных органов будут ограничены, расследования нарушений могут быть предприняты только при поступлении обоснованной жалобы от предприятия, недовольного конкурентной ситуацией на рынке.

5. Отмена регулирования цен

В настоящее время антимонопольное законодательство, включая законодательство о конкуренции, предусматривает регулирование цен по широкому спектру товаров и услуг, производимых естественными монополиями и компаниями, с доминирующим положением на рынке.

Регулирование цен ограничивает свободную конкуренцию на рынке и предотвращает вход новых компаний на рынок, так как их возможности для планирования бизнес-мероприятий и прибыльности проекта ограничены государственным регулированием.

Меры

Правительство Кыргызской Республики ограничит ценовое регулирование, кроме тарифов на коммунальные услуги, электрическую и тепловую энергию, воду, газ и другие виды услуг, оказываемых субъектами естественных монополий потребителям.

Также будут отменены пороги рентабельности во всех секторах производства и услуг.

6. Доступ к инфраструктуре

Ограниченный доступ к инфраструктуре является препятствием для развития частного сектора, среди субъектов малого и среднего бизнеса более 30% предпринимателей испытывают трудности с подключением к электрической и тепловой энергии, газу и другим видам инфраструктуры.

Меры

Будут разработаны меры по упрощению и повышению уровня доступа к инженерным коммуникациям (электрическая и тепловая энергия, газ, вода, канализация). Будет повышена ответственность компаний-монополистов при необоснованных отказах или при предоставлении некачественных услуг и товаров субъектам предпринимательства, будет повышена прозрачность принимаемых решений.

VIII. Реформа системы контроля безопасности продукции

В Кыргызской Республике система контроля безопасности продукции находится в процессе реформирования и нуждается в дальнейшем улучшении в соответствии с лучшей международной практикой.

Вступление страны в ЕАЭС приведет к дополнительным реформам, имеющим отношение к контролю безопасности продукции. Внедряемые новые требования к контролю безопасности продукции станут препятствием для улучшения бизнес-среды, если не будут реализованы должным образом.

1. Строгое применение системы проверок на основе рисков

Кыргызская Республика ввела систему проверок на основе рисков, но различные международные отчеты и интервью с бизнес-сообществами доказывают, что законодательные требования не применяются на практике.

Меры

Правительство Кыргызской Республики будет применять систему проверок на основе рисков во всех случаях и проследит за их надлежащим исполнением. Частота проверок должна зависеть от степени риска для здоровья граждан и безопасности, связанных с деятельностью компании. Для этой цели каждый ответственный государственный орган должен разработать систему рисков, которая должна быть дифференцирована по видам предпринимательской деятельности.

Критерии рисков должны быть опубликованы для широкого доступа представителей частного сектора.

2. Внедрение практики проведения проверок

Государственные проверки зачастую являются обременительными для частных предприятий, особенно в тех случаях, когда только одно учреждение имеет право на проведение государственных проверок, и в то же время отсутствует система проверок на основе рисков по современным стандартам.

Меры

Правительство Кыргызской Республики рассмотрит возможность внедрения практики проведения проверок государственными контролирующими органами в области контроля безопасности продукции. Это означает, что аккредитованные проверки будут иметь функции проведения проверок на основе рисков, что, в свою очередь, создаст конкурентоспособную среду.

В компетенцию государственных контролирующих органов будет входить, в основном, принятие административных решений в области запланированных проверок, а также проведение внеплановых проверок и мониторинг деятельности на рынке.

Государственные органы, ответственные за безопасность продукции, будут осуществлять контроль функций проведения проверок. Данные функции будут включать, но не ограничиваться а) правом на получение отчетов о проверках; б) разработкой системы рисков и определением по типу и количеству компаний, которые будут подвергаться проверкам в год; в) административным решением, принимаемым на базе отчетов запланированных проверок.

3. Упрощенные требования к субъектам малого и среднего бизнеса

Действующая практика проверок в Кыргызской Республике не предусматривает применение упрощенных требований к проверкам для малого и среднего бизнеса. Такой подход является дорогостоящим для частного сектора, в частности для субъектов малого бизнеса, которым сложно соответствовать всем требованиям, что создает условия для возникновения коррупции.

Меры

Правительство Кыргызской Республики рассмотрит вопрос о введении смягченных правил проверок и упрощенных требований безопасности для отдельных видов компаний, малых и средних предприятий, размер которых будет определен по объему товаров, географическому расположению, в которых реализуются товары (например, местные рынки), по методу производства.

4. Введение "дружественных" правил проведения проверок

Проверяемые предприятия подвергаются неправомерным действиям и злоупотреблениям полномочиями проверяющих лиц государственных контролирующих органов. Международная практика позволяет ввести ряд "дружественных" правил для бизнеса, которые дают право представителям проверяемых компаний участвовать в определении результатов проверок.

Меры

Ответственные государственные органы должны реализовать следующие меры:

- во-первых, введение и строгое применение на практике проверочных листов, которые должны быть публично доступны и известны бизнес-сообществу. Важно, чтобы все виды проверок осуществлялись по критериям и заранее определенным вопросам;

- во-вторых, будет предоставлено право подписи представителям проверяемой компании только согласованного протокола проверки. Это означает, что компания и проверяющее лицо должны прийти к согласию по результатам проверки, с учетом того что нужно исправить, для обеспечения соответствия требованиям. Договоренность между проверяющим лицом и представителем компании о сроках, в течение которого будут устранены несоответствия требованиям, временные рамки должны быть гибкими.

5. Сокращение необоснованных и внеплановых проверок

В настоящее время одной из основных причин незапланированных проверок государственными контролирующими органами являются обращения граждан. Законодательство не содержит требования о подкреплении обращений граждан документальными доказательствами вины.

Меры

Правительство Кыргызской Республики инициирует внесение изменений в части представления необходимых доказательств о нарушении безопасности, когда граждане просят провести внеплановые проверки. Такая практика: а) предотвратит необоснованные проверки компаний; б) снизит инициативу граждан подавать заявление в государственные контролирующие органы по каждому случаю, без представления обоснованных доказательств, тем самым освобождая частный сектор от необоснованных проверок.

IX. Горизонтальные реформы

При реформировании бизнес-среды Правительство Кыргызской Республики внедрит следующие горизонтальные реформы, которые улучшат бизнес-среду:

- принцип "Одного правительства" означает, что при предоставлении государственных услуг гражданам, предпринимателям государственные органы не должны запрашивать документы, которые они могут получить у другого государственного органа. В настоящее время внедряется система "единого окна", где это возможно, и в дальнейшем будет рассмотрена возможность создания одного "единого окна" для всех государственных услуг. Важным условием является автоматизация системы государственных услуг, будет создана единая система базы данных;

- принцип "Плата за скорость" предназначен для тех, кто заинтересован в быстром получении государственных услуг и готов заплатить за ускорение процедур. В настоящее время такая система применяется в некоторых областях, в частности, при выдаче паспортов, регистрации собственности и бизнеса;

- принцип "Молчание - знак согласия" в случае отсутствия ответа от государственного органа в течение установленного срока ответ будет считаться положительным;

- принцип "Сначала реализовать, а затем совершенствовать". Реформы будут реализовываться поэтапно, чтобы была возможность корректировать и улучшать реформы во время фазы реализации, с учетом выявленных недостатков;

- принцип "Нормативная гильотина". Все нормативные правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, будут пересмотрены в течение установленного периода времени на актуальность (например, один год или шесть месяцев), и затем поданы на утрату. Посредством такой процедуры все нерабочие нормативные правовые акты будут отменены и уровень регулирования частного сектора будет снижен;

- реформа системы государственных закупок, которая позволит повысить прозрачность процедур и доверие к системе государственных закупок со стороны бизнес-сообщества и стимулировать местные и иностранные компании к участию в государственных тендерах на закупку товаров и услуг;

- дальнейшая либерализация визового режима, которая будет включать введение безвизового режима для всех стран, где ВВП на душу населения в 3 или 4 раза превышает уровень ВВП Кыргызской Республики, откуда не ожидается социальная миграция; введение безвизового режима для граждан, являющихся владельцами долгосрочных многократных виз в развитые страны (в страны ЕС, США, Япония и т.д.).

 

Приложение 2

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
по реализации Программы Правительства Кыргызской Республики по развитию частного сектора в Кыргызской Республике на 2015-2017 годы


п.п.

Задачи

Меры/Действия

Срок реализации

Источник финансирования

Ожидаемые результаты (продукт)

Ответственные исполнители

1

2

3

4

5

6

7

Раздел: Упрощение торговых и таможенных процедур

1

Сокращение количества документов для оформления импорта

Сократить количество документов оформленного импорта с 11 до 4:
транспортная накладная, коммерческий инвойс, таможенная декларация документ, подтверждающий оплату таможенных сборов

2015-2017 годы

Дополнительного финансирования из бюджета не требуется

Сокращение документов на оформление импорта сократит время и расходы, необходимые для торговли, и приведет требования Кыргызской Республики в соответствии с международными стандартами

ГТС, МЭ

2

Отмена налога с продаж на экспорт

Провести оптимизацию косвенных налогов, в частности НДС и НсП.

Отменить налог с продаж на экспорт

Июнь 2015 года

Дополнительного финансирования из бюджета не требуется

Отмена налога с продаж на экспорт способствует снижению стоимости на экспортные процедуры

МЭ, МФ, ГНС

3

Оптимизация системы таможенного контроля

Постепенное внедрение трех типов обработки товаров для таможенного контроля:

- "зеленый" коридор (без проверки);

- "желтый" коридор (документальная проверка);

- "красный" коридор (физическая и документальная проверка).

Введение предварительного таможенного декларирования.

Введение "Белого списка" (Golden List) импортеров для надежных компаний

2015-2017 годы

Дополнительного финансирования из бюджета не требуется

Внедрение современной системы таможенного контроля на основе рисков значительно сократит время ожидания и приведет таможенные процедуры в соответствие с передовой международной практикой

МЭ, ГТС

4

Техническая модернизация инфраструктуры таможенных пропускных пунктов

Постепенное обновление материально-технической базы, в том числе инфраструктуры на таможенных терминалах и электронных систем для таможенного декларирования и их приведение в соответствие с требованиями таможенного законодательства ЕАЭС

2015-2017 годы

Бюджет КР, техническая помощь в рамках вступления Кыргызской Республики в ЕАЭС

Современная инфраструктура на таможне будет способствовать быстрому прохождению процедур таможенного оформления и сократит время ожидания

МЭ, ГТС

5

Обеспечение круглосуточной и непрерывной работы таможенных пунктов пропуска

Внесение изменений во внутренние правовые акты, регламентирующие режим работы.

Рассмотрение возможности обеспечения круглосуточной и непрерывной работы на основных таможенных пунктах пересечения границ (ТППГ) и проведении переговоров с сопредельными государствами о внесении изменений в международные договоры о пунктах пропуска через государственную границу Кыргызской Республики

Июнь 2015 года

Дополнительного финансирования из бюджета не требуется

Установление круглосуточной и непрерывной работы на основных таможенных пунктах пересечения границ (ТППГ) значительно сократит время ожидания и повысит конкурентоспособность таможенной службы

ГТС

6

Упрощение процедур выдачи сертификата происхождения

Введение системы самостоятельного декларирования для экспортеров.

Отмена обязательного акта экспертизы для выдачи сертификата происхождения

Июнь 2015 года

Дополнительного финансирования из бюджета не требуется

Сокращение количества документов, необходимых для получения сертификата, снизит время и затраты, которые экспортеры тратят, что в свою очередь будет способствовать продвижению экспорта

МЭ, ТПП (по согласованию)

Раздел: Оптимизация налогового администрирования

7

Сокращение периодичности выплат

Переход с квартальных выплат на годовые выплаты по большинству прямых налогов, за исключением подоходного налога.

Рассмотрение возможности объединения налога на имущество и земельного налога в один налог

Январь 2016 года

Дополнительного финансирования из бюджета не требуется

Сокращение времени и затрат, связанных с выплатами

ГНС

8

Сокращение периодичности представления налоговой отчетности

Переход на представление ежеквартальной отчетности дня косвенных налогов и годовой отчетности для прямых налогов. Упрощение форм налоговой отчетности

Январь 2016 года

Дополнительного финансирования из бюджета не требуется

Сокращение времени и затрат, связанных с представлением налоговой отчетности

ГНС

9

Автоматизации налоговых выплат и представления налоговой отчетности

Внедрить электронную систему, чтобы налоги декларировались и уплачивались в электронном виде непосредственно в налоговый орган

Июнь 2015 года

Дополнительного финансирования из бюджета не требуется

Сокращение времени и затрат, связанных с представлением налоговой отчетности и выплатами

ГНС

10

Внедрение системы налоговых проверок на основе рисков

Завершение внедрения системы налоговых проверок на основе рисков.

Внедрение ясных критериев риска, что позволит лучше определять компании по степени рисков

Июнь 2015 года

Дополнительного финансирования из бюджета не требуется

Улучшение реализации практики налоговых проверок, улучшение бизнес-среды и создание благоприятной среды для бизнес-сообщества

ГНС

11

Отмена представления обязательной отчетности в другие органы, кроме ГНС

Рассмотреть возможность объединения всех видов обязательной отчетности в налоговую отчетность для представления в ГНС в сфере социальных отчислений.

Разработать совместимые программные продукты для целей информационного взаимодействия с реестрами государственных органов

Декабрь 2015 года

Дополнительного финансирования из бюджета не требуется

Совращение времени и затрат, связанных с представлением обязательной отчетности

ГНС, Соцфонд, НСК (по согласованию)

12

Совершенствование системы социальных отчислений

Передать функции по сбору социальных отчислений в налоговую службу.

Отменить обязательный сбор в пользу Фонда оздоровления трудящихся (0,25%) Рассмотреть возможность введения единого подоходного налога

Декабрь 2015 года

Дополнительного финансирования из бюджета не требуется

Снижение бремени на предпринимателей, связанных с оплатой социальных отчислений

МЭ, МФ, ГНС, Соцфонд

13

Систематизация предоставления инвестиционных льгот

Уполномочить Министерство экономики Кыргызской Республики на осуществление сбора и фиксирования, а уполномоченные государственные органы - на направление на регулярной основе в Министерство экономики информации а) о предоставленных льгот; б) об отказах в предоставлении льгот; в) об инвесторах, получивших льготы; г) о затратах, произведенных из республиканского бюджета при предоставлении льгот.

Декабрь 2015 года

Дополнительного финансирования из бюджета не требуется

Улучшение инвестиционной привлекательности

МЭ, министерства и ведомства

Разработать процедуры по предоставлению инвестиционных льгот на основе прозрачных правил, с отсутствием субъективизма со стороны государственных органов, ответственных за их непосредственное предоставление

Декабрь 2015 года

Дополнительного финансирования из бюджета не требуется

Детально определенные и основанные на объективных критериях процедуры вызывают больше доверия у инвесторов и легче администрируются

Раздел: Реформа трудового законодательства

14

Обеспечение баланса интересов работодателей и работников

Инициировать внесение изменений в трудовое законодательство, которое будет привлекательным для частных инвесторов, при этом будут установлены только основные принципы на правовом уровне

Июнь 2015 года

Дополнительного финансирования из бюджета не требуется

Улучшение инвестиционной привлекательности страны. Равный баланс интересов работодателей и работников

МТММ, Федерация профсоюзов Кыргызстана (по согласованию)

15

Разрешение на заключение срочных трудовых договоров на все виды работ

Инициировать внесение изменений в трудовое законодательство, предусматривающих прием на работу по срочному трудовому договору на все виды работ

Июнь 2015 года

Дополнительного финансирования из бюджета не требуется

Рынок занятости станет более гибким и побудит работодателей официально принимать на работу что, в свою очередь, приведет к сокращению теневой экономики

МТММ, Федерация профсоюзов Кыргызстана (по согласованию)

16

Снижение норм выплат за работу сверх нормы, выходного пособия

Инициировать внесение изменений в трудовое законодательство, в части возмещения за сверхурочную работу и в выходные дни, на договорных условиях по расценкам выше нормы, без фиксации ставок оплаты за сверхурочную работу.

Внести изменения в трудовое законодательство, в части снижения минимальной суммы выходных пособий до одного месяца, во всех случаях увольнения по решению работодателя

Июнь 2015 года

Дополнительного финансирования из бюджета не требуется

Рынок занятости станет более гибким и побудит работодателей официально принимать на работу что, в свою очередь, приведет к сокращению теневой экономики

МТММ, Федерация профсоюзов Кыргызстана (по согласованию)

17

Отмена обязательства согласования увольнения с профсоюзом или ассоциацией работников

Инициировать внесение изменений в трудовое законодательство в части отмены нормы согласования увольнения с профсоюзом или ассоциацией работников

Июнь 2015 года

Дополнительного финансирования из бюджета не требуется

Рынок занятости станет более гибким и побудит работодателей официально принимать на работу что, в свою очередь, приведет к сокращению теневой экономики

МТММ, Федерация профсоюзов Кыргызстана (по согласованию)

18

Отмена требования по предъявлению обоснования при отказе найма на работу

Пересмотреть нормы трудового законодательства, которые не используются на практике, в частности требования обязательного уведомления бюро по трудоустройству и обоснования отказа найма на работу

Июнь 2015 года

Дополнительного финансирования из бюджета не требуется

Рынок занятости станет более гибким и побудит работодателей официально принимать на работу что, в свою очередь, приведет к сокращению теневой экономики

МТММ, Федерация профсоюзов Кыргызстана (по согласованию)

Раздел: Реформа антимонопольного законодательства

19

Устранение пробелов и нечетких определений в антимонопольном законодательстве

Разработать один закон на базе законов, регулирующих рынок, конкуренцию и монополистическую деятельность.

Ввести точные определения ключевых терминов в законодательстве.

Отделить друг от друга регулирование цен и определение доминирующего положения

2016-2017 годы

Дополнительного финансирования из бюджета не требуется

Закон о защите конкуренции и антимонопольной политике, где государственное вмешательство минимизировано, создание условий для привлекательности инвесторам

МЭ

20

Ясное определение доминирующего положения на рынке, используя точные критерии, которые легко установить и предотвратить риск неправильного толкования и коррупции

Внести точное определение доминирующего положения, при котором будет применяться ограниченное количество критериев для классификации компании как доминирующей, а именно а) доля на рынке, установленная законодательно, и б) исключить возможность влиять на решения и позицию агента на рынке на существующих и потенциальных конкурентов, поставщиков и покупателей товаров.

Устранить критерии совокупного доминирования

Декабрь 2015 года

Дополнительного финансирования из бюджета не требуется

У компании появится возможность развиваться на основе принципов свободной конкуренции, не попадая под категорию доминирующей компании

МЭ

21

Определение термина "злоупотребление доминирующим положением"

Рассмотреть соответствующие статьи законодательства о конкуренции, определяющие критерии злоупотребления доминирующим положением, и устранить излишние критерии и условия

Декабрь 2015 года

Дополнительного финансирования из бюджета не требуется

Улучшение законодательной базы во избежание ситуации, в случае обвинения частного предпринимателя в злоупотреблении своим положением на рынке регулирования антимонопольным органом

МЭ

22

Рационализация функций органов антимонопольного регулирования

Внесение изменений в положения о деятельности органов антимонопольного регулирования, в целях оптимизации функций

Декабрь 2015 года

Дополнительного финансирования из бюджета не требуется

Сокращение необоснованного вмешательства в деятельность предприятий

МЭ

23

Отменить регулирование цен, кроме цен на коммунальные и услуги, оказываемых субъектами естественных монополий

Внесение изменений в законодательство о естественных монополиях для постепенного аннулирования ценового регулирования (за исключением некоторых услуг, таких как электрическая и тепловая энергия, вода, газ и т.д.).

Отменить требования к рентабельности для всех видов регулирования цен, в том числе для администрируемых услуг

Декабрь 2015 года

Дополнительного финансирования из бюджета не требуется

Антимонопольное законодательство, где государственное вмешательство минимизировано, создаст более привлекательные условия для инвесторов

МЭ

24

Упрощение процедур подключения к инфраструктуре

Внедрить упрощенную и прозрачную систему подключения к инженерным коммуникациям (электрическая и тепловая энергия, газ, вода, канализация)

Июнь 2015 года

Дополнительного финансирования из бюджета не требуется

Улучшение инвестиционной привлекательности

МЭП

Раздел: Реформа системы контроля безопасности продукций

25

Строгое применение системы проверок на основе рисков

Применение системы проверок на основе рисков и мониторинга надлежащего исполнения

Июнь 2015 года

Дополнительного финансирования из бюджета не требуется

Сокращение необоснованного вмешательства в деятельность предприятий частного сектора

МЭ, ГИВФБ, ГИЭТБ

26

Внедрение проведения проверок частными инспекциями, аккредитованными уполномоченным органом

Рассмотреть возможность внедрения практики проведения проверок частными инспекциями в области контроля безопасности продукции

Декабрь 2016 года

Дополнительного финансирования из бюджета не требуется

Создание конкурентной среды в области проведения проверок

МЭ, ГИВФБ, ГИЭТБ

27

Упрощенные требования к контролю для представителей малого и среднего бизнеса

Рассмотреть возможность упрощенных требований безопасности для отдельных видов компаний, поставляющих продукцию только на местные рынки и производящих продукцию по традиционным технологиям

Декабрь 2015 года

Дополнительного финансирования из бюджета не требуется

Сокращение необоснованного вмешательства в деятельность предприятий частного сектора

МЭ, ГИВФБ, ГИЭТБ

28

Введение "дружественных" правил проведения проверок

Строгое применение проверочных листов, которые должны быть публично доступны и известны бизнес-сообществу.

Обязательное согласование проверяющими лицами с предпринимателем сроков устранения несоответствия требованиям на добровольной основе.

Временные рамки должны быть гибкими и приемлемые сроки должны определяться совместно инспектором и компанией

Декабрь 2015 года

Дополнительного финансирования из бюджета не требуется

Снижение стимулов для коррупции, заинтересованность проверяющего лица и предпринимателя в устранении несоответствия требованиям проведения проверок

МЭ, ГИВФБ, ГИЭТБ

29

Сокращение необоснованных и незапланированных проверок

Рассмотреть возможность введения юридического требования к предоставлению необходимых доказательств о нарушении безопасности, когда граждане просят провести внеплановые проверки

Декабрь 2015 года

Дополнительного финансирования из бюджета не требуется

Сокращение необоснованных проверок компаний.

Снижение инициативы граждан подавать заявление в контролирующие органы по каждому случаю, без предоставления обоснованных доказательств, тем самым освобождая частный сектор от частых проверок

МЭ, ГИВФБ, ГИЭТБ

30

Разработка и реализация механизма обратной связи с предпринимателями

Подготовка модуля программного обеспечения по направлению проверок (программа даст возможность предпринимателям направить жалобы на проверяющий орган в электронном формате, используя специализированный сайт Министерства экономики "Проверка.kg")

Июль 2015 года

Дополнительного финансирования из бюджета не требуется

Электронный формат жалобы предоставит возможность быстро реагировать на нарушения прав предпринимателей

МЭ

31

Совершенствование нормативной правовой базы в части осуществления надзора за безопасностью продукции, выпускаемой в обращение на рынок республики, с учетом обязательств республики по обеспечению единых принципов и правил надзора в рамках ЕАЭС

Разработка проекта закона, определяющего правовые основы осуществления государственного надзора за продукцией, выпускаемой в обращение на рынок

Декабрь 2015 года

Дополнительного финансирования из бюджета не требуется

Обеспечение безопасности продукции, находящейся в обращении на рынке, обеспечение единого подхода к проведению проверок как субъектов предпринимательства, так и продукции, обращающейся на рынке, с учетом обязательств республики в рамках ЕАЭС

МЭ, министерства и ведомства

32

Создание законодательной базы, обеспечивающей единый комплексный подход к проведению надзора за соблюдением обязательных требований безопасности пищевых продуктов

Разработка проекта Закона, обеспечивающего правовые основы функционирования единой цепи пищевой безопасности и прослеживаемости, основанной на подходе оценки рисков

Декабрь 2015 года

Дополнительного финансирования из бюджета не требуется

Обеспечение безопасности продукции, выпускаемой в обращение на рынок республики, упрощение выхода пищевой продукции, произведенной в республике на рынок стран-членов ЕАЭС

МЭ, министерства и ведомства

Раздел: Горизонтальные реформы

33

Внедрение принципа "единого окна"

Рассмотреть возможность внедрения принципа "единого окна" для государственных услуг

Декабрь 2015 года

Дополнительного финансирования из бюджета не требуется

Упрощение процедур при предоставлении государственных услуг физическими и юридическими лицам.

Государственные органы не должны запрашивать документы, которые возможно получить у другого государственного органа

Министерства и ведомства

34

Принцип "Плата за скорость"

Внедрение системы оплаты за ускорение процедур по предоставлению всех государственных услуг, где это возможно

Декабрь 2015 года

Дополнительного финансирования из бюджета не требуется

Сокращение времени ожидания на получение государственных услуг

Министерства и ведомства

35

Принцип "Молчание - знак согласия"

Практическое внедрение принципа "молчание - знак согласия"

Декабрь 2015 года

Дополнительного финансирования из бюджета не требуется

Сокращение времени ожидания на получение государственных услуг

Министерства и ведомства

36

Нормативная гильотина и обзор законодательства по регулированию бизнеса

Пересмотреть нормативную правовую базу, регулирующую предпринимательскую деятельность, на предмет актуальности и внести предложения о признании утратившими силу неприменяемых нормативных правовых актов

Декабрь 2015 года

Дополнительного финансирования из бюджета не требуется

Оптимизация нормативно-правовой базы в системе государственного регулирования предпринимательства

Министерства и ведомства

37

Реформа системы государственных закупок

Завершить создание единой системы электронных закупок

Июнь 2015 года

Дополнительного финансирования из бюджета не требуется

Повышение прозрачности и доверия в сфере государственных закупок со стороны бизнес-сообщества

Министерства и ведомства

38

Дальнейшая либерализация визового режима

Рассмотреть и внести предложения по дальнейшей либерализации визового режима.

Введение безвизового режима для всех стран, где ВВП на душу населения в 3 или 4 раза превышает уровень ВВП Кыргызской Республики.

Введение безвизового режима для граждан, являющихся владельцами долгосрочных многократных виз развитых стран (в страны ЕС, США, Япония и т.д.)

Декабрь 2015 года

Дополнительного финансирования из бюджета не требуется

Улучшение инвестиционной привлекательности

Министерства и ведомства