Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Приложение

 

 

 

Утверждено
постановлением Правительства Кыргызской Республики
от 22 июня 2015 года № 391

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке выявления детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 10 февраля 2023 года № 57)

 

1. Общие положения

1. Настоящее Положение регулирует порядок выявления детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в целях предоставления соответствующих услуг по поддержке семей с детьми, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации с использованием автоматизированной информационной системы данных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - АИС ТЖС).

Межведомственное взаимодействие территориальных государственных органов, территориальных подразделений уполномоченного органа по защите детей, исполнительных органов местного самоуправления и гражданского общества по оперативному предоставлению комплексных социальных услуг детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, обеспечивается с использованием АИС ТЖС посредством системы межведомственного электронного взаимодействия "Тундук".

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 10 февраля 2023 года № 57)

2. В настоящем Положении используются следующие понятия:

ребенок, находящийся в социально опасном положении - ребенок, родители (лица, их заменяющие) которого не исполняют своих обязанностей по воспитанию детей, их обучению и/или содержанию и/или отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними и ведут антиобщественный образ жизни;

пренебрежение нуждами ребенка - отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих;

территориальные государственные органы - органы внутренних дел, образования, здравоохранения, занятости, миграции и молодежной политики, регистрации населения, по надзору и контролю в сфере охраны труда, уголовно-исполнительной системы, которые в пределах своей компетенции взаимодействуют с территориальными подразделениями уполномоченного органа по защите детей в проведении работы с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.

3. Работа с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, основывается на следующих принципах:

- индивидуальный подход - реализуется путем осуществления реабилитационного процесса с учетом индивидуальных потребностей детей и семьи;

- законность - предусматривает соблюдение требований законодательства Кыргызской Республики;

комплексность - предполагает взаимодействие всех территориальных государственных органов, территориальных подразделений уполномоченного органа по защите детей, исполнительных органов местного самоуправления и некоммерческих организаций, предоставляющих социальные услуги детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации;

- ответственность - предполагает персональную ответственность сотрудников территориальных подразделений уполномоченного органа по защите детей, территориальных государственных органов и исполнительных органов местного самоуправления за выполнение поставленных задач;

- конфиденциальность - предусматривает неразглашение полученной информации о детях и семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 10 февраля 2023 года № 57)

4. В своей деятельности территориальные подразделения уполномоченного органа по защите детей, территориальные государственные органы и исполнительные органы местного самоуправления руководствуются нормативными правовыми актами Кыргызской Республики в сфере защиты прав детей и семьи, международными договорами, вступившими в установленном законом порядке в силу, участницей которых является Кыргызская Республика.

2. Проведение профилактической работы по недопущению трудных жизненных ситуаций

5. Профилактическая работа по недопущению трудных жизненных ситуаций включает систему мер и своевременное предоставление услуг детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

6. Территориальные подразделения уполномоченного органа по защите детей совместно с исполнительными органами местного самоуправления, территориальными государственными органами для проведения профилактической работы по недопущению трудных жизненных ситуаций проводят мониторинг семей с детьми с целью раннего выявления трудной жизненной ситуации.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 10 февраля 2023 года № 57)

7. Территориальные подразделения уполномоченного органа по защите детей, территориальные государственные органы и исполнительные органы местного самоуправления осуществляют:

- обеспечение защиты прав детей на получение педагогических, медицинских, социальных, правовых услуг;

- предоставление информационно-консультативных услуг по вопросам защиты детей и семьи;

- своевременное рассмотрение заявлений и писем граждан по вопросам защиты детей и семьи;

- социальную поддержку семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, для обеспечения максимально возможного развития детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество;

- своевременную государственную регистрацию рождения ребенка;

- меры по предотвращению отказов родителя(ей) от детей и/или оставление их в организациях здравоохранения;

- проведение мероприятий по предотвращению правонарушений среди несовершеннолетних;

- проведение мероприятий по пропаганде семейных ценностей и нравственно-духовного воспитания детей;

- регулярное освещение в средствах массовой информации вопросов об обеспечении прав и законных интересов детей, о мерах по обеспечению защиты семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, об ответственности родителей (лиц, их заменяющих) за воспитание и содержание детей;

- формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия и жестокого обращения в отношении детей;

- взаимодействие и сотрудничество с международными и некоммерческими организациями по вопросам защиты детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- незамедлительное принятие мер по найденному (подкинутому) ребенку, а также по детям, оставшимся без попечения родителей.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 10 февраля 2023 года № 57)

3. Порядок выявления детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

8. Выявление детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется территориальными подразделениями уполномоченного органа по защите детей совместно с исполнительными органами местного самоуправления, территориальными государственными органами с использованием АИС ТЖС.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 10 февраля 2023 года № 57)

9. Содействие в выявлении детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказывают:

- исполнительные органы местного самоуправления;

- территориальные государственные органы;

- граждане Кыргызской Республики;

- некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

При выявлении детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, указанные органы, организации и лица обязаны в однодневный срок проинформировать территориальное подразделение уполномоченного органа по защите детей через АИС ТЖС, в случае отсутствия доступа к АИС ТЖС передают информацию любыми возможными способами (письменно, устно, по телефону, электронной почте).

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 10 февраля 2023 года № 57)

10. Территориальные подразделения уполномоченного органа по защите детей совместно с исполнительными органами местного самоуправления, территориальными государственными органами выявляют детей и семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, путем:

- получения информации от исполнительных органов местного самоуправления, территориальных государственных органов, организаций и граждан;

- получения информации из средств массовой информации;

- проведения плановых мероприятий (подворные обследования (анкетирование), межведомственные рейды, акции, сходы, встречи с населением).

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 10 февраля 2023 года № 57)

10-1. Информация о выявленных детях и семье в течение одного рабочего дня вносится в АИС ТЖС.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 10 февраля 2023 года № 57)

11. Сотрудник территориального подразделения уполномоченного органа по защите детей при получении информации (в том числе посредством АИС ТЖС) о проблемах ребенка (детей) и семьи, совместно с сотрудником исполнительного органа местного самоуправления в течение 3 рабочих дней, с выездом по месту проживания (нахождения) ребенка и семьи осуществляют обследование проблем ребенка (детей), семьи, учреждения, где находится ребенок.

В случае необходимости принятия незамедлительных мер сотрудник территориального подразделения уполномоченного органа по защите детей безотлагательно, с выездом на место, осуществляет соответствующую работу в рамках его компетенции.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 10 февраля 2023 года № 57)

12. При проведении обследования семьи (учреждения, где находится ребенок) сотрудник территориального подразделения уполномоченного органа по защите детей заполняет акт обследования жилищно-бытовых условий семьи или учреждения, где находится ребенок (далее - акт), и составляет заключение о проблемах ребенка и мерах социальной поддержки ребенка и семьи, с внесением информации в АИС ТЖС в целях анкетирования данных.

Акт подписывается лицами, участвовавшими в обследовании жилищно-бытовых условий семьи (учреждения, где находится ребенок), копия акта выдается лицам, участвовавшим в обследовании, для принятия, в случаях необходимости, соответствующих мер в рамках их компетенции.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 10 февраля 2023 года № 57)

13. Территориальное подразделение уполномоченного органа по защите детей рассматривает акт обследования жилищно-бытовых условий семьи (учреждения, где находится ребенок) и принимает решение о признании ребенка и семьи находящимися в трудной жизненной ситуации, с регистрацией сведений о ребенке и семье в Журнале учета детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению.

4. Всесторонняя оценка ситуации ребенка и семьи, находящихся в трудной жизненной ситуации, разработка и утверждение плана индивидуальной работы с семьей и индивидуального плана по защите ребенка

14. Сотрудник территориального подразделения уполномоченного органа по защите детей совместно с сотрудником исполнительного органа местного самоуправления, в течение 10 рабочих дней, с выездом по месту проживания (нахождения) ребенка и семьи, находящихся в трудной жизненной ситуации, проводят всестороннюю оценку проблем каждого ребенка и семьи, с привлечением, при необходимости, сотрудников органов внутренних дел, здравоохранения, социального педагога и других.

Всесторонняя оценка осуществляется путем опроса и заполнения Анкеты всесторонней оценки ситуации ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, и/или Анкеты всесторонней оценки ситуации семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации АИС ТЖС.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 10 февраля 2023 года № 57)

15. Всесторонняя оценка осуществляется в форме корректной беседы с членами семьи, а при возможности - с каждым ребенком, при которой выясняются:

- социальные проблемы и потребности ребенка и семьи;

- медицинские проблемы и потребности ребенка и семьи;

- психолого-педагогические проблемы и потребности ребенка и семьи;

- правовые проблемы и потребности ребенка и семьи.

16. При необходимости, для сбора полной информации о ребенке и семье проводятся встречи с представителями территориальных государственных органов, образовательных организаций, учреждений социального обслуживания, общественных организаций, работающих в сфере поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В случае отсутствия членов семьи по месту жительства (проживания), сотрудник территориального подразделения уполномоченного органа по защите детей осуществляет сбор информации о ребенке и семье путем опроса соседей, старосты села (айыл башчысы) и квартальных (домовых) комитетов.

17. (Утратил силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров КР от 10 февраля 2023 года № 57)

18. На основании внесенной информации в АИС ТЖС о потребностях ребенка и семьи, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социальных и иных услугах в автоматическом режиме формируются проекты плана индивидуальной работы с семьей и/или индивидуального плана по защите ребенка.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 10 февраля 2023 года № 57)

19. Проекты плана индивидуальной работы с семьей и/или индивидуального плана по защите ребенка включают в себя перечень мероприятий и услуг по оказанию необходимой социальной, правовой, психолого-педагогической, медицинской помощи ребенку, семье, находящимся в трудной жизненной ситуации, направленных на поддержание и способствование благоприятному развитию ребенка, а также на укрепление воспитательных навыков и возможностей родителей, опекунов и других лиц, ответственных за воспитание ребенка и уход за ним, с указанием сроков их выполнения и ответственных лиц.

20. Социальная помощь предусматривает:

- предоставление гуманитарной или материальной помощи семье или ребенку;

- направление ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, в соответствующие социальные центры для получения социальных услуг;

- направление детей, оставшихся без попечения родителей, и из малообеспеченных семей в оздоровительные лагеря;

- социальный патронаж ребенка и семьи, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- иные виды социальных услуг.

21. Правовая помощь предусматривает:

- оказание содействия членам семьи в получении бесплатной юридической помощи;

- оказание содействия в получении или восстановлении документов, удостоверяющих личность;

- оказание содействия в сборе необходимых документов для установления опеки (попечительства), усыновления (удочерения), а также для получения государственных пособий и пенсий по утере кормильца;

- представление интересов детей и недееспособных лиц в государственных и негосударственных организациях;

- оказание помощи членам семьи в подготовке и подаче жалоб на действия или бездействие государственных органов, исполнительных органов местного самоуправления, нарушающих или ущемляющих законные права;

- иные виды правовых услуг.

22. Психолого-педагогическая помощь предусматривает:

- проведение разъяснительной работы среди родителей или лиц, их заменяющих, о необходимости обучения детей;

- оказание содействия в получении семьями и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, психологических услуг;

- вовлечение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в спортивные секции и культурно-досуговые мероприятия;

- содействие в предоставлении психологических услуг детям, подвергшимся жестокому обращению (насилию), и детям, находящимся в конфликте с законом;

- иные виды психолого-педагогических услуг.

23. Медицинская помощь предусматривает:

- содействие родителям или законным представителям в получении ребенком медицинской помощи в организации здравоохранения;

- организацию сопровождения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в организацию здравоохранения;

- содействие родителям или лицам, их заменяющим, в освидетельствовании (оформлении) и переосвидетельствовании инвалидности ребенку;

- организацию социально-медицинского патронажа членов семьи или ребенка;

- иные виды медицинских услуг.

24. Сотрудник территориального подразделения уполномоченного органа по защите детей направляет на рассмотрение Комиссии по делам детей при местной государственной администрации (мэрии города) (далее - Комиссия по делам детей) проекты плана индивидуальной работы с семьей и/или индивидуального плана по защите ребенка, сформированные АИС ТЖС, с приложением необходимых материалов на бумажном и/или электронном носителе.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 10 февраля 2023 года № 57)

25. Комиссия по делам детей в течение 10 календарных дней рассматривает материалы, проекты плана индивидуальной работы с семьей и/или индивидуального плана по защите ребенка, принимает соответствующее решение, которое оформляется в форме решения местной государственной администрации (мэрии города).

25-1. Секретарь Комиссии по делам детей в течение двух рабочих дней направляет ответственным за исполнение органам утвержденный индивидуальный план по защите ребенка и/или план индивидуальной работы с семьей через АИС ТЖС.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 10 февраля 2023 года № 57)

25-2. Утвержденный индивидуальный план по защите ребенка и/или план индивидуальной работы с семьей подлежат обязательному исполнению в установленные сроки.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 10 февраля 2023 года № 57)

26. Территориальное подразделение уполномоченного органа по защите детей с использованием АИС ТЖС осуществляет мониторинг семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации, в соответствии со сроками, установленными в плане индивидуальной работы с семьей и /или индивидуальном плане по защите ребенка.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 10 февраля 2023 года № 57)

27. Руководитель территориального подразделения уполномоченного органа по защите детей назначает ответственного сотрудника по координации деятельности лиц, ответственных за исполнение мероприятий, указанных в плане индивидуальной работы с семьей и/или индивидуальном плане по защите ребенка.

28. Сотрудник территориального подразделения уполномоченного органа по защите детей осуществляет:

- сбор информации по исполнению плана индивидуальной работы с семьей и/или индивидуального плана по защите ребенка;

- посещение семьи на дому, по мере необходимости;

- содействие семье и ребенку в удовлетворении потребностей ребенка и семьи, предусмотренных планом индивидуальной работы с семьей и/или индивидуальным планом по защите ребенка;

- анализ динамики изменений в семье и предоставленных семье и детям услуг;

- взаимодействие лиц, ответственных за реализацию мероприятий, указанных в плане индивидуальной работы с семьей и/или индивидуальном плане по защите ребенка, путем организации встреч, консультаций и получения письменной информации от исполнителей об исполнении либо неисполнении мероприятий, с указанием причин неисполнения мероприятий и необходимости внесения изменений в план индивидуальной работы с семьей и/или индивидуальный план по защите ребенка;

- разработку изменений и дополнений в план индивидуальной работы с семьей и/или индивидуальный план по защите ребенка и вносит на рассмотрение Комиссии по делам детей.

Мониторинг семьи проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца.

29. Повторная всесторонняя оценка ситуации ребенка и семьи, находящихся в трудной жизненной ситуации, проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в шесть месяцев. По результатам повторной всесторонней оценки территориальное подразделение уполномоченного органа по защите детей представляет на рассмотрение Комиссии по делам детей соответствующие материалы о внесении соответствующих изменений и дополнений в план индивидуальной работы с семьей и/или индивидуальный план по защите ребенка.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 10 февраля 2023 года № 57)

30. Для обеспечения исполнения плана индивидуальной работы с семьей и/или индивидуального плана по защите ребенка сотрудник территориального подразделения уполномоченного органа по защите детей осуществляет сопровождение семьи и ребенка (детей), находящихся в трудной жизненной ситуации, координирует взаимодействие лиц, органов и организаций, ответственных за исполнение мероприятий по реализации плана индивидуальной работы с семьей и/или индивидуального плана по защите ребенка.

31. В случае неисполнения мероприятий в сроки, указанные в утвержденном плане индивидуальной работы с семьей и/или индивидуальном плане по защите ребенка, ответственным за исполнение по предложению территориального подразделения уполномоченного органа по защите детей и председателя Комиссии по делам детей могут быть применены меры дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, в том числе и к членам Комиссии по делам детей.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 10 февраля 2023 года № 57)

32. Комиссии по социальным вопросам при исполнительных органах местного самоуправления, в случаях необходимости, на основании заключения о проблемах ребенка (детей) и семьи принимают решение об оказании ребенку (детям) и семье возможной помощи и поддержки со стороны исполнительного органа местного самоуправления.

5. Социальное сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей

33. Лицо, которому стало известно об оставлении ребенка (детей) без попечения родителей (родителя), обязано в срочном порядке проинформировать об этом соответствующее территориальное подразделение уполномоченного органа по защите детей и/или территориальный государственный орган.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 10 февраля 2023 года № 57)

34. При получении сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, сотрудник территориального подразделения уполномоченного органа по защите детей проводит всестороннюю оценку проблем ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, и обеспечивает сохранность имущества ребенка (детей) в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

При установлении факта отсутствия попечения родственниками над ребенком, оставшимся без попечения родителей (родителя), территориальное подразделение уполномоченного органа по защите детей незамедлительно обеспечивает временное устройство ребенка в приемную семью либо детское интернатное учреждение, в соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики "О вопросах опеки и попечительства" от 24 сентября 2013 года № 522.

35. При установлении факта о найденном (подкинутом) ребенке, а также о детях, оставшихся без попечения родителей, территориальное подразделение уполномоченного органа по защите детей совместно с сотрудниками органа внутренних дел незамедлительно принимают меры по его (их) изъятию до выяснения обстоятельств.

При этом проводится работа по оказанию первой медицинской помощи, а также поиску биологических родителей (родителя) или родственников с целью воссоединения ребенка с семьей, в случае необходимости проводится работа по восстановлению или получению свидетельства о рождении.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 10 февраля 2023 года № 57)

35-1. До выяснения и определения статуса найденного (подкинутого) ребенка обеспечивается временное устройство в приемную (фостерную) семью, при отсутствии такой возможности - в другое детское интернатное учреждение.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 10 февраля 2023 года № 57)

36. Ребенок, оставшийся без попечения родителей, подлежит передаче на воспитание:

- в семью родственников под опеку (попечительство);

- в семью опекунов (попечителей);

- в семью усыновителей;

- в приемную (фостерную) семью;

- под предварительную опеку;

- в исключительных случаях (при отсутствии возможности передачи ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью) - в детское интернатное учреждение.

37. При направлении ребенка, оставшегося без попечения родителей, в детское интернатное учреждение территориальное подразделение уполномоченного органа по защите детей совместно с администрацией детского интернатного учреждения проводит работу по поиску биологической семьи или родственников с целью воссоединения ребенка с семьей.

38. При невозможности воссоединения ребенка с биологической семьей или устройства в семью родственников сотрудник территориального подразделения уполномоченного органа по защите детей заполняет анкету на ребенка, оставшегося без попечения родителей, по форме, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики "О порядке формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей" от 2 марта 2010 года № 125, и вносит сведения о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

39. На каждого ребенка, оставшегося без попечения родителей, сотрудник территориального подразделения уполномоченного органа по защите детей заводит личное дело.

В личном деле ребенка, оставшегося без попечения родителей, должны содержаться следующие документы:

- анкета на ребенка, оставшегося без попечения родителей;

- свидетельство о рождении ребенка либо выписка из актовой записи о рождении ребенка;

- один из документов, подтверждающих факт того, что ребенок остался без попечения родителей: свидетельство о смерти родителя (родителей); решение суда о лишении или об ограничении родителя (родителей) ребенка родительских прав; решение суда о признании родителя (родителей) недееспособным, безвестно отсутствующим или умершим; акт об оставленном (найденном) ребенке, составленный органом внутренних дел; заявление родителя (родителей) о передаче ребенка на усыновление (удочерение);

- справка о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, выданная организацией здравоохранения;

- история развития ребенка по форме, установленной уполномоченным органом в области здравоохранения;

- карта учета профилактических прививок по форме, утвержденной уполномоченным органом в области здравоохранения;

- документ об образовании ребенка (при наличии);

- опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;

- документы о закреплении жилой площади за ребенком;

- решение суда о взыскании алиментов;

- документы, подтверждающие право ребенка, оставшегося без попечения родителей, на получение государственного пособия или пенсии по утере кормильца;

- индивидуальный план по защите ребенка, утвержденный решением соответствующей местной государственной администрации (мэрии города).

40. В случае направления ребенка, оставшегося без попечения родителей, в государственное детское интернатное учреждение (детский дом, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школа-интернат для детей с недостатками умственного и физического развития и др.), личное дело ребенка, оставшегося без попечения родителей, с оригиналами документов, указанных в пункте 39 настоящего Положения, передается администрации соответствующего учреждения.

При этом информация о ребенке, сформированная через АИС ТЖС, передается посредством системы межведомственного электронного взаимодействия "Тундук" в автоматизированную информационно-аналитическую систему детских учреждений интернатного типа.

При определении ребенка, оставшегося без попечения родителей, в детское интернатное учреждение, имеющее частную форму собственности, личное дело ребенка, оставшегося без попечения родителей, с оригиналами документов, указанных в пункте 39 настоящего положения, хранятся в соответствующем территориальном подразделении уполномоченного органа по защите детей.

При передаче ребенка под опеку (попечительство), на усыновление (удочерение), в приемную (фостерную) семью, заверенные копии документов, указанных в пункте 39 настоящего Положения, хранятся в территориальном подразделении уполномоченного органа по защите детей.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 10 февраля 2023 года № 57)

6. Социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

41. При выявлении семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, сотрудник территориального подразделения уполномоченного органа по защите детей совместно с сотрудником исполнительного органа местного самоуправления, с выездом по месту проживания семьи, проводит всестороннюю оценку проблем ребенка с ограниченными возможностями здоровья и семьи и разрабатывает проекты плана индивидуальной работы с семьей и/или индивидуального плана по защите ребенка с использованием АИС ТЖС.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 10 февраля 2023 года № 57)

42. Организации здравоохранения при выявлении детей с признаками, свидетельствующими об ограничении возможностей здоровья ребенка, направляют их в соответствующую медико-социальную экспертную комиссию для установления факта наличия инвалидности у ребенка, оказывают содействие в освидетельствовании (оформлении) и переосвидетельствовании инвалидности ребенка.

При необходимости, сотрудник территориального подразделения уполномоченного органа по защите детей осуществляет сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, для своевременного прохождения ребенком медико-социальной экспертизы.

43. Государственные общеобразовательные организации создают условия для предоставления образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях, предоставляют образовательные услуги на дому детям, не имеющим возможности посещать общеобразовательные организации.

Информация о детях, получающих образовательные услуги на дому, передается территориальному подразделению уполномоченного органа по защите детей.

44. Для организации реабилитационных и абилитационных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья территориальные государственные органы, совместно с исполнительными органами местного самоуправления создают условия для обеспечения доступа детей с ограниченными возможностями здоровья к их услугам.

45. Территориальные подразделения уполномоченного органа по защите детей и исполнительные органы местного самоуправления информируют родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, о мерах государственной поддержки в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

46. Организации здравоохранения консультируют родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, по вопросам приобретения практических навыков общего ухода за детьми с ограниченными возможностями здоровья.

7. Социальное сопровождение детей, вовлеченных в наихудшие формы детского труда

47. При выявлении детей, вовлеченных в наихудшие формы детского труда, сотрудник территориального подразделения уполномоченного органа по защите детей совместно с сотрудником исполнительного органа местного самоуправления, с выездом по месту работы либо по месту жительства ребенка, проводит всестороннюю оценку проблем ребенка, вовлеченного в наихудшие формы детского труда, с использованием АИС ТЖС.

При проведении всесторонней оценки проблем ребенка, вовлеченного в наихудшие формы детского труда, осуществляется:

- опрос ребенка для установления данных (фамилия, имя, отчество, возраст, адрес проживания, сведения о родителях);

- установление причин, побуждающих ребенка работать;

- осмотр рабочего места и оценка условий труда.

В случае выявления детей, вовлеченных в наихудшие формы детского труда, наносящие вред здоровью ребенка, проводится экстренное изъятие детей с рабочего места.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 10 февраля 2023 года № 57)

48. Сотрудники уполномоченного органа по надзору и контролю в сфере охраны труда осуществляют осмотр рабочего места ребенка на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности.

49. Сотрудник уполномоченного органа по надзору и контролю в сфере охраны труда:

- устанавливает соответствие возраста ребенка объему выполняемой работы;

- проводит беседу с работодателем на наличие трудового договора с ребенком, заключенного в соответствии с Трудовым кодексом Кыргызской Республики;

- проводит разъяснительную работу с работодателями по соблюдению требований охраны труда, установленных Трудовым кодексом Кыргызской Республики;

- направляет информацию в территориальное подразделение уполномоченного органа по защите детей о детях, вовлеченных в наихудшие формы детского труда.

50. В случае выявления ребенка, не посещающего общеобразовательную организацию, территориальное подразделение уполномоченного органа по защите детей совместно с органом образования принимает меры по вовлечению ребенка в обучение.

51. Уполномоченный орган в сфере занятости, миграции и молодежной политики в соответствии с Трудовым кодексом Кыргызской Республики на основании решения Комиссии по делам детей оказывает содействие в трудоустройстве детей, достигших возраста 14 лет, на выполнение работ, не препятствующих получению образования, не наносящих ущерб здоровью и социальному развитию ребенка.

52. Территориальные государственные органы и исполнительные органы местного самоуправления проводят разъяснительную работу среди родителей или лиц, их заменяющих, о негативных последствиях раннего вовлечения детей в наихудшие формы детского труда, об их ответственности за содержание, обучение и воспитание ребенка.

8. Социальное сопровождение ребенка, находящегося в конфликте с законом

53. При получении информации от органа внутренних дел о задержании ребенка, сотрудник территориального подразделения уполномоченного органа по защите детей должен прибыть к месту задержания ребенка для осуществления защиты его прав.

54. При установлении факта совершения несовершеннолетним, не достигшим возраста привлечения к уголовной ответственности, преступления, сотрудник территориального подразделения уполномоченного органа по защите детей устанавливает следующие обстоятельства:

- причины и условия, которые способствовали совершению данного деяния;

- степень социальной опасности совершенного деяния;

- условия воспитания несовершеннолетнего;

- наличие риска совершения несовершеннолетним повторного преступления, предусмотренного уголовным законодательством.

55. Сотрудник территориального подразделения уполномоченного органа по защите детей с момента задержания ребенка:

- проводит всестороннюю оценку проблем ребенка и его семьи, разрабатывает проекты плана индивидуальной работы с семьей и/или индивидуального плана по защите ребенка с использованием АИС ТЖС;

- осуществляет сбор материалов, свидетельствующих в пользу ребенка;

- разрабатывает план мероприятий по реабилитации ребенка по согласованию с адвокатом (защитником) и вносит на рассмотрение Комиссии по делам детей;

- присутствует на всех стадиях производства по уголовному делу.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 10 февраля 2023 года № 57)

56. Территориальные органы внутренних дел совместно с органами уголовно-исполнительной системы и территориальными подразделениями уполномоченного органа по защите детей предпринимают меры по надзору над несовершеннолетним, совершившим преступление, при котором он остается в своей семье на условиях соблюдения определенных обязанностей, таких как:

- регулярное посещение общеобразовательной организации;

- прохождение медицинского осмотра;

- запрет на посещение определенных мест или общение с определенными лицами;

- запрет на покидание пределов территориальной административной единицы;

- запрет на изменение места жительства без ведома органов уголовно-исполнительной системы.

57. В случае если несовершеннолетний не может проживать в семье, либо когда он не выполняет обязанности, указанные в пункте 56 настоящего Положения, территориальный орган внутренних дел информирует суд по месту вынесения решения о применении альтернативных мер в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

58. В случае принятия судом в отношении несовершеннолетнего решения о лишении его свободы, территориальное подразделение уполномоченного органа по защите детей направляет в учреждение, осуществляющее исполнение наказания, ранее принятый план мероприятий по реабилитации несовершеннолетнего, находящегося в конфликте с законом.

9. Социальное сопровождение детей, подвергшихся жестокому обращению (насилию)

59. Лицо, которому стало известно о ребенке, подвергшемся жестокому обращению (насилию), незамедлительно передает информацию об этом ребенке в территориальное подразделение уполномоченного органа по защите детей и правоохранительные органы.

60. При получении информации о жестоком обращении (насилии) в отношении ребенка сотрудник территориального подразделения по защите детей совместно с сотрудником органа внутренних дел, незамедлительно (в тот же день) осуществляют выезд по месту проживания (нахождения) ребенка для установления факта жестокого обращения (насилия) в отношении ребенка и проведения всесторонней оценки проблем ребенка и его семьи с использованием АИС ТЖС.

В ходе проведения всесторонней оценки устанавливается:

- имел ли место факт жестокого обращения (насилия) в отношении ребенка в семье (учреждении, где он пребывает);

- необходима ли ребенку помощь соответствующих специалистов (медицинских работников, психологов);

- возможно ли дальнейшее пребывание ребенка в семье (учреждении, где он пребывает).

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 10 февраля 2023 года № 57)

61. В экстренных случаях, когда имеется прямая угроза жизни и здоровью ребенка в семье, учреждении, где он пребывает (применение физического, психологического, сексуального насилия, жестокое обращение или эксплуатация), сотрудник территориального подразделения уполномоченного органа по защите детей совместно с сотрудником органа внутренних дел изымают ребенка из семьи (учреждения, где он пребывает) в присутствии понятых и оформляют акт об изъятии ребенка.

Акт об изъятии ребенка оформляется в четырех экземплярах, заверяется печатью территориального подразделения уполномоченного органа по защите детей и передается органу внутренних дел, родителям или лицам, их заменяющих.

Территориальное подразделение уполномоченного органа по защите детей в течение суток письменно информирует суд о принятых в срочном порядке мерах и размещает ребенка вне семьи (учреждения, где он пребывает) в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке.

Ребенку, достигшему возраста 10 лет, при его изъятии из семьи (учреждения, где он пребывает) сотрудник территориального подразделения уполномоченного органа по защите детей разъясняет порядок предоставления ему защиты.

62. При изъятии ребенка из семьи (учреждения, где он пребывает), территориальное подразделение уполномоченного органа по защите детей письменно информирует родителей или лиц, их заменяющих, о возможности обжаловании его действий в судебном порядке.

63. При необходимости, территориальное подразделение уполномоченного органа по защите детей определяет ребенка, изъятого из семьи (учреждения, где он пребывает), в организацию здравоохранения для оказания медицинской помощи.

После оказания медицинской помощи, территориальное подразделение уполномоченного органа по защите детей передает ребенка родственникам, под временную опеку, сроком до 6 месяцев, либо в приемную (фостерную) семью, а при отсутствии такой возможности - в другое детское интернатное учреждение.

Территориальное подразделение уполномоченного органа по защите детей проводит работу с семьей по выводу семьи из трудной жизненной ситуации и восстановлению отношений между родителями и ребенком.

64. Органы внутренних дел:

- принимают меры по привлечению лиц, допустивших жестокое обращение (насилие) в отношении ребенка, к административной либо уголовной ответственности, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

- при установлении обстоятельств нахождения ребенка в социально-опасном положении, осуществляют постановку родителей или лиц, их заменяющих, на профилактический учет в орган внутренних дел для принятия мер профилактического характера;

- проводят индивидуальную профилактическую работу с родителями или лицами, их заменяющими, отрицательно влияющими на детей, и принимают меры к соблюдению ими прав и законных интересов детей;

- вносят сведения в базу данных о детях, находящихся в социально-опасном положении, и семьях, поставленных на учет в органах внутренних дел.

65. Территориальные подразделения уполномоченного органа по защите детей при установлении факта физического, психологического насилия либо пренебрежения основными потребностями ребенка:

- реализуют право ребенка на защиту от всех форм жестокого обращения (насилия);

- проводят беседу с родителями или лицами, их заменяющими, о последствиях жестокого обращения (насилия) и пренебрежения основными потребностями ребенка для его развития;

- информируют родителей или лиц, их заменяющих, об ответственности и выносят письменное предупреждение о недопустимости жесткого обращения (насилия) в отношении ребенка;

- ходатайствуют о постановке семьи на профилактический учет в органе внутренних дел и осуществляют мониторинг по изменению ситуации в семье.

66. Лица, обладающие информацией о совершении жестокого обращения (насилия) в отношении ребенка, находящегося в детском интернатном учреждении, обязаны передать информацию в правоохранительные органы и территориальное подразделение уполномоченного органа по защите детей.

10. Снятие с учета ребенка и семьи, находящихся в трудной жизненной ситуации

67. Основанием для снятия ребенка и семьи, находящихся в трудной жизненной ситуации, с учета в территориальном подразделении уполномоченного органа по защите детей является:

- устранение причин и условий, создавших трудную жизненную ситуацию для ребенка и семьи, предоставление социальной поддержки ребенку и семье в соответствии с планом индивидуальной работы с семьей и/или индивидуальным планом по защите ребенка с использованием АИС ТЖС;

- смерть лица, находившегося в трудной жизненной ситуации (на основании свидетельства о смерти), признание его судом без вести пропавшим, умершим (на основании решения суда);

- достижение ребенком, находившимся в трудной жизненной ситуации, возраста 18 лет, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики;

- убытие ребенка, семьи, находящихся в трудной жизненной ситуации, за пределы Кыргызской Республики.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 10 февраля 2023 года № 57)

68. В случае убытия ребенка, семьи, находящихся в трудной жизненной ситуации, на другую территорию, при наличии сведений о новом месте проживания, территориальное подразделение уполномоченного органа по защите детей письменно информирует об этом соответствующее территориальное подразделение по защите детей по новому месту жительства ребенка, семьи.

При получении информации территориальное подразделение уполномоченного органа по защите детей проверяет факт прибытия ребенка, семьи и, при необходимости, ставит семью на учет.

69. Территориальное подразделение уполномоченного органа по защите детей создает и формирует базу данных о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.

 

 

 

Приложение 1
к Положению о порядке выявления детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Форма

ЖУРНАЛ
учета детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

___________________________________________________________________________________
(наименование территориального подразделения уполномоченного органа по защите детей)


п/п

Дата получения информации о ребенке, оказавшемся в ТЖС

ФИО ребенка, оказавшегося в ТЖС

Место проживания ребенка, оказавшегося в ТЖС

Сведения о родителях (лицах, их заменяющих) ребенка, оказавшегося в ТЖС

Номер решения ТПУОЗД о постановке на учет ребенка и семьи, находящихся в ТЖС

Помощь, оказанная ИОМСУ ребенку и семье

Номер решения МГА (мэрии города) об утверждении ПИРС и ИПЗР

Отметка о снятии с учета ребенка и семьи

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Примечание: листы журнала должны быть прошнурованы, с указанием количества листов, скреплены печатью территориального подразделения уполномоченного органа по защите детей и подписью его руководителя.