Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

УТРАТИЛО СИЛУ
в соответствии с постановлением Правительства КР от 22 января 2018 года
N 49

 

Приложение 1

 

 

 

Утверждена
постановлением Правительства Кыргызской Республики
от 25 августа 2015 года № 601

ПРОГРАММА
Правительства Кыргызской Республики по энергосбережению и планированию политики энергоэффективности в Кыргызской Республике на 2015-2017 годы

I. Общая оценка текущей ситуации

1. Топливно-энергетический баланс Кыргызской Республики и эффективность использования топливно-энергетических ресурсов

В настоящее время дефицит собственных энергоресурсов и постоянно растущие цены на импортируемые углеводороды являются сдерживающими факторами наращивания объемов производства и полного удовлетворения потребностей населения и реального сектора экономики республики в энергоносителях.

В формировании ресурсов за период 2005-2013 годы произошли структурные сдвиги за счет уменьшения собственной добычи и производства топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) с 77,6% в 2005 году до 68,6% в 2013 году, повышение доли импорта - с 18,24 в 2005 году до 25,8% в 2013 году. По итогам 2014 года на долю малых гидро-электро станций (далее - ГЭС) и нетрадиционных возобновляемых источников энергии (далее - ВИЭ) в структуре формирования ресурсов топливно-энергетического баланса приходится 0,9%.

В структуре потребления ТЭР на производственно-технологические нужды на долю жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) и населения приходится в 2013 году - 43,5%, на долю промышленности 12,4%, транспорта - 39,5%, сельского хозяйства - 3,9%. При этом, за период с 2005 по 2013 годы потребление ТЭР ЖКХ и населением возросло в 1,68 раза, транспортом - в 3,49 раза, в промышленности произошло сокращение энергопотребления на 2,6%, в сельском хозяйстве - на 27,4%.

2. Обзор энергозатратности экономики и структуры потребления энергоресурсов в Кыргызской Республике

Энергозатратность экономики республики в целом остается на высоком уровне. Уровень энергоемкости валовой внутренней продукции (далее - ВВП) в Кыргызстане, по данным Международного энергетического агентства Key World Energy statistics, за 2014 год составляет 1,29 тонны нефтяного эквивалента (т.н.э.) на 1000 долларов США при среднемировом его значении - 0,24 т.н.э.

В развитых странах этот показатель составляет 0,1-0,18 т.н.э., а в развивающихся странах - 0,22-0,86 т.н.э. на 1000 долларов США. Опыт развитых государств показывает, что при активном проведении государственной энергосберегающей политики уровень энергозатратности (энергоемкости) экономики может быть сокращен в несколько раз (1,5-2 раза).

Основными факторами, влияющими на данную ситуацию, являются низкий уровень модернизации экономики и неуправляемый спрос на энергоносители.

В структуре потребления ТЭР по отраслям экономики заметно возросла доля коммунально-бытового сектора и снизилась доля промышленности и аграрного секторов. Так, в начале 90-х годов ЖКХ и население потребляли 23% от всей электроэнергии, поставленной на внутренний рынок; бюджетная сфера - 10,6%; промышленность - 42%, сельское хозяйство - 22%, прочие потребители - 14%. Это было обусловлено тем, что добыча угля составляла более 3,7 млн. тонн в 1990 году, из них 1,72 млн. тонн потреблялось внутри республики; природного газа поступало 2,04 млрд. куб. метров, топочного мазута - 600 тысяч тонн.

В настоящее время структура потребления электроэнергии изменилась за счет увеличения доли ЖКХ и населения, которое потребляет 76,6% от всей электроэнергии, поставленной на внутренний рынок; промышленность - 19,1%, сельское хозяйство - 2,5%, транспорт - 0,4%. Вся нагрузка от снижения потребления угля и газа легла на электроэнергетическую отрасль: отопление, горячее водоснабжение и пищеприготовление в значительной степени осуществляются за счет электроэнергии. В 1990 году ЖКХ и население потребляли 1,939 млрд. кВт.ч, в 2013 году - уже 7,87 млрд. кВт.ч, при сильном сезонном колебании, когда зимнее потребление электроэнергии в 3,5 раза превышает летнее.

Оценка эффективности использования электроэнергии по отраслям через индикатор "экономии электроэнергии" показала, что, несмотря на снижение электроемкости ВВП, имели место как экономия, так и перерасход использования электроэнергии.

3. Доли затрат на энергопотребление в суммарных затратах на выпуск продукции в разрезе секторов экономики

Удельный вес затрат на электроэнергию, по данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики, уменьшился с 2,6% в 2005 году до 1,5% в 2013 году. Наблюдается снижение данного показателя по отраслям, в том числе: в сельском хозяйстве - с 3,3 до 2,6%; горнодобывающей промышленности - с 5,5 до 1,1%; обрабатывающей промышленности - с 2,3 до 1,4%; строительстве - с 1,3 до 0,5%; торговле и услугах по ремонту автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования - с 1,7 до 0,6%; деятельности транспорта - с 1,6 до 0,7% и т.д.

В то же время произошло сокращение расходов на топливо в целом по предприятиям реального сектора экономики с 9,5% в 2005 году до 8,3% в 2013 году. Наблюдается рост данного показателя в горнодобывающей промышленности - с 7,5 до 14,6%, в деятельности транспорта - с 22,5 до 26,1% и снижение в обрабатывающей промышленности - с 4,6 до 4,1%, в строительстве - с 11 до 9,7%, что связано с ростом цен на все виды углеводородного топлива при неизменных тарифах на электроэнергию, а также с тем, что многие промышленные потребители энергии несут энергозатраты на содержание неиспользуемых и неэффективно загруженных производственных мощностей.

Затраты на топливо в сельском хозяйстве так же, как и на, электроэнергию, имеют тенденцию к снижению с 16,8% в 2005 году до 8,4% в 2013 году, что связано с сокращением объемов их использования из-за роста цен.

Сфера ЖКХ характеризуется нерациональным расходованием газа, воды и тепловой энергии, использованием неэффективных с точки зрения экономии энергоресурсов, проектов зданий и сооружений, строительных материалов и конструкций. Поквартирные приборы регулирования расхода и учета потребления тепловой энергии, газа и вода установлены в недостаточном количестве. Тепловые потери жилого фонда в несколько раз выше, чем в странах с аналогичным климатом.

Современное строительство характеризуется сверхнормативным расходом строительных материалов и энергоресурсов с использованием малоэффективных с точки зрения энергозатрат строительных конструкций и материалов, а также применением проектов зданий и жилых домов с большими тепловыми потерями, низким качеством строительных работ. Среднее потребление энергии на 1 м2 общей площади в год в Кыргызской Республике составляет 450-650 кВт, тогда как в европейских странах данный показатель не превышает 100-150 кВт. В расчетах объемов энергопотребления в республике учитываются затраты только на отопление и освещение, тогда как в европейских странах указанный показатель учитывает затраты и на горячее водоснабжение.

В современных экономических условиях основными факторами, сдерживающими проведение энергосберегающих мероприятий в бюджетных организациях, являются отсутствие механизмов стимулирования энергоэффективности и недостаточность финансовых средств для их выполнения. Ежегодно на коммунальные услуги из государственного бюджета выделяется более 1,3 млрд. сомов, что составляет порядка 8% к общему объему расходов государственного бюджета и 1,5% к ВВП. Такая ситуация свидетельствует о нерациональном использовании бюджетных средств, выделяемых Министерством финансов Кыргызской Республики на коммунальные услуги (электрическая и тепловая энергия, природный газ), некорректном составлении энергетических паспортов для бюджетных организаций, отсутствии должного контроля за использованием финансовых средств со стороны государственных органов, а также об отсутствии планов мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности на предприятиях.

4. Прогноз потребления ТЭР реального сектора и индикаторов устойчивого энергопользования в Кыргызской Республике на 2015-2017 годы

Прогноз ожидаемого потребления ТЭР составлен исходя из тенденций экономического развития страны на средне - и долгосрочную перспективы при ожидаемом ежегодном росте ВВП на 105% за период 2015-2025 годы.

На основе анализа влияния различных темпов снижения энергоемкости ВВП на объемы потребления ТЭР к реализации в Кыргызской Республике как наиболее приемлемый рекомендуется сценарий - устойчивое развитие, при котором необходимо ежегодное снижение энергоемкости ВВП на 3%, а за весь прогнозируемый период 2015-2025 годы - на 24%, при ежегодном повышении темпов роста электропотребления на 4%, а за 2015-2025 годы - на 148%, при обеспечении снижения электроемкости ВВП на 9%.

Выполненные расчеты показали, что достижение прогнозного роста ВВП, обеспечивающего продвижение по пути устойчивого развития экономики и усиление конкурентоспособности экономики, возможно при снижении темпов роста потребления энергоресурсов по отношению к темпам роста ВВП. Это может быть обеспечено за счет:

- организации качественного управления спросом на энергоносители и процессом развития энергосбережения и ВИЭ в республике;

- стимулирования разработки, внедрения и производства энергосберегающих технологий и ВИЭ;

- ориентирования экономики на производство менее энергоемкой продукции.

5. Основные направления и возможности повышения энергоэффективности экономики

Важным шагом в реализации политики энергосбережения является обеспечение учета и контроля за расходованием ТЭР путем оснащения всех категорий энергоносителей соответствующими приборами и системами.

Резервом для снижения потерь ТЭР является сфера модернизации и обновления парка энергопотребляющего оборудования в секторах экономики. При этом можно получить 20-25% экономии электроэнергии и 10-15% экономии тепловой энергии за счет:

- размещения энергоемких промышленных предприятий в относительной близости от топливных месторождений и электростанций;

- снижения энергоемкости промышленного производства, в том числе за счет повышения качества перерабатываемого сырья и масштабного вторичного использования отходов производства;

- сокращения потребления тепловой энергии за счет повышения энергоэффективности зданий;

- использования на конечной стадии потребления более эффективных и экологически чистых энергоносителей.

Для этого необходимы: стабильная инвестиционная и нормативная правовая база, наличие подготовленного квалифицированного персонала, вовлечение в энергосберегающую деятельность как потребителей, так и производителей энергоресурсов за счет проведения широкомасштабных информационных кампаний.

Для получения максимального эффекта от осуществления энергосберегающей политики необходимо укрепление международного сотрудничества в сфере энергосбережения. Скоординированные международные усилия в сфере энергосбережения позволят обеспечить эффективный обмен информацией о последних достижениях в области создания энергосберегающих технологий, закрыть рынки для продукции, не отвечающей стандартам энергосбережения, и способствовать продвижению наиболее эффективных с точки зрения энергопотребления образцов.

В условиях дефицита финансовых средств для повышения энергоэффективности хозяйствования потребителями важную роль в обеспечении прогресса в формировании и реализации энергосберегающей политики играют регулирование и управление потребительским спросом на ТЭР.

II. Анализ и оценка государственной политики в области энергосбережения и энергоэффективности

1. Законодательство и институциональная база

Требования в области политики энергосбережения и энергоэффективности определены законами Кыргызской Республики "Об энергетике", "Об электроэнергетике", "Об энергосбережении" и "Об энергетической эффективности зданий".

Несмотря на определение в указанных законах экономических механизмов, содействующих развитию энергосбережения, реально использовать их на практике для формирования инвестиционного потенциала энергосберегающей политики вследствие низких тарифов и отсутствия гарантий для инвесторов не удается.

В настоящее время отсутствуют:

- системная работа по организации и осуществлению на постоянной основе технического надзора за эффективностью использования ТЭР;

- возможность проведения энергетического обследования с составлением энергетических паспортов, отражающих нормативное и фактическое состояние энергетического хозяйства обследуемого объекта;

- Фонд энергосбережения;

- действующие экономические механизмы, стимулирующие развитие энергосбережения и энергоэффективности;

- экономические санкции за превышение установленных нормативов энергопотребления.

При этом государственная институциональная система в области энергосбережения и политики энергоэффективности характеризуется:

- недостаточной коммуникацией между государственными органами;

- нечеткими разделами ответственности между ведомствами, осуществляющими деятельность по выработке политики в сфере энергосбережения и по надзору и контролю в сфере энергосбережения;

- недостаточным финансовым обеспечением, низким уровнем технического оснащения и отсутствием лабораторной инфраструктуры.

2. Институциональные реформы

Для реализации Программы необходима институциональная реформа - создание лаборатории по управлению спросом на энергоносители и энергосбережением в структуре Кыргызского научно-технического центра "Энергия" при Министерстве энергетики и промышленности Кыргызской Республики, которая станет единым аналитическим органом в области энергосбережения, энергоэффективности и ВИЭ (далее - Лаборатория).

В задачи Лаборатории будут входить: продвижение энергосберегающих технологий, оборудования, альтернативных источников энергии; прогнозирование спроса на все виды энергоносителей в соответствии с развитием отраслей реального сектора экономики с учетом энергосбережения и сокращения энергоемкости продукции; анализ энергопотребления населения городов и регионов страны; составление и диверсификация топливно-энергетического баланса по республике с учетом энергоэффективности и развития ВИЭ; разработка экономических механизмов, нормативов, сертификации и маркировки бытового оборудования; развитие энергосервисных компаний; адаптация международного стандарта энергоменеджмента ISO 50001 и его внедрение на всех предприятиях реального сектора экономики, а также подготовка и переподготовка сертифицированных энергоаудиторов и энергоменеджеров.

Деятельность Лаборатории будет осуществляться на условиях самофинансирования за счет средств, поступающих от энергокомпаний республики за выполнение программ по вопросам энергосбережения и энергоэффективности, оплаты за подготовку инспекторов энергетического обследования (энергоаудиторов), добровольных взносов юридических и физических лиц, а также других источников, не противоречащих законодательству Кыргызской Республики.

III. Цель Программы, приоритеты для достижения цели и мероприятия по ее реализации

1. Цель Программы

Целью Программы является обеспечение прироста ВВП к 2017 году без значительного увеличения темпов потребления ТЭР путем усиления потенциала энергосбережения при производстве, передаче и потреблении энергоресурсов, повышение качества жизни населения и энергоэффективности экономики, а также уменьшение негативного воздействия на окружающую среду.

2. Приоритеты для достижения цели Программы

Для достижения цели Программы определены 4 стратегических приоритета.

Первый приоритет. Обеспечение в 2017 году объема сбереженной энергии до 2,23 млн. т.у.т. через качественную организационную и управленческую поддержку процесса развития энергосбережения в стране.

Второй приоритет. Обеспечение в 2020 году объема сбереженной энергии 4,1 млн. т.у.т. через стимулирование разработки и использования энергоэффективных технических средств, технологий и материалов при производстве, передаче и потреблении энергии и газа.

Третий приоритет. Сокращение показателей энергоемкости на 30% и ежегодного электропотребления до 5%, с доведением объемов сбереженной энергии до 8 млн. т.у.т., через структурную перестройку экономики за период 2015-2025 годы.

Четвертый приоритет. Улучшение экологической ситуации в республике за счет сокращения выбросов парниковых газов в СO2 эквиваленте в объеме до 20%, в соответствии с принятыми обязательствами Кыргызской Республики; Принятие мер по энергосбережению и внедрению ВИЭ, энергоэффективности реального сектора экономики путем планирования и управления энергоемкости ВВП на макроуровне, снижения норм расхода энергоресурсов на производство продукции и в сфере услуг.

3. Реализация Программы

В период 2015-2017 годов необходима реализация мероприятий технологического, организационного и научно-технического характера, исходя из реалий сегодняшнего дня (недостаточность инвестиций, отсутствие экономической заинтересованности в энергосбережении). Будет делаться упор на относительно малозатратные с точки зрения реализации, действия, но приносящие высокоэффективные результаты в перспективе. В основном они будут направлены на:

- выстраивание коммуникаций между заинтересованными сторонами;

- обследование предприятий;

- работы по обследованию зданий на энергоэффективность и составление энергетических паспортов;

- обучение персонала;

- подготовку методического и законодательного обеспечения;

- формирование организационных структур;

- оснащение участников рынка электроэнергии, тепла и газа приборами учета расхода энергоресурсов;

- проведение исследований по перспективам развития энергосберегающих технологий и ВИЭ;

- создание систем материального стимулирования энергосбережения как у потребителей, так и у производителей энергии.

В первую очередь потребуется реализовать технологические меры, удельные затраты которых ниже стоимости сэкономленных объемов топлива и энергии. При этом должны реализовываться мероприятия с малыми сроками окупаемости. В качестве предельного срока окупаемости принимается 7 лет (срок службы энергосберегающего оборудования в соответствии с утвержденными нормами амортизации).

Абсолютным приоритетом среди энергосберегающих мероприятий как в электроэнергетике, так и у потребителей, обладают так называемые "беззатратные" мероприятия, осуществляемые за счет улучшения организации функционирования предприятий, внедрения системы материального стимулирования, за счет устранения бесхозяйственности и внедрения быстроокупаемых малозатратных инвестиционных проектов. Таким образом, можно реализовать от 5 до 25% всего потенциала экономии на предприятии. В свою очередь сокращение эмиссии парниковых газов составит более 20%. Одновременно аналогичное сокращение будет получено для основных загрязняющих веществ СО, NOx и SO2.

Для достижения дальнейшего прогресса в области энергоэффективности и реализации потенциала технологического энергосбережения требуется привлечение значительных объемов инвестиций.

4. Организационные мероприятия

Основными организационными мероприятиями являются:

- принятие постановлений Правительства Кыргызской Республики, приказов министерств и ведомств, регламентирующих организацию, введение и осуществление мер и механизмов энергосбережения;

- обеспечение руководства и координации энергосбережения государственными органами и органами местного самоуправления.

Важное значение в комплексе организационных мер имеют мероприятия, направленные на создание системы:

- нормирования энергоэффективности оборудования, материалов, процессов и зданий;

- стандартизации, сертификации энергопотребляющего и энергопроизводящего оборудования, маркировки бытовых приборов;

- определения фактической энергоемкости оборудования, материалов, процессов и помещений, в том числе посредством организации и проведения энергоаудита;

- учета и статистической отчетности;

- обязательной экспертизы проектов строительства и реконструкции в части энергоэффективности;

- осуществления надзора и контроля.

5. Финансово-экономические меры и механизмы

В новых экономических условиях обеспечение эффективного энергоснабжения республики в огромной степени зависит от осуществляемых государством мероприятий по регулированию деятельности естественных монополий и проводимой им налоговой и ценовой политики.

Основные финансово-экономические механизмы нацелены на экономическое стимулирование энергосбережения и исходят из определений нормативной и фактической энергоемкости, коэффициента энергоэффективности процессов, оборудования и зданий.

Для целей энергосбережения будут использоваться механизмы регулирования:

- в таможенной сфере (создание регулирующей разницы ставок для однотипного оборудования в зависимости от энергоэффективности);

- в инвестиционной сфере (преференции для проектов в сфере энергосбережения);

- в области государственных закупок (включение в перечень критериев конкурса коэффициента энергоэффективности оборудования);

- в тарифной политике (включение в тарифы расходов на мероприятия по энергосбережению, на инвестиции в расчетном периоде регулирования).

Внедрение ВИЭ предполагается через механизмы международной поддержки, созданные Рамочной конвенцией Организации Объединенных Наций об изменении климата от 9 мая 1992 года (далее - Рамочная конвенция ООН).

6. Нормативно-правовая база

Организационные, финансово-экономические мероприятия по реализации Программы должны быть закреплены в нормативных правовых актах Правительства Кыргызской Республики и представительных органов местного самоуправления, а также в ведомственных программах, принимаемых министерствами, административными ведомствами и иными государственными органами и юридическими лицами.

С целью стимулирования деятельности бюджетных учреждений по рациональному использованию ТЭР следует обеспечить функционирование механизма реинвестирования бюджетных средств, сэкономленных бюджетными организациями в результате внедрения энергосберегающих мероприятий.

Особое внимание заслуживает вопрос повышения инвестиционной привлекательности мероприятий и проектов в области энергоэффективности и превращения энергосбережения в эффективно функционирующий вид бизнеса.

В этих целях необходимо разработать механизмы взаимодействия бюджетных организаций и энергосервисных компаний, осуществляющих энергосберегающие проекты и мероприятия в целях сокращения потребления ТЭР.

С целью совершенствования системы статистической отчетности и мониторинга в области энергоэффективности необходимо ввести требования по предоставлению статистической отчетности (разработка специальных форм и процедур отчетности), а также разработать систему мониторинга в области энергоэффективности в Кыргызской Республике.

Для мониторинга действий охватываемых Рамочной конвенцией ООН, необходимо внедрение национальной системы мониторинга, отчетности и верификации (MRV).

7. Технические мероприятия

Мировой опыт показывает, что значительное снижение объемов потребления ТЭР возможно лишь при реализации крупных комплексных проектов, обеспечивающих оптимизацию энергопотребления, при одновременном решении задач перехода к технологиям нового поколения и соответствующем обновлении основных фондов в сфере производства и потребления. Это позволит решить первоочередную задачу - перейти рубеж порогового значения экономической безопасности (50% степени морального и физического износа основных фондов предприятий) и достичь уровня промышленно развитых стран, который составляет 25%. В республике средняя степень износа основных фондов предприятий в настоящее время достигает 55-60%.

Первоочередные технические мероприятия включают:

- проведение структурной перестройки предприятий, направленной в первую очередь на выпуск менее энергоемкой высокотехнологичной продукции;

- создание новых производств на основе наукоемких, энергосберегающих и экологически чистых технологий;

- реализация оптимальных научных, проектно-технологических и производственных решений, направленных на снижение энергоемкости.

Мероприятия научно-технического прогресса в энергетике должны быть нацелены на техническое перевооружение генерирующих мощностей, основанное на широкомасштабном внедрении установок, обеспечивающих комбинированное производство энергии. Предусмотрена реализация мер по снижению потерь электро- и теплоэнергии, сокращению расходов на собственные нужды энергоисточников, компенсации реактивной мощности. Предлагаемые технические мероприятия должны быть ориентированы на применение и развитие ВИЭ.

Аналогичный подход должен быть сделан при выборе технических мероприятий, рекомендуемых для реализации в сельском хозяйстве, строительстве, транспорте и других отраслях экономики.

Главным направлением технических мероприятий в ЖКХ и бюджетной сфере является внедрение современных систем учета, контроля и регулирования потребляемых ТЭР.

8. Инвестиционная политика

Целью инвестиционной политики в области энергоэффективности является создание привлекательных условий и эффективных механизмов для вложения капитала в энергосбережение, внедрение высокотехнологичных энергосберегающих проектов в производство. Для действий, охватываемых Рамочной конвенцией ООН, необходима оценка сокращения эмиссий от реализации намеченных направлений, позволяющая показать инвестиционную привлекательность.

9. Инновационная деятельность и научное обеспечение Программы

Инновационная система в сфере энергоэффективности как составная часть инновационной системы республики должна обеспечить объединение усилий государственных органов, научно-исследовательских и образовательных учреждений, промышленных предприятий, малого бизнеса для решения задач по энергоэффективности.

Инновационная деятельность должна быть нацелена на реализацию потенциала экономики Кыргызской Республики в области расширения выпуска и использования инновационной энергоэффективной техники, технологий и материалов.

10. Мероприятия по образовательному, информационному обеспечению и подготовке кадров

В настоящей Программе поставлены задачи по информированию населения, общественности и специалистов о достижениях в сфере энергоэффективности. Эффект в этом направлении может быть достигнут при осуществлении принципов:

- планомерности;

- последовательности;

- охвата всех групп населения (школы, вузы и т.д.);

- дифференцированного подхода к категориям населения и специалистов.

Основные задачи в области обучения, пропаганды и информации:

- совершенствование учебных программ и создание учебно-методических пособий в вузах и школах страны;

- укрепление и развитие учебно-методических и научно-лабораторных баз соответствующих кафедр вузов и центров переподготовки и повышения квалификации кадров средней и высшей технической и экономической квалификации;

- создание компьютерных классов с учебным и научным программным обеспечением при основных кафедрах базовых вузов и центрах системы образования по энергосбережению;

- расширение магистратуры, аспирантуры и докторантуры для подготовки кадров высшей квалификации и создания отечественных научных школ в области современных энергоэффективных технологий и энергетического менеджмента;

- открытие на базе энергоэффективных демонстрационных зон и передовых предприятий республиканских научно-исследовательских и образовательных центров для проведения исследовательских работ и обучения передовым энергосберегающим технологиям с целью координации и концентрации усилий науки и производства;

- издание научно-технического информационного журнала "Энергосбережение", справочных пособий по энергосбережению;

- проведение выставок по энергосбережению, тематических семинаров в областях, городах, на предприятиях республики;

- создание уполномоченным государственным органом по выработке политики в сфере энергосбережения на официальном сайте веб-страницы для представления информации о состоянии и проводимой работе в области энергосбережения;

- проведение рекламно-пропагандистских кампаний в населенных пунктах республики.

IV. Ожидаемые результаты

Положительным эффектом внедрения Программы будет являться реализация комплекса механизмов государственного управления для эффективного и рационального использования энергоресурсов, что позволит экономно и рационально использовать государственные средства, выделяемые на оплату за коммунальные услуги, субсидирование бюджетных средств для населения, получающего тепловую энергию, осуществлять мониторинг и контроль за реализацией мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности, что приведет к постепенному снижению дефицита электрической энергии в отраслях экономики страны.

V. Благоприятные предпосылки и риски

Главным приоритетом страны является процесс интеграции в Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС), в рамках которого работы по внедрению согласованной политики энергосбережения и энергоэффективности, развития ВИЭ будут вестись более активно.

К рискам, которые могут возникнуть во время реализации Программы, можно отнести социально-политические, экономические, организационно-правовые, экологические, информационные, кадровые и иные риски.

VI. Ресурсное обеспечение и механизм контроля за ходом выполнения Программы

Источниками финансирования мероприятий по реализации Программы являются средства государственного бюджета, гранты и иные поступления, не противоречащие законодательству Кыргызской Республики.

Мониторинг целевых показателей будет осуществляться уполномоченным государственным органом по выработке политики в сфере энергосбережения, который также окажет консультативную и методическую помощь в организации мониторинга другим участникам процесса энергосбережения.

Способы осуществления мониторинга целевых показателей:

- предоставление отчетов;

- статистические данные;

- энергетическое обследование.

Обобщенные данные мониторинга целевых показателей по итогам отчетного периода будут предоставляться Правительству Кыргызской Республики.