Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском
г.Бишкек 
от 8 июля 1998 года N 89
 
 
                      ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
 
                             О транспорте
 
           (В редакции Закона КР от 1 августа 2003 года №169,
           7 февраля 2005 года №15,6 февраля 2006 года №36, 

               от 15 июля 2006 года №111,  19 июля 2006 год №124
                        10 октября 2012 года №170, 15 февраля 2013 года №21)

 
 
Принят Законодательным собранием
Жогорку Кенеша Кыргызской Республики             16 июня 1998 года
 
     Раздел 1. Общие положения
     Раздел 2. Система государственного регулирования и управления
               деятельностью транспорта
     Раздел 3. Основные положения деятельности транспорта
     Раздел 4. Безопасность и ответственность на транспорте
     Раздел 5. Заключительные положения
 
     Настоящий Закон определяет основы правовой,  экономической и орга-
низационной деятельности транспорта Кыргызской Республики.
 
                                    Раздел 1
                                Общие положения
 
     Статья 1. Законодательство о транспорте
 
     Отношения, связанные с деятельностью транспорта Кыргызской Респуб-
лики, регулируются настоящим Законом и другими действующими нормативны-
ми правовыми актами Кыргызской Республики.
     Условия перевозок,  порядок  использования  транспортных  средств,
обеспечения безопасности движения, соблюдения правил охраны труда, про-
тивопожарной  безопасности  и санитарных норм определяются нормативными
актами, действующими на соответствующих видах транспорта, утверждаемыми
в установленном порядке и являющимися обязательными для всех участников
транспортных отношений.
 
     Статья 2. Основные понятия, принятые в Законе
 
      Автовокзал - станционное сооружение, обеспечивающее обслуживание
пассажиров  в населенных пунктах и включающее здание с залом  ожидания
вместимостью свыше 75 человек и билетными кассами; перрон для  посадки
и высадки пассажиров; площадку для стоянки автобусов, камеру хранения,
комнату  матери  и  ребенка,  комнату  отдыха  водителей,  санузлы   и
информационно-справочную систему.
     Автостанция - станционное сооружение, обеспечивающее обслуживание
пассажиров  в населенных пунктах и включающее здание с залом  ожидания
вместимостью свыше 75 человек и билетными кассами; перрон для  посадки
и  высадки  пассажиров;  площадку  для  стоянки  автобусов  санузлы  и
информационно-справочную систему.
      Автопавильон   -   линейное  сооружение,   расположенное   вдоль
автодороги для обслуживания пассажиров в населенных пунктах.
     Транспорт Кыргызской Республики - зарегистрированный на ее  терри-
тории автомобильный, железнодорожный, воздушный, внутренний водный, го-
родской электрический транспорт,  а также находящийся  в  собственности
Кыргызской Республики магистральный трубопроводный транспорт.
     Перевозчик - юридическое или физическое лицо, владеющее транспорт-
ным средством на праве собственности или иных законных основаниях, пре-
доставляющее услуги по перевозке пассажиров,  багажа, грузов и почты за
плату  или по найму и имеющее на это соответствующее разрешение или ли-
цензию, выданную в установленном порядке.
     Транспортное предприятие - юридическое лицо, являющееся перевозчи-
ком и занятое хозяйственно-коммерческой деятельностью по перевозке гру-
зов,  пассажиров,  багажа и почты,  техническому обслуживанию и ремонту
транспортных средств, оказывающее другие виды услуг, связанных с транс-
портной деятельностью, и действующее в соответствии с законодательством
Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 6 февраля 2006 года №36)
 
     Статья 3. О собственности на транспорте
 
     Транспорт в Кыргызской  Республике  основывается  на  многообразии
форм собственности.
     Все собственники транспорта равны перед законом.
     Государственной собственностью на транспорте являются:
     - железные и автомобильные дороги общего пользования и  инженерные
сооружения на них;
     - магистральные трубопроводы;
     - судоходные водные пути,  маяки, а также устройства и навигацион-
ные знаки, регулирующие и гарантирующие безопасность движения;
     - аэронавигационные устройства системы управления воздушным движе-
нием,  сети коммуникаций, инженерные сети, связанные с технологией обс-
луживания  воздушных судов,  авиационных перевозок и обеспечением поле-
тов.
     Разгосударствление и приватизация государственной собственности на
транспорте осуществляется по  концепции,  разработанной  Правительством
Кыргызской Республики и утверждаемой Жогорку Кенешем Кыргызской Респуб-
лики.
 
     Статья 4. Земли транспорта
 
     Землями транспорта являются:
     земли, отведенные землепользователям под объекты транспорта;
     земли для транспортных дорог и путей,  отводимые транспортным, до-
рожным и другим предприятиям,  осуществляющим их строительство, реконс-
трукцию, ремонт и содержание.
     Земельные отношения, возникающие при отводе земель транспорту, по-
рядок их пользования,в том числе порядок отвода и пользования  землями 
общего пользования населенных пунктов, регулируются Земельным кодексом 
Кыргызской Республики,а также издаваемыми в соответствии с  ним законо-
дательными и нормативными актами Кыргызской Республики.
     В целях обеспечения надежной эксплуатации сооружений и других объ-
ектов транспорта в районах,  подверженных обвалам,  оползням, размывам,
селям  и  другим опасным природным воздействиям,  могут устанавливаться
охранные зоны.
     Транспортные предприятия  могут  предоставлять отведенные им земли
во временное пользование другим предприятиям, организациям, учреждениям
и  гражданам для хранения грузов,  обслуживания пассажиров и других це-
лей, связанных с деятельностью транспорта.
(В редакции Закона КР от 7 февраля 2005 года №15)
 
                               Раздел 2
               Система государственного регулирования и
                  управления деятельностью транспорта
 
     Статья 5. Государственное регулирование работы транспорта
 
     Государственное регулирование работы транспорта осуществляется пу-
тем  разработки единой государственной политики в области развития всех
видов транспорта,  правового обеспечения, лицензирования, налогообложе-
ния,  кредитования, финансирования и ценообразования, осуществления ин-
вестиционной, единой социальной и научно-технической политики, контроля
за  исполнением  транспортными  предприятиями и перевозчиками законода-
тельства Кыргызской Республики.
    Государственная программа развития транспорта, определяющая   среди 
прочего объем снижения выбросов парниковых газов в секторе,разрабатывает-
ся органом государственного управления транспортом и вносится на утверж-
дение Правительства Кыргызской Республики не реже одного раза в 5 лет
    (В редакции Закона КР от 15 февраля 2013 года №21)
      Статья 6. Лицензирование видов деятельности и услуг транспортного
               комплекса
 
     Деятельность, связанная  с осуществлением работ и услуг транспорт-
ного комплекса,  производится на основе специального разрешения (лицен-
зии).
     Срок действия лицензии  на  транспортную  деятельность  и  услуги,
обеспечивающие транспортный процесс, устанавливается:
     на пассажирские перевозки - на 1 год;
     на грузовые перевозки - на 3 года;
     (абзац четвертый утратил силу в соответствии с Законом КР 
от 10 октября 2012 года N 170)
     на прием и выпуск воздушных судов гражданской  авиации,  перевозку 
воздушным транспортом пассажиров, багажа, груза  и почты,   техническое 
обслуживание воздушных судов и их оборудования, осуществляемые  на  тер-
ритории Кыргызской Республики, - на 2 года.
 (В редакции Закона КР от 1 августа 2003 года №169, 
10 октября 2012 года №170)
 
                               Раздел 3
              Основные положения деятельности транспорта
 
     Статья 7. Основы экономической и хозяйственной деятельности
 
     Основу экономических и хозяйственных отношений на транспорте  фор-
мирует рынок спроса и предложений транспортных услуг.
     Транспортные предприятия самостоятельно разрабатывают планы,  зак-
лючают договоры на выполнение работ и услуг в соответствии с потребнос-
тями заказчика.
     Предприятия пассажирского  транспорта,  рентабельность  которых не
обеспечивается действующими регулируемыми  тарифами,  дотируются  соот-
ветственно из республиканского и местного бюджетов.
     Органами государственной власти и управления при установлении  от-
дельным  категориям лиц льгот на транспортные услуги,  включая право на
бесплатный проезд,  определяется источник компенсации связанных с  этим
потерь доходов транспортных предприятий.
     Строительство вокзалов,  станций, пристаней, пассажирских платформ
и иных  объектов  по  обслуживанию  населения  осуществляется  за  счет
средств республиканского и местного бюджетов,  а также за счет  средств
местных и иностранных инвесторов.
     Организация    работы    служб   автовокзалов,    автостанций,
автопавильонов должна предоставить максимальные удобства пассажирам  с
минимальными затратами времени на выполнение всех операций,  связанных
с поездкой.
     Автовокзал, автостанция предназначены для обслуживания пассажиров 
междугородных  и пригородных маршрутов межобластного и  международного 
значения.
     Автостанция    предназначена   для   обслуживания    пассажиров
междугородных и пригородных маршрутов внутриобластного значения.
     В  населенных  пунктах, где нет автовокзалов, автостанции   могут
обслуживать пассажиров межобластных и международных маршрутов.
  За пользование государственными портами и водными путями,  а также
за управление полетами на воздушном транспорте с юридических и физичес-
ких лиц, в том числе иностранных, взимается плата в порядке и размерах,
определяемых  Правительством Кыргызской Республики и межправительствен-
ными соглашениями.
  (В редакции Закона КР от 6 февраля 2006 года №36, от 15 июля 
2006 года №111)
 
     Статья 8. Провозная плата
 
     За перевозку груза,  пассажиров и багажа взимается  плата,  размер
которой устанавливается соглашением сторон,  если иное не предусмотрено
законодательством Кыргызской Республики.
     Плата за перевозку грузов,  пассажиров и багажа транспортом общего
пользования определяется на основании тарифов,  согласованных  с  Госу-
дарственным  департаментом по антимонопольной политике при Министерстве
финансов Кыргызской Республики.
     Работы и  услуги,  выполняемые  по требованию грузовладельцев,  не
предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.
 
     Статья 9. Перевозка грузов, пассажиров, багажа, осуществление
               транспортно-экспедиционных услуг
 
     Условия перевозки грузов, пассажиров, багажа, осуществления транс-
портно-экспедиционных операций и ответственность сторон по перевозкам и
транспортно-экспедиционным  операциям определяются Гражданским кодексом
Кыргызской Республики, иными нормативными правовыми актами.
 
     Статья 10. Прямое смешанное сообщение
 
     Железнодорожный, водный и автомобильный транспорт могут  организо-
вывать систему прямых смешанных сообщений.
     Порядок организации перевозок грузов в прямом смешанном  сообщении
устанавливается государственным органом управления транспорта.
 
     Статья 11. Транзитные перевозки грузов и пассажиров
 
     Транзитные перевозки грузов и пассажиров через территорию Кыргызс-
кой Республики осуществляются по дорогам,  трассам и  воздушным  путям,
открытым  для  межгосударственных  сообщений в соответствии с законода-
тельством Кыргызской Республики,  международными соглашениями и догово-
рами.
 
                               Раздел 4
             Безопасность и ответственность на транспорте
 
     Статья 12. Требования к транспортным средствам
 
     Транспортные средства  должны соответствовать требованиям безопас-
ности, медико-санитарным  нормам, нормам охраны труда и экологии, уста-
навливаемым международными и государственными стандартами и технически-
ми условиями, а также быть зарегистрированными в установленном порядке.
     (В редакции Закона КР от 19 июля 2006 года № 124)
 
     Статья 13. Право управления транспортными средствами
 
     Право управления транспортным средством предоставляется лицу, име-
ющему соответствующую квалификацию и прошедшему медицинское освидетель-
ствование состояния здоровья.
     Квалификационные требования  по  управлению транспортным средством
определяются в порядке, установленном законодательством Кыргызской Рес-
публики.
     Критерии оценки пригодности состояния здоровья к управлению транс-
портным средством определяются медицинскими работниками в порядке,  ус-
тановленном Министерством здравоохранения Кыргызской Республики.
 
     Статья 14. Ответственность перевозчика
 
     Перевозчик обеспечивает сохранность грузов,  багажа и почты с  мо-
мента принятия их к перевозке и до выдачи получателю.
     Соглашения перевозчика с пассажирами и грузовладельцами об ограни-
чении  или  устранении ответственности недействительны,  за исключением
случаев, предусмотренных законодательными актами Кыргызской Республики.
     Перевозчик отвечает за утрату, недостачу и повреждение принятого к
перевозке груза,  возмещает причиненный по его вине ущерб юридическим и
физическим лицам в порядке,  установленном законодательством Кыргызской
Республики.
     Перевозчик несет  имущественную ответственность за причинение вре-
да, возникшего вследствие смерти или повреждения здоровья пассажира при
перевозке, если не докажет, что вред возник вследствие умысла потерпев-
шего или непреодолимой силы природы.
     Другими законодательными  актами  Кыргызской Республики могут пре-
дусматриваться и иные виды ответственности.
 
     Статья 15. Обеспечение безопасности и экологических норм на
                транспорте
 
     Транспортные предприятия и перевозчики обязаны обеспечить безопас-
ность жизни и  здоровья  граждан,  безопасность  движения  транспортных
средств, а также охрану окружающей среды.
     Территории станций, пристаней, аэропортов, автотранспортных предп-
риятий,  а  также железнодорожные линии и водные пути,  на которых осу-
ществляется движение транспортных средств и погрузочно-разгрузочные ра-
боты,  являются зонами повышенной опасности.  Правила нахождения в зоне
повышенной опасности и проведения в ней  работ  устанавливаются  Прави-
тельством Кыргызской Республики.
     Нарушение указанных правил влечет за собой ответственность  в  по-
рядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики.
     Охрана и сопровождение опасных грузов  по  перечню,  утвержденному
Правительством Кыргызской Республики,  обеспечиваются отправителями или
получателями грузов на всем пути следования в соответствии с  норматив-
ными актами.
     Грузоотправители и   грузополучатели,   осуществляющие   перевозку
взрывчатых,  легковоспламеняющихся,  радиоактивных,  ядовитых  и других
опасных грузов,  обязаны гарантировать безопасность их перевозки, иметь
средства и мобильные подразделения, необходимые для предупреждения ава-
рийных ситуаций при перевозке грузов,  а также  ликвидации  последствий
аварий.
     Перевозчики обязаны осуществлять все необходимые  меры  по  охране
окружающей среды, воздушного бассейна, водоемов, земель и рациональному
использованию природных ресурсов. За ущерб, причиненный окружающей сре-
де,  перевозчики несут ответственность в порядке, установленном законо-
дательством Кыргызской Республики.
     Запрещается проектирование  и строительство транспортных предприя-
тий на площадях,  где залегают полезные ископаемые, и размещение в мес-
тах их залегания подземных сооружений. В исключительных случаях они до-
пускаются по разрешениям специально уполномоченных органов  геологии  и
охраны недр.
     Транспортные предприятия обязаны планировать и осуществлять  орга-
низацию и финансирование природоохранных мероприятий,  вести производс-
твенный и ведомственный контроль в области охраны  окружающей  среды  и
недр, иметь в обязательном порядке экологические паспорта.
 
     Статья 16. Транспортное страхование
 
     Пассажиры при  пользовании  транспортом  могут быть застрахованы в
порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
     Страхование по международным перевозкам осуществляется в соответс-
твии с международными договорами и конвенциями,  участником которых яв-
ляется Кыргызская Республика.
     Виды и условия,  а также порядок добровольного страхования  грузов
определяются соглашением сторон.
 
     Статья 17. Обеспечение транспортной безопасности
 
     Транспортные предприятия и перевозчики,  осуществляющие прием, вы-
пуск или обслуживание транспортных средств,  обязаны принимать меры  по
защите транспорта от незаконного вмешательства в его деятельность в со-
ответствии с правилами транспортной безопасности.
     Защита транспорта  от незаконного вмешательства в его деятельность
обеспечивается:
     предотвращением доступа посторонних лиц к транспорту;
     охраной транспортных средств на стоянках,  исключающей возможность
проникновения в транспортные средства посторонних лиц;
     исключением возможности незаконного провоза  оружия,  боеприпасов,
взрывчатых,  радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся и других
опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке транспортом;
     введением особых мер предосторожности при перевозке оружия и боеп-
рипасов,  обеспечивающих их перевозку в багаже в разряженном состоянии,
в изолированных от пассажиров отсеках транспортных средств;
     осуществлением специальных досмотров,  если это допущено законода-
тельными актами о транспорте; оснащением транспортных средств техничес-
кими устройствами, обеспечивающими безопасную работу транспорта, а так-
же исключающими противоправное использование транспортного средства;
     специально разработанными  органом   государственного   управления
транспортом  нормативными правовыми актами,  включающими меры предосто-
рожности, технические нормы и правила безопасности при перевозке взрыв-
чатых,  радиоактивных,  отравляющих,  легковоспламеняющихся  веществ  и
предметов, а также меры противодействия незаконному вмешательству в де-
ятельность транспорта, обеспечивающие транспортную безопасность.
 
                               Раздел 5
                       Заключительные положения
 
     Статья 18. Контроль за работой транспорта
 
     Контроль за выполнением юридическими и  физическими  лицами,  осу-
ществляющими транспортную деятельность, транспортного законодательства,
требований по безопасности движения и экологии при эксплуатации  транс-
портных  средств  осуществляется  органом  государственного  управления
транспортом и другими государственными органами, предусмотренными зако-
нодательством Кыргызской Республики.
     Досмотр транспортных средств осуществляется только в случаях,  ус-
тановленных законодательством Кыргызской Республики.
 
     Статья 19. Межгосударственные отношения в области транспорта
 
     Орган государственного управления транспортом Кыргызской Республи-
ки представляет интересы республики в межгосударственных  отношениях  в
области  транспорта с правом заключения соглашений и договоров в поряд-
ке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
     Транспортные предприятия  могут в соответствии с законодательством
Кыргызской Республики развивать  внешнеэкономическое  сотрудничество  с
юридическими и физическими лицами других государств и осуществлять экс-
порт (импорт) продукции, работ и услуг.
     Если международным,  межгосударственным договором установлены иные
правила,  чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются
правила соответствующего договора.
 
     Статья 20. О введении в действие настоящего Закона
 
     1. Настоящий Закон вступает в силу с момента опубликования.
        ("Эркин Тоо", 17 июля 1998 года, N 93-94)
     2. Правительству Кыргызской Республики в двухмесячный срок:
     - внести  предложения о приведении актов законодательства Кыргызс-
кой Республики в соответствие с настоящим Законом;
     - внести изменения в собственные решения, вытекающие из настоящего
Закона;
     - обеспечить приведение министерствами, государственными комитета-
ми, административными ведомствами и местными государственными админист-
рациями их решений,  постановлений и ведомственных актов в соответствие
с настоящим Законом.
 
     Президент 
     Кыргызской Республики                                     А.Акаев