Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Приложение

Утверждено

постановлением Правительства КР

от 27 октября 2015 года № 736

 

Программа

Правительства Кыргызской Республики по развитию

сферы культуры до 2020 года

 

1. Описание текущей ситуации

 

§ 1.1. Идеологическая среда

 

Сегодня в Кыргызской Республике, как и многих других странах, вставших на путь рыночного развития, во всех сферах деятельности господствует идеология «денег», где материальные блага доминируют над духовно - нравственными ценностями, которые закладываются в каждом человеке с его рождения (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Текущая модель жизни

 

Такая ситуация приводит к тому, что в общественном сознании сегодня не культура определяет политику, а политика - культуру. Это, в свою очередь, не позволяет использовать все огромные возможности языка культуры завоевывать человеческие сердца для сплочения граждан страны во благо динамичного и поступательного развития страны в целом и каждого гражданина в отдельности. Для этого в Кыргызской Республике есть все возможности, поскольку до сих пор большее число кыргызстанцев чувствуют свое реальное счастье лучше сердцем, а не через деньги. Об этом говорят результаты социологического опроса, проведенного общественной организацией «Центр продвижения и развития» и консалтинговой компанией «М-вектор» в 2013 году для измерения индекса счастья[1] по регионам (рис. 2).

 

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\user\Documents\Министерство культуры\Стратегия культуры\Индекс счастья по регионам.jpgРис. 2. Индекс счастья по регионам Кыргызской Республики

 

Указанная характеристика Кыргызской Республики подтверждается и мировыми рейтингами счастья. К примеру, среди 152 стран мира наилучший результат в рейтинге по Всемирному индексу счастья[2] был у Кыргызской Республики был в 2006 году, когда она занимала 19 место. В то время как по общепринятым финансово-экономическим показателям страна оставалась в разряде развивающихся стран.

Эта внутренняя аура большинства граждан страны, часто противоречащая существующей идеологической внешней среде, раскрывает свой позитивный потенциал лишь тогда, когда для этого появляются соответствующие творческие возможности. Об этом свидетельствуют примеры многих выдающихся личностей страны в сфере культуры, прославивших в прошлом Кыргызскую Республику далеко за его пределами. К сожалению, память о некоторых из них в настоящее время сохранилась лишь на банкнотах различных номиналов отечественной валюты «сом».

В нынешнее время также, при малейших открывающихся возможностях попасть на различные международные творческие площадки, очень часто раскрывается талант наших современных танцоров, певцов, актеров, режиссеров, художников, дизайнеров и других представителей культуры, где они с успехом поднимают престиж и имидж своей страны.

Они моментально становятся модными кумирами для отечественной молодежи, которая стремится быть такими, как они, и испытывает гордость за своих соотечественников. Такие творческие победы на международной арене сплачивают нацию и укрепляют ее уверенность в том, что можно изменить страну ради настоящего и будущего поколений, а также во имя всех прославивших нашу страну предков.

 

§ 1.2. Деловая среда

 

С 2004 года государственный орган, отвечающий за разработку государственной политики в сфере культуры, имел различный статус: агентство, комиссия, министерство. При этом в его деятельность включались и/или исключались различные функции в таких сферах, как информация, туризм и государственный язык. Такая неустойчивость работы данного государственного органа еще усугублялось тем, что практически ежегодно менялось его руководство. Со своим приходом каждый новый руководитель менял организационную структуру министерства по своему личному пониманию и усмотрению, не соблюдая современные принципы построения системы государственного управления. Последняя схема управления Министерства культуры, информации и туризма Кыргызской Республики (далее - МКИТ) была утверждена постановлением Правительства Кыргызской Республики «О вопросах Министерства культуры, информации и туризма Кыргызской Республики» от 3 мая 2013 года № 236.

Проведенная общественной организацией «Центр продвижения и развития» диагностика деятельности МКИТ показала, что сегодня на практике большинство представителей вышестоящих органов оценивают работу МКИТ количеством проведенных мероприятий, посвященных юбилеям различных государственных и творческих деятелей, концертному сопровождению официальных визитов и приемов на государственном уровне, а не качеством проводимой государственной политики. Поэтому, в настоящее время деятельность МКИТ на 80 % связана с выполнением такого рода деятельности, а не направлена на выполнение основных функций, соответствующих его статусу и миссии.

Это привело к тому, что в сфере культуры до сих пор еще не приняты отдельные стратегические документы, законы и правоприменительные акты, соответственно формирующие приоритеты, благоприятную среду и практические механизмы для развития ее отдельных секторов, таких, как музейное и библиотечное дело, киноиндустрия и театральное искусство, и т.д. К примеру, еще не созданы благоприятные условия для привлечения негосударственных ресурсов. Поэтому в сфере культуры республики еще не развито меценатство со стороны бизнес-сообщества и слабо привлекаются грантовые ресурсы.

Принципы управления по результатам и программного бюджетирования, позволяющие:

-       дать больше полномочий государственным органам в распределении выделенных финансовых средств на приоритеты развития;

-       повысить персональную ответственность их руководителей в достижении четко поставленных перед ними целей;

-       проводить объективную оценку их работы по наличию измеримых критериев.

Принципы стали внедряться лишь в 2014 году и реально еще не работают на практике. Так, республиканский бюджет 2015 года был принят по-старому, без особого учета вышеназванных современных методов государственного управления.

Многие процессы на уровне исполнительной власти четко не регламентированы, что создает искусственные барьеры в процессе принятия государственных решений в сфере культуры. К примеру, до сегодняшнего времени существует двойная подчиненность территориальных органов культуры местным государственным администрациям и органам местного самоуправления. Большинство органов местного самоуправления  практически не участвуют в решении вопросов развития отрасли культуры.

Как результат, на уровне регионов, учреждения культуры сегодня обособленны от управленческих и финансовых государственных механизмов и находятся вне единой культурной политики, обеспечивающей гуманитарную безопасность страны.

Неясность правил взаимодействия между государственными органами также приводит к большим издержкам в управлении сферой культуры, которые зачастую растут быстрее, чем уровень инфляции в экономике. В результате чего приостанавливается работа ряда учреждений, участие и выступления творческих коллективов и артистов на престижных международных культурных площадках, а также отдельные запланированные творческие мероприятия республиканского масштаба.

Отсутствие эффективных государственных стимулов к творческой деятельности в сфере культуры формирует слабую конкурентоспособность бюджетной культуры, снижает количество новых произведений искусства, качество и доступ к получению государственных услуг. Несмотря на то, что постановлением Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Единого реестра (перечня) государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти, их структурными подразделениями и подведомственными учреждениями» от 10 февраля 2012 года № 85 в рамках утверждении Единого реестра государственных услуг в сфере культуры зафиксировано 30 видов государственных услуг, до сих пор не разработаны соответствующие стандарты качества. Это не позволяет осуществлять контроль за соблюдением полноты и эффективности их оказания. Поэтому в большинстве своем государственные учреждения культуры не всегда оказывают качественные и востребованные государственные услуги, а деятельность некоторых из них вообще заморожена.

Отношение со стороны государства к сфере культуры, по-прежнему, осуществляется по остаточному принципу. До сих пор не выполняется законодательство о ежегодном финансировании сферы культуры в размере не менее трех процентов расходной части республиканского бюджета на соответствующий финансовый год[3]. Сегодня, фактические объемы финансирования МКИТ составляют около одного процента. При этом указанная сумма включает в себя и финансирование закрепленных за министерством функций по информационной политике, а также политики в сфере туризма. Так что реальная ежегодная финансовая поддержка сферы культуры еще гораздо меньше.

 

Таблица 1.

 

Год

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

%

0,8

0,9

0,7

0,9

1,0

1,1

1,3

1,1

 

На сегодня республиканский бюджет на 85-86 % используется в основном по защищенным статьям, и только 13-14 % средств используются на развитие сферы культуры.

Общей проблемой для всех без исключения субъектов профессионального искусства является неразрешенность вопросов, связанных с трудовым законодательством и особенностью творческой работы. Это не позволяет на уровне всех учреждений культуры внедрять современные методы управления человеческими ресурсами, например, такие как механизм работы с персоналом на контрактной основе. Такое положение не дает возможности привлекать на работу как профессиональных менеджеров, так и молодых талантливых артистов. В сфере культуры отсутствует система раннего выявления талантов, система повышения квалификации и аттестации, а также квалификационные стандарты.

Существующая инфраструктура культуры была спроектирована и построена ранее, в соответствии со ступенчатой моделью пространственной организации расселения граждан республики.

В настоящее время, по официальной статистике, порядка 2/3 населения из 5.5 млн населения Кыргызской Республики проживает в сельской местности. В 15 городах проживает 1/3 населения (34,1 %), при этом на долю двух городов (Бишкек, Ош) приходится 19,7 % от общей численности населения страны (или 61,8 % от численности горожан). Указанная выше пропорция (2/3 на 1/3) сельского и городского населения, скорее всего, отличается от реальной ситуации, так как соотношение претерпело существенную коррекцию в результате процессов внутренней и внешней трудовой миграции. Таким образом, сеть культурного обслуживания не соответствует структуре и динамике реального расселения населения страны. При этом нет адекватного государственного стандарта обеспеченности территорий учреждениями культуры.

Кроме того, существующая инфраструктура республики не адаптирована под современные потребности мировых стандартов. К примеру, в республике сегодня нет соответствующих концертных площадок среднего масштаба для проведения различных международных конкурсов и фестивалей в сфере культуры. Подходящие по своей вместимости под мероприятия такого уровня залы в свое время были приватизированы и перепрофилированы, поэтому сейчас они функционируют как учреждения сферы услуг.

Практически вся сеть учреждений культуры имеет устаревшую материально-техническую базу, характеризующуюся аварийностью зданий, высоко затратным коммунальным обеспечением, отсутствием условий для хранения театральной одежды и реквизитов, устаревшим оборудованием и материально-технической базой.

Несмотря на сложившуюся ситуацию, отмечается активная деятельность некоторых учреждений культуры, которые предпринимают попытки развивать свою деятельность за счет внедрения, использования новых методов управления и привлечения дополнительных ресурсов.

Действующая официальная статистика в сфере культуры содержит всего 28 показателей, включая расчетные, не скоординированных с показателями статистики культуры, предложенной Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (далее - ЮНЕСКО).

Из-за отсутствия правоприменительной практики сегодня многие показатели, характеризующие состояние сферы культуры, не объективны или вообще не измеряются. Так отсутствует информация об инвестициях и капитальном строительстве в сфере культуры на национальном уровне и на уровне местного самоуправления. Нет данных об объемах финансирования сферы культуры органами местного самоуправления, коммерческими организациями, международными гуманитарными организациями. Традиционные же показатели отраслевой статистики не формируют представлений о структуре и динамике потребностей населения, о результативности эффективности деятельности учреждений культуры.

Отсутствие полноценной отраслевой статистики не позволяет проводить качественный анализ  реального состояния сферы культуры для аргументированного и обоснованного формирования достаточной критической массы понимания среди государственных управленцев разного уровня при принятии решений для динамичного и поступательного развития сферы культуры.

 

§ 1.3. Культурная среда

 

В Кыргызской Республике сохранение, охрана и использование объектов историко-культурного наследия (далее - ИКН) является конституционной гарантией государства (абзац второй пункта 2 статьи 49 Конституции Кыргызской Республики).

За годы независимости государством были приняты различные нормативные правовые акты, направленные на сохранение историко-культурного наследия. Также подписаны и ратифицированы в данной сфере отдельные международные соглашения, в частности, конвенции ЮНЕСКО[4].

Отдельные объекты отечественного историко-культурного наследия вошли в различные списки объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО как выдающиеся культурные и природные памятники, признанные достоянием всего человечества, которые должны быть надежно сохранены в неизмененном и целостном состоянии с целью передачи последующим поколениям.

В репрезентативный список «Нематериального культурного наследия ЮНЕСКО» с участием Кыргызской Республики были включены следующие предложения:

-       национальная заявка «Искусство акынов, сказителей кыргызских эпосов» - в 2003 году;

-       многонациональная заявка «Празднование Нооруза» - в 2009 году;

-       национальная заявка «Искусство изготовления кыргызских традиционных войлочных ковров, «Ала-кийиз и Шырдак» - в 2012 году;

-       трилогия эпоса «Манас» - в 2013 году;

-       «Традиционные знания и навыки по изготовлению юрты» совместно с Казахстаном - в 2014 году.

В 2009 году в список «Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО» внесена национальная заявка «Гора Сулайман-Тоо». В 2014 году были внесены городища Красная речка (Невакет), Ак-Бешим (Суяб) и Бурана (Баласагын) - это первый этап номинации серийной транснациональной номинации «Шелковый путь».

Включение в список «Нематериального культурного наследия ЮНЕСКО» также ожидает номинация «Айтыш, Айтыс-искусство импровизации», внесенная 28 марта 2013 года Кыргызской Республикой совместно с Республикой Казахстан.

Кроме того, в настоящее время ведется совместная работа с Казахстаном и Китаем по подготовке документов для включения в список «Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО» серийной транснациональной номинации «Шелковый путь: Начальный участок и сеть маршрутов Тянь-Шаньского коридора» (второй этап).

Для пропаганды и популяризации ИКН на постоянной основе проводятся фестивали и конкурсы, такие как:

-       Всемирный фестиваль эпосов народов мира» (в 2006, 2011 гг.);

-       Международный фестиваль ремесленного искусства «Оймо» (ежегодно с 2006 года);

-       Международный фестиваль акынов-импровизаторов «Айтыш»;

-       Международный фестиваль-конкурс тюркоязычных стран «Иссык-Куль - 2012»;

-       Конкурс «Эл ичи – өнөр кенчи» (ежегодно с 2005 года);

-       Конкурс «Сармерден» (в 2014 году).

Однако, несмотря на предпринимаемые государством меры, деятельность государственных органов по обеспечению конституционных гарантий относительно историко-культурного наследия ведется в малом объеме, поскольку в настоящее время существует реальная угроза утраты многих объектов ИКН.

В настоящее время не отработан, не систематизирован и не подкреплен нормативными правовыми и подзаконными актами процесс государственного учета объектов ИКН, который включает в себя выявление и обследование, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов.

Основным документом государственного учета и охраны памятников истории и культуры является Государственный список памятников истории и культуры Кыргызской Республики республиканского значения, утвержденный постановлением Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Положения об учете, охране, реставрации и использовании объектов историко-культурного наследия Кыргызской Республики» от 20 августа 2002 года № 568, который в течение 10 лет  не уточнялся и не обновлялся.

Кроме того, Государственный список памятников истории и культуры Кыргызской Республики республиканского значения включает только недвижимые объекты истории и культуры и в настоящее время охватывает всего 583 памятника, 349 из которых  не имеют паспортов.

По многим из них не проводятся реставрационно-консервативные работы. При этом более 2000 памятников не обследованы и не учтены, также есть необходимость пересмотреть значимость объектов истории и культуры в силу возможной утраты исторической, культурной и иной ценности некоторых памятников.

Проблема учета недвижимых объектов ИКН ярко выражена в регионах: если в городах ведется учет памятников, то в некоторых районах страны отсутствует какое-либо понимание памятника, ведения учета, охранных и сохранных мер. В настоящее время имеется 1269 памятников местного значения. Отсутствие учетной политики и отсутствие государственного списка памятников истории и культуры местного значения и электронной базы данных ведет за собой потерю памятников на местах. Неквалифицированные кадры на местах и недостаточное внимание местных органов власти приводят к уничтожению памятников.

Правовые нормы в области охраны и использования элементов нематериального культурного наследия на территории Кыргызской Республики установлены Законом Кыргызской Республики «О нематериальном культурном наследии Кыргызской Республики». Вместе с тем, порядок формирования национального перечня элементов нематериального культурного наследия Кыргызской Республики не определен, нет электронной базы данных элементов нематериального культурного наследия, отсутствует методика учета и проведения инвентаризации.

В частности, учет движимых объектов историко-культурного наследия находится в ведении государственных музеев. Применяемая ими методика не дает полной информации о культурных ценностях, тем самым ведет к отсутствию общего представления о количестве и качестве культурных ценностей. Отсутствие электронного государственного каталога влечет за собой факты утраты, пропажи, хищения культурных ценностей, принадлежащих Кыргызской Республике. Существующие нормы, регулирующие порядок организации работы и закрепления ответственности по обеспечению сохранности музейных ценностей, рассеяны, нет единого внутреннего нормативного правового акта. Материально-техническая оснащенность экспозиционных залов не может обеспечить сохранность музейных предметов. Отсутствует система сигнализация и видеонаблюдения в залах, оборудование музеев морально устарело. Ни в одном музее республики нет реставрационной лаборатории, что обусловлено нехваткой соответствующих кадров и отсутствием материально-технической базы.

Республика никогда не имела специализированного музыкального издательства, что привело к нехватке нотных материалов, партитуры переписывались вручную, некачественно, в связи с чем клавиры и  партитуры кыргызских классических произведений находятся на грани исчезновения.

Несмотря на то, что работа по оцифровке редких и ценных экземпляров ведется, объем ветхих и поврежденных книг и документов увеличивается вследствие критического состояния хранилищ, недостатка площадей и оборудования библиотек. Примерно 1,5 млн изданий, представляя научную, культурную и историческую ценность, по своим биологическим и другим характеристикам несут опасность для здоровья сотрудников и читателей библиотек. В результате почти полного прекращения финансирования развития деятельности музеев и библиотек сложилось крайне тяжелое положение с обеспечением сохранности хранящихся культурных ценностей.

Большую проблему представляет сохранность археологического и историко-культурного наследия страны, поскольку не внедрены на практике необходимые охранные меры по их безопасности.

Так, из-за отсутствия соответствующего юридического оформления земель, на которых расположены археологические и историко-культурные памятники, ситуация отрицательно сказывается на сохранении памятников археологии и приводит к их систематическому разрушению в результате проводимой хозяйственной деятельности. Потери происходят по причине развития сельского хозяйства, урбанизации и жилищного строительства, добычи полезных ископаемых, капитального строительства, сооружения дорог. К примеру, на территории республики в результате проведения хозяйственной и иной деятельности подвергаются разрушению более 80 % выявленных памятников археологии. Если вопрос со статусом земельных участков, занятых памятниками, не будет решен, то большая часть таких памятников в ближайшие 5 - 10 лет будет полностью или в значительной мере утрачена.

Усложненный и не отрегулированный порядок определения охранных зон памятников ИКН приводит к тому, что памятники архитектуры перестраивают, меняется их облик, а бывает, и просто сносятся под видом ветхого сооружения. Зачастую местные исполнительные органы власти выдают разрешение на строительство в охранных зонах памятников без учета вопросов их сохранности.

Данная проблема также существует из-за отсутствия соответствующей информации о наличии памятников на той или иной территории. Топографические карты не содержат соответствующие знаки о наличии и расположении объектов ИКН.

Наряду с государственными органами работа по сохранению ИКН ведется общественными и международными организациями, научным сообществом во главе с Национальной академией наук Кыргызской Республики (далее – Академия наук). Кыргызская Республика является единственной страной, где сохранилась прежняя практика выдачи разрешений, проведения раскопок и предоставления отчетности через Академию наук. Зачастую несогласованность работы всех ответственных сторон по контролю за объектами ИКН приводит к их потере или вывозу.

Если до 1991 года музейные фонды  и коллекции пополнялись на 300-400 экспонатов, то в настоящее время приобретаются единицы. К примеру, последняя картина в Кыргызском национальном музее изобразительного искусства имени Г. Айтиева была приобретена в 2003 году.

Системы безопасности и охраны культурных ценностей, хранящихся в музеях и библиотеках, требуют модернизации, так как были установлены еще в советское время.

Гражданская активность по защите объектов ИКН носит спорадический характер. При этом не внедрены механизмы по привлечению и стимулированию деятельности общественных организаций в системе охраны объектов памятников истории и культуры.

Объекты ИКН не используются в полной мере в других сферах деятельности государства, например в туристической отрасли:

-       не внедрены туристические маршруты, включающие в себя посещение объектов ИКН;

-       деятельность большинства музеев не ориентирована на туристов;

-       практически отсутствуют культурные бренды, способствующие повышению интереса к объектам ИКН среди туристов.

Кроме того, государственные органы и органы местного самоуправления не учитывают потенциал ИКН в повышении привлекательности республики и соответственно ее регионов.

Общепринятым считается подразделять искусство на профессиональное и непрофессиональное. Официально эти понятия не закреплены ни в одном из нормативных правовых актов. При этом до сих пор считается, что:

-       профессиональное искусство состоит из театрального, музыкального, изобразительного, циркового искусства и киноискусства;

-       непрофессиональное искусство включает в себя различные виды любительского творчества.

Переход к рыночным условиям ослабил роль и поддержку государства в развитии профессионального искусства, которое и само не было готово к таким переменам. В то время как любительское творчество, за счет собственной инициативы креативных людей, стало самостоятельно развиваться и внедрять новые виды искусства, доказывая свой профессионализм через победы на отдельных международных конкурсах[5] и широкую популярность среди отечественной молодежи. Поэтому вполне возможно, что в перспективе существующая классификация искусства будет подвержена коррективам самой тенденцией ее развития, ориентированной на современные потребности зрителя.

В Кыргызской Республике развитие профессионального искусства институционально связано с деятельностью 61 государственного учреждения культуры со штатной численностью работников - 3177 штатных единиц, включая основной персонал (2376 штатных единиц - 75 %), младший (325 штатных единиц - 10 %) и технический (476 штатных единиц - 15 %) обслуживающий персонал.

Многие недостатки описанной выше деловой среды действующей системы государственного управления стали характерными для всех объектов профессионального искусства. Так, например, из-за:

-       недостаточного финансирования - не обновляется репертуар, отсутствует гастрольная деятельность по стране и за рубежом, материально-техническая база приходит в негодность, не внедряются новое оборудование и информационные технологии;

-       отсутствия правоприменительной практики по внедрению механизмов государственных заказов на творческие продукты и формированию стимулов на их производство - практически не создаются новые произведения театрального, музыкального, изобразительного и циркового искусства, а также снижается или совсем теряется профессионально-художественный потенциал этих учреждений;

-       неразвитости коммуникативных площадок для взаимодействия и обмена опытом творческих деятелей, а также отсутствия современных выставочных площадей - отечественные представители профессионального искусства слабо интегрированы в международные культурные процессы;

-       неразрешенности вопросов по адаптации трудового  законодательства в сфере культуры, с учетом особенностей творческих работ, к динамике рынка труда и занятости - имеет место низкий уровень мотивации работников, профессиональное искусство остро нуждается в квалифицированных кадрах: режиссерах, продюсерах, менеджерах гастрольной концертной и театральной деятельности в республике и за рубежом, а также в технических специалистах;

-       официального непризнания заслуг и статуса творческих работников со стороны местных органов власти - в региональных учреждениях культуры сохраняется дефицит квалифицированных кадров;

-       слабого внимания в поддержке формирования истории искусств -не развиваются такие прикладные науки искусства, как - искусствознание, искусствоведение, культурология, культурная антропология.

За последние годы профессиональное искусство в основном развивалось усилиями самих деятелей искусства и творческих коллективов. Сегодня плодотворная деятельность государства связана с отдельными творческими союзами и ассоциациями, такими как Союз кинематографистов Кыргызской Республики и Союз художников Кыргызской Республики. С другими из них (Союз писателей Кыргызской Республики, Союз композиторов Кыргызской Республики, Союз театральных деятелей Кыргызской Республики) взаимодействие происходит на формальном уровне. В целом, такая ситуация в сфере бюджетной культуры способствует формированию низкого уровня ее конкурентоспособности.

Последние 5 лет наблюдается рост самодеятельности граждан, возникновение новых творческих коллективов и объединений. Возрождаются ремесла, особенно прикладного искусства, представители которого быстрее всего приспособились к рыночной экономике и представляют собой пример того, как культура при правильном подходе может быть прибыльной, а «продукты» культуры пользоваться широким спросом.

За рамками государственных образовательных стандартов в Кыргызской Республике появились дополнительные или альтернативные образовательные программы в области культуры и искусства, которые реализуются во внешкольных, дошкольных образовательных организациях, школах и других организациях на добровольных началах. Сегодня подготовку одаренных и мотивированных детей к поступлению в образовательные учреждения обеспечивают специализированные школы, такие как: детские музыкальные школы (69), детские художественные школы (5), детские школы искусств (16). Увеличивается число неправительственных структур, работающих в этой сфере, что расширяет спектр предоставляемых образовательных услуг в сфере культуры.

Однако, несмотря на это, для всех учреждений любительского творчества характерны следующие проблемы:

-       недостаток финансовых ресурсов, что не позволяет приобретать необходимый инвентарь и оборудование;

-       невыполнение функций социальных лифтов для поиска, отбора и обучения талантливых детей.

Слабо поддерживаются и развиваются государством фундаментальные и прикладные науки о культуре, истории культуры, искусстве, культурологии. При этом отсутствуют:

-       научная школа искусствознания, культурологии для осмысления и защиты культурного наследия страны от присвоений;

-       научно-методический центр для методического сопровождения управленческих решений в сфере культуры;

-       исследования, изучающие современные формы искусства;

-       учебники и книги по истории искусств и современной культуры;

-       устоявшаяся кыргызская терминология в искусствознании и культурологии;

-       культурная журналистика и институт критики в сфере культуры;

-       государственные заказы в сфере культуры для научных учреждений республики.

В последние десятилетия квартира, дом становятся центром хозяйственной деятельности, где сочетается труд, досуг и отдых. Интенсивная нуклеаризация семьи, высокий уровень внутренней и внешней трудовой миграции, сокращение регулярности и тесноты общения в социуме приводят к потере навыков самоорганизации и самоуправления, и возникшие проблемы самообслуживания без кооперации со старшими родными сокращают время для посещения учреждений культуры.

Ситуация осложняется тем, что не ведется системная пропаганда ярких примеров приобщения населения, особенно детей и молодежи, к искусству и творчеству. Не проводится плановая работа по воспитанию и формированию эстетического вкуса, подготовки потребителя (слушателя, читателя, зрителя), о чем свидетельствует слабая посещаемость учреждений профессионального искусства (рис. 4).

 

Рис. 4. Посещаемость учреждений профессионального искусства в 2014 году

 

Отсутствует система постоянного мониторинга интересов и мотивов потенциальной аудитории учреждений культуры. Как следствие, недостаток интереса широкой аудитории к культурным «продуктам» приводит к кризису творческих предложений со стороны учреждений культуры

Культура является мощным инструментом в формировании положительного имиджа Кыргызской Республики на международном уровне, и важную роль в этом играет активное международное сотрудничество.

Развитие многостороннего культурного сотрудничества происходит в рамках Организации Объединенных Наций (ООН), Содружества Независимых Государств (СНГ), Международной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ), Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), Организации Исламская Конференция (ОИК), ЮНЕСКО, Всемирной Торговой Организации (ВТО) и других международных организаций. Также укрепление и расширение отношений в сферах культуры и туризма развивается в рамках двусторонних международных соглашений с такими странами, как Китай, Россия, Турция, Корея, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и др.

Кроме того, правовой основой международного сотрудничества являются ратифицированные международные конвенции, такие как:

-       Конвенция «О защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов (Гаага, 1954);

-       Конвенция «Об охране всемирного культурного и природного наследия» (Париж, 1972);

-       Конвенция «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» (Париж, 1970).

Также в развитии внешних культурных связей используются разработки и рекомендации ЮНЕСКО и международных организаций, функционирующих при ЮНЕСКО (Международный совет музеев (ИКОМ), Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) и Международного исследовательского центра по сохранению и реставрации культурных ценностей (ИККРОМ), занимающихся широким спектром вопросов по охране культурных ценностей.

В целом, за годы независимости Кыргызской Республикой было подписано множество соглашений о культурном сотрудничестве, однако обязательства по данным соглашениям не всегда исполняются кыргызской стороной, сотрудничество в рамках этих соглашений зачастую не осуществляется. Кроме того, не проведен анализ международных обязательств Правительства Кыргызской Республики в сфере культуры и нет качественной оценки выгод, получаемых от международных соглашений.

Кыргызская Республика проводит и участвует во многих международных фестивалях и конкурсах. Однако международное сотрудничество в сфере культуры по обмену опытом, проведению мастер-классов и организации международной гастрольной деятельности, с привлечением знаменитых деятелей культуры и искусства Кыргызской Республики, происходит недостаточно активно.

Такая ситуация не позволяет на должном уровне наладить международное сотрудничество в сфере культуры с другими странами для повышения привлекательности и узнаваемости Кыргызской Республики, например, с историко-культурной точки зрения в мировом сообществе. Это, а также отсутствие соответствующей правовой основы не дает возможности для привлечения частных инвестиций и инновационных технологий для развития культуры.

Система образования сферы культуры включает деятельность 59 детских музыкальных школ, 5 детских художественных школ, 11 детских школ искусств, 8 средних специализированных профессиональных учреждений (далее – сспуз) и 2 высших учебных заведений (далее - вуз). В данной сфере обучается более 15,0 тыс. студентов и учащихся, работают более 2,0 тыс. преподавателей.

Система художественного образования в республике интегрирует в себе как традиционные, так и современные методики. Важнейшим компонентом художественного образования в последние годы стало традиционное искусство древних номадов (музыкальное, сказительское исполнительство, декоративно-прикладное), которое несет в себе большой эстетический и этический потенциал. В академической среде есть убежденность, что кыргызское традиционное искусство является по статусу классическим, как и  европейские виды профессионального искусства.

Подготовку профессиональных творческих кадров и педагогов в области художественного образования осуществляют следующие вузы:

-       Кыргызская национальная консерватория имени К. Молдобасанова - музыкальное исполнительство, композиторское искусство и музыкальная педагогика;

-       Кыргызский государственный институт искусств имени Б. Бейшеналиевой - музыкальное искусство, арт-менеджмент, телевидение, киноискусство;

-       Национальная академия художеств Кыргызской Республики имени Т. Садыкова - изобразительное искусство;

-       Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры имени Н. Исанова - изобразительное искусство, архитектура;

-       Кыргызско-Российский Славянский университет имени Б.Н. Ельцина - художественный дизайн;

-       Кыргызско-Турецкий университет «Манас» - массовые коммуникации, музыкальная эстрада и традиционная музыка;

-       Кыргызский государственный университет имени И. Арабаева - музыкальная педагогика и обучение изобразительному искусству;

-       Бишкекский гуманитарный университет имени К. Карасаева - библиотекари.

Основные профессиональные образовательные программы в области профессиональных искусств осуществляют следующие средние специальные профессиональные  учреждения культуры и искусства:

-       Кыргызское государственное музыкальное училище имени М. Куренкеева;

-       Ошское музыкальное училище имени Ниязаалы;

-       Каракольское музыкальное училище имени Ы. Туманова;

-       Республиканский колледж культуры;

-       Бишкекский музыкально-педагогический колледж имени Т. Эрматова;

-       Бишкекское художественное училище имени С. Чуйкова;

-       Бишкекское хореографическое училище имени Ч. Базарбаева;

-       Республиканская средняя специальная музыкальная школа-интернат имени М. Абдраева.

Несмотря на проводимую реформу в сфере образования, связанную с переходом на двухуровневую систему обучения[6], в сфере культуры удалось сохранить существующую систему непрерывного профессионального образования, что является положительным фактором, учитывая специфику образования в сфере культуры.

Однако, несмотря на это, в настоящее время действующая образовательная система еще не способна покрыть дефицит таких кадров, как музейные работники, реставраторы, художественные декораторы, театральные критики, арт-менеджеры, так как в вузах республики по указанным направлениям специалисты не готовятся. Недостаточен уровень подготовки таких специалистов, как режиссеры, операторы, искусствоведы, артисты балета, звукооператоры, осветители и гримеры. Отсутствуют соответствующие условия для привлечения выпускников в учреждения культуры, дефицит квалифицированных кадров наиболее ощущается в регионах республики.

Кроме того, в учебных заведениях культуры имеются общие для всех проблемы:

-       слабая материально-техническая база;

-       недостаточное оснащение музыкальными инструментами;

-       нехватка нотных изданий, учебников и учебных пособий;

-       отсутствие новых методик преподавания, что отражается на качестве образования.

Текущая деятельность МКИТ регулируется следующими основными нормативными правовыми актами:

-       Закон Кыргызской Республики «О культуре»;

-       Закон Кыргызской Республики «Об охране и использовании историко-культурного наследия»;

-       Закон Кыргызской Республики «О библиотечном деле»;

-       Закон Кыргызской Республики «О музеях и музейном фонде Кыргызской Республики»;

-       Закон Кыргызской Республики «О государственной поддержке кинематографии Кыргызской Республики»;

-       Закон Кыргызской Республики «Об эпосе «Манас»;

-       Закон Кыргызской Республики «О нематериальном культурном наследии Кыргызской Республики»;

-       Закон Кыргызской Республики «Об обязательном экземпляре документов»;

-       Закон Кыргызской Республики «О фонограмме».

В МКИТ работа с кадрами до сих пор ведется старыми методами, без внедрения современных принципов управления человеческими ресурсами. Это особенно сказывается на профессиональном потенциале сотрудников МКИТ.

В основе системы финансирования сферы культуры лежит принцип сметного финансирования. Основным источником финансирования является государственное финансирование, осуществляемое за счет бюджетов разных уровней.

Учреждения культуры (количество – 332) республиканского и районного значения финансируются из республиканского бюджета, из местного бюджета финансируются городские и сельские учреждения культуры (в количестве около 1600).

Основная часть учреждений культуры расположена в сельской местности и финансируется за счет местных бюджетов. При этом, невозможно определить финансирование сферы культуры на местном уровне, так как нет соответствующей информации и показателей, не ведется учет финансирования культуры из местного бюджета.

Сокращение государственных расходов на сферу культуры сочетается с низкой эффективностью их использования учреждениями культуры. Распределение МКИТ выделенных бюджетных средств на поддержку организаций культуры осуществляется без контроля результативности и эффективности их использования.

В целом действующая система финансирования отрасли культуры не отвечает целям и задачам ее современного развития.

 

2. Стратегические ориентиры

 

§ 2.1. Видение развития

 

Будущее культуры в Кыргызской Республике, характеризующейся богатым историко-культурным наследием, бесценным потенциалом традиционных знаний о жизни человека и среде его обитания, а также быстрыми изменениями устройства социума под воздействием  современных процессов глобализации, требует комплексного и фундаментального подхода в развитии. Обоснование этому заложено в огромном количестве существующем сегодня определении понятия «культура», которые едины в том, что она является  основополагающей базой жизни каждого человека и общества. Об этом свидетельствует, в частности, и определение, общепринятое среди стран - членов ООН на уровне ЮНЕСКО.

Таким образом, культура должна рассматриваться не только как отдельная сфера деятельности человека под названием «искусство и литература», а как нечто более фундаментальное, приоритетное и значимое, поскольку она непосредственно воздействует на установление правил жизни социума и формирование его как личности.

Именно с этой точки зрения культура сегодня играет ключевую роль ценностного стержня и ориентира развития в любой сфере деятельности человека, включая идеологическую, духовную, политическую, управленческую, сферу бизнеса, гражданскую и т.д.

Поэтому девиз «Культура должна определять политику, а не политика культуру», должен быть основополагающим и сквозным при определении целей, задач и мер политики по ее развитию, которые должны быть адекватны ее истинному статусу и роли.

Культура, базирующаяся на духовных и нравственных ценностях в совокупности с инновационными достижениями современной цивилизации способна помочь найти Кыргызстану свое, отличное от других стран, развитие. Она сможет придать ему своеобразие, особый колорит и привлекательность, что позволит нашу страну сделать узнаваемой во всем мире. Это позволит усилить и укрепить те тенденции в Кыргызской Республике, когда инициативные и креативные люди пробиваются к вершинам побед на международном уровне и повышают имидж страны.

Язык культуры обеспечивает общественную поддержку и доверие проводимых преобразований во всех сферах государственной деятельности, а также активное и осознанное участие в их реализации.

Миссия данного стратегического документа заключается в замене стереотипов обычного понимания культуры на ее истинное предназначение в жизни граждан Кыргызской Республики. Это очень непростое предназначение, исполнение которого во много зависит от выполнения следующих необходимых условий.

 

§ 2.2. Цели развития

 

Главная цель данного стратегического документа заключается в том, чтобы обеспечить развитие творческого потенциала нации, сохранение культурных ценностей, традиций и наследия народа, как ресурса духовного развития и патриотического воспитания подрастающего поколения, а также приобщения к мировой культуре. При этом необходимо ориентировать политику в сфере культуры на реальные потребности населения в произведениях искусства, обеспечить доступ населения к ее базовым услугам, а также повышать понимание среди граждан фундаментальной значимости и роли культуры в повышении имиджа и привлекательности страны.

Критериями прогресса продвижения к главной цели станут индикаторы, измеряемые уже на практике конкретными источниками на регулярной основе:

 

Индикаторы

Источник измерения

Единица измерения

И1ГЦ[7]

Уровень посещаемости учреждений культуры и искусства

Нацстатком

тыс. человек

И2ГЦ

Индекс доверия МКИТ

 

Нацстатком

%

 

Для достижения главной цели необходимо решение следующих задач:

1)        воздействовать языком культуры на изменение идеологической среды ее развития, от материальных ценностей к духовно-нравственным и инновационным. Для этого предстоит:

- завоевывать особое государственное и общественное внимание к сфере культуры как фундаментальной, приоритетной и социально-значимой основе формирования правил жизни социума и человека как личности;

- внедрять проекты культуры в сферы деятельности государства в Кыргызской Республике.

Основным индикаторами в реализации данной цели будут:

-       Всемирный индекс счастья (Happy Planet Index) для государств мира, измеряемый один раз в три года аналитиками  исследовательского центра «New Economic Foundation» среди 152 стран мира. Необходимо отметить, что при его определении не учитываются материальные факторы;

-   количество творческих побед Кыргызской Республики на международном уровне.

 

Индикаторы

Источник измерения

Единица измерения

И1Ц1[8]

Всемирный индекс счастья

Британский исследовательский центр

«New Economic Foundation»

Место Кыргызской Республики среди 152 стран

И2Ц1

Количество творческих побед Кыргызской Республики на международном уровне

Нацстатком

 

 

2)     добиться создания благоприятной деловой среды для активного и поступательного развития отечественной культуры. При этом необходимо:

- утвердить аналитически обоснованные, на уровне системы государственного управления, жесткие требования и ограничения, гарантирующие устойчивость и преемственность управления в культурной политике;

- установить официальные «фильтры» для исключения деятельности, не соответствующие функциональным полномочиям МКИТ. Такими «фильтрами», например, могут стать:

утверждение обоснованных и ясных критериев на нормативном правовом уровне, определяющих, для каких лиц возможно проведение юбилеев на национальном уровне, а для каких - в рамках соответствующих творческих союзов или других общественных объединений;

объявление моратория на проведение юбилейных мероприятий под эгидой МКИТ;

- внедрить четкую регламентацию взаимодействия государственных органов в сфере культуры для ориентирования их совместной работы на конкретные общественно воспринимаемые результаты. Для этого будут разработаны рекомендации по оптимизации процедур согласования и принятия государственных решений на уровнях государственного управления, с внедрением стандартов качества подготовки  документов в сфере культуры;

- создать прогрессивную нормативную правовую базу, стимулирующую деятельность работников культуры. Например, через внесение изменений в Трудовой кодекс Кыргызской Республики, направленных на создание возможностей для внедрения контрактной системы найма работников искусства, с учетом специфики творческой работы. Данный механизм современного управления человеческими ресурсами в сфере культуры стоит внедрять на пилотной основе по итогам проведения управленческого аудита[9] в каждом творческом коллективе;

- обеспечить адекватное законодательству финансирование сферы культуры (до 3 % от общих государственных расходов) через переход субъектов культуры на принципы управления по результатам и программного бюджетирования;

- внести в ежегодный план статистических работ Национального статистического комитета Кыргызской Республики измерение индикаторов, отслеживающих результативность и эффективность работы секторов культуры. В частности, необходимо:

- содействовать оптимизации системы сбора, обработки статистической информации в сфере культуры, чтобы получить полноценную картину о ее деятельности;

- разработать, в соответствии с их бюджетной классификацией, основные показатели деятельности учреждений культуры по статистической отчетности, объективным критериям оценки их работы, анализу культурных потребностей, особенно на уровне территорий;

- привести национальную статистку в соответствие с рекомендациями ЮНЕСКО;

- обеспечить обновление и дополнение системы показателей на ведомственном уровне, например, по историко-культурному наследию  и творческим индустриям.

Для измерения хода решения данной цели будут использоваться следующие индикаторы (часть из них необходимо измерять впервые):

 

Индикаторы

И1Ц2

Число сменяемости министров за время реализации данного стратегического документа по развитию культуры

И2Ц2

Число сменяемости заместителей министров за время реализации данного стратегического документа по развитию культуры

И3Ц2

Число сменяемости статс-секретарей за время реализации данного стратегического документа по развитию культуры.

И4Ц2

Количество юбилейных мероприятий, проведенных под эгидой уполномоченного государственного органа в сфере культуры

И5Ц2

Количество документов, возвращенных Аппаратом Правительства Кыргызской Республики в уполномоченный государственный орган в сфере культуры на доработку

И6Ц2

Количество субъектов культуры, внедривших в свою деятельность принципы управления по результатам и принципы бюджетного программирования

И7Ц2

Количество учреждений культуры, перешедших на контрактную основу

И8Ц2

Доля финансирования сферы МКИТ в общем объеме государственных расходов

И9Ц2

Количество индикаторов по культуре, включенных в ежегодный план Нацстаткома

 

3)     создавать привлекательную культурную среду для усиления внимания отечественных зрителей к искусству и творческого потенциала нации путем повышения результативности  и эффективности государственного управления культурой. Для этого необходимо:

3.1) внедрить действующие на практическом уровне механизмы стратегического планирования и правовой адаптации сферы культуры к современным условиям развития, ориентированные на практические результаты. Для этого предстоит усилить потенциал МКИТ, по выполнению процессов «стратегическое планирование» и «разработка нормативных правовых актов».

Для измерения хода решения данной цели будут использоваться следующие индикаторы:

 

Индикаторы

И1Ц3.1

Удельный вес принятых стратегических документов в сфере культуры, от общего числа запланированных

И2Ц3.1

Удельный вес принятых НПА в сфере культуры, от общего числа запланированных

 

3.2)    повышать качество и доступность государственных и муниципальных услуг в сфере культуры, особенно в сельской местности. Для этого предстоит:

- внедрять в деятельность учреждений культуры стандарты качества предоставления услуг;

- обеспечить развитие и модернизацию инфраструктуры культуры в соответствии со структурой и динамикой реального расселения граждан страны.

Для измерения хода решения данной цели будут использоваться следующие индикаторы:

 

Индикаторы

И1Ц3.2

Количество учреждений культуры, вошедших в Паспорт  государственных и муниципальных объектов ее инфраструктуры

И2Ц3.2

Количество отремонтированных учреждений культуры

И3Ц3.2

Количество учреждений культуры, в которых обновлено оборудование

И4Ц3.2

Количество внедренных стандартов качества государственных услуг в сфере культуры

 

3.3) выстраивать систему надежного сохранения, гарантированной охраны, рационального использования и общественной популяризации, а также международного продвижения культурного наследия. В связи с этим необходимо:

- получить мировое признание ценности отечественных объектов ИКН путем их включения в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО;

- создать гармонизированную с международными требованиями нормативную правовую базу ИКН;

- провести на республиканском уровне ревизию, картографирование и цифровую паспортизацию объектов ИКН;

- реализовать практические планы по восстановлению и реставрации объектов ИКН;

- для развития культурного туризма интегрировать туристические маршруты в маршруты объектов ИКН через создание  единой географической карты.

Для измерения хода решения данной цели будут использоваться следующие индикаторы:

 

Индикаторы

И1Ц3.3

Количество объектов историко-культурного наследия, включенных в Государственный список памятников истории и культуры республиканского значения

И2Ц3.3

Количество объектов историко-культурного наследия, включенных в Государственный список памятников истории и культуры республиканского значения, имеющих паспорт

И3Ц3.3

Количество объектов культурного наследия, включенных в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО

И4Ц3.3

Количество объектов культурного наследия, внесенных для включения в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО

И5Ц3.3

Общее количество элементов нематериального культурного наследия, включенных в Национальный перечень элементов нематериального наследия

И6Ц3.3

Количество элементов нематериального культурного наследия, включенных в репрезентативный список ЮНЕСКО нематериального культурного наследия человечества

И7Ц3.3

Количество официально утвержденных туристических маршрутов, связанных с объектами ИКН

 

3.4) добиться возрождения и становления музеев страны, повысив их государственную значимость и роль в сохранении и формировании истории страны и воспитании подрастающего поколения. Для этого предстоит:

- гармонизировать нормативную правовую среду под мировые стандарты организации музейного дела;

- внедрять современные методы управления музеями, ориентированные на спектр спроса граждан страны и зарубежных туристов;

- внедрить стандарты (нормативы) деятельности музеев в научной, фондовой, культурно-образовательной работе;

- внедрять стандарты безопасности, включая запрещение разрушающей объекты ИКН деятельности, установку необходимого современного оборудования. При этом необходимо создать единую систему хранения информации о музейных предметах, которая обеспечит гарантии сохранности этой информации;

- разработать механизм страхования и страховой оценки коллекций ИКН на государственном уровне;

- взаимовыгодно интегрировать музейные коллекции в отдельные сферы деятельности государства, такие как: образование, международное сотрудничество, туризм и т.д.;

- создать единый регистр всех типов музеев страны и электронную базу учета музейных ценностей, включая оцифровку коллекций;

- реализовать практический план развития и реконструкции инфраструктуры, модернизации технического оснащения, а также обновления фондов музеев страны;

- разработать механизмы комплектования музейных фондов, через привлечение бюджетных и внебюджетных средств, формирование государственных заказов на продукты изобразительного искусства и проведение конкурсов на лучшие из них;

- внедрять государственные заказы на подготовку специалистов музейного дела;

- интегрировать музеи в туристические маршруты страны;

- однозначно упорядочить взаимодействие Академии наук и музеев в государственных интересах; 

- обеспечить широкую пропаганду важности музейного дела в просвещении и ознакомлении населения и туристов с историей Кыргызской Республики.

Для измерения хода решения данной цели будут использоваться следующие индикаторы:

 

Индикаторы

И1Ц3.4

Количество посетителей музеев

И2Ц3.4

Доля музеев страны, вошедших в Единую базу данных

И3Ц3.4

Доля музеев, чьи музейные ценности полностью вошли в Единую базу данных

И4Ц3.4

Объем финансовых средств, выделяемых на обновление музейного фонда

И5Ц3.4

Число музеев, оснащенных оборудованием

И6Ц3.4

Число реконструированных музеев страны

И7Ц3.4

Уровень текучести кадров в музеях страны

И8Ц3.4

Количество  официальных туристических маршрутов, куда включены музеи для посещения

И9Ц3.4

Количество объектов ИКН, официально переданных Академией наук в музеи республики

И10Ц3.4

Количество оцифрованных музейных коллекций

 

3.5) расширить свободный доступ граждан Кыргызской Республики к образовательным, научным, информационным ресурсам отечественного и мирового уровня для повышения роли и государственной значимости библиотек в просвещении населения страны, особенно подрастающего поколения. Для этого необходимо:

- гармонизировать нормативную правовую среду под мировые стандарты организации библиотечного дела. Это прежде всего, такие законы Кыргызской Республики, как «О библиотечном деле», «Об обязательном экземпляре документов», «Об авторском праве», «Об издательском деле», «О меценатстве и благотворительной деятельности»;

- внедрять современные методы управления библиотеками, ориентированные на спектр спроса отечественных читателей;

- разработать механизмы комплектования библиотечных фондов литературой на кыргызском языке, через привлечение бюджетных и внебюджетных средств, формирование государственных заказов и т.д.;

- обновить единую электронную базу данных публичных библиотек страны и их фондов;

- разработать среднесрочный план по строительству, реконструкции и модернизации библиотек, с привлечением заинтересованных сторон;

- внедрять государственные заказы на подготовку и повышение квалификации специалистов библиотечного дела;

- внедрять инновационные форматы привлечения читателя в библиотеки;

- разработать квалификационные стандарты работы муниципальных библиотек.

Для измерения хода решения данной цели будут использоваться следующие индикаторы:

 

Индикаторы

И1Ц3.5

Количество посетителей библиотек

И2Ц3.5

Количество принятых нормативных правовых актов о библиотечном деле из числа запланированных

И3Ц3.5

Доля библиотек страны, вошедших в Единую базы данных

И4Ц3.5

Объем финансовых средств, выделяемых на обновление библиотечного фонда

И5Ц3.5

Число библиотек, оснащенных новым оборудованием

И6Ц3.5

Число реконструированных библиотек страны

И7Ц3.5

Уровень текучести кадров в библиотеках страны

 

3.6) сделать дома культуры точками культурного роста каждого села. Для этого необходимо:

- внедрять современные методы управления домами культуры, ориентированные на спектр спроса отечественных читателей;

- однозначно разграничить полномочия органов государственного и местного управления домами культуры на уровне айыл окмоту;

- внедрить нормативную правовую среду в деятельность домов культуры, с установлением обязательных требований и ограничений в их работе;

- внедрить единый электронный реестр домов культуры страны и их фондов;

- обеспечить восстановление, модернизацию и развитие инфраструктуры домов культуры;

- внедрять программы обучения и подготовки работников домов культуры;

- интегрировать дома культуры в концертные маршруты артистов искусства по регионам.

Для измерения хода решения данной цели будут использоваться следующие индикаторы:

Индикаторы

И1Ц3.6

Число домов культуры, вошедших в Единую базу данных

И2Ц3.6

Число восстановленных, реконструированных и построенных домов культуры

И3Ц3.6

Количество выпускников учебных заведений по специальности «менеджер социально-культурной деятельности»

И4Ц3.6

Количество организованных учреждениями уполномоченного государственного органа в сфере культуры концертных региональных маршрутов по сельским домам культуры

И5Ц3.6

Уровень текучести кадров в домах культуры страны

 

3.7) создать благоприятные условия для активного развития отечественного профессионального искусства и заинтересованного приобщения населения страны к произведениям искусства. В связи с этим предстоит:

- внедрить нормативную правовую среду, стимулирующую развитие театров, как объектов пропаганды духовных и культурных ценностей среди населения;

- ориентировать репертуар театров на просвещение и потребности зрителей, включая формирование государственных заказов;

- поддерживать участие артистов театрального искусства в отечественных и международных фестивалях и конкурсах;

- реализовать практический план модернизации театральных учреждений;

- внедрить современные методы управления человеческими ресурсами в театральных, музыкальных учреждениях и творческих коллективах, через объективную оценку по утвержденным критериям их руководящей и кадровой деятельности, на регулярной основе;

- реализовать практический план перевода театральных учреждений на принципы программного бюджетирования по общественно-воспринимаемым результатам;

- инициировать разработку законодательной базы для обязательной отработки по специальности выпусников-бюджетников высших учебных заведений культуры (по направлению выпускной комиссии);

- внедрить партнерские принципы сотрудничества государства с творческими союзами через разработку проекта Закона Кыргызской Республики «О творческих союзах».

Для измерения хода решения данной цели будут использоваться следующие индикаторы:

 

 

Индикаторы

И1Ц3.7

Уровень посещаемости театрально-зрелищных учреждений

Количество поставленных премьер, спектаклей

И2Ц3.7

Количество призовых мест, занятых отечественными артистами театрального искусства на международных конкурсах

И3Ц3.7

Количество театральных учреждений, прошедших капитальный ремонт

И4Ц3.7

Количество театральных учреждений, где обновлено театральное оборудование с просроченными нормами амортизации

И5Ц3.7

Количество театральных учреждений, где обновлены театральные костюмы с нарушенным гарантийным сроком

И6Ц3.7

Количество театральных учреждений, перешедших на контрактную систему работы

И7Ц3.7

Количество театральных учреждений, где проведена оценка комиссией уполномоченного государственного органа в сфере культуры

И8Ц3.7

Уровень текучести кадров в театральных учреждениях

 

3.8) обеспечить прогрессивную динамику роста потенциала и возможностей, а также зрительской популярности кыргызского кинематографа. При этом нужно:

- внедрить современное управление отечественной киноиндустрией, ориентированной на общественно-воспринимаемые результаты;

- создавать современную технологическую базу для производства современных фильмов (современные тон-зал, киносъемочный павильон, съемочные камеры, кинооптика, операторский кран, спецавтотранспорт, лицензионные компьютерные программы и оборудование для светокоррекции и др.);

- формировать ежегодные государственные заказы на создание кинопроизведений национальной и  высокохудожественной значимости, включая детское кино и анимационные фильмы;

- на регулярной основе, адресно и доступно, пропагандировать кыргызское кино среди различных категорий граждан страны, включая проведение кинофестивалей на выявление лучшей отечественной кинопродукции по различным номинациям;

- повысить качество кинопроектор, способных успешно завоевывать призовые места на международных кинофестивалях, а также популярность зрителей на мировых кинорынках через внедрение стандарта качества;

- подготавливать квалифицированные и профессиональные кадры в сфере кино в соответствии с реальными потребностями отечественной киноиндустрии;

- улучшить качество обслуживания сельского населения через  развитие и модернизацию инфраструктуры и техническое оснащение региональных кинотеатров и домов культуры, а также расширение потенциала передвижного кино;

- разработать проекты государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) в сфере кинематографии;

- создать единую общественную площадку, объединяющую государственные и независимые киноорганизации, через обеспечение прозрачности, коллегиальности и профессиональной этики в процессе принятия решений;

- для духовного развития и воспитания подрастающего поколения, сохранения золотого фонда Национальной киностудии «Кыргызфильм» проводить инвентаризацию, оцифровку, архивацию кино-, фото- и фономатериалов;

- для дополнительного внебюджетного финансирования производства фильмов разработать альтернативный механизмы поддержки производства кино на базе изучения международного опыта.

Для измерения хода решения данной цели будут использоваться следующие индикаторы:

 

Индикаторы

И1Ц3.8

Уровень посещаемости кинотеатров

И2Ц3.8

Количество продемонстрированных фильмов

И3Ц3.8

Количество полнометражных фильмов

И4Ц3.8

Количество документальных фильмов

И5Ц3.8

Количество автопередвижных киноустановок

И6Ц3.8

Количество фильмов, продемонстрированных через автопередвижные киноустановки

И7Ц3.8

Численность зрителей, обслуживаемых автопередвижными киноустановками

И8Ц3.8

Количество разработанных проектов ГЧП в сфере кинематографии

И9Ц3.8

Общий объем финансирования государственного заказа из республиканского бюджета

И10Ц3.8

Уровень текучести кадров в учреждениях кинематографии  страны

 

3.9) ориентировать политику образования и занятости кадров в сфере культуры в сторону реальных потребностей учреждений искусства. Для этого необходимо:

- ежегодно определять масштабы и разнообразие спектра спроса культурных учреждений на кадры по требуемым специальностям;

- внедрить механизмы государственных заказов для системы отечественного образования в подготовке квалифицированных специалистов в сфере культуры;

- выбивать квоты для подготовки кадров в сфере культуры за рубежом через подписание международных соглашений;

- повышать потенциал преподавательского состава через современные курсы переподготовки, опирающиеся на прогрессивный международный опыт;

- реализовать практический план реконструкции инфраструктуры музыкальных учебных заведений, а также их оснащения музыкальными инструментами и пособиями;

- регулярно проводить конкурсы на лучшее образовательное учреждение в сфере культуры по различным номинациям через разработку четких критериев оценки деятельности;

- проводить на регулярной основе аттестацию преподавательского состава начальных и средних образовательных учреждений в сфере культуры через утверждение квалификационных требований и создание аттестационной комиссии;

- разработать систему мотивации для того, чтобы выпускники бюджетных отделений ссузов были заинтересованы в получении высшего профессионального музыкального образования;

- разработать на государственном уровне образовательную программу подготовки и продвижения особо одаренных юных талантов на международную арену, с подключением образовательного потенциала республики;

- инициировать открытие высших курсов по подготовке и переквалификации специалистов в сфере культуры;

- разработать нормативную правовую основу для внедрения института ассистентуры-стажировки для музыкантов-исполнителей и аспирантуры для музыковедов, в соответствии с международным опытом;

- ежегодно проводить отбор талантливых детей в регионах для дальнейшего обучения в Республиканской средней специальной музыкальной школе-интернате имени М. Абдраева, включая организацию выездных гастролей творческих коллективов.

Для измерения хода решения данной цели будут использоваться следующие индикаторы:

 

Индикаторы

И1Ц3.9

Количество выпускников вузов отечественных учреждений образования в  сфере культуры

И2Ц3.9

Количество выпускников ссузов отечественных учреждений образования в  сфере культуры

И3Ц3.9

Количество выпускников зарубежных учреждений образования в  сфере культуры

И4Ц3.9

Количество трудоустроенных выпускников учреждений образования в  сфере культуры по специальности на отечественном рынке

И5Ц3.9

Количество реконструированных музыкальных школ

И6Ц3.9

Количество ссузов, оснащенных новыми музыкальными инструментами

И7Ц3.9

Количество преподавателей образовательных учреждений в сфере культуры, прошедших переподготовку.

И8Ц3.9

Уровень текучести кадров в вузах в сфере культуры страны

И9Ц3.9

Уровень текучести кадров в ссузах в сфере культуры страны

 

3.10) обеспечивать научно-методическую поддержку принятия управленческих решений в культурной политике. Для этого необходимо:

- восстановить научно-методический центр;

- регулярно утверждать тематические планы проведения исследовательских работ по культуре;

- внедрить механизмы государственного заказа для устойчивого финансового сопровождения выполнения тематических планов научных разработок в сфере культуры.

Для измерения хода решения данной цели будут использоваться следующие индикаторы:

 

Индикаторы

И1Ц3.10

Общее количество научных исследований, проведенных в сфере культуры

И2Ц3.10

Количество научных исследований, проведенных в сфере культуры по государственному заказу

 

3.11) формировать положительный имидж Кыргызской Республики через пропаганду и популяризацию культуры на мировом уровне, а также активизацию международного сотрудничества. При этом предстоит:

- обеспечить развитие и укрепление международных связей с другими странами в сфере культуры;

- провести инвентаризацию и оценку международных обязательств Правительства Кыргызской Республики в сфере культуры;

- упорядочить официальные процедуры участия посольств Кыргызской Республики за рубежом в продвижении кыргызской культуры;

- наладить устойчивое и взаимовыгодное сотрудничество с международными организациями и странами-донорами, оказывающими помощь Кыргызской Республике в сфере культуры.

Для измерения хода решения данной цели будут использоваться следующие индикаторы:

 

Индикаторы

И1Ц3.11

Количество многосторонних международных соглашений, подписанных в сфере культуры

И2Ц3.11

Количество двусторонних международных соглашений, подписанных в сфере культуры

И3Ц3.11

Удельный вес выполненных международных обязательств в сфере культуры от общего числа

И4Ц3.11

Количество проектов, реализованных в рамках международных соглашений

 

3.12) наладить партнерское сотрудничество с заинтересованными сторонами страны в развитии сферы культуры. В связи с чем, предстоит:

- создать благоприятные нормативные правовые условия для развития меценатства и спонсорства среди бизнес-сообщества в сфере культуры;

- задействовать постоянно действующие коммуникационные площадки для привлечения творческих общественных организаций к участию в деятельности МКИТ;

- стимулировать через действенные институциональные механизмы развитие волонтерства в сфере культуры;

- популяризировать культуру среди государственных органов и органов местного самоуправления;

- проводить адресную и понятную для каждой категории населения PR-кампании по популяризации культуры в жизни каждого гражданина.

Для измерения хода решения данной цели будут использоваться следующие индикаторы:

 

Индикаторы

И1Ц3.12

Количество созданных уполномоченным государственным органом в сфере культуры PR-продуктов в сфере культуры

И2Ц3.12

Количество реализованных совместных проектов с международными организациями и странами-донорами

И3Ц3.12

Количество реализованных совместных проектов с посольствами Кыргызской Республики за рубежом

И4Ц3.12

Количество мероприятий в сфере культуры, проведенных уполномоченным государственным органом в сфере культуры совместно с общественными организациями

И5Ц3.12

Количество конкурсов в сфере культуры, проведенных уполномоченным государственным органом в сфере культуры среди государственных органов и органов местного самоуправления (далее – МСУ)

 

3.13) обновить официальные статистические показатели в сфере культуры для объективного отражения реальной ситуации. Для этого необходимо:

- внедрить основные индикаторы результативности и эффективности деятельности учреждений культуры для отраслевой и национальной статистической отчетности;

- добиться измерения на регулярной основе индикаторов системы мониторинга и оценки реализации стратегических документов разного уровня в сфере культуры, с определением источника и ответственных лиц;

- внести предложения о включении необходимых новых индикаторов в сфере культуры в ежегодный план статистических работ Нацстаткома.

Для измерения хода решения данной цели будут использоваться следующие индикаторы:

 

Индикаторы

И1Ц3.13

Доля индикаторов в общей системе мониторинга и оценки развития культуры, официально не измеряющаяся на постоянной основе

 

4)     обеспечить адекватную институциональную поддержку в реализации стратегического документа по развитию культуры. При этом необходимо:

4.1) внедрить принципы управления по результатам на каждом уровне системы государственного управления культурой, поставив перед каждым субъектом управления четкие измеримые стратегические цели, с персональным распределением ответственности за их достижение;

4.2) подчинить модель работы системы государственного управления культурой поставленным стратегическим целям, через:

-           проведение управленческого аудита (диагностики) текущей деятельности системы государственного управления культурой;

-           приведение бизнес-процессов под единые стандарты формализации и типизации;

-       официальное закрепление бизнес-процессов в положениях о МКИТ, его структурных подразделениях и подведомственных организациях;

-       однозначно распределить управленческие роли в реализации утвержденного списка бизнес-процессов между руководителями различного уровня; 

-       четкую регламентацию бизнес-процессов с определением логической последовательности, конкретных сроков и персональной ответственности выполнения каждого этапа, а также обязательных требований, соответствующих Регламенту Правительства Кыргызской Республики по технической, качественной и юридической экспертизе государственных документов;

4.3) обеспечить перезагрузку работы МКИТ в соответствии с современными принципами проектирования систем управления. При этом необходимо:

- создать единый «Мозговой центр» подготовки преобразований;

- добиться необходимой «критической массы» для поддержки предстоящих преобразований на всех уровнях управления и среди заинтересованных сторон;

- проводить изменения только на базе современных стандартов проектирования систем управления, которые в настоящее время являются обязательными инструкциями для построения государственных органов любого типа.

Для измерения хода решения данной цели будут использоваться следующие индикаторы:

 

Индикаторы

И1Ц4

Количество целей верхнего уровня министерства

И2Ц4

Количество бизнес-процессов (функций) верхнего уровня

И3Ц4

Количество организационных единиц верхнего уровня в структуре уполномоченного государственного органа в сфере культуры

И4Ц4

Доля руководителей верхнего уровня к общей штатной численности центрального аппарата уполномоченного государственного органа в сфере культуры

И5Ц4

Доля руководителей среднего уровня к общей штатной численности центрального аппарата уполномоченного государственного органа в сфере культуры

И6Ц4

Доля сотрудников к общей штатной численности центрального аппарата уполномоченного государственного органа в сфере культуры

И7Ц4

Количество сотрудников, достигших карьерного роста

 

5)     внедрить современные методы управления человеческими ресурсами в системе государственного управления культурой. В связи с этим предстоит:

5.1) проводить наем кадров на конкурсной основе;

5.2.) определить конкретные права и обязанности каждого сотрудника;

5.3.) проводить объективную оценку кадров на базе утвержденных критериев;

5.4.) разработать систему мотивации, стимулирующую своевременную и качественную работу сотрудников;

5.5.) проводить адресную и профессиональную подготовку и переподготовку кадров.

 

Индикаторы

И1Ц5

Уровень текучести кадров

И2Ц5

Число вакансий

И3Ц5

Количество сотрудников, прошедших подготовку и переподготовку

И4Ц5

Количество сотрудников, освобожденных от должности по итогам оценки

И5Ц5

Количество сотрудников, получивших повышение по должности

И6Ц5

Количество сотрудников, прошедших по конкурсу

 

6)     добиться увеличения финансирования сферы культуры через диверсификацию источников поступления денежных средств. Для этого необходимо:

6.1.) перейти на финансирование МКИТ и его подведомственных и территориальных учреждений на программной основе;

6.2.) разработать технические задания проектов для представления их международным организациям и странам-донорам  на получение грантов;

6.3.) разработать прозрачные механизмы сбора, расходования и контроля средств от меценатов и спонсоров;

6.4.) обеспечить результативное и эффективное использование бюджетных средств.

Для измерения хода решения данной цели будут использоваться следующие индикаторы:

 

Индикаторы

И1Ц6

Доля финансирования сферы культуры от общего объема расходов республиканского бюджета

И1Ц6

Объем привлеченных грантов международных доноров в сферу культуры

И1Ц7

Объем привлеченных средств меценатов и спонсоров в сферу культуры

 

Достижение вышеуказанных целей будет обеспечиваться за счет разработки ежегодных планов мероприятий, как на уровне Правительства Кыргызской Республики, так и на уровне уполномоченного государственного органа в сфере культуры.

Для реализации настоящей Программы требуются средства в размере 8506117,1 тыс. сомов, предусмотренные в республиканском бюджете в соответствии с прогнозом республиканского бюджета на 2016-2019 годы, включая 2020 год. При этом на 2020 год запланирована сумма в размере трех процентов от общей расходной части республиканского бюджета в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О культуре» (статья 35).

Мониторинг и оценка

 

Система мониторинга и оценки данного стратегического документа по развитию культуры будет осуществляться на базе указанных выше индикаторов, каждый из которых будет формализован в виде следующей таблицы:

 

 

Индикаторы

Источник измерения

Периодичность

измерения

Единица измерения

 

 

 

 

 

Каждый столбец данной таблицы позволяет дать ответы на все вопросы для определения каждого из них, а именно:

1.        Какую цель измеряет данный индикатор.

2.        Субъект мониторинга и оценки.

3.        Периодичность мониторинга и оценки.

4.        Единица измерения.

Индикаторы, измеряющие цели верхнего уровня, интегрированы в системы мониторинга и оценки реализации стратегических документов развития страны на национальном уровне, например, таких как Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы.

Внутри системы государственного управления культурой будут использоваться индикаторы нижнего уровня на уровне МКИТ и его структурных и подведомственных подразделений. В связи с этим по ним будет организована и соответствующая статистическая отчетность на каждом уровне управления. Для этого будут внедрены единые форматы и стандарты, сроки и периодичность отчетности.

Некоторые индикаторы предстоит измерить впервые, для этого они либо будут включены в ежегодный план статистических работ Нацстаткома, либо начнется работа по сбору информации с разработкой соответствующих методологических инструментов.

По итогам года будут приниматься меры по корректировке данного стратегического документа, с учетом опыта ее реализации и изменившихся условий внешней среды.

 



[1] Понятие счастья определялось через такие факторы как здоровье, образование, семейное положение, отношение близких, экология, вид деятельности, место проживания, возраст и т.д. 

 

[2] Рейтинг Happy Planet Index (Всемирный индекс счастья) для государств мира составляют аналитики британского исследовательского центра New Economic Foundation.

[3] Статья 35 Закона Кыргызской Республики «О культуре».

[4] Речь идет о следующих конвенциях ЮНЕСКО:

·         Конвенция «Об охране всемирного культурного и природного наследия»;

·         Конвенция «Об охране нематериального культурного наследия»

 

[5] Индикатор «количество отечественных побед на международных конкурсах искусства» не измеряется на постоянной основе.

[6] В июле 2010 г. на коллегии Министерства образования и науки Кыргызской Республики был утвержден переход к двухуровневой системе обучения (бакалавр-магистр).

 

[7] И1ГЦ – означает индикатор № 1 главной цели

[8] И1Ц1 – означает индикатор 1 цели 1

[9] Управленческий аудит – это комплексная диагностика существующей модели деятельности государственного органа для оценки степени его готовности, как целостной системы управления, к результативному эффективному достижению стоящих перед ним стратегических целей и задач.